СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ И ГРИГОРИЙ НИССКИЙ О ЗЕМНОМ БОГАТСТВЕ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИИ
Священник Павел Лукин,
клирик прихода во имя иконы Божьей Матери Иверская г Бобруйска (Белоруссия), бакалавр теологии и религиоведения, выпускник Института теологии Белорусского государственного университета
В статье показано, что богатство земное для святителей Василия Великого и Григория Нисского было делом, напрямую связанным с активным милосердием. Они однозначно осуждали приобретение богатства ради богатства, называли неразумным человека, стремящегося к его накоплению. Еще более негативная оценка давалась умножающим богатство путем ростовщичества.
Ключевые слова: богатство, милосердие, долг, ростовщичество, процент, любовь.
УДК 330.875 ББК Э29(2)-61,0+Э372.24-61,0
Святитель Василий Великий (330-379 гг.) — один из трёх вселенских великих учителей и святителей Церкви, оказавших огромное влияние на развитие христианского богословия. Родился около 330 года в Кесарии. Получил прекрасное светское образование в Кесарии, Константинополе и Афинах. Вернувшись на родину, образовал монастырскую общину. В пору волнений, связанных с лжеучением Ария, принял епископский сан в Кесарии. Систематически отстаивал православное учение, в результате чего впал в немилость у византийского императору Валента. Известен целым рядом выдающихся богословских трудов положивших прочное основание дальнейшему развитию христианского вероучения. Умер в 379 г. в возрасте 49 лет.
Святитель Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394 г.) — выдающийся христианский богослов. Родился в Неокесарии (Каппадокия). В молодости изучал риторику, медицину и другие естественные науки увлекался языческой философией. Под влиянием своего старшего брата св. Василия Великого и сестры св. Макрины Григорий стал сознательным христианином и обратился к служению Церкви. В 372 г. Св. Василий рукоположил своего брата в епископы небольшого каппадокийского города Ниссы. В 381 г. Свт. Григорий принимал активное участие во II Вселенском Соборе, созванном в Константинополе против лжеучения Македония о Святом Духе и принявшем окончательный вариант Символа Веры — основной молитвы христиан. Получил известность как богослов-созерцатель и выдающийся писатель-мистик, равного которому, по глубине и дерзновенности мысли, едва ли можно найти среди его современников. Умер святитель вскоре после 394 г.
Сюжет о богатстве в обращении «К обогащающимся» святитель Василий Великий начинает с упоминания о юноше, который подошёл к Спасителю (Мф 19:16-22) с вопросом, что ему делать, чтобы спастись. С одной стороны, юноша познал истинного Учителя, он был озабочен тем, как наследовать жизнь вечную, но, с другой стороны, выслушав ответ, он отошел с прискорбием, омраченный страстью любви к богатству, потому что имел большое имение. Это показывает, что его мнимое благочестие было обращено не к истине, а скорее пыталось идти в русле мнений
большинства людей. По словам святителя: «В нем заслуживает похвалу то, что он познал истинного Учителя и, не остановив внимания на гордости фарисеев, на самомнении законников, на толпе книжников, приписал это имя единому истинному и благому Учителю. В нем хорошо и то, что, по-видимому, был озабочен тем, как наследовать жизнь вечную. Но прочее, — именно то, что, выслушав у истинного Учителя спасительные уроки, не написал их на сердце своем и наставлений Его не привел в исполнение, но отошел с прискорбием, омраченный страстью любви к богатству, — изобличает в юноше, что произволение его не всецело обращено было к истинному благу, но оглядывалось на угодное большинству людей. Сим же доказываются сложность и взаимное между собою несогласие его нравов»1.
Святитель Василий пишет далее о невозможности совмещать богатство и жизнь в духе истинной любви: «Попечение о нуждающихся расточительно для богатства. Хотя каждый на необходимое содержание берет немного, однако же, поскольку все вместе получают часть из имения, то расточают его на себя. Поэтому кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя больше, чем есть у ближнего»2. Он напоминает, насколько богатому трудно искренне полюбить человека: «чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви»3. При этом он тут же указывает выход из этой ситуации. Необходимо изменить взгляд на вещи. Святитель приводит в качестве примера типичные человеческие действия на рынке — отдача денег и получение взамен товаров или услуг Сделка устраивает обе стороны, продавец готов расстаться со своим имуществом, а покупатель со своими деньгами. «Сверх того, никто не скорбит, когда отдает свою собственность на торжище и взамен приобретает, что для него нужно; напротив того, чем за меньшую цену покупает дорогие вещи, тем более радуется, что удался ему такой славный промен. А ты скорбишь, раздавая золото, серебро и стяжания, т.е. уступая камни и прах, чтобы приобрести на них блаженную жизнь»4. Как же не радоваться, когда, отдавая неимущим, есть возможность приобрести вечную жизнь в Царствии Небесном — справедлив ли такой обмен, стоит ли он отданных денег, вопрошает Василий Великий.
Святитель, осуждая чрезмерную заботу о богатстве, выступает резким противником разделения имеющихся благ на нуж-
ду настоящую и нужду будущую. Безусловно, речь идёт о людях имеющих огромные состояния, достаточные, чтобы иметь необходимое на сегодня, на завтра и на послезавтра. Это становится понятно из следующих слов святителя: «Разделяют богатство на нужду настоящую и на нужду будущую; часть отлагают себе и часть детям; потом и это делят на покрытие разных трат. Послушай, какие у них распоряжения: эта часть, говорят, пойдет в употребление, а эта отложится в запас; и часть, назначенная на покрытие нужд, пусть превысит пределы необходимости; вот это послужит на домашние расходы, а это отделится на то, чтобы показать себя людям; это обеспечит пышность в дороге, а это сделает, чтобы и сидя дома, жить светло и знатно. А мне остается только дивиться такой выдумке излишеств»5.
В то время, вероятно, существовали люди, которые прятали своё золото «на черный день». Святитель Василий является противником такого распоряжения деньгами, он считал это крайним безумием: «Страшное же безумие — копаться в земле, пока золото еще в рудокопне; а когда оттуда вынуто, опять прятать в земле!»6. Можно сделать вывод, что святитель является сторонником того, чтобы деньги приносили пользу, чтобы они работали на благо нуждающихся, а не были спрятаны, не принося при этом никому пользы.
Творить дела милосердия святитель призывает в этой жизни и в любом возрасте. Рассуждая об обещаниях некоторых стяжателей, о том, что в завещании при смерти они оставят своё богатство нуждающимся, он отмечает бессмысленность этого поступка: «Никто не торгует, когда торг кончился; никто не увенчивается, если пришел по окончании борьбы; никто не показывает своего мужества после брани. Поэтому, как очевидно, и после жизни невозможно стать благочестивым»7. Только при жизни нам дан шанс к спасению.
Читая, достаточно строгое слово святителя Василия, мы невольно переносим на себя его осуждения и вопрошаем — таковы ли мы? Напрашивается вопрос: «Как же будем жить, оставив всё? Какой вид примет жизнь, если все станут продавать, все отказываться от имущества?» Святитель отвечает, что здесь испытывается сердце наше — куда оно обращено: к Богу ли, к ближнему, к милосердию и любви или же к самому себе, к своим нуждам, к наслаждению, к себялюбию: «Не спрашивай у меня разумения Владычних заповедей; Законодатель знает, как с законом поставить в соответствие и возможность (его исполнения). А у тебя испытывается сердце, как бы на весах, куда оно наклонно, к истинной ли жизни или к настоящим наслаждениям. Рассуждающие здраво должны держаться той мысли, что богатство можем употреблять, как приставники, а не как имеющие право им наслаждаться. И отказывающиеся от него должны радоваться, как уступающие чужое, а не огорчаться, как лишающиеся собственности»8.
Рассуждая о богатстве и его последствиях, святитель Василий говорит об особенностях семейной жизни, которые сопутствуют обычно людям богатым. Женщины — стремящиеся в браке получить не только мужа, но и его богатство, поистине избавлены от всякого представления о прекрасном. Желание украшать себя всевозможными драгоценностями и носить лучшую одежду помимо материальных затрат, которые для мужа могут быть не так тягостны, открывает отсутствие в его сожительнице всякой истинной красоты. Отсюда, единственно, что выделяет в ней женщину — это внешние анатомические признаки. Можно сказать, что богатство не способствует формированию здоровых семейных отношений. По словам святителя: «когда же позаботиться о душе человеку, который услуживает женским пожеланиям? Как от бурь и непогод тонут непрочные корабли, так от худых наклонностей жен гибнут немощные души их сожителей»9.
Отвечая на возражения некоторых о том, что богатство необходимо для детей, святой Василий подчеркивает, что это лишь предлог10. Святитель призывает вспомнить, Кто даёт нам детей, и от Кого мы ждём помощи, когда с ними случается нехорошее11.
Подытоживая учение святителя Василия Великого о богатстве, можно сказать его словами: «беден тот, кто нуждается во многом»12. Богаты мы, или бедны, решают наши желания. Любостяжание не знает насыщения. Напротив, имеющий скромные запросы и довольствующийся малым, богат при любых обстоятельствах, ему всегда на всё хватает, он всё имеет и всем обеспечен.
Святитель Василий приводит и положительный пример отношения к собственности. Образцом его он видит жизнь первых христиан, описанную в Деяниях святых Апостолов (Деян.
2:44-45; 4:34-37). Он отмечает стремление первых христиан осуществить заветы Спасителя, ибо у них «все было общее, жизнь, душа, согласие, общий стол, нераздельное братство, нелицемерная любовь, которая из многих тел делала единое тело, различные души соглашала в то же единомыслие»13. Святитель видел неготовность современных ему христиан в полной мере воплотить вполне христианские требования организации жизни и не призывал их полностью отказаться от частной собственности14. В то же время для стремящихся к христианскому совершенству и избравших монашескую жизнь, по его мнению, отказ от собственности должен быть обязательным15.
Святитель Григорий Нисский также, по-видимому, хорошо зная современных ему христиан, не призывает к обобществлению имущества. Он говорит о том, что крайне важно оказывать коллективную помощь неимущим, при этом участвовать в этом должны все без исключения: «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой — чашу вина, иной — одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастие одного»16. Святитель напоминает при этом, что «кодрант17 вдовицы превзошел вклады богатых. Ибо она высыпала все, что имела, у тех же не многое выпало (Мк 12:43-44)»18.
Полной противоположностью вдовицы, пожертвовавшей кодрант, святители Василий и Григорий считают тех, кто приобретает собственность путем отдачи денег в рост. Святитель Василий также полагал несправедливым утверждение о том что «золото само себя рождает, размножаясь через рост»19.
Ростовщик — слово, которое в современном языке не используется. Это не означает, однако, что взимание процентов по ссудам современными кредиторами по сути намного отличается от древнего ростовщичества. Просто используются более обтекаемые названия и термины, такие как кредитор и заимодавец, в отличие от старых слов: ростовщик, лихоимец и процентщик. В этом древние были более откровенны. Авторы современных словарей20 видят различие ростовщика и кредитора лишь в том, что первый взимает более высокие проценты. Но, конечно, грань эту определить невозможно.
В греческом варианте письмо святителя Григория «Против ростовщиков» звучит как «КАТА Т^Ы ТОКЕОЭТП№>. Слово ТОККОЭТ^ происходит от глагола ток^ю — давать деньги под определенный процент21, и означает род деятельности, связанный с одолжением денег под проценты. В начале святитель Григорий говорит о написанном свт. Василием Великим Слове против лихоимцев (которое до нас не дошло). Он высоко оценивает послание, при этом считает необходимым продолжить тему: «После того как муж красноречивый и именитый в любомудрии, опытный в наставлении во всех родах словесных произведений, приобрел славу рассуждая о том же предмете, и оставил слово против лихоимцев, — сокровище для жизни, и я вступаю на тоже поприще состязания»22.
Святитель Григорий пишет о праздности и своекорыстии ростовщика. Он не знает ни труда земледелия, ни предприимчивости торговли: «Праздна и своекорыстна жизнь ростовщика. Не знает он ни труда земледелия, ни предприимчивости торговли, но сидит на одном месте, кормя у очага животных. Он хочет, чтобы для него всё росло без посева и обработки земли; плуг у него — перо, поле — бумага, семя — чернила, дожди — время, незаметно возвращающее ему плоды, деньги с процентами. Серп у него — взыскание денег; гумно — дом, в котором вымолачивает имущество угнетенных»23. Земледелие было всегда сложнейшим, и в то же время достойнейшим видом пропитания, в противовес ростовщичеству. Торговля приводится как пример, наряду с земледелием. По мысли святителя, заниматься честной торговлей не является грехом, а вполне допустимо христианину. Что же касается ростовщичества, то назвать это дело трудом ему не представляется возможным.
Святитель Григорий подчеркивает неестественность этого дела. Брать процент с бедных и нуждающихся всё равно, что требовать от высушенного засухой поля больших урожаев: «От бедного требуешь прибавления и возрастания богатства, подобно тому, как если бы кто с поля, высушенного сильнейшей засухой, захотел собрать горы хлеба, или множество ягод с виноградной лозы, после градоносного облака, или рождения детей от бесплодного чрева, или питания млеком от нерожавших женщин»24.
Само дело ростовщичества сопряжено с огромными соблазнами и искушениями, не поддаться которым при таком занятии
невозможно. Способ заработка, основанный на бедности и нужде просящих, влечет за собой целый ряд пагубных последствий. Анализируя речь святителя Григория, можем выделить следующие отрицательные черты ростовщичества:
1. Праздность. Святитель убедительно призывает нас к деятельному труду, основанному на собственных силах, физических или умственных. Существование за счет процента, который является результатом труда другого человека, является пагубным и неприемлемым для христианина.
2. Своекорыстие. «Заботливо следит ростовщик за делами должника, за его отлучками, движениями, путешествиями, торговлей; разнесется ли какая-нибудь прискорбная молва, что он попался разбойникам и потерпел от них беду, или его благосостояние от какого-либо обстоятельства изменилось в бедность»25. На всё принадлежащее его «клиентам» ростовщик смотрит как на своё. Давая в долг, он считает себя правым следить за имуществом должника. Из своекорыстных целей беспокоится о его здоровье и благосостоянии. В глубине души радуется неудачам и бедам людей, не имеющих у него долгов, но вынуждаемых обстоятельствами обратиться к нему за деньгами.
3. Лицемерие. «Он поступает в жизни противоположно апостольскому предписанию: всё даёт требующим, но не по человеколюбивому расположению к ним, а ради сребролюбия»26. Ростовщик дает просящим, внешне выполняя заповедь, но на самом деле делает это не по человеколюбивому расположению к ним, а ради наживы.
Даже и этих трёх последствий достаточно, чтобы следом за святителем утверждать, что взятие процентов за долг и нравственная жизнь по Евангелию, совершенно несовместимы.
В молитве Господней среди прочих есть и такое прошение: «и оставь нам долги наши, также как и мы оставляем должникам нашим» (Мф. 6:12). «И как же ты будешь молиться, ростовщик?» — вопрошает святитель — «какое ты оказал снисхождение, чтобы просить о прощении? Кого помиловал, чтобы призывать Милостивого?»27 Главная христианская молитва, таким образом, будет постоянно напоминать человеку-ростовщику о его грехе, пока совесть не очистится от этого.
От несправедливости ростовщичества, святитель Григорий Нисский защищает, прежде всего, бедных людей, которые от нужды просят денег. Речь не идёт о людях богатых и имеющих
достаточно. Святитель умоляет ростовщиков не брать процент с бедности, не притеснять нуждающихся в существенном, т.е., в самом необходимом: «Ты же не требуй роста от меди и золота, веществ, не могущих вырабатывать, не принуждай бедность производить то, что свойственно богачам, не требуй лишнего от того, кто нуждается в существенном»28.
Свт. Григорий пишет, что просьба о деньгах — это просьба о милосердии. Ссылаясь на слова из книги Исход, «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25), он рассуждает, что дать взаймы — доброе дело, но требовать процент — грех и беззаконие. Подтверждение этой мысли мы находим в Евангелии от Матфея: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Просьба о деньгах есть просьба хлеба.
Тем, кто дал деньги в долг он советует:
1. Быть сдержанными и не просить лишнего. «Не припрашивай лишнего, но подавай благодеяние не торгуясь, и увидишь, что Бог воздаст тебе милость с приложением»29.
2. Облегчить заботу должнику. Одну часть долга простить ему, другую взимать необременительно, по мере его сил: «Ибо если бы ты облегчил заботу должника и одну часть его долга отпустил, а другую взимал бы с меньшей силой, то не возненавидел бы он тяжкую жизнь, и не стал бы палачом себя самого»30.
В Евангелии дан идеальный образ денежных отношений между людьми как руководство для христиан: «если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6:34).
Заключение
Материальное богатство, деньги — неотъемлемая часть современного мира. Чем оно будет для нас — погибелью, оружием себялюбия или ещё одной возможностью помочь ближним — зависит от нас самих. С такой же дилеммой сталкивались люди на протяжении тысячелетий. Слово Учителей Церкви звучит вполне современно, т.к. касается самого острия борьбы человека со злом. Во все времена богатство затрудняло быть человеку, им обладающему, нравственным. Однако это не значит, что деньги не способны быть инструментом милосердия. Довольствоваться малым и помогать нуждающимся — путь единственно правильный для обладателя большого имущества.
Литература
1. Василий Великий, свт. Беседа 6. На слова от Луки (12,18): «разорю житницы моя, и большия созижду»; и о любостяжатель-ности // Василий Великий, свт. Творения. М.: Паломник, 1993. Ч. 4. С. 84-98.
2. Василий Великий, cвт. Беседа 7. К обогащающимся // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; Т. 3. Святитель Василий Великий. Творения: в 2 т. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 920-932.
3. Василий Великий, свт. Беседа 8. Говоренная во время голода и засухи // Василий Великий, свт. Творения. М., 1993. Часть IV. С. 121-141.
4. Электронный словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 10.07.2011).
5. Электронный словарь синонимов. URL: http://www.synonymizer.ru/ (дата обращения 11.07.2011).
6. Электронный словарь: BETA Wikiled Online Dictionary: http://www.wikiled.com/ (дата обращения 12.04.2011).
7. Gregorii episcope Nysseni, Oratio contra usurarios // Patrologia cursus comletus / Accurante J.-P. Migne. Series graeca. T. 46. Paris, 1857-1866. С. 434-454. URL: http://www.ellopos.net/elpenor/greek-texts/fathers/migne-patrologia-graeca-volumes.asp?pg=4 (дата обращения 13.01.2011).
1 Василий Великий, свт. Беседа 7 К обогащающимся // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3. Святитель Василий Великий. Творения: в 2 т. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 920-921.
2 Ibidem, с. 921.
3 Ibidem, с. 921-922.
4 Ibidem, с. 922.
5 Ibidem, с. 922-923.
6 Ibidem, с. 923.
7 Ibidem, с. 930.
8 Ibidem, с. 924.
9 Ibidem, с. 925.
10 Ibidem, с. 929.
11 Ibidem, с. 929.
12 Ibidem, с. 926.
13 Василий Великий, свт. Беседа 8. Говоренная во время голода и засухи // Василий Великий, свт. Творения. М., 1993. Часть IV. С. 138.
14 Ibidem, с.139.
15 Василий Великий, свт. Правила кратко изложенные в вопросах и ответах // Василий Великий, свт. Творения .М. 1993. Часть V. Вопр. 85, 86. С. 218.
16 Григорий Нисский, свт. О нищелюбии и благотворительности. Слово 1-е // Григорий Нисский, свт. Что значит имя христианин. М., 2000. С.193.
17 Кодрант — мелкая медная монета, сороковая, а позднее, шестьдесят четвертая часть динария.
18 Ibidem.
19 Василий Великий, свт. Беседа 6. На слова от Луки (12, 18): «разорю житницы моя, и большия созижду»; и о любостяжательности // Василий Вели-
кий, свт. Творения. М., 1993. Часть IV. С. 92.
20 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/words/30970.shtml (дата обращения 10.07.2011).
21 Электронный словарь: BETA Wikiled Online Dictionary. URL: http://www.wikiled.com/ (дата обращения 12.04.2011).
22 Gregorii episcope Nysseni, Oratio contra usurarios // Patrologia cursus comletus / Accurante J.-P. Migne. Series graeca. T. 46. Paris, 1857-1866. С. 433, 436. URL: http://www.ellopos.net/elpenor/greek-texts/fathers/migne-patrologia-graeca-volumes.asp?pg=4 (дата обращения 13.01.2011).
23 «‘Apyog кш 6 nXsovsKTiKog [3fog 6 той TO%^ovTog. Ойк o^5s novov yeюpy^ag, ойк smvoiav ёцпop^ag ёф’ svog 5s топои каЭ^таг, трефюу ёп r^g eo^g 0np^a. “Допарта айтю ройХетаг та пdvтa кa^ dv^poтa фйео0а1 dpoтpov s%si т6v KaXa^ov %6pav, т6v xdp^v опёрла, то ^sXav йето^ xpovov, aй^dvovтa айтб Xav0a-v6vтюg r^v т6v хр^^т^ б^карта^ Дpёпav6v soтlv айтб ^ dпa^тnolg dXrav, ^ ота, ёф’ ^g XenTOvei тdg т6v 0Xiyo^svrav oйo^ag», Ibidem. c. 437.
24 Ibidem, c.441.
25 Ibidem, c.441.
26 Ibidem, c.437.
27 Ibidem, c. 444-445.
28 «Ей 5s %аХ%ой кa^ хриоой, т6v dyovrav uX6v, ^Лте тоту, ц^5ё pid^ou пsv^av тd т6v n^urou^^ noiew, ц^5ё 5l56val пXeovaoцoйg т6v то кeфdXaюv пpooalтoйvтa». Ibidem, c. 441.
29 Ibidem, c.440.
30 Ibidem, c.448.
ПРОБЛЕМЫ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОГОСЛОВСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
С.В. Лукин,
заведующий кафедрой бизнес-администрирования Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета (г. Минск),
доктор экономических наук
К.И. Голубев,
профессор Белорусского государственного экономического университета (г. Минск),
доктор экономических наук, кандидат богословия
Д.Е. Расков,
доцент кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук;
священник Алексий Юдин,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы (в Невском лесопарке) Санкт-Петербургской епархии РПЦ,
магистрант Санкт-Петербургской православной духовной академии
Г.И. Мойсейчик,
главный советник Главного управления денежной политики и экономического анализа
Национального банка Республики Беларусь (г. Минск), кандидат экономических наук
М.А. Румянцев,
доцент кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук [email protected]
В.А. Ушанков,
доцент кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук
Представлены материалы заседания секции «Социально-экономическое учение Русской Православной Церкви», проходившего на конференции «Актуальные вопросы богословских исследований». Доклады, сделанные на секции, дают панорамный взгляд на социально-экономические проблемы прошлого и современности с позиций христианской этики.
Ключевые слова: милостыня, общее благо, старообрядчество, социальная концепция, деньги, Византия, домостроительство
УДК 33013 ББК 87.7
5 октября 2011 года в Санкт-Петербургской православной духовной академии в рамках III Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований» состоялось заседание секции, посвященной
христианскому социально-экономическому учению. В дискуссии приняли участие преподаватели и студенты Санкт-Петербургской православной духовной академии, Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного универ-