Научная статья на тему 'СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) И ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ГОРСКИЙ - УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК'

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) И ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ГОРСКИЙ - УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) / ПРОТ. А. В. ГОРСКИЙ / ДНЕВНИКИ XIX В / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карелина Любовь Альфредовна

Об отношениях святителя Филарета (Дроздова) и прот. А. В. Горского высказывались как современники, так и авторы следующих поколений, включая исследователей XXI в. Большинство из них отмечают тесное многолетнее сотрудничество и духовную близость великого святителя и выдающегося ректора МДА, а наиболее известное критическое мнение высказал С. М. Соловьев. Самыми объективными источниками для прояснения этого вопроса являются материалы, принадлежащие непосредственно митрополиту Московскому и его младшему коллеге прот. А. В. Горскому, к которым относятся, прежде всего, их переписка и дневники. Они позволяют выяснить степень влияния свт. Филарет (Дроздова) на Александра Васильевича и проследить, как менялись их отношения со временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) И ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ГОРСКИЙ - УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК»

Карелина Любовь Альфредовна

аспирант БФ ПСТГУ РФ, 127051, Москва, Лихов переулок, д. 6, стр. 1 karelina.lyub@yandex.ru

Святитель Филарет (Дроздов) и протоиерей Александр Горский -учитель и ученик

Аннотация: Об отношениях святителя Филарета (Дроздова) и прот. А. В. Горского высказывались как современники, так и авторы следующих поколений, включая исследователей XXI в. Большинство из них отмечают тесное многолетнее сотрудничество и духовную близость великого святителя и выдающегося ректора МДА, а наиболее известное критическое мнение высказал С. М. Соловьев. Самыми объективными источниками для прояснения этого вопроса являются материалы, принадлежащие непосредственно митрополиту Московскому и его младшему коллеге прот. А. В. Горскому, к которым относятся, прежде всего, их переписка и дневники. Они позволяют выяснить степень влияния свт. Филарет (Дроздова) на Александра Васильевича и проследить, как менялись их отношения со временем.

Ключевые слова: свт. Филарет (Дроздов), прот. А. В. Горский, дневники XIX в., межпоколенческие отношения, Московская духовная академия

Liubov Karelina

Graduate Student at the Faculty of Theology St. Tikhon's Orthodox University Russia, 127051, Moscow, Likhov per., 6-1 karelina.lyub@yandex.ru

Saint Philaret (Drozdov) and Archpriest Alexander Gorsky -Teacher and Disciple

Abstract: Both their contemporaries and authors from the generations that followed them, including 21st century researchers, have spoken of the relationship between Saint Philaret (Drozdov) and Archpriest Alexander Gorsky. Most draw attention to their close long-term collaboration and the spiritual proximity of the great saint to the outstanding Moscow Theological Academy rector, the most famous of these critical opinions remaining that of Sergei Solov'ev. The best objective sources for clarifying this issue are materials belonging directly to the Metropolitan of Moscow and his younger colleague Archpriest A. V. Gorsky, including above all their correspondence and diaries. These allow us to evaluate the degree of influence of Saint Philaret (Drozdov) on Alexander Vasilievich and to trace how their relationship

changed over time.

Keywords: St. Philaret (Drozdov), Archpriest A. V. Gorsky, 19th century diaries, in-tergenerational relations, Moscow Theological Academy

Свт. Филарет (Дроздов) с момента назначения на Московскую кафедру особенное внимание уделял Московской духовной академии: присутствовал на экзаменах, утверждал разрядные списки учеников, лично проверял конспекты преподавателей, контролировал издание академического журнала, участие корпорации в переводе Священного Писания и в подготовке проекта реформы духовного образования. Прот. Александр Васильевич Горский, окончив МДА, прослужил в ней всю жизнь, сначала как профессор церковной истории, а в последние 12 лет жизни -в должности ректора. Естественно, что московский владыка и ведущий преподаватель и руководитель Академии постоянно общались с начала научно-педагогической деятельности Александра Васильевича в 1833 г. и до смерти свт. Филарета (Дроздова) в 1867 г. Сороковой день после кончины ректора МДА - 19 ноября 1875 г. -совпал с днем преставления митрополита Московского, что было отмечено современниками как знак их духовной близости.

В 1897 г. вышел труд С. Г. Попова, подготовленный по желанию и при материальной поддержке епископа Алеутского и Аляскинского Николая (Зиорова). Главной задачей автор ставил показать «отношения покойного к его сослуживцам, студентам, начальникам-иерархам и к родным»1. В своем сочинении он использовал архивные документы и воспоминания современников прот. А. В. Горского. В библиографии ректора МДА это самое полное биографическое исследование, на которое опирались все последующие исследователи его жизни и деятельности. Оценивая отношения прот. А. В. Горского со свт. Филаретом Московским, С. Г. Попов писал: «...дух великого иерарха осенял мысли и действия в Бозе почившего отца нашего и был для него всегдашним, достойным подражания, образцом и руководителем»2.

1 Попов С. Г. Ректор МДА прот. А. В. Горский: Опыт биографического

очерка. Сергиев Посад, 1897. С. 1.

2 Там же. С. 405.

В то же время профессор Московского университета историк С. М. Соловьев писал о ректоре МДА, что митр. Московский «сделал из него мумию»3. Прот. Георгий Флоровский рассматривал образ Александра Васильевича Горского как «один из самых светлых в науке»4, но отмечал, что «есть в нем какая-то трагическая хрупкость. Изящества в этом образе больше, чем силы»5. Флоровский не считал его учеником свт. Филарета (Дроздова), полагая, что их у митрополита Московского вообще не было. Не говорит о Горском как об «ученике» свт. Филарета и современный автор ряда публикаций о ректоре МДА А. С. Мельков. В статье «Дела их ходят вслед их: Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский» он тем не менее отмечает «крепкую связь» между ними6.

Естественно, что на протяжении всего периода общения свт. Филарета (Дроздова) и прот. А. В. Горского их отношения менялись. Для того чтобы объективно проследить, какими они были в разное время, необходимо, как это и было сделано С. Г. Поповым, обратиться, прежде всего, к их личным высказываниям - их переписке, дневнику Александра Васильевича, а также проповедям, лекциям, научным исследованиям.

Необходимо отметить важное значение для решения вопроса о характере взаимоотношений между свт. Филаретом и Горским трудов еще одного ученика Александра Васильевича - прот. Сергея Константиновича Смирнова. Он слушал курс церковной истории Горского в начале 40-х гг., все последующие годы служил вместе с ним в МДА и завещал похоронить себя рядом с отцом Александром. Наиболее известный труд прот. Сергия - юбилейное издание о Московской духовной академии, опубликованное в 1879 г. Автор начал его подготовку в 60-х гг. и читал свои материалы непосредственно митрополиту Московскому. Именно С. К. Смирнов опубликовал в период своего ректорства в 80-х гг. дневник

3 Соловьев С. М. Мои записки для моих детей, а если можно, то и для

других // Вестник Европы. СПб., 1907. № 3. С. 76.

4 Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009. С. 465.

5 Там же. С. 466.

6 Мельков А. С. Дела их ходят вслед их: Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский // Церковь и время. 2005. № 4.

С. 67-96.

прот. А. В. Горского и письма к нему свт. Филарета Московского, сопроводив их собственными комментариями. Тексты просматривал лично К. П. Победоносцев, поэтому некоторые фрагменты из дневника ректора МДА не вошли в публикацию по цензурным соображениям. Они были изданы в 1914 г. в «Богословском вестнике» вместе с корректировками, сделанными в результате полной сверки раннего издания с рукописями Горского.

В дневнике Александра Васильевича тексты, имеющие отношение к митрополиту Московскому, составляют существенную часть. Переписка со свт. Филаретом Московским, за исключением первого письма, приходится на 60-е годы. После смерти свт. Филарета (Дроздова) вся деятельность Горского проникнута памятью о нем. Именно Александр Васильевич собрал и опубликовал свидетельства о чудесах, совершенных по его молитвам.

Задача этой статьи - определить приоритетные темы общения прот. Александра со свт. Филаретом (Дроздовым) и выявить характерные особенности их отношений в разное время. Рассмотрение удобно разделить хронологически на четыре периода, хотя границы между ними несколько размыты.

Первый период - с 1831 г. до середины 40-х гг. - приходится на последний год учебы Александра Васильевича и начало его преподавательской деятельности, когда общение со свт. Филаретом (Дроздовым) происходит в рамках общего контроля митрополита Московского за выпускниками академии и работой начинающих преподавателей. Он отражен в дневниковых записях Александра Васильевича и в единственном в рамках этого периода письме к нему свт. Филарета, относящегося к первой научной публикации Горского, посвященной истории Троице-Сергиевой лавры.

Во втором периоде - с середины 40-х до конца 50-х гг., освещенном исключительно в дневниках А. В. Горского, основной темой записей являются его регулярные личные встречи с митрополитом Московским, поводом для которых служит преимущественно подготовка к публикациям периодического издания МДА.

Третий период - с конца 50-х гг. до 1867 г. - характеризуется серьезными изменениями в статусе А. В. Горского. По рекомендации свт. Филарета (Дроздова) он привлекается к деятельности Комитета по реформе духовного образования, по его благословению.

Будучи неженатым, Горский принимает сан белого священника и возглавляет Московскую духовную академию. Именно на этот период приходятся практически все письма митрополита Московского о. Александру, в которых обсуждаются преимущественно его ректорские задачи, а в продолжающихся дневниковых записях Горский очень подробно фиксирует обсуждение проблем подготовки реформы духовного образования.

И, наконец, четвертый период - время с момента кончины свт. Филарета (Дроздова) до смерти самого прот. А. В. Горского 11 октября 1875 года. Дневниковые записи этого периода дополняются другими материалами ректора МДА, в которых он ссылается на наследие почившего учителя.

1831 г. - середина 1840-х гг.

А. В. Горский начинает вести дневник с поступлением в Московскую духовную академию и, с большими перерывами, ведет его до конца жизни. Особенностью его характера было мистическое восприятие событий собственной жизни. Наряду с размышлениями о происходящих событиях Александр Васильевич регулярно записывает содержание снов, а принимая важные решения, открывает наугад Евангелие, видя в тексте указание Промысла Божия.

Первые записи, в которых упоминается митрополит Московский, связаны с желанием Горского принять монашество. Они датированы ноябрем 1831 г., когда он еще учится в Академии, и январем 1833 г., во время его служения в Московской духовной семинарии. Во второй из них он пишет:

Мне виделось, будто я, облеченный в одежду монаха, стоял вместе с моим родителем пред Преосвященнейшим, нашим Митрополитом; будто он назначает меня в Академию и велит в случае каких-либо нужд писать к себе в Петербург7.

Видение исполнилось, но не в полной мере. Через полгода состоялось назначение Александра Васильевича в МДА на кафедру

7 Горский А. В., прот. Дневник: [1830 - 28 июня 1840 г.] / примеч. прот. С. К. Смирнова // ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 95-96.

церковной истории, но, в отличие от святителя Филарета (Дроздова), Горский не пошел против воли родителей, не благословивших его на принятие монашества.

Александр Васильевич начинает чтение своего предмета по «Начертаниям» святителей Филарета Московского и Иннокентия Пензенского, параллельно сам изучает литературу и готовит собственные конспекты. Ближайший друг и коллега Горского - ректор МДА, будущий свт. Филарет (Гумилевский). Вместе они разбирают архивные материалы, читают современную отечественную и западную литературу. В области интересов молодых преподавателей - сочинения свт. Иннокентия Херсонского, а также протестантского историка Неандера и католического богослова Клее, близкого к Тюбингенской школе.

Кроме основных обязанностей они выполняют и другие поручения владыки московского, в частности занимаются разбором административных дел. Запись от 16 мая 1836 г. свидетельствует о важном уроке для Горского - кроме учебных и научных задач он должен выполнять любые поручения священноначалия:

Вчера я увидел плод долговременного занятия трудом, казавшимся мне самым скучным и бесплодным. Как жалею я, что не нашлось у меня безропотной покорности, когда только приступал я к этому труду. Тогда плод был бы для меня двойной. Да научится же эта мятежная воля и этот кичливый разум скорее всего отказываться от собственных планов и предначертаний, когда встречаются они в противоречии с требованиями обязанности, сколько бы ни казались сии последния ниже первых8.

В учебных программах свт. Филарет (Дроздов) требовал от начинающих преподавателей подготовки собственных лекционных курсов, при этом внимательно следил за ходом их работы и не всегда одобрял результаты. 19 июля 1836 г. Горский записывает со слов друга мнение митрополита Московского «о недостатке у нас сочинений духовных ... Да и как их писать?», сетует Александр Васильевич, «что ни будет написано со старанием раскрыть но-

8 Горский А. В., прот. Дневник: [1830 - 28 июня 1840 г.] / примеч. прот. С. К. Смирнова // ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 125-126.

вую сторону в предмете - все это покажется ересью. Вот наприм., ересь: мысль о развитии догмата»9.

В дневниковой записи от 2 июля 1837 г. Александр Васильевич подробно фиксирует содержание своего диспута с владыкой по новозаветной истории. Свт. Филарет (Дроздов) делает ряд замечаний, в том числе указывает ему на использование романтической терминологии:

Что такое дух? Могли ли Вы сами обнять и исследовать дух христианства? Могли ли вместить это в головы Ваших студентов? Ныне странное направление в истории. Смотрят на человечество, как на одного человека, и усвояют ему то то, то другое общее направление10.

Горский учитывает его критику, о чем свидетельствует исключение соответствующих фрагментов из учебных пособий по церковной истории, подготовленных А. В. Горским в начале 40-х гг.11

27 июня 1840 г. Александр Васильевич, за плечами которого уже есть опыт преподавания, восхищенно пишет об участии митрополита Московского в экзаменах в МДА: «Вопросы и замечания, предложенные Владыкою, замечательнейшие были», и цитирует их вместе с ответами. Приведу одно из них: «...слово: утешитель случайно принято для означения греческого: Пара^А^то^. Соответственнейшее: ходатай»12. В дневниковой записи 28 июня 1846 г. Александр Васильевич передает разбор результатов конференции, в которой участвовали студенты МДА. Свт. Филарет (Дроздов) спрашивает с преподавателей за недочеты в работах их учеников: «Как можно было пропускать такие промахи? Надлежало оградить замечаниями». «Так что ж? Вы хотели, чтобы я смотрел, закрыв глаза?»13. Провинившиеся в ответ могут сказать стро-

9 Горский А. В., прот. Дневник: [1830 - 28 июня 1840 г.] / примеч. прот. С. К. Смирнова // ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 126-127.

10 Там же. С. 133.

11 Горский А. В., прот. Церковная история: лекции. Ч. 2: История Нового Завета. НИОР РГБ. Ф. 78. К. 2. Д. 6.

12 Горский А. В. прот. Дневник: [1830 - 28 июня 1840 г.] // ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 3. С. 143.

13 Там же. [16 августа 1840 - 27 января 1860]. ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 307.

гому цензору только то, что они надеялись на его архипастырское снисхождение.

Приведенные фрагменты из дневника Горского отражают пристальное внимание свт. Филарета (Дроздова) к выполнению им, как, впрочем, и другими его коллегами, всех служебных обязанностей. Требования, которые митр. Московский предъявляет начинающим преподавателям: самостоятельные исследования, критическое отношение к современной западной литературе, тщательный контроль за работами учеников и, как более частный вопрос, - внимание к точности перевода текстов.

Единственное опубликованное С. К. Смирновым письмо святителя Филарета (Дроздова) к А. В. Горскому, относящееся к этому времени, касается ответа Александра Васильевича на критические замечания Д. П. Голохвастого по поводу его сочинения «Историческое описание Свято-Троице-Сергиевой лавры»14. Митрополит Московский дает свои рекомендации на представленный ему для рассмотрения текст перед публикацией:

.надобно пересмотреть изложение. Не указывать на сочинителя, а на сочинение. Яснее отделить то, что говорит сочинение, от того, что говорите Вы. Некоторые формы речи сделать менее многосложными. чтобы читающему легче было разуметь и менее запутываться в некоторых Ваших изречениях. Нужно более ясности и точности, дабы видно было, к чему оне клонятся и против чего направлены. Не захотите ли довершить труд Ваш?15

Эти замечания святителя Филарета можно отнести ко всем ранним текстам Горского. Впоследствии его стилистика существенно изменилась, что позволяет приблизительно определять время создания недатированных материалов Александра Васильевича. Так, например, небольшой фрагмент из истории Русской Церкви, опубликованный в юбилейном издании «В гостях у Троицы», можно отнести по этому признаку к концу 30-х - началу 40-х гг.

14 Горский А. В. Историческое описание Свято-Троице-Сергиевой лавры. М., 1842.

15 Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому // ПрТСО. 1882. Ч. 29. Кн. 2. С. 541.

Середина 1840-х - конец 1850-х гг.

Несмотря на желание родителей, к середине 40-х гг. А. В. Горский не женился и не смог стать священником. Он продолжил служить в Академии в статусе профессора-мирянина. К этому времени объем преподаваемой им дисциплины сократился, так как библейская история в 1844 г. была выделена в самостоятельную кафедру. Александр Васильевич продолжает много общаться с назначенным на Рижскую кафедру свт. Филаретом (Гумилевским), помогает ему в работе над «Историей Русской Церкви». К концу 40-х гг. у друзей уже нет сомнений в том, кто является главным авторитетом в отечественном богословии. В письме Александру Васильевичу его друг называет митрополита Московского «великим критиком-историком-философом-богословом», от которого «далеко стоит даже знаменитый оратор»16 (свт. Иннокентий Херсонский). Вспоминая начало своего академического служения, еп. Филарет (Гумилевский) восклицает: «Да, жутко было выслушивать и читать приговоры трудам или замыслам нашим от великого Владыки нашего. Зато, как много пользы это принесло!»17.

В начале 40-х гг. была выделена в самостоятельную дисциплину патристика, а с 1843 г. стал выходить журнал МДА «Прибавления к Творениям св. Отцов», в работе над которым А. В. Горский принимал активное участие. Кроме того, в 1849 г. по просьбе митрополита Московского он приступил к описанию рукописей Синодальной библиотеки. Дневниковые записи Горского этого периода очень подробные. Я приведу цитаты, наиболее важные для решения задач моего исследования.

18 февраля 1848 г. А. В. Горский приезжает к свт. Филарету (Дроздову) обсудить подготовку очередного номера журнала МДА. Александр Васильевич отмечает теплую и откровенную беседу и просит совета по вопросу, касающемуся жизнеописания св. Алексия, о котором он готовит материал для публикации. Свт. Филарет обещал посмотреть документы, посоветовал готовить материалы к публикациям заранее и высказал свое мнение о содержании «При-

16 Филарет (Гумилевский), свт. Письма к А. В. Горскому [Письма

№ 1-17] // ПрТСО. 1883. Ч. 31. Кн.1. С. 415.

17 Там же.

бавлений»: они «должны быть у Вас назидательного содержания. Допускаются и исследования исторические, многим доступные и представляющие дело в ясном виде»18.

Горский завершает подробное описание встречи словами: «Прощаясь, Владыка милостиво сказал: "доколе будете здесь, прошу ко мне всегда"»19.

Хотя поводом для встреч Горского со свт. Филаретом (Дроздовым) всегда являются рабочие вопросы, митр. Московский с удовольствием общается с младшим коллегой и на другие темы. 23 октября 1849 г., обсудив с Горским тетради А. Н. Муравьева, он по-отечески пожурил его за привычку к курению. Владыко говорил, что профессору Горскому будут подражать студенты, об этом уже сообщили Государю и вообще, «привыкши к курению в светском звании, трудно будет отстать от него и сделавшись священником»20. Он вспомнил, как пытался бороться с этой привычкой один из архиереев, а потом милостиво сказал: «Впрочем, ты не гневайся на мое замечание. Надобно быть во всем осторожну. Церковь наша точно воинствующая - отовсюду терпит нападения, и, может быть, это писано кем-нибудь из наших ренегатов»21.

Чаще всего при встречах обсуждаются вопросы, относящиеся к переводу текстов, возникающие в связи с подготовкой номеров журнала МДА. Требование митрополита Московского: «Надобно не многое переводить, но хорошо переводить. <...> Видел ты замечания о Лествичнике? Что ты думаешь о них?»22 Горский отвечал, что «не умеем мы всегда так строго держать близости к подлиннику, как требует Его Высокопреосвященство»23. В другой раз свт. Филарет обращает внимание на неясности греческих книг Варсо-нофия и предлагает прислать ему проект перевода для сверки с подлинником.

18 Горский А. В. прот. Дневник: [16 августа 1840 - 27 января 1860] //

ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 313.

19 Там же.

20 Там же. С. 324.

21 Там же.

22 Там же. С. 325.

23 Там же.

В связи с возобновлением перевода Священного Писания, в котором Александр Васильевич принимает участие, митрополит Московский делится с ним подробными воспоминаниями об обстоятельствах предыдущей попытки и собственном опыте. Он рассказывает, что имел возможность использовать свое влияние на государя. На вопрос Голицына, «что же Вы не настояли на своем мнении о переводе Св. Писания? Я отвечал, что не хочу производить раскола в церкви»24. Горский завершает свою запись словами: «Беседу эту имел я счастье слышать 17 ноября 1850 г.»25.

Свт. Филарет обсуждает с Горским также различные вопросы, касающиеся современников: постриг Холмогорова, одного из коллег Александра Васильевича, проект реформы духовного образования свт. Иннокентия Херсонского, назначение еп. Евсевия (Орлинского) на Самарскую кафедру. Свт. Филарет подробно рассказывает о своей учебе, затрагивает и политические вопросы. Митрополит Московский доверительно делится с Александром Васильевичем: «Я был свидетелем многих событий, которые не всем были доступны. И начал было я писать записки о том, что мне было известно, и написал порядочную тетрадь. Но потом увидел, что мне не все известно, - и сжег»26.

Примечательно, что тема работы Горского по описанию рукописей Синодальной библиотеки, продолжавшейся на протяжении 12 лет, в дневниках затронута только один раз. Александр Васильевич фиксирует вопрос владыки, «что нового нашел я в рукописях?»27.

В этот период происходит изменение отношения свт. Филарета Московского к Александру Васильевичу. Их встречи становятся регулярными, а их подробное описание свидетельствует о ценности этого общения для Горского. Основная тема, относящаяся к его служебным обязанностям, - переводы текстов св. отцов для издания МДА и Священного Писания. Воспоминания свт. Филарета и обсуждение текущих проблем также имели важное значение

24 Горский А. В. прот. Дневник: [16 августа 1840 - 27 января 1860] //

ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 325.

25 Там же.

26 Там же. С. 348.

27 Там же. С. 338.

для Александра Васильевича. На конкретных примерах своего служения митрополит Московский постепенно готовил его к новой деятельности, выходящей за пределы МДА.

Конец 1850-х- 1868 г.

18 ноября 1859 г. Горский приводит слова свт. Филарета Московского, не включенные в первое издание его дневника:

Видно, наступило время, когда надобно открыто бороться, как в первые времена, не пользуясь покровительством светской власти; но гонимая ею церковь должна была бороться с язычеством и защищаться сама собою: так и ныне должно бороться с человеческой мудростью28.

Далее он упоминает о делах, которые планировались в поездке Горского в Константинополь для урегулирования проблем между болгарами и греками. Эта миссия не состоялась, но его способность к решению не только научных задач была отмечена на самом высоком уровне. Свт. Филарет Московский писал обер-прокурору графу А. П. Толстому, что «при несомненных достоинствах вообще он обладает по истории и церковным древностям сведениями, которые присоединяют его к числу известных умов»29.

По настоятельной просьбе митрополита Московского, Александр Васильевич входит в состав Комитета по подготовке реформы духовного образования. Это был неожиданный и нежеланный для самого Горского поворот в служении. 25 января 1860 г. Александр Васильевич записывает слова владыки: «Как ни жалко расстаться с тобою, видно, придется отпустить тебя»30. Горский пытался предложить кандидатуру коллеги В. Д. Кудрявцева, но «Владыка, похвалив его, как занимающегося своим делом, сказал: "Жаль и его отвлекать от дела. Притом он молод; тебя, может быть, более послушаются"»31. Митрополит Московский выражает готов-

28 Горский А. В., прот. Неизданные места из «Дневника» // БВ. 1914. № 10/11. С. 388.

29 Мнения и отзывы. Т. 4. С. 575.

30 Там же.

31 Горский А. В., прот. Дневник: [16 августа 1840 - 27 января 1860] // ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 350.

ность помогать Александру Васильевичу, но в то же время советует ему проявлять больше самостоятельности:

Твое дело не только быть передатчиком, но и подавать свой голос, коль скоро ты в чем убежден. Не для чего заводить ссор и споров: надеюсь, этого ты себе не позволишь. Но ты должен высказывать свои мнения с резонами32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 июня 1861 г. Александр Васильевич, как в юности, предчувствуя грядущие перемены, записывает свой сон, в котором видит перед собой выбор между епископским служением и работой над житиями русских святых. Действительно, свт. Филарет (Дроздов) вскоре предложил ему принять монашество, к которому Горский и сам был расположен. Однако, открыв Евангелие, как он это обычно делал перед принятием важных решений, Александр Васильевич увидел в тексте знак Промысла Божия «остаться меньшим». Возможность рукоположения в сан священника в безбрачии Горский лично обосновывает историческим исследованием практики древней церкви, за этим следует назначение его на должность ректора МДА. 23 октября 1862 г. святитель Филарет Московский пишет ему:

.примите должность ректора Академии с послушанием. Полагаю, что Вам надобно будет принять и кафедру Богословских наук. Сообразите и прочие последствия происходящей перемены и скажите мне Ваши мысли33.

На 60-е годы приходится практически вся переписка святителя Филарета Московского с Горским, значительно дополняющая информацию из дневника Александра Васильевича, в котором большая часть записей этого времени посвящена обсуждению вопросов, относящихся к готовящейся реформе духовного образования. В письмах святителя Филарета и ответах Горского обсуждаются темы, связанные с его ректорской деятельностью, причем в одном

32 Горский А. В., прот. Дневник: [16 августа 1840 - 27 января 1860] // ПрТСО. 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 202.

33 Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому // ПрТСО. 1882. Кн. 29. С. 551.

из них свт. Филарет отмечает, что встречается с ним чаще, чем с другими коллегами по Академии34.

Единственное письмо, написанное свт. Филаретом (Дроздовым) в резком тоне, датировано 9 сентября 1861 г. и связано с тем, что Горский на согласие выделить для МДА дуплеты старопечатных книг из Синодальной библиотеки не подготовил отдельный список, а отметил их крестиками в реестре. Митрополит Московский возмущается: «Имею необходимость сказать Вам Отец Протоиерей, что Вы не имели права безобразить Вашими отметками реестр книг, официально сообщенный мне из другого ведомства»35.

Все остальные письма свидетельствуют о том, что митрополит Московский высоко ценит мнение А. В. Горского как ученого и администратора. Часто в их в письмах обсуждаются вопросы, относящиеся к научным исследованиям. Так, в письме от 16 июня свт. Филарет (Дроздов) попросил Горского высказать мнение о ценности Синайской рукописи Нового Завета36. Горский представил свои выводы уже через два дня в ответном письме, а затем по рекомендации митрополита Московского, под руководством ректора в МДА было проведено исследование источника, результатом которого стала статья архим. Михаила (Лузина) «О тексте Синайской рукописи Библии»37, опубликованная в академическом журнале в 1863 г.

Также в переписке святитель Филарет (Дроздов) задает А. В. Горскому вопросы о публикациях как в журнале МДА, так и в других изданиях. Митрополит Московский не рекомендует публиковать в «Прибавлениях к творениям святых отцов» критические отзывы о переводах текстов, сделанных в других академиях, так как, по его мнению, «может завестись распря между Академиями. Не лучше ли соединенными усилиями отражать общих

34 Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому // ПрТСО. 1882. Кн. 29. С. 543.

35 Там же.

36 Там же. С. 550.

37 Михаил (Лузин), еп. О тексте Синайской рукописи Библии // ПрТСО. 1863. Ч. 22. Кн. 2. С. 167-239.

врагов, которых много, и взаимно покрывать терпением частные недостатки?»38

В замечании на записку, которую прот. Сергий Смирнов готовил к юбилею Академии, свт. Филарет советует «говорить о недостатках схоластического учения без насмешки и презрения и без схоластических выражений. Век, смеющийся над схоластикой, не платит ли ей дань хуже прежнего?»39

Митрополит Московский советуется с прот. А. В. Горским в вопросе о целесообразности назначения инспектора МДА ар-хим. Михаила (Лузина) на должность ректора в КазДА40 и присуждения докторской степени Владимиру Гетте - католическому священнику, принявшему православие41.

В марте 1865 г. в связи с награждением докторским крестом А. В. Горский пишет свт. Филарету (Дроздову):

.пять лет назад тому, в день Благовещения Ваше Высокопреосвященство призвали меня на служение св. алтарю. Пять лет священства - пять талантов. А сколько еще талантов передано мне Вашею святительскою десницею в служении общественном!42

Такова собственная оценка ректора МДА значимости для него руководства Московского владыки.

Переписка свидетельствуют о том, что мнения свт. Филарета (Дроздова) и прот. А. В. Горского не всегда совпадают, но митрополит Московский с уважением относится к точке зрения младшего коллеги. Так, 17 августа 1864 г. он пишет: «Принимаю Ваши предложения, хотя некоторые с трудом, а последнее неохотно»43, а в 1867 г., в ходе обсуждения Проекта академического Устава, -

38 Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому // ПрТСО. 1882. Ч. 30. С. 55.

39 Там же. С. 64.

40 Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому // ПрТСО. 1882. Ч. 29. С. 563.

41 Там же. С. 566.

42 Там же. С. 397.

43 Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому // ПрТСО. 1882. Ч. 30. Кн. 1. С. 61.

«Благодарю, о. Ректор, за указание мне моих недосмотров. Не прогневайтесь, что я не во всем согласен с Вами»44.

Попов в своем сочинении приводит обнаруженную в архиве Горского не включенную в дневник запись о том, что он очень хотел увидеть свт. Филарета после его кончины, и он явился ему во сне. В последней записи 1868 г. Александр Васильевич соотносит обстоятельства смерти любимого наставника с библейской историей: «В прощении святителем запрещенных им - при смерти, отражается исполнение Ветхозаветного закона об отпущении из градов убежища - содержавшихся там тяжких убийц - при смерти первосвященника»45.

В этот период А. В. Горский стал ближайшим помощником митрополита Московского в решении научных, педагогических и организационных задач, как внутри МДА, так и за ее пределами.

Материалы прот. А. В. Горского 1868-1875 гг.

Многие материалы прот. А. В. Горского, созданные им после смерти свт. Филарета (Дроздова) - проповеди, лекционные курсы, архивные рукописи и опубликованные статьи, содержат либо цитаты из наследия наставника, либо воспроизведение его идей. Восприятие богословских представлений святителя Филарета Московского прот. А. В. Горским требует самостоятельного исследования. Приведу лишь несколько примеров.

В 1870 г. отец Александр добился открытия академического храма, освященного в честь Покрова Богородицы. В своей речи на церемонии открытия ректор повторяет мысль, некогда произнесенную свт. Филаретом на освящении храма св. мученицы Татьяны при Московском университете:

Наконец, наступило давно желанное время: храмина учения и молитвы обратилась в храм Божий. Теперь здесь водворился Сам

44 Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому // ПрТСО. 1882.

Ч. 29. Кн. 2. С. 432.

45 Горский А. В. прот. Дневник [3 июля 1860 - 28 апреля 1875] //

ПрТСО. 1885. Ч. 35. Кн. 1. С. 253.

Господь Своею благодатною силою; здесь Он незримо присутствует между нами46.

В сочинении о Иерусалимском соборе 1872 г. ректор МДА подчеркивает важность этого события в жизни Церкви и отмечает значение перевода деяний собора, сделанных при «особенном участии блаженной памяти Митрополита Московского Филарета»47. Особенно много прот. А. В. Горский ссылается на «современного нам мудрого архипастыря Филарета Московского»48 в неопубликованном тексте, посвященном критическому анализу представлений раскольников, рассматривающих антихриста как обобщенный дух зла.

Первая лекция по догматическому богословию прот. А. В. Горского, записанная А. Д. Беляевым в 1874 г., начинается словом святителя Филарета (Дроздова) о вере, необходимой для будущих наследников святых отцов. «В вере три подчиненных понятия: уверенность, доверенность и верность»49. Уверенность рассматривается как вера ума, вера Авраама - неограниченная уверенность в Боге, вера сердца - доверенность. И, наконец, подчинение веры воле - верность. Ученик А. В. Горского впоследствии также начинал свой курс догматического богословия.

46 Корсунский И. Н. Покровская Церковь Московской Духовной Академии // БВ. 1898. Т. 4. № 11. С. 185-211, 200. Ср. проповедь святителя на освещение университетского храма св. мученицы Татьяны 12 сентября 1837 г.: «Итак, вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище Таин приглашено в жилище знаний и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что Религия и Наука хотят жить вместе и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно со стороны Религии: возблагодарим ее снисхождению. Благоразумно со стороны Науки: похвалим ее благоразумие». И далее: «просвещение, которое может дать Единственный Просветитель» (Слова и речи. Т. 4. С. 61-68). См. также: Яковлев А. И. Храмы Филаретовского времени // ФА. 2009. Вып. 5. С. 187-197.

47 Горский А. В., прот. О соборе Иерусалимском 1872 года // ПрТСО. 1871. Ч. 24. Кн. 3. С. 620.

48 Горский А. В., прот. О пребывании Церкви Христовой в полном ее устройстве до времени второго - славного пришествия Иисуса Христа. НИОР РГБ. Ф. 78. К. 36. Д. 25. Л. 4.

49 Беляев А. Д. Лекции. 1874 г. НИОР РГБ. Ф. 26. К. 10. Д. 10. Лекция 1.

И, наконец, прот. А. В. Горский передает свое отношение к Московскому владыке и его наследию одному из лучших своих учеников 70-х годов - Н. И. Корсунскому, в научных трудах которого публикации о святителе занимают значительное место.

* * *

Прот. Александр Горский не только служил много лет под руководством митрополита Московского, но был его ближайшим учеником и помощником. Дневник ректора МДА свидетельствует, прежде всего, о важности для него наставлений свт. Филарета в вопросах, относящихся к работе с текстами: точности перевода, стилистики научных материалов. Видя в своем учителе звено в «золотой цепи святоотеческого предания», прот. А. В. Горский признавал его необычайное значение для русского богословия и не только сам многократно ссылался на авторитет свт. Филарета в своих трудах, но и побуждал учеников обращаться к его наследию. Как кажется, этим отец ректор стремился, насколько было в его силах, продолжить эту «цепь Традиции» или, во всяком случае, создать для этого необходимые условия в подведомственной ему академии.

Список литературы

1. Горский А. В., прот. Дневник: [1830 - 28 июня 1840 г.] / примеч. прот. С. К. Смирнова // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1884. Ч. 34. Т. 3. С. 84-144; Т. 4. С. 305-365; Ч. 35. Т. 1. С. 197-268.

2. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троице-Сергиевой лавры. М., 1842.

3. Горский А. В., прот. Неизданные места из «Дневника» // БВ. 1914. Т. 3. № 10/11. С. 367-423.

4. Горский А. В., прот. О соборе Иерусалимском 1872 года // ПрТСО. 1871. Ч. 24. Кн. 3. С. 568-620

5. Корсунский И.Н. Покровская Церковь Московской Духовной Академии // Богословский вестник. 1898. Т. 4. № 11. С. 185-211.

6. Мельков А.С. Дела их ходят вслед их: Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский // Церковь и время. 2005. № 4. С. 67-96.

7. Михаил (Лузин), еп. О тексте Синайской рукописи Библии // ПрТСО. 1863. Ч. 22. Кн. 2. С. 167-239.

8. Мнения и отзывы - Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государ-ственным вопросам: в 5 т. СПб., 1885-1888.

9. Попов С. Г. Ректор МДА прот. А. В. Горский: Опыт биографического очерка. Сергиев Посад, 1897.

10. Филарет (Гумилевский), свт. Письма к А. В. Горскому // ПрТСО. 1883-1885.

11. Филарет (Дроздов), свт. Письма А. В. Горскому, прот. [Письма за 1842-1867 гг.] // ПрТСО. 1882. Ч. 29. С. 541-570; Ч. 30. С. 396-442.

12. Соловьев С. М. Мои записки для моих детей, а если можно, то и для других // Вестник Европы. СПб., 1907. Т. 3-6.

13. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М., 2009.

14. Яковлев А. И. Храмы Филаретовского времени // ФА. 2009. Вып. 5. С. 187-197.

Выходные данные статьи

Карелина Л. А. Святитель Филарет (Дроздов) и протоиерей Александр Горский - учитель и ученик // Филаретовский альманах. 2022. № 18. С. 174-193.

Karelina, L. A. (2022) "Sviatitel' Filaret (Drozdov) i protoierei Aleksandr Gorskii - uchitel' i uchenik" [Saint Philaret (Drozdov) and Archpriest Alexander Gorsky - Teacher and Disciple]. Filaretovskii al'manakh, 18, pp. 174-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.