Научная статья на тему 'Связь детских воспоминаний и самооценки у юношей и девушек 16-20 лет'

Связь детских воспоминаний и самооценки у юношей и девушек 16-20 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / MEMORY / ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ / CHILDHOOD MEMORIES / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / СТИЛЬ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русяева Ирина Александровна, Волкова Ирина Владимировна

Статья посвящена исследованию детских воспоминаний во взаимосвязи с самооценкой у юношей и девушек 16-20 лет. Выявлена корреляционная связь негативных детских воспоминаний с самооценкой, установлены различия в эмоциональной насыщенности и детальности детских воспоминаний между юношами и девушками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русяева Ирина Александровна, Волкова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATOIN BETWEEN CHILDHOOD MEMORIES AND SELF-ESTEEM OF BOYS AND GIRLS AGED 16-20

The article is devoted to the investigation of childhood memories in connection with self-esteem young men and women aged 16-20. The correlation of negative childhood memories with self-esteem has been revealed, differences in the emotional richness and detail of childhood memories between young men and women have been established.

Текст научной работы на тему «Связь детских воспоминаний и самооценки у юношей и девушек 16-20 лет»

Психология

УДК: 159.9.

кандидат психологических наук, старший преподаватель Русяева Ирина Александровна

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); психолог Волкова Ирина Владимировна

Коммунальное государственное учреждение «Центр для ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» акимата Зыряновского района (г. Зыряновск)

СВЯЗЬ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ И САМООЦЕНКИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 16-20 ЛЕТ

Аннотация. Статья посвящена исследованию детских воспоминаний во взаимосвязи с самооценкой у юношей и девушек 16-20 лет. Выявлена корреляционная связь негативных детских воспоминаний с самооценкой, установлены различия в эмоциональной насыщенности и детальности детских воспоминаний между юношами и девушками.

Ключевые слова: память, детские воспоминания, самооценка, стиль жизни, юношеский возраст.

Annotation. The article is devoted to the investigation of childhood memories in connection with self-esteem young men and women aged 16-20. The correlation of negative childhood memories with self-esteem has been revealed, differences in the emotional richness and detail of childhood memories between young men and women have been established.

Keywords: memory, childhood memories, self-esteem, self-esteem, lifestyle, youthful age.

Введение. Многие исследователи подчеркивают значение детских воспоминаний и раннего опыта для развития психики и психологического благополучия человека. Представители психоанализа З. Фрейд [7], А. Фрейд [6], А.Адлер и их последователи рассматривают ранний период жизни человека как определяющий его характер и фатально влияющий на его будущее и стиль жизни [1], [2]. Исследователи памяти, в частности П. Бауэр, М. Ларкина отмечают, что вспомнить события детства до 3-3,5 лет практически невозможно, что объясняется феноменом «детской амнезии». Тем не менее, автобиографические события прошлого, носящие яркий эмоциональный характер, могут вспоминаться подростками и взрослыми даже спустя годы [8].

В течение времени воспоминания могут частично искажаться, дополняться деталями и изменяться под воздействием нового опыта. Э.Лофтус [9], [10] установила, что самые ранние воспоминания представляют собой смеси подлинных воспоминаний, рассказов, воспринятых от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием.

Таким образом, исследование детских воспоминаний имеет важное значение для понимания самоощущения личности человека в дальнейшей жизни. Согласно А.Адлеру, ранние воспоминания - это начало автобиографии, в которой есть первая оценка себя, и она лежит в основе самооценки [1]. При этом, не сам факт негативного переживания или травмы влияет на воспоминание о нем, а значение, которое человек придает произошедшему [2].

Формулировка цели статьи. Выявление связи негативных детских воспоминаний о себе и родителях и самооценки у молодых людей в возрасте 16-20 лет. Описание особенностей мужских и женских воспоминаний.

Изложение основного материала статьи. Юношеский период является периодом самоопределения, становления личности, в котором многое зависит от самооценки. В этом возрасте у молодых людей, согласно возрастным периодизациям (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон) актуальны вопросы выбора профессии, жизненного самоопределения, планирования будущих достижений. Заниженная или завышенная самооценка, связанная с обидой на родителей, чувством вины и стыда, может влиять на успехи или на неудачи молодого человека и на их восприятие.

Исследование связи самооценки девушек и юношей и их детских автобиографических воспоминаний позволит выявить причины трудностей, связанных с неадекватной самооценкой, и выработать пути их коррекции.

Исследованием детских воспоминаний занимались многие отечественные и зарубежные ученые (З. Фрейд, А. Адлер, Д.П. МакАдамс, Э. Лофтус, П. Бауэр, В.В. Нуркова), что указывает на постоянный интерес к этой теме на протяжении длительного времени.

В то же время, вопрос о связи детских воспоминаний с самооценкой людей в возрасте 16-20 лет не имеет четкого научно обоснованного ответа. Актуальной задачей становится поиск и исправление ошибок, которые были сделаны в раннем периоде развития человека, изживание ранних детских травм и стрессов. А.Адлер связывает детские воспоминания со стилем жизни: «Стиль жизни - это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели» [2, с. 72]. Соответственно, детские воспоминания не просто хранятся в памяти человека, но и могут оказывать влияние на самоощущение и самоотношение человека во взрослом возрасте.

Д.П. МакАдамс [4] утверждает, что жизненные истории основываются на биографических фактах, но выходят за их пределы, потому что люди избирательно считают что-то из своего опыта подходящим, и в воображении перестраивают прошлое и будущее, чтобы создать такие истории, которые будут обладать для них самих смыслом. Если человек уверен в себе, готов нести ответственность и право выбора за свою жизнь, имеет высокую самооценку, тот он перестраивает свои воспоминания согласно своей жизненной истории и его воспоминания скорее содержат позитивный детский опыт. Установка на негативное мышление может повлечь за собой избирательность в воспоминаниях с акцентом на негативные события прошлого.

Также и В.В. Нуркова [3], [5] считает, что детские воспоминания - это результат избирательного процесса подходящих воспоминаний для автобиографического нарратива взрослым человеком. Взрослый человек выборочно использует автобиографическую память для создания истории своей жизни. Молодые люди с высокой самооценкой выбирают воспоминания, где отсутствует негативный детский опыт, и создают жизненную историю, опираясь на другие воспоминания, которые содержат позитивный детский опыт. Это не говорит о том, что негативные воспоминания отсутствуют у человека, возможно человек имел негативный детский опыт, но свою жизненную историю, имея высокую самооценку, он будет строить не на этих

воспоминаниях. И так работают психологические защиты, вытесняя травмирующие события и сохраняя в воспоминаниях позитивно окрашенные события и образы.

Настоящее исследование проводилось на базе Коммунального государственного учреждения «Зыряновский технологический колледж», г. Зыряновск. Эмпирическая база исследования составляет 60 человек: 30 юношей и 30 девушек в возрасте от 16 до 20 лет.

Гипотезы исследования:

1. Существует связь между количеством актуализированных негативных детских воспоминаний о себе и родителях у молодых людей 16-20 лет и высотой самооценки.

2. Существуют качественные различия в описании и эмоциональной окраске детских воспоминаний между юношами и девушками.

Методы исследования:

1. Метод анализа ранних детских воспоминаний А. Адлера;

2. Проективная методика «Шкала самооценки» G.J. Manaster и R.J. Corsini (в адаптации Сидоренко).

Обработка результатов исследования проводилась с помощью контент-анализа детских воспоминаний-

изложений. по эмоциональной насыщенности и детальности, корреляционный анализ по критерию Пирсона, сравнительный анализ с помощью U-критерия Манна-Уитни.

В результате контент-анализа детских воспоминаний было установлено, что 86,6% девушек указали хотя бы одно воспоминание с негативной окраской, 13,4% девушек указали только позитивные воспоминания. У юношей наблюдается следующее распределение: 63,3% юношей указали хотя бы одно воспоминание с негативной окраской, 36,6% юношей указали только позитивные воспоминания.

В исследовании установлено, что 78% испытуемых имеют среднюю самооценку. Распределение величины самооценки по полу оказалось неравномерным: в группе юношей не наблюдается участников с низкой самооценкой, и больше участников со средней самооценкой, в отличие от девушек, у которых есть показатели низкой самооценки и больше участниц с высокой самооценкой. Это можно охарактеризовать в целом как тенденцию - у юношей к усреднению, а у девушек - к большему разбросу показателей.

Несмотря на такие показатели, 48 % испытуемых имеет чувство неудовлетворенности собой, выраженное величиной расхождения между я-реальным и я-идеальным по методике «шкала самооценки» G.J. Manaster, R.J. Corsini, то есть, между тем как человек оценивает себя сейчас и той самооценкой, которую он бы хотел иметь на данный момент.

Таким образом, самооценка женщин, возможно, более податлива изменениям, и восприятие себя несколько острее, и эта лабильность может определять завышение и занижение показателей самооценки. Стремление к средним показателям у мужчин скорее указывает на устойчивость самооценки к внешним и внутренним воздействиям, сглаживание противоречий и конфликтов. Иметь среднюю самооценку - наиболее безопасно, не обязывает к высоким достижениям, но и не принижает чувства собственного достоинства.

С помощью корреляционного анализа Пирсона выявлена сильная обратная корреляционная связь между негативными воспоминаниями и показателем самооценки (r=-0,867, p=0,001), то есть, чем выше самооценка испытуемых, тем меньше негативного детского опыта присутствует в воспоминаниях-изложениях и наоборот, чем ниже самооценка, тем больше негативных детских воспоминаний у испытуемых.

В таблице 1 представлено соотношение позитивных и негативных воспоминаний у юношей и девушек.

Таблица 1

Сравнительный анализ количества негативных детских воспоминаний между юношами и

девушками

Воспоминания в изложении Девушки Юноши

Одно воспоминание негативное 11 11

Два воспоминания негативные 9 3

Три воспоминания негативные 6 5

Таким образом, у девушек наблюдается больше негативных детских воспоминаний, чем у юношей. Можно предположить, что причина состоит в различии воспитания по половому признаку. Во многих семьях юношей с детства приучают не жаловаться, терпеть боль, быть самостоятельным, отстаивать свои позиции, самостоятельно решать проблемы. Девочкам разрешено искать помощи у родителей, жаловаться, рассказывать о своих неприятностях, во многих семьях девочки могут рассчитывать на помощь родителей.

По эмоциональной насыщенности и детальности воспоминаний выявлены значимые различия между группами девушек и юношей (см. рис. 1).

Рисунок 1. Различия эмоциональности и детальности воспоминаний в группах юношей и девушек

В результате качественного анализа воспоминаний-изложений было установлено, что детские воспоминания у девушек более детальные и подробные, более эмоционально окрашены, чем у юношей (например, «Об этой кукле я мечтала очень долго, моей радости не было предела»). Воспоминания юношей очень часто просты, без деталей, описывают конкретную ситуацию либо с полным отсутствием описания своего эмоционального состояния, либо с очень скупой эмоциональной окраской (например, «...мне купили велосипед» или «у меня был ежик»). Возможно, эти различия связаны с тем, что для девушек более характерна повышенная эмоциональность и общительность, что обусловливает содержательную наполненность воспоминаний-изложений и повышенную детальность.

Можно выделить несколько категорий эмоционально насыщенных и детальных воспоминаний у молодых людей и сравнить группу юношей и девушек на предмет того, какие воспоминания больше запомнились девушкам, а какие юношам (см. табл. 2).

Таблица 2

Частота позитивных и негативных воспоминаний у юношей и девушек

Воспоминания юноши девушки

Позитивные о родителях 0 4

Учиться плавать 2 1

Велосипед, мотоцикл 2 1

Животные 2 1

Подарки, покупки 2 4

Детский сад, школа 2 7

Лето, море, путешествие 4 4

Игры с друзьями, братьями, сестрами 9 15

Негативные о родителях 0 10

Страх утонуть 0 4

Травмы 8 6

У девушек больше воспоминаний, связанных с родителями, близкими, с общением и играми с друзьями, братьями и сестрами, при этом, воспоминаний негативного характера больше, чем позитивного. У юношей воспоминания о родителях не выражены, больше встречается воспоминаний о разных видах деятельности: велосипед, мотоцикл, плавание. Воспоминания о страхе утонуть встречаются у девушек, в то время как

воспоминания о реально произошедших травмах встречаются в обеих группах, чаще о травмах вспоминают юноши.

По воспоминаниям девушек, у них взаимоотношения с отцами лучше, ближе, чем с матерью, часто мать выступает в ярких, негативных воспоминаниях. Хотя, иногда мать и отец объединяются под словом родители, и они выступают вместе против ребенка (например, «родители часто наказывали»), а по отдельности мать яркая негативная фигура, отец не имеет негативной окраски. И можно предположить, что в таких случаях у испытуемых будет средняя самооценка и возможно не будет выражено чувство неудовлетворенности собой, потому что ребенку важно иметь теплые отношения хотя бы с кем-то одним из родителей, чтобы иметь здоровую самооценку в будущем. Психоаналитическое трактование данной особенности основано на понимании психосексуального развития ребенка и объясняется проявлениями Эдипова комплекса и комплекса Электры, которые приходятся на дошкольный возраст. В соответствии с этим, девочки больше тянутся к отцу, бессознательно воспринимая мать как негативную фигуру, а мальчики, напротив, устанавливают более теплые отношения с матерью, соперничая с отцом.

В целом, у юношей выше показатели самооценки, чем у девушек и присутствует меньше негативных детских воспоминаний. В воспоминаниях чаще присутствуют друзья и гораздо реже - образ матери и отца, возможно, потому что некоторые родители не имеют достаточно близких доверительных отношений с сыновьями, считая, что для мальчика важнее научиться быть самостоятельным и мужественным. Часто общение с мальчиком заключается в директивных указаниях со стороны родителей. Тем не менее, это не влияет на самооценку юношей, возможно, главное для гармоничного развития - иметь близкого человека, кому можно довериться, попросить помощи, даже если это не родитель, а друг.

В некоторых случаях, в воспоминаниях девушек также не упоминаются родители, и это не сказывается на самооценке, правда в воспоминаниях присутствуют другие люди: тети, дяди, бабушки. Таким образом, если родственники или другие люди окружают ребенка заботой и вниманием, то наличие или отсутствие воспоминаний о родителях в этом случае не будет иметь прямой связи с самооценкой.

Выводы: в исследовании установлено, что негативные и позитивные детские воспоминания имеют корреляционную связь с высотой самооценки у юношей и девушек в возрасте 16-20 лет. Чем выше самооценка молодых людей, тем меньше в их воспоминаниях негативно окрашенных событий и фигур. В целом, воспоминания девушек более детальны и эмоционально окрашены, в них чаще присутствуют родители. Для юношей характерно краткое и менее эмоциональное изложение воспоминаний.

Результаты данного исследования могут использоваться педагогами и психологами в работе с молодыми людьми, направленной на повышение самооценки и поиск внутренних ресурсов для учебной деятельности, выбора жизненного пути. Знания об особенностях детских воспоминаний и их связи с самооценкой являются полезными для психологического просвещения родителей. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения низкой самооценки во взаимосвязи с детскими воспоминаниями, исследования детских воспоминаний у людей разных возрастов и их связи с Я-концепцией, изучения детских воспоминаний и их роли в реализации взрослыми людьми родительских функций.

Литература:

1. Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. - СПб: Ленинградский Государственный университет, 1993. - 107 с.

2. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 288 с.

3. Василевская К.Н., Кабардов М.К., Нуркова В.В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. - № 2(16). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 09.11.2017).

4. МакАдамс, Д.П. Методология и история психологии: Психология жизненных историй. - Том 3, Выпуск 3 июль-сентябрь 2008. - с 135-166.

5. Нуркова В. В. Автобиографическая память (Структура, функции, механизмы): Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 1998. - 305 с.

6. Фрейд А. Детский психоанализ. — СПб.: Питер, 2003. - 477 с.

7. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост,, науч. ред. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение», 1990. - 448 с.

8. Bauer P. J., Larkina M. The onset of childhood amnesia in childhood: A prospective investigation of the course and determinants of forgetting of early-life events. Memory magazine. Volume 22, Issue 8, 2014, p. 907-924

9. Loftus E.F. Make-Believe Memories // American Psychologist, 58, 2003, p. 864-873.

10. Loftus, E.F., Pickrell, J.E. The formation of false memories // Psychiatric Annals, 25, 1995. - pp. 720-725.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук Фассахова Гузель Рафкатовна

Казанский государственный аграрный университет (г. Казань); кандидат филологических наук Гатауллина Роза Вилюровна Казанский государственный аграрный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук Чумарова Любовь Григорьевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

АБРАХАМ МАСЛОУ И ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы гуманистической идеи Абрахама Маслоу. Авторы предлагают ознакомиться с гуманистическими идеями американского ученного Абрахама Маслоу, что может способствовать усовершенствованию теории и практики современного образования. Идеи Абрахама Маслоу могут быть взяты, по мнению авторов, на вооружение педагогами, психологами, родителями, для решения сложных и противоречивых социально-педагогических задач сегодняшнего и завтрашнего дня.

Ключевые слова: психология, самоактуализация, педагогика, гуманизм, личностно-ориентированный, концепция.

Annotation. In the article it is researched the humanitarian conception of the great American psychologist Abraham Maslow. It has been analyzed his idea about self-actualization of a person, his humanitarian point of view to the development and ability of a person.

Keywords: psychology, pedagogic, humanism, idea, self-actualization, person-centered, conception, education.

Введение. Достижения зарубежной и отечественной антропологии создают прочную научную базу для развития теории и практики личностно-ориентированных концепций воспитания. В использовании зарубежного опыта отечественная педагогика исходит из выявления опыта непреходящих ценностей, законов и закономерностей развития личности. Ознакомление, углубленное изучение и распространение идей и находок Абрахама Маслоу, по мнению авторов, может способствовать усовершенствованию теории и практики современного образования.

Актуальное теоретическое и практическое значение наследия Абрахама Маслоу и вместе с тем неразработанность вопросов, связанных с реализацией в педагогической практике его концепции самоактуализации личности определили выбор темы нашего исследования.

Формулировка цели статьи. Проанализировать и раскрыть гуманистическую концепцию самоактуализации Абрахама Маслоу, дать оценку ее результативности в педагогической практике.

Изложение основного материала статьи. Изучая наследие Абрахама Маслоу становится ясно, что важнейшим фактором становления его гуманистических идей стали особенности его собственного профессионально-личностного развития. Абрахам Гарольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном эмигрантов из России. Родители делали все возможное, чтобы их старший сын получил образование. Но по признанию самого психолога, он в детстве был очень одинок и несчастен, и вырос в библиотеках, среди книг, без друзей [7, с. 37].

Кроме общего ощущения одиночества, жизнь Абрахама Маслоу осложняли его непростые отношения с матерью [7]. Мать психолога была очень религиозной женщиной и часто использовала имя Бога в качестве наказания за малейшие проступки. В результате Абрахама Маслоу вырос атеистом. Отношения с отцом также не складывались, так как он постоянно внушал сыну, что тот глуп и уродлив. Однако Абрахам, несмотря на это, пытался угодить родителям. Он поступил в колледж, где собирался изучать закон, чтобы стать адвокатом, однако он вскоре понял, что это не его призвание.

Поступив в университет, Абрахам Маслоу начинает увлекаться идеей Дж.Б.Уотсона (J.B.Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. Во время учебы Абрахам. Маслоу работает над изучением поведения обезьян под руководством известного психолога Гарри Харлоу (Harry Harlow). Будучи студентом Висконсинского университета, Абрахам Маслоу серьезно начал изучать работы таких социальных антропологов, как Бронислав Бориновски, Маргарет Мид, Рут Бенедикт и Ральф Линтон.

Большое влияние на становление гуманистических идей Абрахама Маслоу оказала работа с известным теоретиком в области обучения Э.Л.Торндайком в Колумбийском университете (в частности, выведенный им «закон эффекта», т.е. зависимость упрочения реакции индивида от последующего удовлетворения или неудовлетворения), а также работа в Бруклинском колледже, где он проработал 14 лет. Затем в Бруклинском колледже Абрахам Маслоу продолжил изучать идеи известных психологов. Бруклинский колледж он называл центром психологической вселенной. Здесь в то время работали видные ученые Европы первой половины 20 века, которые вынуждены, были спасаться от Гитлера, такие как: Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертгеймер. Именно к опыту этих ученых, их исследованиям Аб. Маслоу обращался чтобы познать поведение человека. Труды этих ученых, встречи с ними помогли Абрахаму Маслоу сформировать интеллектуальную основу его дальнейших гуманистических взглядов. В этот же период он занимался также и психоанализом [9; 35-37].

Наибольшее влияние на взгляды Маслоу оказали психоанализ, гештальт-психология и работа нейропсихолога Курта Гольштейна: «Если бы я выразил в одном предложении то, что для меня значит гуманистическая психология, я бы сказал, что это интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (различными психодинамическими психологиями), соединенная с научным духом, который я перенял от своих учителей из Университета в Висконсине» [11, с. 9]. В то же время Маслоу писал: «Не следует говорить о гуманистической психологии, - писал он. - Прилагательное совсем не обязательно. Не считайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринерства... Я - не фрейдист и не антифрейдист, я - не бихевиорист и не антибихевиорист. Я - антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности» [9, с. 57].

Значительное влияние на жизнь и на мышление Абрахама Маслоу оказало психоаналитическая теория З.Фрейда. Он писал, что «многим обязан Фрейду и всем теориям, которые он расплодил, и контр-теориям, которые в свою очередь расплодили они» [11, с. 9]. В 50-е годы, когда клиническая психология была еще

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.