Научная статья на тему 'Связь архитектуры и природы в китайских парках'

Связь архитектуры и природы в китайских парках Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1358
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / садово-парковое искусство / паркостроение китая / китайский парк / устройство садов китая / устройство парков китая

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дуань Юйнун Дуань Юйнун

Статья посвящена устройству садов и парков Китая. Затрагиваются вопросы организации паркового пространства посредством архитектурных объектов разной типологии. Раскрываются эстетические и философские аспекты китайского паркостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dedicate of organization garden and park of the China. Author touch upon a question of the organization garden space by means of architectural objects different typology. And study aesthetic and philosophical aspect of the china garden.

Текст научной работы на тему «Связь архитектуры и природы в китайских парках»

Дуанъ Юйнун

СВЯЗЬ АРХИТЕКТУРЫ И ПРИРОДЫ В КИТАИСКИХ ПАРКАХ

Работа представлена кафедрой художественного образования и музейной педагогики. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л. Б. Михаленко

Статья посвящена устройству садов и парков Китая. Затрагиваются вопросы организации паркового пространства посредством архитектурных объектов разной типологии. Раскрываются эстетические и философские аспекты китайского паркостроения.

The article dedicate of organization garden and park of the China. Author touch upon a question of the organization garden space by means of architectural objects different typology. And study aesthetic and philosophical aspect of the china garden.

В истории мирового садово-паркового искусства паркостроение Китая занимает особое место1. Китайские мастера создавали разные по размеру и характеру парки: от величественных императорских дворцово-парковых ансамблей до миниатюрных садиков. Каким бы ни был сад, в его основе - особое отношение человека к природе, связанное с философией и религией2.

Основополагающими для китайского паркостроения явились естественные формы природы, которые стали в парке главными элементами. Архитектор никогда не «перекраивал» ландшафт, а, напротив, подчеркивал его достоинства, заставляя дорожки свободно извиваться среди горок, водоемов, лужаек и деревьев. Одно из главных мест в композиции китайских садов и парков принадлежит водоемам самых различных размеров и форм, около которых размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро композиции.

Постройки в китайском парке служат обычно местом отдыха и любования пейзажными видами, раскрывают внутренний смысл природы. Именно поэтому китайские садовые сооружения чаще всего располагаются вблизи гор и водных источников, их пропорции соразмерны природным формам и носят созвучные с ландшафтом названия: «зал», «беседка», «павильон»,

«беседка над водой», «мраморный корабль», «мемориальная арка» и др. Они всегда свободно размещаются в ландшафте, как по отдельности, так и образуя ансамбль. Элементы пейзажа и архитектурные объекты оттеняют друг друга, подчеркивая достоинство форм, линий, цвета. Благодаря небольшим размерам малые формы архитектуры легко вписываются в природное окружение.

Говоря об архитектуре китайских парков, необходимо сказать, что для всех парковых сооружений характерны высокие крыши: четырехскатные, двускатные, изогнутые, шатровые, плоские, одноярусные, двухъярусные и др. Каждая из форм этих крыш используется для соответствующего ландшафта, позволяя сооружениям гармонично слиться с природным окружением. С этой же целью в китайских парковых постройках делают огромные двери или окна высотой от пола до потолка, а также сквозные павильоны. Такой подход сообщает единство внутреннего и внешнего пространства сооружений, обнаруживает связь строения и природного ландшафта.

Среди основных типов парковых строений следует выделить «терем», являющийся в парке самым большим сооружением. Благодаря своим размерам он возвышается над местностью, задавая ориентацию в пространстве и сообщая поэтичность пар-

ковым уголкам. Формы «терема» весьма разнообразны. В плане он являет собой квадрат или правильный многоугольник. Обычно эти постройки имеют два этажа, но возможны многоэтажные «терема». При этом каждый этаж окнами обращен на все стороны света, имеет коридор и видовую площадку. Шатровая крыша придает завершенный силуэт всему зданию. В пространстве парка «терем» задает основную смысловую ось композиции. Поэтому порой «терема» выстраиваются в цепочку построек.

В саду «терем» - это, безусловно, высокая и роскошная постройка, но главная роль в череде парковых зданий принадлежит жилому дому, который для удобства размещается в центре парка. Одна из частей дома - «зал» - просторное и хорошо освещаемое помещение, чаще всего служит для обрядов и приема гостей. Он всегда ориентируется окнами-дверями и верандами на прекрасные пейзажи. В зависимости от ситуации внутреннее пространство «зала» может перегораживаться ажурными стенками и ширмами. «Зал» также служит посредником между жилой частью дома и пейзажем. Чтобы осуществить переход от внутреннего к внешнему пространству, преддверием зала делают открытую площадку, с которой можно любоваться отдаленными перспективами.

С этой же целью в парках строились открытые на все стороны павильоны. Благодаря сквозной конструкции и широкому полю обзора такие павильоны чаще всего размещались на пересечении парковых дорожек и служили отправной точкой путешествия по парку.

Для восприятия красивых пейзажей также устраивались многочисленные беседки, веранды, галереи, мосты, ориентирующие взгляд зрителя в нужном направлении.

В садах Китая много беседок разных форм и размеров. Основная функция беседки - защищать от солнца и осадков, служить местом отдыха и созерцания красот ландшафта. Вместе с тем в планировке сада

беседка часто служит приемом декорирова-ния пространства. Цветовое решение беседок делает их важными в колористическом плане объектами, акцентирующими внимание зрителя как на самой архитектуре, так и на природном окружении, в котором беседка размещена.

Говоря о парковых сооружениях, нельзя не упомянуть, что яркая окраска присуща не только беседкам. Все постройки расцвечены яркими красками, хорошо выделяющими их на фоне зелени парков. «Живописной» архитектуру делают и поэтические названия, которые характерны для всех без исключения объектов. Например, «павильон, где слышен снег» или «беседка, омываемая ароматом леса» и т. д.

Скульптурное оформление в садах Китая используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. В китайских парках скульптуру часто заменяют естественные камни, которые обрамляют берег водоема, горку, лестницу и др.

Нельзя не отметить, что парки и сады Китая рассчитаны на человека, способного чутко улавливать настроение в природе. Парковые сооружения в природном окружении требуют особого настроя, готовности к восприятию.

Вообще, есть два способа любования китайскими парками: динамический и статический. Динамический способ требует движения по парку в разных направлениях с фиксацией внимания на отдельных парковых элементах. Под статическим же подразумевается рассмотрение пейзажа с одной точки обзора, например из павильона. Такой способ любования больше подходит для небольших по размеру садиков. Крупным же парком лучше всего любоваться по ходу движения, поскольку в нем, как правило, подразумевается длинный экскурсионный маршрут, в котором множество картин последовательно сменяются друг другом. Во время прогулок можно сидеть, останавливаться, считать рыбок в водоеме. Мастера проектировали такой

маршрут, который способен гармонизировать поочередно расположенные точки и постройки для отдыха, приема гостей, передвижения и покоя.

Большое внимание уделяли рельефу местности. Дорожки планировали с учетом видов, раскрывающихся как внизу, так и вверху. Таким образом, прогуливаясь в парках по поднимающимся горкам и постройкам на разной высоте, точки зрения меняются, красота природы кажется безграничной и неповторимой. Но китайские парки рассчитаны не только на визуальное восприятие. Посещая китайские классические парки, слышишь, как течет речка, как нежно и звонко поют птицы, чувствуешь аромат каждого времени года. Пейзажи меняются, меняется настроение зрителя. Виды в разное время по разному красивы, об этом писал еще Го Си в трактате «Линьцюань гаочжи»: «Весной гора светлая, будто улыбается, летом гора изумрудно-зеленая, осенью гора чистая, словно украшена, зимой гора бледная, словно спит»3. Меняющаяся в разные времена года красота в садово-парковом искусстве сознательно выделяется и усиливается мастерами пейзажа.

Такой подход к устройству садов и парков не мог быть не замечен мастерами других государств. Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, прежде всего Японии. А с XVIII века интерес к китайским садам проявили европейские паркостроители4.

В настоящее время народ Китая береж-но сохраняет как сами памятники садовопаркового искусства, так и традиции со-

здания парковых картин5. Конечно, процесс создания парков в современных мегаполисах представляет определенную трудность.

В густонаселенных городах, где застройка очень плотная, возникает проблема устройства садов по традиционным принципам. Поэтому в городской среде китайские архитекторы создают миниатюрные садики, напоминающие уголки естественной природы. Эти садики устраиваются в маленьких двориках больших домов. Здесь нет архитектурных конструкций, характерных для больших парковых пространств. Композиция обычно строится на гармонии воды, камня, растительных форм. Тишина, царящая в них, резко контрастирует с шумом большого города. Эти маленькие по размеру, но большие по смысловой нагрузке садики подобны глотку свежего воздуха. Они есть способ приобщения молодежи к многовековой истории государства, к духовной жизни древнего народа.

Выводы. Таким образом, на основе вышесказанного можно сформулировать следующие принципы китайского парко-строения: максимальное использование возможностей естественных пейзажей, умение отделять главное от второстепенного, построение пейзажа на контрасте большого и малого, светлого и темного, широкого и узкого, высокого и низкого, стремление в малом добиваться большого, следование принципам гармонии и соразмерности, постепенное раскрытие видов и восприятие пейзажа согласно времени суток и сезонов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Горохов В. А., Лунц Л. Б. Парки мира. М.: Стройиздат, 1985. С. 43

2 Лоу Цинси. Классические сады и парки Китая. Пекин, 2003. С. 32.

3 Лоу Цинси. Классические сады и парки Китая. Пекин, 2003. С. 58.

4 Рандхава М. Сады через века. М.: Знание, 1981. С. 51.

5 Памятники китайского искусства. Пекин, 2003. С. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.