Философия. Культурология
144 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 1 (13), с. 144-
УДК 103.2
«СВЯТОСТЬ» СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ГЕРОЯ КАК СЛЕДСТВИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПТА «СВЯТОЕ»
© 2009 г. А.В. Сорокина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского Апппп [email protected]
Поступила в редакцию 21.01.2009
Рассматриваются проблемы трансформации концепта «святое», изменение представлений о святости в современном обществе. В результате этого процесса концепт «святое» лишается очень важных характеристик, что в свою очередь приводит к слиянию, смешению и подмене таких понятий, как «святой» и «герой». Автор считает, что их необходимо различать, и приводит последовательное сопоставление семантики этих понятий.
Ключевые слова: святость, концепт, концепт «святое».
Трудность определения любого понятия, план содержания которого лежит в сакральной, сверхъестественной области, в том, что представления о сакральном включают онтологические, гносеологические,
феноменологические и аксиологические характеристики. Поэтому понять его специфику можно только в целостной системе религиозного опыта. Можно приводить множество определений, мнений и точек зрения, но все они сформируют понятие о святости лишь в самом общем смысле, например:
1. Святость - 1) в христианском
вероучении понимается как имманентное свойство бога, небесных сил, применительно ко всему земному как причастность к богу, как результат преображения людей и предметов под воздействием божьей благодати; реализуется в даре освящения, чудотворения и др; 2) чистота, непорочность, праведность [1].
2. Святость есть сущность бесконечной полноты божественного бытия, божественного величия [2].
Существует и такая точка зрения: «Термин «святость» как существительное с абстрактным признаком возникает лишь в начале XX века, когда появляется нужда в абстрагировании свойства от конкретного носителя, в исследовании понятия как самостоятельного феномена культуры. Следовательно, святость традиционно была конкретизирована с тем или иным носителем» [3]. Действительно, говоря о святости, невозможно не упоминать ее носителей, которые вместе с тем могут быть и ее источниками (прежде всего это Бог или боги, а также святые или так называемые божественные герои).
Святость в христианстве - это связь с Божественным, запредельным, высшим миром. В то же время святость всегда была подобна для человека вершине горы - недостижимой, но и непоколебимой (недостижимой для
большинства в земной жизни и недостижимой вообще в полной мере, так как святость в
полной мере присуща лишь Богу;
непоколебимой, то есть непреложной данностью: во все времена понятие святости наполнялось разным содержанием, но само представление о том, что существует, существовало и будет существовать нечто, именуемое «святым», оставалось неизменным). В учении о святости содержится преодоление оппозиции вещественного - духовного, тварного - нетварного, как абсолютной
границы, разделяющей божественное -человеческое, смертное - бессмертное, по мнению А.В. Юдина [4]. Действительно, такое преодоление возможно в личности святого. В.М. Живов объясняет это следующим образом: «Святые, оказываясь друзьями Божьими и
заступниками за людей перед Богом, соединяются в этом действии с ангелами, т.е. бесплотными невещественными силами; тем самым, преодолевая оппозицию вещь - дух, вещественность перестает быть препятствием для соединения с Богом. Вместе с тем святые являются теми тварными существами, которые приобщены к Богу, т. е. нетварному началу, и тем самым соединяют тварное человеческое с нетварным Божественным» [5]. Святые - это люди с чистым сердцем, нелукавые, смиренные, которые боялись даже в мыслях допустить какую-то ложь, лицемерие. Категория «чистоты», «целомудрия» (как полной, целой мудрости) делала таких людей способными к
переживанию Бога, вхождению Бога в их души. Переживание Бога понималось как переживание Величайшего Блага, перед которым все земное, в том числе страдания и пытки, оказывается ничтожным [6].
Обладание святостью, божественность -одна из черт, присущих концепту «святое» в русской культуре наряду с такими, как:
1) область «совершенно иной» по отношению к «нашему», профанному, миру реальности, проникающей в профанное посредством нисхождения и тем самым освящающей его (профанное).
2) чистота, непорочность;
3) жертвенность;
4) нравственный идеал, высшее
совершенство и сила, возрастание в духе;
5) нечто, исполненное благоговения и вызываемое им;
6) чрезвычайная почитаемость,
исключительность по важности;
7) неприкосновенность, незыблемость, обязательность, непреложность;
8) категория света, «светолучения».
Русские святые обладали, таким образом,
практически всеми чертами, присущими концепту «святое», так как, устранив все препятствия для контакта с Богом, становились не просто медиаторами - проводниками Божественного в мир, но и начинали проникать в «иную» по отношению к профанному миру реальность, также становясь «иными». «Быть не от мира - это не значит не быть в мире, не быть здесь, но значит иметь внутреннее существо свое свободным от мирского, над мирским... Трансцендентность для мира существа и имманентность миру действия - вот что значит быть святым или быть не от мира», - пишет о. Павел Флоренский [7]. Бесконечное стремление приблизиться к святому (т.е. в данном случае к Богу) требовало в первую очередь изменить образ мыслей и уже потом, в соответствии с требованием души и указанием Божьим, перестроить образ жизни. Таким образом, существовал бесспорный приоритет
внутреннего благочестия перед внешним, и последнее ничего не стоило без первого.
Основными и отличительными чертами русских святых были смирение, доходившее до самоуничижения, и жертвенность. Смирение помогает достичь целомудрия и чистоты (являющихся характеристиками Святого) через покаяние и таким образом достичь святости в земной жизни. Смирение присуще святым, но является ли оно компонентом концепта «святое», одной из его характеристик? Христос,
соединив в себе небесное и земное, был и святым, и святостью одновременно; смирение Христа выражалось, в том числе, и в способности любить и пеощать гонителей, обидчиков, врагов. Не вдаваясь в тонкости богословия, можно в рамках темы данной статьи выделить способность прощать других и смирять себя, то есть гасить страстные порывы, обуздывать их, как основную способность в понимании того, что есть смирение. Вместе с тем вопрос о смирении становится неким камнем преткновения, когда речь заходит о такой категории святых, как например, Александр Невский - святой-воин, защитник веры. В исключительных условиях за оружие брались монахи, не пренебрегали оружием в вопросах защиты веры и члены религиознооборонительных братств, хотя основным способом борьбы было все же духовное воздействие через религиозную полемику и просвещение [8]. Стоит заметить, что, во-первых, защищать веру оружием становится возможным только тогда, когда другие средства полностью исчерпаны и безрезультативны, во-вторых, за оружие берутся в основном миряне, в-третьих, святые-воины и святые-богатыри (Илья Муромец) в конце земной жизни принимают монашеский постриг, то есть все же уходят от мира, каются в совершенных грехах, и этот новый статус позволяет с течением времени не только почитать их как святых, но и причислить к лику святых. Можно сказать, что святой-воин является в некоторой степени трансформированным образом языческого божественного героя и несет в себе его черты. Это объясняется двоеверием русского человека, органично сплавившего языческое и христианское представление о святости.
В России божественным героем, носителем языческого представления о святости как о телесной, физической, природной полноте-изобилии-совершенстве становится богатырь, иногда благородный разбойник-бунтарь, борец за справедливость. Можно прослеживать преемственность этих образов, в которых отражается представление о герое: герой силен, иногда даже не столько физически, сколько некой нематериальной силой - колдовством, как былинный богатырь-оборотень Волх Всеславьевич, или гипнотическим магнетизмом, как мифологизированный народным сознанием Пугачев (что ярко отражено А.С. Пушкиным); герой борется со злом во имя добра-справедливости, и, наконец, герой совершает подвиги для народа, а впоследствии и во имя народа. Конечно, некоторые разбойники,
подобно Кудеяру, раскаивались, уходили в монастырь (как святые-воины) и становились почти святыми, однако это, во-первых, скорее исключение, нежели правило, а во-вторых, может быть отражением христианского, в частности православного, представления о покаянии и прощении. Г ерой после смерти мог стать святым как мученик, принесший себя в жертву во имя добра и справедливости, вместе с тем герой - это не совсем то же, что божественный герой, он обладает большей свободой воли и в то же время десакрализуется, теряет связь с сакральным миром, рождаясь смертным и от смертных и творя свои деяния исключительно в земном, профанном мире; к тому же, что очень важно, у героя отсутствует такая черта, как смирение. По мере десакрализации божественного героя и превращения его в героя он все больше и больше становится бунтарем, а его жертва приносится постольку, поскольку другого выбора нет - а если бы выбор был, то герой предпочел бы обойтись без жертвы.
Герой - прежде всего воин и защитник в прямом, материальном, физическом смысле, а святой - защитник-заступник в области и из области сакрального. Герой совершает подвиги, но это другие подвиги, нежели у святого-подвижника. Герою приходится переносить тяготы, терпеть лишения и заниматься самоуничижением, чтобы совершить подвиг, помочь людям и прославиться в этом мире, а святой-подвижник совершает подвиг, смиряя и бесконечно умаляя себя (тогда как самоуничижение героя заканчивается тогда, когда совершен подвиг), становясь
проводником божественного в мир и тем самым помогая людям как при жизни, так и после смерти. Таким образом, подвиг героя конечен, а подвиг святого-подвижника бесконечен.
До второй половины XIX века в России святой и божественный герой (или просто герой) существуют параллельно, т.е. независимо друг от друга, каждый в своей нише, практически не пересекаясь.
Вторая половина XIX века принесла России значительные перемены как в общественной жизни, так и в понимании сакрального и святого. Русская интеллигенция
переосмысливает понятие святости, героизма и подвижничества, как следствие того, что русская интеллигенция творит собственный миф о России и русском народе. Для русской интеллигенции народ и Россия становятся некоей сакральной областью, происходит потеря смиренной, терпеливой святости,
хочется искоренить все имеющееся в стране «зло»; к этому подталкивает долговременное увлечение западной философией,
базировавшейся на иных, нежели в России, ментальных характеристиках. Вместе с тем происходит философское переосмысление Жертвы Христовой, Любви Бога к человеку и человека к Богу, роли и миссии России; с одной стороны, расцветает русская религиозная философия, а с другой стороны - «философия террора». «Философия террора» преследует
благие цели, террорист «совершает подвиг» во имя народа и Родины, однако он уже не верит в Бога, хотя, может быть, и отрицает это, - он верит в себя. «Возвратившись к Богу, такой человек может стать подвижником, до тех пор -он бесноватый» [9]. Тем не менее, чтобы оправдать совершаемые героем «подвиги», герой должен был стать святым. Герой и святой-подвижник оказываются внешне схожи: аскетизм, одиночество, максимализм в Любви к Богу и к людям, воля к смерти, т. е. отсутствие страха перед смертью, готовность умереть [10] - все это и делает нового героя святым. Новый герой преподносит себя как жертву, но святой-подвижник никогда не усомнится в смысле своей жертвы, и это будет только его жертва, тогда как жертва святого героя влечет за собой много других. Такому сближению образов святого и героя способствует и то, что сознание верующих носит эклектический характер, сочетает в себе религиозные воззрения с элементами политических, научных и правовых представлений, т. е. содержит как религиозные, так и безрелигиозные элементы [11]. Вместе с тем преследования в советское время служителей культа приводят к падению авторитета Церкви в обществе и утрате основ религиозной грамотности (незнание того, как креститься, поставить свечу и т.п., полное непонимание смысла вероучения). В результате к 2004 году из 76% считающих себя православными называют себя верующими только 59% (подразумевая под православием православную культуру как традиционно русскую); при этом доля воцерковленных составляет 13% [12]. Эти сведения могут говорить как о стремлении к религии и вере, так и о слабой степени воцерковленности верующих, что влечет за собой трансформацию понимания святости. Как следствие, происходит трансформация концепта «святое».
Святость лишается только трех, но очень важных своих характеристик: смирения,
«светолучения» (ни один святой герой не
«излучал» внутреннего света, как излучали его
святые), роли медиатора, контакта с «иным» миром и его силами. В наше время под влиянием массовой культуры «святость» современного героя утрачивает еще и такие характеристики, как чистота, непорочность и нравственное совершенство. Стирается грань между преступником и борцом за справедливость. Современному герою
приходится убивать, причем не только «плохих», но часто и невинных, в этом и состоит жертва современного героя,
обладающего своим представлением о справедливости. Восстановить справедливость, правду, достичь истины можно только через уничтожение неправды, несправедливости, лжи и зла. Однако герой, самоотверженный борец, остается святым, хотя святой никогда не стал бы бороться в таком смысле этого слова. Таким образом, святость современного героя уже несвятая: он иной, но в силу собственного отчуждения от мира, потому что он сильнее «простых смертных»; часто он одинок, но не из-за аскетизма, а из-за исходящей от такого героя мощной разрушительной (а не созидательной, светлой, как у святого) энергии; нравственные устои такого героя далеки от христианских заповедей, он должен отказываться от жалости-сострадания. Г лавное же отличие состоит в том, что такой герой не только не смиряется, но не
умеет и не хочет прощать. Если такой герой «свят», это может говорить о том, что из современного представления о святости
исчезают любое непротивление, то есть смирение, и прощение как знаки слабости.
Список литературы
1. Словарь русского языка ХІ-ХУІІ вв. / РАН, Ин-т русского языка исп. В.В. Виноградова. М.: Наука, 1975. Вып. 23, 1996. С. 216.
2. Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Издательская группа «Прогресс-Энциклопедия», 1994. С. 407.
3. Климова С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб.: Алетейя, 2004. С. 31.
4. Цит. по: Юдин А.В. Русская народная
духовная культура. М.: Высшая школа, 1999. С. 221.
5. Там же.
6. Осипов А.И. Курс основного богословия: Лекции. Атеизм и религия. [Электронный ресурс]. 186 КЬ. Режим доступа: http://pravoslavievr.mrod га/іекгіі
7. Богословские труды. 1974. Сб. 12. С. 119.
8. Подробнее об этом см.: Дорофеев Ф.А.
Православные братства: генезис, эволюция,
современное состояние. Н. Новгород, 2006.
9. Тихомиров Л.А. Критика демократии. М.: Москва, 1997. С. 108.
10. Более подробно о героизме и
SANCTITY OF A MODERN RUSSIAN HERO AS A MEANS OF TRANSFORMATION
OF THE CONCEPT «HOLY»
A. V. Sorokina
The article is dedicated to the problem of transformation in the concept «Holy» and the change of understanding Sanctity in modern society. As a result of these transformations the concept «Holy» loses very significant characteristics which leads to substitution and merging of notions «holy» and «hero». The author believes that it is very essential to distinguish these notions and brings forward a line of successive collations of their semantics .
подвижничестве, русском герое-революционере и герое-террористе см.: Климова С.М. Указ. соч. и статьи: Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Репринтное изд-е 1909. М., 1990.; Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии. 1991. № 1.
11. Угринович ДМ. Введение в
религиоведение. М., 1985. С. 46.
12. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности
населения России: православные и мусульмане:
суеверное поведение россиян; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. М.: Наука, 2006. С. 21.