2024;10(2): 378-386 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology
ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 81-1+2-335
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-378-386 Шифр научной специальности 5.9.1
«Священный ужас» поэта Гавриила Романовича Державина
Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Сергей Иванович Васнев)
Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Тамбовская духовная семинария Тамбовской епархии Русской православной церкви» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3 Н [email protected]
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Выдающийся русский поэт Гавриил Романович Державин является одним из немногочисленных авторов, который в художественном творчестве богословски осмысливал человеческое бытие, место человека в мире и его отношение к Творцу и Зиждителю мира. Объектом исследования является духовная поэзия Г.Р. Державина; предметом исследования - религиозные представления поэта о человеке и его взаимоотношении с Богом и окружающим миром, нашедшие отражение в жанре духовной оды. Цель исследования заключается в выявлении особенностей выражения православного мировоззрения Г.Р. Державина в эпизодах его биографии и поэтическом творчестве на примере духовной оды. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В соответствии с междисциплинарным характером исследования использовалась комбинация филологических, исторических и теологических научных методов, важнейшими из которых стали историко-биографический, интертекстуальный и герменевтический. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ фактов биографии Г.Р. Державина и воспоминаний его современников позволил охарактеризовать поэта как человека, глубоко укоренённого в православной вере и стремящегося познать Божественные истины, а также донести посредством словесного творчества высший нравственный закон до широкого круга своих читателей. Обзор произведений жанра духовной оды, написанных по мотивам ряда псалмов, а также богословско-филологический анализ оды «Бог» позволили выявить смысловые и идейные связи мировоззрения автора с догматическим и антропологическим учением Православной Церкви. При помощи раскрытия богословского содержания лексем «раб» - «царь», «червь» - «Бог» разрешена кажущаяся антиномия и дана трактовка этих слов с точки зрения православной антропологии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате проведённого исследования сделан вывод, что вершиной поэтического творчества Г.Р. Державина является ода «Бог», в которой в полной мере раскрываются черты православного мировоззрения поэта, в частности, антропологические и сотериологические его аспекты. Основной темой оды является величие Бога, в Которого человек призван верить, Которого должен непрестанно благодарить, смиренно с любовью возвеличивать и славословить, подражая ветхозаветному псалмопевцу - царю Давиду.
Ключевые слова: Г.Р. Державин, духовная ода, православное мировоззрение, Бог, человек
Благодарности и финансирование. О финансировании исследования не сообщалось.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Феодосий (Сергей Иванович Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский. «Священный ужас» поэта Гавриила Романовича Державина // Неофилология. 2024. Т. 10. № 2. С. 378-386. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-378-386
'Щ) Check for updates
378
© Феодосий (Сергей Иванович Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский, 2024
Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):378-386 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
"Sacred horror" of the poet Gavriil Romanovich Derzhavin
Metropolitan of Tambov and Rasskazovo Theodosius (Sergey Ivanovich Vasnev)
Tambov Seminary of Tambov Eparchy of the Russian Orthodox Church 3 M. Gorkiy St., Tambov, 392000, Russian Federation H [email protected]
Abstract
RELEVANCE. The outstanding Russian poet Gavriil Romanovich Derzhavin is one of the few authors who, in his artistic work, theologically comprehended human existence, man's place in the world and his relationship to the Creator and Creator of the world. The object of study in the article is the spiritual poetry of G.R. Derzhavin; The subject of the study is the poet's religious ideas about man and his relationship with God and the world around him, reflected in the genre of spiritual ode. The purpose of the study is to identify the features of the expression of the Orthodox worldview of G.R. Derzhavin in episodes of his biography and poetic creativity using the example of a spiritual ode. MATERIALS AND METHODS. In accordance with the interdisciplinary nature of the research, the author used a combination of philological, historical and theological scientific methods, the most important of which were historical-biographical, intertextual and hermeneutic. RESULT AND DISCUSSION. The analysis of G.R. Derzhavin's biographical facts and the memoirs of his contemporaries made it possible to characterize the poet as a person deeply rooted in the Orthodox faith striving to get aware of Divine truths, as well as to convey the highest moral law to a wide circle of his readers through verbal creativity. A review of works written in the genre of spiritual odes and based on a number of psalms, as well as a theological and philological analysis of the ode "God" made it possible to identify semantic and ideological connections of the author's worldview with the dogmatic and anthropological teaching of the Orthodox Church. By revealing the theological content of the lexemes "slave" - "king", "worm" - "God", the author of the article resolves the apparent antinomy and gives an interpretation of these words from the point of view of Orthodox anthropology. CONCLUSION. As a result of the research, the author comes to the conclusion that the pinnacle of G.R. Derzhavin's poetic creativity is the ode "God", which fully reveals the features of the poet's Orthodox worldview, in particular, its anthropological and so-teriological aspects. The main theme of the ode is the greatness of God, in whom man is called to believe, who he must constantly thank, humbly and lovingly magnify and glorify, treading in the steps of King David, the Old Testament psalmist.
Keywords: G.R. Derzhavin, spiritual ode, Orthodox worldview, God, man Acknowledgements and Funding. No funding was reported for this research. Conflict of Interest. The author declares no conflict of interest.
For citation: Theodosius (Sergey Ivanovich Vasnev), mitropolit Tambovskiy i Rasskazovskiy. "Sacred horror" of the poet Gavriil Romanovich Derzhavin. Neofilologiya = Neophilology, 2024;10(2):378-386 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-378-386
ВВЕДЕНИЕ
Размышления о действии промысла Бо-жия в жизни человека и окружающего мира, абсолютных Божественных истинах, православной христианской вере, духовных, нравственных, культурных ценностях, первозданной красоте Вселенной свойственны многим русским писателям. Таких размышлений касался в своих художественных про-
изведениях и выдающийся русский поэт Гавриил Романович Державин, государственный деятель, действительный тайный советник, член Российской академии, человек, отличительными чертами характера которого были верность Богу и Православию, «принципиальность, бескорыстность, приверженность законности» [1, с. 10]. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение его духовной поэзии не только в историческом и
2024;10(2): 378-386 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology
ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
филологическом аспектах, но и с позиций православной теологии, поскольку эта часть творческого наследия относится к православному дискурсу.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей выражения православного мировоззрения Г.Р. Державина в эпизодах его биографии и поэтическом творчестве на примере духовной оды. Задачи исследования состоят в установлении непосредственной связи православного мировоззрения, образа жизни Г.Р. Державина и содержания его духовной поэзии, а также в богословско-филологическом анализе оды «Бог» как вершины творчества поэта. Новизна исследования обусловлена его междисциплинарным характером, благодаря чему автор статьи доказывает строгое соответствие смыслового содержания исследуемого произведения догматическому, антропологическому и со-териологическому учениям Православной Церкви.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Историко-биографический метод использован для описания важнейших событий жизни Г.Р. Державина, характеризующих черты его духовно-нравственного облика. Интертекстуальный и герменевтический методы применены в исследовании для обоснования преемственности религиозных взглядов поэта Г.Р. Державина и святоотеческой традиции толкования Священного Писания.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Благодарным потомкам в пределах нашего региона Г.Р. Державин известен не только как поэт, но и как просветитель и «великий преобразователь Тамбовского края» [2, с. 132]. Следует отметить, что Гавриил Романович поддерживал добрые отношения с епископом Тамбовским Феофилом (Раевым). Их объединяло «общее попечение о народном просвещении» [3, с. 35] и образовании. Владыке, участвовавшему в открытии «в Тамбове первой типографии» [4, с. 158], Г.Р. Державин посвятил, в частности, такие, наполненные глубоким уважением и
почтением к Преосвященному и его дарованиям, строки:
На память твоего, Феофил, к нам прихода, Бессмертью здесь твоё мы имя предадим, И должно ли молчать учителю народа? Рассыпь твой бисер нам: мы свет обогатим \
Современник Г.Р. Державина, литератор и драматург С.П. Жихарев2 в воспоминаниях восторженно описал своё общение с поэтом: «Был у Державина - и до сих пор не могу прийти в себя от сердечного восхищения. С именем Державина соединено было всё в моём понятии, всё, что составляет достоинство человека: вера в Бога, честь, правда, любовь к ближнему, преданность к государю и Отечеству, высокий талант и труд бескорыстный»3. Говоря о православной вере Гавриила Романовича, С.П. Жихарев отмечал его богатый внутренний мир, высокую духовность, всестороннюю образованность, богословскую эрудицию, глубокое знание Священного Писания и трудов святых отцов Православной Церкви. Он с благодарностью свидетельствовал, что стал известным русским литератором во многом благодаря доброму воздействию Библии и духовных сочинений Державина, которые считал безусловно «лучшим руководством в нравственности, нежели все школьные наставления»4.
Один из самых известных исследователей жизни и творчества Г.Р. Державина Я.К. Грот свидетельствовал, что вера в Бога являлась важнейшим содержанием личности поэта5. Успехов на государственной службе,
1 Цит. по: Смирнов А. Театр и вся жизнь. Тамбов, 2005. С. 19.
Жихарев Степан Петрович (1788-1860) - российский государственный деятель, тайный советник, литератор, драматург, переводчик, современник поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, с которым был лично знаком. Жихарев вспоминает о посещении им имения Званка, где проживал летом Державин и куда Жихарев прибыл на встречу с Г.Р. Державиным как внук одного тамбовского помещика, с которым Гавриила Романович поддерживал дружеские отношения ещё в период своего губернаторства в Тамбове.
3 Жихарев С.П. Записки современника. М., 1955. С. 472.
4 Там же. С. 428.
5 Грот Я.К. Жизнь Державина. М., 1997. С. 629.
Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):378-386 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
а также лавров знаменитого российского поэта он смог достичь только при помощи Божи-ей. Возможно, об этом говорят следующие строки:
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я - Богом,
Вне себя я Бога пел6.
Начав свою жизнь с произнесения слова «Бог», Г.Р. Державин и завершил её с твёрдым упованием на Господа в молитвенном предстоянии Ему. Вот что писал о смерти поэта русский писатель В.Ф. Ходасевич в книге, вышедшей в Париже в 1931 г.: «В дневном свете горела ещё свеча, его рукою зажжённая, лежало платье, скинутое им с вечера. Молитвенник был раскрыт на той странице, где остановилось его чтение»7.
В поэтическом творчестве верующее сердце Г.Р. Державина не раз обращалось к любимой книге «Псалтирь», в результате чего родилось 27 стихотворений на тексты ветхозаветных псалмов. Среди них: «Праведный судья»8 (Пс. 100), «Истинное счастье» (Пс. 1), «Помощь Божия» (Пс. 120), «На тщету земной славы» (Пс. 48), «Желание в горняя» (Пс. 83), «Братское согласие» (Пс. 132), «Утешение добром» (Пс. 71), «На безбожников» (Пс. 52, «Надежда на Бога» (Пс. 45), «Благодарность» (Пс. 137), «Умиление» (Пс. 70), «Воцарение правды» (Пс. 96), «Упование на защиту Божию» (Пс. 58), «Сострадание» (Пс. 41), «Радость о правосудии» (Пс. 74) и др.
В своих произведениях поэт освещал темы личной и общественной нравственности, говорил о необходимости соблюдать духовные и светские правила жизни. Он хорошо знал о том, что человек, имеющий веру и следующий высоким Евангельским принципам, достигает духовного совершенства и сохраняет в себе образ и подобие Божие, и, наоборот, согрешающий человек, не испол-
6 Державин Г.Р. Сочинения Державина: в 2 т. Изд. 2-е. Спб., 1851. Т. 1. С. 156.
7Ходасевич В.Ф. Державин. Париж, 1931. С. 312.
8 Здесь и далее произведения Г.Р. Державина ука-
зываются по: Державин Г.Р. Сочинения Державина: в
2 т. Изд. 2-е. Спб., 1851. Т. 1. X, 798 с.
няющий не только Евангельский закон, но и закон гражданский, в конечном итоге лишает себя не только образа и подобия Творца, но и высокого достоинства человека. Об этом говорится в стихотворениях «Властителям и судьям», «На коварство», «Вельможа» и др.
Мысли о Боге Отце - Творце неба и земли и Сыне Божием - Христе Спасителе Державин наиболее образно и точно изложил в так называемых богословских одах «Бог» и «Христос». Эти оды, именуемые некоторыми исследователями «духовной дилогией»9, Гавриил Романович написал на современном ему русском языке, с искусными вкраплениями в него церковнославянизмов, а также с удачным применением как научных терминов, так и античной лексики. В оде «Христос» поэт использовал множество новозаветных цитат и показал знание христианского нравоучения и православного богословия.
«Вершиной духовного поэтического творчества Г.Р. Державина стала ода «Бог», которую автор рассматривал как главное своё произведение, органично сочетавшее богословскую глубину с поэтической красотой» [5, с. 23]. В ней он говорил о совершенном Спасителем Искуплении человека и непостижимой тайне соединения Божественной и человеческой природ в Иисусе Христе. В оде находят воплощение «священный ужас» и трепет перед Богом поэта, который, наверное, вместе с блаженным Августином мог бы сказать: «Велик Ты, Господи, и всемирной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. <...> Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»10. Г.Р. Державин писал о Божественном законе, стройной системе христианских ценностей. Он попытался поэтическим языком сказать своим читателям о существующих доказательствах бытия Божия. Я есмь - конечно, есть и Ты! <... > Ты есть - и я уж не ничто! (с. 3) - был убеждён поэт. Тем самым он сопрягал бытие и величие бесконечного и непостижимого Бога с существованием человека, который, с одной стороны, весьма мал,
9 Коровин В.Л. Державин Гавриил Романович // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 434.
10 Августин, блж. Исповедь. М., 2005. С. 3.
2024;10(2): 378-386 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology
ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
но, с другой стороны, представляет собой икону Творца.
Рассмотрим более подробно с позиции православной христианской антропологии следующие строки оды «Бог»: Я - царь, я -раб, я - червь, я - Бог (с. 4). В них особую смысловую нагрузку несут именные сказуемые, выражающие осмысление человеком своего места в мире. Современные исследователи творчества поэта справедливо замечают, что «самостоятельные лексические единицы выполняют различные функции (прежде всего - идентифицирующую) и позволяют в державинских произведениях раскрыть особенности авторского замысла» [6, с. 722]. Упомянутые слова для человека, далёкого от веры, представляются лишёнными определённой внутренней логики: 1) я - царь -это крайняя степень возвышения или превозношения человека над другими людьми; 2) я - раб - это предельно низкое положение человека в социуме; 3) я - червь - этими словами человек низводится до низшей формы жизни на земле; 4) я - Бог - среди предыдущих оценок это сравнение для человека совершенно немыслимо. Указанная иерархия ценностей может быть истолкована и понята только в контексте православного богословия и христианской морали.
Какой духовный смысл заключается в указанных словах? Закономерна ли последовательность сравнений, которую использовал поэт: царь - раб - червь - Бог? Священное Писание и отражённые в нём библейские события, связанные с сотворением мира и человека, а также богословские труды многих святых отцов по сотериологии и антропологии позволяют дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.
«Я - царь». На самом деле вряд ли кто-то станет оспаривать очевидную истину о том, что человек - это венец творения, поставленный Богом возделывать землю, обладать ею и царствовать на ней. И ветхозаветные, и новозаветные тексты Священного Писания ясно говорят о замысле Создателя о человеке и сотворённом мире: человек наделяется правами царя по отношению ко всему окружающему. Псалмопевец даже восторженно говорил Богу: «Не много Ты умалил его пред
Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его» (Пс. 8, 6-7). Это изречение псалмопевца почти дословно повторил апостол Павел в Послании к евреям (Евр. 2, 7-8).
Современник Г.Р. Державина святитель Тихон Задонский писал: «Бог ради человека всё, небо и землю с исполнением и украшением их, сотворил, весь видимый мир ради человека создан... Отсюда можно заключить, что человек - изряднейшее, прекраснейшее, благороднейшее и совершеннейшее Божие создание. Если всё человека ради создано, то человек лучше и благороднее всего, лучше неба, солнца, луны, звёзд, земли и исполнения и украшения их. Всё это приписывается человеку ради души его разумной, благородной и красивой»11. Исходя из сказанного, Гавриил Романович справедливо восклицал: «Я царь!», указывая тем самым на отведённое Богом человеку первенствующее место среди земных созданий.
«Я - раб». Это сравнение служит антитезой предыдущего определения. Если царь является владыкой и повелителем своих подданных, то раб, как свидетельствует всемирная история, совершенно лишён свободы, он никогда не смеет поступать по своей воле и должен беспрекословно исполнять чужие команды. Духовный смысл данного определения становится понятным в аспекте святоотеческой богословской традиции. В своём обращении к Богу Державин со смирением называет себя «рабом Божиим» вместе с псалмопевцем, который так обращался к Создателю: «О, Господи! Я раб Твой и сын рабы Твоей» (Пс. 115, 7). «Раб Божий» - эти слова никак не умаляют богозданной природы человека, а, напротив, возвеличивают его, показывая силу его духа и твёрдость воли, которые способны проявить величайшую покорность перед Всемогущим Творцом.
А я перед Тобой - ничто.
Ничто! - Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
11 Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2007. С. 1298-1299.
Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):378-386 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод (с. 3).
Человек никогда не должен забывать, что пред своим Творцом ему нечем гордиться. Всё, что человек имеет, дано ему Богом не по заслугам, а даром, исключительно по Божественной любви и милосердию. В этом смысле он, конечно же, недостойный раб, призванный бороться с пороками и страстями. При помощи благодати Божией он, как «Божья тварь» (по Державину)» [7, с. 187], преображается и меняет к лучшему свою искажённую грехом природу, перестаёт быть рабом греха. Ведь «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34), - говорил Христос. А апостол Павел учил: «Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим. 7, 14). Если человек добровольно подчинил себя греху, то, очевидно, что он становится рабом греха, ведь «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19), - утверждал апостол Пётр. Церковь учит, что любой человек, отвергающий гордыню, смиряющий себя и проявляющий послушание Богу, способен избавиться от рабства греху. Бог призывает всех «отказаться от гордыни своевластия ради душевного здоровья и благополучия в земном существовании» [8, с. 237]. Мы всегда обязаны помнить важнейшую Божественную истину, произнесённую ещё в Ветхом завете и повторённую в Новом Завете, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). «Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви и противоположна гордости» [9, с. 63].
Тяжёлое иго греха настолько подавляет свободную волю человека, что без помощи Божией он не в состоянии отказаться от него и изменить свою жизнь. Такое порабощение человека грехом вынудило апостола Павла написать римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Осознание своего плачевного греховного состояния открывает у человека внутренние духовные очи сердца, позволяет ему ясно увидеть, в какую греховную пропасть он упал и насколько бывает гибельна бесовская гордыня. От этого своего
состояния он должен прийти в ужас, встать и решительно пойти по спасительному пути покаяния.
«Я - червь». Этой метафорой может характеризоваться окончание земного бытия человека. Здесь невольно вспоминается библейское повествование о сотворении Адама из земли, где в основном обитают черви -эти простейшие создания. Каждый раскаявшийся грешник может сказать себе: «Я червь!» Святитель Тихон Задонский подчёркивал, что «через падение Адама вошло в человека растление и окаянство»12. Видение своих грехов и несовершенства нашей природы очень важно для зарождения в душе покаянного чувства и начала исправления. Осознание своего недостоинства и подлинное смирение должно быть присуще кающемуся человеку. Именно с этого момента возникает движение в Отчий дом, о чём убедительно свидетельствует Евангельская притча Иисуса Христа о блудном сыне. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что «все святые считали себя худшими всех, землёю и пеплом, значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идёт путём, указанным святыми отцами»13.
Говоря о черве, обратимся к библейскому повествованию о сотворении мира, к началу истории человечества и всей Вселенной. Святитель Иоанн Златоуст размышлял об этом так: «Тело человека Бог взял от земли, а душу создал и дал Сам (сотворив её, а не взяв из собственного существа), дабы, когда умрёт тело или человек, не отчаивались относительно души. Что в том, что тело погребено во гробе? Не думай, что там же душа. Она взята не от земли и не возвращается в землю. Так Бог утвердил надежду»14. О противоречивости природы человека святитель Иоанн Златоуст говорил: «Человек есть краткосрочный заём жизни, долг смерти, не терпящий отлагательства, животное, необузданное по собственной воле, зло, само себя на-
12 Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. С. 5.
13 Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. 2-е изд. М., 2007. С. 50.
14 Симфония по творениям святителя Иоанна Зла-
тоуста: в 2 т. М., 2009. Т. 2. С. 521.
2024;10(2): 378-386 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology
ТББК 2587-6953 (РгЫ), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
ставляющее, коварство самобытное, искусное во зле, изобретательное в несправедливости, готовое к любостяжанию, ненасытно-жадное, вероломное по природе, надутый дух, высокомерная дерзость, пустая заносчивость, дутое высокомерие, остывающая отвага, своенравное брение, мятежный прах, пыль высокомерная, пепел надменный, искра легко угасимая, пламя скоропреходящее, светильник колеблющийся, гниющее дерево, сохнущая трава, увядающая зелень, природа, скоро оскудевающая. Сегодня грозный, а завтра умирающий; сегодня в богатстве, а завтра в гробу; сегодня в венце, а завтра под надгробным памятником; сегодня в порфире, а завтра в грязи; сегодня в сокровищнице, а завтра на одре; сегодня [окружён] льстецами, а завтра - червями <...> Сколько я насказал, и не нашёл ничего более соответственного пророческому изречению, гласящему: «Ходит человек подобно призраку, напрасно он суетится» (Пс. 38, 7)»15. Державину, несомненно, были известны слова царя Давида: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21, 7), а также мысли святителя Иоанна Златоуста о непостоянстве человека, равно как и другие подобные им изречения святых отцов, которые позволили поэту вслед за ними произнести имеющие глубокий смысл слова: «Я -червь».
«Я - Бог!», - так, наконец, восклицает Державин. После того как он показал, что человек - это царь, находящийся в центре сотворённого мира, и одновременно раб, стремящийся победить в себе рабство греху и стать смиренным исполнителем воли Творца, или «рабом Божиим», а также червь, представляющий собой раскаявшегося грешника, стремящегося одержать победу над своей гордыней, поэт, наконец, утверждает, что человек - это Бог, то есть тот, кто одержал победу над главной причиной своих грехов и пороков - гордыней и через смирение и любовь достиг единения с Богом. «Я - Бог» -это человек, имеющий образ и подобие Бо-жие, человек, всем своим существом устремлённый к Господу, ставший богом по благо-
15 Там же. С. 561-562.
дати через духовный молитвенный покаянный подвиг, достигший чистоты и святости, то есть «обожения». Святой праведный Иоанн Кронштадтский так определил таинственную сущность человека - венца творения: «Человек - бог, и человек - ничто. Я сказал: вы - боги и все - сыны Вышнего (Пс. 81, 6). Если. не имею любви, - то я ничто (1 Кор. 13, 2). Бог есть Любовь; человек со-творён по образу Божию, с душой, любящей свой первообраз, Бога, и того, кто по образу, человека. Денница, став вольно дьяволом, источником злобы и зависти, всякой греховной прелести, извратил любящее существо -человека - через непослушание Богу и уподобил его себе»16. Главная цель земной жизни человека, по мысли святителя Феофана, должна состоять в том, чтобы «веровать в Бога и быть с Ним в общении»17.
В оде «Бог» содержится глубокое исповедание веры творения к своему Творцу, благодарение смиренного, кающегося сердца человека милостивому Судье, выражена искренняя преданность и сыновняя любовь к Небесному Отцу. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, «удостоиться любить Его [Бога] искренно и как должно, это - Царство Небесное, это - вкушение блаженства, в этом - блага неисчислимые. А наша любовь к Нему будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним, - на сих двух заповедях, - сказал Он, - утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40), то есть в том, чтобы возлюбить Господа Бога своего всем сердцем, всею крепостью своею, всею мыслию своею, и своего ближнего, как самого себя. Это - главная из всех добродетелей, это основание всех заповедей Божиих»18.
16 Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. М., 2007. С. 743.
17 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем: в 8 вып. М., 1994. Вып. 1. С. 161.
18 Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. Т. 2. С. 263.
Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2024;10(2):378-386 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ода «Бог» справедливо относится исследователями «к вершинам поэзии Держави-на»19. Гавриил Романович считал её «главным своим творением»20. Она, по сути, может быть названа поэтическим богословием, проповедующим абсолютные Божественные истины в относительном мире человеческого бытия.
Основной темой оды является величие Бога, в Которого Его самое совершенное творение - человек - обязан верить, Которого должен непрестанно благодарить, смиренно с любовью возвеличивать и славословить. Так в Ветхом Завете поступал царь и
19 Тахо-Годи Е.А. Державин Гаврила (Гавриил) Романович // БРЭ. М., 2007. Т. 8. С. 565.
20 Коровин В.Л. Державин Гавриил Романович. С. 433.
пророк Давид, чей 103-й псалом, начинающийся словами: «Благослови душе моя Господа...», имеет не только высокое поэтическое звучание, но и глубокое богословское содержание.
Вера и священный трепет перед Богом позволили поэту выразительно и точно описать положение, которое занимает в мире человек. Поэтическая идентификация личности («Я») с антиномическими образами-символами «раб» - «царь», «червь» - «Бог» в контексте оды «Бог» открывает богословские истоки данных образов и даёт основание сделать вывод о том, что Г.Р. Державин в своём поэтическом творении преследовал духовно-просветительскую и апологетическую цель, утверждая истинность Православного вероучения в современном ему мире, подверженном секуляризации и девальвации духовных ценностей.
Список источников
1. Цинцадзе Н.С. Г.Р. Державин: на службе у тех императоров: в 3 ч. Ч. 1. Государственная деятельность в царствование Екатерины II. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. 196 с.
2. Щербак А.С. Имя София в поэзии Г.Р. Державина // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. материалов Междунар. науч. конф. Тамбов, 2013. Вып. 4. С. 130-134.
3. Феодосий (Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский. Тамбовская епархия в годы наместничества Г.Р. Державина // «Так в вечность льются дни и годы...». Г.Р. Державин в Тамбове. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2013. С. 31-40.
4. Шутов Р.Н. Правители Тамбовского наместничества // Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: материалы XI (XXII) Всерос. науч. конф., посвящ. 385-летию Тамбова. Тамбов, 2021. С. 156-160.
5. Феодосий (Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский. Религиозное поэтическое творчество в наследии Г.Р. Державина // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. материалов Междунар. науч. конф. Тамбов, 2013. Вып. 4. С. 20-27. https://elibrary.ru/yztuxj
6. Щербак А.С., Го Цзюаньцзюань. Особенности функционирования онимов в почерке Г.Р. Державина // Неофилология. 2023. № 9 (4). С. 720-728. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-720-728, https://elibrary.ru/vcjifd
7. Щербак А.С. Державинская ода «Бог» и представления о современном русском языке // Духовные традиции русской культуры: история и современность: (к 265-летию со дня рождения Г.Р. Державина). Тамбов, 2008. С. 183-190.
8. Федосеева Т.В. Развитие сюжета о поисках счастья в творчестве Г.Р. Державина 1780-1790-х годов // Духовный потенциал русской классической литературы: сб. науч. тр. М., 2007. С. 233-243.
9. Федосеева Т.В., Шанаева О.Н. Духовные воззрения Г.Р. Державина позднего периода творчества (1790-1810 годы) // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2010. № 4 (29). С. 59-71. https://elibrary.ru/nxosor
References
1. Tsintsadze N.S. G.R. Derzhavin: na sluzhbe u tekh imperatorov: v 3 ch. Ch. 1. Gosudarstvennaya deyate'nost' v tsarstvovanie Ekateriny II [G.R. Derzhavin: in the Service of those Emperors: in 3 pts. Pt. 1.
2024;10(2): 378-386 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology
ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш https://neophilology.elpub.ru
State Activity During the Reign of Catherine the Second]. Tambov, Derzhavin Tambov State University Publishing House, 2018, 196 p. (In Russ.)
2. Shcherbak A.S. Imya Sofiya v poezii G.R. Derzhavina [The name Sofia in the poetry of G.R. Derzhavin]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Slavyanskii mir: dukhovnye traditsii i sloves-nost'» [Proceedings of the International Scientific Conference "Slavic World: Spiritual Traditions and Literature"]. Tambov, 2013, issue 4, pp. 130-134. (In Russ.)
3. Theodosius (Sergey Ivanovich Vasnev). Tambovskaya eparkhiya v gody namestnichestva G.R. Derzhavina [Tambov Diocese During the Years of G.R. Derzhavin]. «Tak v vechnost' I'yutsya dni i gody... ». G.R. Derzhavin v Tambove ["So Days and Years Flow into Eternity...". G.R. Derzhavin in Tambov]. Tambov, Derzhavin Tambov State University Publ., 2013, pp. 31-40. (In Russ.)
4. Shutov R.N. Praviteli Tambovskogo namestnichestva [Rulers of the Tambov governorship]. Materialy XI (XXII) Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 385-letiyu Tambova «Tambov vproshlom, nas-toyashchem i budushchem» [Materials of the 11th (22th) of the All-Russian Scientific Conference Dedicated to the 385th Anniversary of Tambov "Tambov in the Past, Present and Future"]. Tambov, 2021, pp. 156-160. (In Russ.)
5. Theodosius (Sergey Ivanovich Vasnev). Religioznoe poeticheskoe tvorchestvo v nasledii G.R. Derzhavina [Religious poetic creativity in the heritage of G.R. Derzhavin]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Slavyanskii mir: dukhovnye traditsii i slovesnost'» [Proceedings of the International Scientific Conference "Slavic World: Spiritual Traditions and Literature"]. Tambov, 2013, issue 4, pp. 20-27. (In Russ.) https://elibrary.ru/yztuxj
6. Shcherbak A.S., Guo Juanjuan. Features of the functioning of onyms in the handwriting of G.R. Derzhavin. Neofilologiya = Neophilology, 2023, no. 9 (4), pp. 720-728. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-720-728, https://elibrary.ru/vcjifd
7. Shcherbak A.S. Derzhavinskaya oda «Bog» i predstavleniya o sovremennom russkom yazyke [Derzhavin's ode "God" and ideas about the modern Russian language]. Dukhovnye traditsii russkoi kul'tury: istoriya i sovremennost': (k 265-letiyu so dnya rozhdeniya G.R. Derzhavina) [Spiritual Traditions of Russian Culture: History and Modernity: (to the 265th Anniversary of the Birth of G.R. Derzhavin)]. Tambov, 2008, pp. 183190. (In Russ.)
8. Fedoseeva T.V. Razvitie syuzheta o poiskakh schast'ya v tvorchestve G.R. Derzhavina 1780-1790-kh go-dov [Development of the plot about the search for happiness in the works of G.R. Derzhavin 1780-1790s]. Sbornik nauchnykh trudov «Dukhovnyi potentsial russkoi klassicheskoi literatury» [Proceedings of "The Spiritual Potential of Russian Classical Literature"]. Moscow, 2007, pp. 233-243. (In Russ.)
9. Fedoseeva T.V., Shanaeva O.N. G.R. Derzhavin's spiritual ideas as reflected in his later works (17901810). Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Esenina = Bulletin of Ryazan State University Named for SA.Yessenin, 2010, no. 4 (29), pp. 59-71. (In Russ.) https://elibrary.ru/nxosor
Информация об авторе
ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ Сергей Иванович), митрополит Тамбовский и Рассказовский, доктор теологии, кандидат богословия, ректор, Тамбовская духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0002-8850-0418, [email protected]
Вклад в статью: общая концепция исследования, анализ фактов биографии и воспоминаний современников Г.Р. Державина, обзор произведений жанра духовной оды, обработка материала, написание и оформление текста статьи.
Поступила в редакцию 13.03.2024
Поступила после рецензирования 09.04.2024
Принята к публикации 19.04.2024
Information about the author
Theodosius (Sergey I. Vasnev), Metropolitan of Tambov and Rasskazovo, Dr. Sci. (Theology), Cand. Sci. (Theology), Rector, Tambov Theological Seminary, Tambov, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-8850-0418, [email protected]
Contribution: main study conception, analysis of biographical facts and memoirs of G.R. Derzhavin's contemporaries, review of works of the spiritual ode genre, material processing, manuscript text drafting and design.
Received March 13, 2024 Revised April 9, 2024 Accepted April 19, 2024