Научная статья на тему 'Своеобразный феномен героини романа «Доводы рассудка» в прозе Джейн Остин'

Своеобразный феномен героини романа «Доводы рассудка» в прозе Джейн Остин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
641
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТИН / "ДОВОДЫ РАССУДКА" / ФЕНОМЕН / АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / OSTEN / "PERSUASION" / IMAGE / PHENOMENON / ENGLISH LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баркова И.А.

В статье отмечается, что роман Джейн Остин «Доводы рассудка» разрывает все шаблоны предыдущих произведений этого автора. Центральная героиня романа, Энн Эллиот, играет решающую роль в создании уникальности работы Дж.Остин. Через восприятие главной героини «Доводов рассудка», натуры романтической, являющейся еще и рассказчиком, читатель воспринимает все происходящее внутри и вокруг этого образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразный феномен героини романа «Доводы рассудка» в прозе Джейн Остин»

Баркова И.А. ©

Студент, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

Арзамасский филиал

СВОЕОБРАЗНЫЙ ФЕНОМЕН ГЕРОИНИ РОМАНА «ДОВОДЫ РАССУДКА» В ПРОЗЕ ДЖЕЙН ОСТИН

Аннотация

В статье отмечается, что роман Джейн Остин «Доводы рассудка» разрывает все шаблоны предыдущих произведений этого автора. Центральная героиня романа, Энн Эллиот, играет решающую роль в создании уникальности работы Дж.Остин. Через восприятие главной героини «Доводов рассудка», натуры романтической, являющейся еще и рассказчиком, читатель воспринимает все происходящее внутри и вокруг этого образа.

Ключевые слова: Остин, «Доводы рассудка», феномен, английская литература. Keywords: Osten, «Persuasion», image, phenomenon, English literature.

Имя Джейн Остин вызывает определенные образы в сознании человека, сформированные благодаря таким романам, как «Разум и чувства», «Гордость и предубеждение» или «Эмма». Романтическая комедия, игристая и веселая - это то, что можно ожидать от любого из этих романов. Все они, написанные беззаботным, дразнящим тоном, и представляют замечательных молодых леди, которым приходится пройти через большие испытания только для того, чтобы получить, в конце концов, равноценно замечательных молодых джентльменов.

Тем не менее, «Доводы рассудка» - последний завершенный роман Джейн Остин, кажется, разрывает этот шаблон. Энн Эллиот завоевывает Фридриха Уэнтуорта и ищет для себя лучшее место, и в итоге роман оказывается историей о вторых шансах обретения надежды и любви. Кроме того, в нем не хватает и других черт, присущих остальным ее работам. «Доводы рассудка» не так иронично, как «Гордость и предубеждение», так как его основное настроение более пессимистично, и роман, возможно, не столь насыщен в отношении литературных приемов, как другие шедевры Остин.

Зачастую опускается тот факт, что Энн, центральный персонаж романа, играет решающую роль в создании уникальности работы Джейн Остин. Сдвиг типичных для автора ценностей проявляется в характеристиках Энн: она молчалива, но полна мыслей; убеждаема, но упорна; пример душевного равновесия, но эмоциональна. Все это, безусловно, отклонение от какой-либо из более ранних героинь Остин. Мало того, что больший акцент в романе сделан на «телесность» персонажа, чего не было с другими героинями писателя, но героиня также кажется более «современной», чем ее предшественницы. Тем не менее, остается открытым вопрос: так ли образ Энн революционен, как кажется. Обоснована ли принадлежащая ей репутация?

Энн изображается как личность, которую стоит принимать всерьез и чьим наблюдениям читатель может доверять, она не становится жертвой иронии Остин. Это может быть объяснено тем простым фактом, что Энн просто слишком стара и слишком мудра, чтобы играть роль в том, что задумано как комедия. Это закреплено в самой структуре романа: Энн Эллиот не только главная героиня романа, но и рассказчик. Исключительно через ее восприятие читатель воспринимает происходящее внутри и вокруг нее. И то, как Энн преподносит события, действительно оказывается правдивым. После того, как героиня делает несколько неплохих ремарок в начале романа, читатель начинает ей доверять.

© Баркова И.А., 2016 г.

Благодаря этому не удивительно, что Энн разрешено быть ироничной, когда она находит себя лицемерной. Например, сцена, в которой Энн советует капитану Бенвику читать меньше поэзии, дабы быстрее пережить смерть невесты.

Время самообмана для героини давно ушло: оно закончилось с отказом от предложения Уэнтворта за восемь лет до начала повествования, и в то же время Энн стала обладать самосознанием; самосознанием в том смысле, что теперь она полностью осознает свои достоинства и недостатки. Героиня также стала лучше понимать людей и окружающие ее события. Из-за природной наблюдательности Энн часто оказывается в выгодном положении.

В таком случае, невозможно избежать сравнения с Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение»), но Энн более спокойна и в каком-то смысле даже беспощадна. Она была лишена общества эксцентричного семейства Беннет, поэтому у героини отсутствует и чувство юмора Элизабет. Энн не портит ни влияние семьи, ни предательство миссис Клей, а остальные неприятности она предпочитает не замечать. Такая бескомпромиссная точка зрения в какой-то степени обоснована. Будь Энн менее точна в своих наблюдениях или более жизнерадостным человеком, читатели не чувствовали бы разницу между ней и ее окружением так остро. Энн Эллиот является единственным разумным человеком в семье. В конце концов, побег Энн из семейного круга - это облегчение для читателя и оно настолько сильно из-за опасности, которую представляли для героини собственные родственники. Такое положение для Энн - тяжелое бремя, ставящее под угрозу ее счастье.

Тем не менее, Эллиот - пассивный наблюдатель. Не в ее стиле бороться с судьбой и природой или наставлять окружающих. Дело героини - слушать и внимать. По факту, Энн страдает от интеллектуального одиночества. Отношения, больше всего походящие на дружбу, можно наблюдать между ней и леди Рассел. Но у них не бывает доверительных бесед и этих героинь едва видят вместе. Помимо леди Рассел, кажется, никто не является подходящим компаньоном для Энн, потому что остальным ее знакомым не хватает тонкости ума, которым обладает героиня, или они не нуждаются в ней вообще, как в случае с семьей Энн.

Цельная и добродетельная личность, такая, что никто не в состоянии соответствовать ей: это превосходство Энн Эллиот над остальными приводит к собственной изоляции. Большую часть времени читатель находит Энн в одиночестве, и ее мысли остаются неразделенными.

Функция Энн как слушателя не является строго пассивной. Для нее взгляд - более действенное средство коммуникации, чем слова. Героиня редко терпит неудачу в своих суждениях и никогда не бывает обманута. Она не чувствует, что мистер Эллиот - злодей, но как только героине дается возможность тщательно изучить его характер, она чувствует, что в этом человеке что-то не так. Энн обвиняет его в бесчувственности: «Мистер Эллиот был рассудителен, хладнокровен, благоразумен, но он не был открыт. Ни разу не видела она, чтобы он загорелся, пришел в негодование или в восторг от чужого дурного или доброго поступка. Это, на ее вкус, был важный недостаток» [182, 1]. У мистера Эллиота есть все основания быть скрытным, так как он это не честен. Энн, в данном случае, единственная, кто замечает его поведение, хотя героине и приходится искать помощи у миссис Смит, чтобы вывести мистера Эллиота на чистую воду. О Уэнтуорте упоминается, что «она понимает его», и оказывается, что Энн всегда была права в своих суждениях об этом человеке. Другой пример ее примечательного понимания характеров - это капитан Бенвик, который не удивил Энн своим заявлением о том, что смерть невесты не слишком травмировала его. Сердечная боль героя быстро проходит при помощи Луизы, которой приходится остаться с Харвилями после падения с лестницы. Энн правильно рассуждает, что способный на чувство человек, такой, как Бенвик, с легкостью полюбит и во второй раз.

Как ни странно, сама Энн оказывается исключением из этого правила. Героиня осознает, что не может разлюбить Уэнтуорта или полюбить кого-то еще. На протяжении всей книги можно найти целые абзацы, которые доказывают это. Энн описывается либо как

существо взволнованное, либо старающееся подавить свои эмоции и смущение. Прибытие Уэнтуорта практически доводит ее до нервного срыва, хотя героиня и пытается казаться спокойной. Ее попытка «чувствовать меньше» не увенчивается успехом и, кажется, будто Энн перескакивает от одного эмоционального кризиса к другому. Действительно, эмоции героини настолько сильны, что влияют на ее физическое состояние, ее поведение. Энн часто демонстрирует больше эмоций, чем намеревается. Иногда ее волнение приводит к румянцу на щеках, иногда лишает дара речи. Во время осмотра Киллинч-Холла Крофтами, мисс Эллиот, например, теряет самообладание и не может «ответ, как она должна», когда миссис Крофт начинает говорить о своем брате. Когда Энн подслушивает разговор между Уэнтуортом и Луизой Мазгроув, который, как она понимает, идет о ней, это событие настолько волнует героиню, что она не может «сразу же прийти в себя» [93, 1]. В других ситуациях Энн реагирует аналогичным образом: будучи «спасенной» Уэнтуортом от нападения ее племянника, Энн настолько потрясена, что некоторое время не может говорить и считает необходимым покинуть комнату, пока снова не обретет ясность мыслей.

Наконец, в сцене, в которой героиня читает о любви Уэнтуорта к ней, она чувствует «всепоглощающее счастье» и заходит так далеко, что сказывается больной, чтобы скрыть свои эмоции от окружающих. Это оправдание легко принимается на веру: «Тогда они разглядели, какой больной у нее вид» [272, 1]. Редко Энн бывает довольна теми чувствами, которые любовь вызывает в ней. Героиня считает, что дела сердечные плохо сказываются на ее здоровье. Любовь в «Доводах рассудка» по-настоящему приносит боль. Эта эмоция, описанная скорее в стиле Шарлотты Бронте, чем Джейн Остин, является одним из самых больших отклонений от традиционного почерка Остин. Энн - своеобразный феномен в прозе Остин, по крайней мере, в отношении ее внутреннего мира. Она так романтична, как никакие другие героини Остин. Как было отмечено ранее, Энн не обманывается в своих чувствах.

Это то, что в значительной степени отличает ее от Элизабет Беннет, которая до самого финала романа не в состоянии признаться в своих чувствах к Мистеру Дарси. Кроме того, Энн Эллиот также отличается и от Эммы Вудхаус («Эмма»): Эмма видит только то, что хочет видеть, она живет в мире, который придумывает для себя, в мире, который в основном состоит из сводничества и счастливых пар, которыми она руководит, как умелый кукловод. Развитие характера Энн принимает совсем другой курс: «В юности вынудили ее быть благоразумной, в годы более зрелые она сделалась мечтательницей - что так естественно при неестественном начале» [35, 1]. Для остальных героинь процесс взросления занимает долгое время. Энн, напротив, должна научиться снова быть счастливой.

В заключение, следует признать, что существует множество черт, которые отличают «Доводы рассудка» от других романов Джейн Остин. Потому и Энн, безусловно, гораздо более зрелый персонаж, чем ее предшественницы. Это естественно, так как этот роман был написан позже, чем остальные. Но было бы неправильно ставить «Доводы рассудка» выше или ниже других произведений Остин. Каждый из них, так или иначе, о взрослении героинь, каждый из них имеет свои прелести. Пожалуй, удивляет только то, как уникальна была манера Джейн Остин, как ей снова и снова удавалось создать роман так близкий к совершенству, наполненный настолько любезными и достойными героинями.

Литература

1. Остин, Джейн. Доводы рассудка: Роман / Джейн Остин; [Пер. с англ. Е. Суриц] М.: АСТ;

Харьков: Фолио, 1998. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.