Научная статья на тему 'СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В РОМАНЕ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР»'

СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В РОМАНЕ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пейзажные описания / художественное произведение / роман / классическая сказка / иллюстрации / персонаж / внутренний мир / landscape descriptions / artwork / novel / classic fairy tale / illustrations / character / inner world

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николашкина Юлия Игоревна

В статье анализируются особенности пейзажных описаний в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», рассматриваются их примеры. Приводится значение и объяснение каждого из таких примеров. Особое внимание уделяется взаимосвязи пейзажа с внутренним миром героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINALITY OF LANDSCAPE DESCRIPTIONS IN CHARLOTTE BRONTE'S NOVEL JANE EYRE

The article analyzes the features of landscape descriptions in Charlotte Bronte's novel Jane Eyre, and examines their examples. The meaning and explanation of each of these examples is given. Special attention is paid to the relationship of the landscape with the inner world of the characters.

Текст научной работы на тему «СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В РОМАНЕ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР»»

УДК 81

СВОЕОБРАЗИЕ ПЕЙЗАЖНЫХ ОПИСАНИЙ В РОМАНЕ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ «ДЖЕЙН ЭЙР»

© 2024

Ю.И. Николашкина, студент

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: пейзажные описания; художественное произведение; роман; классическая сказка; иллюстрации; персонаж; внутренний мир.

Аннотация. В статье анализируются особенности пейзажных описаний в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», рассматриваются их примеры. Приводится значение и объяснение каждого из таких примеров. Особое внимание уделяется взаимосвязи пейзажа с внутренним миром героев.

Художественный текст характеризуется наличием авторского видения мира, определенного его отношения к своим персонажам, событиям в произведении. Последний выражает свою точку зрения через различные комментарии, лирические отступления, риторические вопросы. К одной из таких особенностей художественного текста мы относим описания пейзажа.

Природа, окружающая персонажа, может быть представлена мрачной, унылой; это могут быть стихийные явления, выражающие бурю эмоций в душе главного героя или же наоборот - умиротворяющее спокойствие солнечного тихого дня.

В романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» пейзаж также играет важную роль. Его описание так же неотъемлемо, как диалоги, персонажи или даже сам сюжет. Так как в художественном тексте важен элемент иносказательности, изображение природы отражает то, что происходит с героями. Проявив должное внимание, читатели могут глубже понять историю, видя, как пейзаж иллюстрирует чувства Джейн, ее реакции на различные ситуации в ее жизни.

Роман изображает типичную английскую действительность, а также содержит в себе автобиографическое начало. Основой сюжета становится история жизни простой девушки - сироты Джейн Эйр, вынужденной вести борьбу за существование. Она находит в себе мужество для борьбы и сопротивления. Она не верит лицемерным проповедям попечителя приюта пастора Брокльхерста, не желает мириться с оскорблениями; в ней живет дух протеста и независимости. Шарлотта Бронте смело выступила против религиозного фанатизма и бесчеловечности церковнослужителей, призывающих бедняков покорно смириться со своей участью. Не менее смело был поставлен вопрос о положении женщины в викторианском обществе. Ш. Бронте отстаивает право женщины на равенство в семье и в трудовой деятельности, и для того времени подобное требование было весьма существенным.

Описание погодных условий начинается буквально с первой страницы произведения: There was no possibility of taking a walk that day. We had been wandering, indeed, in the leafless shrubbery an hour in the morning; but since dinner (Mrs. Reed, when there was no company, dined early) the cold winter wind had brought with it clouds so somble, and a rain so penetrating, that further outdoor exercise was now out of the question [4, с. 3]. Данная ил-

люстрация холодного, промозглого осеннего дня передает пустоту и одиночество в душе маленькой Джейн. Она - сирота, которая живет в семье покойного дяди и не получает должного тепла, заботы, ровно как и любви. Она чувствует себя брошенной. На протяжении всего романа мы наблюдаем подобное соотношение пейзажа и внутреннего состояния.

Особенность произведения состоит в том, что главная героиня сама - художница. Джейн Эйр пишет картины и в своем творчестве изображает природу в различных ее проявлениях. Как отмечал мистер Рочестер, Джейн удалось даже нарисовать ветер. Героиню еще с детства привлекают пейзажные описания. В детстве, читая книгу «История британских птиц Бьюика», она отдает предпочтение не птицам, а местам, где они обитают, - мрачным берегам Лапландии, Сибири, Шпицбергена, Новой Земли, Исландии, Гренландии. Для юной Джейн пейзажи - это связь с другими местами, сферами и реальностью. На ее характер сильно влияет концепция места, особенно природного ландшафта, ее особенно тянет к диким, странным и далеким местам.

Покинув Гейтсхед и поселившись в Ловудской школе, Джейн, глядя однажды в окно, так описывает ситуацию в новом месте: there was the garden; there were the skirts of Lowood; there was the hilly horizon. My eye passed all other objects to rest on those most remote, the blue peaks: it was those I longed to surmount; all within their boundary of rock and heath seemed prison-ground, exile limits [4, с. 51]. Ш. Бронте изображает эту сцену так, что воображение читателя слой за слоем добавляет пейзаж, наполняя его непосредственными деталями, а затем он смотрит все дальше и дальше, глядя глазами самой Джейн. Это поворотный момент в характере героини, поскольку ее понимание дистанции и стремление физически выйти за ее пределы побуждают однажды покинуть Ловуд в поисках новой жизни в новом месте.

Оказавшись в Торнфилде и начав свое знакомство с разными людьми, которые появлялись в поместье, Джейн пишет портреты некоторых, например, мистера Рочестера и мисс Ингрэм. Позже, описывая их характеры, она словно проводит параллели с природой: his face is dark, strong and stern, and he disappears like heath that in the wilderness [4, с. 134]. Таким же образом она рассуждает о мисс Бланш: her mind was poor, her heart barren by nature: nothing bloomed spontaneously on that soil; no unforced natural fruit delighted by its freshness

[4, с. 210]. Этот естественный образ позволяет читателю увидеть и лучше представить себе характер героини так же легко, как он мог бы представить ее физические черты, когда Джейн рисовала ее портрет несколькими главами ранее.

Пейзажные описания в «Джейн Эйр» - это далеко не просто инертный фон, они являются средством соединения всех аспектов книги друг с другом, а также более тонким способом приобщения читателя к истории. Сама Джейн с самого начала одержима пейзажами, поскольку именно с их помощью она пытается найти связь со странными и далекими местами. Пейзаж, особенно горизонт, часто служат способом иллюстрации ситуации Джейн и побуждают к смене обстановки. То, как сам персонаж неразрывно связан с пейзажем в романе, можно явно увидеть в рисунках Джейн и косвенно в ее описаниях и изображениях окружающих ее людей, таких как Рочестер и Бланш Ингрэм. Собственный персонаж Джейн не является исключением из такой параллели, поскольку она глубоко связана с дикой природой. Когда она взрослеет, крепкие отношения с пейзажем служат

катализатором, связывающим ее с такими глубокими истинами, как смерть, а позже даже приводят ее к более истинному пониманию Бога. Таким образом, очевидно, что пейзаж играет решающую роль в произведении. Принимая во внимание значение описаний мест на протяжении всей истории, читатель может получить значительно более глубокое понимание классической сказки Шарлотты Бронте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ литературного произведения: сборник статей / под ред. Л.И. Емельянова, А.Н. Иезуитова. Л.: Наука, 1976. 236 с.

2. Белецкий А.И. Изображение живой и мёртвой природы // Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. С. 193-233.

3. Витрук О.А. Пейзаж как текстовое явление. Ростов-на-Дону: Юж. федер. ун-т, 2011. 173 с.

4. Bronte C. Jane Eyre. London: Penguin Books, 2006. 578 P.

THE ORIGINALITY OF LANDSCAPE DESCRIPTIONS IN CHARLOTTE BRONTE'S NOVEL JANE EYRE

© 2024

Yu.I. Nikolashkina, student

St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: landscape descriptions; artwork; novel; classic fairy tale; illustrations; character; inner world. Abstract. The article analyzes the features of landscape descriptions in Charlotte Bronte's novel Jane Eyre, and examines their examples. The meaning and explanation of each of these examples is given. Special attention is paid to the relationship of the landscape with the inner world of the characters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.