Научная статья на тему 'Связь детско-родительских отношений и профессиональной направленности подростков'

Связь детско-родительских отношений и профессиональной направленности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
877
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / PARENTS'' ATTITUDES / PARENTAL POSITION / SPHERE OF PROFESSIONAL INTERESTS / VOCATIONAL ORIENTATION OF ADOLESCENTS / VOCATIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL CHOICE / VOLUNTEERING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Жанна Михайловна, Мохнатова Мария Олеговна

В работе утверждается существование связи между детско-родительскими отношениями и профессиональной направленностью подростков. Выявлены особенности данной связи в отношении подростков, занимающихся волонтерской деятельностью. Представлены практические рекомендации для родителей подростков, которые призваны помочь родителям занять правильную позицию в период выбора будущей профессии подростком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елисеева Жанна Михайловна, Мохнатова Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation of parent-child relationship and teenagers'' vocational orientation

The author believes there is a correlation between the parent-child relationship and vocational orientation of teenagers. The article considers the features of this correlation in respect of teenagers engaged in volunteering activities. The author presents practical guidelines for teenagers' parents, which are designed to help parents to take a correct position during the selection of future profession by a teenager.

Текст научной работы на тему «Связь детско-родительских отношений и профессиональной направленности подростков»

УДК 159.922.7

Елисеева Жанна Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета

Мохнатова Мария Олеговна

Eliseeva Zhanna Mikhailovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, General Psychology Department, Penza State University

Mokhnatova Maria Olegovna

студент курса направления «Психология» Пензенского государственного университета

СВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Student of Psychology Program, Penza State University

THE CORRELATION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIP AND TEENAGERS' VOCATIONAL ORIENTATION

Аннотация:

В работе утверждается существование связи между детско-родительскими отношениями и профессиональной направленностью подростков. Выявлены особенности данной связи в отношении подростков, занимающихся волонтерской деятельностью. Представлены практические рекомендации для родителей подростков, которые призваны помочь родителям занять правильную позицию в период выбора будущей профессии подростком.

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, родительские установки, родительская позиция, сфера профессиональных интересов, профессиональная направленность подростков, профессиональные установки, профессиональный выбор, волонтерская деятельность.

Summary:

The author believes there is a correlation between the parent-child relationship and vocational orientation of teenagers. The article considers the features of this correlation in respect of teenagers engaged in volunteering activities. The author presents practical guidelines for teenagers' parents, which are designed to help parents to take a correct position during the selection of future profession by a teenager.

Keywords:

parent-child relationship, parents' attitudes, parental position, sphere of professional interests, vocational orientation of adolescents, vocational orientation, professional choice, volunteering activities.

Успешность выбора профессии обеспечивается тогда, когда при выборе учитывается множество внутренних и внешних факторов. Не менее важны отношение самого подростка к процессу выбора и готовность принимать определенные решения [1]. Одной из реальных ситуаций, когда необходимо принимать важное решение, является выбор профиля обучения в старшей школе. В этом выборе большую, а иногда даже главную роль играет семья. Как дети осуществляют этот выбор, имеет большое значение, так как он может задать тон всему последующему профессиональному развитию. Взаимоотношения «родитель - ребенок» оказывают серьезное влияние на жизнь ребенка и на то, как он будет действовать в той или иной ситуации, в том числе в ситуации принятия жизненно важных решений, поэтому не подвергается сомнению существование некой связи между детско-родительскими отношениями и профессиональной направленностью, процессом профессионального развития подростков [2].

Целью нашего исследования стало выявление связи между детско-родительскими отношениями и профессиональной направленностью подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, для составления практических рекомендаций. Объектом исследования выступила профессиональная направленность подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, предметом - особенности связи между детско-родительскими отношениями и профессиональной направленностью подростков, занимающихся волонтерской деятельностью. В качестве гипотезы принято предположение о том, что существует связь между детско-родительскими отношениями и профессиональной направленностью подростков, занимающихся волонтерской деятельностью.

Теоретико-методологическую базу исследования составили культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция Л.И. Божович о становлении личностного самоопределения в подростковом возрасте, концепция профессионального труда Е.А. Климова, теории в области профессионального и личностного самоопределения Н.С. Пряжникова, Л.Б. Шнейдер, концепции временной перспективы личности, представленные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Кроника, Д.А. Леонтьева, исследования, посвященные волонтерской деятельности, Е.С. Азаровой, Л.В. Болотовой, Н.В. Маковей, В.В. Митрофаненко и др. [3].

Для реализации поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: теоретический анализ и обобщение психологических исследований по проблеме, наблюдение; стандартные и адаптированные методики и тесты: опросник Йовайши (определение профессиональной направленности личности), опросник профессиональных установок подростков (И.М. Кондаков), методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл, адаптация Т.В. Нещерет), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР - подростки о родителях, Е. Шафер).

В исследовании в качестве испытуемых приняли участие 60 человек, из них 30 учащихся 9-го класса МОУ СОШ с. Вадинск (волонтерский отряд «Романтик»), а также их родители (матери).

Обзор теоретической части позволил прийти к выводам о том, что: успешность профессионального самоопределения подростка во многом определена детско-родительскими отношениями, позициями и стилем воспитания; немаловажную роль при формировании профессиональной направленности играет поведение, обусловленное профессиональными установками; волонтерская деятельность подростков может служить ресурсом для личностного с перспективой на профессиональное развитие.

По данным исследования и по результатам математической обработки был сделан вывод о том, что когда детско-родительские отношения в семьях подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, имеют форму партнерских/уравнительных, в семье присутствует психологическое принятие, поощряется активность ребенка, родители стремятся достигнуть расположения и почитания со стороны детей без деклараций и догм, тогда подростки чаще самостоятельно принимают решение относительно выбора профессии и уверены в нем. При этом выбор касается сферы общения с людьми и сферы искусства. В свою очередь, когда в детско-родительских отношениях подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, присутствуют чрезмерная забота со стороны родителей, вмешательство в мир ребенка, имеется тенденция к лидерству путем завоевания авторитета, тогда подростки долго не могут определиться с выбором и чаще всего принимают решение несамостоятельно. При этом выбор касается сферы технических и материальных интересов.

Таким образом, нашла подтверждение гипотеза о том, что существует связь между детско-родительскими отношениями и профессиональной направленностью подростков, занимающихся волонтерской деятельностью. Так, у подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, которые самостоятельно принимают решение относительно выбора профессии и уверены в нем, наиболее выражена личностная составляющая (r = 0,33 при р < 0,01) в детско-родительских отношениях (принятие и эмоциональная близость с детьми). В свою очередь у подростков, занимающихся волонтерской деятельностью, которые не могут определиться с выбором профессии и принимают решение несамостоятельно, выражена предметная составляющая (r = 0,34 при р < 0,01) в детско-родитель-ских отношениях (высокий уровень требовательности и контроля со стороны родителей).

Полученные данные позволяют говорить о том, что большинство подростков психологически не готовы к самостоятельному, осознанному и решительному выбору профессии. Ведь за долгие годы обучения в школе они привыкли к тому, что все было определено расписанием и учебным планом, и когда им предлагают определиться в таком важном вопросе, вполне естественно, что возникает растерянность. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы помочь им, но именно помочь, а не снимать с подростка ответственность за совершаемый выбор.

Ниже представлены практические рекомендации для родителей подростков, которые призваны помочь сформировать родительскую позицию в момент выбора ребенком будущей профессии:

1. Расширять вместе знания о мире профессий. Зачастую подростки, мечтая о какой-либо профессии, слабо понимают, что она из себя представляет. Мало того, иногда и сами родители целиком не осведомлены по этому вопросу, поэтому не будет лишним, если родители вместе с подростками будут узнавать о профессиональном мире, изучая интернет, встречаясь и разговаривая с друзьями и близкими - представителями той или иной профессии [4].

2. Составить список профессиональных предпочтений. Следует предложить ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая профессия.

3. Непосредственный опыт. Если подросток заинтересовался какой-либо профессией, то можно помочь ему «порепетировать» ее в кружке, профильном классе и т. д.

4. Профориентационное тестирование. Чтобы разобраться в мире профессий, подростку еще и необходимо познать себя - свои личностные качества, способности.

5. Поход в университет, на экскурсию. В настоящее время в вузах проводятся профориен-тационные акции: день открытых дверей, «Стань студентом на один день» и т. д. Такой поход позволяет познакомиться с возможным местом обучения в будущем, пообщаться со студентами и преподавателями, точнее определиться с наличием или отсутствием заинтересованности в выбранной профессии, прочувствовать «мое - не мое».

6. Обсуждение альтернатив. Разговаривая с ребенком о будущей профессии, не стоит зацикливаться на одном варианте. Наличие альтернатив позволяет снизить у него уровень тревоги и напряжения. Для родителей важно поставить перед подростком вопрос, что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное, и попробовать вместе с ним найти ответ.

Конечно, родители всегда стремятся помочь своим детям, желая им исключительно добра. Однако родители также не застрахованы от ошибок, которые порой весьма неприятно сказываются на судьбах детей. Такие ошибки чаще всего связаны с переоценкой способностей своих сыновей и дочерей. Также некоторые родители проявляют чрезмерную заботу о хорошем устройстве своего ребенка во взрослой жизни, настаивают, чтобы он выбрал престижную, по их мнению, профессию, так как уверены, что они, как никто, знают, что нужно их детям [5]. Зачастую они ошибаются, действуя вопреки подлинным интересам своих чад. Родителям важно и нужно помогать своим детям в формировании интересов и развитии способностей, но не навязывать свой выбор, даже из самых добрых намерений.

Таким образом, родителям следует помнить, что для подростков важно, как бы они ни стремились к самостоятельности, ощущать поддержку со стороны самых близких. Важно, чтобы по пути самоопределения они шли не одни, а рядом находились близкие, которые помогут им, какой бы путь они ни выбрали. Все это дает им ощущение уверенности в своих силах и побуждает к профессиональным достижениям.

Ссылки:

1. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122-130.

2. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. Красноярск, 2003. 106 c. ; Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 138 с.

3. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. С. 43-47 ; Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2006. 117 с. ; Силяева Е.Г. Психология семейных отношений. М., 2002. 127 с. ; Фомичева Л.Ф. Исследование формирования образа Я и представлений об отношениях с родителями // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 52-56.

4. Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.-метод. пособие / под ред. Л.М. Митиной. М., 2003. 120 с.

5. Котова Е.В. Указ. соч.

References:

1. Kondakov, IM 1997, 'Diagnosis of professional attitudes of adolescents', Questions of psychology, no. 2, p. 122-130.

2. Kotova, EV 2003, The study features parent-child relationship, Krasnoyarsk, 106 p.; Fromm, E 1993, Psychoanalysis and Ethics, Moscow, 138 p.

3. Loginova, GP 2003, 'Psychological aspects of specialized education', Psychological Science and Education, no. 3, p. 43-47; Pryazhnikov, NS 2006, Professional and personal self-determination, Moscow, 117 p.; Silyaeva, EG 2002, Psychology of family relations, Moscow, 127 p.; Fomicheva, LF 2005, 'Research of formation of an image I and ideas about the relationship with parents', Psychological Science and Education, no. 3, p. 52-56.

4. Mitina, LM (ed.) 2003, Psychological support career choices: scientific-method. manual, Moscow, 120 p.

5. Kotova, EV 2003, The study features parent-child relationship, Krasnoyarsk, 106 p.; Fromm, E 1993, Psychoanalysis and Ethics, Moscow, 138 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.