Научная статья УДК 343.971: 159.9: NIION: 2018-0077-1/22-096
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-28-35 MOSURED: 77/27-024-2022-01-295
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Связь базисных убеждений сотрудников органов внутренних дел с представлением о социальном взаимодействии
Кирилл Витальевич Злоказов1, Юлия Андреевна Новикова2, Игорь Вячеславович Гайдамашко3,
Александр Владимирович Шахматов4
1 Уральский государственный педагогический университет, [email protected]
2 4 Санкт-Петербургский университет МВД России
3 Российский технологический университет, [email protected]
Аннотация. В статье описываются результаты эмпирического исследования базисных убеждений сотрудников органов внутренних дел и их связей с представлением личности о социальном взаимодействии. Показано, что базисные убеждения формируют имплицитную концепцию мира, влияя на существенные стороны социальной жизни личности, взаимодействие и взаимоотношения с окружающими людьми. Путем анализа научных представлений обосновывается важность изучения базисных убеждений для психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел. Определено, что представление о социальном взаимодействии репрезентирует социальные связи с окружающими людьми и группами. Гипотеза об отношениях между базисными убеждениями и представлениями о социальном взаимодействии подвергается эмпирической проверке. На выборке сотрудников органов внутренних дел (168 человек, 42,3 % - мужчины, ср. возраст 24,5 лет (SD = 2,4 года) получены статистические значимые корреляционные связи (при р < 0,01), характеризующие связь семи базисных убеждений с характеристиками социального взаимодействия личности. Гипотеза исследования находит подтверждение в трех группах корреляций. Обнаружены отношения базисных убеждений о благосклонности, справедливости и удачливости с восприятием личностью социальной поддержки окружающих, базисных убеждений о способности контролировать жизненные события и социальной самооценкой. Показано что перспективы дальнейших исследований связаны с эмпирической проверкой выявленных фактов, изучением влияния базисных процессов на социальное взаимодействие.
Ключевые слова: базисные убеждения, восприятие социальной поддержки, самооценка, управление взаимодействием, социальные ресурсы
Для цитирования: Злоказов К. В., Новикова Ю. А., Гайдамашко И. В., Шахматов А. В. Связь базисных убеждений сотрудников органов внутренних дел с представлением о социальном взаимодействии // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 28-35. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-28-35.
Original article
Relationship of basic beliefs of internal affairs officers with the notion
of social interaction
Kirill V. Zlokazov1, Yulia A. Novikova2, Igor V. Gaidamashko3, Alexander V. Shakhmatov4
1 Urals State Pedagogical University, [email protected]
2 4 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
3 Russian Technological University, [email protected] 2 [email protected]
© Злоказов К. В., Новикова Ю. А., Гайдамашко И. В., Шахматов А. В., 2022
Abstract. The article describes the results of the study of basic beliefs of the personality of the relationship of world assumptions with the individual's conception of social interaction. It is shown that world assumptions influence, social life of the person, interaction and interpersonal relations. By analyzing the scientific ideas, the importance of studying basic beliefs for psychological support of internal affairs officers is argued. It is defined, that representation of social interaction represents social communications of the person with people and groups. The hypothesis on relations between basic beliefs and representations about social interaction is formulated. The research sample included 168 persons, the average age of the respondents was 24.5 years (SD = 2.4 years), and 42.3 % were men. Statistically significant correlations (at p < 0.01) characterizing the relationship of seven basic beliefs with the indicators of social interaction of personality were obtained. The hypothesis of conducted study finds confirmation in groups of correlations. World assumptions about benevolence, fairness, and good fortune are related to an individual's perception of the social support of others. World assumptions about the ability to control life events are related to social self-esteem. It is shown that the prospects for further research are related to the verification of findings and further study of the influence of world assumptions on social interaction.
Keywords: basic beliefs, perception of social support, self-esteem, interaction management, social resources
For citation: Zlokazov K. V., Novikova Y. A., Gaidamashko I. V., Shakhmatov A. V. Relationship of basic beliefs of internal affairs officers with the notion of social interaction // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):28-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-28-35.
Совершенствование психологического сопровождения деятельности сотрудников органов внутренних дел предполагает поиск социальных и психологических ресурсов, позволяющих сотрудникам эффективно выполнять возложенные на них служебные обязанности.
Одним из направлений проводимых в настоящее время исследований выступают исследования мировоззрения человека. Мировоззрение понимается в виде системы представлений, установок и ценностей, влияющих на взаимоотношения человека с обществом, окружающими людьми. Исследования влияния профессиональной деятельности на мировоззрение сотрудников органов внутренних дел указывают на изменение внутренней картины мира, затрудняющей социальную жизнь и снижающих психологическое благополучие. Негативное влияние условий труда приводит к избыточной сосредоточенности сотрудников органов внутренних дел на задачах деятельности уменьшая ценность личной жизни и снижая значимость семьи и родственников.
С научной точки зрения актуальным является вопрос об убеждениях, лежащих в основе представления личности о мире. Исследование данных убеждений показывает основания образования отношений с другими людьми, группами и обществом в целом. Выяснение роли убеждений, определяющих мировоззрение сотрудника органа внутренних дел, позволяет выяснить психологические ресурсы противодействия негативному воздействию условий трудовой деятельности на взаимодействие с социальным окружением, открывают перспективы профессионального отбора лиц, обладающих наибольшей устойчивостью к воздействию деструктивных информационных воздействий.
С этой целью нами было проведено эмпирическое исследование отношений между одной из разновидностей имплицитных представлений — базисных убеждений личности (R. Janoff-Bulman) и представлениями сотрудников органов внутренних дел о социальном взаимодействии.
В статье рассматриваются теоретические предпосылки, позволяющие выполнить данное исследования, описывается его организация, представляются его результаты. Полученные выводы показывают перспективы изучения роли и места базисных убеждений в формировании представлений о социальном взаимодействии, намечают возможности воздействия на базисные убеждения в целях психологической профилактики переживания травматических событий.
Теоретические основания. Базисные убеждения личности представляют одну из междисциплинарных областей психологического познания, возникшую на пересечении когнитивных теорий личности и социальной психологии. Впервые возникнув в работах представителей когнитивного направления зарубежной психологии, данное понятие к настоящему времени используется в социальной, клинической и экзистенциальных концепциях личности.
Идея базисных убеждений вытекает из когни-тивистской гипотезы о существовании имплицитных (врожденных) механизмов, формирующих представления человека относительно окружающего его мира, других людей и его самого.
Так, J. S. Bruner предполагал, что люди воспринимают новую информацию опираясь на уже имеющиеся у них субъективные знания, усваивают ее с помощью индивидуальных категорий [10]. A. T. Beck, исследуя самосозна-
ние больных депрессией, отмечал похожесть их мировоззрения. Всех их объединял негативный взгляд на будущее, низкая самооценка и убежденность в недоброжелательности окружающих людей [9]. A. T. Beck описал данные убеждения в виде системы аргументации, используемой людьми для объяснения событий, происходящих в их жизни, атрибуции отношений окружающих людей, планирования будущего. По его мнению, облегчения переживаний депрессии можно добиться, если подвергнуть анализу эти иррациональные и, во-многом, необоснованные убеждения. К схожим выводам приходят и отечественные исследователи, изучающие мировоззрение людей после пережитого травматического события [4].
В социально-психологических концепциях базисные убеждения также рассматриваются в ряду конструктов, систематизирующих информацию об окружающем мире. В частности, S. T. Fiske и S. E. Taylor писали о том, что социальная перцепция многом основывается не на заимствуемых, а врожденных и эволюционно-обусловленных механизмах [11]. Имплицитные предубеждения ускоряют восприятие и обработку информации, позволяя человеку быстро реагировать на неожиданные события, обращаться за помощью к окружающим и принимать решения, используя знания и опыт других людей.
По мнению М. J. Horowitz представление человека о себе основывается на совокупности неосознаваемых и врожденных убеждений, предопределяющих отношение человека к обществу. Их противоречие социальным ролям и ценностям может объяснить проблемы социальной идентификации. Считая, что для этого следует изучать содержание идентичности, Horowitz показывает, что предметом анализа должны стать схематические описания, модели и оценки самосостояния [13]. Все эти когнитивные образования репрезентируют разные компоненты идентичности, однако их внутренние противоречия, а также несоответствия друг другу могут указывать на различия, например между базисными убеждениями человека относительно себя и его положением в обществе, ожиданиями относительно взаимоотношений и реальным отношением других людей к нему.
Обобщая сказанное, отметим, что идея базисных убеждений основывается на положениях социально-когнитивных теорий и предполагает существование имплицитных и обобщенных представлений, влияющих на восприятие и обработку человеком социальной информации.
Операционализация теории базисных убеждений выполнена R. Janoff-Bulman [14] , S. Joseph совместно с P. Linley [15]. Ими созданы и апробированы методики измерения базисных убеждений. Обе концепции схожи по определению роли и места базисных убеждений в социальной перцепции, однако различаются в части описания самих убеждений, а также механизмов их изменения. Не имея возможности в статье уделить различиям концепций, обобщенно опишем суть их идей.
R.Janoff-Bulman выделяет восемь базисных убеждений (справедливости, возможности контролировать окружающие события, случайности событий», доброжелательности и благосклонности окружающих людей, удачливости, способности управлять собственной жизнью и самоуважении). Эти убеждения образуют систему мировоззрения, некую наивную концепцию мира, которая, в свою очередь участвует в оценке и объяснении событий, происходящих с человеком. Важно отметить, что клинические исследования, в том числе и на русскоязычной выборке подтверждают изменения, в базисных убеждениях у людей, подвергшихся влиянию экстремальных событий, переживших психологическую травму [4].
В тоже время, клинические исследования приводят к неоднозначным выводам относительно природы возникновения базисных убеждений. В частности, под сомнение ставится предположение о том, что все люди воспринимают окружающий их мир изначально позитивным, и только под влиянием травматических переживаний их базовые убеждения изменяются [21]. Психометрическая оценка модели опросника, выполненная М. Е. Kaler с соавторами показывает некоторую избыточность оригинальной структуры шкал (в отношении убеждений о благожелательности, а также контролируемости событий и способности к самоконтролю) [17]. По ее данным, структура базисных убеждений лиц, подвергшихся травматическим событиям может быть представлена четырьмя группами убеждений — контролируемости событий, понятности и предсказуемости поведения других людей, честности и добожелательно-сти, а также состояния безопасности и возможных угроз.
Вместе с тем, несмотря на критические оценки, методика R. Janoff-Bulman обладает необходимыми показателями надежности и валидности и может использоваться для изучения базисных убеждений людей относительно окружающего мира и происходящих с ними событий.
Представление личности о социальном взаимодействии репрезентирует характеристики от-
ношений между личностью и ее социальным окружением. В отечественной социальной психологии данное представление рассматривается частью социально-психологического пространства личности [1]. Зарубежные исследователи определяют его виде репрезентации связей с социальным окружением в сознании человека [12]. Не уделяя внимание различиям во взглядах на этот феномен, отметим, что представление отражает интегральное отношение личности к взаимодействию с другими людьми и социальными группами.
Измерение представлений о социальном взаимодействии проводится разными методами — путем построения модели социальных связей личности [20], изучения категорий, применяемых для оценки социального взаимодействия [16], кон-версационного анализа [18]. Данные методы имеют идеографическую направленность, обобщают уникальные, индивидуально-специфичные характеристики социального взаимодействия. В рамках разрабатываемой нами концепции представление личности о социальном взаимодействии включает три составляющих: восприятие социальной поддержки и ожидание ее от других людей, самооценку взаимодействия, в виде отраженной оценки мнения других людей, способности управлять взаимодействием с другими людьми, образовывать связи и регулировать отношения [23]. Использование этих компонент для оценки социального взаимодействия позволяет давать обобщенную характеристику свойств социального взаимодействия, однако оно ограничено рефлексивными способностями субъекта. В этой связи, применение такого подхода для оценки социального взаимодействия оправдано в ситуации психологического консультирования.
В целом, несмотря на различия в описании социального взаимодействия, взгляды и методы его измерения схожи, поскольку предметной областью изучения выступают взаимодействия личности с социальным окружением, а измеряемыми характеристиками являются свойства данного взаимодействия, обобщенные и представленные в сознании субъекта.
Организация эмпирического исследования. Цель эмпирического исследования — изучение отношений между базисными убеждениями и представлениями личности о социальном взаимодействии.
Гипотезой исследования выступает предположение о наличии связи базисных убеждений и представлений личности о взаимодействии с окружающими людьми.
Исследование имеет корреляционный дизайн. Сбор данных осуществляется методиками, репрезентирующими переменные гипотезы. Тестирование гипотезы проводится путем расчета корреляций между показателями опросников на выборке эмпирического исследования.
Материалы и методы. Выборку исследования составили обучающиеся заочной формы обучения образовательных организаций высшего образования подведомственных МВД России, в количестве 168 человек. Средний возраст опрошенных 24,5 лет (SD = 2,4 года), 57,7 % - женщины.
Методом сбора данных выступали стандартизированные самоотчеты.
1. Базовые убеждения изучались с помощью методики «Шкала базисных убеждений» (World assumptions scale, WAS) валидизирована М. А. Падун и А. С. Котельниковой [3]. Опросник включает 37 утверждений, сгруппированных в восемь шкал, соответствующих модели базисных убеждений, адаптированных к отечественной культурной специфике. Для оценивания используется пятибальная шкала Лайкерта. В исследовании использовались основные шкалы, дополнительные шкалы, предложенные авторами адаптации, не применялись.
2. Представление о социальном взаимодействии изучалось с помощью опросника «взаимодействие личности с социальным окружением» [2]. Методика включает 15 утверждений, сгруппированных в три показателя: восприятия социальной поддержки, самооценки взаимодействия и управления взаимодействием. Для измерения используется семибальная шкала интервалов, в которой среднее значение равно «0», а крайние позиции (+3 и -3) представляют оппозиционные по значению варианты взаимодействия (напр.: обессиливают - поддерживают, мешают - помогают, обесценивают - признают и пр.).
Методами обработки и интерпретации результатов выступили дескриптивная статистика, применяемая для изучения параметров распределения ответов, а также метод корреляции (по Спирмену). Использование метода обусловлено несоответствием распределения значений шкал опросника базисных убеждений закону нормального распределения.
Результаты исследования. Основным результатом исследования являются показатели корреляций между опросником базисных убеждений и опросником представление личности о взаимодействии с социальным окружением (табл.1).
Таблица 1
Связи базисных убеждений с представлением о социальном взаимодействии, п = 168
Примечание: приведены корреляционные коэффициенты с уровнем значимости выше р < 0,05. Статистически незначимые коэффициенты корреляции опущены.
Анализ распределения показателей опросника базисных убеждений показывает наличие выраженной левосторонней асимметрии шкал «Благосклонность», «Доброта людей», «Ценность собственного "Я"». Объяснение этому, на наш взгляд, может служить связь данных характеристик с самооценкой. Как показывают исследования R.Baumeister с коллегами, положительная самооценка усиливает атрибуцию окружающих людей позитивными, добрыми и отзывчивыми [8]. Негативная самооценка приводит к противоположному результату - окружающие люди воспринимаются враждебными, а собственная ценность - снижается [5].
Анализ корреляций демонстрирует связь опросника базисных убеждений с параметрами социального взаимодействия. Они являются статистически значимыми на уровне р < 0,01. Содержание образованных связей в целом соответствует научным представлениям о базисных убеждениях, оценкам личностью параметров социального взаимодействия.
Опишем психологическое значение выявленных связей.
Обсуждение и выводы. Базисные убеждения рассматриваются в качестве факторов, определяющих субъективное мировоззрение человека. В исследовании изучаются связи базисных убеждений с представлениями личности о системе взаимодействия с окружающими людьми. Проведенное исследование позволяет понять, каким образом базисные убеждения связаны с восприятием отношения других людей и самооценкой.
Характер полученных корреляций позволяет заключить, что базисные убеждения в большей степени связаны с представлениями личности о свойствах взаимодействия с окружающими. Например, поддержке окружающих, их восприимчивости к проблемам субъекта и готовности оказать помощь. Об этом, в частности можно судить по корреляциям со шкалами «Благосклонности», «Справедливости мира» и «Удачливости». По-видимому, ожидание помощи и поддержки зависит от убежденности в отзывчивости окружающих, существовании справедливости, как всеобщем и высшем принципе социальной жизни. Еще одним обстоятельством, влияющим на представление о взаимоотношениях, выступает базисное убеждение о собственной удачливости. Возможно, что удачливость используется для объяснения причин помощи других людей в ситуациях, когда сам субъект не может применить принципы благосклонности и справедливости.
В целом, корреляционные связи раскрывают имплицитные убеждения, лежащие в основе восприятия взаимодействия личности с окружающими людьми. Представление о готовности других людей предоставить поддержку и оказать помощь зависит от силы иррациональных убеждений в благосклонности, справедливости и собственной удачливости.
Полученные результаты отчасти согласуются выводам о компонентах социальной перцепции, применяемых субъектом для оценки себя, других людей и социальные группы [6]. По-видимому, представление о благосклонности людей и справедливости окружающего мира соответствует когнитивной группе межличностных характеристик (дружелюбия и моральности). Вместе с тем, полученные нами результаты соотносятся только с ожиданием социальной поддержки и не коррелируют с другими параметрами взаимодействия - социальной самооценкой и способностью изменять взаимодействие. Данное можно объяснить тем, что категории социального сравнения зависят от контекста их применения, соответственно измерение представлений личности о социальном взаимодействии опирается на иную систему категорий, лишь частично связанную с системой
Показатели опросника «World assumptions scale» Описательные статистики Взаимодействие с социальным окружением
Ср. знач Ст. отклон Восприятие социальной поддержки Самооценка взаи-модей-ствия Управление взаи-модей-ствием
Благосклонность 9,62 2,02 0,37
Доброта людей 11,20 1,37
Справедливость мира 8,83 1,71 0,25
Контролируемость мира 9,38 1,81 0,25
Случайность событий 8,75 2,12 -0,23
Ценность собственного «Я» 17,63 2,17
Самоконтроль 9,19 1,85 0,26
Удачливость 9,07 1,78 0,25
категорий, применяемой для оценки субъектом своего социального окружения.
Самооценка личностью взаимодействия с окружающими людьми связана с базисными убеждениями о контролируемости социального мира и собственной способности контролировать происходящие в нем события. Эти результаты демонстрируют предпосылки социальной составляющей самооценки поскольку связывают самоконтроль с самооценкой. Способность к контролю может выступать предпосылкой повышения самооценки, в то время, как неспособность контролировать события и собственные действия, напротив снижает ее.
Полученные результаты отчасти согласуются с предположениями о влиянии самоэффективности на самооценку [7], поддерживая предположение о том, что социальная самооценка основывается на оценках окружающими людьми уровня компетентности и продуктивности субъекта. Вместе с тем, сравнивая их с полученными нами данными, самооценка оказывается связана с убеждением о способности управлять жизненными событиями, что сближает ее с самоуверенностью и способностью к самодетерминации [19]. Таким образом, результаты измерения уточняют и расширяют наше представление о факторах, обусловливающих социальную самооценку.
Выявленная корреляционная связь показателя управления взаимодействием с базисным убеждением о случайности событий раскрывает отношения между спонтанностью и социальными отношениями личности. Психологический смысл связи в том, что высокий уровень иррационального убеждения в непредсказуемости социальных событий увеличивает неуверенность взаимодействии с окружающими людьми. Можно полагать, что выявление данного убеждения может быть полезным, поскольку его влияние может ограничивать взаимодействия с другими людьми, блокировать инициативы человека, ограничивать горизонты планирования.
Обобщая отметим, что корреляционные связи между базисными убеждениями и представлениями о социальном взаимодействии демонстрируют новые данные относительно факторов, влияющих на формирование представления о социальной жизни. При этом, являясь с точки зрения своей морфологии когнитивными явлениями, генетически базисные убеждения и представления о социальном взаимодействии различаются.
Базисные убеждения причисляются к имплицитным (в том числе врожденным) образованиям, а представление о социальном взаимодействии является результатом рефлексии личностью системы социальных связей. Поэтому полученные корреляционные связи рассматриваются нами в качестве
предпосылок для углубленного изучения имплицитных образований, влияющих на формирование субъективной картины мира.
Заключение. Подводя итоги, отметим что изучение отношений между базисными убеждениями и представлением личности о социальном взаимодействии показало наличие статистически значимых связей. Сила полученных связей недостаточна для утверждения факта влияния, однако оценка их значения через призму концепций показывает перспективность дальнейшего исследования.
Обнаруженный факт поддерживает теоретические положения концепции базисных убеждений, расширяет научные представления об обусловленности ожиданий социальной помощи и социальной самооценки имплицитными убеждениями о «позитивном» мире, способности контролировать происходящие в нем события. Полученные результаты могут использоваться для дальнейших исследований имплицитных процессов, определяющих мировоззрение личности, а также применяться в рамках психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Журавлев, А. Л. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 10-18.
2. Злоказов, К. В. Социальное пространство в представлении преступников / К. В. Злоказов. СПб. : издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 2021. 246 с.
3. Падун, М. А. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Буль-ман / М. А. Падун, А. В. Котельникова // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 98-106.
4. Падун, М. А. Когнитивно - личностные аспекты переживания травматического стресса / М. А. Падун, Н. В. Тарабрина // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 5-15.
5. Молчанова, О. Н. Низкая самооценка: восемь проблем / О. Н. Молчанова // Перспективные направления психологической науки : сборник научных статей. М. : Издательский дом Высшей школы экономики. 2012. С. 63-84.
6. Abele, A. E. Navigating the social world: Toward an integrated framework for evaluating self, individuals, and groups / A. E. Abele [et al.] // Psychol Review. 2021. № 128 (2). p. 290-314.
7. Bandura, A. Self-efficacy mechanisms in human agency / A. Bandura // American Psychologist. 1982. -№ 37. - рр. 122- 147.
8. Baumeister, R. F. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? / R. F. Baumeister [et al.] // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4. № 1. P. 1-44.
9. Beck, A. Cognitive Therapy of Depression / A. Beck [et al.]. New York : Guildford Press. 1979.
10. Bruner, J. S. The act of discovery /J. S. Bruner // Harvard Educational Review. 1961. № 31. p. 21-32.
11. Fiske, S. T., Taylor, S. E. (1991). McGraw-Hill series in social psychology. Social cognition (2nd ed.). Mcgraw- Hill Book Company.
12. Haslam, N. Mental representation of social relationships: Dimensions, laws, or categories? // Journal of Personality and Social Psychology, 1994. № 67. pp. 575- 584.
13. Horowitz, M. J. (2012). Self- identity theory and research methods // Journal of Research Practice № 8(2), M1 4.
14. Janoff-Bulman, R. (1989). Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications of the schema construct. Social Cognition, 7(2), 113- 136.
15. Joseph, S., & Linley, P. A. (2005). Positive adjustment to threatening events: An organismic valuing theory of growth through adversity. Review of General Psychology, 9, 262- 280.
16. Kadushin, C. 2012. Understanding social networks: Theories, concepts, and findings. Oxford University Press. - 264 p.
17. Kaler, M. E, Frazier, P., Anders, S. L, Tashiro, T., Tomich, P., Tennen, H., & Park, C. (2008). Assessing the psychometric properties of the world assumption scale. Journal of Traumatic Stress, 21, 326-332. https://doi. org/10.1002/jts.20343.
18. Middleton, D., & Edwards, D. (1990). Conversational remembering: A social psychological approach. // Collective remembering. - London: Sage. pp. 23- 45.
19. Ryan, R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist, 2000. № 5 5. PP. 68-78. DOI: 10.1037/0003-066x.55.1.68.
20. Valente, T. W. Ego - and personal-networks effect // Social networks and health: models, methods, and applications.- Oxford University Press, New York, 2010. PP 61-80. DOI: 10.1093/acprof:o so/9780195301014.003.0004.
21. Van Bruggen, V., ten Klooster, P.M., van der Aa, N., Smith, A.J., Westerhof, G.J. and Glas, G. (2018), Structural Validity of the World Assumption Scale // Journal of traumatic stress. №31. - P. 816-825. https:// doi.org/10.1002/jts.22348
22. Wright, K. (2016) Social Networks, Interpersonal Social Support, and Health Outcomes: A Health
Communication Perspective // Frontier Communication. № 1. p. 10.
Bibliographic list
1. Zhuravlev, A. L. Psychological and socio-psycho-logical space of personality: theoretical foundations of research / A. L. Zhuravlev, A. B. Kupreichenko // Knowledge. Understanding. Ability. 2012. No. 2. pp. 10-18.
2. Zlokazov, K. V. Social space in the representation of criminals / K. V. Zlokazov. St. Petersburg : publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. 246 p.
3. Padun, M. A. Modification of the methodology for the study of the basic beliefs of the personality R. Ya-noff-Bulman / M. A. Padun, A. V. Kotelnikova // Psychological Journal. 2008. Vol. 29. No. 4. pp. 98-106.
4. Padun, M. A. Cognitive and personal aspects of experiencing traumatic stress / M. A. Padun, N. V. Tarab-rina // Psychological Journal. 2004. No. 5. pp. 5-15.
5. Molchanova, O. N. Low self-esteem: eight problems / O. N. Molchanova // Promising areas of psychological science : collection of scientific articles. Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics. 2012. pp. 63-84.
6. Abele, A. E. Navigation in the social world: towards an integrated structure of self-assessment, individuals and groups / A. E. Abele [et al.] // Psychol Review. 2021. No. 128 (2). pp. 290-314.
7. Bandura, A. Mechanisms of self-efficacy in human activity / A. Bandura // American psychologist. 1982. - No. 37. - pp. 122- 147.
8. Baumeister, R. F. Does High self-esteem lead to increased productivity, success in interpersonal relationships, Happiness or a healthy lifestyle? / R. F. Baumeister [et al.] // Psychological science in the interests of society. 2003. Volume 4. No. 1. pp. 1-44.
9. Beck, A. Cognitive therapy of depression / A. Beck [et al.]. New York: Guilford Press. 1979.
10. Bruner, J. S. The Act of Discovery / J. S. Bruner // Harvard Educational Review. 1961. No. 31. P. 21-32.
11. Fiske, S. T., Taylor, S. E. (1991). McGraw-Hill series on Social Psychology. Social Cognition (2nd ed.). McGraw-Hill Book Company.
12. Haslam, N. Mental representation of social relations: dimensions, laws or categories? // Journal of Personality Psychology and Social Psychology, 1994. No. 67. pp. 575- 584.
13. Horowitz, M. J. (2012). Theory of self-identification and research methods // Journal of Research Practice No. 8(2), M14.
14. Yanoff-Bulman R. (1989). Supposed worlds and stress from traumatic events: application of the schema design. Social cognition, 7(2), 113- 136.
15. Joseph S. and Linley P. A. (2005). Positive ad-
aptation to threatening events: organismal theory of assessing growth through adversity. Review of General Psychology, 9, 262-280.
16. Kadushin, S. 2012. Understanding Social networks: theories, concepts and conclusions. Oxford University Press. - 264 p .
17. Kaler, M. E., Fraser P., Anders S. L., Tashiro T., Tomic P., Tennen H. and Park S. (2008). Evaluation of the psychometric properties of the scale of assumptions about the world. Journal of Traumatic Stress, 21, 326332. https://doi.org/10.1002/jts.20343 .
18. Middleton, D. and Edwards D. (1990). Conversational memorization: a socio-psychological approach. // Collective memory. London: Sage. Str. 23-45.
19. Ryan ,R. M., Deci E. L. self-determination Theory and the facilitation of intrinsic motivation, social devel-
opment and well-being // American psychologist, 2000. No. 55. P. 68-78. DOI: 10.1037/0003-066x.55.1.68.
20. Valente, T. V. the Effect of ego and personal networks Social networks and health: models, methods and applications.- Oxford University Press, New York, 2010. pp. 61-80. DOI: 10.1093/acprof:o so/9780195301014.003.0004.
21. Van Bruggen V., ten Kloster P.M., van der A.A., N., Smith A.J., Westerhof G.J. and Glas G. (2018), Structural validity of the scale of assumptions of the world // Journal of Traumatic Stress. No.31. pp. 816-825. https:// doi.org/10.1002/jts.22348
22. Wright, K. (2016) Social networks, interpersonal social support and health outcomes: The perspective of health communication // Border communication. No. 1. p. 10.
Информация об авторах
К. В. Злоказов - доцент кафедры психологии;
Ю. А. Новикова - доцент кафедры педагогики и психологии;
И. В. Гайдамашко - заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук;
А. В. Шахматов - профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности.
Information about the authors
K. V. Zlokazov - Associate Professor of the Department of Psychology;
Yu. A. Novikova - Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology;
I. V. Gaidamashko - Head of the Department of Humanities and Social Sciences;
A. V. Shakhmatov - Professor of the Department of Investigative Activities.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 20-012-00415 «Когнитивные интернет-технологии как фактор формирования экстремистского поведения молодежи: механизмы воздействия и профилактика».
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The study was carried out with the support of the RFBR, project No. 20-012-00415 «Cognitive Internet technologies as a factor in the formation of extremist behavior of young people: mechanisms of influence and prevention».
Статья поступила в редакцию 28.09.2021; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.
The article was submitted to the editorial office on 28.09.2021; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.