Научная статья на тему 'Свойства психики и их связь с асимметрией рук у пловцов'

Свойства психики и их связь с асимметрией рук у пловцов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНУАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ("РУКОСТЬ") / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЭКСТРАИНТРОВЕРСИЯ / НЕЙРОТИЗМ) / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Расулов Максуд Мухамеджанович, Лобов Алексей Николаевич, Нурбеков Малик Кубанычбекович

Оценивалось влияние занятий спортивным плаванием на развитие мануальной асимметрии в онтогенезе и ее связь с врожденными свойствами нервной системы. Для выявления рукости использовалась стандартная методика. Степень выраженности экстра и интроверсии и нейротизма устанавливалась в соответствии с опросником Айзенка. Результаты исследования позволили выявить сужение дисперсии в показателях мануальной асимметрии в спортивном онтогенезе и связь мануальной асимметрии с особенностями нервной системы пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свойства психики и их связь с асимметрией рук у пловцов»

УДК 796.01:57

Расулов Максуд Мухамеджанович

Доктор медицинских наук, профессор ГОУВПО МГПУ, Maksud@bk.ru, Москва

Лобов Алексей Николаевич Аспирант ГОУ ВПО МГПУ, psyphys@yandex.ru, Москва

Нурбеков Малик Кубанычбекович

Кандидат биологических наук, доцент ГОУ ВПО МГПУ, mlkn47@mail.ru, Москва

СВОЙСТВА ПСИХИКИ И ИХ СВЯЗЬ С АСИММЕТРИЕЙ РУК У ПЛОВЦОВ

Аннотация. Оценивалось влияние занятий спортивным плаванием на развитие мануальной асимметрии в онтогенезе и ее связь с врожденными свойствами нервной системы. Для выявления рукости использовалась стандартная методика. Степень выраженности экстра -и интроверсии и нейротизма устанавливалась в соответствии с опросником Айзенка. Результаты исследования позволили выявить сужение дисперсии в показателях мануальной асимметрии в спортивном онтогенезе и связь мануальной асимметрии с особенностями нервной системы пловцов.

Ключевые слова: мануальная асимметрия («рукость»), свойства нервной системы (экстра-интроверсия, нейротизм), возрастные группы.

Rasulov Maksud Muhamedganovich

The doctor ofmedical sciences, professor Moscow State Pedagogical University, Maksud@bk.ru, Moscow

Lobov Aleksey Nikolaevich Post-graduate student Moscow State Pedagogical University, psyphys@yandex.ru, Moscow Nurbekov Malik Kubanichbekovich The candidate of biologicall sciences, senior lecturer Moscow State Pedagogical University, mlkn47@mail.ru, Moscow

PROPERTIES OF MENTALITY AND THEIR COMMUNICATION WITH ASYMMETRY HANDS AT SWIMMERS

Abstract. In this work we estimated the influence of going in for sports swimming on the development of manual asymmetry in the ontogenesis and its connection with innate characteristics of the nervous system. In order to reveal the “handedness” we used the standard method. The level of expression of extraversion, introversion and neurotism was found out in accordance with Isenc’s questionnaire. The results of the research allowed to discover the narrowing of dyspersia in indices of manual asymmetry as a particular conformity to natural laws of swimmers’ sports ontogenesis, as well as to suppose a possibility of a close connection between manual asymmetry and the peculiarities of the nervous system.

Keywords: manual asymmetry («manuals»), properties of nervous system (extra - and introversion, neurotismus), age groups.

Известно, что лица с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии по-разному адаптируются к спортивной деятельности. Кроме того, имеются сведения, что технические приемы прыжков,

метаний, элементы спортивной гимнастики, акробатики, бокса, борьбы и многих других видов спорта далеко не одинаково выполняются в левую и правую стороны, той или иной конечностью. Также известно, что

борьба за повышение уровня спортивных достижений и за гармонию в физическом развитии должна быть тесно связана с проблемой устранения функциональной асимметрии рук. Следовательно, дифференциация и специализация каждой из конечностей целесообразна, а исследования, проводимые в этом направлении, актуальны [3]. Поэтому представляло интерес - выяснить, как изменяются мануальная асимметрия и связанные с ней индивидуально-психологические особенности, в зависимости от использования рук при занятиях плаванием.

Проводились динамические наблюдения или «срезы» у нетренированных лиц, а также у спортсменов-пловцов в возрасте от 8 до 26 лет. Исследование проводили на базе общеобразовательных и спортивных школ (плавание) г. Липецка. Исследуемые - учащиеся младшего школьного (8-11 лет), подросткового (12-16 лет) юношеского (17-21) и зрелого возрастов (22-26 лет), всего - 583 человека. Для выявления «рукости» использовалась стандартная методика, предложенная Аннет.

Степень выраженности экстра-, интро-версии и нейротизма устанавливалось в соответствии с опросником Айзенка. Оценивалось влияние занятий спортивным плаванием на развитие мануальной асимметрии в онтогенезе и связь ее с указанными врожденными свойствами нервной системы.

Полученные данные обрабатывали статистически.

В первой серии наблюдений было установлено, что среди детей младшего школьного возраста преобладает праворукость (как слабой, так и средней и сильной выраженности). При этом среди обучающихся плаванию в ДЮСШ детей, выраженная праворукость меньше, чем среди школьников обычной школы. Средне выраженная праворукость больше доминирует среди девочек, нежели среди мальчиков (рис. 1).

В следующей серии наблюдений установлено, что среди детей подросткового возраста, как и в предыдущих наблюдениях, преобладает праворукость (как слабой, так и средней и сильной выраженности). Однако в этой группе детей, девочки со средней степенью праворукости доминировали среди учащихся ДЮСШ. Рисунок 2 иллюстрирует приведенные результаты.

В третьей серии наблюдений было установлено, что среди детей юношеского возраста, как и в предыдущих наблюдениях, преобладает праворукость (как слабой, так и средней и сильной выраженности). Однако и в этой группе детей, девочки со средней степенью праворукости доминировали среди учащихся ДЮСШ. Рисунок 3 иллюстрирует приведенные результаты.

Наконец, в последней серии наблюдений было установлено, что и в зрелом возрасте, как и в предыдущих наблюдениях, преобладает праворукость (как слабой, так и средней и сильной выраженности). Однако и в этой группе, девушки со средней степенью праворукости доминировали среди учащихся ДЮСШ. Рисунок 4 иллюстрирует приведенные результаты.

Вместе с тем, выявлен рост экстраверсии: от «не выраженной» в группе средне - выраженных леворуких, через «выраженную» в группе слабо- и средне - выраженных праворуких, к «сильно-выраженной» в группе сильно- выраженных праворуких.

Интроверсия «выражена» в группах средне -выраженных леворуких и слабо - выраженных праворуких. У средне- и сильно-выраженных праворуких интроверсия «не выражена».

Корреляционный анализ показал, что в мужской группе выраженные связи имеются между экстраверсией и степенью рукости (г = +0,44), а также между интроверсией и возрастом (г = +0,53). Нейротизма в данной выборке, не выявлено (таблица).

Таблица

Коэффициенты корреляции свойств нервной системы с возрастом и степенью «рукости» (п=25)

Показатели возраст праворукость

Экстраверсия 0,14 0,44

Интроверсия 0,53 -0,32

Нейротизм 0,20 0,13

Полученные данные свидетельствуют, что на долю леворуких приходится лишь чуть более 4 %. Почти столько же (4,3%) приходится на долю амбидекстров. В группах праворуких можно наблюдать явные различия между учащимися общеобразовательных и спортивных школ. Наиболее часто встречаемым является показатель средне - выраженной праворукости, причем

для детей-пловцов, как мальчиков, так и девочек, эта картина более характерна. Имеет место тенденция к отсеканию крайних («неудобных») вариантов в группе спортсменов по мере взросления и аккумуляции опыта учебно-тренировочных занятий. Это может свидетельствовать либо о естественном их отсеивании, либо о смещении показателя «рукости» под воздействием учебно-тренировочной среды.

Влияние спортивной деятельности на величину асимметрии разнообразно. У людей с тренировкой одной руки в течение двух и более лет, отношения между психомоторными качествами правой и левой рук нарушаются. Если функциональная нагрузка на правую руку усиливается сверх обычной (теннисисты, метатели, фехтовальщики), то степень выраженности правосторонней асимметрии увеличивается как по функциональным, так и по морфологическим показателям. Другим примером может служить спортивная деятельность у боксеров- правшей, у которых в поединке более активной является левая рука (сглаживание асимметрии по силе рук и быстроте реагирования). Это значит, что при определенных условиях, имеющаяся у человека праворукость может либо гипертрофироваться, либо маскироваться [2]. Мнения специалистов, занимающихся данной тематикой, подтверждают вероятность изменений асимметрий. Например, установлено, что в онтогенезе наблюдается постепенное развитие латерализации моторных функций. У детей 2-3 лет отмечается лишь 33% праворуких, 13% леворуких и у 54% отсутствует моторная асимметрия. К возрасту 7-8 лет уже более 50% детей является праворукими. Однако степень доминирования правой стороны при освоении двигательных навыков может изменяться в онтогенезе. Наряду с этим, проявление стойких врожденных свойств нервной системы и свойств темперамента также можно с уверенностью считать важнейшими предпосылками успеха в спортивной деятельности, который базируется на учете индивидуально-типологических свойств и создании индивидуального стиля деятельности. С другой стороны, проявление этих свойств может стать условием нежелательности занятий некоторыми видами деятельностей, связанных с высокой вероятностью возникновения экстремальных

ситуаций, или даже запрета на освоение некоторых из них. Так, имеются сведения, свидетельствующих о выраженной общей экстраверсии у спортсменов различных видов спорта. Эти данные также показывают, что спортсмены более экстравертированы, чем не -спортсмены. Наряду с этим установлено, что у ряда спортсменов высокого класса появляется тенденция к интроверсии [4].

Нейротизм, как эмоционально-психологическая неустойчивость поведения, выражен в подростковой группе, далее идет резкий спад, затем наблюдается постепенный рост (до старшей группы), но уже без выраженности показателя. Как известно, подростковый возраст весьма неоднозначен в проявлении своих особенностей, поэтому проявление нейротичности в этом периоде оправдано. В этом плане, исследование детей в различных образовательных средах [1] позволили судить о том, что в популяции «леворуких» уровень нейротизма выше. Поскольку в нашем исследовании доля «леворуких» уменьшается, то, возможно, как раз это и ведет за собой снижение уровня ней-ротизма.

Известно, что если к работающей правой руке (у правшей) подключается левая рука, то положительный эффект - рост работоспособности правой руки - проявляется, а если к работающей левой руке подключается правая рука, то работоспособность левой руки, либо не изменяется, либо может даже снизиться [3]. Отсюда следует, что плавание, являясь целиком «двуруким» видом спорта, позволяет спортсменам с правосторонним профилем моторной асимметрии лишь приумножать результативность своих двигательных действий, а для спортсменов с левосторонним профилем необходимость вовлечения второй руки оказывает стопорящий эффект в росте спортивного результата, приводя, в итоге, к невозможности продолжения спортивной карьеры. Направленность изменений зависит от симметричности выполняемых действий. Процессом спортивного отбора, а также адаптацией в ходе многолетней тренировки к выполнению симметричных упражнений обеспечивается естественное сглаживание функциональной асимметрии у спортсменов высокой квалификации [5].

Таким образом, результаты показывают

^ ^ оР ^ «?

Г <#* *

і. І. I

■ мал ООШ (п=70) дев ООШ (п=73) мал ДЮСШ (п=124) дев ДЮСШ (п=70)

Рис. 1. Мануальная асимметрия в младшем школьном возрасте (в %). Обозначения: ВЛ - выраженная леворукость; ВП - выраженная праворукость

1

н і

1.

■ні 1 1

Г

мал ООШ (п=45) дев ООШ (п=61)

■ мал ДЮСШ (п=35) дев ДЮСШ (п= 18)

0

50

40

30

20

10

0

Рис. 2. Мануальная асимметрия в подростковом возрасте (в %). Обозначения: ВЛ - выраженная леворукость; ВП - выраженная праворукость

1.

1

1II и М|

■ юн (П= 13) дев (п=8)

■ юн ДЮСШ (п= 15) дев ДЮСШ (п= 16)

///////

Рис. 3. Мануальная асимметрия в юношеском возрасте (в %). Обозначения: ВЛ - выраженная леворукость; ВП - выраженная праворукость

^ Я?1 <5^

/ /

' у /

■ юн (п=5)

■дев (п=16) юн ДЮСШ (п=9) дев ДЮСШ (п=5)

Рис. 4. Мануальная асимметрия в зрелом возрасте (в %). Обозначения: ВЛ - выраженная леворукость; ВП - выраженная праворукост

80

70

60

50

40

30

20

10

0

наличие закономерностей в динамике мануальной асимметрии и связанных с ней индивидуальных психологических особенностей. Часть изменений связана с тренировочным процессом, а часть, по-видимому - результат психофизиологического развития.

Библиографический список

1. Драганова О. А., Сычев В. С. Индивидуально-психологические особенности детей с разными формами мануальной асимметрии // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М.: НИИ мозга РАМН, 2003. -С. 117-118.

2. Ефимова И. В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. - 1996. -Т. 22. - №1. - С. 28-34.

3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

4. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте - М.: Физкультура и спорт. -1978. - 224 с.

5. Чермит К. Д. Симметрия-асимметрия в спорте. - М.: ФиС, 1992. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.