Научная статья на тему 'СВЯЩЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ В ПЕСНОПЕНИЯХ НА ОБРЕТЕНИЕМОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО'

СВЯЩЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ В ПЕСНОПЕНИЯХ НА ОБРЕТЕНИЕМОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВЯЩЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ / ЕВФИМИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ / ИНОК ГРИГОРИЙ / СТИХИРАРЬ "ДЬЯЧЬЕ ОКО" / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИЕРОТОПИЯ / ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козырева Антонина Андреевна

Статья посвящена исследованию отражения священной топографии города Суздаля в песнопениях уникальной службы прп. Евфимию Суздальскому на 4 июля, тексты которой были созданы в 40-х гг. XVI века гимнографом, агиографом, иноком мужского суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием. Песнопения чинопоследования, обнаруженные в Стихираре типа «Дьячье Око» из собрания Д. В. Разумовского, рассматриваются в статье как специфический феномен локальной певческой культуры середины XVII века. Неоднократное упоминание Суздаля в музыкально-поэтических текстах службы позволяет рассмотреть их с точки зрения музыкальной иеротопии как направления в искусствоведении, исследующего роль церковного пения в оформлении сакрального пространства. Анализ образов «священного града» Суздаля, важнейших храмов как сакральных локусов, а также гробницы прп. Евфимия в поэтических текстах службы доказывает их непосредственную связь с локальной литургической традицией. На основании исследования художественной структуры роспева одного из песнопений в честь почитаемого суздальского святого автор приходит к выводу о том, что музыкальная форма последовательно воплощает средствами знаменного роспева образность, связанную с разными уровнями священной топографии города и его символическим центром - ракой с чудотворными мощами прп. Евфимия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Козырева Антонина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED TOPOGRAPHY IN CHANTS TO THE UNCOVERING OF THE RELICS OF ST. EUTHYMIUS OF SUZDAL

This work studies the way how the sacred topography of the city of Suzdal appears in the chants from the unique service of St. Euthymius of Suzdal on July 4, the texts of which were created in the 40s of the 16th century by the hymnographer, hagiographer, monk of the male Suzdal Spaso-Euthymiev monastery Grigory. The chants of the rites, discovered in the Book of Sticheron “D’yach’e oko” from the collection of D. V. Razumovsky, are first considered in the article as a specific phenomenon of the local singing culture of the mid- XVIIth century. The repeated mention of the city of Suzdal in the musical and poetic texts of the service allows us to consider them from the point of view of musical hierotopy as a trend in the art history that explores the role of church singing in the design of sacred space. The analysis of the images of the “sacred city” of Suzdal, the most important temples as sacred loci, as well as the tomb of St. Euthymius in the poetic texts of the service proves their direct connection with the local liturgical tradition. Having studied the artistic structure of the chant of one of the texts in honor of the revered Suzdal saint, the author comes to the conclusion that the musical form consistently embodies the imagery associated with different levels of the sacred topography of the city, lining up, by means of the znamenny chant, from its symbolic center - the shrine with the miraculous relics of St. Euphemius.

Текст научной работы на тему «СВЯЩЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ В ПЕСНОПЕНИЯХ НА ОБРЕТЕНИЕМОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ЕВФИМИЯ СУЗДАЛЬСКОГО»

Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 176-195

СТАТЬИ

Научная статья УДК 783

doi: 10.26156/OM.2023.15.2.008

Священная топография в песнопениях на обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского

Антонина Андреевна Козырева

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кор-

сакова, Санкт-Петербург, Россия,

toni-ka@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4525-3699

Аннотация. Статья посвящена исследованию отражения священной топографии города Суздаля в песнопениях уникальной службы прп. Евфимию Суздальскому на 4 июля, тексты которой были созданы в 40-х гг. XVI века гимнографом, агиографом, иноком мужского суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием. Песнопения чинопоследования, обнаруженные в Стихираре типа «Дьячье Око» из собрания Д. В. Разумовского, рассматриваются в статье как специфический феномен локальной певческой культуры середины XVII века. Неоднократное упоминание Суздаля в музыкально-поэтических текстах службы позволяет рассмотреть их с точки зрения музыкальной иеротопии как направления в искусствоведении, исследующего роль церковного пения в оформлении сакрального пространства. Анализ образов «священного града» Суздаля, важнейших храмов как сакральных локусов, а также гробницы прп. Евфимия в поэтических текстах службы доказывает их непосредственную связь с локальной литургической традицией. На основании исследования художественной структуры роспева одного из песнопений в честь почитаемого суздальского святого автор приходит к выводу о том, что музыкальная форма последовательно воплощает средствами знаменного роспева образность, связанную с разными уровнями священной топографии города и его символическим центром — ракой с чудотворными мощами прп. Евфимия.

Ключевые слова: священная топография, Евфимий Суздальский, инок Григорий, Стихирарь «Дьячье Око», музыкальная иеротопия, знаменный роспев

Для цитирования: Козырева А. А. Священная топография в песнопениях на обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 176-195. https://doi.org/10.26156/0M.2023.15.2.008.

© Козырева А. А., 2023

Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. P. 176-195

ARTICLES

Original article

doi: 10.26156/OM.2023.15.2.008

Sacred Topography in Chants to the Uncovering of the Relics of St. Euthymius of Suzdal

Antonina А. Kosyreva

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia, toni-ka@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4525-3699

Abstract. This work studies the way how the sacred topography of the city of Suzdal appears in the chants from the unique service of St. Euthymius of Suzdal on July 4, the texts of which were created in the 40s of the 16th century by the hymnographer, hagiographer, monk of the male Suzdal Spaso-Euthymiev monastery Grigory. The chants of the rites, discovered in the Book of Sticheron "D'yach'e oko" from the collection of D. V. Razumovsky, are first considered in the article as a specific phenomenon of the local singing culture of the mid-XVIIth century. The repeated mention of the city of Suzdal in the musical and poetic texts of the service allows us to consider them from the point of view of musical hierotopy as a trend in the art history that explores the role of church singing in the design of sacred space. The analysis of the images of the "sacred city" of Suzdal, the most important temples as sacred loci, as well as the tomb of St. Euthymius in the poetic texts of the service proves their direct connection with the local liturgical tradition. Having studied the artistic structure of the chant of one of the texts in honor of the revered Suzdal saint, the author comes to the conclusion that the musical form consistently embodies the imagery associated with different levels of the sacred topography of the city, lining up, by means of the znamenny chant, from its symbolic center — the shrine with the miraculous relics of St. Euphemius.

Keywords: sacred topography, St. Euthymius of Suzdal, monk Gregory, Book of Sticheron, musical hierotopy, znamenny chant

For citation: Kosyreva A. A. Sacred Topography in Chants to the Uncovering of the Relics of St. Euthymius of Suzdal. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. P. 176-196. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/0M.2023.15.2.008.

© Antonina A. Kosyreva, 2023

Антонина Козырева

Священная топография в песнопениях на обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского

В последние несколько лет в музыкальной медиевистике становятся актуальными проблемы, связанные с представлениями о сакральной топографии в древнерусской культуре. Преимущественно эта проблематика разрабатывается историками архитектуры и градостроительства, которые в первую очередь обратили внимание на особую символическую организацию древнерусского городского пространства. А. Л. Баталов в своей совместной с Л. А. Беляевым статье о топографии средневекового города так определял понятие священной топографии:

Представления человека о том мире, в который он помещен неведомой ему силой, материализуются множеством способов. Среди них — обязательная и всеобщая сакрализация окружающей Среды, формирование особого, свойственного только данному социуму «священного пространства». <...> Конкретными средствами воплощения служат организация религиозной (в средневековой Европе — церковной) жизни, искусство и архитектура [Баталов, Беляев 1998, 13].

Авторы исследования полагают, что возникающие при этом системы могут быть описаны «как здания и специально организованные священные участки, а также как методы их размещения на местности и в конкретном ландшафте», «как смысловые взаимосвязи религиозного и исторического характера, которыми их наделяют создатели» и, наконец, «как способы функционального ритуального использования систем в качестве искусственно созданной сакральной среды» [Баталов, Беляев 1998, 13]. По мнению А. Л. Баталова и Л. А. Беляева,

взятые вместе, эти элементы и образуют сакральное пространство. Оно может быть дискретным или сплошным; покрывать занимаемую этносом территорию ровной сетью или формировать мощные семантические узлы (относительно независимые или собранные в жесткую иерархическую цепь). Человек, конеч-

но, всегда старается перекрыть всю занимаемую им территорию хотя бы системой зримых символов, а в идеале — незримым покровом сверхъестественной защиты [Баталов, Беляев 1998, 13].

Одним из средств формирования сакрального пространства оказывается музыкальная традиция, тесно связанная со священными локусами того или иного города, региона, государства.

В древнерусских песнопениях, посвященных прославлению русских чудотворцев, тема священной топографии представлена с древнейших времен, начиная с первых канонизированных святых — страстотерпцев Бориса и Глеба, а также прп. Феодосия Печерского, литургическое почитание которых складывается уже в XI веке [Серегина 1994, 55], но особого расцвета она достигает в ХУ1-ХУ11 вв. К этому моменту в литургической традиции уже сформировалась особая система образности, выражающая идею сакрального городского пространства. В частности, тема священной топографии представлена в песнопениях суздальским святым, таким как, например, прп. Евфросиния Суздальская, Евфимий Суздальский и т. д. Совокупность и взаимодействие наполненных особым смыслом образов в древнерусских песнопениях играет ведущую роль в создании целостного единства песнопения и раскрытии авторского замысла средневековых гимнографов.

Рассуждая о природе образности священной топографии, архим. Александр (Федоров) пишет следующее:

Содержание образа-символа, а не только форма делает его сквозным в средневековой архитектуре. Однако он не является чем-то самоочевидным [Федоров 1999, 50].

Ведущими мотивами в содержании образности в архитектуре и изобразительном искусстве исследователь, вслед за Л. А. Успенским, выделяет две основные составляющие: Жертву Христа и Преображение мира [Федоров 1999, 50]. В песнопениях суздальским святым находит отражение осмысление городского пространства как пространства символического, в котором с помощью особой системы знаков происходит уподобление Суздальской земли Божественной реальности.

С градостроительной точки зрения,

... освоение города и вообще жизненного пространства по образно-символическим уровням есть «иконизация» мира, имеющая пер-

вообразом для архитектуры Горний Град, столь же центральный для архитектуры, как изображение Пантократора для живописи [Федоров 1999, 50].

В певческих произведениях, предназначенных для литургического использования в сакральном пространстве, также происходит своеобразная «иконизация» музыкально-поэтических образов, воплощающих идею древнерусского города как иконы Небесного Града Иерусалима.

Данное исследование посвящено рассмотрению форм реализации представлений о священной топографии в древнерусских песнопениях прп. Евфимию Суздальскому, основателю Спасо-Преображенского суздальского монастыря.

Прп. Евфимий Суздальский родился в начале XIV века (точный год его рождения не известен) и был уроженцем Нижнего Новгорода. Согласно текстам жития, Евфимий еще в отрочестве принял постриг в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре \ настоятелем которого был Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский. В обители Евфимий пребывал в постоянном посте, совершал непрестанный молитвенный подвиг. Днем он трудился, исполняя послушания, а по ночам уединялся в пещеру:

Сеи же блаженныи Еоуфимие бысть в подвизе велице <. > на-молитву непрестанную, наалкание и нажажду, на молчание. на земли легание. наготу возлюби амягка одеяние возненавиде, всегда угодная богу творяше [РГБ. Ф. 113. № 628. XVI в. Л. 3737 об.].

Когда Евфимию было 36 лет, святой Дионисий, по просьбе великого князя Нижегородско-Суздальского Бориса Константиновича, послал его и еще 11 своих учеников в Суздаль, для создания там мужского общежительного монастыря [Кривцов 2008, 384-397]. Прибыв в Суздаль, Евфимий вместе с архиереем и князем Борисом 2 отыскали место, к северу от города, где впоследствии был основан монастырь и возведена церковь Преображения Господня:

Князь же и епископъ взяша с собою и блаженнаго Еоуфимия. и поидоша богом наставляеми. и вышед за градъ <.> и поидоша

1 Печерский Вознесенский монастырь — мужской православный монастырь в Нижнем Новгороде, основанный Дионисием Суздальским в 1328-1330 гг.

2 Князь Борис Константинович Суздальский ^ 1393).

на нощную страноу по реце в верхъ зовемыя каменица<...> и до-шедше обретоста место благополучно <...> на горе близъ града [РГБ. Ф. 113. № 628. XVI в. Л. 46 об.-47].

В пространной редакции жития прп. Евфимия годом основания монастыря указывается 1352 год [Кривцов 2008, 384]. Евфимий был рукоположен сначала в диакона, затем в иерея и архимандрита. Епископ благословил его служить с палицей, в митре и с рипидами. Эта традиция сохранялась на протяжении всего существования монастыря. В житии суздальского преподобного есть глава, описывающая подготовку святого к своей кончине:

. отеса три каменгиоу северских врат близ святаго жертвеника заложи себе гробъ в нем же и положено бысть святое и много-трудоположеное его тело [РГБ. Ф. 113. № 628. Л. 49-49 об.].

В пространной редакции жития указывается точная дата преставления Евфимия Суздальского — 1 апреля 6912 (1404) [Кривцов 2008, 384397]. Мощи преподобного были обретены 4 июля 1517 года и положены в новом Спасо-Преображенском соборе, в котором, в том числе после перестройки храма в 50-60-х гг. XVI века, рака с мощами и находилась вплоть до первой половины XVII столетия [Кривцов 2008, 384-385].

Житие Евфимия Суздальского сохранилось в трех редакциях: про-ложной (1479 — начало XVI века), краткой (начало 10-х гг. XVI века) и составленной на ее основе расширенной пространной (вторая половина XVI века). Автором пространной редакции жития и текстов службы является инок Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Григорий. Образцом для нее послужила 4-я редакция жития Сергия Радонежского, автором которой считается Пахомий Логофет. Эта связь также прослеживается и в текстах службы [Кривцов 2008, 384-397]. Наиболее раннюю, проложную редакцию жития обнаружил А. А. Турилов [Турилов 2003, 21-25]. При датировке остальных двух редакций изначально было принято считать, что краткая составлена на основе пространной: это мнение было выдвинуто В. О. Ключевским и опровергнуто Т. В. Черторицкой, которая доказала, что пространная редакция — это краткая, дополненная наличием чудес и некоторыми сведениями, при написании которых автор, скорее всего, опирался на житие Сергия Радонежского [Кривцов 2008, 385].

Изучением жития Евфимия Суздальского занимались такие исследователи, как В. О. Ключевский в известной монографии, посвященной

древнерусским житиям 3, В. А. Колобанов в работах «Владимиро-Суз-дальская литература XIV-XVI вв.» 4 и «Владимиро-Суздальские литературные памятники» 5, Б. М. Пудалов в статье «Житие Евфимия Суздальского и спорные вопросы истории великого княжества Нижегородского» 6, А. А. Турилов, рассмотревший неизвестное краткое житие прп. Евфимия в Прологе начала XVI века из Библиотеки Папского Восточного института в Риме 7.

Сведения об авторе текстов жития и, предположительно, службы иноке Григории известны по упоминаниям в его собственных произведениях — житиях, службах и канонах суздальским святым. Например, в заглавии к канону прп. Евфросинии Суздальской в большинстве списков указано: «Творение Григория инока смиреннаго». Так же надписаны многие каноны и жития в честь других суздальских святых, атрибутируемые иноку Григорию, например, в списках: [РНБ. ОЛДП. Б. 223. XVII в. Л. 14]; [РНБ. Соф. 1467. XVII в. Л. 188]; [РНБ Ф. 113. № 628. XVI в. Л. 133]. При определении периода, в который творил инок Григорий, исследователи расходились во мнениях. В. А. Колобанов и Р. П. Дмитриева считали временными рамками его творчества вторую половину XVI века. Иноком Григорием написаны жития и службы таких суздальских святых, как Евфимий Суздальский, Евфросиния Суздальская, еп. Иоанн Суздальский, прп. Козьма Яхромский, еп. Феодор Суздальский. Также ему принадлежит авторство похвального Слова «на память всех святых русских и новых чудотворцев», прославленных на соборах 1547 и 1549 гг. В настоящее время списки его произведений собраны и классифицированы В. А. Колобановым [Григорий 2011, 559]. Во многих произведениях инока Григория особое внимание уделено городу Суздалю и почитанию его святынь, например, в житии Евфросинии Суздальской. Статья в «Православной энциклопедии», посвященная иноку Григорию, так характеризует его литературный стиль:

3 См.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Москва: Наука, 1988. 509 с.

4 См.: Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская литература XIV-XVI вв.: Учебное пособие. Москва: [б. и.], 1975. Вып. 1. 124 с.; 1976. Вып. 2. 69 с.; 1978. Вып. 3. 102 с.

5 См.: Колобанов В. А. Владимиро-Суздальские литературные памятники XIV-XVI веков: Учеб. пособие. Москва: МГПИ, 1982. 172 с.

6 Пудалов Б. М. Житие Евфимия Суздальского» и спорные вопросы истории великого княжества нижегородского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. Вып. 3 (21). С. 82-83.

7 См.: Турилов А. А. К ранней истории общерусского почитания преп. Евфимия Суздальского (неизвестное краткое житие в Прологе нач. XVI в. из библиотеки Папского Во-сточного института в Риме) // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: (К 650-летию основания монастыря): Материалы научно-практической конференции. Владимир; Суздаль: [б. и.], 2003. С. 21-25.

Житиям, написанным Григорием присущи стилистические черты, характерные для памятников середины XVI в.: риторичность, подражательность произведениям предшественников времени вплоть до прямых заимствований [Григорий 2011, 559].

Такие суждения свидетельствуют о недооценке современным литературоведением творческого вклада инока Григория в развитие суздальской литературной и литургической традиций.

Что касается служб Евфимию Суздальскому, то до настоящего времени было известно только одно чинопоследование, посвященное его памяти, — на успение святого 1 апреля, достаточно распространенное в ненотированных рукописях, в частности, Трефологиях и Минеях. Певческая версия службы известна уже с XVI века. Однако нами был выявлен единственный список особой службы на обретение мощей прп. Ев-фимия в Стихираре типа «Дьячье Око» [РГБ. Ф. 379. № 63-66] середины XVII века: служба на 1 апреля находится в «весеннем» томе № 65 (л. 152), песнопения же на обретение мощей на 4 июля выписана в «летнем» томе № 66 (л. 245-250). Оба чинопоследования остаются неизученными как с текстологической, так и с музыкальной точки зрения, хотя первое из них широко представлено в Стихирарях. Тексты службы на обретение мощей роспеты знаменным роспевом и зафиксированы в Стихираре из коллекции Д. В. Разумовского знаменной, частично опомеченной нотацией, без признаков. Тайнозамкненные формулы даны в тексте без разводов. Служба, по-видимому, не была распространена и, возможно, связана именно с суздальской богослужебной практикой, точнее — с суздальским Спасо-Преображенским монастырем, в котором находились мощи преподобного. Служба ранее не изучалась и остается неопубликованной. Вопрос о том, является ли инок Григорий автором текстов чи-нопоследования на обретение мощей, требует дальнейшего изучения, однако предварительно можно высказать предположение, что служба составлена гораздо позднее (для решения проблемы авторства текстов необходимо, в первую очередь, выявить редкие списки чинопоследования в рукописях XVI века, которые пока не обнаружены).

Тема Суздаля как особого сакрального пространства, освящаемого мощами прп. Евфимия, представлена практически во всех песнопениях службы на 4 июля, тогда как в чинопоследовании на преставление образность, связанная с представлениями о священной топографии Суздаля, встречается гораздо реже.

Обратимся к характеристике чинопоследования на обретение мощей прп. Евфимия по рукописи [РГБ. Ф. 379. № 66]. Для анализа состава

службы был подготовлен инципитарий, в котором указаны формообразующие микроциклы стихир и другие значимые компоненты службы (таблица 1):

Таблица 1. Инципитарий службы на 4 июля по рукописи [РГБ. Ф. 379. № 66]

Table 1. The incipits of the service on July 4 according to the manuscript [RSL. F. 379. No. 66]

На великой вечерне:

Стихиры на «Господи, воззвах», гл. 4. Под.: «Дастъ знамение»

1. «Денесе яко второе солнце».

2. «Денесе сошедшеся».

3. «Денесе иноческии чино».

«Ины» стихиры, гл. 8. Под.: «О преславное» чудо.

1. «О преславному чудеси».

2. «Отче преподобне».

3. «Отче всеблаженне».

Слава, гл. 6, «Одеян добродетельми».

Стихиры на литии

1. «Радостию вси празднуем», гл. 4.

2. «Светло веселися», гл. 2.

3. «Красуися граде Соуждале», гл. 2. Слава, гл. 8, «Денесе честеное торжество».

Стихиры на стиховне, гл. 5. Самогласны.

1. «Вострубимо духовною».

2. «Денесе западная страна».

3. «Всем мнихомо».

Слава, гл. 6, «Придете иноко множество».

Стихира по 50-м псалме, гл. 6 «Днесе честное» (ук. «писан на литии»).

Стихиры на хвалитех, гл. 5. Самогласны.

1. «Верою и любовию».

2. «Веселися и радуися».

3. «Светела восия». Слава, гл. 5, «Небесному царю».

Инципитарий демонстрирует, что служба в Стихираре из собрания Д. В. Разумовского формально зафиксирована как полиелейная с литией, и, вероятно, ее литургический статус мог быть повышен по решению настоятеля до бденной (несмотря на отсутствие в кодексе малой вечерни).

Служба была значима в локальной богослужебной практике, что нашло отражение в образцовом Стихираре «Дьячье око» московского происхождения. Об особой красочности и праздничности богослужения косвенно говорит также наличие «иных» стихир на «Господи, воззвах» 4-го гласа. Рядовые стихиры в микроциклах на стиховне 5-го гласа и на хва-литех 5-го гласа — самогласные, их музыкально-поэтические тексты не ориентируются на традиционные певческие модели подобнов. Это свидетельствует об особой значимости чинопоследования, создание которого, вероятно, может быть связано с богослужебной практикой Суздальского Евфимиева Спасо-Преображенского монастыря, и о внимании гимно-графа к торжественности богослужения, что было учтено роспевщиком.

Литературные тексты песнопений службы насыщены мотивами, связанными со священной топографией, в них последовательно формируется образ пространства, которое освящается нетленными чудотворными мощами прп. Евфимия. Город Суздаль упоминается как место, в котором Евфимий получил прославление — «воссиял яко второе солнце». Например, во второй стихире на «Господи, воззвах» 4-го гласа присутствует строка: «радуйся иноческому чину украшение и похвала земли суждаль-стеи». В центральной части службы Суздаль восхваляется как «пресвет-лый», его особое значение подчеркивается за счет использования хайре-тизма «радуйся» или призыва «красуйся». В центральной части службы, в микроцикле стихир на литии (4-го, 2-го и 8-го гласов), также находим упоминание чудотворной «многоцелебной» раки.

Стоит отметить, что в текстах песнопений встречается географическое упоминание Суздаля как «западной страны», например, в славнике на «Господи, воззвах» 6-го гласа: «и на запади суждальскую страну чюде-сы просветиво отче Еуфимие». Во второй стихире на стиховне Суздаль сопоставляется с ветхозаветным образом: в стихире говорится о том, что «страна якоже нового Аврама переселника» приняла Евфимия, следовательно, в основе образа Суздаля как сакрального локуса находится библейский образ земли Ханаанской, в которой поселился Авраам и которую Бог отдал ему и его потомкам [Быт. 11 : 31] 8.

Рассмотрим подробнее, как образ сакрального пространства создается в службе на обретение мощей прп. Евфимия на примере микроцикла стихир на литии, посвященного восхвалению города Суздаля, обители (которую основал св. Евфимий) и храма Преображения Господня, а также обретению чудотворных мощей (ил. 1).

8 Стоит отметить, что тот же образ встречается и в текстах некоторым другим русским святым, в частности, в редкой службе на перенесение мощей прп. Александра Свирско-го на 17 апреля.

Ил. 1. Интерьер Спасо-Преображеского собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Фото Э. Скворцова. 2015 г.

Fig. 1. Interior of the Transfiguration Cathedral

of the Suzdal Spaso-Euthymiev Monastery. Photo by E. Skvortsov. 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит сказать, что тема прославления Суздаля и связанная с этим интонация радости характерна для всей службы. Всего в чинопоследо-вании Суздаль упоминается 12 раз, и в четырех случаях делается акцент на его восхвалении. Чудотворная рака упоминается три раза — дважды в микроцикле стихир на литии (3-я стихира и славник), композиционном центре данного чинопоследования. В обоих случаях чудотворной раке дается характеристика — «многоцелебная» (таблица 2).

Локальная пространственная семантика в литийном микроцикле особенно выражена, в том числе, благодаря исполнению в начале чина песнопений в честь посвящения храма, в котором совершается богослужение.

На примере третьей стихиры этого микроцикла рассмотрим особенности роспева и выраженной с его помощью образности. При расшифровке и реконструкции роспева были использованы следующие издания: «Лица и фиты знаменного роспева» М. В. Бражникова [Бражников 1984, 174-200, 217-247], «Пособие по изучению церковного пения» Е. А. Григорьева [Григорьев 2014, 63-75], «Ключ Разумения» монаха Тихона Ма-карьевского, изданный Н. В. Мосягиной [Мосягина 2014, 119], учебно-

Таблица 2. Мотивы, связанные со священной топографией в стихирах на литии из службы на 4 июля

Table 2. Motifs related to the sacred topography in stichera on litany from the service for July 4

Инципит Упоминание города Суздаля, обители, храма и раки

1. «Радостию вси празднуим днесе» «радуися граде Суздалю похвала и удобрение»

2. «Светло веселися инок множество» —

3. «Красуися граде Соуждале» «красуися граде Суздале» «пречестен храмо созда и обитель возгради» «окресто стояще многоцелебныя раки»

Славник «Денесе честеное торжество» «егоже ныне многоцелебную раку обстояще любезно лобзающе»

методическое пособие «Знамена, попевки, лица, фиты и строки осмо-гласного пения» Н. В. Мосягиной [Мосягина 2015, 40-52, 44-100] (см. Приложение).

В третьей стихире микроцикла можно проследить более подробную и последовательно выстроенную связь между различными сакральными пространствами, которые от максимально широкого («красуися граде Соуждале» в начале песнопения) постепенно сужаются до обители и храма («во славу пречестен храмо созда и обитель возгради»), а затем — до раки с обретенными мощами, рядом с которой иноки монастыря и миряне совершают моление Евфимию («окрест стояще многоцелебныя ти раки»). Эту последовательную связь подчеркивают образующиеся музыкально-смысловые рифмы, создающиеся за счет фитных роспевов, характерных для мелодики 2-го гласа: например, использование фиты красной (Бражников Ф2-26) на синтагмах «сего града», «обитель возгра-ди» и «отче наш Евфимие», с одной стороны, подчеркивает значимость обители как воздвижение своего рода «града во граде», а с другой — последовательную связь между Суздалем, обителью и Евфимием, который эту обитель основал.

Также музыкальную рифму создает попевка колыбцы на синтагмах «граде Соуждале», «Христа возлюбиво» и «целебная ти раки». В центре этой композиции располагается строка, повествующая о создании храма в честь Преображения Господня: «ему же во славу пречестен храмо

созда», окончание которой распевается попевкой кавычки и создает музыкально-смысловую рифму с лексемами «глаголюще» и «глаголемо», образуя еще одну симметричную структуру. Лексема «ему же» выделена фитным роспевом (Бражников Ф6-1), прославляющим Христа, которого «измлада восприял» и «в сердце возлюбил» прп. Евфимий, что опять же послужило результатом создания святой обители.

Другой значимый музыкально-смысловой эмфазис связан с образом жителей Суздаля. Этот мотив также последовательно развивается: сначала призыв «веселитеся и вы людие сего града» во 2-й музыкально-поэтической строке, который, как уже говорилось ранее, выделен фитным роспевом, затем прямое обращение молящихся к прп. Евфимию, выраженное императивом «радуйся». Прямое обращение наделяет этот колон экспрессивным смысловым ударением, подчеркнутым довольно пространным фитным роспевом в музыкальной ткани (Бражников Ф6-3). Это также является подтверждением начала нового раздела, в котором сосредоточено молитвенное обращение верующих к Евфимию, чудотворной раке и воспевание обители.

Стоит отметить, что песнопение в целом чрезвычайно богато на фит-ные роспевы. Всего в нем встречается семь фит, одна из которых повторяется трижды (таблица 3):

Таблица 3. Фиты в стихире на литии прп. Евфимию «Красуйся граде Суждалю»

Table 3. "Fitny" formulas in the sticheron on the litany to St. Euthymius "Show off, O city of Suzdal"

Начертание Лексема Атрибуция

((ГО Г|1ЛДД возтдн !оу<|>и,ш Бражников Ф2-26 / 2

Ю'О?// рддоуисА Бражников Ф3-3

мшу же Бражников Ф6-1 / 4

/бл ( нн/ин Бражников Ф2-14 / 19

п^дздшуЕлю Бражников Ф2-10 / 4

Поэтические строки «и обитель возгради и инок множество собра темже с ними вкоупе празднуемо» драматургически являются эмоциональным центром песнопения. Фитами здесь отмечены местоимение «с ними» (Бражников Ф2-14), подразумевающее иноков монастыря, которых собрал св. Евфимий и с которыми верующие участвуют в праздничном богослужении, и идущая сразу же после лексема «празднуемо» (фита двоечельна, Бражников Ф2-10), подчеркивающая особую радость и торжественность цели совершения богослужения — воспевания чудотворных мощей и святой раки. Стоит отметить, что местоимение «с ними», обозначающая иноков обители, роспето кратким, охватывающим небольшой диапазон кварты фитным роспевом, статичным и не разнообразным ритмически, в то время как роспев двоечельной фиты, приходящийся на лексему «празднуемо», создает яркий смысловой акцент, подчеркнутый сложной ритмической организацией и большой продолжительностью роспева, который охватывает широкий диапазон (малая септима).

Стоит сказать, что структурообразующую роль в этом песнопении играет попевка кулизма, которая создает последовательную музыкально-смысловую рифму между строками: «честнаго телеси обретение», «воспевающе», «инок множество собра», «руце простираемо», «честную памяте твою». Между строками «честнаго телеси обретение» и «во псал-мехъ и песнехъ воспевающе» эта рифма образует симметричную структуру, в центре которой оказывается лексема «Евфимие», благодаря чему делается акцент на цели создания и совершения богослужения — воспевании в песнопениях обретения мощей почитаемого суздальского преподобного.

На примере этого песнопения легко проследить, насколько ярко и подробно проработана локальная пространственная семантика, свойственная данному чинопоследованию как центральная его идея. Очевидно, что представления о священной топографии, о сакральном пространстве как таковом, нашли отражение не только в поэтическом тексте стихиры, но и в его музыкальной интерпретации. Судя по всему, неизвестный рос-певщик, вероятно, первой половины — середины XVII века находился в той же культурной парадигме, что и создатель чинопоследования — инок суздальского монастыря Григорий, и чутко откликался на те мотивы поэтического текста, которые выражали значимые для священной топографии локусы.

Для дальнейшего изучения певческой традиции, посвященной прп. Евфимию Суздальскому, необходимо рассмотреть как возможные источники музыкально-поэтических текстов службы на 4 июля, так и худо-

жественную форму всех остальных нотированных песнопений чинопо-следования, создающих целостный образ чтимой реликвии, освящающей и микропространство придела храма, в котором находились чудотворные мощи, и пространство всего города. Культурно значимые смыслы, которые порождают музыкально-поэтические тексты, насыщенные образами священной топографии, безусловно, следует рассматривать как неотъемлемую часть местной церковно-певческой традиции.

Приложение / Appendix

«Красуйся граде Суждале». Стихира на литии прп. Евфимию Суздальскому. 2-й глас, знаменный роспев. РГБ. Ф. 379 № 66, сер. XVII в., л. 247 об.-248. Реконструкция: А. Козырева

"Show off, O city of Suzdal". Sticheron on the litany to St. Euthymius. 2nd mode, znamenny chant. RSL. F. 379 No. 66, mid. XVII century, L. 247 vol.-248. Reconstruction: A. Kozyreva

Здд и ш _ ЕЙ _ тмь ьоз-грл _ ди

(Окончание см. на след. стр.)

(Окончание)

Список источников

[1] Баталов, Беляев 1998 — Некоторые проблемы топографии средневекового русского города // Сакральная топография средневекового города / ред. Л. А. Беляев, А. Л. Баталов. Москва: Институт Христианской Культуры Средневековья, 1998. C. 13-22. Электронная копия: РусАрх: Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры, 2005-2023. URL: http://www. rusarch.ru/batalov5.htm (дата обращения: 11.02.2023).

[2] Бражников 1984 — Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева / общ. ред.

Н. Серегиной, А. Крюкова; предисл. Н. С. Серегиной. Ленинград : Музыка. Ле-нингр. отделение, 1984. 302 с.

[3] Григорий 2011 — Григорий // Православная энциклопедия. Т. 12. Москва: Церков-

но-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 559-560.

[4] Григорьев 2014 — Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения. Изд. 3-е.

Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 2014. 318 с.

[5] Кривцов 2008 — Кривцов Д. Ю. Евфимий // Православная энциклопедия. Т. 17.

Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 384-397.

[6] Мосягина 2014 — Мосягина Н. В. Монах Тихон Макарьевский. Ключ Разумения /

исслед. памятника, расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягиной. Москва; Санкт-Петербург: Альянс-архео, 2014. 247 с.

[7] Мосягина 2015 — Мосягина Н. В. Знамена, попевки, лица, фиты и строки осмо-

гласного пения (на материале двознаменника «Ключ разумения» монаха Тихона Макарьевского): учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2015. 141 с.

[8] Серегина 1994 — Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам ру-

кописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». Санкт-Петербург: РИИИ, 1994. 468 с.

[9] Федоров 1999 — Федоров А. Н. Образно-символическая система композиции древ-

нерусского города. Санкт-Петербург: Спец. лит., 1999. 199 с.

References

[1] Batalov, Andrey L. & Belyaev, Leonid A. (1998). "Nekotorye problemy topo-grafii sred-

nevekovogo russkogo goroda" ["Some problems of the topography of a medieval Russian city"]. In Sakral'naya topografiya srednevekovogogoroda [Sacred topography of a medieval city], executive editors: Leonid A. Belyaev, Andrey L. Batalov. Moscow: Institut Khristianskoy Kul'tury Srednevekov'ya, pp. 13-22. Digital copy: RusArkh: Elektronnaya nauchnaya biblioteka po istorii drevnerusskoy arkhitektury, 20052023. Available at: http://www.rusarch.ru/batalov5.htm (accessed: 11.01.2023) (in Russian).

[2] Brazhnikov, Махт V. (1984). Litsa i fity znamennogo raspeva [Litsa and fity of znamen-

ny chant], general edition by Natalia S. Seregina, Andrey Kryukov; introduction by Natalia S. Seregina. Leningrad: Muzyka, 302 р. (in Russian).

[3] Grigoriy (2011). "Grigoriy" ["Gregory"]. In Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox

Encyclopedia], Vol. 12. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsik-lopediya", pp. 559-560 (in Russian).

[4] Grigor'ev, Evgeniy А. (2014). Posobiepo izucheniyu tserkovnogo peniya [A manual for the

study of church singing]. Ed. 3. Riga: Rizhskaya Grebenshchikovskaya staroobryad-cheskaya obshchina, 318 pp. (in Russian).

[5] Krivtsov, Dmitriy Yu. (2008). "Evfimiy" ["Euthymius"]. In Pravoslavnaya Entsiklopediya

[Orthodox Encyclopedia]. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr "Pravoslavnaya entsiklopediya", Vol. 17, pp. 384-397 (in Russian).

[6] Mosyagina, Natalia V. (2014). Monakh Tikhon Makaryevsky. Klyuch Razumeniya [Monk

Tikhon Makaryevsky. The Key of Understanding], study of the monument, deciphering the Znamenny notation by Natalia V. Mosyagina. Moscow; St. Petersburg: Al'yans-arkheo, 247 pp. (in Russian).

[7] Mosyagina, Natalia V. (2015). Znamena, popevki, litsa, fity i stroki osmoglasnogo peniya

(na materiale dvoznamennika "Klyuch razumeniya" monakha Tikhona Makar'ev-skogo) [Neume, formulas, litsa, fity and lines of modal singing (based on the materials of the "Key of comprehension" by monk Tikhon Makar'evskiy]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskaya konservatoriya imeni N. A. Rimskogo-Korsakova, 142 p. (in Russian).

[8] Seregina, Natalia S. (1994). Pesnopeniya russkim svyatym. Po materialam rukopisnoy

pevcheskoy knigi XI-XIX vv. "Stikhirar mesyachnyy" [Hymns to Russian saints. Based on the materials of a handwritten singing book of the XI-XIX centuries "Monthly Stichera"]. St. Petersburg: Rossiyskiy institut istorii iskusstv, 468 pp. (in Russian).

[9] Fedorov, Aleksandr N. (1999). Obrazno-simvolicheskaya Sistema kompozitsii drevnerus-

skogo goroda [The figurative and symbolic system of the composition of the ancient Russian city]. St. Petersburg: Spets. lit., 199 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию: 20.01.2023; одобрена после рецензирования: 27.02.2023;

принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023. The article was submitted 20.01.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.