Научная статья на тему 'Своеобразие проблематики романа Джанет Фитч "Белый олеандр" в контексте литературы США рубежа XX-XXI вв'

Своеобразие проблематики романа Джанет Фитч "Белый олеандр" в контексте литературы США рубежа XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
646
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XX-XXI ВВ / ДЖАНЕТ ФИТЧ / РОМАН «БЕЛЫЙ ОЛЕАНДР» / ПРОБЛЕМАТИКА / СЮЖЕТ «МАТЬ И ДОЧЬ» / РОМАН ВОСПИТАНИЯ / ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / AMERICAN LITERATURE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES / JANET FITCH / “WHITE OLEANDER” NOVEL / PROBLEMATICS / “MOTHER DAUGHTER” PLOT / EDUCATIONAL NOVEL / IDENTITY PROBLEM / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макаренко Лариса Викторовна, Артюшкова Анастасия Евгеньевна

Статья посвящена детальному анализу проблематики романа «Белый олеандр» калифорнийской писательницы Джанет Фитч. Охарактеризован литературный контекст Америки рубежа XX-XXI веков, названы основные тенденции литературы США данного периода. Выявлен авторский подход Джанет Фитч к отражению ключевых тем и проблем современного американского общества, основными из которых становятся конфликт поколений, отношения «мать дочь». Сделан вывод о том, что роман Д. Фитч соответствует общим тенденциям современной американской литературы, но традиционные для «женской прозы» проблемы автор рассматривает на философско-эстетическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINAL PROBLEMATICS OF JANET FITCH’S NOVEL “WHITE OLEANDER” IN THE CONTEXT OF THE USA LITERATURE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

The article provides a detailed analysis of the problematics of the Californian authoress Janet Fitch’s novel “White Oleander”. The researchers characterize the USA literary context at the turn of the XX-XXI centuries, mention the basic tendencies of the USA literature of this period and identify the authoress’s approach to representing the key themes and problems of the modern American society, such as the conflict of generations, “mother daughter” relations. The paper concludes that Janet Fitch’s novel is in tune with the basic tendencies of the modern American literature but traditional for “women’s prose” problems are considered at the philosophical and esthetical level.

Текст научной работы на тему «Своеобразие проблематики романа Джанет Фитч "Белый олеандр" в контексте литературы США рубежа XX-XXI вв»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.5.16

Макаренко Лариса Викторовна, Артюшкова Анастасия Евгеньевна

СВОЕОБРАЗИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ РОМАНА ДЖАНЕТ ФИТЧ "БЕЛЫЙ ОЛЕАНДР" В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ США РУБЕЖА XX-XXI ВВ.

Статья посвящена детальному анализу проблематики романа "Белый олеандр" калифорнийской писательницы Джанет Фитч. Охарактеризован литературный контекст Америки рубежа ХХ-ХХ! веков, названы основные тенденции литературы США данного периода. Выявлен авторский подход Джанет Фитч к отражению ключевых тем и проблем современного американского общества, основными из которых становятся конфликт поколений, отношения "мать - дочь". Сделан вывод о том, что роман Д. Фитч соответствует общим тенденциям современной американской литературы, но традиционные для "женской прозы" проблемы автор рассматривает на философско-эстетическом уровне. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2019/5/16.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 73-77. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 821.111 Дата поступления рукописи: 02.03.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.5.16

Статья посвящена детальному анализу проблематики романа «Белый олеандр» калифорнийской писательницы Джанет Фитч. Охарактеризован литературный контекст Америки рубежа XX-XXI веков, названы основные тенденции литературы США данного периода. Выявлен авторский подход Джанет Фитч к отражению ключевых тем и проблем современного американского общества, основными из которых становятся конфликт поколений, отношения «мать - дочь». Сделан вывод о том, что роман Д. Фитч соответствует общим тенденциям современной американской литературы, но традиционные для «женской прозы» проблемы автор рассматривает на философско-эстетическом уровне.

Ключевые слова и фразы: американская литература рубежа XX-XXI вв.; Джанет Фитч; роман «Белый олеандр»; проблематика; сюжет «мать и дочь»; роман воспитания; проблема идентичности; мультикультурализм.

Макаренко Лариса Викторовна, к. филол. н., доцент Артюшкова Анастасия Евгеньевна

Севастопольский государственный университет larisa-sevast@yandex.ru; shamanka987@gmail.com

СВОЕОБРАЗИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ РОМАНА ДЖАНЕТ ФИТЧ «БЕЛЫЙ ОЛЕАНДР» В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ США РУБЕЖА XX-XXI ВВ.

Джанет Фитч (9.11.1955) - американская писательница, представительница «женской прозы» и калифорнийской литературы. Наиболее известное и значимое произведение - роман «Белый олеандр», опубликованный в 1999 году. В 2002 году «Белый олеандр» был экранизирован Питером Космински. На русский язык книга была переведена в 2005 году А. Веденичевой, в 2017 году - А. Юшенковой. Авторству Джанет Фитч также принадлежат романы "Kicks" (1996), "Paint It Black" (2006), "The Revolution of Marina M" (2017), однако эти произведения не вызвали большого резонанса среди читателей и критиков.

Романы Джанет Фитч, в частности «Белый олеандр», достаточно популярны в США. Тем не менее творчество писательницы еще не становилось объектом исследования в русскоязычном литературоведении, что и обуславливает актуальность данной статьи. Единственная на сегодняшний день критическая работа, представленная Дж. Кельски, посвящена переосмыслению содержания романа в русле гендерного литературоведения [13]. Научная новизна исследования заключается в расширенном анализе романа, включающего в себя рассмотрение идейно-нравственной и философско-эстетической проблематики текста, наряду с продолжением опыта Дж. Кельски по исследованию гендерной проблематики в контексте современной американской литературы. Цель исследования состоит в выявлении своеобразия авторского подхода к трактовке актуальных проблем современного американского общества в романе «Белый олеандр» Джанет Фитч. Цель обусловила необходимость решения ряда задач: охарактеризовать литературный процесс в Америке рубежа XX-XXI веков, проанализировать проблематику романа Джанет Фитч и сопоставить его с аналогичными произведениями американских авторов указанного периода.

Прежде чем перейти к результатам анализа текста, целесообразным будет представить обзор основных тенденций литературы США. В центре нашего внимания - женская литература, романы с сюжетом «мать и дочь» и романы воспитания, написанные на рубеже XX-XXI вв. В нашем исследовании мы сосредоточились на тех произведениях, содержание которых так или иначе коррелирует с содержанием романа «Белый олеандр». Тем не менее выбранные нами образцы литературы служат достоверным отражением тенденций развития литературного процесса в США.

Литература Америки рубежа XX-XXI веков отличается разнообразием форм и направлений. Исследователи-американисты Т. Денисова, Я. Засурский, О. Карасик, О. Несмелова, О. Панова, Е. Староверова, А. Татаринов, М. Тлостанова отмечают в этом периоде расцвет региональной, пограничной и этнической литературы [2; 3; 6; 7; 11; 14; 15]. Активно развивается женская проза, в том числе феминистская литература. Основным направлением становится «новый реализм», который впитал в себя идеи и проблемы литературы факта 60-х и поэтику постмодернизма [1]. Встречаются и такие определения, как пост-постмодернизм и постиндустриальная литература. Е. Староверова определяет литературу 80-90-х гг. как «плюралистический реализм», характеризующийся «выдвижением в центр авторского внимания уже не крупных социально-политических или общественных событий, а обстоятельств обыденной жизни, за которыми, однако, угадывается типажность коллизий, характеров, человеческих судеб» [11].

М. Тлостанова вводит термин «мультикультурализм», характеризующий состояние культуры и литературы США на рубеже веков. Литературу, отражающую данное явление, М. Тлостанова определяет как пограничную [15]. Продолжая исследования М. Тлостановой, пограничную (или мультикультурную) литературу описывают таким образом: «Во многом идеологически продолжая постмодернизм (актуализируя проблемы маргинальности, памяти, утверждая значимость повседневного опыта), практически постколониальная и мультикультурная литература выходит за пределы постмодернизма главным образом за счет того, что возвращает в литературу реальность, одновременно утверждая призрачность памяти» [17, с. 190].

Кэтрин ван Спэнкерен выделяет круг тем, типичных для литературы «нового реализма» и пограничной литературы, - семья, личность и общество, судьба нации [10]. А. Татаринов акцентирует, что особенно остро стоит вопрос о сохранении идентичности в условиях раздробленного общества [14]. Поднимаются вопросы, связанные с местом женщины в обществе, переосмысляется роль семьи, влияние социума. Ключевым образом становится травма прошлого и неспособность ее преодоления (романы Х. Янагихары, Дж. Франзена).

На смену идее о положительном влиянии семьи все чаще поднимается вопрос о семейных травмах, передающихся из поколения в поколение. В центре внимания - деструктивные семьи, неполные, социально обособленные. В целом проблемы семейной истории, конфликта поколений, негативных аспектов воспитания становятся ведущими в литературе Америки рубежа веков, особенно романов начала XXI века (Дж. Уоллс). Семья вместо оплота нравственности и колыбели традиций изображается деструктивным началом в жизни человека.

Социокультурная проблематика также претерпевает ряд изменений. Американское общество изображается раздробленным, остро звучат вопросы сохранения расовой и национальной идентичности, проблемы нетерпимости под маской толерантности, переосмысляется наследие 60-х [2; 7; 13]. В романах начала XXI века усиливается тенденция изображения бессознательной тревоги и тоски в американском обществе, ощущение разъединенности поколений и одиночества, часто встречаются сюжеты катастрофы [12]. Поэтика произведений характеризуется эклектичностью, композицией монтажа, смешением жанрово-стилевых особенностей, насыщенной интертекстуальностью [9].

Продолжает активно развиваться гендерная проблематика. Американскую литературу отличают раннее становление и относительная независимость женской прозы. В центре внимания писательниц - проблемы семьи, состояние общества, переосмысление роли женщины и отношений между ними, конфликты поколений, этническая и национальная идентификация [5; 7; 8]. В текстах писательниц-феминисток остро звучат вопросы взаимоотношения с мужчинами, выбор между карьерой и семьей (Сильвия Плат). Для романов начала XXI в. характерны вопросы нетрадиционной ориентации, поиска гендерной идентичности, причем не только в женских текстах (Дж. Евгенидис) и др.

Новую трактовку в текстах женщин-писателей получает проблема отношений матери и дочери. М. Хёрш подчеркивает распространенность этого сюжета в американской женской литературе и отмечает широкий диапазон трактовок [18]. Образ матери трансформируется: из матери жертвенной, дающей, защищающей - в образ матери карающей, подавляющей, отстраненной.

Сюжет матери и дочери характерен и для литературы этнических меньшинств: «Конфликт матери и дочери тесным образом связан с проблемой идентификации мигрантов второго поколения, вобравших в себя не только ценности родительской культуры, но и культуры страны, ставшей для них второй родиной» [8, с. 261]. В доминирующей позиции изображаются дочери из романа Э. Тан (роман «Клуб веселой удачи»). Роман Аны Кастильо в «Очисти мою любовь, как луковицу» показывает сложные и неоднозначные отношения матери и дочери, раскрывая негативные стороны привязанности к матери. Тот же подход характерен и для китайско-американской литературы: «Именно через отношения мать - дочь американские писательницы китайского происхождения раскрывают тему ассимиляции, превращения в "настоящих" американцев, взаимоотношений американского и традиционного китайского образа жизни» [5, с. 66-67].

Итак, основными идейно-нравственными проблемами литературы рубежа XX-XXI веков будут семейные и межпоколенческие конфликты, взаимоотношения матери и дочери, влияние семьи, прошлого и социума на становление личности. Национально-историческая и социокультурная проблематика приобретают большую глубину и оказываются тесно связанными с вопросами нравственности, судьбы человека и общества, поиска выхода из тупикового развития страны, сохранения культурной идентичности среди иммигрантов и развития мультикультурализма. По-прежнему актуальными остаются вопросы гендерной проблематики, включающие в себя переосмысление гендерных ролей, взаимоотношения между полами, формирование нового типа женского сознания, переосмысляется роль творчества и искусства в развитии человека, взаимосвязь этического и эстетического, поднимаются вопросы богоискания, толерантности, гуманизма. Таковы общие характеристики произведений американской литературы рубежа XX-XXI веков.

По своей структуре и содержанию роман Джанет Фитч во многом наследует роман воспитания. Исходя из этого, основным типом проблематики можно обозначить идейно-нравственную. В свою очередь, эта проблематика распадается на два взаимосвязанных аспекта: становление личности и взаимоотношения с матерью. В изображении автором процесса взросления угадываются связи с общими настроениями эпохи: потеря и восстановление целостности, влияние прошлого на настоящее, соответствие внешнего внутреннему и поиск идентичности, влияние семьи на личность.

Связь с общей тенденцией литературы своего времени в романе прослеживается через раскрытие проблемы отношений матери и дочери. Наиболее тесную связь произведение Джанет Фитч обнаруживает с романом Тони Моррисон «Возлюбленная», что отражается и на уровне интертекстуальных связей (портрет архетипиче-ской матери в родильном доме - реминисценция портрета Сати из романа «Возлюбленная» [19]), однако рабство из признака социальной системы переходит в романе Фитч в символ подчиненности женщин мужчинам.

Проблема негативного влияния материнской фигуры, процесс болезненной сепарации от родителей, а также образ матери - индивидуалистки и творческой натуры - роднит роман Джанет Фитч с романами Джанет Уинтерсон «Не апельсинами едиными» (1985) и Джаннет Уоллс «Замок из стекла» (2005).

Мать главной героини - иммигрантка, что объединяет роман Джанет Фитч с произведениями этнической литературы. Однако, в отличие от последней, вопрос национальной идентичности почти не затрагивается

в отношениях матери и дочери, что позволяет вывести тему на универсальный, общенациональный уровень. В произведении нет понятия исторической родины. Более того, именно мать-иммигрантка выступает носителем американских ценностей, в то время как дочь чувствует свою внутреннюю связь с Европой, с ее бережным отношением к прошлому и культуре: «Вот мое наследство - навык сбрасывать прошлую жизнь, словно змеиную кожу, изобретать новую правду для каждой новой страницы, нравственная амнезия. Но это низость. Лучше голодать» [16, с. 501]. Это отличает роман Джанет Фитч от романов Аны Кастильо и Эми Тан, в которых культурной ассимиляции подвергаются в большей степени дочери [4; 8].

Авторство женщины, преобладание женских образов в романе и наличие тендерного конфликта позволяют акцентировать внимание на гендерной проблематике, которая обнаруживает тесную связь с идейно-нравственной. В широком смысле перед нами роман о взрослении девочки. Астрид ищет себя, параллельно пытаясь определить свою гендерную роль в патриархальном мире через отождествление с приемными матерями, постепенно разочаровываясь во всех ролевых моделях поведения женщин в современном ей обществе [16, с. 343]. Другая сторона гендерного конфликта - перенос проблемы отцов и детей в сферу женских отношений и переосмысление опыта материнства. Кроме того, автором поднимается проблема ревности и супружеской измены, которая трактуется как разрушительное влияние мужчин на женщин (зеркальные ситуации Ингрид, Старр, Клер, Рины и самой Астрид).

Гендерная проблематика отражается и на интертекстуальном уровне произведения. Помимо реминисценций Тони Моррисон, в тексте встречаются отсылки ко многим другим произведениям авторов-женщин. Любимый поэт Ингрид - Анн Секстон, с ней же сравнивает Астрид подругу Ники. Определение Ингрид «тюремной Сильвией Плат», упоминание произведений Анаис Нин подчеркивает связь романа Джанет Фитч с женской феминизированной литературой.

Гендерная и идейно-нравственная проблематики являются ведущими в романе, но не полемизируют, а дополняют друг друга. Оба типа проблематики составляют «костяк» произведения, при этом тесно переплетаются с изображением общества Америки.

Как ранее было отмечено, особенностью американского романа рубежа ХХ-ХХ1 веков является наличие социокультурной проблематики, и «Белый олеандр» не исключение. В этом романе поднимаемые социальные вопросы органично дополняют гендерную проблематику и способствуют глубокому раскрытию нравственных проблем. Джанет Фитч проводит параллели между институтом патронажных семей и жизнью фрагментарного, разорванного общества Америки. Ключевой для понимания состояния общества Америки образ пустоты присутствует и в этом романе. Приведем цитату, наиболее точно отражающую мироощущение, типичное для литературы США ХХ-ХХ1 веков: «От этой бессмысленной пустоты меня охватил ужас. Как будто Бог одряхлел и ослеп. Наверно, он больше не хотел ни на что смотреть. Это было логично. Все вокруг нас оставалось прежним, только таким же невыносимым. Я старалась не думать о том, как это чудовищно, как уродливо, я старалась найти хоть что-нибудь красивое» [Там же, с. 422-423].

Важные для американской литературы проблемы утраты и поиска идентичности и памяти отражаются и в тексте романа Джанет Фитч. Становление личности главной героини связано с трансформацией и обретением идентичности - национальной, личностной, культурной. Отчетливо этот процесс отражен в речи героини, где по мере взросления Астрид отделяет свои и чужие слова и выражения. Ключевым эпизодом, отражающим отношение автора к важности принятия прошлого, является последний диалог Астрид и Ингрид в тюрьме, в ходе которого дочь добивается у матери ответов на вопросы о своем отце и восстанавливает в памяти важные для себя эпизоды из детства [Там же, с. 480-486]. Узнавание ведет к пониманию и принятию: оставаясь внутренне связанной с матерью, Астрид отныне сама строит свою жизнь - в соответствии со своими принципами и со своим опытом. Для Ингрид, отрицающей на словах важность принятия прошлого, этот диалог также служит способом исцеления и в конечном итоге ведет к освобождению в прямом смысле: Ингрид выходит из тюрьмы, отказавшись от попыток изменить дочь и раскаявшись в прошлых ошибках.

Тема важности памяти подчеркивается сопоставлением Лос-Анджелеса и Берлина: «Здесь никто ничего не забывал. В Берлине людям приходилось преодолевать прошлое, строить на руинах, жить среди них. Не то что в Америке, где мы тщательно соскребаем с земли все следы, думая, что можно каждый раз начинать все заново. Мы еще не успели понять, что на свете не существует такой вещи, как чистый холст» [Там же, с. 489].

В романе отчетливо выделяется эстетическая составляющая. Мать и дочь общаются на языке образов, аллюзий, цитат, рифм, метафор, музыки: «Однажды я послала матери нарисованную красками картину - бирюзовый дом среди черной воды асфальта, полосы белых камешков. В ответ она прислала мне стихотворение о младенце Ахилле, которого мать окунала в черную воду, чтобы сделать его бессмертным» [Там же, с. 149]. Такое общение создает между ними единый культурный контекст, передавая особенности восприятия мира творческой личностью.

Описания периодов жизни Астрид в разных семьях также насыщены отсылками к произведениям искусства и культурными символами: японская поэзия, гамелан, И. Бергман - жизнь с матерью; «поток сознания», миф о Персефоне - приют; Библия, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Портрет художника» С. Дедала, «Потерянный рай» Д. Мильтона - дом Старр; М. Девис, А. Жилберту, К. Денев - дом Оливии; Л. Коэн, А. Дюрер, В. Кандинский, У. Шекспир, Т. Уильямс - дом Клер. Раздробленность общества, настроение эпохи передается искусством фрагментарности, картинами абстракционистов, коллажами самой Астрид: «Интересно, как бы я изобразила наше время? Блестящие обтекаемые формы машин, израненные тела, синяя джинсовая ткань, зигзаг собачьих зубов, осколки разбитого зеркала, огонь, оранжевые луны и гранатовые сердца» [Там же, с. 266].

Внутренние ощущения, изображение общества и описания картин перекликаются друг с другом, создавая впечатление неразрывности внутреннего и внешнего, преемственности. Примечательно, что именно живопись становится ключом к обретению идентичности и зеркалом, отражающим мир: «У Клер я начала думать о собственной жизни как о серии карандашных рисунков Кандинского: бессмысленные по отдельности, вместе они начинали составлять стройную композицию. Мне даже казалось, что в них проглядывают очертания будущего» [Там же, с. 377]. В финале романа, творчески переработав свой внутренний опыт, Астрид становится цельной. Подобные параллели жизни и искусства типичны для романов рубежа XX-XXI веков (Д. Тартт «Щегол», Х. Янагихара «Маленькая жизнь»).

Итак, постановка автором таких вопросов, как ответственность за свои поступки, соотношение этического и эстетического, размышления о роли искусства, открывает перед нами философско-эстетический уровень проблематики. В фокусе авторского внимания - проблемы красоты и искусства, особенности мировоззрения творческой личности. Культурно-художественный пласт, роль цвета в романе и композиционные особенности позволяют говорить о философско-эстетической направленности произведения.

Подводя итоги, можем утверждать, что основные проблемы в романе Джанет Фитч связаны с идейно-нравственным и гендерным аспектами. Своеобразие авторской проблематики раскрывается в соотношении проблемных аспектов, в глубоком анализе процесса сепарации от матери, в описании комплексного влияния социума, искусства, значимых людей и событий на становление личности. Проблема личности и вопрос формирования идентичности рассматриваются автором с трех различных ракурсов: влияние среды на формирование личности, взаимодействие художника с социумом и гендерный конфликт. Искусство и творчество выполняют свою созидающую функцию в процессе взросления - более того, противопоставляются влиянию общества и деструктивным матерям.

Обзор основных тенденций в литературе Америки рубежа XX-XXI веков и сопоставление романа Джанет Фитч с похожими произведениями позволяют соотнести «Белый олеандр» с тенденциями, характерными для названного периода. Прежде всего, это «плюралистический», или «новый», реализм: наличие социокультурной проблематики, во многом раскрывающейся через доминирующий идейно-нравственный аспект; отражение внешнего, типичного через внутреннее, индивидуальное; интертекстуальность и реалистичность текста. Несомненно, роман Джанет Фитч относится к феминистской прозе: центральная проблема романа - отношения «мать и дочь»; критика сложившейся системы патриархата; развенчивание мифов о семейном счастье. Наконец, можно выделить в этом произведении некоторые черты пограничной литературы: изображение маргинальных представителей общества; обращение к теме этнической и национальной идентификации; поиск культурной идентичности; конфликт поколений.

Список источников

1. Гиленсон Б. А. История литературы США: в 2-х ч. М.: Юрайт, 2018. Ч. 2. 404 с.

2. Денисова Т. М. История американской литературы XX века. Изд-е 2-е. К.: Киево-Могилянская академия, 2012. 485 с.

3. История литературы США: в 6-ти т. / отв. ред. Я. Н. Засурский. М.: ИМЛИ РАН, 2013. Т. 6. 856 с.

4. Караваева Е. М. Конфликт поколений в романах Максин Хонг Кингстон и Эми Тэн: к проблеме поиска идентичности в азиато-американской литературе США последней трети XX века: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2009. 26 с.

5. Карасик О. Б. Взаимодействие расового и этнического компонентов в современной литературе США // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 19. С. 64-68.

6. Несмелова О. О., Карасик О. Б. История американской литературы: учебное пособие. Казань: Казанский университет, 2017. 80 с.

7. Панова О. Ю. «Цветные миры». Американская литература в поисках национальной самобытности. М.: Издательство Московского университета, 2014. 264 с.

8. Принеслик Е. А. Конфликт поколений в романе Аны Кастильо «Очисти мою любовь, как луковичку» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 1. № 1. С. 256-262.

9. Современная зарубежная проза: учебное пособие / под ред. А. В. Татаринова. М.: Флинта; Наука, 2018. 576 с.

10. Спэнкерен К. ван. Краткая история американской литературы. Вашингтон: Информационное агентство США, 2005. 135 с.

11. Староверова Е. В. Американская литература [Электронный ресурс]. URL: http://american-Ht.niv.ru/american-lit/staroverova-amerikanskaya-literatura/index.htm (дата обращения: 03.04.2019).

12. Стеценко Е. А. Концепты хаоса и порядка в литературе США: от дихотомической к синергетической картине мира. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 264 с.

13. Стеценко Е. А. Судьбы Америки в современном романе США. М.: Наследие, 1994. 240 с.

14. Татаринов А. В. Мировоззренческие стратегии в современном американском романе // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 5. С. 395-402.

15. Тлостанова М. В. Проблема мультикультурализма и литературы США конца XX века. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. 400 с.

16. Фитч Дж. Белый олеандр. М.: Амфора, 2005. 560 с.

17. Фролов Г. А., Хабибуллина Л. Ф. К смене литературных эпох на западе: теоретический аспект // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 3 (37). С. 187-192.

18. Hirsch M. Mothers and Daughters [Электронный ресурс]. URL: http://www.jstor.org/stable/3173518 (дата обращения: 03.04.2019).

19. Kelsky J. L. What Happened to Mother? Patriarchy, Oppression, and Reconciliation in Janet Fitch's White Oleander [Электронный ресурс]. URL: http://purl.flvc.org/fsu/fd/FSU_migr_etd-3211 (дата обращения: 18.01.2019).

ORIGINAL PROBLEMATICS OF JANET FITCH'S NOVEL "WHITE OLEANDER" IN THE CONTEXT OF THE USA LITERATURE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

Makarenko Larisa Viktorovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Artyushkova Anastasiya Evgen'evna

Sevastopol State University larisa-sevast@yandex.ru; shamanka987@gmail.com

The article provides a detailed analysis of the problematics of the Californian authoress Janet Fitch's novel "White Oleander". The researchers characterize the USA literary context at the turn of the XX-XXI centuries, mention the basic tendencies of the USA literature of this period and identify the authoress's approach to representing the key themes and problems of the modern American society, such as the conflict of generations, "mother - daughter" relations. The paper concludes that Janet Fitch's novel is in tune with the basic tendencies of the modern American literature but traditional for "women's prose" problems are considered at the philosophical and esthetical level.

Key words and phrases: American literature at the turn of the XX-XXI centuries; Janet Fitch; "White Oleander" novel; problematics; "mother - daughter" plot; educational novel; identity problem; multiculturalism.

УДК 821.111 Дата поступления рукописи: 04.03.2019

https://doi.Org/10.30853/filnauki.2019.5.17

Статья посвящена исследованию творчества британского писателя начала XX в. Эдварда Томаса, который в своих произведениях уделял значительное внимание темам природы и восприятия её человеком. Автор показывает, что Томас, будучи далёким от религиозности, видел в природе единственный источник «трансцендентного», хотя и относился к получаемым «откровениям» со скептицизмом. Однако он ценил мистическое отношение к природе в произведениях своих предшественников и даже у писателей-мистиков XVII в. находил нечто приемлемое для современного сознания. Его мировоззрение наиболее полно выразилось в поэзии, к которой он обратился в последние два года своей жизни.

Ключевые слова и фразы: Эдвард Томас; английская литература начала XX в.; литература о природе; мистика природы; «космическое сознание»; Ричард Джеффрис.

Талызина Елена Викторовна

Самарский государственный технический университет elanor68@mail.ru

«НЕБЕСНАЯ КРАСОТА ЗЕМНОГО»: ЭДВАРД ТОМАС И МИСТИКА ПРИРОДЫ

Британского писателя начала XX в. Эдварда Томаса (1878-1917) нельзя было назвать религиозным человеком. Однако, будучи агностиком и дарвинистом, он тем не менее нуждался в чём-то, «на что можно опереться» [18, p. 2]. Такую опору Томас находил в природе. Как профессиональный литератор он выражал отношение к природе, подчас граничившее с религиозным, в своих прозаических произведениях, а впоследствии перенёс в более зрелой форме в поэзию, оказавшую влияние на англоязычных поэтов начиная с У. Х. Одена вплоть до современных. Что же касается прозы писателя, ставшей истоком его поэзии, то она была забыта на долгие годы даже в Британии и только в наше время переиздаётся и открывается массовому читателю. Однако в России поэзия Томаса, не говоря о прозе, до сих пор известна в основном лишь специалистам. Между тем изучение их актуально, ибо обе представляют интерес в связи с «экоцентричным» [17, p. 22] видением автора.

В нашей работе впервые в отечественном литературоведении делается попытка показать, как почти сакральное отношение Томаса к природе отражалось в его произведениях и в миросозерцании каких писателей он находил близкие для себя элементы, перенося их на современную почву. Это и определяет научную новизну настоящего исследования.

В школьные годы Томас совершал «естественнонаучные» вылазки по окрестностям в родном пригороде Лондона и с упоением читал книги писателей-натуралистов, прежде всего Ричарда Джеффриса (1848-1887), имевшего в юности мистические переживания при общении с природой, о которых рассказал в своей «духовной автобиографии» "The Story of My Heart" («Повесть моего сердца»). Самому Томасу с юных лет не были чужды подобные впечатления от природы, окрашенные также присущей ему мечтательностью [20, p. 250]. К тому же из-за того, что его отец чрезмерно увлекался позитивизмом, он не мог удовлетвориться механистическим и бихевиористским объяснением тайны жизни и сознания [10, p. 93].

Работая над критической биографией кумира своей юности Джеффриса, изданной в 1909 г., Томас заинтересовался «космическим сознанием» [20, p. 250]. На рубеже XIX-XX вв. делались попытки интерпретировать субъективный опыт человеческого сознания, в том числе религиозный и мистический, вне зависимости от конфессиональной принадлежности субъекта. В цивилизованном мире были популярны работы американского психолога и философа-прагматиста Уильяма Джеймса (1842-1910), брата писателя Генри Джеймса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.