СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ, У ДЕТЕЙ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ.
Белова О.А., Клочкова И.А.
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, г. Рязань
Уровень психофизиологической готовности к обучению в школе детей, депривированных по слуху, особенно оценка их моторных навыков, является крайне важным и актуальным вопросом в современном социуме. Нарушения работы органа слуха компенсируются за счет зрительного анализатора, поэтому учащиеся, деривированные по слуху, основной объем информации об окружающем мире воспринимают с помощью органа зрения и кинестетических ощущений. Опираясь на актуальность и проблему исследования, были поставлены следующие задачи: 1. установить норму «школьной зрелости»; 2.оценить моторные навыки и найти связь между этими показателями; 3. подвергнуть материал статистической обработке.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Для большинства первоклассников характерны средний и низкий уровень развития психофизиологической готовности к обучению в школе (40% и 40%); 2.Основная масса учащихся второго класса имеет высокий уровень развития (87,5%),что отражает активную работу с учащимися всех специалистов школы-интерната; З.Основная часть учащихся третьих классов имеет высокий уровень развития школьно-необходимых функций (92%) и почти не отличается от детей своего возраста, обучающихся в общеобразовательной школе; 4. Основная часть учащихся четвертых классов школы-интерната для глухих и слабослышащих детей имеет развитие выше среднего (69%), в обычной школе 65% учащихся имеет развитие выше среднего; 5.Большинство пятиклассников имеют высокий уровень развития (60%).
При определении моторных навыков оказалось, что: 1. Учащиеся первых классов имеют низкий уровень развития моторносохранных функций, но в связи с работой с ними специалистов к концу года они улучшают свои показатели (р <0,05);
2.Учащиеся вторых классов (28%) показали средний уровень выполнения задания, у 72% из них отмечается нижний уровень выполнения теста. 3. Учащихся 33% третьих классов показали средний уровень выполнения задания, а 67% - нижний уровень. 4. Среди учащихся четвертых классов для 28% учащихся характерен средний уровень выполнения задания, а для 72% школьников - нижний, что связано с началом полового созревания. Отметим, что дети поступают в школу с 8-10 лет. Одной из важнейших интегративных функций, определяющих формирование базисных учебных навыков, являются зрительномоторные координации, неразрывно связанные с моторными функциями. Считается, что уже в возрасте 36 месяцев зрительная и двигательная системы объединяются в общую функциональную систему. Специфика и отличие нарушений или несформированности этой функции в том, что это может быть не дефицит отдельно зрительной или моторной функции, а несформированность интегративного взаимодействия этих функций. Незрелость зрительно-моторных координаций определяет выраженные трудности начального этапа формирования навыка письма.
У детей 7-ми летнего возраста уровень зрительно-моторной координации не соответствует возрастным нормативам в отличие от учащихся 8-ми, 9-ти, 10-ти летнего возраста, которые отличаются средними показателями зрительно-моторной координации, соответствующим возрастным нормативам.
Представляемый материал является достоверным (р< 0,05), обследование проведено с учетом биоэтических правил и норм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
COMMUNICATION OF FUNCTIONAL READINESS FOR SCHOOL AND DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS, IN CHILDREN DEPRIVATION HEARING.
O. A Belova, I.A. Klochkova
GOU VPO «Ryazan State University of name S.A.Yesenin», Ryazan, Russia 390.000 Svoboda Str.,46 Natural-geographical faculty
Keywords: functional readiness, pupils deaf and hard of hearing, functions, sensitivity
Most the thorny question of diagnostics of readiness for school rises in case of its application to children developing in adverse conditions, in particular, in the conditions of acoustical deprivation. Studying of the special literature has shown that the problem of readiness for school of deaf and children hard of hearing remains for today theoretically and experimentally a little developed. The question on «a school maturity» children with a hearing disorder gets a special urgency recently in connection with tendencies of reduction of terms of training at special school, and also with a formation orientation on the integrated training.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010