Научная статья на тему 'Своеобразие публицистики А. Платонова 20-х годов XX века'

Своеобразие публицистики А. Платонова 20-х годов XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1518
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ГУМАНИЗМ / ИДЕЯ ЖИЗНИ / ФИЛОСОФИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ / ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ / ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дёмина Людмила Ивановна

В статье исследуется своеобразие публицистики А. Платонова, оказавшей существенное влияние на художественное своеобразие прозы писателя. Наряду с известными публицистическими работами А. Платонова, рассматривается статья «Фабрика литературы» (1926 г.), отражающая основные проблемы развития послеоктябрьской литературы и вопросы, по которым проходили основные дискуссии в литературе начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие публицистики А. Платонова 20-х годов XX века»

УДК 82.0 (470)

ББК 83.3 (2=Рус) 5 Д 30

Л.И. Дёмина

Своеобразие публицистики А. Платонова 20-х годов XX века

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье исследуется своеобразие публицистики А. Платонова, оказавшей существенное влияние на художественное своеобразие прозы писателя. Наряду с известными публицистическими работами А. Платонова, рассматривается статья «Фабрика литературы» (1926 г.), отражающая основные проблемы развития послеоктябрьской литературы и вопросы, по которым проходили основные дискуссии в литературе начала ХХ века. Ключевые слова:

Стилистическое своеобразие, гуманизм, идея жизни, философия публицистики, жанры

публицистики, природа и человек.

Гуманизм А.Платонова, его воззрения на жизнь складывались под влиянием действительности 1920-х годов: первая мировая война, революция, гражданская война, восстановление хозяйства, коллективизация деревни. «В ранних произведениях А.Платонова, - пишет В.Васильев, - ощущается утомительная механическим трудом жизненная неуверенность, вкупе с неясными романтическими порывами, которые, едва возникнув, почти сразу же охлаждаются рассудком» [1, 15]. В первое десятилетие после революции А. Платонов работал с необычайным размахом: он искал себя в философии, в политике, в прозе, но особенно яркими были публицистические выступления в воронежских периодических изданиях.

Известные исследователи творчества А.Платонова - В.Васильев, Л.Шубин, В.Чалмаев, С.Семёнова, Э.Иноземцева, Б.Бобылев и другие

- неоднократно в своих работах обращались к изучению проблем в наиболее известных и крупных произведениях писателя («Чевенгур», «Котлован», «Джан» и др.). В монографической работе о Платонове Л.Шубин изучает жизнь и творчество писателя с целью систематизации материалов, выявления художественных, стилевых, жанровых особенностей произведений. В.Чалмаев расширяет границы творческой биографии А.Платонова, включая в свой исследовательский материал лирику, публицистику, рассказы писателя, что значительно углубляет

подход к изучению творческого наследия А. Платонова и делает книгу не просто ценной и важной, но и определяющей в отдельных направлениях новых исследований. Необходимо сказать, что несмотря на большое внимание исследователей к творчеству А.Платонова, публицистическое наследие писателя 20-х годов требует нового прочтения и анализа, поскольку содержит ряд важнейших тем и проблем и служит отправным моментом в его творчестве.

Платонов-публицист сложен и противоречив: рассматривая природу и человека как враждебные друг другу силы, ищет в них родство; абсолютизируя машину и металл, возвышает природу; отдавая дань науке, сомневается в её могуществе. Отсюда и тон его произведений: то серьёзный, не терпящий никаких возражений, то ироничный; то патетический, исполненный живого чувства, то риторический. Пристальное внимание к человеку вдруг сменяется схематическим подходом к нему, переходящим в сатиру; подробное изложение сюжета неожиданно обнаруживает абсурдность события и как бы усталость автора от самого процесса писания.

Известно, что на формирование мировоззрения А.Платонова, на создание его художественно-эстетической концепции, на темы публицистических выступлений оказала серьезное влияние «Философия общего дела» Н. Фёдорова.

В своем труде Н.Фёдоров формулирует идею всеобщего блага, которая состоит из «не-

родственного» отношения природы к человеку. Природу надо регулировать, использовать её «во благо», управлять ею, вырабатывать новые формы управления. Именно эти фёдоровские идеи А.Платонов не просто возьмет на вооружение и обозначит в публицистике, а глубоко и детально будет разрабатывать и в художественной практике.

«Лицевое событие ХХ века», Октябрьская революция, осмыслено писателем в публицистике не просто как историческое явление, а как «метаисторическое», космическое. В своих воронежских статьях он связывает с этим событием большие надежды, для него это не просто политический, социальный переворот, а глубочайший перелом всей жизни: «Мир встал на пороге настоящего онтологического переворота, «космической интеллектуальной революции», которая преобразит саму натуральную основу жизни... при этом искусство, выйдя из узких пределов духовного, идеального сознания, станет силой, реально формирующей и претворяющей саму действительность, творчеством жизни» [2, 10].

Платонов-публицист в это время почти непрерывно исследует один и тот же вопрос: что такое революция в социальном, философско-историческом, даже космическом плане? Свою позицию он объясняет в ряде статей («Красная деревня», «Октябрьский переворот и диктатура пролетариата», «Культура пролетариата»,

«Мастер-коммунист», «Свет и социализм», «Замена грядущего» и т.д.), где ключевым является понятие революция. «С пролетариатом,

- пишет он в одной из статей, - рванулось всё лучшее этого мира, всякая свежая молодая сила. Революция - живой стройный организм. Она тот же человек, но в огромных бесконечных размерах. Она тот же человек с его чистым огненным ликом.» [3, 70].

Писатель пламенно верил в стремительное преобразование жизни и неоднократно подчёркивал, что когда закончится политическая и экономическая борьба, начнётся борьба за господство духа и культуры, «. крест борьбы будет вынесен на самую высокую гору земли». Подобного рода тезисов в публицистике Платонова 1920-х годов достаточно много. В статьях, очерках, помимо этого, содержится поучительный, наставнический момент, который приближает их дидактическому материалу.

Платонова в публицистике волнует не только «судьба революции», но и судьба народа, пролетариата, поскольку он есть движущая сила истории. Писатель верит в силу духа народа, в его способности и возможности, потому что ему на помощь приходит техника и наука, и мечтает о всемирном счастье и о том, как сохранить землю «невредимой».

Целая серия статей этого времени («Электрификация», «Гидрофикация и мелиорация», «Мелиоративные работы в нашей деревне», «Об улучшении климата», «Борьба с пустыней», «Организация победы над засухой» и т.д.), посвящённая мелиорации, электрификации, борьбе с засухой и т. д., написана в том же возвышенно-трагическом, героическом плане, как и очерки о революции. Платонов сознательно создаёт пафосность, говоря не мелиорация, а «ремонт земли». В статье «Великий работник» мы находим удивительно патетичные слова о мелиораторах: «Мелиоратор - техник земного шара, он одолевает и укрощает гиганта, а сам, сравнительно с планетой, мал, как атом» [3, 207]. Автор здесь представлен не просто мелиоратором района, а техником, творцом всего земного шара.

Платонова-публициста можно считать человеком чрезвычайного чувства ответственности за жизнь на земле и за природу. В 20-е годы его также волнуют и вопросы экономического содержания. Он осмысливает новую программу социально-экономических преобразований и перспектив, публикуя в «Нашей газете» (1923 г.) «Рассказ о многих интересных вещах», в котором анализ народно-хозяйственных вопросов перемежается с философскими обобщениями.

«Рассказ о многих интересных вещах» в некоторой степени подводит итог научнотехническому опыту А.Платонова, накопленному писателем и мелиоратором до 1923 года, но, вместе с тем, в нем речь идет о перспективах дальнейшего развития крестьянства в новых экономических условиях. Как писатель А. Платонов уже начинает пересматривать свои некоторые прежние взгляды. Разочаровавшись в принципе познания жизни «прижиматься к факту», он ищет объективную точку зрения на мир, стремится понять «общие масштабы» действительности.

Жизнь постоянно вносила серьёзные коррективы в однообразные и неизменные идеалы

А. Платонова, и оттого ему приходилось довольно часто вступать в спор с самим собой, преодолевать собственные воззрения ценою тяжелых кризисных духовных состояний, отказываться от уже выработанных ранее концепций во имя новых, более точных и глубоких решений и выводов.

Публицистика А.Платонова, связанная с НЭП, внешне создаёт картину переустройства Вселенной через полное овладение и управление человеком природными стихиями, через братское единение людей, но все же содержит в себе отрицание умозрительной программы всеобщего блага на основе «мыслящего, разрушающего мозга», которое окрашено сомнением во всемогуществе науки, в превосходстве машин над природой.

Платонова-публициста в этот период волнует и другая проблема, проблема «улучшения способов литературного творчества», в 1926 году он пишет статью «Фабрика литературы». Содержательное поле этого публицистического произведения отражает важные моменты формирования и развития послеоктябрьской литературы. В нем мы находим ключевые вопросы, по которым шли непрерывные дискуссии в литературных кругах (отношение и учёба у классиков, технология писательской работы, новаторство, коллективистический принцип нового искусства, идеологический стиль, право на утверждение положения, отношение к сказу, неореализму, романтизму и т.д.). А.Платонов в статье не просто стремится выразить свою точку зрения на литературное творчество, он доказывает свою позицию конкретными фактами, примерами, вплоть до математических расчетов, как по-настоящему нужно работать над произведением и как получить «качественное произведение», а также как «наладить современное производство литературных произведений». Для этого, считает он, требуется усиленная работа писателей, критиков, редакторов, издателей в едином направлении и понимание общих целей и задач. «Главная сила в разделении труда, в охвате огромного количества человеческих личностей, масс и территорий тысячью зорких глаз, многоголовым живым умом и чутким вкусом» [2, 608].

«Фабрика литературы» - это платоновская метафора советской литературы как явления нового содержания и формы. Своеобразная интерпретация этого явления в необычной форме породила эффект «намеренного стилистического гибрида» (выражение М. Бахтина).

Несомненно, что очерки и статьи 20-х годов А. Платонова являются, прежде всего, характеристикой времени и отражением позиции писателя в важнейших вопросах, волновавших его как художника и общественного деятеля и остаются актуальными в исследовании формирования мировоззрения писателя и проблем в его творчестве.

Несмотря на достаточно сложную в стилистическом плане манеру повествования, публицистика А. Платонова 20-х годов проникнута сокровенным поиском «смысла отдельного и общего человеческого существования» в эпоху больших перемен. По мысли писателя, только истинный прогресс созидает душу человека, а первая потребность души - память и справедливость. Этой глубокой потребности человеческого сердца служат произведения А.Плато-нова, художника, обратившегося к нам с призывом «суметь жить, той высшей жизнью, которую нам безмолвно завещали мёртвые; и тогда, ради вечной их памяти, надо исполнить все их надежды на земле, чтобы их воля осуществилась и сердце их, перестав дышать, не было обмануто» [4, 229].

Писатель стремился постичь и открыть идеальную силу, объединяющую человечество в добре, правде, истине и красоте: «... солнце с высоты звало всех к себе, и из тьмы земли поднялись к нему в гости растения и твари - они были все разноцветные, каждый иной и не похожий ни на кого: кто как мог, тот так и сложился, и ожил в земле, лишь бы выйти наружу, дыша и торжествуя, и быть свой срок на всеобщем свидании всего существующего.» [4, 261].

Примечания:

1. Васильев В. Андрей Платонов. М., 1982.

2. Платонов А. Взыскание погибших. М., 1995.

3. Платонов А. Чутье правды. М., 1990.

4. Платонов А. Вся жизнь. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.