Научная статья на тему 'СВЯТЫНИ РУССКОГО СЕВЕРА: ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ЭССЕ'

СВЯТЫНИ РУССКОГО СЕВЕРА: ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ЭССЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯТЫНИ РУССКОГО СЕВЕРА: ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ЭССЕ»

*

Н.В. Лайдинен

СВЯТЫНИ РУССКОГО СЕВЕРА: ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Русский Север - непознанный, мистический, суровый - волнует сердца романтиков и исследователей уже много столетий подряд. Кольский полуостров, Беломорье, Ловозерские тундры, архипелаги Соловки и Кузова когда-то влекли к себе завоевателей-викингов, беженцев, раскольников и монахов, а сегодня в эти края устремляются ученые и духовные искатели.

За последнее столетие в Европейскую Арктику приезжали с разными целями многочисленные экспедиции и путешественники. Некоторые исследователи (например, Николай Гумилёв) стремились обнаружить неподалеку от современного Беломорска, в устье реки Нижний Выг, следы таинственной «Голубиной книги», по легенде высеченной на камне самим богом Фебом. Экспедиция А.В. Барченко (финансируемая ОГПУ при личной поддержке Ф.Э. Дзержинского) разыскивала в районе Ловозера следы исчезнувших цивилизаций и проходы в параллельные миры, а также изучала «мерячание» - технику впадания в транс саамских шаманов.

Существуют сведения, что в эти края была направлена даже тайная экспедиция «Анэнербе» - для исследования существующих здесь уникальных природных феноменов и лапландской магии (не секрет, что именно саамские колдуны, известные своей силой, способностью к передвижению в пространстве предметов и даже

Наталья Валерьевна Лайдинен - кандидат социологических наук, член правления Карельского землячества в Москве, член правления Российского творческого союза работников культуры, представитель в России Объединения русских писателей Америки.

владевшие искусством левитации, состояли на службе у коронованных особ в разных странах). Наш современник, профессор и автор нескольких увлекательных книг В.Н. Дёмин, был серьезно увлечен Древней Гипербореей и несколько раз приезжал на Север в надежде отыскать доказательства своим революционным теориям ... Но молчат древние мшистые валуны, волны северных рек и озер берегут тайны от досужего любопытства.

Наверно, особая притягательность Русского Севера - в неповторимой атмосфере, древней истории, глубинной тайне, которой окутаны далекие просторы. Я сама родилась и выросла в Карелии и хорошо знаю, что однажды «заболев» Севером, исцелиться уже невозможно, всегда будет тянуть назад, в эти удивительные места, которые всякий раз открываются по-новому. Здесь действительно есть, что увидеть и попытаться понять, почувствовать, исследовать, хотя результат поиска - всегда непредсказуем.

В составе экспедиции энтузиастов я недавно побывала на Кольском полуострове, в районе Ловозера, на Сейдозере, в Северной Карелии. Для человека с яркой фантазией повсюду открываются знаки пребывания на этой земле легендарных древних цивилизаций. Чего только стоят знаменитые сейды, «летающие камни» старинных легенд! Ритуальные сейды древних саамов повсюду разбросаны по северным русским просторам, встретить их можно неподалеку от Мурманска, в Карелии, на островах в Белом море. Сколько копий было сломано вокруг попыток их изучения, интерпретаций результатов различных экспедиций, а ответов на серьезные научные вопросы по-прежнему нет. Смотрятся сейды действительно фантастически: многотонные валуны грациозно возвышаются над обрывами на крошечных «ножках»-опорах (неизвестным образом «подложенных» камешках, что позволяет избежать контакта глыб с землей). Говорят, это усиливает идущий через них энергетический поток.

Нередки сейды, увенчанные небольшими каменными «шапками», что также дает волю воображению исследователя, поэтому появляются десятки трактовок и гипотез. Впечатляют «парящие» над сопкой гранитные монолиты неправильной геометрической формы, которые по всем законам физики просто обязаны упасть, скатиться, обрушиться, но они веками остаются на своих местах. Что это на самом деле - проделки мифологических гигантов древности, которые могли переносить предметы на расстояние, в том числе силой мысли (воспоминаниями о великанах пронизаны северные мифы и руны), или просто образец блестящего инженерно-

го мастерства наших предков - еще предстоит разобраться. Но доподлинно известно, что монолиты почитаются и поныне как священные камни саамов. Считается, что в сейды переносились души умерших колдунов-саамов, поэтому подходить к этим священным камням боялись всегда. Женщины вообще не имели права приближаться к сейдам. Во многих удаленных местах такая традиция сохраняется и сегодня.

Особенно много ритуальных камней на Кузовах. С этими островами, разбросанными по Онежскому заливу Белого моря, вообще связано невероятное количество легенд. Одна из них гласит, что огромные валуны Немецкого Кузова - это окаменевшие «немцы» (шведы), которые желали подчинить себе находящиеся неподалеку Соловки, но были остановлены и заколдованы то ли всемогущими богами, то ли местными шаманами. При наличии фантазии в местных скалах и глыбах можно разглядеть что угодно: трон Одина и черты Одноглазого Бога, чудесных зверей и фигуры гигантов.

При серьезном изучении сейдов было выявлено, что все они располагаются в аномальных энергетических зонах, преимущественно - на кварцевых жилах или в районах выхода коренных пород. Крупный культовый центр с большим количеством сейдов можно также увидеть на карельской горе Воттоваара, где когда-то находилось древнее языческое святилище. Сейчас рядом с этим массивом ведется промышленная разработка карьеров, что, несомненно, угрожает состоянию древнего памятника. Серьезно вредят состоянию языческих святынь Воттоваары и любопытные туристы, разношерстные искатели приключений, бездумно увозящие ритуальные камни в качестве оберегов или просто на «долгую память».

Многие святыни Русского Севера возводились на местах, некогда священных для язычников. В христианское время многие такие культовые места стали «нехорошими», получили соответствующие названия, вроде: Бесов Нос, Чертов Стул, Бесовы Следки, - люди их сторонились. Но случались и другие истории: немногим туристам сегодня известно, что знаменитые Кижи, вдохновенно сооруженные плотником Нестором на острове без единого гвоздя, тоже были основаны на месте сакральных языческих мест. Первая церковь, поставленная прямо на древнем капище, рядом с Киж-горой, по преданию, заселенной многочисленными духами, сгорела от удара молнии. Другие постройки ставили уже поодаль от культового места. В переводе название Кижи озна-

чает «остров игрищ»: жители Заонежья верили в то, что рядом с нами множество параллельных миров, заселенных различными духами. По преданию, на острове можно излечиться от многих болезней, стоит только остаться здесь на ночь. Многие местные жители с соседних островов и сегодня могут заговорить боль или снять сглаз.

Соседние с Кижами острова также считаются священными местами Заонежья. Так, на острове Радколье, по легенде, водили хороводы и совершали ритуалы плодородия в честь Ивана Купа-лы. Теперь же в Кижах не найти древних идолов и остатков святилищ, но сильнейшая энергетика чувствуется повсюду! И еще - жива природная красота Заонежья, Кижских шхер, ради созерцания которой обязательно стоит приехать в эти края.

Другой загадкой Севера являются загадочные лабиринты, истинного значения которых тоже так никто пока и не смог объяснить. Версий их появления на северной земле множество: это и фактическое приливное рыболовство, и рыболовная магия, и путеводитель для трансцендентных перемещений души. По земному шару таких лабиринтов разбросано немало, что вызывает многочисленные вопросы исследователей.

Увидеть лабиринты можно в разных местах: на Соловках они сохранились на Большом Заячьем острове, на Кузовах - на острове Олешин, а еще их можно изучать неподалеку от Кандалакши ежедневно в период отлива. На Большом Соловецком острове сами монахи заново выложили лабиринт, чтобы попытаться развеять тайну древнего языческого обычая. Старожилы, с кем привелось беседовать, тем не менее полагают, что к ловле рыбы древние круги не имели никакого отношения, но представляли собой древний магический ритуальный объект, например, пункт входа в другое пространство или центр концентрации космической энергии.

На меня самое сильное впечатление произвели, пожалуй, лабиринты мыса Аннин Крест, что неподалеку от Старой Умбы. Когда опасные волны Белого моря (ранее именовавшегося Гандвик -«залив чудовищ») несут моторку к лабиринтам, более всего поражают берега: тут и места древних захоронений, и многочисленные выходы коренных пород. Лабиринты окрестностей Умбы официально датируются II тыс. до н.э., но местные жители уверены, что они гораздо старше. Не стоит искушать судьбу и забираться в центр хорошо сохранившегося лабиринта, нам рассказывали, что последствия от бравады могут случиться очень разные - земля-то

сильная! Стоит побродить вокруг, впитывая суровую мощь этих древних северных мест.

Говоря о непознанном Русском Севере, стоит обязательно остановиться и на петроглифах. Эти изображения, высеченные на плоских скалах-голышах, можно встретить на Онежском озере, в устье реки Поной, неподалеку от Беломорска. Даже крупные ученые (такие, как Ю. Савватеев), которые всю жизнь посвятили открытию и изучению древних наскальных рисунков и спасли их от уничтожения (в частности, в устье реки Нижний Выг при строительстве плотины), не могут в полной мере объяснить их значения и сакральной сути. Выдвигаются самые разные версии, начиная от обычных зарисовок древним человеком событий текущей жизни, магических ритуалов, заканчивая необыкновенными космическими описаниями и толкованиями изображений. Лично я была просто потрясена, увидев в районе Залавруги на скале высеченный анкх и контуры человеческих фигур и знаков, четко ориентированных по солнцу, а также дельфинов и черепах. Не остается сомнений в том, что изображения совсем не так просты, как кажется на первый взгляд.

Еще большей загадкой являются геоглифы - гигантские наскальные изображения - Сейдозера (по-саамски «Сейтъяввр»). Спор ученых мужей об их искусственном или естественном происхождении продолжается уже много лет. Некоторые исследователи вообще считают северные геоглифы призраками, обманом зрения. Тем не менее лично мне привелось наблюдать это необыкновенное изображение.

Знаменитое Сейдозеро - священное культовое озеро саамов, очень красиво. Оно, очевидно, имеет вулканическую природу. Озеро покоится в глубокой внутригорной котловине. Вокруг раскинулись Ловозерские тундры, их романтические силуэты со всех сторон обрамляют Сейдозеро.

Добраться сюда можно по тропе, причалив на лодке к трехкилометровому перешейку, что соединяет Сейдозеро с Ловозером. В этом районе нередки дожди и шторма, поэтому увидеть геоглифы доводится не каждый день. При выходе на тропу в сторону заповедника встречает Шаман-гора, на которой в косом вечернем освещении при хорошей погоде отчетливо видна 70-метровая фигура с поднятыми руками - один из знаменитых местных геоглифов. Красота, покой, природное величие и неподвластная разуму энергетика места необыкновенны. Погода здесь меняется довольно быстро, облака словно стелются по горным склонам вокруг Сейдо-

зера, затрудняя работу исследователей. Вода в нем прозрачная, почти идеально чистая; с озерными глубинами связано множество самых разных легенд. Некоторые из них гласят, что некогда в этих местах развернулось самое настоящее «астральное сражение», в результате которого на двух скалах отпечатались фигуры противников - шамана (или вождя) неприятелей-викингов Куйвы и лопарского шамана, стремящегося не допустить вторжение неприятеля. По другой версии на скале не шаман вовсе, а шаманка. Или даже возлюбленная воина, превратившаяся в камень. У этой истории множество вариаций: огромные изображения на скалах по разные стороны озера на протяжении столетий волновали воображение, рождая самые невероятные гипотезы, например, об инопланетном вторжении!

А по берегам водоема саамы установили сейды, которые тоже интересовали не одно поколение ученых. Да и других «странностей» тут в достатке. В окрестностях озера, по рассказам местных жителей и заезжих свидетелей, неоднократно встречали «снежного человека». Сколько людей, столько историй и мнений. Местные жители не очень любят вдаваться в обсуждение появления изображений, считая, что вокруг древних саамских земель слишком много загадок и тайн. Они продолжают будоражить многих, а значит, требуют длительного серьезного изучения, чтобы избежать домыслов и околонаучных спекуляций.

Но остаются еще невероятная лирика, вдохновение, которое дарит Север, обновленные чувства и мысли, невероятная легкость дыхания, ради которых сюда, несомненно, стоит приехать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.