Научная статья на тему 'Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Ца-рёвский, и его вклад в историю Русской Церкви'

Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Ца-рёвский, и его вклад в историю Русской Церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / HISTORY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / МУЧЕНИКИ ЦЕРКВИ РУССКОЙ / MARTYRS OF THE RUSSIAN CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ютаев Олег Александрович, Капинос Роман Валерьевич

В статье рассматривается жизненный и духовный путь священномученика Митрофана, архиепископа Астраханского и Царёвского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holy martyr Mitrofan, Archbishop of Astrakhan and Tsarev, and his contribution to the history of the Russian Church

In the article the life and the spiritual way of the holymartyr Mitrophan, Archbishop of Astrakhan and Tsarev, are described.

Текст научной работы на тему «Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Ца-рёвский, и его вклад в историю Русской Церкви»

9. Флоровский Г.В. Против Унии [Электронный ресурс] // Пути русского богословия: сайт. - URL: http://www.vehi.net/florovsky/puti/02.html (дата обращения: 18.02.2017)

10. Хаyстовiч М. Скасаванне Уни. / З псторыяй на «Вы». Вып.2.-Мн., 1994. . -116 с.

11. Цыпин В.А. Униатский фактор во взаимоотношениях Православной Церкви и Ватикана [Электронный ресурс] // Православие: сайт. - URL: http://www.pravoslavie.ru/82566.html (дата обращения: 18.02.2017)

12. Черниговская летопись[Электронный ресурс] //Л^опис Украши: сайт. - URL: http://litopys.org.ua/chernlet/chern01.htm (дата обращения: 18.02.2017)

13. Этнаграфiя Беларусь Энцыклапедыя. Мн., 1989. - 66 с.

УДК 27-75

Ютаев Олег Александрович, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород jutaev@rambler. ru

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник, наставник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Ца-рёвский, и его вклад в историю Русской Церкви

Аннотация.В статье рассматривается жизненный и духовный путь священномученика Митрофана, архиепископа Астраханского и Царёвского.

Ключевые слова: история Русской Православной Церкви; мученики Церкви Русской.

Utaev Oleg A.,

student of the Belgorod Theological Seminary (with missionary orientation) Russia, Belgorod jutaev@rambler. ru

Kapinos Roman V.

PhD in economic sciences, researcher, mentor of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

Holy martyr Mitrofan, Archbishop of Astrakhan and Tsarev, and his contribution to the history of the Russian Church

Abstract. In the article the life and the spiritual way of the holymartyr Mi-trophan, Archbishop of Astrakhan and Tsarev, are described.

Key words: history of Russian Orthodox Church; martyrs of the Russian

Church.

Священномученик Митрофан (Краснопольский) родился в 1869 году в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии (сейчас -г. Алексеевка Белгородской обл.) в крестьянской семье. Первоначальное образование он получал в сельской школе, после которой был направлен своим учителем в Бирюченское духовное училище, этот же учитель оплачивал учёбу до конца обучения. В 1884 году Дмитрий окончил училище по 1 разряду [1] и, как один из лучших учеников, был принят в Воронежскую семинарию на казённый счёт. Большинство воспитанников семинарии и училища были выходцами из семей потомственных священников, и Дмитрий оказался в их среде чужим, над ним постоянно подшучивали и смеялись, не принимали в свои игры, что сформировало в будущем святителе замкнутый и немного резкий характер, о чём он сам впоследствии неоднократно сожалел. В 1890 году он оканчивает семинарию по первому разряду [2], в ноябре того же года после женитьбы он рукоположен в диакона епископом Воронежским Анастасием (Добрадиным) и направлен для служения в Казанскую церковь города Корото-яка. В 1892 году у него родился сын, в том же году 15 декабря он был направлен для служения в Преображенскую церковь слободы Матрёно-Гезово, а в феврале 1893 года - в Свято-Троицкую церковь слободы Алексеевка (теперь -Свято-Троицкий кафедральный собор г. Алексеевка) [3]. В это время он овдовел, оставшись с малолетним сыном на руках. Его тёща решила забрать ребёнка на воспитание к себе, чтобы освободить Димитрия для служения Церкви. В том же году он был зачислен в Киевскую Духовную академию на казённый счёт на церковно-историческое отделение. Спустя 3 года он принимает монашеский постриг честь святителя Митрофана Воронежского, а в 1897 году он был хиротонисан во иеромонаха ректором академии епископом Сильвестром

(Малеванским) [4]. Он заканчивает академию со степенью кандидата богословия за работу «Аскетика святого Василия Великого».После этого он был назначен инспектором Иркутской семинарии. Помимо этого в 1898 году он становится членом Иркутского Комитета православного миссионерского общества, исполняющим обязанности ректора семинарии.

В1902 году отец Митрофан назначен ректором Могилёвской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита [5]. В дальнейшем, с 1903 по 1907 год, он занимал важные должности в могилёвской епархии: был цензором проповедей, произносимых в кафедральном соборе г. Могилёва, наблюдателем за преподаванием Закона Божия в средних и низших светских учебных заведениях города Могилева, благочинным Могилёво-Братского монастыря.

В то время появилась новая опасность для Православия, такая как теп-лохладность, отец Митрофан уделял ей особое внимание и на проповедях призывал бороться с этим явлением. «Еще большую опасность для чистоты веры представляют люди, которые по наружности остаются якобы чадами Церкви, но крайне индифферентны ко всем ее установлениям, - писал отец Митрофан. - Своими легкомысленными суждениями, рассчитанными на потворство страстям, они вносят внутреннее разложение в нравственный строй жизни христиан и незаметно понижают его. Из этого лагеря раздаются голоса против строгости церковной дисциплины, продолжительности богослужений и т.п. Поток их разрушительных действий может быть остановлен только тесным единением нравственных чад между собой и совместными их усилиями, направленными на борьбу с противниками Церкви и ее установлений»[6]. Отец Митрофан очень много уделял внимания образованию и всегда переживал о его качестве, общий упадок которого очень его беспокоил. По его мнению, это происходило потому, что стало цениться не само образование, как получение знаний, оно стало рассматриваться как средство, с помощью которого можно было получить какие-то материальные выгоды, статус, положение, должность и т.д.

В 1906 году Могилёвский епископ Стефан (Архангельский) дважды просил Синод об учреждении в его епархии викариатства. Связано это было с тем, что в Могилёвской епархии в то время было довольно много различных сектантов и иноверцев, и правящему архиерею нужен был помощник в деле миссионерства. 25 января 1907 года Св. Синод учредил в г. Гомеле кафедру викарного епископа Могилёвской епархии, на которую 11 февраля 1907 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры был хиротонисан отец Митрофан.

Владыка Митрофан видел миссионерскую деятельность главным делом своей жизни и сразу по приезде на кафедру ревностно взялся за её организацию. В то время более половины Гомеля было населено евреями и старообрядцами, в город систематически приходили проповедовать штундисты из

Черниговской губернии. В связи с этим владыка на съезде духовенства Гомельского уезда предложил создать миссионерские курсы, которые были открыты 15 июня 1908 года. Лекции велись как местным духовенством, так и приглашёнными из Санкт-Петербурга профессорами и миссионерами.

Осенью 1907 года епископа Митрофана избрали членом Государственной Думы третьего созыва от Могилёвской губернии.В то время интеллигенция всё более отходила от Бога и Церкви. Парламентарии не были исключением, очень часто законопроекты, выдвигаемые тогда, имели антинародный характер. И святитель был яростным защитником религиозных и нравственных интересов народа. Одной из проблем, решения которой пытался добиться епископ Митрофан, было пьянство. Торговля спиртными напитками стала средством пополнения казны, при этом никто из парламентариев не задумывался о духовном и физическом состоянии народа.Первоначально, не разобравшись полностью, владыка поддался этим веяниям. На одном из заседаний Думы епископ Митрофан заявил: «Нужно оздоровить, нравственно поднять народ, и тогда, несомненно, борьба с пьянством станет на правильный и рациональный путь. За постепенность говорит и соображение другого характера. Несомненно... что при всем нашем желании мы не можем выключить из государственного бюджета 480 миллионов рублей, которые получаются от продажи питий» [8]. Но впоследствии, поняв полные масштабы пьянства в России на тот период, занял жёсткую и непримиримую позицию. «Я не назову здоровой ту финансовую систему, - заявил он, - которая покоится на основаниях, которые при практическом осуществлении приводят нацию к обессилению нравственному и физическому. Идя этим путем, такая система подкапывается под самые основы и корни того организма, которым она питается. И неизбежно наступит пора, когда обессиленный народный организм окажется совершенно неплатежеспособным. Поэтому нужно вовремя остановиться и признать, что доход от водки вреден, и правительство в собственных интересах должно отказаться от доходов от спиртных напитков, хотя, быть может, и не сразу, а постепенно, по мере того как будут изысканы новые источники пополнения той бреши, которая произойдет при проведении радикальных мер борьбы с пьян-ством»[9].Начиная с 1909 года владыка активно участвует в антиалкогольном движении, становится членом Общества Первой Российской Сергиевской школы трезвости, с 29 мая 1911 года он также становится почетным членом Камчатского Православного Братства, с 21 июля — товарищем Председателя Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

Продолжал владыка заботиться и об образовании, и о нравственном состоянии получавшей образование молодёжи. Зачастую именно при получении образования молодёжь того времени заражалась революционными идеями. «Что же касается вопросов веры, спасения, то они или в лучшем случае замалчиваются, или на них смотрят с нескрываемой досадой, нетерпением, как на что-то такое, что только отнимает у юношей время, дорогое и нужное для

иных целей или знаний, на самом деле подчас пустых и ничтожных, с точки зрения серьезного человека, но выдвигаемых модой, требованиями момента... Кому ни приходилось видеть такой семьи, где уже открыто совершается глубокая трагедия разделения на два лагеря представителей старшего поколения и младшего, одних — борющихся за свои святые убеждения, всем своим существом не желающих усвоить грубый материалистический взгляд на предметы высокого для них почитания, а других — нагло глумящихся над проявлениями религиозности и набожности и почитающих великою честью для себя считать своим родоначальником обезьяну. И если прежде такой грубый материализм находил для себя последователей главным образом из среды питомцев высшей школы, то теперь является большая опасность, что он пойдет дальше и даже может проникнуть в школу начальную, в среду простого верующего народа. По крайней мере, все чаще и чаще раздаются голоса... что на уроки Закона Бо-жия в школе уделяется слишком много времени» [10], - сетовал владыка.

Будучи депутатом Государственной Думы, владыке приходилось защищать интересы Церкви от нападок со стороны леворадикально настроенных членов Думы. Так, 16 апреля 1912 года им была произнесена речь в защиту Православия. Позже, 13 мая, когда обсуждалась смета Св. Синода, совместно с епископом Евлогием (Георгиевским), он защищал тезис о значении Православной Церкви как первенствующей в России. В это время один из депутатов выкрикнул: «Ни одного гроша народных денег кровопийцам», «религия -опиум для народа», что явилось полной неожиданностью. 3 ноября епископ Митрофан назначен на Минскую кафедру [11]. Как и в Гомеле, владыка занимался защитой Православия, на этот раз против усилившейся после событий 1905-1907 гг. католической и протестантской пропаганды.

Владыка стремился качественно поднять уровень церковно-приход-ских школ, постоянно объезжал свою епархию, заглядывая даже в самые отдалённые приходы, которые ранее никогда не посещались архиереями. Он продолжал участвовать в жизни братств.

Епископ Митрофан много внимания уделял почитанию местночтимых святых, памятованию духовной истории родного края. По его благословению была написана икона собора Белорусских святых, которая находилась в каждом храме епархии.

Во время Первой мировой войны владыка активно занимался благотворительностью. По его благословению и при его участии организовывались госпитали и лазареты для раненых, собирались пожертвования для беженцев. Владыка сам неоднократно выезжал на фронт, благословляя и поддерживая войска, несмотря на то, что сам неоднократно попадал под артиллерийские обстрелы.

1 июля 1916 года решением Св. Синода владыка был назначен на Астраханскую кафедру. Здесь он продолжает активно заниматься просветительской и миссионерской деятельностью. Епископ объезжает калмыцкую степь,

знакомится с состоянием миссии в этом крае и открывает курсы наподобие таких, которые были им организованы в Минске и Гомеле. Необходимость этих курсов была обусловлена тем, что в Астраханской губернии проживали тысячи буддистов и мусульман. Сюда же, к границам государства, стекались различного рода сектанты и раскольники - молокане, штундисты, хлысты и т.д., поэтому необходимость активизации миссии и открытия курсов трудно было переоценить. Не обходил стороной преосвященный и образование в губернии.

5 ноября 1916 года он посетил городское реальное училище и присутствовал на уроках Закона Божия. Во время большой перемены он сказал ученикам: «Современное образование, несмотря на плоды, которые оно приносит учащимся в жизни, не может одно сделать нас истинным человеком, - необходимо воспитание религиозное и нравственное, средством к чему являются уроки Закона Божия» [12].

В феврале-марте происходит революция, и либеральная часть духовенства попыталась выступить против архиерея с целью его смещения с кафедры. Но на прошедшем чрезвычайном съезде духовенства епархии владыке было высказано полное доверие.

2 сентября 1917 года Святейший Синод удовлетворил прошение владыки Митрофана, учредив в Астраханской епархии викариатство и назначив на кафедру епископа Леонтия (фон Вимпфена) с титулом Енотаевский [13].

В августе 1917 год начал свою работу Всеросийский Поместный собор Русской Православной Церкви, и епископ Митрофан принял на нём активное участие. Узнав о готовящемся Соборе, он немедленно начал подборку материалов исторического и канонического характера, которые потом легли в основу его доклада, посвящённого вопросу восстановления Патриаршества. На Соборе он возглавил Отдел о Высшем церковном управлении. 11 октября владыкой был зачитан на пленарном заседании доклад, посвящённый восстановлению Патриаршества [14]. Этот вопрос не был предусмотрен Предсоборным Советом, на момент начала работы Собора немногие открыто разделяли эту идею. Доклад епископа Митрофана вызвал ожесточённую дискуссию, 32 члена собора высказались против обсуждения этого вопроса. Споры продолжались 2 недели, и во время них владыка продолжал твёрдо отстаивать идею Патриаршества, пока 28 октября большинством голосов на первосвятительский престол не был избран митрополит Тихон (Белавин).

В это время происходит очередная смена власти, которую захватывают большевики. По окончании сессии собора владыка возвращается в Астрахань, и в это время город занимают красноармейцы и обосновываются в Кремле, в котором находился кафедральный собор, архиерейские покои и духовная консистория. В это тяжёлое время владыка возвращается в Москву для участия во 2 сессии Поместного Собора.

На ней владыка добился канонизации священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, который был убит в 1671 году восставшими казаками Степана Разина. Постановление о прославлении было принято 6 (19) апреля 1918 года [15].

25 апреля владыка был награждён саном архиепископа. В это время он продолжает активную деятельность в работе Собора. Когда был поднят вопрос о деятельности миссионеров, владыка приложил усилия, чтобы этот вопрос не был снят с повестки и высказался за необходимость развития миссионерской деятельности и увеличения расходов на содержание миссионеров и членов их семей. «Церковь без миссии не может быть, потому что она без нее будет безжизненна, — сказал он. — Церковь через миссионеров, как передовых своих деятелей, должна приобретать. О них поэтому и должна быть первая забота Церкви» [16]. Во время работы Поместного Собора на Украине начались нестроения, касающиеся гражданской и церковной жизни, и перед Собором встал вопрос «об основаниях, при соблюдении которых автономия Украинской Церкви является канонически приемлемой» [17]. Одним из содокладчиков по этому сложному вопросу стал архиепископ Митрофан, показавший себя здесь духовно возросшим святителем, мыслящим глубоко церковно, канонически безупречно и исторически широко, сочетавшим в своих предложениях верность канонам со взвешенностью подхода к вопросам, затрагивающим интересы слишком многих людей и могущим сказаться огромными последствиями в будущем.

В сентябре 1918 года епископ Леонтий организовывает Епархиальный союз церквей с целью регистрации его как юридического лица в органах светской власти. Архиепископ Митрофан выступил категорически против этого. Несмотря на это, епископ Леонтий начал проводить в Иоанно-Предтеченском монастыре собрания и заседаний, содержание которых сводилось к агитации против владыки Митрофана. Епископ Леонтий был вызван на суд в Москву, но, ссылаясь на запрет выезжать из Астрахани, он отказался ехать на суд. 22 сентября был созван собор епископов, на котором было принято решении об отлучении епископа Леонтия с запрещением в священнослужении до принесения покаяния, но по просьбе архиепископа Митрофанаприведение в исполнение этого решения было отсрочено. Владыке Митрофану было поручено довести до епископа Леонтия решение собора, также он должен был склонить епископа Леонтия к церковному послушанию, который должен был не позднее чем через 2 недели отправиться в Москву на суд, в противном же случае решение суда должно быть вынесено заочно. Епископ Леонтий снова проигнорировал решения суда.

18 февраля 1919 года владыкой Митрофаном был организован Крестный ход, после которого он отслужил заупокойную литию на могиле красноармейцев. Это не было проявлением лояльности к власти большевиков, напро-

тив, владыка был известен как убеждённый монархист и противник новых властей. Лития указывала лишь на то, что Церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны вне зависимости от их политических убеждений.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 1919 года во время проповеди владыка высказался относительно происходящих событий и жертв гражданской войны, «погибших в результате ненужных и бессмысленных действий гражданских властей». Это сразу же было использовано против него. Духовенство епархии несколько раз предлагало ему бежать, но владыка, указывая на свои архиерейский долг, отказался скрываться. «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом», - говорил Владыка.

Тем временем в городе царил красный террор. Казнями руководил Сергей Миронович Костриков, более известный под псевдонимом Киров. По его приказу 24 мая был расстрелян Крестный ход, приуроченный канонизации священномученика Иосифа Астраханского. В ночь на 26 мая архиепископ Митрофан был арестован и обвинён в контрреволюционном заговоре. Дело вёл начальник местного ЧК Г. Атарбеков. На допросах владыка никого не оклеветал и держался твёрдо. Вообще дело было удивительно тонким, поскольку туда нечего было подшить. В ночь на 6 июля архиепископа Митрофана выволокли во двор в одном нижнем белье и расстреляли. Незадолго до расстрела он успел примириться с епископом Леонтием, расстрелянным той же ночью. Тела архиереев были выкуплены верующими и захоронены.

Первоначальное место погребения архиереев известно достаточно достоверно. «Сейчас это место находится на территории городской туберкулёзной больницы № 1 (использующей сохранившиеся здания Покрово-Болдин-ского монастыря), внутри её ограды (уже современной постройки). Место это представляет собой пустырь без всяких построек. Если возникнет необходимость поиска останков архиепископа Митрофана, то можно полагаться на такие ориентиры: возможно сохранившиеся останки фундамента памятника, бывшего на могиле; закопанные вскоре после захоронения архиереев на полуметровую глубину бутылки с вложенными в них записками, рассказывающих об обстоятельствах гибели архиереев. И наконец, к наперсному кресту, одетому на архиепископа Митрофана о. Дмитрием Стефановским, к цепи была прикреплена железная коробочка с подобной же записью» [18]. Предпринято несколько попыток найти место их захоронения, во время которых были зафиксированы случай помощь людям, помогавшим в поисках, - люди получали

исцеления, находили работу. Но несмотря на все попытки найти останки убиенных архиереев, сделать это не удалось, и есть все основания полагать, что захоронение на территории монастыря отсутствует. После войны прошёл слух о перезахоронении архиепископа Митрофана и епископа Леонтия на городское кладбище, где верующие поставили деревянный крест. Местные власти регулярно его уничтожали, но он вновь появлялся на этом месте. На заседании Св. Синода, проходившем в декабре 2001 года, было принято решение о канонизации священномученика Митрофана [19]. Канонизация состоялась 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани.

Библиография

1.Разрядный список учащихся Бирюченского духовного училища после испытаний, проведённых летом 1884 года // Воронежские епархиальные ведомости, 1884, № 15, С. 463.

2.Выпускники Воронежской духовной семинарии 1890 года, генеалогический сайт Бовкало А.А. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/voronezsem.html/.

3. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 598, л. 1 об-2.

4. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 598, л. 11.

5. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 598, л. 16 об.

6. Могилевские епархиальные ведомости. 1906. № 10. С. 349.

7. Могилевские епархиальные ведомости. 1908. № 8-9. С. 342.

8. Государственная дума. Третий созыв, сессия I, заседание 14, 7 XII

1907 г., С. 856. Стенографический отчет.

9.Государственная Дума. Третий созыв, сессия I, заседание 30, 19 II

1908 г., С. 2138. Стенографический отчет.

10.Прибавления к Церковным ведомостям. 1910. № 40. С. 1688-1689.

11. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 598, л. 35-36.

12.Астраханские епархиальные ведомости. 1916. № 32-33. С. 628-629.

13. РГИА. Ф. 796, оп. 204, 1 отд., 5 ст., д. 348, л. 8.

14. РГИА. Ф. 833, оп. 1, д. 1, л. 240-245, 249-250.

15. РГИА. Ф. 833, оп. 1, д. 15, л. 264.

16. РГИА. Ф. 833, оп. 1, Д. 13, л. 276-278.

17. РГИА. Ф. 833, оп. 1, д. 25, л. 161.

18. Иосиф (Марьян), игум., Астраханскиеновомученики. Священно-мученик Митрофан (Краснопольский)// Благовестъ (православная газета), 1 июля 2005.

19. Журнал N 81 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 г.

Раздел III. Документы, отчеты, мероприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.