Научная статья на тему 'Своевременное поощрение государственных служащих: удовлетворение амбиций или повышение авторитета власти? (на примере награждения кавказских чиновников XIX века)'

Своевременное поощрение государственных служащих: удовлетворение амбиций или повышение авторитета власти? (на примере награждения кавказских чиновников XIX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / INSTITUTE OF PUBLIC SERVICE / КАВКАЗ / CAUCASUS / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL POLICY / МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ / ENCOURAGEMENT METHODS / АВТОРИТЕТ ВЛАСТИ / AUTHORITY OF THE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чегарнова Вера Николаевна

Автором предпринята попытка проанализировать значение методов поощрения и роль своевременной оценки эффективного служения обществу и государству для служащих бюрократического аппарата Кавказа в XIX веке. Материалом для анализа служат конкретные примеры из жизни кавказского чиновничества указанной эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Timely encouragement of civil officers: satisfaction of ambitions or increase in authority of the government? (On the example of rewarding of the Caucasian officials of the 19th century)

The author made an attempt to analyze value of methods of encouragement and a role of timely assessment of effective service to society and state for employees of bureaucratic apparatus of the Caucasus in the 19th century. As material for the analysis serve concrete examples from life of the Caucasian officials of the specified era.

Текст научной работы на тему «Своевременное поощрение государственных служащих: удовлетворение амбиций или повышение авторитета власти? (на примере награждения кавказских чиновников XIX века)»

В.Н. ЧЕГАРНОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института -филиала РАНХиГС

Своевременное поощрение государственных служащих: удовлетворение амбиций или

повышение авторитета власти? (На примере награждения кавказских чиновников XIX века)

Проблема повышения качества исполнения своих обязанностей служащими присуща каждому историческому этапу развития института государственной службы. Для мотивирования позитивного служебного поведения чиновников активно применялись и применяются сегодня различные способы сословно-статусного, служебно-организацион-ного, материального поощрения. Но исключительно высока в данном процессе роль морально-психологических форм мотивации персонала. По мнению В.П. Мельникова, к таковым относятся: своевременное обеспечения заслуженного карьерного продвижения, публичная оценка тех или иных чиновников, объявление благодарности, награждение ведомственными знаками отличия, присвоение почетных званий, награждение государственными орденами и

1

медалями .

Изучение материалов по истории государственной службы Кавказа свидетельствует, что Главноуправляющие в XIX веке прекрасно понимали значение морально-психологического воздействия на служащих административных учреждений. Так, например, в «Отношении» к министру

* Вера Николаевна Чегарнова, e-mail: werakmv@yandex.ru

1 Мельников В.П. Исторический опыт управления персоналом гражданской службы России. М., 2009, с. 100.

внутренних дел Российской Империи от 21 апреля 1825 года, А.П. Ермолов пишет: «единственное средство, которым можно убедить людей полезных для службы продолжить оную в здешнем крае, состоит в поощрении их время

1

от времени приличными наградами» .

Более того, отсутствие реакции высшей власти империи на представления чиновников к наградам, А.П. Ермолов воспринимал как личную обиду: «отказ по моим представлениям должен относиться к одному неуважению оных» и далее, «я в сем случае лучше бы желал сам терять, нежели видеть чиновников, истинно достойных и усердных, теряющих заслуженное ими воздаяние»2. В частности, в данных документах речь идет о длительной переписке Главноуправляющего в Грузии с управляющим Министерством полиции ген. С.К. Вязьмитиновым3 по вопросу «вознаграждения за труды в прекращении заразы члена Грузинской врачебной управы, надворного советника При-биля, товарища карантинного инспектора титулярного советника князя Туманова и смотрителя Кизлярского карантина Летичи». Добиваясь награждения указанных служащих, А.П. Ермолов подчеркивает значимость своевременного поощрения особых заслуг чиновников не только для служащего и его коллег, но и для укрепления авторитета самой власти: «занимая место, с которым неразлучно должно быть доверие правительства, - пишет А.П. Ермолов, - в первый раз в продолжение службы моей не смею ручаться подчиненным за справедливое воздаяние трудов

4

их, а потому и доверия к правительству внушить не могу» . Более того А.П. Ермолов, как руководитель одного из проблемных регионов империи начала XIX века, очень ревностно относится к недооценке заслуг своих подчиненных, по сравнению с другими служащими, ведь в тот

1 Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. (Далее АКАК) Архив Главного управления Наместника Кавказского. 12 тт. / Под ред. А.Д. Берже. Тифлис. Типография Главного управления Наместника Кавказского. 1866-1904 (далее АКАК), Т.6, Ч.1., №124, с. 77.

2 АКАК. Т.6, Ч.1, №6, с. 4.

3 Граф Сергей Кузьмич Вязмитинов (1744-1819) - первый военный министр Российской империи (1802-1808). Председатель Комитета министров (1812-1816), министр полиции (1812-1819), главнокомандующий в Санкт-Петербурге (1805, 1812), Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор (1816-1818), почётный член Российской академии (1818).

4 АКАК. Т.6, Ч.1, №5, с. 4.

момент, когда его подчиненных оставили без «высочайшей милости», «по министерству полиции и прочим частям беспрестанно награждаются чиновники». Анализ документов показал, что с представлением о награждении чиновников по указанному конкретному случаю, А.П. Ермолов обращался в целый ряд инстанций: Министерство полиции, к министру внутренних дел графу А.А. Аракчееву, непосредственно Императору.

Таким образом, столь пристальное внимание кавказской администрации к вопросам заслуженной оценки труда своих подчиненных, еще раз подтверждает ту исключительную роль, которую играло моральное поощрение в мотивации интенсивной и результативной служебной деятельности персонала административных органов. Система морального поощрения служащих развивалась в русле общего становления института государственной службы и законодательно оформилась к 30-40-м гг. XIX в. В «Устав о службе гражданской» вводится особая четвертая глава «О наградах во время продолжения службы»1. Глава разделена на 9 отделений, каждое из которых регулирует один из этапов общего наградного процесса. В первом отделении сформулированы общие положения, первое из которых законодательно оформилось еще в 1720 г.: «верные, истинные слуги Отечества имеют надеяться на особливое Монаршее благоволение и милость и во всех случаях, по испытанной верности и искусству, ожидать соразмерной заслугам награды» (ст.1080). Следующее положение «Устава» объясняло во многом настойчивость А.П. Ермолова, добивающегося поощрения для своих служащих, так как согласно букве закона «все вообще начальства обязаны не оставлять ревностного и долговременно служащих без представительства о награждении» (ст. 1082). Еще одно общее правило награждения чиновников «не испрашивать наград всем вообще чиновникам без разбора, и представлять к таковым единственно за действительные заслуги» (ст.1081), также неукоснительно соблюдалось Главноуправляющим в Грузии: «в представлениях моих, - пишет А.П. Ермолов, - никогда не обращал я внимания начальства на недостойных. Здесь [в Грузии] надежда за справедливое

1Свод учреждений государственных и губернских. Часть III. Уставы о службе гражданской. СПб.,1842, с. 196-204.

воздаяние за верность и усердие должна вознаграждать

1

лишение всех прочих выгод» .

Далее в «Уставе» были перечислены виды наград по гражданской службе:1) чин; 2) ордена; 3) высочайшее благоволение; 4) звания камергеров и камер-юнкеров Двора Его Императорского величества; 5) арендные деньги; 6) пожалование земель; 7) прибавка жалования; 8) подарки от имени его Императорского величества; 9) единовременные денежные выплаты; 10) признательность начальства, объявленная с Высочайшего соизволения2.

Сведения о практике применения отдельных видов наград по государственной службе встречаются в переписке кавказской администрации практически с момента вхождения Грузии в состав Российской империи и начала функционирования на этой территории российских административных учреждений. В письме к Главноуправляющему П.Д. Цицианову министр внутренних дел Российской Империи граф В.П. Кочубей в феврале 1803 г. сообщает: «Вследствие Высочайшего соизволения относительно награждения грузинских чиновников, получите из кабинета 5 сабель золотых, 12 серебряных и 10 орденов Святой Анны 3-й степени». При этом уровень доверия Императора к П.Д. Цицианову беспрецедентно высок: «Государь император, предоставив личному вашему усмотрению раздачу сих наград, образом ваших мыслей уверен, что они употреблены будут в действительную пользу службы и в отличие 3

истинных достоинств» .

Перечень ценных вещей, указанных в данном письме, равно как и утвержденные в «Уставе о службе гражданской 1842 года» «виды наград», свидетельствуют о том, что понимание термина «награда» как некоего материального выражения морального поощрения чиновника было очень многогранным.

К примеру, в воспоминаниях А.А. Харитонова, чиновника стоящего в распоряжении М.С. Воронцова упоминается сразу о двух видах наград: «к концу 1848 года пришли награды, и сам Наместник получил, при лестном рескрипте, портрет государя, для ношения в петлице, чем он был

1 АКАК. Т.6, Ч.1, №5, с. 4.

2 Свод учреждений государственных и губернских. Часть III. Уставы о службе гражданской. СПб., 1842, с. 196.

3 АКАК. Т.2, №12, с. 16.

очень доволен. Я же вместо денежной награды, на которую мог рассчитывать ...остался как бы за штатом»1.

Согласно ст. 1117 действующего в указанный период «Устава о службе гражданской 1842 года» М.С. Воронцов, судя по всему был удостоен «подарка с вензелевым изображением Имени Его Императорского Величества» на том основании, что кроме особых заслуг, М.С. Воронцов состоял в чине выше 5 класса. Порядок выдачи денежных наград, о неполучении которой сокрушался автор воспоминаний, регулировался ст. 1118 и 1119 Устава2. Согласно указанным нормам, размер денежной награды в обыкновенном порядке жалуемой одному лицу не должен был превышать оклада его жалования. Интересно, что классные чиновники могли претендовать на получение всех видов наград, в том числе и денежной выплаты, только спустя 2 года после предыдущего награждения, а неклассным чиновникам дозволялось испрашивать денежные награды ежегодно, если они «по трудам и способностям окажутся того заслуживающими». В данном случае денежная награда, кроме своего морально-психологического знания, была и мерой социальной поддержки, так как уровень доходов неклассных чиновников был крайне низким.

В воспоминаниях о более позднем периоде службы на Кавказе, А.А. Харитонов рассказывает о том, как ему было отказано в награждении чином действительного статского советника, на «основании отзыва министра финансов в Кавказский комитет, который находил, что я в чине статского советника младше многих других председателей казенных палат во внутренних губерниях». Отказ в награждении чином был обиден чиновнику еще и потому, что «во-первых, закавказская палата была обширнее других, имея в своем заведовании 16 уездных казначейств и три соляных промысла, а во-вторых, я не столько по должности, сколько по особому доверию наместника участвовал во всех административных реформах и связанных с ними законодательных работах»3.

1 Из воспоминаний А.А. Харитонова. Служба при князе Воронцове // Русская старина. 1894. Т.81. Вып.4-6, с. 125.

2 Свод учреждений государственных и губернских. Часть III. Уставы о службе гражданской. СПб., 1857, с. 202.

3 Из воспоминаний А.А. Харитонова, с. 155.

Еще одним примером широты понимания «награды» в Российской империи, был описанный тем же А.А. Харитоновым случай с награждением М.С. Воронцова мундиром Преображенского полка, чем собственно князь был «счастлив и доволен»1, так как именно там начинал свою службу.

Показательна в той связи история с награждением орденом св. Анны 3 степени чиновника В.И. Золотницкого. Он являлся сыном священнослужителя. Начал службу копиистом Астраханской казенной палаты 14 февраля 1793 г. В 1806 г. переведен в канцелярию генерал-фельдмаршала И.В. Гудовича. Спустя 13 лет, в 1806 г. он уже имел чин коллежского секретаря (X класс), а к 1818 г. - чин надворного советника (VII класс)2. В 1825 г. А.П. Ермолов получил из Кавказского областного правления прошение от надворного советника В.И. Золотницкого об увольнении, что особенно расстроило Главноуправляющего, который, «зная хорошие способности В.И. Золотницкого, деятельность его и в особенности навык в делах»3, предложил Правлению убедить чиновника остаться. Но, так как с 6 декабря 1823 г. представление А.П. Ермолова о награждении этого чиновника орденом Св. Анны 3 степени осталось «безгласным», он сомневается, что «убеждения сии будут успешны»4.

Анализ документов показал, что чиновника все же убедили остаться: по данным «Месяцеслова» 1827 г.5 он сохранил за собой должность советника Областного правления, а по данным на 1840 год - он Областной казначей казенной палаты и кавалер ордена Св. Анны 3 степени. Дальнейшая карьера В.И. Золотницкого на Кавказе была более чем успешной: в декабре 1840 года он произведен в статские советники (V класс), получил дворянство, внесен в родословную книгу дворян Кавказской области. С 1841 г. В.И. Золотницкий занимает должность председателя Кавказской казенной палаты, а с 1846-1861 гг. - правитель

1 Там же. С. 156

2 Несмачная С.И. История Кавказа в лицах: Биографический словарь. Т. 7.

Ставрополь, 2005, с. 177.

3

3 АКАК. Т.6, Ч.1, №124, с. 77.

4 Там же, с. 78.

5 Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской Империи на лето от Рождества Христова. 1827, Часть вторая. СПб., с.198.

Канцелярии Кавказского (Ставропольского) губернатора1. Таким образом, его усердная и беспорочная служба является примером стабильного карьерного роста на Кавказе. За свою деятельность он был вознагражден в полной мере: сын священника добился получения потомственного дворянства, получил знак отличия за 35 лет беспорочной службы и орден Св. Анны 3 степени.

История получения ордена Св. Владимира 4 степени детально описана в воспоминаниях А.А. Харитонова. «8 ноября 1850 года на приеме в доме князя М.С. Воронцова, - пишет Харитонов, - я подал докладную записку, в которой, ссылаясь на успешный исход произведенных торгов на отдачу в арендное содержание Кульпинского и Нахичеванского соляных промыслов, с превышением против казенного дохода на 20 тысяч рублей в год, я просил о представлении меня через кавалерскую думу к ордену Св. Владимира 4-й степени по статуту»2. Но кто-то из ближайшего окружения князя, считал, что Харитонов не имеет на это право, так как он просто выполнял предписание наместника. Узнав об этом, А.А. Харитонов просил разрешить ему лично обратиться к наместнику и, получив такое право, высказал следующие соображения: «по статуту чиновник награждается орденом не за мысль, принадлежавшую, во всяком случае, начальству, а именно за составление проекта, осуществление которого приводит к возвышению доходов казны без всяких с ее стороны издержек»3. Проект, представленный и воплощенный А.А. Харитоновым, таким и оказался.

Эти объяснения вполне удовлетворили М.С. Воронцова и он «тут же приказал готовить представление в капитул орденов, где в первом же собрании кавалерской думы 22 сентября 1851 года был присужден мне орден Владимира 4 степени». Как пишет автор этих воспоминаний, он был очень доволен этой наградой, так как за время его службы никто из гражданских служащих Кавказа не получал ордена Св. Владимира 4 степени по статуту, кроме «полицейских чинов, которые представлялись, как отличающиеся при

1 ГАСК. Ф.63. 0п.20. Д.25; Оп.26.Д.278; Ф.70.0п.1.Д.557; Ф.101. Оп.3. Д.64. ф.444; Оп. 17. д. 2434

2 Из воспоминаний А.А. Харитонова. Служба при князе Воронцове // Русская старина. 1894, Т.81, Вып.4-6, с.142.

3 Там же, с. 143.

поимке разбойников с опасностью жизни от бывшей в таких случаях перестрелки»1 Таким образом, подобный факт, описанный А.А. Харитоновым, служит косвенным доказательством нашего предположения о том, что очень высокий показатель соотношения общего числа чиновников к числу награжденных на Кавказе объяснялся многочисленными пожалованиями орденов именно за военные успехи, а не преданное «мирное» служение.

Еще одну историю награждения чиновника за достойную гражданскую службу в эпоху наместничества М.С. Воронцова, удалось восстановить по материалам Актов Кавказской археографической комиссии.

Речь идет о награждении чином тайного советника М.П. Щербинина, директора канцелярии Наместника Кавказского. М.П. Щербинин поступил на службу в 1825 г. под непосредственное начальство графа Михаила Семёновича Воронцова (бывшего в то время Новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области). Вся служба М.П. Щербинина на Кавказе проходила под непосредственным руководством М.С. Воронцова: по этой же причине чиновнику, хоть и посвятившему себя гражданской службе, пришлось испытать боевую жизнь и сопряжённые с нею опасности. Почти при самом начале службы он участвовал при осаде Варны и находился во всех главных военных действиях на Кавказе. В знаменитом деле при Дарго М.П. Щербинин показал пример личного мужества и неустрашимого самоотвержения, за что 9 августа 1845 г. был награждён чином действительного статского советника. Далее его служба была продолжена уже непосредственно на гражданском поприще. Согласно материалам Актов Кавказской археографической комиссии, с ходатайством о награждении М.П. Щербинина выступал генерал Н.А. Реад, преемник М.С. Воронцова, который в Рапорте на имя Председателя государственного совета А.И. Чернышева от 22 октября 1854 года сообщает о значимости своего подчиненного: «совершеннейшее знание им края и духа разноплеменных его обитателей и по отличным способностям, коими он обладает, я в нем имею верного помощника и ревностного исполнителя моих

1 Из воспоминаний А.А. Харитонова. Служба при князе Воронцове // Русская старина. 1894, Т.81, Вып.4-6, с. 143.

приказаний. Смею думать, - пишет Н.А. Реад, - что заслуги этого отличнейшего чиновника выходят из ряда обыкновенных и что они достойны милостивого на них воззрения Августейшего нашего монарха»1. Однако, несмотря на стол лестный отзыв и настойчивость Н.А. Реада, М.П. Щербинин ни в 1854, ни в 1855 году чина тайного советника не получил2. Следующий документ о награждении М.П. Щербинина был составлен уже преемником Н.А. Реада, Н.Н. Муравьевым. Он пишет, что еще «покойный ныне генерал Н.А. Реад в 1854 году ходатайствовал о награждении М.П. Щербинина чином тайного советника за отличную службу его, но ходатайство это осталось без разрешения». В связи с чем, Н.Н. Муравьев подтверждает, что «Д.с.с. Щербинин соединяет в себе отличное знание дела с постоянным трудолюбием и усердием к службе» и это дает ему право на повышение в должности и назначение председательствующим в Правительствующем Сенате»3. Ходатайство Н.Н. Муравьева было удовлетворено в январе 1856 года, что письмом сообщил наместнику Председатель Государственного совета и Кабинета министров граф А.Ф. Орлов. «Директора Канцелярии Наместника Кавказского д.с.с. М.П. Щербинина, в награду отлично усердной, ревностной и полезной его службы произвести в тайные советники и назначить его присутствовать в Правительствующем Сенате с сохранением при этом получаемого им ныне жалования - 5 600 р.с. в год»4.

Истории В.И. Золотницкого, М.П. Щербинина, опровергают образ чиновника-взяточника, сложившегося в исследовательской и популярной литературе, и служат примером бескорыстного, добродетельного, усердного служения провинциального чиновничества, а ответственность их начальников в представлении своих подчиненных к заслуженным наградам, может служить свидетельством ответственного отношения к делу на всех уровнях бюрократического аппарата.

Приведенные примеры морального стимулирования кавказских чиновников позволяют утверждать, что стремление властей всей уровней максимально эффективно ис-

1 АКАК. Т.11, №653, с. 627.

2 Там же.

3 АКАК. Т.11, №709, с. 660.

4 АКАК. Т.11, №718, с. 665.

пользовать имеющиеся у них ресурсы, было направлено на активизацию мотивации персонала в целях успешного достижения целей и реализации функций местных административных учреждений, что в полной мере считать лишь удовлетворением личных амбиций служащих неверно. Используя различного рода государственные награды, благодарности, подарки, пожалование чинов, руководство региона, хотя и не без недостатков и ошибок, тем не менее добивалось того, что персонал местных органов управления окраинных территорий Российской империи был готов решать стоящие перед ним задачи внешней и внутренней политики государства, повышая тем самым авторитет власти на столь проблемных для империи территориях.

Чегарнова В.Н. Своевременное поощрение государственных служащих: удовлетворение амбиций или повышение авторитета власти? (На примере награждения кавказских чиновников XIX века). Автором предпринята попытка проанализировать значение методов поощрения и роль своевременной оценки эффективного служения обществу и государству для служащих бюрократического аппарата Кавказа в XIX веке. Материалом для анализа служат конкретные примеры из жизни кавказского чиновничества указанной эпохи.

Ключевые слова: институт государственной службы, Кавказ, кадровая политика, методы поощрения, авторитет власти.

Chegarnova V.N. Timely encouragement of civil officers: satisfaction of ambitions or increase in authority of the government? (On the example of rewarding of the Caucasian officials of the 19th century). The author made an attempt to analyze value of methods of encouragement and a role of timely assessment of effective service to society and state for employees of bureaucratic apparatus of the Caucasus in the 19th century. As material for the analysis serve concrete examples from life of the Caucasian officials of the specified era.

Key words: institute of public service, Caucasus, personnel policy, encouragement methods, authority of the government

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.