время в массовом сознании счастье ассоциируется скорее с любовью, семьёй, работой, здоровьем, душевным покоем. Очевидно, что для жителей региона характерна ориентация на ценностное содержание категории «счастье». Счастье - это отсутствие опасности для базовых ценностей (семья, здоровье, материальное благополучие, свобода).
Библиографический список
1. Королёва, М. Н. Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ): автореф. дисс. ... канд. соц. наук / М. Н. Королёва.
- М., 2013. - 26 с.
2. Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / Д. Антисери, Дж. Реале. - СПб.: Пневма, 2002. - 880 с.
3. Чепурных, М. Н. «Индексы счастья»: опыт Запада (социологический обзор) / М. Н. Чепурных // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 9. - С. 67-71.
4. Социологическое исследование (2016 г.) в рамах гранта Президента РФ (МК-6746.2015.6). Выборочная совокупность - 1000 чел. (Тыва
- 290, Хакасия - 520, Алтай - 190).
5. За шесть лет Хакасия сумела удвоить свой ВВП. - URL: http://gazeta19.ru (дата обращения: 17.02.2017).
6. Чепурных, М. Н. Позитивный эмоциональный настрой как один из факторов «счастья» / М. Н. Чепурных // Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 3. - С. 65-72.
© Жусман Е. А., 2017
УДК 316.74:2
СВЯЗЬ ДЕНЕГ С ДЬЯВОЛОМ В РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ1
А. П. Никитин
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается вопрос о связи денег с дьяволом в религиозно-мифологических представлениях. Ассоциация денег со злом характерна для традиционных религий, классических художественных образов и современного мифотворчества. Основанием этой связи возможно считать специфику самих денег, сочетающих в себе функциональное отношение средства и цели.
Ключевые слова: деньги, миф зла, традиционные религии, современная мифология, художественный образ денег, диалектика средства и цели.
В религиозно-мифологических представлениях, существующих в различных культурах, обнаруживается одна устойчивая связь, вызывающая определенный интерес как у гуманитариев, так и у специалистов социально-экономического профиля. Речь идёт о сюжетном пересечении персонажа дьявола с деньгами в весьма обширном списке вариаций: от использования тёмной силой богатства как средства искушения и отвлечения от праведного образа жизни до ассоциации монет с фекалиями чёрта.
Одним из первых на эту связь указал З. Фрейд в своей работе «Характер и анальная эротика» [1]. В этой статье З. Фрейда интересовало в первую очередь взаимодействие между комплексом дефекации и денежным комплексом, детским вниманием к калу и склонностью к накоплению, но, вместе с тем, он обратил внимание на широкий спектр переживаний и мифов, в которых деньги ассоциируются с адскими нечистотами. Им упоминаются сюжеты, в которых дьявол дарит своим любовницам золото, а после его ухода оно превращается в куски кала. Обрисовывается фигура «Dukatenscheissers», обозначающая существо, испражнения которого состоят из дукатов. Основатель психоанализа приводит высказывание древневавилонского вероучения: «Золото только адские извержения - Mammon ilu man man».
Множество ассоциаций, связывающих деньги с дьяволом, можно найти в литературной и обыденной мифологии. Известен афоризм Г. Г. Маркеса «Деньги - помёт дьявола», в котором колумбийский писатель раскрывает тёмную сторону денег, их восприятие как чего-то скверного и дурно пахнущего (вопреки крылатому изречению «Деньги не пахнут»).Словосочетания «грязные деньги», «чёрный нал» и многие другие, обозначая деньги, добытые нечестным, нелегальным способом, указывают на их способность становиться чем-то неприятным и таинственным, результатом «тёмного дела». В массовой среде распространёнными являются высказывания типа «деньги - это зло», «деньги портят человека», а популярной мифологемой, описывающей денежное обогащение, является сюжет продажи души дьяволу. Как отмечает Н. Н. Зарубина, «мифологема денег как знака зла, а значит преступления, порока прослеживается в нелюбви и подозрительности к «нажитым» деньгам, независимо от реальных способов, которыми они были заработаны» [2, с. 48].
В традиционных мировых религиях отрицательное отношение к деньгам непосредственно обусловливалось их восприятием как дьявольской силы (особняком в этом отношении находится протестантизм). В буддизме алчность и нечестивая жадность - это один из элементов «нечистот ума», воплощение Килесы-Мары как спецификации демона Мары в виде загрязнения, являющегося помехой для успешной практики медитации (Мад-джхима Никая, 7). В исламе излюбленным способом Иблиса, с помощью которого он сбивает верующих с истинного пути, является привлечение богатством и деньгами. Классические истории об этом описаны в книге Ибн аль-Джаузи «Тальбис Иблис» («Обман Иблиса»), в которых показана сила денег над людьми, толкающих их на преступление, чему так рад обманщик-дьявол.
'Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации (исследовательский проект № МК-7733.2016.6).
72
В жизнеописаниях имама Абу Ханифы есть характерный эпизод, в котором к нему обратился мужчина с просьбой помочь ему вспомнить, куда он спрятал свои деньги. Абу Ханифа посоветовал мужчине до рассвета занять себя молитвой. Как только мужчина начал читать намаз, он сразу вспомнил, где зарыл свой клад, быстро закончил молитву и направился к тайнику откапывать деньги. На следующий день при встрече Абу-Ханифа сказал ему: «Я знал, что Иблис не оставит тебя в покое на намазе и напомнит тебе о тайнике с деньгами, лишь бы ты не молился до рассвета». В этом эпизоде отражается исламское отношение к деньгам как к средству дьявола, отвлекающего человека от Аллаха.
В христианстве тема денег часто ассоциируется с известным сюжетом предательства Иудой Иисуса Христа за 30 сребреников. Иуда при этом был хранителем общих денег апостолов и, по свидетельству Иоанна, воровал их из денежного ящика (Ин. 12:6). В версии того же Иоанна, а также Луки, Иудой при совершении предательства Иисуса двигало не только сребролюбие, но и участие Сатаны (Ин. 13:27, Лк 22:3). Отсюда вытекает спор о том, что было главным мотивом предательства - либо алчность Иуды, либо одержимость дьяволом. Хотя, если следовать Иоанну и Луке, богословам можно использовать версию, что Сатана просто использовал сребролюбие Иуды, чтобы толкнуть его на этот шаг.
В целом можно согласиться с мнением С. А. Глузмана: «В религиозной традиции, в особенности касающейся традиционных религий, деньги есть универсальное зло» [3, с. 184]. Деньги рассматриваются как зло в связи с тем обстоятельством, что зачастую выступают как фетиш, составляющий конкуренцию божественной силе. Дьявол, являясь известным антиподом Бога, в этом смысле олицетворяет собой всё то, что уводит человека от праведного пути, отсюда и непреложная связь тёмной силы с деньгами, которые при этом создают иллюзию всемогущества, сродного божественному. Но для традиционных религий иллюзорно полагать, что деньги даруют власть везде и всегда, верующий человек должен понимать, что деньги - это средство материальной жизни, в сакральном мире они не имеют ценности.
В современной религиозной мифологии на уровне деревенского мифотворчества и городской магической практики ассоциативная связь денег с дьяволом не только сохраняется, но и крепнет, о чём говорит ряд антропологических исследований [4-6]. Мифологические рассказы о деньгах, существующие в крестьянской среде сегодня, отчётливо передают сюжет дьявольской сущности денег. «Деньги принадлежат нечистой силе», - один из основных мотивов мифологических представлений о деньгах. Деньги приносит в дом либо змей-обогатитель, которого затем необходимо своевременно уничтожить, либо черти, находящиеся у колдуна в работниках, либо покойники. Существует популярный образ «неразменного рубля» - денежном средстве, обладающем волшебным свойством всегда возвращаться в карман своего владельца в нерастраченном виде, после того как с его помощью была оплачена покупка. Чтобы получить такой рубль, необходимо осуществить действие в церкви, нарушающее нормы поведения в подобного рода помещениях, либо прибегнуть к помощи чёрта; при этом считается, что в неразменном рубле сидит «злой дух», «дьявол», «нечистая сила». Для городских же жителей открыта целая индустрия оберегов, талисманов и других магических средств для привлечения денежного богатства. В интернет-пространстве легко можно найти «умельцев», которые помогут в деле денежного обогащения при посредстве тёмной силы. Подобного рода бизнес крепнет и развивается, в том числе и по социальным причинам: люди, нуждающиеся в финансовом достатке, отчаявшись, ищут источники благополучия где угодно, не задумываясь о реальном действии этих магических практик.
Другой момент, на который стоит обратить внимание, это тенденция, отражённая и в классической, и в современной литературе, в соответствии с которой трудно встретить персонажа, обладающего «предпринимательским духом» и при этом являющегося положительным героем. Образ финансово успешного человека наделен такими ассоциациями, как одиночество, мрачность, отстранённость, эгоизм; даже если он не вызывает неприязнь и презрение, то его трудно полюбить, его биография скучна и лишена ярких событий. Абстрагируясь от литературных образов, и в реальной жизни можно заметить противоречие между высокой социальной значимостью финансовой деятельности и низкими моральными оценками функции финансиста, на что указывает известный экономист А. Сен [7], хотя этот разрыв постепенно нивелируется, перестаёт быть таким радикальным и явным.
В русской литературе этот момент отрицательной коннотации денежного обогащения особенно заметен. «Если мы рассмотрим корпус русской классической литературы XIX - начала XX вв., посвящённой купечеству и буржуазии (произведения П. И. Мельникова-Печерского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Г. И. Успенского, М. Горького, В. Я. Шишкова и др.), то станет очевидным, что авторы, как правило, связывают происхождение крупных состояний с каким-либо преступлением, совершённым основателем династии. Даже если это и не прямой разбой, убийство или иное тяжкое преступление, всё равно накопление денег объясняется хитростью, беспринципностью, жестокостью и тому подобными пороками» [2, с. 48].
В современном постмодернистском творчестве, создающем собственную мифологию, деньги вообще объявляются тёмной силой, управляющей миром, что особенно проявляется в произведениях В. О. Пелевина. В «Generation "П"» главный герой приходит к выводу, что деньги - это «субстанция, из которой состоит мир» [8, с. 131], некоторого рода первоматерия или первоэнергия, определяющая законы Вселенной. В «Македонской критике французской мысли» Насых Навиков раскрывает тайну денег, считая их носителями душ усопших; в его концепции денег в мире становится всё больше, потому что всё больше жизней пополняет финансовый резервуар. «Его мысль такова: особенности земного существования душ, превратившихся после смерти в деньги, отбрасывают тень на жизнь общества, пользующегося этими деньгами. Больше того, такая тень становится своего рода лекалом, по которому новые поколения «делают жизнь», даже не догадываясь о том, что
именно служит им образцом, хотя постоянно держат этот «образец» в руках в самом прямом смысле» [9, с. 283]. Очевидно, что здесь В. О. Пелевин указывает на то, что в современном обществе потребления человек отдаёт свою жизнь деньгам в том смысле, что посвящает своё существование их приобретению и накоплению. При этом необходимость в деньгах является «лекалом», по которому люди живут из поколение в поколение.
Можно констатировать, что в религиозно-мифологических представлениях деньги ассоциируются с дьяволом как непосредственным образом, так и опосредованно - через осмысление денег как тёмной силы, толкающей на преступление и/или опустошающей жизнь человека. Мы перечислили здесь самые известные аспекты этой связи, более содержательный анализ потребовал бы объём многотомного издания. Имея в виду нерассмотренные нами аспекты, но соглашаясь в целом с положением о взаимодействии образов денег и дьявола, зададимся вопросом о причинах этой связи. Мировоззренческое разрешение этой проблемы нами уже предлагалось - человек может видеть в деньгах не только дьявольскую, но и божественную сущность, учитывая возможность их восприятия как трансцендентной матрицы, оценивающей весь мир [10-11]. Здесь же обратим внимание на другой аспект проблемы, имеющий социально-экономическое содержание и осмысляемый посредством диалектической пары средства и цели.
Традиционная концепция происхождения денег, изложенная ещё у Аристотеля [12], гласит, что деньги возникли как средство, облегчающее процесс обмена между разными сообществами, специализирующимися в отдельных отраслях хозяйственной деятельности (гончару, чтобы купить хлеба у пекаря, которому нужно вино, а не глиняный кувшин, с помощью денег не приходилось идти к виноделу, чтобы менять у него кувшин на вино, а вино затем менять у пекаря на хлеб). В этом обмене можно было обойтись и без денег, они просто уменьшали организационные издержки, в первую очередь время, затраченное на получение необходимого продукта. С появлением профессиональных торговцев, которые зарабатывали, выполняя посреднические услуги между производителями товаров, деньги стали не только средством обмена, но и способом накопления богатства, то есть целью. Институционализация государственного налогообложения в денежной форме ещё более усугубила эту тенденцию. Превращение денег из средства в цель оказало разрушающее воздействие не столько на саму экономику, сколько на жизнь самих людей.
Представим себе аналогичную ситуацию с языковыми средствами. Первоначальная функция языка - это функция коммуникации, осуществляемая посредством осмысления языковых единиц как имеющих значение. То, что с помощью языка аккумулируется знание человечества о мире, является уже вторичным. Если бы мы рассматривали языковые единицы как цель, то оказались бы в ситуации героя кинофильма Б. Роббинса «1000 слов», боясь растратить слова впустую, поскольку эта трата приближает нас к смерти. Но в реальности на продолжительность нашей жизни количество произносимых нами же слов влияет весьма несущественно.
В противовес этому человеку приходится постоянно считать деньги, его жизнь зависит от их наличия. Эта ситуация склоняет к демонизации денег. В истории человеческой мысли нет ассоциаций, которые связывали бы с дьяволом конкретные материальные блага, а слово вообще ассоциируется с Богом. К примеру, абсурдно было бы связывать дом и дьявола, одежду и дьявола, пищу и дьявола и т. д. Деньги же связываются с дьяволом потому, что без них невозможно приобрести ни первое, ни второе, ни третье. Отсутствие денег означает отсутствие жизни, что создаёт ощущение их смертоносной силы. Фетишизация денег носит вынужденный характер, и сам факт насилия вызывает соответствующее отношение к объекту, его осуществляющему.
Иными словами, когда мы говорим о демонизации денег как типичном архетипе, то должны понимать, что у этой интенции есть свои социальные корни. Человечество сделало деньги необходимым условием своего существования, не средством, облегчающим жизнь, а необходимостью для жизни. Религиозно мыслящий индивид при этом наверняка хотел бы больше времени уделять Богу, чем зарабатыванию денег, но вынужден делать обратное. Функция дьявола в этом же - отдалять человека от Бога. Тождественность функций, тем самым, определяет саму ассоциацию.
Библиографический список
1. Фрейд, З. Характер и анальная эротика / З. Фрейд // Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск: Попурри, 1997. - С. 151-155.
2. Зарубина, Н. Н. О мифологии денег в российской культуре / Н. Н. Зарубина // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 4352.
3. Глузман, С. А. Деньги в мифологическом сознании человека: вчера и сегодня / С. А. Глузман. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. - 192 с.
4. Мороз, А. Б. Деньги в мифологических представлениях и обрядовых практиках: современная крестьянская традиция / А. Б. Мороз, Н. В. Петров // Антропологический форум онлайн. - 2013. - № 18. - С. 288-310.
5. Белова, О. В. Неразменный рубль в поверьях и магических практиках славян / О. В. Белова // Антропологический форум онлайн. -2013. - № 18. - С. 230-242.
6. Архипова, А. С. «Приманю деньги быстро и дёшево»: денежная магия в современной России / А. С. Архипова, Я. Фрухтманн // Антропологический форум онлайн. - 2013. - № 18. - С. 134-190.
7. Sen, A. Money and value: On the ethics and economics of finance / A. Sen // Economics and Philosophie. - 1993. - Vol. 9, № 2. - P. 203-227.
8. Пелевин, В. О. Generation «П» / В. О. Пелевин. - М.: Вагриус, 1999. - 304 с.
9. Пелевин, В. О. Македонская критика французской мысли / В. О. Пелевин // Пелевин В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: избранные произведения. - М.: Эксмо, 2003. - С. 265-302.
10. Никитин, А. П. Божественное и дьявольское в деньгах / А. П. Никитин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2014. - № 2. - С. 105-113.
11. Никитин, А. П. Миф денег сегодня / А. П. Никитин // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2016. -№ 17. - С. 74-77.
12. Аристотель. Политика / Аристотель // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - С. 375-644. © Никитин А. П., 2017