Научная статья на тему 'Свойства композиции в графическом дизайне'

Свойства композиции в графическом дизайне Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
1833
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ВЕБ-ДИЗАЙН / КОМПОЗИЦИЯ / СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ / DESIGN / GRAPHIC DESIGN / WEB DESIGN / COMPOSITION / COMPOSITION PROPERTIES

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Махова А. И., Грошкова А. А.

Подробно рассматриваются постоянные и переменные свойства композиции в графическом дизайне применимо к интернет-ресурсам, печатным изданиям, дизайну интерьеров, объектов космической инфраструктуры, а также необходимость развития творческого подхода и пространственного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTIES OF COMPOSITION IN GRAPHIC DESIGN

The research studies thoroughly constant and variable properties of composition in graphic design, applicable to Internet resources, printed publications, interior design, space infrastructure objects, as well as the need to develop creative approach and spatial thinking.

Текст научной работы на тему «Свойства композиции в графическом дизайне»

Решетневские чтения. 2017

УДК 004.92

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

А. И. Махова, А. А. Грошкова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Подробно рассматриваются постоянные и переменные свойства композиции в графическом дизайне применимо к интернет-ресурсам, печатным изданиям, дизайну интерьеров, объектов космической инфраструктуры, а также необходимость развития творческого подхода и пространственного мышления.

Ключевые слова: дизайн, графический дизайн, веб-дизайн, композиция, свойства композиции.

PROPERTIES OF COMPOSITION IN GRAPHIC DESIGN

A. I. Makhova, A. A. Groschkova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

The research studies thoroughly constant and variable properties of composition in graphic design, applicable to Internet resources, printed publications, interior design, space infrastructure objects, as well as the need to develop creative approach and spatial thinking.

Keywords: design, graphic design, web design, composition, composition properties.

Для любой работы, связанной, так или иначе, с графическим дизайном, ключевую роль играет правильное и гармоничное расположение элементов, будь то сайт компании или печатное издание. Если части проекта, даже сколь угодно эстетичные, не складываются в общую картину, такие работы не воспринимаются пользователем в полной мере, не передают идеи автора.

Объектом данного исследования является выделение и подробное рассмотрение свойств композиции в графическом дизайне.

Композицией (от лат. «сошроБШо») называют процесс гармонизации формы, приведение к единству всех ее характеристик. Из всех видов композиции в графическом дизайне используется именно плоскостная, то есть имеющая две координаты. Несмотря на это, смысловое пространство двухмерного рабочего листа вполне может быть трехмерным, в зависимости от задумки дизайнера [2].

Каждый человек подсознательно стремится к гармонии, к пребыванию в некоем системно-упорядоченном пространстве, которое будет поддерживать его эмоциональное равновесие, устойчивое состояние. С учетом данного факта разрабатываются фирменные стили, дизайн различных веб-сайтов, печатная продукция и многое другое. Таким образом, для систематизации всех знаний о графическом дизайне, были выделены определенные свойства. Первое, и основное, что можно сказать о свойствах композиции, это разбиение их на постоянные и переменные, в зависимости от требований к оформлению проекта [1].

Постоянные свойства представляют собой результат сочетания некоторых переменных свойств. Они являются обязательными для композиции любого объекта графического дизайна:

Образность формы, как свойство, призвано вызывать у потребителя ассоциативные сопоставления, воздействовать на эмоционально-смысловую сферу мышления. Образность формы организуется с помощью художественно-образного мышления, ассоциативности и семантики (для декодирования визуальной информации);

Соподчиненность элементов создается при выборе того или иного композиционного приема посредством выделения центра композиции;

Единство стиля включает в себя совокупность колористического и тонального единства, единства формы, а также соподчиненность элементов;

Масштабность обеспечивает функциональность (соответствие назначению) и эргономичность (качество трансляции, удобство восприятия) любого объекта композиции;

Пропорциональность композиции выражается в визуальной гармонии и функциональном совершенстве формы дизайн-объекта, строится исключительно на размерных соотношениях его элементов [2].

Переменные свойства композиции, как уже было упомянуто выше, применяются выборочно, согласно поставленным задачам. Каждое из этих свойств наиболее уместно рассматривать в паре с противоположным.

Статичность выражается в ощущении покоя, незыблемости и устойчивости композиции. В свою оче-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

редь, динамичность с помощью пропорций создает ощущение односторонне направленного движения.

Симметричность, для которой характерна уравновешенность частей композиции не только по формам, но и по тону, цвету, массам, также имеет противоположное свойство - асимметричность.

Контрастность представляет собой резкое отличие предметов по тем или иным свойствам, а нюансность прослеживается в незначительных различиях, оттенках.

Ритмичность реализуется через периодическую повторяемость элементов, подразумевает под собой бесконечное движение, противоположное свойство -метричность.

С колористичностью, проявляющейся в изобилии цветов, контрастирует монохромность.

Фактурность характеризует внешнее строение поверхности объекта, а текстурность посредством рисунка передает признаки структуры материала.

Пластичность, либо геометричность характеризуют особенности объемно-пространственной структуры объекта [3].

При разработке любого дизайн-проекта следует учитывать, что свойства композиции имеют тесную взаимосвязь. Таким образом, изменение одного из них влечет за собой изменение другого, например изменение пропорциональности повлияет на масштабность, а изменение ритмичности наложит свой отпечаток на статичность, либо динамичность композиции.

В завершение можно отметить, что композиционная грамотность поможет начинающему дизайнеру в разработке проектов, не ограничивая его творческий подход.

При изучении композиции развивается пространственное мышление, цветоощущение и художественный вкус.

Библиографические ссылки

1. Розенсон И. А. Основы теории дизайна : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. СПб. : Питер, 2013. 256 с.

2. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна : учеб. пособие. / Е. В. Жердев, О. Б. Чепурова, С. Г. Шлеюк, Т. А. Мазурина. 2-е изд. Оренбург : Университет, 2014. 255 с.

3. Основы дизайнерского проектирования. Композиция, ее основные виды и категории [Электронный ресурс]. URL: http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0128.shtml (дата обращения: 10.09.2017).

References

1. Rozenson I. A. Fundamentals of Design Theory: A Textbook for High Schools. The third generation standard 2nd ed. SPb. : Peter, 2013. 256 p.

2. Formal composition. Creative Workshop on the basics of design : a textbook / E. V. Zherdev, O. B. Che-purova, S. G. Shleuk, Т. А. Mazurin. 2 ed. Orenburg : PKI University LLC, 2014. 255 p.

3. Fundamentals of design design. Composition, its main types and categories. Available at: http://www. dizayne.ru/txt/3sozd0128.shtml (accessed: 10.09.2017).

© Махова А. И., Грошкова А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.