Научная статья на тему 'Святитель Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский: к 325-летию со дня преставления'

Святитель Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский: к 325-летию со дня преставления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Смоленская епархия / епископ митрополит Симеон (Милюков) / храмостроительство / просветительская деятельность / социальное служение / преодоление католического прозелитизма / характеристика личности в контексте истории Церкви. / Smolensk Diocese / Bishop Metropolitan Simeon (Milyukov) / church building / educational activities / social service / overcoming Catholic proselytism / personality characteristics in the context of Church history.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

Статья раскрывает вклад в развитие Смоленской епархии митрополита Симеона (Милюкова), управлявшего ею в 1676-1699 гг. Деятельность Преосвященного Симеона осуществлялась по нескольким направлениям: храмостроительство, социальное служение и просветительство, забота о преодолении католического прозелитизма. Статья позволит детализировать жизнеописание митрополита Симеона, показать этапы его служения с учетом церковных и социальных обстоятельств, в которых проходила его деятельность. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности, историко-биорафический метод. Цель работы – составить личностный портрет митрополита Симеона, охарактеризовать этапы его служения в Смоленске. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю Смоленской епархии, но и Русской Православной Церкви. Исследование проведено на основании опубликованной литературы и источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ивочкин Демьян Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Simeon, Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh: on the 325th anniversary of his repose

The article reveals the contribution to the development of the Smolensk diocese of Metropolitan Simeon (Milyukov), who ruled it in 1676-1699. The activities of His Grace Simeon were carried out in several directions: church building, social service and enlightenment, and concern for overcoming Catholic proselytism. The article will allow you to detail the biography of Metropolitan Simeon, to show the stages of his ministry, taking into account the church and social circumstances in which his activities took place. While working on the article, an integrated approach, a general scientific dialectical method of studying and analyzing social phenomena, including the principles of objectivity, historicism and consistency, and the historical and bioraphic method, were applied. The purpose of the work is to create a personal portrait of Metropolitan Simeon, to characterize the stages of his ministry in Smolensk. The results obtained will allow us to present more objectively not only the history of the Smolensk diocese, but also the Russian Orthodox Church. The study was conducted on the basis of published literature and sources.

Текст научной работы на тему «Святитель Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский: к 325-летию со дня преставления»

Исторические исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №1. С. 7-30

УДК 908.470 ББК 63.3(2Рос-4)6-7 Ивочкин Д. А. (иеромонах Рафаил)

Святитель Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский: к 325-летию со дня преставления

Аннотация: Статья раскрывает вклад в развитие Смоленской епархии митрополита Симеона (Милюкова), управлявшего ею в 1676-1699 гг. Деятельность Преосвященного Симеона осуществлялась по нескольким направлениям: храмостроительство, социальное служение и просветительство, забота о преодолении католического прозелитизма. Статья позволит детализировать жизнеописание митрополита Симеона, показать этапы его служения с учетом церковных и социальных обстоятельств, в которых проходила его деятельность. Во время работы над статьей применены комплексный подход, общенаучный диалектический метод изучения и анализа общественных явлений, включающий принципы объективности, историзма и системности, историко-биорафический метод. Цель работы -составить личностный портрет митрополита Симеона, охарактеризовать этапы его служения в Смоленске. Полученные результаты позволят объективнее представить не только историю Смоленской епархии, но и Русской Православной Церкви. Исследование проведено на основании опубликованной литературы и источников.

Ключевые слова: Смоленская епархия, епископ митрополит Симеон (Милюков), храмостроительство, просветительская деятельность, социальное служение, преодоление католического прозелитизма, характеристика личности в контексте истории Церкви.

В 2024 г. исполнилось 325 лет со дня преставления святителя Симеона (^ 4/17 января 1699 г.). Владыка Симеон принадлежит к достойным архипастырям, много потрудившимся на Смоленщине на благо Русской Православной Церкви. Цель настоящей работы - осветить жизнь и деятельность этого архиерея в Смоленской епархии, охарактеризовать его вклад в общественно-религиозную жизнь провинциального общества последней трети XVII столетия.

Несмотря на то, что о митрополите Симеоне опубликован ряд исследований, в настоящее время отсутствуют работы, комплексно освещающие его биографию. Сохранились в основном дореволюционные

публикации, посвящённые отдельным аспектам его архиерейского служения (в основном - возведению Успенского кафедрального собора и непростым взаимоотношениям с Патриархом Иоакимом). Эти труды были напечатаны в рамках отдельных исследований о смоленских митрополитах1, в местных изданиях: в «Смоленских епархиальных ведомостях», «Истории города Смоленска», «Историко-статистическом описании Смоленской епархии», а

л

также в «Памятной книжке Смоленской губернии» .

Краткие биографические сведения о митрополите Симеоне, либо упоминания о нём имеются в общецерковных справочниках, посвящённых архиереям, монастырям и древним храмам Русской Православной Церкви и иных справочных изданиях4. Кроме того, в 1906 г. в серии книг «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков» за месяц январь помещено краткое житие уже тогда имевшего народное почитание митрополита Симеона и его изображение с древнего портрета5. Иконописное изображение владыки также помещено в статье епископа Смоленского Никанора (Каменского), опубликованной в «Прибавлениях к Церковным ведомостям за 1899 год»6.

В годы советской власти, в силу господствовавшей государственной идеологии, направленной против религии, биографию митрополита Симеона исследователи не изучали. Однако в 1946-1966 гг. церковный историк митрополит Мануил (Лемешевский) составил первое фундаментальное собрание биографий всех архиереев Русской Православной Церкви за период с 992 по 1965 г. - «Русские православные иерархи». В этом капитальном труде

7

имеются сведения и о смоленском архипастыре .

1 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899.

2 Ельчанинов Н. Список архиереям Смоленской епархии, с кратким очерком характера и деятельности их, с замечаниями некоторых исторических событий в Смоленске при них случившихся // Памятная книжка Смоленской губернии на 1863 год. Смоленск, 1863. С. 30-31; Краткий список Смоленских иерархов // Смоленские епархиальные ведомости. 1896. №18. Отдел неофиц. С. 935-936; Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 111-113; Полубинский С., свящ. К статье «О четырёх митрополитах Смоленской кафедры» // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. №15. Отдел неофиц. С. 774-775; Соколов Н. Четыре митрополита Смоленской кафедры // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. №10. Отдел неофиц. С. 493502; Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №.23. Отдел неофиц. С. 1328-1330, №.24. Отдел неофиц. С. 1392; Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. С. 72-73.

3 Амвросий (Орнатский), еп. История Российской иерархии. М., 1807. С. 164; Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000. С. 456; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007. Стб. 591, 611; Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1994. С. 623; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913. С. 1413.

4 Здравомыслов К.Я. Симеон (Милюков) // Русский биографический словарь: Сабанеев - Смыслов / Изд. наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. СПб., 1904.Т.18. С. 463; Максимович Л.М., Щекатов А. Географический словарь Российского государства. М., 1807. Ч. 5. Р-С. 1047-1049.

5 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами). Январь. М., 1906. С. 27-37.

6 Никанор (Каменский), еп. Симеон, митрополит Смоленский, основатель кафедрального собора в г. Смоленске // Прибавления к Церковным ведомостям. 1899. №2. С. 67-71.

7 Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992-1892. Т. II. М., 2003. С. 594-595.

8

В новейший период стали изучаться ранее неразработанные аспекты истории Смоленской епархии и личность митрополита Симеона заинтересовала исследователей. В 1995 г. были на Тихвинском кладбище г. Смоленска обретены и перенесены в усыпальницу Успенского кафедрального собора останки смоленских митрополитов Симеона IV, Сильвестра II, Сильвестра III и

о

Дорофея . По этому поводу на страницах епархиальных ведомостей было переиздано исследование Е.К. Червинского, впервые вышедшее в 1899 г. Второй раз эта работа вышла в сокращённом виде (только биография митрополита Симеона) в 2015 г.9 Однако научных работ тогда опубликовано не было.

Солидной источниковой базой и действительно научной новизной отличаются работы К.А. Кочегарова, раскрывающие роль митрополита Симеона в жизни Смоленской епархии в условиях сложных взаимоотношений между Россией и Великим княжеством Литовским. Ценность данных работ обусловливают опубликованные автором документы из Российского государственного архива древних актов10.

В краевой историографии имеются работы, посвящённые исследованию Собора Смоленских святых, в состав которого входит и митрополит Симеон11.

В 2021 г. о митрополите Симеоне вышла статья биографического характера в «Православной энциклопедии»12.

Кроме научной литературы о жизни и деятельности митрополита Симеона имеются опубликованные документы. Они вышли в свет под редакцией Н.П.

13

Попова в 1907 и 1909 гг. Частично эти документы переизданы автором настоящего исследования в 2019 г.14

Митрополит Симеон (Милюков, по другим данным - Молюков15) родился в семье купцов г. Тобольска. О дате рождения и ранних годах жизни Симеона сведений не найдено. По мнению Е.К. Червинского, принимая во внимание тот факт, что Симеон впоследствии достиг высокого положения и активно принимал участие в государственных делах, можно предположить, что он от

8 Материалы к перезахоронению смоленских митрополитов // Смоленские епархиальные ведомости. 1995. №9. С. 16-18.

9 История святости и главные святыни земли Смоленской. Православное краеведение / сост. М.С. Хохлова. Смоленск, 2015. С. 331-354.

10 Кочегаров К.А. Пытались ли иезуиты добиться патриаршества? Смоленский митрополит Симеон и выборы главы Русской церкви в 1690 г. // Золотые соты: Сборник статей в честь Евгения Владимировича Пчелова / отв. ред. В.И. Дурновцев. М. - СПб., 2022. С. 147-162; Его же. Русское правительство, смоленский митрополит Симеон и посвящение в духовный сан кандидатов из Великого княжества Литовского в Смоленске в 1687-1690 гг. // Славяноведение. 2022. №2. С. 14-26.

11 Васюков И.А. Смоленские святые в истории Церкви и Отечества. Смоленск, 2012. С. 74-78.

12 Устинова И.А. Симеон (Милюков) // Православная энциклопедия. Том ЬХШ. Сергий-Синаксарь. М., 2021. С. 488-490.

13 Попов Н.П. 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1907 год. Кн. 2(221) / под ред. Е.В. Барсова. Отд. 5. Смесь. М., 1907. С. 38-44; Его же. Попов Н.П. Соборы патриарха Иоакима на митрополита Смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 313-343.

14 Рафаил (Ивочкин), иером. История православия на Смоленской земле в источниках и литературе: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2019. С. 102-107.

15 Никанор (Каменский), еп. Симеон, митрополит Смоленский, основатель кафедрального собора в г. Смоленске // Прибавления к Церковным ведомостям. 1899. №2. С. 67.

природы был наделён немалыми дарованиями, которые развил посредством образования16. Однако в рассматриваемый период не только в Сибири, но и на территории России не было ещё правильно организованного школьного дела, поэтому Симеон, скорее всего, получил образование в одном из монастырей, являвшихся очагами просвещения.

В работах К.А. Кочегарова содержится информация, косвенно позволяющая сделать осторожное предположение о получении Симеоном

1 7

образования на территории Малороссии .

Во-первых, уже став архиереем в Смоленске, Симеон поддерживал тесные взаимоотношения с польскими иезуитами и дипломатами.

Во-вторых, впоследствии его обвиняли в приверженности традициям, распространённым в «Киевских странах».

В-третьих, начиная с 1684 г. митрополит получил право рукополагать священнослужителей для Белорусской епархии.

В-четвёртых, владыка активно поддерживал церковные реформы царя

Фёдора Алексеевича, что позволяет отнести архиерея к представителям

18

образованного духовенства .

В-пятых, посещая Москву, Симеон встречался с иностранцами, что вызывало недовольство царевны Софьи, справедливо считавшей митрополита сторонником младшего царя Петра и группировки Нарышкиных. Н.К. Нарышкина же, по преданию, получила образование в смоленском Вознесенском девичьем монастыре. Что касается Петра, то он ценил малороссийскую учёность и впоследствии проводил чёткое разграничение

19

между великорусскими и малороссийскими архиереями .

Таким образом, митрополит Симеон был «несомненным сторонником обычаев малороссийской церкви, а возможно, и "киевской" учёности. <...> Не впадая в соблазн повесить на Симеона клишированный ярлык поклонника пресловутой западной образованности, стоит, тем не менее, отметить, что его стремление к контактам с посещавшими Смоленск иезуитами выглядит вполне уместно в свете означенных выше черт его личности и известий о его деятельности»20.

Не известно также, в каком монастыре будущий митрополит принял монашество. По сведениям церковного историка епископа Амвросия (Орнатского) Симеон был архимандритом ростовского Борисоглебского

16 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 5.

17 Кочегаров К.А. Пытались ли иезуиты добиться патриаршества? Смоленский митрополит Симеон и выборы главы Русской церкви в 1690 г. // Золотые соты: Сборник статей в честь Евгения Владимировича Пчелова / отв. ред. В.И. Дурновцев. М. - СПб., 2022. С. 156-157.

18 Кочегаров К.А. Русское правительство, смоленский митрополит Симеон и посвящение в духовный сан кандидатов из Великого княжества Литовского в Смоленске в 1687-1690 гг. // Славяноведение. 2022. №2. С. 1426.

19 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Часть первая. М., 1996. С. 74-75.

20 Кочегаров К.А. Пытались ли иезуиты добиться патриаршества? Смоленский митрополит Симеон и выборы главы Русской церкви в 1690 г. // Золотые соты: Сборник статей в честь Евгения Владимировича Пчелова / отв. ред. В.И. Дурновцев. М. - СПб., 2022. С. 157.

монастыря21. Документы позволяют утверждать, что в 1672-1674 гг. Симеон был архимандритом нижегородского Печерского Вознесенского монастыря22. (Это дало повод включить митрополита Симеона в состав Собора Нижегородских святых).

Находясь на должности настоятеля монастыря, архимандриту Симеону удалось приобрести известность в Москве. Можно предположить, что это ему удалось через нижегородских купцов (подобно Патриарху Никону). 14 сентября 1674 г. Симеон получил назначение в столичный Андроников монастырь: «14 сентября 1674 г. преведение было архимандриту Симеону в Андроньев монастырь, что был прежде того в Печерском монастыре в Нижнем

23

Новгороде» .

В Москве архимандрит Симеон своей энергичной деятельностью обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича, его семьи и Патриарха Иоакима. В 1675 г. смоленский архиепископ Варсонофий (Еропкин) был переведён на Крутицкую кафедру, а на Смоленскую по выбору царя и Патриарха избрали архимандрита Симеона. 9 апреля 1676 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная хиротония Симеона в сан архиепископа Смоленского. Во время хиротонии, по существовавшему тогда обычаю заключать о судьбе рукоположенного, «вынялось евангелие в Луке 77 зачало» (Лк 14:25-35)24.

Выезд архиепископа Симеона в Смоленск сопровождался неприятным событием. «Услышал Патриарх Иоаким, что он сделал к отъезду изрядную карету и мантию из красного рытого бархата с источниками, кружева золотого и серебряного, остановил его указом и оное потребовал к себе на двор, где карета посечена и сломана, мантия вся на части разодрана и по богадельням

25

нищим роздана»25. Впоследствии владыка Симеон, «сей любящий чистоту и великолепие архиепископ»26, ещё подвергся суду Патриарха. Исследователи считают, что он пострадал за излишнюю независимость, некоторые историки приписывают это тому обстоятельству, что владыка Симеон, пользуясь особенным расположением царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича, окружил себя роскошью, что будто бы обратило на себя внимание

27

Патриарха на одном из соборов в Москве, куда прибыл Симеон27.

Архиепископу Симеону выпал нелёгкий труд по укреплению православия на Смоленской земле. После завоевания Смоленска в 1611 г. польским королём Сигизмундом III православие в крае оказалось на гране уничтожения. Православные храмы и монастыри были переданы католикам и униатам. В 1625

21 Амвросий (Орнатский), еп. История Российской иерархии. М., 1807. С. 164.

22 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007. Стб. 591, 611.

23 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 5.

24 Попов Н.П. Соборы патриарха Иоакима на митрополита Смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 316.

25 Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 111.

26 Максимович Л.М., Щекатов А. Географический словарь Российского государства. М., 1807. Ч. 5. Р-С. С. 1047.

27 Соколов Н. Четыре митрополита Смоленской кафедры // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. №10. Отдел неофиц. С. 497.

г. была официально учреждена Смоленская униатская архиепископия под руководством архиепископа Льва Кревзы. В 1633 г. король Владислав передал

под его управление «все церкви и монастыри в замках, местах, местечках и

28

волостях во всём княжестве Смоленском и Северском»28, «дабы едность святую

29

с костёлом римским во всей своей архиепископии помножать мог» . К 1654 г. на территории Смоленской земли не было ни одного православного храма. После завоевания Смоленска царь Алексей Михайлович приложил все усилия по возрождению здесь православия. Трудами предшественников владыки Симеона архиепископов Филарета и Варсонофия (Еропкина) для совершения богослужений был приспособлен католический кафедральный храм и Троицкий монастырь. Поэтому главной задачей для архиепископа Симеона стало возведение нового кафедрального собора. Его строительство требовало громадных материальных затрат. Владыка доложил царю Алексею Михайловичу, что из строительного материала, оставшегося после разобранного Мономахова собора, невозможно выстроить новый храм, а в Смоленске «желательно иметь собор, который бы своим великолепием соответствовал величию православия и напоминал славную память

30

прошедшего»30. Архипастырь обратился к государю с просьбой о помощи в строительстве. Осенью 1676 г. в Смоленск было прислано царское пожертвование: 2 тыс. руб., 399 пудов железа, 500 500 шт. кирпичей и много иных строительных материалов. Для руководства ходом работ из Москвы

31

приехал мастер Алексей Корольков31. Однако вскоре стало ясно, что присланного недостаточно. Тогда архиепископ Симеон обратился к новому царю Фёдору Алексеевичу с просьбой о прибавке материалов. Царь «объявил прежде своё неудовольствие, что, не сообразясь с материалом, начали столь огромное здание, но напоследок, рассмотрев план церкви, данный покойным

32

его родителем, повелел воеводам требование его удовлетворить» . По замечанию священника Н. Мурзакевича тогда же, т.е. в 1676 г., владыка Симеон за труды по возведению собора получил сан митрополита, а в знак своей милости царь пожаловал ему «в Смоленск ехать карету и шесть гнедых

33

лошадей»33.

Возникает несколько вопросов по поводу даты возведения Симеона в сан митрополита. По мнению Е.К. Червинского, сан митрополита архиепископу Симеону был дарован исключительно по настоянию Фёдора Алексеевича без согласия Патриарха Иоакима в 1676 г. Этим можно объяснить тот факт, что в документах 1680-1682 гг. владыка подписывался то митрополитом, то

28 Церковная уния в Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. №5. Отдел неофиц. С. 209.

29 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 8.

30 Там же. С. 11.

31 Там же. С. 12.

32 Максимович Л.М., Щекатов А. Географический словарь Российского государства. М., 1807. Ч. 5. Р-С. 1048.

33 Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

архиепископом34. По другим сведениям, в сан митрополита Симеона возвели в 1681 г.35

2 августа 1677 г. состоялась торжественная закладка Успенского кафедрального собора. В 1679 г. из-за недостатка материалов в стене собора возникла трещина, угрожавшая зданию падением. Для выяснения обстоятельств преосвященный Симеон выехал в Москву, где, по рассмотрении дела, было принято решение о приостановке возведения собора. Чтобы устранить опасность разрушения, владыка просил выделить связного железа. Однако достроить собор Симеон не сумел. Окончательно храм был завершён в 1772 г.36

Кроме собора при митрополите Симеоне в Вязьме был построен и освящён каменный Троицкий собор с приделами Трёх Святителей Московских и преподобного Сергия Радонежского (1676), летом 1677 г. к собору пристроили

37

тёплый придел в честь Рождества Христова . В 1686 г. в селе Красном

38

выстроили деревянную Успенскую церковь38. В 1690-х гг. началось

39

возрождение Вознесенского девичьего монастыря, разрушенного поляками39. Всего же во время управления епархией митрополитом Симеоном, по подсчётам Московского Собора 1681-1682 гг., на территории Смоленской земли начитывалось 242 церкви. В 1698 г. в ведении архиерея находилось 196

40

храмов .

Не забывал владыка Симеон нужд духовенства. По его ходатайству причт смоленской Петро-Павловской церкви с 1681 г. стал получать царское жалование и ругу. В 1697 г. по ходатайству владыки Пётр I выделил духовенству этого же храма дополнительное содержание. Подобные ходатайства архиерей направлял о причтах смоленской Спасо-Преображенской церкви и вяземского Троицкого собора, которые также не остались без царского

41

внимания .

Во время служения в Смоленске преосвященный Симеон неоднократно бывал в Москве. В мае 1676 г. он присутствовал на церковном Соборе по вопросу о переводе бывшего Патриарха Никона из Ферапонтова монастыря в Кириллов Белозерский. В июне того же года владыка присутствовал на венчании на царство Фёдора Алексеевича42.

34 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 14.

35 Устинова И.А. Симеон (Милюков) // Православная энциклопедия. Том LXIII. Сергий-Синаксарь. М., 2021. С. 488-489

36 Там же. С. 490.

37 Макаревский А., прот. Вяземская соборная Свято-Троицкая церковь // Памятная книжка Смоленской губернии на 1861 год. Смоленск, 1861. С. 40.

38 Рафаил (Ивочкин), иером. Краснинская земля: православные храмы. Смоленск, 2012. С. 57.

39 Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. Смоленск, 2012. С. 106-107.

40 Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. I. (XVI-XVII вв.) Казань, 1897. С. 245-246.

41 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 23.

42 Устинова И.А. Симеон (Милюков) // Православная энциклопедия. Том LXIII. Сергий-Синаксарь. М., 2021. С. 488.

В январе 1678 г. архипастырь принимал участие в Соборе по деканонизации княгини Анны Кашинской, в марте того же года подписал деяние Собора по вопросу о «шествии на осляти» в Вербное воскресенье и принял участие в патриарших службах Вербного воскресенья и Страстной седмицы 26-29 марта43.

Большую часть 1681 г. владыка Симеон пробыл в Москве, где уже в документах официально упоминался митрополитом Смоленской епархии. 26 августа 1681 г. царь Фёдор Алексеевич после погребения Патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре, разбирая ризы почившего, подарил преосвященному Симеону митру44.

Ранее эта митра была послана Патриарху Иоакиму, но он отказался принять её. По мнению исследователей, факт принятия митрополитом Симеоном царского подарка стал одной из причин последующего недовольства митрополитом Патриархом Иоакимом. Кроме того, гнев Патриарха могло вызвать возведение Симеона в сан митрополита исключительно по царской воле, что могло стать следствием влияния на государя его жены - Агафии Семёновны Грушецкой, происходившей из смоленской шляхетской семьи45. Смоленские историки придерживаются того же мнения. Как отмечал Е.К. Червинский, «пользуясь милостивым расположением царя Фёдора Алексеевича, владыка Симеон, вероятно, оставил следы своих попечений о православии и в других местах Смоленской епархии. В пользу этого предположения может говорить и тот факт, что царь Фёдор Алексеевич женился в 1680 г. на дочери смоленского шляхтича Семёна Фёдоровича Грушецкого, девице Агафии Семёновне. Сделавшись царицей, Агафия Грушецкая, естественно, со вниманием относилась к нуждам и потребностям родного своего края, поддерживала ходатайства смоленского архипастыря. Быть может, в связи с этим браком стоит и возведение архиепископа Симеона в сан митрополита Смоленского и Дорогобужского. Есть предположение, что в митрополичий сан Симеон Милюков возведён единственно по настоянию царя Фёдора Алексеевича, без согласия на это Патриарха Иоакима»46. По мнению Н. Соколова, «гнев патриарха Иоакима некоторые историки приписывают тому обстоятельству, что преосвященный Симеон, пользуясь особенным расположением царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича, окружил себя роскошью и великолепием, что будто бы обратило на себя внимание

47

Патриарха, когда преосвященный Симеон был в Москве на Соборе»47. Однако

43 Там же.

44 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. II. Вторая часть. (1722 г.). СПб., 1878. Стб. 639.

45 Устинова И.А. Симеон (Милюков) // Православная энциклопедия. Том ЬХШ. Сергий-Синаксарь. М., 2021. С. 489.

46 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 14.

47 Соколов Н. Четыре митрополита Смоленской кафедры // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. №10. Отдел неофиц. С. 497.

пока был жив царь Фёдор Алексеевич, Патриарх Иоаким «вынужден был

48

затаить своё неудовольствие» .

30 сентября 1681 г. митрополит Симеон в присутствии государя освящал Успенский собор Флорищевой пустыни, а с конца 1681 г. принимал участие в заседаниях Собора по вопросам епархиальной реформы. В своих деяниях Собор затронул Смоленскую епархию, приняв постановление, предложенное царём Фёдором Алексеевичем об именовании архиереев по степеням, причём за смоленскими архиереями было закреплён сан митрополитов. Владыка Симеон придерживался мнения, что все епископы, включая Патриарха, равны между собой, что также вызвало недовольство Патриарха Иоакима49.

Митрополит Симеон поддерживал царские реформы, предусматривавшие изменение территории Смоленской митрополии путём присоединения к ней части брянских земель Патриаршей области и создания двух викариатств в Брянске и Вязьме. Проект этой реформы не нашел поддержки у Патриарха и Собора50.

2 апреля 1682 г. митрополит Симеон принимал участие в хиротонии святителя Митрофана, назначенного на вновь учреждённую Воронежскую кафедру51.

Собор 1681-1682 гг. возложил на митрополита Симеона обязанности поставлять священнослужителей для православного населения приграничных с Россией земель. Соседняя Полоцкая епархия после смерти в 1662 г. епископа Полоцкого и Смоленского Каллиста III (Дорофеевича-Риторайского) вплоть до 1833 г. не имела православных епископов. Могилёвская епархия после смерти в 1678 г. епископа Феодосия (Василевича) до назначения в 1697 г. нового архиерея подчинялась то греческому митрополиту Макарию (Литарди), то митрополиту Симеону, который иногда в документах подписывался с титулом

52

епископа Мстиславского .

Весной 1684 г. православные верующие Белоруссии обратились к русским властям с просьбой о поставлении для них священнослужителей в Смоленске. Для передачи русскому государю письма в Смоленск прибыли из полоцкого Богоявленского монастыря Антоний Пауков и Максим Стребутов. Они привезли просьбу игумена Игнатия «тайно» рукополагать прибывавших из-за «литовского рубежа» кандидатов в священный сан в Смоленске и Пскове. В

53

марте соответствующий царский указ был отправлен в Псков и Смоленск .

В начале 1685 г. в Смоленск для рукоположения прибыли десять человек из виленского Свято-Духова монастыри и приписанных к нему обителей, а также двое кандидатов из витебского Маркова монастыря. Все кандидаты имели поддержку светских покровителей названных обителей Климента

48 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 15.

49 Там же.

50 Там же. С. 15-16.

51 Там же. С. 18.

52 Там же. С. 17.

53 Кочегаров К.А. Русское правительство, смоленский митрополит Симеон и посвящение в духовный сан кандидатов из Великого княжества Литовского в Смоленске в 1687-1690 гг. // Славяноведение. 2022. №2. С. 16.

Тризны и литовского магната, мстиславского воеводы Шимона Кароля Огинского. Впоследствии, в 1686 г., игумен Игнатий в письме поблагодарил Патриарха Иоакима за разрешение смоленскому митрополиту проставлять священнослужителей. Отец Игнатий просил Патриарха выдать благословенную грамоту на освящение храмов для использования патриаршего благословения до назначения в Белоруссию своего православного архиерея. Патриарх выдал соответствующий документ. Относительно количества рукоположенных митрополитом Симеоном зарубежных ставленников известно, что их число

54

составило 55 человек .

При рукоположении зарубежных ставленников митрополит Симеон выдавал грамоты, в которых отмечалось, что рукоположения совершались по случаю отсутствия в Белоруссии своего православного архиерея и по просьбе ставленников. Владыка особо подчёркивал о необходимости белорусских священнослужителей подчиняться своему архиерею, когда он появится55.

Обратимся к событиям, повлекшим опалу на митрополита Симеона со стороны Патриарха Иоакима. 27 апреля 1682 г. скончался благоволивший к владыке царь Фёдор Алексеевич. Лишившись поддержки государя, преосвященный Симеон сразу испытал на себе последствия недовольства Патриарха. Митрополит был вынужден уехать из Москвы в Смоленск настолько поспешно, что не присутствовал на коронации царей Иоанна и Петра Алексеевичей в июне 1682 г. Но на этом дело не завершилось. В январе 1685 г. в Смоленск «для великих духовных дел» прибыла патриаршая комиссия в составе архимандрита Новоспасского монастыря Игнатия (Римского-Корсакова) и справщика Московского Печатного двора иеродиакона Кариона (Истомина). Патриарх приказал своим посланникам наблюдать: как митрополит совершает чин выхода на Иордань в день Богоявления Господня, в каких облачениях он служит и т.д.56 Патриарх Иоаким, как при посвящении Симеона в епископский сан, вновь проявил мелочность, приказав комиссии осмотреть кареты и облачения смоленского владыки, не забыв при этом подаренной митрополиту митры, от которой Иоаким же и отказался в своё время! Относительно этой митры можно сказать, что она, скорее всего, была сделана Патриархом Никоном на западный манер, и поэтому Иоаким, не любивший

..57

всего западного, не принял её .

Для того, чтобы понять мотив Патриарха Иоакима, необходимо кратко обратиться к обстоятельствам церковной жизни второй половины XVII столетия и времени патриаршества Иоакима.

В 1675 г. Иоаким созвал Собор, на котором рассматривались внешние стороны богослужебных облачений. Для приведения к единообразию архиерейского богослужения на Соборе был одобрен «Чиновник архиерейского

54 Там же.

55 Там же. С. 21.

56 Попов Н.П. 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1907 год. Кн. 2(221) / под ред. Е.В. Барсова. Отд. 5. Смесь. М., 1907. С. 38-39.

57 Попов Н.П. Соборы патриарха Иоакима на митрополита Смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 317.

служения». Не были забыты и облачения: Патриарху надлежало возлагать на себя митру с крестом наверху, остальным епископам - «шапку златую или сребропокованную, позлащенную». На патриаршей мантии положено было помещать «реки», а на мантиях иных архиереев - «источники». Цвет епископских мантий должен быть «багряно-видным, но не багряно-

58

светлоцветным, ниже червленым или зеленым и светло-лазоревым»58.

На этом же Соборе было принято решение о верховенстве Патриарха над иными иерархами59.

Это позволяет понять, в чём оказался повинен митрополит Симеон перед Патриархом, т.е. в чрезмерной независимости от центральной церковной власти.

6 января в Смоленск прибыли патриаршие посланцы. Они присутствовали на архиерейской службе и увидели в ней нарушения, ради которых, по сути, они и приехали: митрополит служил в митре и саккосе, на хорах певчие исполняли партесные произведения60.

После службы архимандрит Игнатий и иеромонах Карион от имени Патриарха спросили митрополита о здоровье, но благословения не передавали. Митрополит Симеон при имени Иоакима два раза сделал земной поклон. Затем посланники передали владыке грамоту с указанием слушать всё, что они скажут и подчиниться воле Иоакима, иначе будет предан запрещению. После беседы митрополит просил Игнатия и Кариона прийти к нему для беседы61.

Придя в покои митрополита, посланцы Патриарха первым делом спросили про митру: почему митрополит, не подчиняясь воле Патриарха, «восхищая честь патриаршескую», служит в митре и не носит мантии, как об этом сказано в «Чиновнике», утверждённом Собором 1675 г., пеняя архипастырю тем, что он сам же и подписал соборное определение. Архимандрит и иеродиакон подчеркнули, что они лично увидели, что в остальном Симеон следует «Чиновнику»62.

В ответ на предъявленные претензии митрополит Симеон ответил, что митру ему подарил покойный царь Фёдор Алексеевич, и поэтому он её носит, но исключительно по Господским праздникам и в дни ангела членов царской семьи, а в иные дни совершает богослужения в обыкновенной архиерейской шапке. Преосвященный отметил, что митру первоначально царь предлагал Патриарху Иоакиму, но он сам от неё отказался и тогда государь пожаловал её ему63.

Посланцы стали спрашивать, не имеет ли митрополит царской грамоты на ношение митры, почему он не взял патриаршего благословения на ношение митры, а также стали ему ставить на вид, что служением в митре он хочет быть

58 Там же. С. 316.

59 Там же.

60 Попов Н.П. 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1907 год. Кн. 2(221) / под ред. Е.В. Барсова. Отд. 5. Смесь. М., 1907. С. 39.

61 Там же.

62 Там же.

63 Там же. С. 40.

выше иных владык. Кроме того, они сказали, что царевна Софья от имени государей приказала переделать митру в архиерейскую шапку, а митрой не носить.

Митрополит ответил, что царского указа на ношение митры у него нет, но всякое дело, совершаемое от имени государя, есть «деяние крепко есть». Владыка ставил в пример Патриарха Никона, которому митру соизволил дать царь Алексей Михайлович и «своими руками возложил», а не иной какой Патриарх. В ответ на требование Игнатия и Кариона отдать митру в Москву, архиерей заявил, что не отдаст, так как митру эту ему не Патриарх, а царь дал,

64

поэтому без царского указа он её не имеет права отдавать .

Следующим обвинением Симеону было присвоение ему митрополичьего сана царём в обход Патриарха. Посланники от имени Иоакма напомнили Симеону, что он до сих пор не испросил на митрополичий сан патриаршего благословения и не получил грамоты на митрополию. В ответ на это владыка Симеон отвечал, что ходил к царю по его приглашению, так как «царской милости презирати не подобает». Что касается сана митрополита, то митрополию в Смоленске учинил государь, равно как во Пскове, Суздале и Твери. Заслуживает внимания достаточно смелый и оригинальный ответ Симеона на обвинения в незаконном возведении в митрополита, о котором якобы не знал Иоаким: «А действо де было в митрополиты мне в соборной церкви при благочестивом царе, и при всем народе, а не в кусте, и благословил и ставил сам святейший патриарх мене не за палкою. И аще я нечинно то принял, для чего де тогда святейший патриарх мене не оговаривал, а и служил де со мною всякое священнодейство многое время, и уже де ныне начал святейший патриарх розыскивать о том? А и наперед до сего блаженныя памяти царь Алексей Михайлович даде саккос Казанскому митрополиту, и Никон де патриарх у него, хотя и без патриарша его благословения дан, обаче не отнял»65.

При попытке патриарших посланцев забрать саккосы и после приказа от его имени служить в фелони, Симеон «начал плачася глаголати: я де в фелоне и служити не буду, и знатко де то надо мною делается с зависти. Усугуб де, Господи, таковых болезней тем, которыя надо мною сие содевают. Подобало де было святейшему патриарху мене в напастех моих зде посетити милостию, а не безчестьем таковым»66.

Беседа архимандрита Игнатия и иеродиакона Кариона с митрополитом Симеоном продолжалась до вечера. На следующий день посланцы вновь пришли на архиерейский двор и начали увещевать владыку подчиниться патриаршей воле и испросить у него прощения и благословения со смирением. Опять подняли вопрос об облачениях, митре и мантии, не забыв и о каретах. Митрополит ответил отказом, так как мантию ему подарил царь, и во время служб в Москве он её носил, и никто в это время не делал ему замечаний и не

64 Там же.

65 Там же. С. 41.

66 Там же.

запрещал служить в ней. Затем владыка произнёс слова, которые впоследствии Патриарх Иоаким расценил как посягательство на свою высшую в Церкви духовную власть: «И сказал, что всякой де архиерей во своей епархии волность во украшении имеет и чины поставляет. И митра де отменности от архиерейской шапки в священном церковном украшении не имеет, и священия ей никакаго вышшаго нет. А в Киевских де странах и архимандриты таковыя митры носят, и в здешней де стране о том соблазна никакова нет»67.

Выслушав архиерея, патриаршие посланники стали его упрекать в непослушании Патриарху, особенно в нарушении соборных постановлений о богослужебных облачениях, вновь обратив внимание на ношение митры и мантии без особого на то благословения, приведя даже в пример царя, который царский венец принимает из рук Патриарха и впоследствии перед возложением на себя просит каждый раз патриаршего благословения. Желая подчеркнуть непослушание митрополита к Патриарху, посланцы спросили, как поступит сам архиерей, если его указания не будут выполнять собственные его подчинённые?68

Митрополит Симеон вновь начал утверждать о неправомочных обвинениях со стороны Патриарха относительно ношения митры, подчеркнув при этом, что Патриарх такой же архиерей, как и другие епископы и власти над ними особой не имеет. Далее владыка раздражённо сказал, что это обвинение не имеет никакого основания, и не следовало по этому поводу делать расследование, а Патриарх «играет де мною яко малым ребенком». Затем архиерей начал говорить, что всё это дело происходит из-за зависти к нему относительно милостивого царского отношения. На требование комиссии отдать митру и показать кареты, владыка сказал, «и что де мне великий государь пожаловал мантию, и митру и две кореты, не отдам и корет тех не покажу», присовокупив, что если они нужны Патриарху, пусть приедет и сам заберёт, вплоть до его архиерейского сана: «а ест ли де святейшему патриарху годно то взять, и он де нечто возмет силою, да и со мною де он как хочет, возми де себе и архиерейство»69. Потом митрополит показал имевшиеся у него саккосы.

Игнатий и Карион вновь стали уговаривать митрополита Симеона сотворить послушание к Патриарху, но он отказался. Посланцы осмотрели

70

ризницу, но, ожидая всё же раскаяния архиерея, не стали её опечатывать .

После посещения ризницы члены комиссии стали спрашивать о введённом митрополитом партесном пении, при этом указав на его малороссийское происхождение и употребление в «Черкасских городах» по приказанию гетмана. Митрополит Симеон вновь с неким раздражением сказал, что если это пение Патриарху не угодно, то почему он его тогда разрешает в Малороссии, а

67 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68 Там же. С. 42.

69 Там же.

70 Там же.

в Смоленске, где «в здешней стране прилично, и людем любезно» запрещает? А

71

то получается, что «там де повелевает, а зде запрещает» .

Не остались в стороне от внимания патриарших посланцев напряжённые взаимоотношения митрополита с местными воеводами и светскими властями, обвинявшими архиерея в строгости. Митрополит ответил, что добрых воевод и богобоязненных бояр, живущих благочестиво и заботящихся о государевых вотчинах, он не трогает. Тех же, которые «своеволники людей государевых своего прибытка обидят и разоряют» и позорят православную веру своим поведением в пограничной земле «близ иностранцев сущей», он отлучает от Церкви, так как «иным их делом смирити нечем». Кроме того, своё «самовластво» над воеводами архиерей объяснил тем, что он постоянно проживает в Смоленске и следит за порядком, а воеводы меняются, но его обязанность, как архипастыря их наставлять «чтобы государевых людей своих

72

ради прихотей не разоряли и напрасно не обидели»72.

Впоследствии, уже после покаяния в Троицком монастыре, митрополит вновь вступил в ссору с воеводой И.А. Мусиным-Пушкиным. Основанием для конфликта, скорее всего, стала продажа домов, ранее построенных для дипломатических съездов в Андрусово под Мигновичами, как оказалось, принадлежащих митрополии. Митрополит обратился с челобитьем к государям Иоанну и Петру, в котором жаловался на воеводу и просил передать ему двор, в котором ранее располагался посол Я.Н. Одоевский. В ответ на просьбу Симеона воеводе приказали «безденежно» отдать митрополиту требуемый им

73

двор, а остальные продать .

Можно предположить, что смоленская своевольная польская шляхта чинила различные беззакония, а митрополит Симеон оставался стойким борцом за интересы государства и Церкви, не забывая нуждающихся. «Можно думать, что Симеон был архипастырем-печаловником, защитником слабых и угнетённых; таких владык знавала древняя Русь и умела их ценить по

74

достоинству, иногда заживо причисляла их к лику святых» .

8 января архимандрит Игнатий и иеродиакон Карион пришли к митрополиту и вновь говорили с ним, убеждая подчиниться Патриарху Иоакиму. Однако владыка «того сотворити отнюдь не восхотел и конечное сказал слово, что оных дел по указу не исполнит; и разве де мене за ноги повлекут, тогда у мене даяние государское митру, и мантию и кореты возмут»75. Тогда посланцы собрали все архиерейские саккосы, составили их опись и сложили в сундук, опечатав его. Было отобрано 15 саккосов, «все с

71 Там же. С. 43.

72 Там же.

73 Кочегаров К.А. Русское правительство, смоленский митрополит Симеон и посвящение в духовный сан кандидатов из Великого княжества Литовского в Смоленске в 1687-1690 гг. // Славяноведение. 2022. №2. С. 18.

74 Попов Н.П. Соборы патриарха Иоакима на митрополита Смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 320.

75 Попов Н.П. 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1907 год. Кн. 2(221) / под ред. Е.В. Барсова. Отд. 5. Смесь. М., 1907. С. 43.

звонцами золочеными, около всех кружива, серебреныя и золотыя, болшия»76. Затем митрополиту Симеону объявили о запрещении в священнослужении до особого патриаршего распоряжения. Сказав это, посланцы поклонились архиерею, но не взяли при этом у него благословения, намереваясь выйти. Владыка, желая их благословить, просил остановиться, но члены комиссии не стали у него благословляться, объяснив, что с этого времени митрополит не имеет права совершать каких-либо священнодействий как состоящий под

77

церковным запрещением77.

В апреле 1685 г. состоялось первое решение Патриарха Иоакима и собранного им Собора по делу митрополита Симеона в его присутствии.

На заседаниях Собора митрополиту Симеону вновь припомнили его прежние вины, начиная со дня рукоположения.

Во-первых, непослушание Патриарху и всему архиерейскому чину, и

78

Соборным постановлениям78.

Во-вторых, митрополиту припомнили его любовь к митрам, саккосам, каретам, обвинив в нарушении «Чиновника» и растрате церковной казны: «Ты же, оное все презрев, отменил еси одежды архиерейския, начал тогда украшатися во первых ризами, построив оныя не по чину, возносяся над прочия архиереи, и корету заказал еси кичливым, а не смиренным, образом. И за то ты был от святейшаго патриарха и от всего освященнаго собора осужден в запрещение, а та мантиа, яко гордостный смысл, изрезася в непотребство, корета же изломася во ничто, и иждивение церковныя казны на таковую безумную суету истерял еси напрасно»79.

80

В-третьих, архиерея обвинили в хождении к царю с целью наговоров80.

В-четвёртых, владыке Симеону ставили в вину его совершённые в Москве,

81

скорее всего, по просьбе государя, рукоположения без воли Патриарха .

В-пятых, Собор ещё раз обратился к привычке митрополита окружать себя роскошью, но уже в Смоленске: «И ты, приехав тамо, еще пущщия вымыслы, в гордость дмущия, во всем - во отменных ризных украшениях и в коретном строении - сотворил еси, но и патриаршескому престолу, дмяся в суете мысли твоея, восхотел еси равен быти: яко такую жде митру, нарочно пределав, начал еси носити и мантии, и камилавы поделал еси отменныя, чесою и вышшия тебе степеньми братия твоя не дерзают носити. <...> И кореты поделал еси такожде несмысленно. А и великия государи, яко сам сказал еси, пожаловали тебе две кореты свои, годостным смыслом и на таковую пагубу души твоея в

76 Попов Н.П. Соборы патриарха Иоакима на митрополита Смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 343.

77 Попов Н.П. 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1907 год. Кн. 2(221) / под ред. Е.В. Барсова. Отд. 5. Смесь. М., 1907. С. 44.

78 Попов Н.П. Соборы патриарха Иоакима на митрополита Смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 327.

79 Там же. С. 328.

80 Там же.

81 Там же. С. 329.

неприличное архиереем дело, церковныя казны (яко ему, святейшему

82

патриарху, возвестися) истощил его многое число» .

В-шестых, архиерею указали на его непочтительное отношение к посланникам Патриарха во время их приезда в Смоленск для увещевания, служении с самовольными вставками литургии и выражение недовольства по отношению к Патриарху, вновь упрекнув митрополита в мантиях и каретах.

«И они, приехав к Москве, тамо в Смоленске бытности своея подали противу наказу возвестительное письмо за руками, что ты, владыка Симеон, в митре патриаршеской служил при них и мантию носил, от архиереев отменную, и пение у тебя от архиереев отменное, партесное, слышали; и во божественной литургии стихи вносныя петы с партес, кроме преданнаго чина. И еще ты им сказал, что и молитву, яже тайно глаголется во святилищи от архиереев и иереев, "никтоже же достоит от связавшихся плотскими похотми", во иныя времена, по повелению твоему, во время священнодейства, пред Херувимскою песнию, всю поют на хорах же, с партес. И они де о том тебе говорили, и ты святейшаго патриарха указа не послушал, митры и мантии им не отдал еси, а иных мантий и камилавок не объявил, и корет не токмо твоих кичливых, но и тех, что сказал - государи пожаловали - не показал, прикрывая стыд свой, срамляяся и сам дела твоего, яко по истинне не о Бозе суть соделана. И говорил еси посланным о святейшем патриархе с досадою, яко бы он, святейший

83

патриарх, тебе во всем завидит» .

В-седьмых, митрополита Симеона обвинили в гордыне и стремлении быть

84

выше не только иных архиереев, но и самого Патриарха84.

В-восьмых, владыке поставили в вину тот факт, что он на одной литургии рукополагал по два иерея, по два диакона. Однако на тот момент в России в некоторых местах бытовала традиция рукополагать за литургией по нескольку священников. Эту традицию ещё в 1500 г. обличил краковский каноник Иван Сакран в своём сочинении «Истолкователь заблуждений русской веры», где он, критикуя с католической точки зрения обряды Русской Церкви, отметил, «что русские архипастыри не имеют определённых времён для возведения на церковные степени, а возводят как придётся и в один день, и на многие

85

степени» . Кроме того, Московский Собор 1666-1667 гг. отметил, что «неции от архиереев (малороссийских) во едину литургию хиротонисают по три, и по пяти, и по десяти диаконов и попов и вящши» и запретил это безусловно. Однако ряд архиереев, уступая насущной потребности в ставленниках при наличии огромных территорий их епархий, не исполняли этого решения. К ним относился, например, просвещённый и безукоризненный в церковном плане архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович). Как предположил Н.П. Попов, митрополит Симеон также следовал старинной практике. Этим он старался

82 Там же. С. 330.

83 Там же. С. 331.

84 Там же. С. 332.

85 Там же. С. 322.

проявить по отношению к московской централизации такую же независимость, какую имели малороссийские иерархи86.

Владыку Симеона приговорили к ссылке в Ростов, но он туда не отправился.

В январе 1686 г. митрополита два раза приглашали с Богоявленского подворья в Москве к Патриарху на Собор, направив к нему архимандрита Соловецкого монастыря Илариона, но Симеон «он, митрополит, на сие увещание нимало склонися, но пребысть в намерении прежняго своего упорства непревратен». Тогда Собор постановил отправить владыку Симеона на покаяние в Троице-Сергиев монастырь «на уединение в келлии»87.

30 января 1686 г. в Троицкий монастырь к Симеону Собор направил грамоту с предложением покориться Патриарху и принять назначение на митрополичью кафедру в Псков. Троицкие архимандрит и келарь доложили в Москву, что бывший смоленский владыка покоряется, а о переводе надежду возлагает на государей и Патриарха. Однако призванный в Патриаршую Крестовую палату Симеон, по замечанию документов Собора, «гордосуетных умышлений и дел нимало же отрицашеся, еже впредь всех тех не творити не обещашеся и о том подписатися не восхоте и на иный, нисший степенем престол, гордостью превземся, не изволяше преити»88. Тогда Собор решил лишить Симеона «всякаго архиерейскаго престола и священнослужения и чести

89

и послати его в монастырь, где великие государи укажут» . В феврале того же года Собор вновь отправил преосвященного Симеона в Троицкий монастырь.

По мнению Н.П. Попова, в деятельности Патриарха Иоакима существенное переплеталось с мелочным и ничтожным. «Хотя в исходе XVII в., когда широкой волной полились на Русь разные нецерковные течения, святейшему патриарху с собором архипастырей можно было подумать о более глубоких предметах, чем "митры", "мантии" и "различно-цветныя" украшения, но собор всё-таки состоялся и его деяния были окружены ореолом святости и непререкаемого значения. <...> Так и в решениях по делу Симеона перемешаны мантии, митры и кареты с отступлениями от церковных канонов и богослужебного чина. Какую "корету сделал кичливым, а не смиренным образом" Симеон и какая "мантия яко гордостный смысл, изрезася в непотребство (корета же изломася во ничто)", - мы не знаем и знать не желаем, ибо создавать из этого предмет соборных решений значит видеть в Церкви, вопреки заветам Спасителя, патриарший кабинет или кладовую. Что касается митры, то с ней, очевидно, обстоит дело совершенно так же, как с бессмертным двуперстием, причинившим столько зла и насеявшим так много вражды в Русской Церкви. Предки наши молились и двуперстно, и троеперстно, но патриарх Никон, в неукротимом самовластии и платя дань своему времени, наложил запрет на первое и стал его преследовать. У нас носили епископы и "шапки архиерейские", о которых говорит соборный акт 1675 г., и близкие к

86 Там же.

87 Там же. С. 336.

88 Там же. С. 325.

89 Там же.

теперешним митры с крестом на верху. В рукописном архиерейском служебнике Лазаря Барановича (^ 1693) изображён епископ, едва ли не сам бывший владетель книги, в митре с крестом на верху, т.е. в такой, за которую преследовал Иоаким Симеона, считая подобную митру принадлежностью патриаршего сана и видя в ношении её Симеоном "надмение гордостью", "презорство", "надутость" и пр. И владыка Симеон был тысячу раз прав, когда говорил обвинителям: "и митра отменности от архиерейской шапки в священном церковном украшении не имеет, и священия ей никакого вышнего нет. А в Киевских странах и архимандриты таковыя митры носят"»90.

25 сентября 1686 г. члены царской семьи были на богомолье у Троицы и, скорее всего, имели встречу с опальным митрополитом, уговорив его направить Патриарху Иоакиму челобитную с раскаянием, впрочем, опять с упоминаем

91

митры, мантии и карет .

В октябре 1686 г. по просьбе царевны Софьи Патриарх собрал Собор, где митрополит Симеон получил прощение и был восстановлен на Смоленской кафедре со строгим указанием впредь слушаться Патриарха под страхом

92

лишения сана и пожизненного заключения в монастыре92.

Возвратившись в Смоленск, митрополит Симеон принялся за расстроенные в его отсутствие епархиальные дела: усилился раскол, большое влияние получили католики. Католические священники тайно приезжали в Смоленск, ходили по домам шляхтичей, исповедовали и причащали, обучали детей. Чтобы предотвратить католическое влияние, в 1685 г. митрополит пригласил из Киевской академии Филиппа Ивановича для открытия в Смоленске училища, но это дело не состоялось93.

В 1690 г. митрополит Симеон сделал попытку стать Патриархом после смерти Иоакима, но это ему не удалось, о чём имеется упоминание в предписываемом владыке письме, предназначенному для отправки гродненскому почтмейстеру.

«Жалуюся милости твоей, что меня Москва в патриархи не приняла, а голосы подала на митрополита казанского, которой покамест того сана сподобится, праздновать будет праздник великоденной на Москве при царском величестве. За ведомости много челом бью, о после или посланнике от Речи Посполитой с нынешняго сейму по милости своей объяви мне, дабы приготовился на приятие ево. Не без дела говорю, что здесь слышать, будто по совету Речи Посполитой едут к Москве господин Служка и Синявский, а мы тому не верим. Я думаю в Смоленеск ехать для встречи нового воеводы, разве к Троицыну дни возвратитися имущии. Апреля в 29 день ис Кадина»94.

90 Там же. С. 321.

91 Там же. С. 339.

92 Там же. С. 342.

93 Никанор (Каменский), еп. Симеон, митрополит Смоленский, основатель кафедрального собора в г. Смоленске // Прибавления к Церковным ведомостям. 1899. №2. С. 70.

94 Кочегаров К.А. Пытались ли иезуиты добиться патриаршества? Смоленский митрополит Симеон и выборы главы Русской церкви в 1690 г. // Золотые соты: Сборник статей в честь Евгения Владимировича Пчелова / отв. ред. В.И. Дурновцев. М. - СПб., 2022. С. 154.

Несмотря на явные взаимоотношения митрополита Симеона с иностранцами, для него это не имело последствий, так как архиерей продолжал пользоваться расположением царской семьи. Мать Петра, Наталья Кирилловна Нарышкина выделяла средства для восстановления смоленского Вознесенского девичьего монастыря. В 1694 г. Смоленск неофициально посетил Пётр I. Он останавливался на митрополичьем подворье и встречался с владыкой Симеоном95. Официально государь был в Смоленске в 1695 и 1698 гг. Он осматривал Троицкий монастырь, двор которого обратил в Благовещенскую улицу и посетил митрополита Симеона96.

10 августа 1697 г. над Смоленском пронеслась буря, которая принесла много несчастья местным жителям. Митрополит Симеон в это трудное время ходил по городу и утешал паству. Благодаря его заботам многие граждане,

97

лишившиеся крова, нашли приют на архиерейском дворе97.

Митрополит Симеон умер 4/17 января 1699 г. после 24 лет управления Смоленской епархией. Отпевание почившего архипастыря возглавил митрополит Сарский и Подонский Тихон. Останки митрополита Симеона погребли на южной стороне Троицкого монастыря возле главного храма. Вскоре над могилой митрополита выстроили деревянную часовню. Рядом с владыкой Симоном впоследствии похоронили смоленских митрополитов Сильвестра II (Черницкого), Сильвестра III (Крайского) и Дорофея (Короткевича).

В сердцах смолян не умирала память о митрополите Симеоне и его преемниках, погребённых в Троицком монастыре. Их многолетние труды на благо епархии, заботливое отношение к нуждам духовенства и простого народа, доступность и обширная благотворительность, строгий образ жизни и рвение о славе Божьей притягивали сердца благодарных смолян. Люди всех сословий стали приходить в Троицкий монастырь и у гробов митрополитов приносить свои молитвы. Постепенно слава о благодатной помощи смоленских архипастырей распространилась за пределами Смоленской епархии. Паломники из соседних губерний, посещая Смоленск, считали священной необходимостью побывать в Троицком монастыре и помолиться на могилах архиереев. 29 июля 1757 г. мощи митрополитов осмотрел епископ Гедеон (Вишневский) и приказал их переложить в новые дубовые гробы, в которых они почивали до начала 1930-х гг. около того же времени над гробницами митрополитов выстроили

98

каменную часовню98.

В 1812 г. Троицкий монастырь подвергся полному разорению, однако среди всеобщего погрома целой осталась часовня почивших митрополитов с их гробами. Народное сознание увидело в этом действие высшей силы, не

95 Там же. С. 162.

96 Никанор (Каменский), еп. Симеон, митрополит Смоленский, основатель кафедрального собора в г. Смоленске // Прибавления к Церковным ведомостям. 1899. №2. С. 70.

97 Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №.23. Отдел неофиц. С. 1328-1330, №.24. Отдел неофиц. С. 1392.

98 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 49.

допустившей оскорбления праха почивших святителей. После этого почитание архиереев ещё больше усилилось, народная молва стала приписывать почившим митрополитам дар чудотворений. Народное предание сохраняло память о многих чудесных исцелениях, последовавших по молитвам перед гробами митрополитов. Всё это давало народу надежду о прославлении

99

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

почивших митрополитов в лике святых99.

Вышеприведённые сведения позволяют утверждать, что митрополит Симеон вместе с иными смоленскими владыками почитался народом в дореволюционное время. Кроме того, его житие было опубликовано в дореволюционном издании «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков»100, что также подтверждает факт его народного почитания.

В начале 1930-х гг. гробы митрополитов из Троицкого монастыря были тайно перевезены на городское Тихвинское кладбище. В начале 1995 г. Епархиальный совет Смоленской епархии принял решение о перенесении останков смоленских митрополитов в усыпальницу Успенского кафедрального собора. 29-31 августа 1995 г. под руководством церковного археолога С.А. Беляева по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялось вскрытие двух могил на Тихвинском кладбище, в результате которого были обнаружены и извлечены честные останки четырёх митрополитов и епископа Иннокентия (Сокаля, ^ 1965)101. После извлечения останки архиереев находились в храме Двенадцати апостолов Архиерейских палат. 17 марта 1996 г. останки митрополитов торжественно перенесли в усыпальницу Успенского собора, где они находятся до сих пор.

Канонизация митрополита Симеона (Милюкова) подтверждена включением его имени в состав Собора Смоленских святых. Это произошло в 1983 г. по инициативе архиепископа Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка). В 1984 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) имя митрополита Симеона включили в состав Собора

Сибирских святых, а в 2008 г. по благословению Патриарха Алексия - в Собор

102

Нижегородских святых .

99 Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899. С. 50-51.

100 Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами). Январь. М., 1906. с. 27-37

101 Материалы к перезахоронению смоленских митрополитов // Смоленские епархиальные ведомости. 1995. №9. С. 16-18.

102 Устинова И.А. Симеон (Милюков) // Православная энциклопедия. Том LXШ. Сергий-Синаксарь. М., 2021. С. 490.

Литература

1. Амвросий (Орнатский), еп. История Российской иерархии. М., 1807.

2. Аникеев В.М. Святыни и подвижники Смоленские. Смоленск, 2012.

3. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913.

4. Васюков И.А. Смоленские святые в истории Церкви и Отечества. Смоленск, 2012.

5. Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времён до XVII в. (включительно). Смоленск, 2006.

6. Ельчанинов Н. Список архиереям Смоленской епархии, с кратким очерком характера и деятельности их, с замечаниями некоторых исторических событий в Смоленске при них случившихся // Памятная книжка Смоленской губернии на 1863 год. Смоленск, 1863.

7. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами). Январь. М., 1906.

8. Здравомыслов К.Я. Симеон (Милюков) // Русский биографический словарь: Сабанеев -Смыслов / Изд. наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. СПб., 1904.Т.18.

9. История святости и главные святыни земли Смоленской. Православное краеведение / сост. М.С. Хохлова. Смоленск, 2015.

10. Кочегаров К.А. Пытались ли иезуиты добиться патриаршества? Смоленский митрополит Симеон и выборы главы Русской церкви в 1690 г. // Золотые соты: Сборник статей в честь Евгения Владимировича Пчелова / отв. ред. В.И. Дурновцев. М. - СПб., 2022. С. 147-162.

11. Кочегаров К.А. Русское правительство, смоленский митрополит Симеон и посвящение в духовный сан кандидатов из Великого княжества Литовского в Смоленске в 1687-1690 гг. // Славяноведение. 2022. №2. С. 14-26.

12. Краткий список Смоленских иерархов // Смоленские епархиальные ведомости. 1896. №18. Отдел неофиц. С. 935-936.

13. Макаревский А., прот. Вяземская соборная Свято-Троицкая церковь // Памятная книжка Смоленской губернии на 1861 год. Смоленск, 1861. С. 25-67.

14. Максимович Л.М., Щекатов А. Географический словарь Российского государства. М., 1807. Ч. 5. Р-С.

15. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992-1892. Т. II. М., 2003.

16. Материалы к перезахоронению смоленских митрополитов // Смоленские епархиальные ведомости. 1995. №9. С. 16-18.

17. Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008.

18. Никанор (Каменский), еп. Симеон, митрополит Смоленский, основатель кафедрального собора в г. Смоленске // Прибавления к Церковным ведомостям. 1899. №2. С. 67-71.

19. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. II. Вторая часть. (1722 г.). СПб., 1878.

20. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. I. (XVI-XVII вв.) Казань, 1897.

21. Полубинский С., свящ. К статье «О четырёх митрополитах Смоленской кафедры» // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. №15. Отдел неофиц. С. 774-775.

22. Попов Н.П. 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1907 год. Кн. 2(221) / под ред. Е.В. Барсова. Отд. 5. Смесь. М., 1907. С. 38-44.

23. Попов Н.П. Соборы патриарха Иоакима на митрополита Смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 313-343.

24. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1994.

25. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 2000.

26. Рафаил (Ивочкин), иером. История православия на Смоленской земле в источниках и литературе: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2019.

27. Рафаил (Ивочкин), иером. Краснинская земля: православные храмы. Смоленск, 2012.

28. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Часть первая. М., 1996.

29. Соколов Н. Четыре митрополита Смоленской кафедры // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. №10. Отдел неофиц. С. 493-502.

30. Сперанский И.П. Деятели Смоленского края на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. №.23. Отдел неофиц. С. 1328-1330, №.24. Отдел неофиц. С. 1392.

31. Строганов П. Ставропигиальный Бизюков монастырь и Смоленские епископы. М., 1905.

32. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М., 2007.

33. Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013.

34. Устинова И.А. Симеон (Милюков) // Православная энциклопедия. Том LXШ. Сергий-Синаксарь. М., 2021. С. 488-490.

35. Церковная уния в Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1907. №5. Отдел неофиц. С. 205-212.

36. Червинский Е.К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр III Крайский и Дорофей Короткевич (1676 - 1718). Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899.

Ivochkin D. A. (hieromonk Raphael)

St. Simeon, Metropolitan of Smolensk and Dorogobuzh: on the 325th anniversary of his repose

Abstract: The article reveals the contribution to the development of the Smolensk diocese of Metropolitan Simeon (Milyukov), who ruled it in 1676-1699. The activities of His Grace Simeon were carried out in several directions: church building, social service and enlightenment, and concern for overcoming Catholic proselytism. The article will allow you to detail the biography of Metropolitan Simeon, to show the stages of his ministry, taking into account the church and social circumstances in which his activities took place. While working on the article, an integrated approach, a general scientific dialectical method of studying and analyzing social phenomena, including the principles of objectivity, historicism and consistency, and the historical and bioraphic method, were applied. The purpose of the work is to create a personal portrait of Metropolitan Simeon, to characterize the stages of his ministry in Smolensk. The results obtained will allow us to present more objectively not only the history of the Smolensk diocese, but also the Russian Orthodox Church. The study was conducted on the basis of published literature and sources.

Keywords: Smolensk Diocese, Bishop Metropolitan Simeon (Milyukov), church building, educational activities, social service, overcoming Catholic proselytism, personality characteristics in the context of Church history.

References

• Ambrose (Ornatsky), ep. History of the Russian hierarchy. M., 1807.

• Anikeev V.M. Shrines and ascetics of Smolensk. Smolensk, 2012.

• Bulgakov S.V. A handbook for sacred church ministers. Kiev, 1913.

• Vasyukov I.A. Smolensk saints in the history of the Church and the Fatherland. Smolensk, 2012.

• Vinogradov I.P. Historical sketch of the city of Vyazma from ancient times to the XVII century (inclusive). Smolensk, 2006.

• Yelchaninov N. List of bishops of the Smolensk diocese, with a brief outline of their character and activities, with remarks on some historical events that happened in Smolensk during their time // Memorial book of the Smolensk province for 1863. Smolensk, 1863.

• Biographies of Russian ascetics of piety of the 18th and 19th centuries (with portraits). January, Moscow, 1906.

• Russian Russian Biographical Dictionary: Sabaneev - Smyslov / Ed. by the supervision of the chairman of the Imperial Russian Historical Society A. A. Polovtsov. St. Petersburg., 1904.T.18.

• The history of holiness and the main shrines of the Smolensk land. Orthodox local lore / comp. M.S. Khokhlova. Smolensk, 2015.

• Kochegarov K.A. Did the Jesuits try to achieve the patriarchate? Russian Russian Metropolitan Simeon and the election of the head of the Russian Church in 1690 // Golden Honeycombs: A collection of articles in honor of Evgeny Vladimirovich Pchelov / ed. V.I. Durnovtsev. M. - St. Petersburg, 2022. pp. 147-162.

• Kochegarov K.A. The Russian government, Metropolitan Simeon of Smolensk and the ordination of candidates from the Great The Principality of Lithuania in Smolensk in 16871690. // Slavic Studies. 2022. No.2. pp. 14-26.

• A short list of the Smolensk hierarchs // Smolensk Diocesan Gazette. 1896. №18. Department of neophytes. pp. 935-936.

• Makarevsky A., prot. Vyazma Cathedral Holy Trinity Church // Memorial book of the Smolensk province for 1861. Smolensk, 1861. pp. 25-67.

• Maksimovich L.M., Shchekatov A. Geographical dictionary of the Russian state. M., 1807. Part 5. R-S.

• Manuel (Lemeshevsky), mitr. Russian Orthodox hierarchs. 992-1892. Vol. II. M., 2003.

• Materials for the reburial of the Smolensk metropolitans // Smolensk Diocesan Gazette. 1995. No. 9. pp. 16-18.

• Murzakevich N.A. The history of the city of Smolensk. Smolensk, 2008.

• Nikanor (Kamensky), ep. Simeon, Metropolitan of Smolensk, founder of the Cathedral in Smolensk // Additions to the Church Gazette. 1899. No.2. pp. 67-71.

• Description of documents and files stored in the archive of the Holy Governing Synod. Vol. II. The second part. (1722). St. Petersburg, 1878.

• Pokrovsky I.M. Russian dioceses in the XVI-XIX centuries, their discovery, composition and limits. The experience of church historical, statistical and geographical research. T. I. (XVI-XVII centuries) Kazan, 1897.

• Polubinsky S., sacred. To the article "On the four metropolitans of the Smolensk department" // Smolensk Diocesan Gazette. 1891. №15. Department of Neophytes. pp. 774-775.

• Popov N.P. 1685 About a trip to Smolensk to the metropolitan. To Simeon "for great spiritual deeds" // Readings at the Imperial Society of Russian History and Antiquities at Moscow University. The year is 1907. Book 2(221) / edited by E.V. Barsov. 5. Mix. M., 1907. pp. 3844.

• Popov N.P. Cathedrals of Patriarch Joachim on Metropolitan Simeon of Smolensk // Smolenskaya starina. Smolensk, 1909. Issue 1. Part 1. pp. 313-343.

• Orthodox Russian monasteries. A complete illustrated description of all Russian Orthodox monasteries in the Russian Empire and on Mount Athos. St. Petersburg, 1994.

• Ratshin A. The complete collection of historical information about all ancient and now existing monasteries and notable churches in Russia. M., 2000.

• Raphael (Ivochkin), Jerome. The history of Orthodoxy in the Smolensk land in sources and literature: an educational and methodological guide. Smolensk, 2019.

• Raphael (Ivochkin), Jerome. Krasninskaya zemlya: Orthodox churches. Smolensk, 2012.

• Smolich I.K. The History of the Russian Church. 1700-1917. Part one. M., 1996.

• Sokolov N. Four metropolitans of the Smolensk department // Smolensk diocesan Gazette. 1891. №10. Department of Neophytes. pp. 493-502.

• Speransky I.P. Figures of the Smolensk region for the benefit of the Church, public charity, science and public education // Smolensk Diocesan Gazette. 1898. No.23. Department of Neophytes. pp. 1328-1330, No.24. Department of Neophytes. pp. 1392.

• Stroganov P. Stavropol Bizyukov Monastery and Smolensk bishops. M., 1905.

• Stroev P. Lists of hierarchs and abbots of monasteries of the Russian Church. M., 2007.

• Trofimovsky N.V. Historical and statistical description of the Smolensk diocese. Smolensk, 2013.

• Ustinova I.A. Simeon (Milyukov) // Orthodox Encyclopedia. Volume LXIII. Sergius-Synaxarius. M., 2021. pp. 488-490.

• Church union in the Smolensk diocese // Smolensk diocesan Gazette. 1907. No.5. Department of Neophytes. pp. 205-212.

• Chervinsky E.K. Smolensk metropolitans: Simeon IV Milyukov, Sylvester II Chernitsky, Sylvester III Kraisky and Dorofey Korotkevich (1676-1718). Their life and work. Smolensk, 1899.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.