Научная статья на тему 'Свойства педагогических коллективов как субъектов исполнения совместных решений'

Свойства педагогических коллективов как субъектов исполнения совместных решений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL GROUP / GROUP SUBJECT / EXECUTION OF THE JOINT DECISIONS / PROPERTIES OF THE GROUP SUBJECT OF DECISION EXECUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Третьякова Виктория Эдуардовна

Цель. Статья посвящена проблеме свойств малой группы как субъекта исполнения совместных решений. Автор поставил задачу раскрыть проявления этих свойств в педагогических коллективах, исполняющих принятые решения. Метод и методология проведения работы. В качестве метолологической основы исследования выступил субъектный подход к малой группе. Основными методами исследования служили разработанный в целях исследования опросник и статистический метод определения различий. Результаты. Результаты исследования позволили сделать вывод, что большинству педагогических коллективов, исполняющих совместные ршения, свойствен умеренный уровень развития субъектных свойств, хотя имеются определенные различия в их проявлениях. Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться социальными психологами при сопровождении групп в ходе исполнения ими совместных решений, при развитии их субъектного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTIES OF THE PEDAGOGICAL COLLECTIVES AS THE SUBJECTS OF THE EXECUTION OF JOINT DECISIONS

Purpose. The article deals with the properties of a small group as the subject of the execution of the joint decisions. The author has set the task to reveal the manifestations of these properties in the pedagogical groups executing decisions. Method and methodology of carrying out work. The subject approach to a small group was the methodological basis of our research. The main methods of the research were the developed in order to study questionnaire and the statistical method for determining the differences. Results. The results of the study led to the conclusion that most of the teaching groups, performing joint solutions, tend to the moderate level of development of the subject properties, although there are certain differences in their manifestations. Scope of results. The results of the study can be applied by social psychologists accompanying the groups during the execution of their joint decisions, in the development of their subject potential.

Текст научной работы на тему «Свойства педагогических коллективов как субъектов исполнения совместных решений»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-8-170-184 УДК 159.9:316.35

свойства педагогических коллективов

КАК СУБЪЕКТОВ ИСПОЛНЕНИЯ

совместных решений

Третьякова В.Э.

Цель. Статья посвящена проблеме свойств малой группы как субъекта исполнения совместных решений. Автор поставил задачу раскрыть проявления этих свойств в педагогических коллективах, исполняющих принятые решения.

Метод и методология проведения работы. В качестве мето-лологической основы исследования выступил субъектный подход к малой группе. Основными методами исследования служили разработанный в целях исследования опросник и статистический метод определения различий.

Результаты. Результаты исследования позволили сделать вывод, что большинству педагогических коллективов, исполняющих совместные ршения, свойствен умеренный уровень развития субъектных свойств, хотя имеются определенные различия в их проявлениях.

Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться социальными психологами при сопровождении групп в ходе исполнения ими совместных решений, при развитии их субъектного потенциала.

Ключевые слова: малая группа; групповой субъект; исполнение совместных решений; свойства группового субъекта исполнения решения.

properties of the pedagogical collectives as the subjects of the execution OF JOINT decisions

Tretiakova V.E.

Purpose. The article deals with the properties of a small group as the subject of the execution of the joint decisions. The author has set the

task to reveal the manifestations of these properties in the pedagogical groups executing decisions.

Method and methodology of carrying out work. The subject approach to a small group was the methodological basis of our research. The main methods of the research were the developed in order to study questionnaire and the statistical method for determining the differences.

Results. The results of the study led to the conclusion that most of the teaching groups, performing joint solutions, tend to the moderate level of development of the subject properties, although there are certain differences in their manifestations.

Scope of results. The results of the study can be applied by social psychologists accompanying the groups during the execution of their joint decisions, in the development of their subject potential.

Keywords: small group; group subject; execution of the joint decisions; properties of the group subject of decision execution.

Введение

В современном обществе настоятельно ставится вопрос об исполнительской деятельности как базовом элементе успешного осуществления принятых решений в разных сферах социальной практики. Даже самое хорошее решение останется благим пожеланием, если не будет воплощено в жизнь. Этим объясняется интерес психологической науки к исполнительской деятельности. Ее разработка обусловлена необходимостью совершенствования деятельности и общения людей, способов воздействия на их сознание и поведение, обеспечивающих инициативное и добросовестное выполнение принятых решений.

Обзор литературы

Проблема исполнительской деятельности в основном изучается в организационной психологии и психологии управления, где она трактуется как реализация управленческих решений, приказов, распоряжений, а также в психологии труда, военной психологии, психологии искусства [1; 3; 5; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15 и др.].

Исследуются сотрудники организаций, управленцы, военнослужащие, музыканты. Единичны исследования тех, кто, как правило, не идентифицирует себя с ролью исполнителя, в частности, педагогов и учащихся [2; 7; 8].

Анализ литературы показал, что в этой проблеме есть «белые пятна», поскольку, во-первых, изучается в основном реализация исполнителями не своих решений, а принятых другими лицами; во-вторых, исследования сосредоточены на сферах производства, менеджмента, правопорядка, обороны страны, искусства, и практически не затрагивают образование как значимую сферу социума; в-третьих, исполнителем выступает прежде всего индивид, и не принимается во внимание то, что им может быть группа как единый субъект исполнения решений, причем не только предложенных ей извне, но и принятых самостоятельно.

Постановка задачи

На наш взгляд, в современной социальной психологии назрела актуальная исследовательская проблема, связанная со следующим противоречием: в то время как в реальной практике работы педагогических коллективов широко распространены случаи исполнения ими собственных решений, имеет место недоучет их свойств как субъектов исполнительской деятельности как при ее организации, так и самоорганизации. На настоящий момент психологическая наука не располагает достаточным арсеналом теоретических и эмпирических средств изучения данной проблемы. Это побудило нас обратиться к проблеме субъектных свойств педагогических коллективов, проявляемых при исполнении ими собственных решений. В качестве теоретико-методологического средства исследования мы использовали положения субъектного подхода к малой группе [4; 6 и др.], в качестве эмпирического средства - специально разработанный стандартизированный опросник.

Наше исследование имеет очевидную практическую значимость, так как внедрение его положений, апробированного диагностического инструментария, полученных результатов в практику

социально-психологической работы с разными малыми группами обеспечивает повышение их эффективности, прежде всего в исполнении собственных решений, самоорганизации этой деятельности, развитии субъектного потенциала самих групп и отдельных их участников.

Описание исследования

Под свойствами группового субъекта исполнения решения мы понимаем устойчивые социально-психологические особенности, характеризующие его субъектность в таком виде совместной деятельности, как исполнение решений.

Психологами изучены субъектные свойства малой группы в таких видах совместной активности, как деятельность, поведение, общение, взаимоотношения [4; 6 и др.]. А.Л. Журавлев, как один из пионеров в этой области, раскрыл следующие свойства группового субъекта совместной деятельности:

- целенаправленность - стремление к общей цели;

- мотивированность - общее побуждение к совместной деятельности, к ее осуществлению;

- целостность - внутреннее единство группы;

- структурированность - четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами группы;

- согласованность - гармоничное сочетание членов группы, взаимная обусловленность их действий;

- организованность - упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом;

- продуктивность - способность достигать положительного итога.

Продолжая логическую линию исследований А.Л. Журавлева, К.М. Гайдар дала характеристики свойствам малой группы как субъекта наиболее распространенных, помимо деятельности, видов

совместной активности. В частности, ею выделены три свойства группового субъекта общения:

- коммуникативность - психологическое единство группы, складывающееся из интеллектуальной, эмоциональной и волевой составляющих;

- интерактивность - способность группы налаживать внутри-и межгрупповые контакты и взаимодействия;

- перцептивное единство - способность группы согласованно отражать как собственную психологию, так и психологию других общностей на основе познавательных способностей (межличностного и межгруппового восприятия, самовосприятия и самосознания, групповой памяти, группового интеллекта).

Группе как субъекту взаимоотношений присущи четыре свойства:

- сплоченность - приверженность группе ее членов;

- соподчиненность - влияние одних членов группы на других;

- референтность - мера значимости группового субъекта для образующих его индивидов;

- толерантность - способность группового субъекта поддерживать и развивать позитивные внутри- межгрупповые взаимоотношения с целью поддержания благоприятной психологической атмосферы, успешной адаптации, развития и саморазвития членов группы, предотвращения конфронтации внутри группы и с окружающей средой.

Поведенческая субъектность малой группы описана К.М. Гайдар следующей триадой свойств:

- нравственность позиции - акцентирование в занимаемой групповым субъектом позиции его отношения к другим субъектам (членам своей или чужой группы, иным объединениям людей);

- синергичность - способность превосходить общим результатом группового поведения сумму результатов поведения отдельных членов группы;

- нормативность - способность группы формировать единую систему правил, норм, ценностей, подчиняя этой системе собственное поведение.

Однако мы не нашли в литературе сведений о свойствах группы как субъекта исполнительской деятельности. Обобщив имеющиеся в ней данные о психологии группового субъекта, принятии групповых решений и их исполнении, мы выделили свойства группового субъекта исполнения совместных решений.

Решительность в реальных действиях - нацеленность на последовательное, четкое осуществление выработанного плана, его своевременное воплощение на практике. Показателями этого свойства могут быть: своевременность выработки плана по реализации принятого решения и своевременность его выполнения; энергичность действий по осуществлению принятого решения и др.

Целеустремленность в достижении - осознанное стремление обязательного осуществления цели, реальное воплощение в жизнь принятого решения посредством упорного, настойчивого и преемственного выполнения вытекающих из него задач, актуализации для этого необходимых усилий при игнорировании отвлекающих факторов, гарантированно завершающегося конкретным положительным результатом. Показатели целеустремленности в достижении: сосредоточенность на реализации намеченного плана; планомерное, уверенное и неуклонное продвижение к цели вопреки встречающимся трудностям.

Кооперативность в воплощении плана - продуманная организация совместной деятельности по реализации принятого решения, предусматривающая консолидацию и согласование действий с одновременным распределением функций, ролей, ресурсов между участниками, способствующая ее эффективному осуществлению. Показатели этого свойства: умение при реализации решения соблюдать равноправие позиций всех участников; сочетание умений консолидировать действия и распределять выполняемые функции и роли, учитывая индивидуальные особенности членов группы; единство действий.

Исполнительность - инициативное и точное выполнение принятых решений, стремление к положительному итогу. Показатели свойства: умение группы самостоятельно организовать совместную

деятельность по реализации принятого решения и управлять ею; добросовестность, точность его выполнения, тактическая гибкость как готовность группы к самокоррекции действий.

Ответственность - произвольное принятие на себя группой обязанности отвечать за реализацию решения. Показатели ответственности: умение группы сопоставлять и соизмерять свои потенциалы и способности с внешними требованиями, а также с требованиями, которые она предъявляет к себе; ориентация на самоконтроль действий; принятие на себя обязательств за их результаты.

Мы провели эмпирическое исследование проявляемых при исполнении совместных решений субъектных свойств 14 педагогических коллективов (кафедр Воронежского и Курского госуниверситетов, МБОУ «Гимназия № 2» Воронежа, объем выборки - 131 человек). Использовался опросник «Свойства группового субъекта исполнения решений» К.М. Гайдар и В.Э. Третьяковой.

В исследовании проверялась гипотеза о наличии различий между уровнями развития свойств педагогических коллективов как субъектов исполнения совместных решений и о разной частоте встречаемости этих уровней в выборке коллективов данного типа.

Перейдем к анализу и обсуждению результатов, отраженных в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение уровней развития свойств группового субъекта исполнения решений в педагогических коллективах (в % от выборки)

Уровни свойств группового субъекта Свойства группового субъекта исполнения решений

Решительность в реальных действиях Целеустремленность в достижении Кооператив-ность в осуществлении плана Исполнитель-ность Ответственность

Пониженный 21,4 14,3 21,4 21,4 35,7

Средний 42,8 64,3 64,3 57,2 50,0

Повышенный 35,8 21,4 14,3 21,4 14,3

Итак, у педагогических коллективов как субъектов исполнения решений чаще всего (от 42% до 64% случаев) их свойства развиты

на среднем уровне. Проведенный нами анализ выявил определенные различия в уровнях развития тех или иных субъектных свойств на фоне преобладающего у них умеренного развития. Так, решительность в реальных действиях, развитая почти у половины обследованных педагогических коллективов на среднем уровне, еще у практически одной трети обнаруживает повышенный уровень. То есть эти рабочие группы направлены на последовательное, четкое, устойчивое и исчерпывающее осуществление выработанного плана, всего комплекса необходимых действий и операций, их быстрое, своевременное и интенсивное воплощение на практике. Результаты проверки значимости различий между уровнями свойств группового субъекта исполнения решений с использованием ^критерия Стьюден-та подтвердили, что уровни решительности в реальных действиях, с одной стороны, и четырех остальных субъектных свойств группы, с другой, значимо различаются (соответственно ^ = 6,879; 10,335; 12,252; 11,339 при = 4,032, а < 0,01). Мы связываем это с тем, что, несмотря на средний уровень названных свойств как наиболее распространенный в выборке изученных коллективов, именно средний уровень решительности в реальных действиях встречается реже (у 42,8% групп), чем средний уровень других субъектных свойств (от половины до практически двух третей случаев) и одновременно повышенный уровень решительности в реальных действиях встречается чаще (почти у одной трети групп), чем повышенный уровень других свойств (в 14,3-21,4% случаев).

Обнаружены статистически значимые различия между уровнями развития целеустремленности в достижении и кооперативности в воплощении плана (^ = 3,933 при ^ = 2,571, а < 0,05). Несмотря на сходную, причем преобладающую, частоту встречаемости среднего уровня развития обоих свойств группового субъекта (у 64,3% рабочих групп), частота встречаемости повышенного уровня целеустремленности в достижении превосходит частоту аналогичного уровня кооперативности в воплощении (21,4% против 14,3%). По-видимому, именно одна пятая педагогических коллективов, отличающаяся сосредоточенностью на решении первооче-

редных задач по реализации намеченного плана, подчинением своей активности последовательному и настойчивому выполнению намеченного, актуализацией при этом необходимых усилий, умением игнорировать отвлекающие факторы и барьеры, вносит ощутимый вклад в выявленные различия в уровнях развития двух субъектных свойств.

Установлены значимые различия и в таких парах субъектных свойств, как целеустремленность в достижении и исполнительность, целеустремленность в достижении и ответственность (соответственно t = 5,738; 4,633 при = 4,032, а < 0,01). Хотя в

эмп. ' ' ' г 0.01 ' ' ' '

изученных коллективах доминирует средний уровень перечисленных свойств, установленные различия между уровнями их развития в целом могут объясняться тем, что частота встречаемости других уровней этих групповых свойств не совпадает. Так, пониженный уровень целеустремленности в достижении встречается в выборке реже (всего в 14,3% случаев), чем пониженные уровни других названных свойств (исполнительности - в 21,4% групп, ответственности - в 35,7% групп). Иными словами, среди участвовавших в исследовании педагогических коллективов совсем мало таких, которые допускают периодические или систематические отклонения от настойчивого преследования цели, отвлечение внимания и ресурсов на посторонние внешние и внутренние факторы, неспособность подчинить свою активность выполнению намеченного. Одновременно в изученной выборке почти в два раза больше тех коллективов, для кого принятое решение остается лишь намерением, или попытки осуществить его на деле имеют некачественный характер, сопровождаются небрежностью, недобросовестностью, и почти в три раза больше тех групп, которые, приступая к выполнению своего решения, не готовы нести за это ответственность, не желают брать на себя обязательства за последствия.

Вместе с тем не выявлены различия между кооперативностью в воплощении плана и исполнительностью, а также ответственностью и между исполнительностью и ответственностью (соответственно гэмп = 1,335; 0,211; 1,307 при = 2,571, а < 0,05). Этот факт мы

объясняем тем, что в отношении указанных субъектных свойств педагогических коллективов «сработала» уже представленная выше тенденция: сходное сочетание в частоте встречаемости среднего и пониженного уровней развития этих свойств (характерное в совокупности примерно для четырех пятых всей выборки групп), по всей видимости, создает такую унифицированную картину.

Итак, подытожим полученные результаты. Исполняя свои решения, педагогические коллективы проявляют умеренно развитые решительность в реальных действиях, целеустремленность в достижении, кооперативность в воплощении плана, исполнительность и ответственность. При этом первые два субъектных свойства имеют отчетливые вариации в своем развитии у разных коллективов и за счет совокупного сочетания среднего и повышенного уровней их развития примерно у 80,0% обследованных коллективов обнаруживают различия в уровнях своего развития, как и отличия по уровню развития от других свойств. В то же время остальные три субъектных свойства (кооперативность в воплощении плана, исполнительность и ответственность) более близки друг к другу по уровням развития, а именно по совокупному сочетанию среднего и пониженного уровней.

В целом выявленное у педагогических коллективов состояние развитости их субъектных свойств позволяет им своевременно исполнять принятые решения, координировать и согласовывать при этом свои действия, осознавать и проявлять ответственность за них. Вместе с тем, в отдельных ситуациях они могут демонстрировать некоторые трудности в исполнении решений за счет недостаточного уровня развития перечисленных свойств.

Сформулируем следующие выводы.

1. Педагогическим коллективам чаще всего присущ средний уровень развития субъектных свойств, проявляемых при исполнении решений, который обеспечивает их успешность как субъектов исполнения собственных решений.

2. Выявленные различия между уровнями развития таких субъектных свойств педагогических коллективов, как решительность в

реальных действиях и остальных четырех свойств, а также целеустремленность в достижении и остальных трех свойств обусловлены тем, что на фоне преобладания по частоте встречаемости среднего уровня развития всех изученных свойств частота распространенности повышенного уровня развития решительности в реальных действиях и целеустремленности в достижении превосходит частоту аналогичного уровня оставшихся групповых свойств.

3. Отсутствие различий в уровнях развития таких субъектных свойств педагогических коллективов, как кооперативность в воплощении, исполнительность и ответственность обусловлено тем, что на фоне преобладания по частоте встречаемости среднего уровня развития этих свойств обнаруживается сходство в частоте распространенности в выборке пониженного уровня их развития.

Заключение

Проведенное исследование позволяет констатировать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась частично: выявлены отличия в уровнях развития решительности в реальных действиях и целеустремленности в достижении от других свойств группового субъекта исполнительской деятельности. Наряду с этим отсутствуют различия по уровням развития между такими субъектными свойствами, как кооперативность в воплощении, исполнительность и ответственность. Статистически подтверждена разная частота встречаемости среднего, пониженного и повышенного уровней развития у различных свойств педагогических коллективов как групповых субъектов исполнения собственных решений.

Впервые установлены следующие научные факты, характеризующие проявления субъектных свойств педагогическими коллективами при исполнении ими своих решений.

Во-первых, в целом педагогические коллективы при исполнении принятых ими решений демонстрируют достаточную «стабильность» в развитии большей части субъектных свойств: зачастую они достигают среднего уровня, что позволяет этим коллективам довольно успешно справляться с деятельностью по исполнению

собственных решений, хотя, возможно, не все свои ресурсы они используют в полной мере.

Во-вторых, различия в уровнях развития отдельных свойств групповых субъектов исполнительской деятельности обусловлены не преобладанием по частоте встречаемости в выборке какого-то одного из них, а их совокупным сочетанием, а именно среднего и повышенного уровней. Одновременно отсутствие различий имеет место при совокупном сочетании по частоте распространенности в выборке среднего и пониженного уровней развития субъектных свойств рабочих групп.

Перспективы разработки проблемы видятся в изучении результативных характеристик исполнения групповым субъектом совместных решений, уточнении условий, при которых он достигает высокого уровня развития.

Список литературы

1. Абрамова С.В. Социально-психологическое обоснование организации исполнения управленческих решений: на примере руководителей среднего звена в Службе социальной защиты населения. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 146 с.

2. Алексеева А.А. Педагоги общеобразовательных учреждений как субъекты исполнительской деятельности. URL:http://www.b17.ru/ article/pedagogi/ (дата обращения: 24.10.2014).

3. Бакулин И.И. Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на разных уровнях управленческой иерархии. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 127 с.

4. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с.

5. Галкина И.А. Взаимосвязь самооценки личности и характеристик исполнительской деятельности. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 207 с.

6. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке [Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин]. М.: Акад. проект, 2000. С.133-151.

7. Савочкина Т.С. Исполнительский профессионализм в структуре профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза // Психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика. Материалы международной научно-практической конференции. Тверь: Твер. гос. ун-т, Институт психологии РАН, 2010. С. 101-103.

8. Узденова A.M. Исполнительская деятельность студента: поиск эмпирических векторов // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2011. № 6. С. 20-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб: Изд-во «Композитор Санкт-Петербург», 2008. 212 с.

10. Шапошников М.С. Психологические особенности исполнительской деятельности военнослужащих, проходящих службу по призыву. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 217 с.

11. Cherrington D. Organizational behavior. Massachusetts: Allyn and Bacon, 1994. 775 p.

12. Hersey P., Blanchard K. Management Organizational Behavior. New York: Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1993. 535 p.

13. Moorhead G., Griffin R.W. Organization behavior. Washington, Gary Green. Woodinville, 1989. 807 p.

14. Pfeffer J. Seven Practices of Successful Organizations // California Management Review. Winter 1998. Vol. 40, № 2, рр. 96-124.

15. Van de Ven A., Poole M.S. Explaining development and change in organizations // Academy of Management Review. 1995. Vol. 20, № 3, рр. 510-540.

References

1. Abramova S.V. Sotsial'no-psikhologicheskoe obosnovanie organizatsii ispolneniya upravlencheskikh resheniy: na primere rukovoditeley sred-nego zvena v Sluzhbe sotsial'noy zashchity naseleniya. Diss. ... kand. psikhol. nauk [The socio-psychological substantiation of the organization of execution of administrative decisions: on the example of the middle managers in the Service of social protection of the population. Dissertation ... candidate of psychological sciences]. Moscow, 2001. 146 p.

2. Alekseeva A.A. Pedagogi obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy kak sub"-ekty ispolnitel 'skoy deyatel'nosti [Teachers of secondary school as the subjects of performing activities]. http://www.b17.ru/article/pedago-gi/ (accessed October 24, 2014).

3. Bakulin I.I. Sootnoshenie professional'nykh sposobnostey kprinya-ti-yu i ispolneniyu resheniy na raznykh urovnyakh upravlencheskoy ier-arkhii. Diss. ... kand. psikhol. nauk [The ratio of professional abilities to the approval and execution of decisions at the different levels of the management hierarchy. Dissertation ... candidate of psychological sciences]. Moscow, 2002. 127 p.

4. Gaidar K.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya kontseptsiya gruppovo-go sub"ekta [The socio-psychological conception of group subject]. Voronezh: Publishing house of the Voronezh State University, 2013. 396 p.

5. Galkina I.A. Vzaimosvyaz 'samootsenki lichnosti i kharakteristik is-pol-nitel'skoydeyatel'nosti [The relationship of self-esteem and characteristics of performing activity]. Dissertation ... candidate of psychological sciences. Moscow, 2009. 207 p.

6. Zhuravlev A.L. Psikhologicheskie osobennosti kollektivnogo subek-ta [Psychological characteristics of the collective subject]. Problema sub"ekta v psikhologicheskoy nauke [The problem of subject in psychological science] [Eds. A.V. Brushlinsky, M.I. Volovikova, V.N. Dru-zhinin]. Moscow: Academic project, 2000, pp. 133-151.

7. Savochkina T.S. Ispolnitel'skiy professionalizm v strukture profession-al'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti prepodavatelya vuza [Performing professionalism in the structure of professional pedagogical activity of a university teacher]. Psychology of management in modern Russia: theory, empirical researches, practice. Materials of international scientific-practical conference. Tver: Tver State University, Institute of psychology of Russian Academy of Sciences, 2010, pp. 101-103.

8. Uzdenova A.M. Ispolnitel'skaya deyatel'nost' studenta: poisk empi-rich-eskikh vektorov [Performing activity of a student: the search for empirical vectors]. Gumanizatsiya obrazovaniya [Scientific-practical journal « Humanization of education»]. 2011. Vol. 6, pp. 20-25.

9. Tsagarelli Ju.A. Psikhologiya muzykal'no-ispolnitel'skoy deyatel'nos-ti [The psychology of music performance activities]. Saint-Petersburg: Publishing house «Composer Saint-Petersburg», 2008. 212 p.

10. Shaposhnikov M.S. Psikhologicheskie osobennosti ispolnitel'skoy deya-tel'nosti voennosluzhashchikh, prokhodyashchikh sluzhbu po prizyvu. Diss. ... kand. psikhol. nauk [Psychological characteristics of performing activities of military men serving by conscription]. Dissertation ... candidate of psychological sciences. Moscow, 2009. 217 p.

11. Cherrington D. Organizational behavior. Massachusetts: Allyn and Bacon, 1994. 775 p.

12. Hersey P., Blanchard K. Management Organizational Behavior. New York: Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1993. 535 p.

13. Moorhead G., Griffin R.W. Organization behavior. Washington, Gary Green. Woodinville, 1989. 807 p.

14. Pfeffer J. Seven Practices of Successful Organizations. California Management Review. Winter 1998. Vol. 40, no 2, рр. 96-124.

15. Van de Ven A., Poole M.S. Explaining development and change in organizations. Academy of Management Review. 1995. Vol. 20, no 3, рр. 510-540.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Третьякова Виктория эдуардовна, аспирантка кафедры общей и социальной психологии

ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет Университетская пл., 1, г. Воронеж, 394018, Российская Федерация

antarestar@mail.ru

DATA ABOuT THE AuTHOR Tretiakova Viktoriia eduardovna, Postgraduate of Department of General and Social Psychology

Voronezh State University

1, Universitetskayapl., Voronezh, 394018, Russian Federation

antarestar@mail.ru

SPIN-code: 6043-3657

ORCID: 0000-0002-5172-0521

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.