был прямой живой диалог вне сцены. Начиная с 2000 - х взаимодействие между театром и зрителем формируется в основном через существующий музей театра и использование дискуссионных и творческих площадок в рамках фестивалей. В настоящее время появились новые дистанционные формы работы театра со зрителем через интернет - сети.
Список источников и литературы
1.Гороховцев А. Роды прошли успешно // Искра. - 2009. - 11 июля
2.Корчмарская И. М. За что я люблю театр и не только его. - Пермь. : Изд-во Курсив, 2000. - 327 стр.
3.Савина К. А. История лысьвенского театра имени Анатолия Савина [Электронный ресурс] // Народная энциклопедия Лысьвы. - Онлайн энциклопедия «Народная энциклопедия Лысьвы», 2009-. - Режим доступа: http://encyclopaedia.lysva.ru, свободный. - Загл. с экрана.
4.Судьба по имени Лысьва/под ред. И. Демьяненко. - Екатеринбург. :Изд - во Старт, 2000.
Скрипалев И. А., Исторический факультет Научный руководитель : ассистент,М.С. Ильин
Священная модернизация. Опыт и традиции исламского мира
В последние десятилетия обострилось противостояние исламского мира и «западной цивилизации», активизировалась пропаганда идеи «возрождения ислама». Термин возрождение - «ба'с, ихйа', йакза, нахда» является одним из центральных пунктов современной исламской интеллектуальной мысли нацеленной на преодоление проблем современности и развития арабо-мусульманского мира. Центральное место концепция возрождения изложена в трудах М. А. аль-Джабири (Ал-Джабири, 1982 с.5), М. Беннаби (М. ВепдаЫ, 1956 с.25 ), М. Аркун (Аркун, 1999 с.57), Хасана Ханафи (Ханафи, 1982 с.11), социальный аспект в марксистком понимании осветил Жорж Ханна (Джурдж Ханна, 1960 с.21).
«Возрождение» предполагает под собой развитие экономики, политического устройства и социальной организации общества в соответствии с нормами ислама. В данной статье будет предпринята попытка как можно кратко интерпретировать современные результаты модернизации в экономической и социально-политической сфере, а так же наметить дальнейшие пути модернизации исламских обществ. Следует отметить, что модернизация, проводимая в исламских странах, основывается в соответствии и тесном взаимодействии с исламом, и не предполагает под собой процесс секуляризации, но некоторые элементы в той или иной степени подвержены процессу секуляризации.
Исламская экономика как собирательное название экономических концепции, с помощью которых современная экономика может соответствовать морально-этическим нормам шариата. Многие исследователи рассматривают Исламскую экономику как третий путь между капитализмом и социализмом.
Основной целью исламской экономической модели провозглашался поиск альтернативных решений для актуальных проблем, прежде всего - в
сфере финансов. Основные модели развития «Исламской экономики»: Монистическая (Пакистан, Иран, Судан). Дуалистическая (Малайзия, Бахрейн и др.). Традиционная (Турция, Великобритания, Россия и др.). Данные модели развития характеризуют степень исламизации экономики и степень ее поддержки со стороны государства. В исламе запрещены сделки, которые предполагают: выплату процентов с долга (риба). Неравную информационную осведомлённость контрагентов (гарар). Спекулятивный доход (мейсир). Запрещены монополии. Запрещена торговля товарами и услугами противоречащими шариату: торговля свининой и другим нехаляльным мясом, алкоголем и наркотиками. В качестве валюты предполагается ввод золотого динара и серебреного дирхема. В качестве попыток ввода «исламской валюты» можно отметить электронную платежную систему «E-Dinar» в 2001 году, и создание компании в Малайзии и ОАЭ для чеканки монет из золота. Финансовый сектор, основанный на шариате, на 2008 год составил 500 млрд. $ по сравнению с 2004 годом 200 млрд. $. Аналитики отмечают, что рост финансового сектора составляет в среднем 10% в год. Концепция исламской экономики получила свое развитие в той или иной степени в Судане, Иране, Пакистане, Малайзии, Бахрейне благодаря успеху исламских финансовых институтов. Концепция золотого динара отличается своей гибкостью и мобильностью. Исламская экономическая модель может быть реализована в любой системе, кроме того эта концепция расширяет свою географию начиная от мусульманских стран где эта концепция представлялась сомнительной и заканчивая немусульманскими странами. (Беккин, 2012, с. 111). Таким образом, концепция «исламской» экономики как один из возможных путей экономического развития в исламских странах имеет все шансы на дальнейшую реализацию и расширение своего сектора, который соответствовал бы принципам ислама.
Политическая сфера так же подвержена процессам модернизации. Следует заметить, что деление по формам государственного устройства в исламе затруднено. Тема демократии ( димукратиййа ) одна из главных вопросов мусульманской действительности, она же одна из самых дискуссионных. (Ал-Джабири, 1994, с.26). Либеральные концепции демократии в мусульманских странах за исключением Турции и Индонезии, представляются утопичными и деструктивными. Но, тем не менее, пусть и с натяжкой, но некоторые элементы демократизации, а если говорить точнее отдаленно напоминающие институциональные элементы современных западных демократии все же можно выявить.
В арабских монархиях, таких как: Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, ОАЭ, в идеологической основе режимов этих стран лежит ислам, но на практике их политические системы восприняли часть западных норм и институтов. В качестве примера можно привести законы, закрепившие организационные принципы государственной власти, к таким правовым источникам можно отнести: Конституцию Кувейта 1962 года, Положение о Совете Министров КСА от 1954 года закрепившие принципы
организации государственной власти. Среди перечисленных стран функционирует, так называемый консультативный совет ( Шура ), который является институтом представляющим интересы общины мусульман. Политические функции и задачи совещательных органов на подобии «Шуры» позволяют рассматривать его в качестве «парламентского эмбриона», который способен развиваться в направлении законодательного органа власти». (Мелихов, 2000, с. 25). В перспективе возможна эволюция либо появление на основе шуры полноценных парламентских институтов.
Марокко и Иордания, отличаются от выше перечисленных монархии, которые характеризуются более высоким уровнем политического развития. Можно констатировать авторитарный характер правления в Марокко и Иордании, но в их конституциях было закреплено существование парламентских институтов, многопартийных систем, были так же провозглашены демократические права и свободы, что является свидетельством их эволюции в сторону демократии. ( Ёвкочев, 2007, с.7)
К странам, в которых правящие режимы придерживались светской идеологии можно отнести Сирию, Ирак, Египет. В Египте и Тунисе партийная политическая конкуренция и парламент - долгое время были прикрытием для реального авторитарного характера политической системы, в которых доминировала президентская партия. Отметим, что, в политической жизни не смотря на приверженность режимов светской идеологии, доктрина ислама в этих странах до сих пор играет весомую роль.
Уникальным в своем роде государством является Иран. Иран на 2011 год одна из немногих реальных теократий в мире. Образование 1 апреля 1979 г. Исламской республики Иран со сменой светского диктаторского режима шаха на новую теократическую модель воспринималось как модернизация политической структуры. Исламская республика по индексу демократии за 2011 год находится на 159 месте, и обозначается как государство с авторитарным режимом. В политике идет острая борьба за модернизацию исламской структуры власти - за счет повышения роли республиканских органов власти, увеличения полномочии президента, а так же снижение прерогатив религиозных институтов власти. Но следует отметить, что властные позиции верховного руководителя и «духовных» корпорации остаются весьма высокими.
Другим элементом демократизации мусульманских стран является расширение избирательных прав женщин. Хронологическая таблица получения женщинами избирательных прав в мусульманских странах, выглядит следующим образом : 1930 - Турция, 1945 - Индонезия, 1947-1956
- Пакистан 1948 -1980 - Ирак ( с 2005 года Иракская конституция гарантирует женщинам право голосовать и быть избранными, а так же определяет женщинам минимальную квоту в 25% парламентских мандатов.) 1949-1953 - Сирия 1959 - Тунис, 1962 - Алжир, 1963 - Иран , Марокко . 1964
- Ливия и Судан ,1965 - Афганистан, 1970 - Йемен, 1974 - Иордания, 2002 -Бахрейн, 2003 - Оман, 2005 - Кувейт, 2006 - Объединенные Арабские
Эмираты, в Саудовской Аравии женщины получили право принимать участие в муниципальных выборах начиная с 2015 года.
Следует заключить, что процессы трансформации политических систем в мусульманском мире продолжаются уже значительное время, хотя и с более медленной динамикой, чем это происходило в западных странах. Процессы политического и социального реформирования в мусульманском мире сталкиваются со значительными трудностями как ввиду более сильных «охранительных» механизмов, направленных на обеспечение стабильности существующих режимов, так и в силу уязвимости большинства стран перед воздействием внешних факторов - деструктивных транснациональных радикальных движений, амбиций региональных сил и политики мировых стран лидеров.
Список источников и литературы
1. Джурдж Ханна. Даджжа фи с афф ал-фалсафа (Шумиха в философии). 4-е изд. Бейрут, 1960.
2.М. Аркун. Ал-Фикр ал-'усулийй ва истихалат ат-та'сил. Бейрут, 1999.
3.М. А. Ал-Джабири. Ал-Хитаб ал-'арабийй ал-му'асир. Бейрут, 1982.
4.М. А. Ал-Джабири. Ад-Димук ратиййа ва хукук ал-инсан. Бейрут, 1994.
5.Мелихов И. А. Арабские монархии Персидского залива на этапе модернизации (70-90-е годы). Автореферат диссертации на соискание уч. ст. д.и.н. - М.: ИВРАН, 2000.
6.Р.И. Беккин. Исламская экономика: универсальная теория развития или одна из моделей третьего пути? // Восток (Oriens). 2012. № 5. С. 99-112.
7.Х. Ханафи. Ад-Дирасат ал-исламиййа. (Исламские исследования) Бейрут, 1982.
8.Шухрат Ёвкочев. Исламский мир и политичекая модернизация. //Стратегия России Ежемесячный журнал №6// Июнь 2007
9.M. Bennabi. L'Afro-asiatisme. Le Caire, 1956.
СтепановА.К., исторический факультет Научный руководитель: ассистент, А.Ю. Попова
Новый Вавилон. Архитектура небоскребов на примере Чикагской школы
С конца 19го века, в Америке прослеживается связь между философией прагматизма и архитектурной практикой. Возникают представления о прекрасном, отличающиеся от европейских. Идеи прагматизма помогли Америке освободиться от европейского классицизма, а именно в архитектуре.Новые тенденции были эклектичны, соединяли в себе несколько стилей. Они поспособствовали возникновению нового направления в архитектуре, в частности, Чикаго, которое в 1870е годы получило название «Чикагская школа».
«Чикагская школа» - такое название получила группа архитекторов и инженеров, которые в 1870-1890-е гг. работали при восстановлении Чикаго после пожара 1871 г. Среди представителей этой школы были такие знаменитые американские архитекторы, как Луис Салливен, Уильям Ле Барон Дженни, Уильям Холаберд, Мартин Рош, Джон Рут, Джордж Этвуд, Даниель Бернэм.