Научная статья на тему 'СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ИЕРУСАЛИМ КАК ПЕРЕКРЁСТОК ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ИЕРУСАЛИМ КАК ПЕРЕКРЁСТОК ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРУСАЛИМ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РПЦ) / ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПАТРИАРХАТ / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (РКЦ) / КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / ФАНАР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шебалина Екатерина Олеговна

В данной статье автор ставит задачу проанализировать некоторые аспекты взаимодействия христианских конфессий в привязке к их активности на территории, исторически представляющей для них одну из главных святынь. Древний город Иерусалим, являвшийся на протяжении веков «камнем» преткновения в отношениях христианских конфессий, в настоящее время превратился в пространство для сотрудничества. Автор рассматривает роль Иерусалимского патриархата в урегулировании противоречий в мировом православии, изучает российско-ватиканский диалог применительно к защите христианского населения, а также акцентирует внимание на межправославных проблемах, сохраняющихся в регионе, выявляя таким образом важность «иерусалимского» фактора в современной церковной дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шебалина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOLY LAND AND JERUSALEM AS THE CROSSROADS OF CHRISTIAN CONFESSIONS: THE DIPLOMATIC ASPECT

This article seeks to analyze some aspects of the interaction of Christian denominations in relation to their activity in the territory which for them has historically represented one of the main holy sites. The ancient city of Jerusalem, which for centuries has been a stumbling block in relations between Christian denominations, has now turned into a space for cooperation. The article examines the role of the Jerusalem Patriarchate in resolving contradictions in global Orthodoxy, studies the Russian-Vatican dialogue in regards to the protection of the Christian population, and also focuses on inter-Orthodox problems that persist in the region, thus revealing the importance of the «Jerusalem» factor in modern church diplomacy.

Текст научной работы на тему «СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ИЕРУСАЛИМ КАК ПЕРЕКРЁСТОК ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

DOI: 10.31249/rsm/2022.04.11

Е. О. Шебалина

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ И ИЕРУСАЛИМ КАК ПЕРЕКРЁСТОК ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье автор ставит задачу проанализировать некоторые аспекты взаимодействия христианских конфессий в привязке к их активности на территории, исторически представляющей для них одну из главных святынь. Древний город Иерусалим, являвшийся на протяжении веков «камнем» преткновения в отношениях христианских конфессий, в настоящее время превратился в пространство для сотрудничества. Автор рассматривает роль Иерусалимского патриархата в урегулировании противоречий в мировом православии, изучает российско-ватиканский диалог применительно к защите христианского населения, а также акцентирует внимание на межправославных проблемах, сохраняющихся в регионе, выявляя таким образом важность «иерусалимского» фактора в современной церковной дипломатии.

Ключевые слова: Иерусалим; Русская православная церковь (РПЦ); Иерусалимский патриархат; Святой Престол; Римско-католическая церковь (РКЦ); Константинопольский патриархат; Фанар.

Шебалина Екатерина Олеговна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России,

старший преподаватель Кафедры романских языков МГИМО МИД России, младший научный сотрудник Центра по изучению истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН. Россия, Москва. E-mail: [email protected]

Shebalina E.O. The Holy Land and Jerusalem as the crossroads of Christian confessions: the diplomatic aspect

Abstract. This article seeks to analyze some aspects of the interaction of Christian denominations in relation to their activity in the territory which for them has historically represented one of the main holy sites. The ancient city of Jerusalem, which for centuries has been a stumbling block in relations between Christian denominations, has now turned into a space for cooperation. The article examines the role of the Jerusalem Patriarchate in 206

resolving contradictions in global Orthodoxy, studies the Russian-Vatican dialogue in regards to the protection of the Christian population, and also focuses on inter-Orthodox problems that persist in the region, thus revealing the importance of the «Jerusalem» factor in modern church diplomacy.

Keywords: Jerusalem; Russian Orthodox Church (ROC); Jerusalem Patriarchate; Holy See; Roman Catholic Church (RCC); Patriarchate of Constantinople; Fener.

Shebalina Ekaterina Olegovna - Ph.D. in History, Researcher at the Center for European Studies of the Institute for International Studies of the MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Senior Lecturer at the Department of Romance Languages of the MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Junior Researcher at the Center for the Study of the History of Religion and the Church of the Institute of World History of the Russian Academy of Sciences. Russia Moscow. E-mail: [email protected]

Введение

В данной статье автор ставит цель проанализировать геополитическое значение Святой Земли и, в частности, города Иерусалима в качестве «точки соприкосновения» интересов ведущих христианских церквей. Для получения соответствующего комплексного результата, охватывающего различные аспекты заявленной проблемы, автор полагает целесообразным решить следующие задачи:

1) определить роль Иерусалимского патриархата в межправославных отношениях в контексте противостояния двух наиболее влиятельных патриар-хатов - Московского и Константинопольского;

2) изучить текущие взаимоотношения Русской православной и Римско-католической церквей на территории Святой Земли;

3) рассмотреть отношения Ватикана с государством Палестина, выявить, насколько они отвечают интересам российской внешней политики;

4) провести анализ внутрицерковных противоречий в РПЦ на территории Святой Земли.

Ввиду актуальности тематики статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и ИППО и представляет практический интерес как для научной сферы, так и для ведомств, занимающихся внешней политикой.

Хронологические рамки исследования охватывают новейший период современных международных отношений с акцентом на последнее десятилетие (2012-2022). Ввиду стремительного развития современной международной ситуации, описанная в статье картина фиксирует положение дел на начало 2022 г.

Указанная проблема нашла свое отражение в ряде трудов российских и зарубежных исследователей. При этом анализ современной внешнецерковной деятельности Иерусалимского патриархата слабо представлен в отечественной историографии. Из имеющихся источников стоит отметить работы К.В. Бирюковой («Российская духовная миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество» [Бирюкова 2017], Н.Н. Лисового («Императорское Православное Палестинское Общество: XIX-XX-XXI века») [Лисовой 2007], А.В. Крылова и Н.В. Сорокиной («Палестина. К 125-летию Императорского Православного Палестинского Общества и 160-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме») [Крылов 2015], в которых скорее рассматривается деятельность ИППО, нежели непосредственно политика Иерусалимского патриархата. Российско-ватиканский диалог на территории Святой Земли и ватикано-палестинские отношения вскользь освещались Т.В. Зоновой («Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы») [Зонова 2000], А.В. Крыловым («Во имя мира - Ватикан и Палестина») [Крылов 2015], и более подробно - иностранными авторами А. Борромео («Le rétablissement du Patriarcat latin de Jérusalem et le réforme de l'Ordreéquestre du Saint-Sépulcre»), М. Кальво («The Holy See and Israel») и Р. Паломино («L'Accordo sulla personalità giuridica tra Israele e la Santa Sede»). Практически неисследованной остаются взаимоотношения РПЦ с РПЦЗ на территории Святой Земли, отдельные моменты, а также вопросы историографии вопроса изложены в статье М.В. Шкаровского («Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в ХХ веке: историографические и источниковедческие аспекты») [Шкаровский 2012].

Вместе с тем все указанные источники не формируют полноценной картины Святой Земли как перекрестка интересов христианских конфессий на современном этапе международных отношений. Именно попыткой устранить данную научную лакуну обусловливается актуальность данного исследования, в котором автор делает попытку изучить отдельные аспекты межхристианского взаимодействия на Святой Земле для формирования комплексного понимания ситуации. Кроме того, исследование приобретает особую значимость в контексте усиления противоречий между основными православными церквями, обострившегося с началом Специальной военной операции РФ на Украине.

1. Иерусалим как инициатор «Амманского формата»,

его влияние на расклад сил в мировом православии

26 февраля 2020 г. в Аммане состоялось совещание предстоятелей и делегаций шести поместных православных церквей, на котором обсуждались вопросы единства мирового православия [Святейший Патриарх 2020]. В нем приняли участие главы четырех поместных православных церквей: Патриарх

Московский и всея Руси Кирилл, патриарх Иерусалимский Феофил III, патриарх Сербский Ириней и митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав (Гонт), а также предстоятель Украинской православной церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский). Две православных церкви -Румынская и Польская - направили на встречу свои делегации [Патриарх Иерусалимский 2022].

Одной из центральных тем стало обсуждение ситуации вокруг созданной в 2018 г. Православной церкви Украины (ПЦУ). Московский патриархат, равно как и ряд других православных церквей, не признает ее автокефалию и канонический статус, подтвержденные константинопольским патриархом Варфоломеем [Священный Синод 2018]. Со времени создания ПЦУ формально ее признали близкие Фанару церкви - Элладская, Александрийская и затем Кипрская. При этом участники совещания в Аммане подчеркнули, что вопросы автокефалии должны решаться «при общеправославном согласии» [Святейший Патриарх 2020].

Организатором «Амманской встречи» выступил именно патриарх Иерусалимский Феофил. В Иерусалимском патриархате разделяют позицию Москвы в отношении ПЦУ и не поддаются давлению Константинопольского патриархата в рамках легитимизации автокефалии украинской церкви. Таким образом, можно сделать вывод о разделении мирового православия на два противоборствующих лагеря - «греческого» и «славянского» - сторонников Константинополя и, соответственно, Москвы. РПЦ, будучи первой по численности верующих среди православных церквей (160 млн человек) [История религий 2016], но не обладая каноническими правами на первенство, по факту поставила во главе блока своих «доверенных церквей» Иерусалимский патриархат (ИП). Исторически первое место в диптихе занимал Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх (поминовение патриарха Константинопольского Русской православной церковью приостановлено 14 сентября 2018 г. решением Священного синода Русской православной церкви). Однако в древнем христианстве наибольшим авторитетом пользовались патриаршая кафедра Иерусалимская как место земной жизни Иисуса Христа. Кроме того, близость Иерусалима к РПЦ обусловливается отчасти значительным вкладом Московского патриархата в приток паломников на Святую Землю, во многом обеспечивающих пополнение казны ИП, а также крупными пожертвованиями Москвы на реставрацию Кувуклии Храма Гроба Господня в Иерусалиме [Borromeo 2012].

Следует также отметить духовную и политическую близость Иерусалимского патриархата внешнеполитическому курсу Москвы. Регулярно поддерживаются контакты между посольством России в Израиле и офисом Феофила [Состоялась встреча 2021]. В 2021 г. одним из почетных гостей на приеме в российской дипмиссии в Израиле по случаю Дня России стал именно Иеруса-

лимский патриарх, что позволяет констатировать высокий уровень взаимодействия России с указанным религиозным институтом [О встрече 2021].

Иерусалимский патриархат высоко ценит усилия российской дипломатии на Ближнем Востоке. В частности, в интервью российской газете «Известия» патриарх Феофил отметил: «Президенту Путину следует отдать должное за его усилия по поддержке христианского сообщества по всему миру. Мы глубоко воодушевлены и благодарны за его поддержку...».

Таким образом, Иерусалим - как «штаб-квартира» Феофила - является стратегически важной для России точкой для укрепления влияния РПЦ в межправославном расколе, который в настоящее время набирает обороты. В ответ на недружественные действия со стороны Александрийского патриархата (признание самопровозглашенной ПЦУ), «Священный синод Русской православной церкви 26 декабря 2019 года постановил, среди прочего, вывести "приходы Русской православной церкви, находящиеся на Африканском континенте" из юрисдикции Александрийского патриархата и наделить их ставропигиальным статусом, представительство Патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском преобразовать в приход Русской православной церкви в Каире» [Об участии 2019].

Данное решение стало серьезным ударом по «греческому» блоку церквей, вызывая в том числе опасения Константинопольского патриархата о возможном создании по африканскому сценарию экзархата РПЦ в Турции при поддержке официальной Анкары. В связи с этим, понимая «накал страстей» в православном мире, лидеры относительно нейтральных поместных церквей выступили с рядом заявлений о необходимости интенсификации диалога для ослабления напряженности в межправославных отношениях. И здесь опять лидирующую роль сыграл Патриарх Иерусалима Феофил, выразив надежду на проведение новой встречи глав православных церквей в «Амманском формате».

С учетом вышеизложенного Иерусалимский патриархат является важнейшим игроком мирового православия и одним из наиболее значимых союзников РПЦ, который может сыграть существенную роль в деэскалации конфликта между Москвой и Константинополем.

2. Россия и Святой Престол: тактические союзники в деле защиты христиан на Святой Земле, однако потенциальные соперники в реализации геополитических амбиций в регионе

Святая земля является не только центром Иерусалимского патриархата, играющего, как мы рассмотрели ранее, значимую роль в межцерковном диалоге, но и местом пересечения религиозных дипломатий, в том числе в рамках российско-ватиканского диалога [Маслова 2017].

Как на уровне межгосударственного, так и межцерковного взаимодействия Россия и Святой Престол на протяжении последних лет были «активистами» в деле защиты христиан на Ближнем Востоке. В частности, основным мотивом декларации, подписанной по итогам встречи Патриарха Московского Кирилла и Папы Римского Франциска 12 февраля 2016 г. в аэропорту г. Гавана (Куба), стало указание на проблему усилившихся гонений на христиан в мире.

«Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми городами... Мы с большой болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры», - говорится в тексте документа.

Как отмечается в декларации, террористическое насилие в Сирии и Ираке «унесло тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей». Патриарх и Папа Римский призвали международное сообщество «к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока», а также к сплоченности, «чтобы покончить с насилием и с терроризмом» [Совместное заявление 2016].

Необходимо отметить, что совместная декларация нашла поддержку и в российском внешнеполитическом ведомстве. В марте 2016 г. Министр иностранных дел России С.В. Лавров подчеркнул значимость заявления двух религиозных лидеров: «Рассчитываем, что этот призыв получит практический отклик, в том числе, и в деятельности СПЧ. Мы будем этому способствовать» [Лавров 2016].

Плодотворное и взаимовыгодное российско-ватиканское сотрудничество в решении ближневосточных проблем подтверждается постоянными межгосударственными контактами на высоком уровне. Из последних стоит отметить визит в Москву председателя Папского совета по межрелигиозному диалогу М. Аюсо Гиксота, которые провел встречи с спецпредставителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем министра иностранных дел России М. Богдановым и послом К. Шуваловым, специальным представителем МИД России по взаимодействию с организациями мусульманских государств: стороны обсудили защиту христиан в регионе ДБВСА [Аушо Ошхо1 2021].

Подобные совместные инициативы России и Святого Престола свидетельствуют об обоюдном настрое двух государств, а также религиозных институтов сотрудничать на данном направлении. Вместе с тем весьма интересным представляется вопрос влияния на территориях, освобожденных от антихристианского доминирования, так называемой «выжженной земли». Здесь у каждой стороны имеются свои собственные интересы, которые в данном случае могут не во всех случаях совпадать с точкой зрения партнера.

Для России Святая Земля исторически являлась важнейшим геополитическим и стратегическим пунктом. Неслучайно именно из-за ключей от церкви Рождества Христова в Вифлееме формально началась Крымская война. И сейчас как РПЦ, так и Ватикан проводят политику по укреплению своих позиций в этом регионе.

Первой и главной задачей ближневосточной политики Святого Престола является поддержка и укрепление позиций христианских общин (в особенности, католических) на земле, где зародилась христианская вера. Памятные места, связанные с жизненным путем Иисуса Христа, а также древнейшие христианские церкви и святыни располагаются по всему региону и концентрируют вокруг себя незначительное число католиков (латинского и восточного обряда), проживающих на Ближнем Востоке [Крылов 2017].

В частности, Святой Престол осуществляет свою деятельность на Ближнем Востоке посредством Кустодии Святой Земли - самостоятельный административный округ ордена францисканцев, который включает в себя территории Израиля, Палестинской автономии, Иордании, Сирии, Ливана и Кипра. При этом центр Кустодии располагается именно в Иерусалиме и находится под контролем Латинского патриарха Иерусалима П. Пиццабалла. В структуру Кустодии входят 55 храмов, 25 приходов и 15 школ [Calvo 2021]. Кроме того, РКЦ развивает проекты по развертыванию центров приема граждан, пострадавших от религиозных конфликтов. Успешно функционируют католические учебные заведения - обладая развитой научной и профессорско-преподавательской базой из числа католического клира - данные центры становятся популярными не только среди христиан, но и у мусульманского населения. Необходимо также отметить, что средства на реализацию данных инициатив собираются Ватиканом в Европе, и за 2020 г. было привлечено более 20 млн евро.

Отдельно стоит отметить усилия Святого Престола по укреплению своих позиций непосредственно в Иерусалиме. В частности, в собственности РКЦ находятся 600 квартир, которые сдаются за символическую плату христианам, пострадавшим от вооруженных конфликтов. В ближайших планах Кус-тодии - постройка отдельного квартала в городе для расселения новобрачных граждан (вне зависимости от их вероисповедания). Подобные гуманитарные инициативы Святого Престола поднимают популярность РКЦ на Святой Земле и способствуют к переходу в католицизм представителей других конфессий, что, безусловно, представляет определенную угрозу для интересов РПЦ.

Таким образом, именно Святая Земля является важнейшей областью для взаимодействия между РПЦ и РКЦ: той самой площадкой, где оба религиозных института наиболее тесно сотрудничают, каждый реализуя при этом собственные интересы. 212

3. Святой Престол - Палестина: союзнические отношения,

выгодные российской внешней политике

Как отмечает А.В. Крылов, «Ватикан всегда последовательно поддерживал право палестинского народа на создание собственного государства». Именно поэтому Святой Престол присоединился к 135 государствам, которые признали законное право на существование палестинского государства.

Кроме того, в израильско-палестинском конфликте, демонстрируя желание выполнять роль нейтрального медиатора, Ватикан фактически отдает преференцию Палестине [Di Ramzy 2022].

На территориях Западного берега и сектора Газа проживают около 47 000 палестинцев-христиан. На момент создания Государства Израиль в 1948 г. христиан в Палестине насчитывалось около 145 000 человек, что составляло 7,6% населения [Mouzahem 2015]. В 2012 г. Святой Престол сделал официальное заявление относительно статуса Палестины при ООН, поощряя статус государства в качестве международного наблюдателя: «Пусть будет общепризнано, что Государство Израиль имеет право на существование и на мир и безопасность в пределах границ, признанных международным сообществом. Пусть в равной степени будет признано, что палестинский народ имеет право на независимую суверенную родину, на достойную жизнь и на свободное передвижение. Необходимо, чтобы "two-state solution" превратилось из мечты в реальность» [Nota della Santa 2012].

26 мая 2015 г. было подписано Глобальное соглашение между Палестиной и Святым Престолом [Scaramuzzi 2015]. Положения данного документа касаются различных аспектов жизни и деятельности Римско-католической церкви в Государстве Палестина, а главной задачей палестино-ватиканского взаимодействия называется содействие установлению мира в регионе. Однако Израиль довольно резко отреагировал на данное соглашение, заявив официальный протест, опубликованный посольством Израиля при Святом Престоле, и оставил за собой право подробно изучить текст документа, угрожая последствиями для конструктивного взаимодействия между Израилем и Ватиканом [Mancini 2015].

В соглашении зафиксированы многие положения в интересах Ватикана. Во-первых, юридическое признание за Церковью предоставления верующим права на отказ от военной службы по религиозным соображениям (никогда не фигурировало настолько однозначно в международных договорах Святого Престола) [Palomino 1998]. При этом соглашение определяет свободу Церкви не только в местах отправления культа, но и в благотворительной и общественной деятельности, в обучении, в средствах массовой информации, в общественной жизни, и это впервые зафиксировано в документе, касающемся государства с исламским большинством. Кроме того, соглашение рассматри-

валось Ватиканом в качестве основы для мирного решения израильско-палестинского конфликта. Архиепископ Пол Ричард Галлахер, «министр иностранных дел Ватикана» выразил надежду на то, что «это соглашение может каким-то образом послужить стимулом для окончательного прекращения давнего израильско-палестинского конфликта».

Для палестинцев подписание соглашения также стало важной вехой на пути международного признания государства. «Впервые, - подчеркивает министр иностранных дел Палестины Риад аль Малики, - Соглашение включает официальное признание Палестины в качестве государства Святым Престолом в знак признания права палестинского народа на самоопределение, свободу и достоинства в своем собственном независимом государстве, свободном от цепей оккупации».

Глобальное соглашение с Палестиной представляет собой - в намерениях Святого Престола - именно один из шагов по защите христиан региона. Соглашение состоит из преамбулы и 32 статей, распределенных по восьми главам. По словам профессора В. Буономо, советника города-государства Ватикан, «соглашение имеет свой особый характер, состоящий из обновленной преемственности и необходимой актуальности». И новшеством является, прежде всего свобода, «признанная за католической церковью, каноническими юридическими лицами и каждым католиком (статья 2, пар. 3), закон совести, веры и религии».

В документе подтверждается право палестинского народа на самоопределение, подчеркивается символическое значение Иерусалима, его священный характер для евреев, христиан и мусульман, а также его универсальная религиозная и культурная ценности как сокровища человечества.

В 2017 г. по инициативе Ватикана представители 13 христианских церквей, представленных в Иерусалиме подписали документ, в котором были выражены опасения «в связи с любым изменением статуса-кво» нейтрального города а также подтвердили необходимость соблюдения правил, регламентирующих управление Святыми местами в этом районе и во всем Старом городе Иерусалима, и гарантирующими свободу доступа и богослужения верующих различных религиозных общин [Minister al Maliki 2021].

Израильские власти и посольство обвинили текст соглашения в «односторонности», указывая, что он «игнорирует исторические права еврейского народа на землю Израиля и еврейские святыни в Иерусалиме», и подчеркнули, что Государство Израиль «не может принять односторонние определения в соглашении, которые не учитывают существенные интересы Израиля» [Христианская община 2017].

В мае 2021 г. Госсектретариат Святого Престола посетил с визитом министр иностранных дел Палестины Аль Малики, затем Папа Римский провел консультации с палестинским послом. Вместе с тем со стороны ватиканцев 214

не было отмечено попыток обсудить положение дел с властями Израиля. Таким образом, негласная нацеленность Святого Престола на поддержку Палестины является одним из важных объединяющих факторов внешней политики России и Ватикана.

4. Святая Земля и Иерусалим как источник

территориальных противоречий в самой РПЦ

(линия РПЦ - РПЦЗ)

Иерусалим в качестве точки пересечения интересов различных христианских конфессий в последние годы стал «камнем преткновения» и в отношениях РПЦ и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Некоторые клирики РПЦЗ не только стремятся оказать давление на израильские судебные органы (на данный момент областной суд Иерусалима отклонил апелляцию РПЦЗ на решение о передаче Александровского подворья в ведение Российской Федерации), но и «разжигают» общественный резонанс вокруг данного подворья, на которое исторически претендуют обе православные церкви.

Присоединение РПЦЗ (с сохранением автономного статуса) к РПЦ в 2007 г. стало важной вехой в преодолении межправославных разногласий, вместе с тем не решило все существовавшие (в большей степени бюрократические) проблемы, которые остались во взаимоотношениях между двумя церковными институтами. Центром для развития подобного сюжета стал именно Иерусалим, выступая в очередной раз в качестве точки пересечения различных религиозных структур. В январе 2021 г. председатель Императорского православного палестинского общества (ИППО) С. Степашин обратился к израильским властям с просьбой о предоставлении охраны Александровского подворья после того, как один из клириков РПЦЗ попытался осуществить попытку захвата здания [Литвинова 2020]. Это произошло в результате того, что областной суд Иерусалима отказал Духовной миссии РПЦЗ в удовлетворении апелляции на решение суда о регистрации данного религиозного комплекса за Россией. В конечном счете конфликт был урегулирован, представители РПЦЗ объяснили инцидент провокацией «группы лиц, находящихся в подчинении у гражданина Германии Николая Воронцова-Гофмана» [Лисовой 2007]. Кроме того, в заявлении канцелярии Священного Синода РПЦЗ было отмечено: «вызывает тревогу и то, что некоторые общественные деятели стремятся отделить Русскую Зарубежную Церковь от Русской Православной Церкви, канонической частью которой она является, и отделить русских людей, живущих в России, от тех, кто живет за границей, которые были объединены усилиями Президента России Владимира Путина, светлой памяти покойных Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра».

Ситуация была урегулирована. Но данный эпизод современных межправославных отношений свидетельствует о том, что именно Иерусалим является «пороховой бочкой» даже в отношениях РПЦ с ее автономным структурным подразделением.

Выводы

Значение Иерусалима как духовного центра для многих православных церквей значительно возрастает с эскалацией напряженности в мировом православии, вызванной предоставлением Константинопольским патриархатом автокефалии самопровозглашенной религиозной структуре «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Роль главы Иерусалимского патриарха Феофила III чрезвычайно важна для Москвы в качестве авторитетного союзника, который продолжает, несмотря на непризнание ПЦУ, поддерживать нейтральные отношения с Константинополем. Последние действия иерусалимских иерархов на международной арене подтверждают серьезные и прочные связи данной церковной структуры с Русской православной церковью.

С учетом того, что Иерусалим является духовным и геополитическим центром Ближнего Востока для многих христианских конфессий, все они заинтересованы в увеличении количества и защите христианского населения, однако при этом желают укрепить свои собственные позиции иногда в ущерб партнерам. Именно в данном контексте международное признание получила активность Москвы и Ватикана, направленная на защиту преследуемых в регионе БВСА христиан. Если ранее Иерусалим являлся «камнем преткновения» в отношениях православных и католиков, то сейчас он скорее стал «точкой соприкосновения», составляющей важный аспект межрелигиозного диалога несмотря на то, что каждая конфессия преследует свои прагматические интересы в регионе.

Немаловажным фактором, способствующим развитию российско-ватиканского диалога на территории Святой Земли, является отвечающая внешнеполитическим интересам Москвы позиция Ватикана в отношении государства Палестины. Фактическая поддержка Святым Престолом Рамаллы, в некоторых упомянутых в статье ситуациях в ущерб отношениям с Тель-Авивом, действует «на руку» российской дипломатии.

При всех дипломатических «плюсах» Иерусалима и Святой Земли, являющейся связующим звеном для вышеупомянутых межправославных связей, существует и негативный аспект - территориальные притязания всех религиозных акторов, ведущих свою деятельность в регионе, приводит к возникновению противоречий даже внутри самих религиозных институтов. Так, неурегулированными остаются споры внутри самой РПЦ (Московский патриархат - РПЦЗ) относительно принадлежности ряда объектов паломни-

чества, включая Александрийское подворье. Именно поэтому указанный регион имеет серьезное геополитическое значение для Москвы и требует пристального изучения как со стороны научного сообщества, так и политико-формирующих кругов страны.

Библиография

Бирюкова К.В. Российская духовная миссия в Иерусалиме и Императорское православное Палестинское общество // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2(75). С. 11-17.

Завершена первая за 200 лет реставрация Гроба Господня // Информационное агентство «Интерфакс». 21.03.2017. URL: https://www.interfax.ru/culture/554565 (дата обращения: 17.02.2022).

Заявление из канцелярии Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви в связи с недавними событиями на Александровском подворье в Иерусалиме // Официальная страница Архиерейского Синода Русской православной церкви за границей. 23.01.2021. URL: https://www.synod.com/synod/2021/20210123_rem.html (дата обращения: 15.02.2022).

Зонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М.: РОССПЭН, 2000. 200 с.

Иерусалимский патриарх ожидает новой встречи в «амманском формате» в ближайшие месяцы // Официальный сайт ТАСС. 29.01.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/13563429 (дата обращения: 15.02.2022).

История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. 776 с.

Крылов А.В. Во имя мира - Ватикан и Палестина. «Говорят эксперты МГИМО» // Официальный сайт МГИМО-Университета. 18.05.2015. URL: https://mgimo.ru/about/news/ experts/271576/ (дата обращения: 15.02.2022).

Крылов А.В., Морозов В.М., Федорченко А.В. Государство Палестина: право на будущее. М.: МГИМО-Университет, 2018. 418 с.

Крылов А.В., Морозов В. М. Палестино-израильский трек: провал ближневосточной политики администрации Б. Обамы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 4. С. 99-112.

Крылов А.В., Сорокина Н.М. Русская Палестина. К 125-летию Императорского Православного Палестинского Общества и 160-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // Аналитические записки. 2007. Март. С. 141-164.

Лавров: РФ ждет ответа на призыв остановить исход христиан с Ближнего Востока // Официальный сайт ТАСС. 2016.01.03. https://tass.ru/politika/2708271 (дата обращения: 15.02.2022).

Лисовой Н.Н. Императорское Православное Палестинское Общество: XIX-XX-XXI века // Отечественная история. 2007. № 1. С. 3-22.

Маслова Е.А., Шебалин Д.Д., Шебалина Е.О. Российско-ватиканский диалог на современном этапе: основные тенденции и динамика // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 3. С. 70-75.

О встрече Посла России в Израиле с Патриархом Иерусалима // Официальный сайт Посольства РФ в Израиле. 2021.16.06. URL: https://israel.mid.ru/ru/press-centre/news/o_vstreche_ posla_rossii_v_izraile_s_patriarkhom_ierusalima/ (дата обращения: 15.02.2022).

Об участии Посла России в Израиле А. Д. Викторова в торжественном приеме от имени Патриарха Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофила III // Официальный сайт Посольства РФ в Израиле. 2019.16.11. URL: https://israel.mid.ru/ru/press-centre/news/ob_uchastii_ posla_rossii_v_izraile_a_d_viktorova_v_torzhestvennom_prieme_ot_imeni_patriarkha_svyatog/ (дата обращения: 15.02.2022).

Патриарх Иерусалимский Феофил: с каждым годом увеличивается число людей, которые страдают из-за своих религиозных убеждений // Официальный сайт Московского патриархата.

2022.29.01. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5891835.html (дата обращения: 15.02.2022).

Литвинова Е.В., Морозов В.М. Поселенческая политика Израиля на современном этапе в

контексте ближневосточного урегулирования. М.: МГИМО-Университет, 2020. 418 с.

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных православных церквей в Аммане // Официальный сайт Московского патриархата.

2020.26.02. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5597933.html (дата обращения: 15.02.2022).

Священный Синод постановил приостановить молитвенное поминовение за богослужением Патриарха Константинопольского Варфоломея и сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата // Официальный сайт Московского патриархата. 2018.14.09. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5268355.html (дата обращения: 15.02.2022).

Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла // Официальный сайт Московского патриархата. 2016.13.02 URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/4372074.html (дата обращения: 15.02.2022).

Состоялась встреча Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила с послом России в Израиле // Официальный сайт Московского патриархата. 2021.09.09. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/5841467.html (дата обращения: 15.02.2022).

Шкаровский М.В. Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в ХХ веке: историографические и источниковедческие аспекты // Христианское чтение. 2012. № 1. С. 44-97.

Журнал № 151 заседания Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2019 года // Официальный сайт Московского патриархата. 26.12.2021. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 5553804.html (дата обращения: 15.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Христианская община осудила Израиль // Anadolu Agency. 2017.06.09. URL: https://www. aa.com.tr/ru/заголовки-дня/христианская-община-осудила-израиль-/902389 (дата обращения: 15.02.2022).

Ayuso Guixot a Mosca // Osservatore Romano. 2021. 26 nov. URL: https://www. osservatoreromano.va/it/news/2021-11/quo-270/visita-del-cardinale-ayuso-guixot-a-mosca.html (дата обращения: 15.02.2022).

Borromeo A. Le rétablissement du Patriarcat latin de Jérusalem et le réforme de l'Ordreéquestre du Saint-Sépulcre, La France et la Terre Sainte (Collective Work of the Lieutenancy of France) // Parole et silence, Ed. (Monts), 2012.

Calvo M.A. The Holy See and Israel // Jewish Political Studies Review. Vol. 31. № 3/4 (2021). PP. 29-37.

Di Ramzy B. La pulizia etnica israeliana dei palestinesi cristiani di cui nessuno parla // InfoPal. Palestinian-Italian News. URL: https://www.infopal.it/la-pulizia-etnica-israeliana-dei-palestinesi-cristiani-di-cui-nessuno-parla/ (дата обращения: 15.02.2022).

Firma dell'Accordo Globale tra la Santa Sede e lo Stato di Palestina, 26.06.2015 // Bollettino -Sala Stampa della Santa Sede. 2015. 26 juin. URL: https://press.vatican.va/content/salastampa/ it/bollettino/pubblico/2015/06/26/0511/01117.html (дата обращения: 17.02.2022).

Mancini A. L'accordo Vaticano-Palestina irrita Israele // Avantionline. 2015. 26 j uin. URL: https://www.avantionline.it/palestina-vaticano-accordo-israele/ (дата обращения: 15.02.2022).

Minister al Maliki: there is no Holy Land without Christians Minister al Maliki: there is no Holy Land without Christians // Agenzia Fides. 2021. 7 May. URL: http://www.fides.org/en/news/70075-ASIA_PALESTINE_Minister_al_Maliki_there_is_no_Holy_Land_without_Christians (дата обращения: 11.02.2022).

Mouzahem H. Cristiani in Palestina: emigrazione forzata? // L'INDRO.it. 2015. 4 gui. URL: https://lindro.it/cristiani-in-palestina-emigrazione-forzata/ (дата обращения: 15.02.2022).

Palomino R. L'Accordo sulla personalitá giuridica tra Israele e la Santa Sede (nota a documento n. 20) / Quaderni di diritto e politica ecclesiastica. Il Mulino. 1998. № 2. P. 419-428.

Scaramuzzi I. Firmato l'accordo tra Santa Sede e Stato di Palestina // La Stampa. 2015. 28 gen. URL: https://www.lastampa.it/vatican-insider/it/2015/06/28/news/firmato-l-accordo-tra-santa-sede-e-stato-di-palestina-1.35256026 (дата обращения: 15.02.2022).

Sede in merito alla decisione dell'ONU sullo status della Palestina // Il Sismografo. 2012. 29 nov. URL: http://ilsismografo.blogspot.com/2012/11/vaticano-nota-della-santa-sede-in.html (дата обращения: 15.02.2022).

References

Biryukova K.V. Rossijskaya duhovnaya missiya v Ierusalime i Imperatorskoe pravoslavnoe Pal-estinskoe obshchestvo [Russian Spiritual Mission in Jerusalem and the Imperial Orthodox Palestine Society]. Scientific comments of Orlov State University. 2017. N 2(75). P. 11-17. EDN ZHCDGL. (In Russ.)

Borromeo A. Le rétablissement du Patriarcat latin de Jérusalem et le réforme de l'Ordreéquestre du Saint-Sépulcre, La France et la Terre Sainte (Collective Work of the Lieutenancy of France) // Parole et silence, Ed. (Monts), 2012.

Calvo M.A. The Holy See and Israel // Jewish Political Studies Review. Vol. 31, N 3/4 (2021). PP. 29-37. (9 pages) Published By: Jerusalem Center for Public Affairs.

Di Ramzy B. La pulizia etnica israeliana dei palestinesi cristiani di cui nessuno parla // InfoPal. Palestinian-Italian News. URL: https://www.infopal.it/la-pulizia-etnica-israeliana-dei-palestinesi-cristiani-di-cui-nessuno-parla/ (date of access: 15.02.2022).

Firma dell'Accordo Globale tra la Santa Sede e lo Stato di Palestina, 26.06.2015 // Bollettino -Sala Stampa della Santa Sede. 2015. 26 juin. URL: https://press.vatican.va/content/salastampa/ it/bollettino/pubblico/2015/06/26/0511/01117.html (date of access: 15.02.2022).

Hristianskaya obshchina osudila Izrail'. [The Christian community condemned Israel]. Anadolu Agency. 06.09.2017. URL: https://www.aa.com.1r/ru/3aronoBKH-gHfl/xpHCTHaHCKa«-o6^HHa-ocygHna-H3pauiW902389 (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Ierusalimskij patriarh ozhidaet novoj vstrechi v «ammanskom formate» v blizhajshie mesyacy. [Patriarch of Jerusalem expects a new meeting in the «Amman format» in the coming months]. TASS agency. 29.01.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/13563429 (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Istoriya religij. [History of religions]. M.: Church-wide postgraduate and doctoral studies. Saints Equal-to-the-Apostles Cyril and Methodius, 2016. 776 p. (In Russ.)

Kasatkin P.I. Cennosti i prioritety deyatel'nosti Russkoj Pravoslavnoj cerkvi na mezhdunarodnoj arene. [Values and priorities of the Russian Orthodox Church in the international arena]. Bulletin of Moscow University. Issue 12: Political Science. 2012. N 3. P. 68-72. (In Russ.)

Krylov A.V. Vo imya mira - Vatikan i Palestina. [In the name of peace - the Vatican and Palestine]. MGIMO official website. 18.05.2015. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/271576/ (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Krylov A.V., Morozov V.M. Palestino-izrail'skij trek: proval blizhnevostochnoj politiki admin-istracii B. Obamy. [The Palestinian-Israeli track: the failure of the Middle East policy of the Obama administration]. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2017. N 4. P. 99-112. (In Russ.)

Krylov A.V., Morozov V.M., Fedorshenko A.V. Gosudarstvo Palestina: pravo na budushchee. [State of Palestine: the right to the future]. M.: MGIMO University publisher. 2018. 418 p. (In Russ.)

Krylov A.V., Sorokina N.M. Russkaya Palestina. K 125-letiyu Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva i 160-letiyu Russkoj Duhovnoj Missii v Ierusalime. [To the 125th Anni-

versary of the Imperial Orthodox Palestine Society and the 160th Anniversary of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem]. Analytical comments (book). March 2007. P. 141-164. (In Russ.)

Lavrov: RF zhdet otveta na prizyv ostanovit' iskhod hristian s Blizhnego Vostoka. [Lavrov: Russia is waiting for a response to the call to stop the exodus of Christians from the Middle East]. TASS information agency. 01.03.2016. https://tass.ru/politika/2708271 (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Lisovoj N.N. Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo: XIX-XX-XXI veka. [Imperial Orthodox Palestinian Society: XIX-XX-XXI centuries.]. National history. N 1. 2007. P. 3-22. (In Russ.)

Litvinova E.V., Morozov V.M.. Poselencheskaya politika Izrailya na sovremennom etape v kon-tekste blizhnevostochnogo uregulirovaniya. [Israel's Settlement Policy at the Present Stage in the Context of the Middle East Settlement]. Moscow: MGIMO University publisher, 2020. 418 p. (In Russ.)

Mancini A. L'accordo Vaticano-Palestina irrita Israele // Avantionline. 2015. 26 Juin. URL: https://www.avantionline.it/palestina-vaticano-accordo-israele/ (date of access: 15.02.2022).

Maslova E.A., Shebalin D.D., Shebalina E.O. Rossijsko-vatikanskij dialog na sovremennom etape: osnovnye tendencii i dinamika. [Russian-Vatican Dialogue at the Present Stage: Main Trends and Dynamics]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. N 3. P. 70-75. (In Russ.)

Minister al Maliki: there is no Holy Land without Christians Minister al Maliki: there is no Holy Land without Christians // Agenzia Fides. 2021. 7 May. URL: http://www.fides.org/en/news/70075-ASIA_PALESTINE_Minister_al_Maliki_there_is_no_Holy_Land_without_Christians (date of access: 15.02.2022).

Mouzahem H. Cristiani in Palestina: emigrazione forzata? // L'INDRO.it. 2015. 4 gui. URL: https://lindro.it/cristiani-in-palestina-emigrazione-forzata/ (date of access: 15.02.2022).

Nota della Santa Sede in merito alla decisione dell'ONU sullo status della Palestina // Il Sismografo. 2012. 29 nov. URL: http://ilsismografo.blogspot.com/2012/11/vaticano-nota-della-santa-sede-in.html (date of access: 15.02.2022).

O vstreche Posla Rossii v Izraile s Patriarhom Ierusalima. [On the meeting of the Russian Ambassador to Israel with the Patriarch of Jerusalem ]. Official website of the Russian Embassy in Israel. 16.06.2021. URL: https://israel.mid.ru/ru/press-centre/news/o_vstreche_posla_rossii_v_izraile_s_ patriarkhom_ierusalima/ (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Ob uchastii Posla Rossii v Izraile A.D. Viktorova v torzhestvennom prieme ot imeni Patriarha Svyatogo grada Ierusalima i vsej Palestiny Feofila III. [On the participation of the Ambassador of Russia to Israel A.D. Viktorov in a solemn reception on behalf of the Patriarch of the Holy City of Jerusalem and All Palestine Theophilus III]. Official website of the Russian Embassy in Israel. 16.11.2019. URL: https://israel.mid.ru/ru/press-centre/news/ob_uchastii_posla_rossii_v_izraile_a_d_ viktorova_v_torzhestvennom_prieme_ot_imeni_patriarkha_svyatog/ (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Palomino R. L'Accordo sulla personality giuridica tra Israele e la Santa Sede (nota a documento n. 20) / Quaderni di diritto e politica ecclesiastica. Il Mulino. 1998. N 2. P. 419-428.

Patriarh Ierusalimskij Feofil: S kazhdym godom uvelichivaetsya chislo lyudej, kotorye stradayut iz-za svoih religioznyh ubezhdenij. [Patriarch Theophilus of Jerusalem: Every year the number of people who suffer because of their religious beliefs is increasing]. Official website of the Moscow Patriarchate. 29.01.2022. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5891835.html (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Rapporto sommario della Custodia di Terra Santa su progetti e opere realizzati con la colletta 2019/2020 // La Colletta del Venerdi Santo. URL: https://www.collettavenerdisanto.it/la-colletta-del-venerdi-santo/rendiconto-custodia-di-terra-santa/ (date of access: 15.02.2022).

Scaramuzzi I. Firmato l'accordo tra Santa Sede e Stato di Palestina // La Stampa. 2015. 28 gen. URL: https://www.lastampa.it/vatican-insider/it/2015/06/28/news/firmato-l-accordo-tra-santa-sede-e-stato-di-palestina-1.35256026 (date of access: 15.02.2022).

Shkarovskij M.V. Aktual'nye problemy russkoj cerkovnoj emigracii v 20 veke: istoriografiches-kie i istochnikovedcheskie aspekty. [Actual Problems of Russian Church Emigration in the 20th Century: Historiographical and Source Studies Aspects]. Christian reading journal. 2012. N 1. P. 44-97. (In Russ.)

Sostoyalas' vstrecha Blazhennejshego Patriarha Ierusalimskogo Feofila s poslom Rossii v Iz-raile. [His Beatitude Patriarch Theophilos of Jerusalem met with the Russian Ambassador to Israel]. Official website of the Moscow Patriarchate. 09.09.2021. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 5841467.html (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Sovmestnoe zayavlenie Papy Rimskogo Franciska i Svyatejshego Patriarha Kirilla. [Joint Statement by Pope Francis and His Holiness Patriarch Kirill]. Official website of the Moscow Patriarchate. 13.02.2016. http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Svyashchennyj Sinod postanovil priostanovit' molitvennoe pominovenie za bogosluzheniem Pa-triarha Konstantinopol'skogo Varfolomeya i sosluzhenie s ierarhami Konstantinopol'skogo Pa-triarhata. [The Holy Synod decided to suspend the prayer commemoration of Patriarch Bartholomew of Constantinople and concelebrations with the hierarchs of the Patriarchate of Constantinople]. Official website of the Moscow Patriarchate. 14.09.2018. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 5268355.html (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Svyatejshij Patriarh Kirill prinyal uchastie vo vstreche Predstoyatelej i delegacij Pomestnyh Pravoslavnyh Cerkvej v Ammane. [His Holiness Patriarch Kirill took part in the meeting of the Primates and delegations of the Local Orthodox Churches in Amman]. Official website of the Moscow Patriarchate. 26.02.2020. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5597933.html (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Terra Santa News Speciale Colletta - La Custodia di Terra Santa // Christian Media Center «Custodia Terae Sanctae». 2020. 1 set. URL: https://cmc-terrasanta.org/it/media/collectapro/ 20808/terra-santa-news-speciale-colletta—la-custodia-di-terra-santa (date of access: 15.02.2022).

Visita del cardinale Ayuso Guixot a Mosca // Osservatore Romano. 2021. 26 nov. URL: https:// www.osservatoreromano.va/it/news/2021-11/quo-270/visita-del-cardinale-ayuso-guixot-a-mosca.html (date of access: 15.02.2022).

Zavershena pervaya za 200 let restavraciya Groba Gospodnya. [The first restoration of the Holy Sepulcher in 200 years has been completed]. Interfax information agency. 21.03.2017. URL: https://www.interfax.ru/culture/554565 (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Zayavlenie iz kancelyarii Arhierejskogo Sinoda Russkoj Zarubezhnoj Cerkvi v svyazi s nedav-nimi sobytiyami na Aleksandrovskom podvor'e v Ierusalime. [Statement from the Chancellery of the Synod of Bishops of the Russian Church Abroad in connection with the recent events at the Alexander Compound in Jerusalem]. Holy Synod officiail website. 23.01.2021. URL: https://www. synod.com/synod/2021/20210123_rem.html (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Zhurnal N 151 zasedaniya Svyashchennogo Sinoda RPC ot 26 dekabrya 2019 goda. Oficial'nyj sajt Moskovskogo patriarhata. 26.12.2021. [Journal N 151 of the meeting of the Holy Synod of the Russian Orthodox Church of December 26, 2019. Official website of the Moscow Patriarchate.] 26.12.2021. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5553804.html (date of access: 15.02.2022). (In Russ.)

Zonova T.V. Diplomatiya Vatikana v kontekste evolyucii evropejskoj politicheskoj sistemy. [Diplomacy of the Vatican in the context of the evolution of the European political system] M.: ROSSPEN, 2000. 200 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.