Научная статья на тему 'Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы'

Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фирсов А. Г.

А.Г. Фирсов в своей статье освещает богослужебную практику святителя Филарета. На основании имеющихся материалов автор обозначает некоторые проблемы, поставленные в литургических сочинениях и практике московского святителя, заслуживающие дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святитель Филарет (Дроздов) и богослужение Православной церкви: к постановке проблемы»

А.Г. Фирсов

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) И БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Одним из важнейших компонентов жизни всякого православного христианина является богослужение, во многом определяющее душевное состояние и ритм деятельности человека в то или иное время суток, в отдельные дни, на протяжении целых периодов в течение года. В жизни же духовенства литургическая составляющая приобретает первостепенное значение, богослужение обычно расценивается в качестве основного и главного содержания деятельности клирика, ради которого он и возводится в священный сан. Исследование литургической деятельности прославленного Церковью священнослужителя позволяет выявить весьма значимые и существенные обстоятельства жизненного подвига святого, почерпнуть важный материал для разрешения многих вопросов церковной жизни - личных для каждого отдельного христианина, «профессиональных» для духовенства, приходских, епархиальных и общецерковных, связанных с современными литургическими проблемами. Богослужебная практика и литургические воззрения святителя Филарета Московского, чьи богословские труды, пастырская и административная деятельность стали «золотым фондом» русской Церкви, широко используемым и по сей день, представляют собой замечательный предмет для исследований такого рода.

Интерес к литургическому наследию владыки наблюдался всегда - огромный авторитет, которым обладал святитель при жизни, обусловил то исключительное внимание, которое уделяла и уделяет русская Церковь всем обстоятельствам его деятельности, в том числе и литургической. Достаточно вспомнить, что при составлении молитвы на 850-летие Москвы за основу был взят текст молитвы, подготовленной святителем Филаретом в 1847 г., в связи с 700-летним юбилеем древней столицы1. Тем не менее при желании подробно и полно ознакомиться с литурги-

1 См.: Журнал Московской Патриархии. 1997. № 11. С.57- 58.

ческими воззрениями и богослужебной практикой владыки почитателя его памяти или заинтересованного специалиста ждет разочарование - в многочисленных исторических, богословских или публицистических сочинениях, образующих едва ли не самостоятельную научную дисциплину, такое, если позволительно сказать, «филаретоведение», - литургическая сторона жизни и деятельности святителя представлена весьма бледно. Едва ли не единственной специальной публикацией по этому вопросу стало сообщение священника Михаила Беляева в Обществе любителей духовного просвещения, сделанное в 1908 г. и тогда же опубликованное в «Московских церковных ведомостях»2. Но и эта работа посвящена только двум моментам литургического творчества владыки Филарета - чину выноса Плащаницы в Великую Пятницу при совпадении ее с Благовещением и чину погребения священников в Пасху. Автор отмечал необходимость изучения и других литургических произведений святителя, но эта задача осталась нереализованной вплоть до настоящего времени, если не считать общих сведений о месте богослужения в жизни и деятельности владыки, помещаемых в биографической литературе3.

Между тем тема богослужебной практики святителя Филарета, с источниковедческой точки зрения, представляет собой на редкость удачный для историка предмет занятий. Источники, содержащие информацию о литургической стороне жизни и деятельности владыки, многочисленны, в них представлен обширный материал, отражающий разнообразные аспекты и идейных воззрений, и организационно-методических установок святителя в отношении богослужения Православной Церкви. Дошли до нас и едва ли не все произведения литургической работы святителя Филарета: тексты молитвословий, чинопоследования, переводы, богослужебные указания. Этот комплекс источников обладает и еще одной, очень важной исследовательской характеристикой - огромное количество материалов о жизни и деятельно-

2 Беляев М, свящ. Московский митрополит Филарет в его литургической деятельности //Московские церковные ведомости. 1908. № 8. С. 204-210.

3 См., напр.: Снычев Иоанн [Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский]. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. С. 218-220.

сти владыки было выявлено и опубликовано уже в XIX столетии. Новые источники о святителе Филарете - большая редкость, и, хотя архивный поиск может принести (и, конечно, приносит) интересные результаты, принципиально значимые находки вряд ли возможны. Комплекс доступных источников для специалиста и так выглядит нивой, «изрядно удобренной».

Один лишь перечень указаний и суждений владыки по богослужебным вопросам, помещенный в алфавитном указателе к собранию мнений и отзывов митрополита Филарета, занимает пять страниц и насчитывает свыше ста наименований4. Ознакомление с содержанием указанных в этом издании материалов может стать прочной платформой для серьезного исследования, поможет разработать первоначальный план изучения темы, задаст основной вектор работ по обработке таких комплексов источников, как знаменитое «Собрание мнений и отзывов» и значительной части сборников писем владыки, опубликованных до последнего десятилетия XIX в.

При изучении богослужебного наследия святителя Филарета, конечно, невозможно обойтись без тщательной проработки еще одного крупного собрания материалов о владыке - Полного собрания резолюций. Немало информации можно почерпнуть и из обширной мемуарной литературы, произведений, вышедших из-под пера самого святителя, - слов, речей, статей, заметок и других сочинений. Существенную помощь в поиске таких источников окажет исследователю новейший библиографический указатель сочинений владыки и литературы о нем, подготовленный в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете5.

Не останавливаясь подробно на этих, достаточно хорошо известных комплексах материалов, хотелось бы обратить внимание на два достаточно специфических источника, весьма интересных и важных с точки зрения изучения богослужебной практики святителя Филарета. Речь идет о заметках, сделанных свя-

4 Алфавитный указатель к собранию мнений и отзывов Московского митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1891. С. 366- 370.

5 Библиографический указатель опубликованных трудов святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и литературы о нем. М., 2005.

щеннослужителями, регулярно участвовавшими в богослужениях владыки.

Материалы под общим заглавием «Домашняя записка о служениях архиерейских и о разных случаях» были опубликованы в качестве приложения к биографии их автора, настоятеля московского Высокопетровского монастыря архимандрита Вениамина (Петухова)6. С 1845 г. по 1853 г. отец Вениамин в сане иеромонаха являлся чередным священником крестовой церкви в покоях святителя Филарета на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры. В 1847 г. он начал делать записи о богослужениях, совершавшихся в этом храме, и о служениях владыки в других храмах Москвы. Записи носят характер кратких заметок, начатых с 1 сентября 1847 г. В каждой записи (всего их около 600) обозначен день (число, праздник или событие, отмечаемое богослужением), указано, где служил святитель; отмечены дни, когда владыка по какой-то причине не совершал богослужение, а только молился в крестовом храме. Иногда заметки содержат дополнительные сведения: о присутствии на службах тех или иных людей (как правило, родственников и близких митрополита), об особенностях того или иного богослужения. Так, например, отмечено, что с 6 по 9 октября 1847 г. утреня в крестовой церкви служилась с вечера, поскольку в эти дни говела мать владыки Филарета7.

В 1853 г. иеромонах Вениамин был назначен экономом московского архиерейского дома и Чудова монастыря8. Последняя заметка датирована 23 марта 1853. По всей видимости, о. Вениамин придавал этим заметкам важное значение -они сохранились в его личных бумагах, несмотря на дальнейшие должностные перемещения, требовавшие, в том числе, и переездов на большие расстояния9. Так или иначе, нам вполне

6 Две могилы в Покровском миссионерском монастыре в Москве. М., 1889. С. 265- 309.

7 Там же. С. 267.

8 Там же. С. 184.

9 В 1857 г. иеромонах Вениамин (Петухов) назначен настоятелем енисейского Спасского монастыря в сане архимандрита, в 1859 г. возвращен в Москву на должность настоятеля Сретенского монастыря, затем он управлял Чудовым, Покровским и, наконец, Высокопетровским монастырями (Там же. С. 188- 224).

доступен источник, позволяющий детально реконструировать динамику богослужений святителя Филарета почти за шесть лет.

Значительно больший объем информации о богослужениях владыки Филарета содержится в записях состоявшего при митрополите Московском диакона П.С.Грозова10. Выпускник Вифанской семинарии, Павел Грозов был в 1847 г. рукоположен в сан диакона с назначением в клир Архангельского собора Чудова монастыря. Одновременно на о. Павла были возложены обязанности иподиакона московского архиерейского дома. Как клирик кафедрального храма и личного штата владыки Филарета диакон Павел Грозов напрямую участвовал в подготовке богослужений, совершаемых святителем. В период с 1855 до 1865 гг., вплоть до своего рукоположения в сан пресвитера, отец Павел после каждого такого богослужения записывал, когда, где, по какому поводу, в каком облачении и с какими особенностями священнодействовал митрополит.

По всей видимости, отец Вениамин (Петухов) и диакон Павел Грозов долгое время сотрудничали в деле обеспечения литургической жизни и деятельности святителя Филарета. Возможно, записи отца Павла следует рассматривать как продолжение заметок архимандрита Вениамина - в пользу этого предположения говорит сопоставление дат окончания заметок одного и начала записей другого. Нельзя, однако, исключать и оригинального происхождения второго источника - можно предположить, что только с 1855 г. диакон Павел Грозов стал выполнять при владыке те обязанности, которые потребовали ведения таких записей.

Вопрос о связи записок о.Вениамина и о.Павла мог бы быть решен однозначно, если бы существовали основания считать инициатором таких записей самого святителя Филарета11. Но в этом случае записки обоих священнослужителей скорее всего в том или ином виде были бы продублированы для мит-

10 Записки П.С. Грозова, бывшего диакона при Филарете, митрополите Московском, о служениях последнего в Москве и Московской епархии. М., 1904.

11 Такое предположение было высказано публикатором записок Гро-зова (Там же. С. 4)

рополита и сохранились бы в его бумагах. Пока, однако, сведений о наличии в архивных собраниях владыки таких документов не имеется.

В любом случае оба источника имеют весьма важное значение для изучения литургической деятельности владыки. Можно сказать, что в распоряжении исследователя находится своеобразный богослужебный журнал святителя Филарета за почти двадцатилетний период, с 1847 по 1865 гг. Систематизация и анализ информации, содержащейся в этих материалах, вне всякого сомнения, помогут раскрыть богослужебную сторону жизни владыки, выявить особенности его литургической практики и соотнести ее с теми замечаниями и высказываниями, относящимися к богослужебным вопросам, которые представлены в других источниках.

Уже сам обзор имеющихся источников о богослужебной деятельности митрополита Филарета, самое беглое ознакомление с некоторыми из них, позволяет наметить целый ряд интересных и важных сюжетов, относящихся к теме литургического наследия святителя.

Прежде всего, это собственно богослужебное творчество владыки: составленные им молитвословия и чинопоследова-ния - пожалуй, самый известный аспект его литургической де-ятельности12. Часть таких произведений подготовлены применительно к конкретным случаям и представляют интерес с точки зрения истории России XIX столетия. Таковы, например, вошедшие в официальные богослужебные сборники «Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними дванадесять язык»13 или «Чин благодарственного молебна в память избавления отечества от крамолы»14, составленный после восстания декабристов. Некоторые литургические сочинения святителя актуальны и сегодня - ярким примером тому является т.н. «Ежедневная молитва митрополи-

12 Достаточно обширный список см.: Библиографический указатель.... С. 45- 47.

13 См., напр.: Последование молебных пений. М., 1905. Л.134об. 135об. (ц-слав.)

14 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1885. Т. 2. С. 145-146.

та Московского Филарета», часто публикуемая в современных изданиях молитвословов. В богослужебной практике сегодняшнего дня могут быть востребованы еще несколько произведений владыки. Тщательная текстологическая подготовка, например, молитвы на освящение Плащаницы15 или прошений на ектени-ях и молитвы о «в море плавающих»16 позволила бы включить их с благословения священноначалия в какое-либо из изданий Требника.

Предметом специального литургического анализа могут стать замечания, мнения и комментарии святителя Филарета, относящиеся к богослужебному Уставу Православной Церкви. Некоторые из таких соображений владыки хорошо известны и вовлечены в литургическую разработку. Почти каноническим стало замечание святителя о Евангельском зачале Рождественской вечерни - в соответствии с рассуждениями владыки, изложенными в частном письме к А.Н.Муравьеву17, предписание Типикона о чтении на вечерни праздника Рождества Христова, совершаемой отдельно от Литургии сочельника, 53 зачала Евангелия от Матфея признается ошибочным, в современных официальных богослужебных изданиях чтения для такой вечерни указываются согласно мнению митрополита Филарета18.

Весьма интересны замечания святителя об особенностях богослужения Греческой Церкви, литургическая практика которой в настоящее время привлекает внимание отечественных монастырских и приходских общин. Так, владыка Филарет достаточно скептически относился к порядку соединения греками утрени и литургии, при котором опускались часы, а проскомидия совершалась во время утрени19.

Святителю Филарету как священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры приходилось неоднократно давать указания лаврскому духовенству по поводу особенностей богослужения,

15 См.: Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. С. 91.

16 См.: Душеполезное чтение. 1880. Ч.1. № 4. С. 489- 490.

17 Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М[уравьеву]. 1832- 1867. Киев, 1869. С. 648- 649.

18 См., напр.: Православный церковный календарь. 2006 г. М., 2005.

С. 81.

19 Собрание мнений и отзывов. СПб., 1886. Т. 4. С. 421.

совершаемого приезжавшими в Лавру архиереями20. Эти литургические тонкости, несмотря на их специфический характер, весьма важны для уяснения богослужебного выражения канонических взаимоотношений православных епископов.

Митрополит Филарет проявил себя и как изъяснитель православного богослужения. Известный церковный писатель А.Н.Муравьев, знаток и ценитель православного богослужения, отмечал, что в его популярных и неоднократно переиздававшихся «Письмах о богослужении Православной Церкви» объяснение архиерейского богослужения частично принадлежит перу владыки21. Есть сведения о том, что святитель публиковал в духовных журналах статьи о некоторых церковных службах22 -такие публикации могут быть выявлены и привлечены к исследованиям.

Литургические заметки святителя не представляют единого комплекса в наследии митрополита Филарета, подобные материалы можно систематизировать и анализировать только после фронтального просмотра всех групп источников. Очевидно, что после выявления максимально возможного количества информации и ее обработки появится возможность составить достаточно четкое представление о литургических воззрениях владыки, о его принципиальных теоретико-методологических подходах к богослужению. Издание же сборника богослужебных указаний и мнений святителя Филарета могло бы предоставить в распоряжение литургистов, знатоков и любителей Устава, да и всех священно-церковнослужителей ценный материал и авторитетное пособие для богослужебной практики сегодняшнего дня.

Значительное количество резолюций митрополита Филарета посвящены разбору разного рода случаев в храмах Москвы и епархии, при которых происходили порча или поругание священных предметов. За многолетнее управление епархией владыка сталкивался с огромным количеством таких происшествий: в каком-то храме огонь от упавшей свечи повредит облачение,

20 См., напр.: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (18311867). М., 1877. Ч.1. С. 338, 349.

21 Письма митрополита Московского Филарета к А.Н.М. С.28.

22 См.: Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию (1843- 1847). М., 1883. С.117.

где-то вор, пробираясь в церковь, сдвинет Престол; разобьется пузырек со святым миром, произойдет тот или иной непредусмотренный случай со Святыми Дарами23. Каждый случай сопровождался подробными распоряжениями святителя, каким образом устранить то или иное повреждение, как поступить с подвергшейся недолжному обращению святыней. В таких резолюциях, как правило, назначалось молитвенное правило или епитимия для духовенства того или иного прихода, а иногда определялись меры административного воздействия.

Предписания владыки по таким вопросам, как практические, так и дисциплинарные, могли бы стать авторитетным руководством для действий и приходского духовенства, и священноначалия в наше время - указания «Известия учительного» в нынешних изданиях Служебника и информация той или иной редакции «Настольной книги священнослужителя», конечно, не охватывают и малой доли того многообразия случаев подобного рода, которые происходят в реальной церковной жизни.

Целый ряд указаний и чинопоследований святителя Филарета посвящен особенностям богослужения в т.н «табельные» дни или богослужения в присутствии монарха и членов императорской фамилии. В 1857 г. владыка выступил в роли инициатора сокращения числа лиц императорской фамилии, поминаемых при богослужении24. По его предложению в 1861 г. церковное празднование дней рождений и именин членов царствующего дома, за исключением праздников императора и наследника, было решено переносить на ближайшее воскресенье25. В то же время в 1845 г. для празднования крещения вел. кн. Александра Александровича владыка назначил служение литургии свт. Иоанна Златоуста в четверг пятой седмицы Великого поста, не сочтя возможным отложить торжество до субботы или воскресенья26.

В 1856 г. митрополит Московский Филарет должен был возглавить чин коронации императора Александра II. Владыка

23 См., напр.: Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. М., 1903-1916. Т. 2. Вып. 3. С. 35- 36, 207; Т.3. С. 164- 165, 230; Т. 5. Вып.1. С. 45, 61 и др.

24 Собрание мнений и отзывов... Т. Дополнительный. СПб., 1887. С. 444- 450.

25 Там же. Т. 5. Ч.1. С. 163-164.

26 Там же. Ч.2. С. 156-157.

стал одним из редакторов-составителей как самого чинопосле-дования, так и входящих в него молитвенных текстов, определил порядок причащения императора Святых Таин сходно с чином причащения диаконов27. Анализ всех подготовленных святителем указаний о богослужениях, связанных с царской фамилией, позволит лучше выявить и четче представить литургическое оформление положения царя в Церкви, существовавшее в XIX столетии.

В некоторых замечаниях и соображениях владыки можно проследить зарождение отдельных литургических тенденций, приведших в итоге к формированию современных богослужебных форм. Примером может стать данное им разрешение совершать в Коломенской крепостной церкви всенощные бдения с вечера28 - ныне это стало нормой или запрет на пение пасхальных песнопений после вечерни в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье29) - этот обычай тоже достаточно прочно вошел в практику.

Литургическое наследие святителя Филарета включает в себя еще целый ряд указаний, замечаний и соображений о соблюдении благочиния при богослужении, о состоянии и содержании храмов и их святынь, о порядке использования богослужебных принадлежностей. Все эти сюжеты, как и вообще тема богослужебной деятельности владыки, могут и должны быть предметом специальных исторических и литургических разработок, результаты которых, несомненно, будут востребованы в современной церковной жизни. Реконструкция и анализ литургических воззрений и практики владыки помогут раскрыть эту составляющую жития святителя Филарета, будут способствовать изучению православного богослужения в России XIX столетия и, соответственно, прояснят трансформацию его в современный литургический уклад.

27 Собрание мнений и отзывов...СПб., 1886. Т.4. С. 103-123.

28 Полное собрание резолюций... Т. 5. Вып 1. С. 60.

29 Там же. Вып. 2. С. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.