Научная статья на тему 'СВЯТЫЕ МЕСТА УЛУСА ДЖУЧИ: САРАЙЧИК И БАРЧИНКЕНТ'

СВЯТЫЕ МЕСТА УЛУСА ДЖУЧИ: САРАЙЧИК И БАРЧИНКЕНТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археологические исследования / Улус Джучи / Золотая Орда / Сарайчик / Барчинкент / Кышкала / письменные источники / archaeological studies / Ulus of Jochi / Golden Horde / Saraychyq / Barchinkent / Kyshkala / written sources

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Докей Абдикеримович Талеев

Изучение истории возникновения и развития средневековых городов Казахстана остается одной из наиболее сложных и важных задач современных исследований. Комплексное изучение памятников позволяет определить как общие черты развития городов, так и особенности формирования отдельных городских поселений. Города Сарайчик на реке Жайык и Барчинкент в низовьях Сырдарьи являлись не только крупными торгово-экономическими, но и духовными центрами Улуса Джучи. Сложившись как города в монгольский период, они сыграли важную роль в политической жизни Золотой Орды. Судьба городов Сарайчик и Барчинкент тесно связана с общим ходом истории этого государства. Данные письменных источников и материалы многолетних археологических исследований свидетельствуют, что расцвет обоих городов совпадает со временем подъема, а начало упадка и запустения – с началом распада Золотой Орды. Интронизация в Сарайчике ханов Берке, Жанибека и других Джучидов, а затем возникновение некрополя, где упокоены останки ряда правителей Золотой Орды, обусловили начало сакрализации места. Барчинкент к XIV в. приобрел известность как город, где проживали многие проповедники ислама и знатоки шариата, сыгравшие заметную роль в распространении мусульманской религии среди населения Улуса Джучи. Раскопки в Сарайчике и Барчинкенте (городище Кышкала) позволили идентифицировать местонахождение и исторические названия городов, время их возникновения и роста, а также определить особенности функционирования как центров международной торговли, ремесла и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Докей Абдикеримович Талеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLY PLACES OF THE JOCHI ULUS: SARAICHYQ AND BARCHINKENT

The study of the history of the emergence and development of medieval cities in Kazakhstan remains one of the most difficult and important tasks of modern research. A comprehensive study of the sites allows us to determine both the general features of urban development and the peculiarities of the formation of individual urban settlements. The cities of Saraichyq on the Jaiyk River and Barchynkent in the Lower Syr Darya River were not only large trade and economic, but also spiritual centers of the Ulus of Jochi. Having developed as cities during the Mongol period, they played an important role in the political life of the Golden Horde. The fate of Saraichyq and Barchinkent closely connected with the general course of the history of this state. Written sources and materials of long-term archaeological studies indicate that the heyday of both cities coincides with the time of rising, and the beginning of decay and desolation – with the beginning of the collapse of the Golden Horde. The enthronement of khans of Berke, Janibek and other representatives of Juchids in Saraychyq, and then the emergence of a necropolis where a number of rulers of the Golden Horde buried, led to the beginning of the sacralization of the place. By the XIV century, Barchinkent became famous as a city where many preachers of Islam and Sharia scholars lived, who played a signifi cant role in spreading the Muslim religion among the population of the Ulus of Jochi. Excavations in Saraichyq and Barchinkent (Kyshkala ancient urban settlement) made it possible to identify the location and historical names of cities, the time of their emergence and growth, as well as to reveal the peculiarities of their functioning as centers of international trade, crafts and culture.

Текст научной работы на тему «СВЯТЫЕ МЕСТА УЛУСА ДЖУЧИ: САРАЙЧИК И БАРЧИНКЕНТ»

УДК 903/904 (574/575) + 811.512.2 https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2024.2.364.374

МРНТИ 03.41.91

СВЯТЫЕ МЕСТА УЛУСА ДЖУЧИ: САРАЙЧИК И БАРЧИНКЕНТ1

©2024 г. Д.А. Талеев

Изучение истории возникновения и развития средневековых городов Казахстана остается одной из наиболее сложных и важных задач современных исследований. Комплексное изучение памятников позволяет определить как общие черты развития городов, так и особенности формирования отдельных городских поселений. Города Сарайчик на реке Жайык и Барчинкент в низовьях Сырдарьи являлись не только крупными торгово-экономическими, но и духовными центрами Улуса Джучи. Сложившись как города в монгольский период, они сыграли важную роль в политической жизни Золотой Орды. Судьба городов Сарайчик и Барчинкент тесно связана с общим ходом истории этого государства. Данные письменных источников и материалы многолетних археологических исследований свидетельствуют, что расцвет обоих городов совпадает со временем подъема, а начало упадка и запустения - с началом распада Золотой Орды. Интронизация в Сарайчике ханов Берке, Жанибека и других Джучидов, а затем возникновение некрополя, где упокоены останки ряда правителей Золотой Орды, обусловили начало сакрализации места. Барчинкент к XIV в. приобрел известность как город, где проживали многие проповедники ислама и знатоки шариата, сыгравшие заметную роль в распространении мусульманской религии среди населения Улуса Джучи. Раскопки в Сарайчике и Барчинкенте (городище Кышкала) позволили идентифицировать местонахождение и исторические названия городов, время их возникновения и роста, а также определить особенности функционирования как центров международной торговли, ремесла и культуры.

Ключевые слова: археологические исследования, Улус Джучи, Золотая Орда, Сарайчик, Барчинкент, Кышкала, письменные источники.

HOLY PLACES OF THE JOCHI ULUS: SARAICHYQ AND BARCHINKENT2

D.A. Taleev

The study of the history of the emergence and development of medieval cities in Kazakhstan remains one of the most difficult and important tasks of modern research. A comprehensive study of the sites allows us to determine both the general features of urban development and the peculiarities of the formation of individual urban settlements. The cities of Saraichyq on the Jaiyk River and Barchynkent in the Lower Syr Darya River were not only large trade and economic, but also spiritual centers of the Ulus of Jochi. Having developed as cities during the Mongol period, they played an important role in the political life of the Golden Horde. The fate of Saraichyq and Barchinkent closely connected with the general course of the history of this state. Written sources and materials of long-term archaeological studies indicate that the heyday of both cities coincides with the time of rising, and the beginning of decay and desolation - with the beginning of the collapse of the Golden Horde. The enthronement of khans of Berke, Janibek and other representatives of Juchids in Saraychyq, and then the emergence of a necropolis where a number of rulers of the Golden Horde buried, led to the beginning of the sacralization of the place. By the XIV century, Barchinkent became famous as a city where many preachers of Islam and Sharia scholars lived, who played a significant role in spreading the Muslim religion among the population of the Ulus of Jochi. Excavations in Saraichyq and Barchinkent (Kyshkala ancient urban settlement) made it possible to identify the location and historical names of cities, the time of their emergence and growth, as well as to reveal the peculiarities of their functioning as centers of international trade, crafts and culture.

1 Работа выполнена при поддержке Фундаментальный научный исследовании МНВО РК 2023-2025 BR20280993

2 The work was supported by the Fundamental Scientific Research of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan 2023-2025 BR20280993

Keywords: archaeological studies,Ulus of Jochi, Golden Horde, Saraychyq, Barchinkent, Kyshkala, written sources, archaeological studies.

Рис. 1. Расположение древнего и средневекового города Сауран на карте Fig. 1. The location of the ancient and medieval city of Sauran on the map

Введение

В исторических трудах отмечается, что вторжение войск Чингисхана надолго приостановило не только политическое и экономическое, но и культурное, социальное и этническое развитие народов Средней Азии и Казахстана (История Казахстана, 1998, с. 89). Однако, судя по письменным источникам, по данным современных археологических и нумизматических исследований, разрушенные города на территории юга Казахстана вскоре вновь возродились и стали не только крупными политико-экономическими, но и торговыми и культурными центрами (Байпа-ков, 2016, с. 5-7; Петров, Байпаков, Воякин, 2014, с. 8). Среди таких городов - Отрар, Сайрам, Сауран, Суткент, Аркук, Созак и Сыганак, хотя некоторые из них отстроены заново на новом месте. Так, современные исследования казахстанских археологов показали, что города Сауран, Созак, Суткент и Аркук имели разное местонахождение до монгольского нашествия и в эпоху Золо-

той Орды. Как установлено Е.А. Смагуло-вым, домонгольский Сауран - это нынешнее городище Каратобе, расположенное в 3 км к югу от величественных руин одноименного города позднесредневекового периода (рис. 1). Археологические раскопки показали, что городская жизнь на Каратобе завершается в самом начале XIII в., а культурные слои городища Сауран соответствует эпохе Золотой Орды и Казахского ханства (Смагулов, 2010, с. 7-11). По-видимому, та же судьба постигла и город Сузак на северо-восточном склоне Каратау. Еще середине прошлого века А.Х. Маргулан говорил, что древнейшей частью Созака было городище Тарса-Тюбе лежащее, в 2 км на северо-восток от современного Созака. (Маргулан, 1950, с. 51) а мы со свой стороны говорим городище Оркакпа (в центре села Созак) относится к эпохе Золотой Орды и Казахского ханства. (рис. 2) (Тале-ев, 2021, с. 39-40)

Известно, что города Суткент и Аркук, расположенные в среднем течении Сырдарьи,

Рис. 2. Расположение древнего и средневекового города Созак на карте. 1 - Тарсатобе, 2 - Оркакпа, 3 - план Оркакпа Fig. 2. The location of the ancient and medieval city of Sozak on the map. 1 - Tarsatobe, 2 - Orkakpa, 3 - Orkakpa plan

за свою многовековую историю неоднократно меняли свое местоположение, при этом культурные слои монгольского периода достигают на них нескольких метров (Талеев, 2022, с. 61-62, 65-66). Очевидно, несмотря на то что монгольское нашествие нарушило жизнь этих городов, в дальнейшем они пережили новый подъем в своем развитии.

Наряду со старыми городами, возродившимися на новом месте, известны также поселения домонгольского периода, динамичное развитие которых как крупных торговых и культурных центров началось только после вхождения в Улус Джучи. К числу таковых относятся Сарайчик и Барчинкент. На основе письменных источников и материалов археологических исследований ниже раскрывается значение этих городов в золотоордынский период.

Методы и материалы исследования

Остатки средневекового города Сарайчик уверенно отождествляются исследователями с руинами одноименного городища на правобережье Жайыка в 50 км к северу от современного г. Атырау. Археологические раскопки на городище Сарайчик, впервые выполненные А.Х. Маргуланом в 1950 г., были продолже-

ны казахстанскими исследователями в конце прошлого века и позволили получить обильные материалы, включая нумизматическую коллекцию, которые характеризуют развитие крупного торгово-ремесленного города в XIII - конце XIV в. (Маргулан, 1950; Самашев, Кожаков, Талеев, 1998). Локализация города Барчинкент на современной археологической карте Казахстана была окончательно установлена только в наши дни, при этом данные средневековых письменных источников о местонахождении города нашли убедительное подтверждение в нумизматических материалах, полученных в ходе археологических раскопок в 2018-2023 гг. на городище Кышка-ла (Елеуов и др., 2023). Памятник находится в 25 км к юго-западу от Кызылорды, на правобережье Сырдарьи. Стратиграфический разрез в центральной части городища позволил изучить культурные слои Х-Х^ вв. (Та1ееу, МоЫакИше^ 2023, р. 156-157); археологическая разведка в окрестностях городища выявила состав и планиграфию памятников (поселения, ирригационные каналы), входивших в сельскохозяйственную округу средневекового Барчинкента. За пределами городских укреплений исследованы три мавзолея

сложной архитектуры, датировка которых по типологическим параллелям планировке, строительной технике и материалов установлена в пределах XIV-XV вв.

Особое значение для изучения роли городов Сарайчик и Барчинкент в золотоордын-ский период имеют письменные источники.

Сведения о Сарайчике сообщают многие средневековые авторы: Ибн Баттута, Аль-Омари, Франческо Пеголотти, Хамдаллах Казвини, Мырза Мухаммад Хайдар Дуглат, Джалаири К., Утемиш Хаджи, Абулгазы-хан. По данным Абылгазы, Сарайчик был построен Бату (1242-1255). В 1334 г. Сарайчик посетил арабский путешественник Ибн-Баттута, который описал город следующим образом: «Мы прибыли в город Сараджук, «джук» значит «маленький». Они таким образом хотели выразить, что это Сарай Малый. Город этот расположен на берегу полноводной, крупной реки, называемой Улусу, значение чего «великая вода». Через нее переброшен мост из лодок, такой же, как в Багдаде» (Ибрагимов, 1988, с. 73)

Мырза Мухаммад Хайдар сообщает, что: «Бурындык хан поселился в городе Сарайчик. Касым планировал перезимовать возле реки Каратау, впадающей в Балхаш, недалеко от Монголии, а следующей весной вернуться на родину» (Тарихи, 1999, с. 324). Важные исторические сведения о Сарайчике содержатся у Абулгазы; повествуя о хане Берке, что «однажды он отправился в город Сарайчик, который построил его брат» (Абулгазы, 1992, с. 115), историк подчеркивает тем самым, что именно Бату основал город Сарайчик, в котором Берке первым из правителей Улуса Джучи принял ислам. Утемиш Хаджи также связывает Сарайчик с одним из важных политических событий истории Золотой орды - с прибытием в город хана Берке (Утемиш, 1992, с. 97). Джалаири связывает историю города с общественно-политической деятельностью ханов Жанибека и Бердибека (Джалаири, 1997, с. 115-117).

О Барчинкенте имеется ряд ценных источников, авторы которых, как Плано Карпини и Джамал ал-Карши, лично посетили город в 1250-1270-е годы и как очевидцы сообщают не только сведения о его положении в составе Улуса Джучи, но и освещают некоторые вопросы истории города в домонгольский период (Путешествия, 1993, 41). Свидетель-

ства этих авторов о территориальной близости Барчинкента и Дженда в низовьях Сырда-рьи дополняются в трудах историка XIV в. Рашида ад-Дина (Рашид ад-Дин, 1952).

Результаты исследования

Сарайчик (Малый Сарай). Сарайчик, или Малый Сарай, - город, сохранивший свое название до наших дней. Сегодня село Сарайчик существует на месте разрушенного временем города с богатой историей. Сарайчик был одним из самых крупных городов Северного Прикаспия, важным торговым пунктом на магистральном караванном пути, соединявшем Восточную Европу со Средней Азией и Китаем. Проведенные раскопки показали, что Сарайчик был также крупным центром ремесленного производства. Большое развитие здесь получило керамическое производство, которое характеризуется обилием полихром-ных фаянсовых чаш, блюд, кувшинов и сферо-конусов, покрытых белой, зеленой, желтой, бирюзовой глазурью и орнаментированных растительными и геометрическими узорами (Маргулан, 1953). Город на Жайыке, фигурирующий в записках путешественников XIII-XIV вв. под именем Сарайджук, Сараджук и Сараджик, описывается как торгово-ремес-ленный центр на границе Европы и Азии.

Наиболее ранние упоминания Сарайчика встречаются в трудах арабского купца и путешественника Ибн Баттуты, посетившего город в 1334 г. по пути из столицы Золотой Орды в Среднюю Азию: «Через десять дней после отъезда из Сара мы прибыли в город Сараджук, джук значит «маленький». Они таким образом хотели выразить, что это Сара Малый. Город этот расположен на берегу полноводной, крупной реки, называемой Улусу, значение чего «великая вода». Через нее переброшен мост из лодок, такой же, как в Багдаде. В этом городе наше путешествие на лошадях, тянувших арбы, закончилось. Там мы продали их по четыре динара денег за лошадь и меньше этого, ввиду их слабости и дешевизны в этом городе, и наняли верблюдов, чтобы тянуть арбы. В этом городе находится завия праведного старца из тюрков, которого называют ага, что значит «отец». Он угостил нас в завии и благословил. Принимал нас также кади этого города, имени которого я уже не помню» (Ибрагимов, 1988, с. 73).

С момента своего основания Сарайчик находился в эпицентре важных событий

внутренней жизни Улуса Джучи и международных отношений. Так, быстрому развитию города, в том числе возведению здесь многих общественных и культовых зданий и сооружений, способствовало распространение ислама среди кочевников Восточного Дешт-и Кыпчака после принятия здесь новой религии Берке и его братом Тукай-Темуром. Уже при хане Узбеке (1313-1341 гг.) ислам превращается в государственную религию Золотой Орды (Утемиш-ходжа, 1992, с. 99; Абулгази Багадур-хан, 1996, с. 99). Сарайчик неоднократно оказывался местом проведения инвеститурной процедуры золотоордынских правителей - возведения на ханский престол Жанибека (1341-1357 гг.), Бердибека (13571359 гг.) В Сарайчике находились усыпальницы некоторых ханов - Джанибека б. Барака и Касима (Трепавлов, 2016, с. 571).

Время существования Сарайчика как крупного городского центра устанавливается по нумизматическим источникам в пределах середины XIII - конца XV в. Нижний рубеж определеяется единичной находкой монеты Менгу-Темура (1266-1282), а денежными выпусками времени правления Тохтамы-ша (1376-1395) фиксируется завершающий этап жизни процветающего города. Большая часть найденных на городище монет датируются XIV в., причем примерно десятую долю коллекции составляют выпуски, принадлежащие монетному двору Сарайчика (Самашев, 2006, с. 88-89).

После разорения войсками Тимура в 1395 г. заново отстроенный Сарайчик с конца XV в. становится столицой Ногайской орды (Трепа-лов, 2016, 23). Здесь находились усыпальницы знатных ногайских биев, а также казахского хана Касыма, отвоевавшего город у ногаев и умершего здесь в 1521 г. (Трепалов, 2016, с. 144). В период обострения ногайско-русских отношений в конце XVI века город Сарайчик был захвачен весной 1581 г. отрядами «вольных» волжских казаков, не подчинявшихся власти московского царя. Город был разрушен до основания, а ханские могилы подверглись разграблению и осквернению (Левшин, 1823, с. 9-10; Карамзин, 1842, с. 224). Вскоре Сарайчик окончательно пришел в упадок. Сведения о развалинах города Сарайчик можно найти в трудах Гербера И., Рычкова П., Палласа П. С., Левшина А.И. Гебеля К.Ф. (Сарайшьщ - баба-лар мурасы, 2015).

На основании приведенных выше сведений исторических источников, а также результатов проведенных в 1996-1998 гг. археологических раскопок под руководством З.С. Сама-шева, следует заключить, что город Сарайчик в пору его расцвета играл важную роль не только экономической и политической жизни Улуса Джучи, но наряду с этим являлся сакральным местом, где находился пантеон ханов Золотой Орды. Это мнение впервые высказанное З.С. Самашевым, руководителем комплексных археологических исследований на городище Сарайчик в конце прошлого века (Самашев, 1998, с. 241), находит подтверждение в результатах исследований, выполненных другими исследователями на памятнике в последующие годы (Плахов, Калменов, Абди-галиев, 2019; Ахметова, Турарулы, Жумабаев, 2022).

Барчинкент (Кышкала)

Городище Кышкала находится в 30 км к юго-западу от г. Кызылорда. Памятник известен с конца XIX в., однако отождествление его с руинами средневекового города Барчин-кент первые предположил А. Х. Маргулан в 1950 г. (Маргулан, 1950, с. 76-78). В восточных письменных источниках город известен под названиями Бархим, Парчин, Барчинкент, Барчканд, Барчкенд (Талеев, 2018, с. 264). В западных источниках сведения о Барчинкенте содержатся в записках о путешествии к монголам Плано Карпини (1245-1247 гг.) и в сочинении армянского царя Гетума, совершившего поездку в Каракорум в 1253 г. (Путешествия, 1993, с. 41; Киракос, 2005, с. 13).

Археологические раскопки на городище Кышкала проводились в 2018-2022 гг. экспедицией КазНУ им. аль-Фараби под руководством М. Елеуова при участии Д. Тале-ева. Отождествление городища с остатками Барчинкента убедительно подтверждается полученными в ходе раскопок нумизматическими материалами: самая ранняя монетная находка относится к XI в.; основная часть медных и серебряных монет относится к выпускам последней трети XIV в.; 45% монет изготовлены на монетном дворе Барчин (Барчинкент). Самые поздние монеты датируют последний этап жизни средневекового города концом 780-х гг.х. / 1380-х гг. н.э., возможно, 790-ми гг.х. / 1390-ми гг. н.э. (Елеу-ов и др., 2023, с. 184-187). Таким образом, несмотря на то что согласно письменным и

1 -

Рис. 3. Место расположение Сарайчика и Барчинкент на карте. 1 - план городище Сарайчик снятый 1861 г. 2 - план городище Кышкала снятый 2022 г. Fig. 3. The location of the Shed and Barchynkent on the map. plan of the Saraychik settlement, taken in 1861. 2 - plan of the Kyshkala settlement, taken in 2022.

археологическим источникам история города начинается в домонгольский период, время экономического подъема и расцвета культурной жизни Барчинкента приходится на золо-тоордынский период.

Казахстанский востоковед А.К. Муми-нов отмечает, что распространение ислама на территории Золотой Орды происходило в основном под влиянием трех центров религиозной культуры, одним из которых являлись города Средней Сырдарьи: Сайрам, Фараб, Зернук, Иткан (Икан), Сулхан, Узкент, Аркук, Сигнак, Барчинканд (Барчинлигкент), Джант и др. (Муминов, 2004, с. 121-122; Муминов, 2006, с. 12-14). Другие исследователи так же выделяют важную роль этого региона в распространении ислама в среде кочевников Дешт-и Кипчака еще с домонгольского времени (Петров, Ускенбай 2010, с. 12).; «особенно велика роль хаджи Ахмада ал-Йасави (11031166/1167), уроженца Сайрама и основателя братства йасавийа» (Крамаровский, 2005, с. 61).

Согласно Джамалу Карши, Барчинкент был одним из крупных религиозных центров Золотой Орды, что послужило для него пово-

дом совершить специальную поездку в 12731274 на Сырдарью: «Я прибыл в Барчканд, -пишет Карши, - на учебу к ал-аллама, садру, садыров луне во мраке, редкому среди людей, особенно в проповедях и поучениях речи, шайх ал-исламу Хусам ал-милла ва-д-дин Абу-л-Махамид Хамиду ибн Асиму ал-Асими ал-Барчинлиги, да помилует его Аллах, а он -великий садр и выдающийся учёный, подобного которому нет и никогда не увидит, даже если прожит вечность» (Карши, 2005. 155 с. 15).

Известно, что золотоордынские ханы приняли исламские традиции под влиянием суфийских шейхов; в частности, Берке принял ислам от суфийского шейха Сейфа ад-Дина аль-Бахарзи, а Узбек хан - под влиянием туркестанского шейха тариката йасавийа Сейида-Ата (Сайфетдинова. 2012, с. 240-241).

В 1924 г. при раскопках в селе Ески-Журт вблизи Бахчисарая в Крыму обнаружен кулпы-тас с арабской надписью на лицевой стороне, прочтение которой выполнено Е.Ю. Гончаровым и И.В. Зайцевым: «Это могила покойного мевлана Ахмада ибн Махмуда Барджинлык-ского» (Гончарев, 2014, с. 176-177). Таким

образом, надпись указывает, что покойный принадлежал к суфийскому тарикату мевлеви, и отец его был родом из Барчинкента.

Известный арабский путешественник Ибн Баттута с восхищением писал о завиях (гостиницах) суфийской общины в каждом городе Золотой Орды. Во время своего путешествия в Среднюю Азию он широко пользовался гостеприимством общины ахи и подробно описал, как его принимали в суфийских зави-ях, где бесплатно предоставляли приезжим мусульманам пищу и ночлег (Баттута, 1988, с. 41, 60).

В ходе раскопок, проведенных в 20182022 гг. на городище Кышкала, исследованы развалины нескольких архитетурных и общественных сооружений, три из которых оказались остатками мавзолеев, построенных в стиле исламской архитектуры XIV в. (Тале-ев и др, 2018, с. 265-266). Один из мавзолеев по планировке имеет сходство с усыпальницей Ахмеда Яассави в Туркестане, хотя и меньших размеров. Фасад и боковые стены здания были украшены декоративной плиткой с резным орнаментом и разноцветной мозаикой.

Памятники сходной планировки и архитектурного облика известны в других регионах Казахстана, а также в Крыму. Так, в Центральном Казахстане, в 100 км южнее г. Астаны, М. К. Хабдулиной исследованы остатки мавзолея Жанибек-Шалкар XIV-XV вв., в облицовке фасада и стен которого использованы очень близкие по технике изготовления (мозаика, резьба) декоративные кирпичи (Хабдули-на, 2011, с.208). Сходство с облицовочными материалами мавзолея на городище Кышка-ла также обнаруживается в убранстве мавзолея Кердеры, найденного на дне Аральского моря и датирующегося XIII-XIV вв. (Мами-ев, 2002, с. 103-120). В Северном Казахстане большое сходство с памятником из Кышкала можно отметить в планировке и архитектурных особенностях мавзолея Кызылоба, также относящегося к золотоордынскому периоду. При раскопках одной из гробниц мавзолея найдены серебряные монеты с чеканом Сарай аль-Махруса, столицы Золотой Орды (определение П. Н. Петрова); на одной из монет хорошо читается дата 737 г.х. / 1337 г. (Тайны Золотой Орды, 2020).

Фрагмент мозаичного оформления мечети на городище Конские горы в Запорожье

является точной аналогией украшения фасада мавзолея в Кышкала (Городище Конское, 2011). Размеры кирпичей и декоративных плиток названных памятников, мозаичная отделка, использованная для художественного оформления, орнаменты наружных облицовочных плиток, план мавзолеев и их архитектурный стиль - все находит аналогии в материалах близкого им по времени мавзолея, исследованного нами на городище Кышкала.

Заключение

Анализ письменных источников, изучение археологических и нумизматических материалов показывает сакральную роль города Сарайчика для «золотого рода» Джучидов как курука - средоточия их фамильных гробниц. Здесь взошли на престол Золотой Орды ханы Джанибек, Бердибек и, возможно, Узбек (Трепалов, 2016, с. 23). Имеются сведения, что в городская жизнь в Сарайчике продолжалась в XV - начале ХУГ в., когда Сарайчик некоторое время являлся западной столицей Казахского ханства. Последний этап жизни города Сарайчик связан с историей Ногайской Орды. По архелогическим данным, в этот период жилые участки городища вдоль Жайыка забрасываются, а население города перемещается в его южную часть, к берегам р. Сорочинка.

При раскопках в Кышкале (Барчинкент) впервые исследованы мавзолеи, построенные в мусульманском стиле. Судя по богатству архитектурного декора, имеющего сходство с известными погребальными памятниками из разных областей Золотой Орды, мавзолеи Барчинкента предназначались для захоронения местной знати и, возможно, мусульманских проповедников, занимавших высокое общественное положение. Наряду с письменными источниками, упоминающими известных суфийских проповедников и просветителей XIV в., новые археологические открытия дают основание предполагать, что Барчинкенд, подобно Сарайчику, является сакральным местом - городом, где проживали, проповедовали ислам и находили упокоение именитые религиозные деятели Золотой Орды. Полнее раскрыть значение Барчинкен-та как еще одного сакрального центра Золотой Орды позволят дальнейших масштабных археологических исследований городища Кышкала.

ЛИТЕРАТУРА

Абуль-Гази-Бахадур-хан. Родословное древо тюрков / Пер. и предисл. Г. С.Саблукова // Абуль-Гази-Бахадур-хан. Родословное древо тюрков. Иакинф. История первых четырех ханов дома Чингисова. Лэн-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. М..; Ташкент; Баку, 1996. С. 3-186.

Ахметова У.Т., Турарулы А., Жумабаев А.Ж. Археологические раскопки средневекового городища Сарайшык // Казахстан археологиясы. 2022. № 2 (16) С. 111-120.

Байпаков К.М. Урбанизация Казахстана в XIII - первой половине XV в. / Древняя и средневековая урбанизация Казахстана (по материалам исследований Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции). Книга III. часть 1. Алматы: ИА МОН РК, 2016. 594 с.

Гончаров Е.Ю., Зайцев И.В. Из Барджиинльща в Ески-Юрт: мевлена Ахмад бин Махмуд ал-Барджинлигыи // Золотоординская цивилизация. 2014. № 7. С.176-181.

Городище Конское (Конские Воды), Мертвый город. Доступно по URL: https://www.shukach.com/ ru/node/525 (дата обращения: 13.01.2024).

Джамал ал-Карши. Ал-Мухакат би-с-сурах / История Казахстана в персидских источниках. Т. I. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. 410 с.

ДулатиМухаммедХайдар. Тарих-и Рашиди (Рашидова история) / Отв.ред. И.П. Петрушевский. 2-е изд., доп. Алматы: Санат, 1999. 656 с.

Жалайыр Ц. Шежiрелер жинагы. Алматы: Казахстан, 1997. 128 б.

Елеоув М. Е, Петров П.Н., Талеев Д.А., Молдахмет А.А. Нумизматические находки на городище Кышкала // Stratum plus. 2023. № 6. С. 183-192.

ИбрагимовН. Ибн Батута и его путешествия по Средней Азии. М.: Наука, 1988. 131 с. Извлечения из книги Киракос Гандзакеци: История Армении // Извлечения из письменных источников о средневековых городах Сауран и Сыганак / Автор предисловия и составитель М. Елеуов. Туркестан:Международный казакско-турецкий университет имени Ходжа Ахмета Ясави, 2005. 96 с.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Т.2. / Под ред. М.Х. Асылбекова, К.С. Ал-дажуманова, К.М. Байпакова. Алматы: Атамура, 1998. 640 с.

Карамзин Н.М. История государство Российского. Т.9. Спб., 1842-43. С. 224, прим. 663. Левшин А.И. Историческое и статистическое обозрение Уральских казаков. Спб., 1823. С. 9-10. Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1950. 123 с.

Мамиев Т. «КердерЬ> мавзолей шдеп археологиялык зерттеу // Известия МОН РК, НАН РК. Серия обществ. наук. 2002. №1. С. 103-120.

Муминов А. Деятельность ученых-улама из Ирана в Золотой Орде // Историко-культурные взаимосвязи Ирана и Дашт-и Кипчака в XIII- XVIII вв. Материалы Международного круглого стола. (Алматы, 11-12 марта 2003 г.) / Ред. М.Х. Абусентова, Сафар Абдулло. Алматы: Дайк-Пресс, 2004. С. 121-127.

Муминов А.К. Введение // История Казахстана в арабских источниках. Т. III. Извлечения из сочинений XIII-XVI веков / Отв. ред. А. К. Муминов. Сост., перевод с арабского яз., введ., коммент. А. К. Муминова. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. С. 5-14.

Петров П.Н., Байпаков К.М., ВоякинД.А. Монетное дело и денежное обращение в Великой Монгольской империи, государствах Чагатаидов и Джучидов. Алматы: Хикари, 2014. 264 с.

Петров П.Н., Ускенбай К.З. Вопросы исламизации улуса Джучидов и вероисповедание хана Токты «690/1291 - 712/1312-1313 гг.) // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2010. № 1. С. 10-55.

Путешествие в Восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. Алматы: Fылым, 1993. 248 с.

Рашид ад-дин. Джами ат-таварих // Сборник. Летописи. Т. 1, книга первая. / пер. с перс. Л.А. Хетагурова, редаксия и примечания проф. А.А. Семенова. М.: АН СССР,1952. 220 с.

Самашев З., Цожацов Д., Талеев Д. Сарайчик: проблемы исследование великого города // Проблемы изучение и сохранения исторического наследия / Отв.ред. А.Т. Толеубаев. Алматы: Изд-во КазНГУ им. Аль-Фараби, 1998. C. 240-245.

Сарайшьщ - бабалар мурасы. Сарайшьщ каласыныц тарихы туралы деректер / гыл. ред. Ж.К. Жумабаева. Атырау: «Агатай» баспасы, 2015. 224 б.

Сайфетдинова Э.Г. Дифференциация суфизма в Золотой Орде (на примере пройзведения Махмуда ал-Булгари «Нахдж ал-Фарадис») // Ислам и власть в Золотой Орде / Ред. И.М. Миргалеев, Э.Г. Сайфетдинова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. С. 81-87.

Смагулов Е.А. Древний Сауран. Алматы: АБДИ, 2011. 434 с.

Тайны Золотой Орды: сенсационный археологический памятник временно законсервировали. Доступно по URL: https://ru.sputnik.kz/20201024/Tayny-Zolotoy-0rdy-sensatsionnyy-arkheologicheskiy-pamyatnik-vremenno-zakonservirovali-15287901.html (дата обращения: 14.01.2024).

Талеев Д.А. Каратаудыц терюкей бетвдеп ортагасырлыщ калалардыц археологиялык зерттелу мэселесi // Казахстан археологиясы. 2021.№ 2. (12). С. 29-41.

Талеев Д.А. Сырдарияныц сол жагалауындагы калалардыц археологиялыщ шежiресi: СYткент жэне Аркук // Казахстан археологиясы. 2022. № 1 (15). С. 57-68.

Талеев Д.А., Елеуов М., Есенов С. Тагдыры жумбак Кышкала // Казахстан археологиясы. 2018. № 1-2. С. 259-272. Доступно по URL: https://e-history.kz/ru/news/show/6504/ (дата обращения: 13.01.2024).

Taleev D., Moldakhmet A. The medieval town Kyshkala (Kyshtobe) - Barshynkent (Barshynly): archaeological research, localization and dating // Казахстан археологиясы. 2023. № 3 (21). С. 151-163 б. DOI: https://doi.org/10.52967/akz2023.3.21.151.163

Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.П. Персидские источники. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 308 с.

Тизенгаузен В.Г. Золотая Орда в источниках. М.: Наука, 2003. 448 с.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме / Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование В.П. Юдина. Комментарии и указатели М.Х. Абусейтовой. Алма-Ата: Fылым, 1992. 296 с.

Ученые предпологает, артефакты подтверждают. Доступно по URL: https://akmomuzey. kz/kz/pages /ns7.html (дата обращения: 13.01.2024).

Хабдулина М.К, Кожамжаров К.Т, Ярыгин С. А, Калдыбаев М.С, Сакенов С.К, Свиридов А.Х. Куль -товые памятники Тенгиз- Коргалжинской впадины. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2011. 208с., ил.

Информация об авторе:

Талеев Докей Абдикеримович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт археологии им. А. Х. Маргулана (г. Алматы, Казахстан); [email protected]

REFERENCES

Abul'-Gazi-Bakhadur-khan. 1996. Rodoslovnoe drevo tiurkov. Iakinf. Istoriia pervykh chetyrekh khanov doma Chingisova. Len-Pul' Stenli. Musul'manskie dinastii (Family Tree of the Turks. Hyacinth. History of the First Four Khans of the Genghis House. Lane-Poole Stanley. Muslim Dynasties). Moscow; Tashkent; Baku, 3-186 (in Russian).

Akhmetova, U. T., Turaruly, A., Zhumabaev, A. Zh. 2022. In Arkheologiya Kazakhstana (Kazakhstan Archaeology) 16 (2), 111-120 (in Russian).

Baipakov, K. M. 2016. Drevniaia i srednevekovaia urbanizatsiia Kazakhstana (Ancient and Medieval Urbanization of Kazakhstan) III. Part 1. Almaty: Institute of Archaeology (in Russian).

Goncharov, E. Yu., Zaitsev, I. V. 2014. In Zolotoordynskaya tsivilizatsiia (The Golden Horde civilization) 7, 176-181 (in Russian).

Gorodishche Konskoe (Konskie Vody), Mertvyy gorod (Konskoye settlement (Konskiye Vody), Myortvy Gorod). Available at: https://www.shukach.com/ru/node/525 13.01.2024 (Accessed: 13.01.2024) (in Russian).

Dzhamal al-Karshi. 2005. Al-Muhakat bi-s-surah. Series: Istoriya Kazakhstana v persidskikh istochnikakh (The history of Kazakhstan in Persian sources) I. Almaty: "Daik-Press" Publ. (in Russian).

Dulati Muhammed Hajdar. 1999. Tarikh-i Raskhidi (Rashidova istoriya) (Rashid's history). Almaty: "Sonat" Publ. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhalaiyr, K. 1997. Shezhireler zhinazy (Collection of Chronicles). Almaty: "Kazazhstan" Publ. (in Kazakh).

Eleouv, M. E, Petrov, P. N., Taleev, D. A., Moldakhmet, A. A. 2023. In Stratum plus (6), 183-192 (in Russian).

Ibragimov, N. I. 1988. Ibn Batuta i ego puteshestviya po Sredney Azii (Ibn Battuta and his journey to Central Asia). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

In Eleuov, M. (ed.). 2005. In Izvlecheniya izpis'mennykh istochnikov o srednevekovykh gorodakh Sauran i Syganak (Extracts from written sources about the medieval cities of Sauran and Syganak). Turkestan: Khoja Akhmet Yasawi International Kazakh-Turkish University (in Russian).

Asylbekova, M. Kh., Ak-dazhumanova, K. S., Baipakova, K. M. 1998. Istoriia Kazakhstana c drevneishikh vremen do nashikh (History of Kazakhstan from Ancient Times to the Present Day) 2. Almaty: "Atamura" Publ. (in Russian).

Karamzin, N. M. 1842-1849. Istoriya gosudarstvo Rossiyskogo (The history of the Russian State). Saint Petersburg (in Russian).

Levshin, A. I. 1823. Istoricheskoe i statisticheskoe obozrenie Ural'skikh kazakov (Historical and statistical review of the Ural Cossacks). Saint Petersburg (in Russian).

Margulan, A.Kh. 1950. Iz istorii gorodov i stroitel'nogo iskusstva drevnego Kazakhstana (From the history of cities and art of building in ancient Kazakhstan). Alma-Ata: "Nauka" Publ. (in Russian).

Mamiev, T. 2002. In Izvestiia MON RK, NAN RK, seriia obshchestvennykh nauk (Bulletin of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan and the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, Social Sciences Series) (1), 103-120 (in Russian).

Muminov, A. 2004. In Abusentova, M. Kh., Safar Abdullo (eds.). Istoriko-kul'turnye vzaimosvyazi Irana i Dasht-i Kipchaka v XIII-XVIII vv. (Historical and cultural interrelationship of Iran and Dasht-i Kipchak in the XIII-XVIII centuries). Almaty: "Daik-Press" Publ., 121-127 (in Russian).

Muminov, A. K. 2006. In Muminov, A. K. (ed.). Istoriya Kazakhstana v arabskikh istochnikakh (The history of Kazakhstan in Arabic sources). 3. Almaty: "Daik-Press" Publ., 5-14 (in Russian).

Petrov, P. N., Baypakov, K. M., Voyakin, D. A. 2014. Monetnoe delo i denezhnoe obrashchenie v Velikoy Mongol'skoy imperii, gosudarstvakh Chagataidov i Dzhuchidov (Coinage and Currency in the Great Mongol Empire, Chagatai and JochidStates). Almaty: "Khikari" Publ. (in Russian).

Petrov, P. N., Uskenbai, K. Z. 2010. Voprosy istorii i arkheologii Zapadnogo Kazakhstana (Issues of History and Archaeology of Western Kazakhstan) 1. 10-55 (in Russian).

Puteshestvie v vostochnye strany Plano Karpini i Gil'oma deRubruka (The Journey of Plano Carpini and William of Rubruk to the Eastern Parts). 1993. Almaty: "Gylym" Publ. (in Russian).

Rashid-ad-Din. 1952. Sbornik letopisei (Rashid-al-Din. Collection of Chronicles) 1. Moscow: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

Samashev, Z., Kozhakov, D., Taleev, D. 1998. In Toleubaev, T. A. (ed.). Problemy izuchenie i sokhraneniya istoricheskogo naslediya (Issues of studying and preserving historical heritage). Almaty: Al-Farabi Kazakh National University, 240-245 (in Russian).

Zhumbaeva, Zh. K. (ed.). 2015. Sarayshyv,- babalar myrasy. Sarayshyv, vplasynyh, tarikhy turaly derekter (Sarayshyk is the heritage of the ancestors. Information about the history of the city of sarayshyk). Atyrau: "Agatai" Publ. (in Kazakh).

Saifetdinova, E. G. 2012. In Mirgaleev, I. M., Sayfetdinova, E. G. (ed.). Islam i vlast' v Zolotoy Orde (Islam and Power in the Golden Horde). Kazan: Shigabuddin Mardzhani History Institute, Tatarstan Academy of Sciences, 81-87 (in Russian).

Smagulov, E. A. 2011. Drevnii Sauran (Ancient Sauran). Almaty: "ABDI" Publ. (in Russian).

Tayny Zolotoy Ordy: sensatsionnyy arkheologicheskiy pamyatnik vremenno zakonservirovali (Secrets of the Golden Horde: sensational archaeological site has been temporarily closed). Available at: https:// ru.sputnik.kz/20201024/Tayny-Zolotoy-0rdy-sensatsionnyy-arkheologicheskiy-pamyatnik-vremenno-zakonservirovali-15287901.html html (Accessed: 14.01.2024) (in Russian).

Taleev, D. A. 2021. In Arkheologiya Kazakhstana (Kazakhstan Archaeology) 12 (2), 29-41 (in Kazakh).

Taleev, D. A. 2022. In Arkheologiya Kazakhstana (Kazakhstan Archaeology) 15 (1), 57-68 (in Kazakh).

Taleev, D. A., Eleuov, M., Esenov, S. 2018. Arkheologiya Kazakhstana (Kazakhstan Archaeology) (1-2), 259-272 (in Kazakh).

Taleev, D. A., Moldakhmet A. 2023. In Arkheologiya Kazakhstana (Kazakhstan Archaeology) 3 (21), 151-163 (in English).

Tiesenhauzen, V. G. 1941. Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy (Collected Works Related to the History of the Golden Horde) II. Persidskie istochniki (Persian Writings). Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR

Tiesenhauzen, V. G. 2003. Zolotaia Orda v istochnikakh (Golden Horde Sources). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

Utemish-khadzhi. 1992. Chingiz-name (Genghis-name). Alma-Ata: "Fylym" Publ. (in Russian). Uchenye predpologaet, artefakty podtverzhdayut (Scientists suggest, artifacts confirm). Available at: https://akmomuzey. kz/kz/pages / ns7.html (Accessed: 13.01.2024) (in Russian).

Khabdulina, M.K, Kozhamzharov, K. T, Yarygin, S. A, Kaldybaev, M. S., Sakenov, S. K., Sviridov, A. Kh. 2011. Kul'tovye pamyatniki Tengiz- Korgalzhinskoy vpadiny (Religious monuments of the Tengiz-Korgalzhyn Depression). Astana: L.N. Gumilyov Eurasian National University (in Russian).

About the Authors:

Taleev Dokei A. Candidate of Historical Sciences, Institute of Archaeology named after A.Kh. Margulan. Dostyk Ave., 44, Shevchenko Str. 28, Almaty, 050010, Republic of Kazakhstan; [email protected]

Статья поступила в журнал 01.02.2024 г. Статья принята к публикации 01.04.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.