Научная статья на тему 'Святость – благость – юродство. Святые – блаженные – юродивые'

Святость – благость – юродство. Святые – блаженные – юродивые Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
557
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святость – благость – юродство. Святые – блаженные – юродивые»

Елена Сморгунова

(Москва)

Святость - благость - юродство. Святые - блаженные - юродивые

Святость (праслав. бу^ь, - одно из наиболее значимых

понятий христианства. Святое - являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в служение и отделенное от мирского. Понятие «святость» используется также в других религиях, в частности, для выражения высокой степени духовного совершенства аскетов и монахов. В широком смысле святое также может означать высшую степень благородства и нравственной чистоты в человеческих действиях или мыслях: святая цель, святая правда, святое дело, святое братство, святой долг.

В христианском употреблении можно выделить несколько частично перекрывающихся значений понятий «святость» и «святое».

Святость как атрибут Бога представлена в наименовании Святая Троица, звучит в молитве «Трисвятое» - «Святый Боже ...», многократно встречается в Библии, например: «и покажу Мое величие и святость Мою» (Иез 38: 23), «...свят, свят, свят, Господь Вседержитель» (Откр 4: 8).

Святые. Почитание и призывание святых и чудотворцев следовало евангельской заповеди: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак 1: 17).

Святые совершают чудеса силой, данной им от Бога. Чудо - это всегда действие высших сил, но ради спасения людей и для помощи им способность чудотворения передается Всевышним своим помощникам - святым и мученикам. Святость предполагает чудо-творность, чудеса исцеления, чудеса предотвращения бед и напастей. В Слове святого Нифонта, широко распространенного чтения

Святость - благость - юродство. Святые - блаженные - юродивые 159

эсхатологической направленности (из старообрядческого рукописного сборника), говорится: «...до скончания века не оскудеют свя-тии..., но обаче в последняя лета скрыются от человек»1.

Святой человек отличается духовным совершенством и близостью к Богу (святые апостолы, святые угодники, Святые Отцы). Святые канонизируются Церковью. Святость человека подразумевает возможность спасения: «плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим 6: 22). В Ветхом Завете святыми называются назореи: «.. .во все дни назорейства своего свят он Господу» (Чис 6: 8).

Святость человека понимается как моральное совершенство, которое проявляется в добродетелях. Для достижения святости необходимо совместное действие благодати и личных усилий человека.

Святость относится в основном к людям и понимается как нравственная цель. Человек стремится подражать нравственному совершенству Бога согласно евангельскому «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5: 48).

Современный смысл понятия был в значительной мере предопределен его использованием при переводах Библии на славянские языки. В Ветхом Завете «святое» переводит древнееврейское qados, которое обозначало отделение сферы Божественного от мирского. В Новом Завете «святое» соответствует трем древнегреческим прилагательным: lepóq (иерос), аую<; (агиос) и оою^ (осиос). аую^ обозначает святость самого Бога, а также 'предназначенный Богу, очищенный для этого'; lepó«; означает 'священный, принадлежащий Богу' и связано с понятиями «храм» (lepóv) и «священник» (Ispéaq). "Ooioi; применяется как нравственная характеристика людей ('морально чистый, преданный') и переводится также как «благочестивый».

Не существует общего портрета святого - все они разные. И жития святых составлены по-разному, хотя существует некоторая схема жития, которой более всего - как образец - соответствует Житие Святого Кирилла (Константина), создателя славянской азбуки2.

В отличие от Жития Кирилла, Житие Святого Александра Оше-венского, основателя монастыря, который тоже считают святым местом, во многом отличается от легенд, которые об Александре рассказывают и до сих пор. И лишь некоторые эпизоды устных преданий соответствуют житийному рассказу .

Пролог, изданный в Москве в первой половине XVII в., содержит Жития Святых и чтения на дни года с сентября по август: св. Иоанн

160

Е. Сморгунова

Новгородский - 6 сентября, св. Плакида - 20 сентября, св. Антоний Сийский - 6 декабря, св. Нил Столобенский - 7 декабря, св. Петр Московский - 21 декабря, св. Филипп Московский - 9 января, св. Кирилл Новгородский - 4 февраля, св. Дмитрий - 11 февраля, св. Кирилл - 14 февраля, св. Ермолай Суздальский - 1 апреля, св. Стефан Пермский - 26 апреля, св. Мефодий - 11 мая, св. Евфи-мий Псковский - 15 мая, св. Игнатий Ростовский - 14 июня, св. Елисей-соленые воды - 8 июля, св. Прокопий - 16 августа4.

В западноевропейской традиции в обиходе средневекового христианина существовал повествовательный жанр, который назывался legata, или legenda (от лат. lego 'читать'; legenda 'то, что следует прочесть; legata 'то, что нужно читать'). Эти повествования, наполненные сверхъестественными событиями и чудесами, описывали жизнь святых, мучеников, кающихся грешников. Легендами называли духовные жизнеописания святых, которые читали вслух в монастырских трапезных (рефректориях) во время еды. Как литературный жанр легенда сформировалась в средневековье, играя тогда, особенно в народной среде, значительную роль в распространении христианства, рассказывая о жизни святых и о чудесных вмешательствах сверхъестественных сил. Средневековые легенды отражали нравственный облик эпохи.

С развитием церковно-исторической критики легендарное житие святого противополагалось его подлинным или достоверным деяниям. Самым крупным сборником средневековых легенд, широко распространенным в европейских странах, была «Золотая легенда» (Legenda Aurea) Иакова из Ворагина (Jocobas de Vorágine), епископа Генуэзского (|1298). Популярность «Золотой легенды» была огромной: к 1500 г. вышло 70 изданий латинского оригинала и более 30 переводов на английский, французский, итальянский, нижненемецкий и чешский языки. Сборник подвергался значительным изменениям и переменам, прибавлялись главы о новых праздниках и святых. Изложению житий святых Церковь предпосылала этимологические объяснения имен, многочисленные цитаты из Священного Писания и Отцов церкви. Рассказы о евангельских событиях часто имели апокрифические черты и толкования. С наступлением протестантизма «Золотая Легенда» стала уступать место другим, национальным, сборникам5.

В России такими сборниками стали Пролога и Минеи четьи.

Святость - благость - юродство. Святые - блаженные - юродивые 161

Проблема святости имела решение в старообрядческой среде -в трудах и писаниях старообрядческих книжников6, опиравшихся на «Послание восточных патриархов о православной вере» (ответ на вопрос 3-й: «Православная церковь почитает праведников не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию»).

Учение о почитании святых было разработано Ефремом Сири-ным, Василием Великим и Иоанном Златоустом, писавшими о «подобающем поклонении».

Дар чудотворения может быть дан Господом не только святому. Так, одно из Проложных чтений на 20 октября имеет название: «Слово о некоем игумене, иже приял дар от Бога, бесы изгоняти от человек»7. Рукопись XVII в. «Сказания о Мамаевом побоище» (из собрания Государственного исторического музея), содержит рассказ о молитве - просьбе чуда: Великий князь Димитрий Иванович и брат его Владимир Андреевич молятся, припадая ко гробу чудотворца Петра: «О чюдотворный святителю Петре! По милости Божии чю-додееши безъпрестанно»8.

Праздники святым - на весь год. Редчайшая находка была сделана участниками экспедиции Московского государственного университета в Пермской области. В одной из деревень Предуралья, в верховьях реки Камы, где живут староверы, был найден «Настенный лист», имеющий заголовок «Сказание, киим святым каковыя [благодати ] исцеления от Бога даны и когда память их бывает». На листе - 55 изображений святых с текстами. Каждому изображению соответствует дата в календаре, когда нужно почитать и праздновать святого от болезни, недугов или стихийного бедствия. Все даты указаны по старому стилю, церковный год начинается в сентябре9. Название «Сказание...» взято из рукописи № 1537-1 (л. 1-5об.), нач. ХХ в. (до 1908 г.) Верхокамского собрания10. Памятник уже был подробно описан и проанализирован в сборнике статей «Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции»11.

Все святые, представленные в «Сказании», полностью соответствуют евангельскому пониманию почитания святых, им даны благодати и установлены дни их памяти, почитания и праздники. Святые обнимают весь церковный год - от Иоанна Предтечи, память которого 29 августа приходится перед самым началом нового года, до

162

Е. Сморгунова

Пантелеймона, который в Проложном чтении называется «целебни-ком»12. Святые исцеляют разные болезни: головные и глазные, зубную боль и слепоту, грыжу и гнойные раны, избавляют от блудной страсти и внезапной смерти, чтобы «в последнем издыхании, как призывал монах Нифонт, покаянием и слезами и милостынею угоди-ти Богу»13. Они самые разные по времени жизни и по происхождению - египтянин Мина и римлянин Сикст, египетские аввы и александрийские юноши, пергамский Антипа и мученица Фотиния. Все святые становятся «теплыми помощниками и заступниками болящим». Некоторые недуги имеют по два покровителя - святого и святую, они хранят от внезапной смерти и от злого очарования, а особенно от винного запойства, для чего нужно уже несколько святых одновременно.

Святым дается благодать освобождать женщин от трудных родов, и вместе с тем чудесная сила святых «разрешает от бесплодства и безчадия». Она может сохранять здоровье младенцев, и ответственные за это святые распределены по всему году. Сам Апостол Павел заботится о жизни младенцев. Проложные жития рассказывают

14 тт

о жизни святых . И часто именно в житии или смерти святого находится объяснение данной ему благодати; способность к чудодейст-вию даруется святому за его добродетельную жизнь или мученическую кончину.

Весь сонм святых не оставил своей заботой ни погоду, ни природу, они пекутся о дожде и о бездождии, сохраняют от пожара и молнии, и все славянские «мифологии» славят пророка Илью - «хранителя ключей неба». Святые покровительствуют учащимся, заботятся о просвещении, от них можно научиться церковному пению и икон-

15 п 16

ному письму . В их владении «мед - сладость мира» .

Дни памяти святым расположены по месяцеслову сентябрьского года - от начала сентября до конца августа. Весь год целиком расписан, и вся жизнь человеческая входит в этот годовой круг, со всеми недугами и возможными напастями. Можно сказать, что предусмотрено буквально все, что может случиться в жизни. И этим очерчен круг действий святых, помощников человеку.

Совершенно замечательно, что святым в дни их Праздников даны только «благодати», они не должны карать и наказывать, им предписано исцелять, сохранять, просветить, молить, избавить, разрешить, просвещать, научать, прогнать, умножить, сохранить, да-

Святость - благость - юродство. Святые - блаженные - юродивые 163

ровать, обретать (эти слова - из списка «благодатей», данных святым).

Блажсппый (греч. цакарю^, лат. Ъваи ) - определение христианских подвижников, имеющее в различных христианских церквях разное значение. Родственнно ст.-слав. блаженъ, от блажити 'нари-цать блаженным (делать благим, хорошим)' (ср. с исконно русским болого).

В западно-христианской традиции блаженный - наименование лица, официально беатифицированного. В широком смысле блаженный - всякий, кто лицезреет Бога на небесах (блаженное видение). Этот эпитет связан с именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - святого Августина, епископа Иппонийского, и святого Иеронима Стридонского17.

Следующим высшим ликом после блаженства является святость.

На Руси слово блаженный употреблялось и в другом значении, как синоним слова юродивый, например, Василий Блаженный, Симон Блаженный, блаженная Домна Томская. «Блаженными» часто называли городских сумасшедших, даже если они не носили вериги.

Наиболее весом в современности духовный подвиг Блаженной Ксении Петербургской18. Его значение отражено в двух литургических текстах, где она называется «Всеблаженная»: Тропарь, глас 7 -«Нищету Христову возлюбивша, бессмертныя трапезы ныне насла-ждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением Крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодействен-ныя помощи стяжавшая, Ксения Блаженная, моли Христа Бога изба-витися нам от всякого зла покаянием»; Кондак, глас 3 - «Днесь светло ликует град Святаго Петра, яко множество скорбящих обретают утешение, на Твоя Молитвы надеющиеся, Ксение Всеблаженная, Ты бо еси граду сему похвала и утверждение». Еще один текст, являющийся по жанру житием Блаженной Ксении, рассказывает о ее жизненном пути: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчаго в ранге полковника Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. А всего жития 71 год, звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения души своей. Аминь». Это - надпись на плите, которая некогда лежала на могиле Блаженной Ксении.

164

Е. Сморгунова

Юродство. Все библейские употребления придают слову, и в форме существительного, и глагола (в Синодальном переводе) значение 'безумие', 'безумствовать'.

ЮРОДСТВО (греч. prapía) Vulg.: stulticia; ц.-слав.: юродство, буйство. Безумие.

1 Кор 1: 18 ибо слово о кресте для погибающих юродство есть.

1 Кор 1: 21 благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

ЮРОДСТВОВАТЬ (евр. saga) LXX: еяЛпцятвйорш Vulg.: furo, ц.-слав.: бЪсноватися. Безумствовать.

1 Цар 21: 15 разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною?19

Юродство в Ветхом Завете. Многих ветхозаветных пророков считают предшественниками юродивых «Христа ради». Пророк Исаия ходил нагим и босым три года, предупреждая о скором египетском плене (Ис 20: 2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем навозе (Иез: 15); пророк Осия вступил в брак с блудницей, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос: 3). Целью пророков было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию. Ветхозаветные пророки не были юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам, чтобы сказать пророчески о воле Божьей, но их действия и поступки не вели к аскетической жизни.

Юродство в христианстве. Юродство, от ц.-слав. оуродъ, 'дурак, безумный'. В евангельском тексте слово юродивый употребляется в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф 25: 2, «Притча о десяти девах»). В то же время под юродством понимается намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия - юродства Христа ради - объявляются обличение светских мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. Из Восточной церкви вместе с христианством на Русь пришло подвижничество в его разных видах. Юродство было одной из форм святости. В православии юродивые - слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Первым по времени известным русским юродивым был Исаакий Печерский (|1090), монах Киево-Печерского

Святость - благость - юродство. Святые - блаженные - юродивые 165

монастыря. В киевском Владимирском соборе можно видеть его изображение на сохранившейся фреске В. Васнецова. Особо почитаем на Руси был Андрей Юродивый, или Андрей Константинопольский. Почти все юродивые Востока и некоторые на Руси были иноками.

По христианским представлениям, религиозный и духовный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот - о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам призывает: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор 11: 1).

Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди и послания апостола Павла в Новом Завете:

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1 Кор 4: 10);

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор 1: 20);

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1 Кор 3: 19);

«...слово о кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор 1: 18);

«...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор 1: 21);

«.мы проповедуем Христа распятого. для Еллинов безумие» (1 Кор 1: 23).

Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: "Ты безумствуешь", - потому что он не подобен им». Соответствующая греческая формула: цюрoí 5га Хрю^ - «мы безумны ради

Христа». Греческое слово цюро^ 'глупый, безумный' переводилось как оурод, юрод. В Печерском Патерике про Исаакия сказано: «поча по миру ходити оуродом ся творя». Существовало еще одно греческое слово — оа^о^, которое переводилось как «простой, глупый». Юродивого Николу новгородского называли «Салос», о чем пишет Н.М. Карамзин20. Е.Е. Голубинский указывает такое прозвище для Михаила Клопского21. В Минее Общей 1685 г. тропарь юродивым читается так: «глас Апостола твоего Павла услышав глаголющ: мы

166

Е. Сморгунова

оуроди Христа ради, раб твой Христе Боже - оурод бысть на земли...», в Общей Минее 1860 г.: «мы юроди Христа ради <...> юродъ бысть».

Юродство было сознательной формой поведения в отличие от святости или блаженства. Юродивые из любви к Богу и ближним принимали на себя подвиг христианского благочестия - «юродство о Христе». Они добровольно отказывались от удобств и благ жизни, от кровного родства, принимали вид безумного, не знающего приличия, чувства стыда. Но при этом они говорили правду в глаза сильным мира, обличали людей несправедливых, утешали людей благочестивых.

Известный нам всем с детства образ юродивого из пушкинской трагедии «Борис Годунов» предстает первый раз на площади перед собором в Москве в таком виде:

- Чу! Шум. Не царь ли?

- Нет, это юродивый.

(Входит юродивый в железной шапке, обвешанный веригами, окруженный мальчишками.)2

На Русском Севере, в Каргополье, таких людей называют «чудаки». Многочисленные записи были сделаны фольклористами в кар-

23

гопольских деревнях .

Древнерусское общество по складу жизни очень способствовало процветанию юродства и уважения к юродивым. В Русской православной церкви почитают 40 юродивых24. С XIV по XVI в. на Руси известны более 10 святых юродивых25. Кроме того, было еще много не канонизированных церковью, которые в народе тоже считались святыми. При существовавших корыстолюбии, произволе, угнетении бедных и слабых деятельность юродивых была широка: псковский Николка Салос и московский Василий Блаженный обличали Ивана Грозного, а блаженный Иоанн Московский - царя Бориса Годунова.

Во второй половине XVI в. на Руси было много храмов с почитаемыми мощами прославленных церковью юродивых. Новгород славил Феодора Новгородского (|1392), Николая Качанова, Михаила Клопского (fXV в.), который был родственником князя Дмитрия Донского; Москва - Максима (|1434), Василия Блаженного (14691552) и Иоанна Московского (|1589), Калуга - Лаврентия, Ростов -

Святость - благость - юродство. Святые - блаженные - юродивые 167

юродивого Исидора Ростовского, родом из Германии (|1474), Ста-хия и ростовского чудотворца Иоанна Милостивого(|1581); в северном Устюге особо почитаемы были юродивые Прокопий и Иоанн (|1494). Сохранилось несколько икон с подробными клеймами их житий и чудес. Прокопий слыл чудотворцем, а родом происходил из варяг, из семьи богатых родителей-латынян. Прибыв в Новгород по торговым делам, он пленился красотой храмов и православным пением, стал иноком Хутынского монастыря и начал юродствовать -без одежды дошел до Устюга Великого, поселился там в убогой хижине и стал обличать на улицах пороки устюжан, плача и угрожая им гневом Божием. Еще один юродивый с таким же именем Прокопий жил в Вятке (1578-1627), был причислен церковью к лику святых, скончался в 1627 г. Его мощи сохранялись в Успенском Трифо-новом монастыре; в Боровске творил чудеса Иаков Боровичский (|1540), в Суздале - Киприан Суздальский, а в Юрьевце Поволжском юродивый Симон Блаженный (^1584) был объявлен святым после своей кончины.

В XVII в. прославились сибирский юродивый Иоанн Верхо-турский и уральский Косма Верхотурский (|8 декабря 1680, Верхотурье). К концу XVII в. число юродивых уменьшается, лишь немногие из них достигают прославления церковью. При царе Петре церковная власть преследовала юродивых, предписывалось помещать их в монастыри «с употреблением их в труд до конца жизни». Указ 1732 г. воспрещал «впускать юродивых в кощунных одеждах в церкви».

Так прослеживается историческое развитие этого вида подвижничества: оно сходит на нет, переставая быть синонимом слова блаженный в его положительном смысле.

Но еще в XIX в. жили как юродивые Евфросиния Колюпановская (ок. 1758-1855), княжна Вяземская, оставившая императорский двор и ставшая юродивой; Даниил Коломенский (|18(31) августа 1884), Иван Корейша (|1861), Домна Томская (начало XIX в. - 16 (28) декабря 1872), которую называли томской блаженной, Мария и Пела-гея Дивеевские, Паша Саровская, Паисий Киевский (|1893), преподобный из Киево-Печерской лавры, Феофил (Горенковский) (|1853), иеросхимонах Киево-Печерской лавры. До середины XX в. в Орле был известен юродствующий старец Афанасий Андреевич Сайко (1887-1967).

168

Е. Сморгунова

Несколько лет назад в Москве (27 ноября 2007 г.) Государственный исторический музей провел специальную научную конференцию, которая называлась «Юродивые в русской культуре». Она была посвящена 450-летию преставления святого Василия Блаженного. Ученые - филологи и историки рассматривали проблему юродства в православии как «лик святости» и понятия «блаженные» и «юродивые» в движении и развитии этих слов и их значений. Юродство

понималось как христианская добродетель, связанная с аскетиз-

26

мом .

Таким образом, материалы, лишь частично представленные по этой многозначной теме, позволяют придти к выводу, что выстраивается иерархия святости - святые, блаженные, юродивые. И внутри этих ликов святости складываются в употреблении не бинарные, а тернарные отношения.

И геометрия их не линейная, а в виде треугольника, где святость есть подвижничество высшей степени.

СВЯТЫЕ

БЛАЖЕННЫЕ *-1 ЮРОДИВЫЕ

Но триада может быть расположена и линейно: тогда «блаженные» иерархически оказываются после «святых», и до юродивых.

СВЯТЫЕ - БЛАЖЕННЫЕ - ЮРОДИВЫЕ

И одновременно дефиниции «блаженные» и «юродивые» становятся почти синонимами и применимы к одним и тем же людям и почитаемым чудотворцам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В наше время, в обычном употреблении все три слова и понятия - «святой», «блаженный», «юродивый» - стали почти неразличимы, синонимичны. Потому понятен разговор, словно бы специально услышанный недавно на Красной площади Москвы:

Святость - благость - юродство. Святые - блаженные - юродивые 169

- Это что за церковь такая странная?

- Собор Василия Блаженного.

- А кто такой Василий Блаженный?

- Это юродивый, жил в Москве, четыреста лет назад, правду всем говорил, разные чудеса творил, ну как святой.

Примечания

1 Полетаева Е.А. Представление о святости в позднем старообрядчестве Урала и русского Севера // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России / Чердынский музей. Пермь, 1999. С. 191-195.

2 Сморгунова Е.М. Продолжение традиций св. Кирилла-Константина по созданию новых письменностей для перевода Евангелия. Доклад на Кирилло-Ме-фодиевских чтениях. 23-26 мая 2006 г. (Минск).

3 Святые и святыни северорусских земель: По материалам VII научной региональной конференции. Каргополь, 2002. С. 28.

4 По изданию Пролога 1641 г. (Московский Печатный двор, 1641 г., 29 августа, месяцы декабрь-февраль. С. 209, 215, 217, 231, 236, 241, 244, 248).

5 Католическая энциклопедия. Том 1. А-З. Изд-во Францисканцев. М., 2002.

6 Полетаева Е.А. Указ. соч; эта же тема была отражена в докладах на конференции «Юродивые в русской культуре», посвященной 450-летию преставления св. Василия Блаженного (М., ГИМ, 27.11.2007 г.).

7 Ссылки на Пролог по изд.: С(вя)щенная книга сия Пролог, или свойственнее рещи Синаксарий, за еже собратися в нем вкратце поведанием святых жи-тей, страданий и чудотворений. Москва, 1702 (7211) г., ноябрь. С. 211.

8 «Сказание о Мамаевом побоище». Лицевая рукопись XVII века из собрания Государственного Исторического музея. М., 1980. Л. 33об.

9 «Настенный лист», рукопись № 1406, нач. XX в., описана в: Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Круглова Е.А., Смилянская Е.Б. (Приложения: Сморгунова Е.М.). Рукописи Верхокамья XV-XX вв. Каталог. Из собрания Научной библиотеки Московского университета им. М.В. Ломоносова (далее - Каталог). М., 1994. С. 118.

10 Каталог. С. 149.

11 Сморгунова Е.М. Делегирование чуда в славянской иконографии // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2001. С. 74-94.

12 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век христианства на Руси. М., 1995. С. 7-9.

13 Там же.

14 Пролог. С. 339-339об.

15 Перевод из Пролога XVII в. (Москва, 1702 (7211) г., 26 сентября. Слово о с(вя)темъ Иоанне Богослове, како изучилъ чловека писати иконы).

170

Е. Сморгунова

16 Памятник с Соловецких островов. Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия». 1545 г. / Текст Н. Маясовой. Л., 1969.

17 Католическая энциклопедия. Том 1. А-З. Изд-во Францисканцев. М., 2002. С. 613.

18 Топоров В.Н. Петербургские тексты и Петербургские мифы (Заметки из серии). 1. Тексты блаженной Ксении Петербургской и ее культа (по материалам Смоленского кладбища, 70-е-80-е годы) // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 369-376; Топоров В.Н. Житие и акафист святой блаженной Ксении Петербургской. СПб., 1992. С. 22; Топоров В.Н. Петербургский текст. М., 2009.

19 Симфония или словарь-указатель к Священному писанию Ветхого и Нового Завета / Под ред. митр. Питирима. Сост. И.А. Бондарев, протоиер.; М.С. Касьян, С.Ю. Касьян. М., 2010. Т. 5. Ч. 2. С. 737.

20 Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12-ти томах. СПб., 1818-1829. Т. 9. Прим. 297.

21 Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1880-1911. В 2-х тт. Т. 2. Ч. 1. С. 757; т. 2. Ч. 2: гл. 6 «Монашество»; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3. № 8. С. 188193.

22 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Издание второе. М., 1957. Т. 5. С. 299.

23 Каргополье: фольклорный путеводитель. Предания, легенды, рассказы, песни и присловья / Под общ. ред. А.Б. Мороза. М., 2009. С. 219, 269.

24 Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.). М., 1998; Панченко А.М. Юродивые на Руси // Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб., 1999. С. 392-407.

25 Панченко А.М. Указ. соч.

26 Пушкинский Дом РАН был представлен докладом А.Н. Власова о проблеме преодоления личностного начала на примере Житий устюжских юродивых Прокопия и Иоанна; в докладах сотрудников Института славяноведения РАН говорилось о юродивых в старообрядчестве (С.А. Иванов) и в «Алфавите российских чудотворцев» нач. XIX в. (А.А. Турилов); Отдел рукописей ГИМ представил материалы о юродивых в «Похвальных словах русским святым XVI-XVIII вв.» (Е.М. Юхименко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.