Научная статья на тему 'Своеобразие композиционно пространственных решений скитских комплексов православного обряда'

Своеобразие композиционно пространственных решений скитских комплексов православного обряда Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
298
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИТСЬКИЙ КОМПЛЕКС / КОМПОЗИЦіЯ / ПРОСТіР / РЕЛЬєФ / ПЛАНУВАННЯ / СКИТСКИЙ КОМПЛЕКС / КОМПОЗИЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / РЕЛЬЕФ / ПЛАНИРОВКА / SCKITS COMPLEX / COMPOSITION / SPACE / TOPOGRAPHY / LAYOUT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Барабанов Д.Ю.

Представлен фрагмент исследования, касающегося архитектуры монастырейправославного обряда. Рассмотрено своеобразие композиционно-пространственных решений скитов в структуре монастырей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The originality of composition space solutions Skitsky complexes Orthodox rite

This article presents a piece of research that concerns the architecture of the Orthodoxmonasteries in the rite. We consider the originality of composition and spatial structure of solutions of the sckitov in the monasteries.

Текст научной работы на тему «Своеобразие композиционно пространственных решений скитских комплексов православного обряда»

Вюник ПДАБА

СЕКЦ1ЙН1 ДОПОВ1Д1

УДК 726.7:72.012

СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ СКИТСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ПРАВОСЛАВИИ

Д. Ю. Барабанов, асп.

Ключевые слова: скитский комплекс, композиция, пространство, рельеф, планировка

Постановка проблемы. Изменения стилей и направлений в архитектуре монастырских комплексов на каждом из этапов эволюции имели непосредственное влияние на историко-генетическое развитие культового, жилого и других видов строительства, чем объясняются существования периодов его расцвета и упадка, возрождения и расцвета, а также известного разнообразия планировочных схем, композиционных приемов и монументальных решений монастырских комплексов.

За время многолетнего перерыва в строительстве скитов опыт их проектирования и возведения практически был утерян. В настоящее время малоизученным является вопрос формирования композиционных характеристик скитов.

Целью статьи является анализ существующих скитских комплексов с учетом композиционно-пространственных характеристик.

Основная часть. Церковная архитектура - совсем не то, что архитектура гражданская. Она несет в себе важнейшие символические смыслы, у нее другие функции, задачи, конструктивные особенности. Церковное здание нельзя строить только исходя из объемно-пространственных и стилистических соображений. История гражданской архитектуры показывает, как человек организовывал жилое пространство вокруг себя, церковной - как он мыслил себе на протяжении веков путь к Богу...

Скит (от копт. schiet). В каждой келье живут два-три монаха - старец с послушниками (до 20 человек). Для решения общих вопросов, касающихся связей с внешним миром, братией избирается дикей (греч. «справедливый») сроком на один год. Скиты, как правило, не обладают полной самостоятельностью, т. е. находятся в зависимости от монастыря. Могут располагаться как на территории монастыря, так и за его пределами. Отличаются большей строгостью. В широком смысле скитничество - это жизнь рядом со старцем, со смертью которого преемнику передаются его полномочия, и тот должен продолжать духовную традицию своего предшественника [1].

В дореволюционной России скиты устраивали преподобные Нил Сорский на севере страны и Паисий Величковский (1722 - 1794) в Молдавии. В XIX - начале XX в. был широко известен Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. До 1917 г. скиты, как правило, приписывались к общежительным монастырям. В наши дни в России делаются попытки восстановить скитническую форму монашеской жизни (например, скиты на островах Соловецкого и Валаамского архипелагов). Скиты закрыты для посещения мирянами; других принципиальных отличий скита от киновии пока нет: скит, по сути, является подразделением общежительного монастыря, его маленьким подсобным хозяйством, расположенным далеко за пределами. Порядок жизни в скиту определяет скитоначальник [2].

Многообразие художественных средств, приёмов, используемых для выражения идей произведения, объясняется отличием как самих идей, так и технических возможностей, которые определяются многими факторами, и в первую очередь, социальными условиями. Тем не менее, архитектурная композиция характеризуется и многими постоянными принципами. Эти принципы, многообразно проявляясь, проверяясь и обогащаясь в течение всего исторического развития архитектуры, приобрели характер объективных композиционных закономерностей.

Композиция - это средство раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление замысла.

При анализе произведения под композицией понимается такая организация элементов и свойств формы в целостную систему, которая объединяет все элементы в единое целое и 72

помогает наиболее выразительно выявить идею произведения, его содержание [3].

Средства архитектурной композиции - это объективные свойства материальной объёмно-пространственной формы, с помощью которых достигается наиболее полное и яркое выражение идеи и содержания архитектурного произведения. Эти свойства формы с их выразительностью человек воспринимает эмоционально (чувственно). Выразительность архитектурной формы - способность ее объективных свойств (содержания) обнаруживаться, проявляться во внешнем виде (в форме). Следовательно, средства архитектурной композиции -это объективные свойства формы (в том числе и объективные закономерности, используемые как средства организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему), обладающие эмоциональной выразительностью. Итак, целями архитектурной композиции определяются ее задачи, а реализация этих задач осуществляется средствами, соответствующими цели [4].

Композиционно-функциональные особенности. Анализ композиционно-функциональных особенностей формирования существующих православных скитских комплексов проводился с учетом таких основных факторов:

1. Территориальные характеристики.

2. Ландшафтно-топографические характеристики местности:

• характерные особенности композиции участка (рис. 1);

• характеристика границ ландшафта;

• модель объемно-пространственных качеств природного ландшафта.

3. Композиционно-пространственные характеристики:

• визуальной пространственной единицы ландшафта.

Поле земной поверхности Ориентация по сторонам света

Плоскость сечения церкви по оси восток-запад

Плоскость сечения кельи по продольной оси

Проекции плоскостей

т с ландшафтом

3 - *

Рис. 1. Модель взаимодействия КПХ церкв

Анализ композиционно-функциональных особенностей рассматривается на основе существующих скитских комплексов.

1. Воскресенский скит (рис. 2). Расположен на Никоновской горе о. Валаам (Ладожское озеро). Тип визуальной пространственной единицы ландшафта - диффузный, образован лесным массивом (условный барьер). Комплекс имеет регулярную ассиметричную композицию со смещением. Территория скита делится на такие зоны: входная, храмовая, жилая и зона святыни. По контуру участка устроена ограда, совмещенная с келейными корпусами. За территорией скита расположены хозкорпуса, функционально связанные с комплексом.

а б в

Рис. 2. Воскресенский скит: а - фотофиксация объекта; б - КПХ; в - модель взаимодействия КПХ церкви с ландшафтом

Вюник ПДАБА

2. Саввинский скит (рис. 3). Расположен западнее г. Звенигород на склоне. Тип визуальной пространственной единицы ландшафта - односторонний, образован лесным массивом. Комплекс имеет регулярную асимметричную композицию вдоль ограды. Территория скита делится на такие зоны: входная, храмовая и жилая. По контуру участка устроена ограда с башнями. За территорией скита расположен Крест, являющийся святыней, а также братский корпус.

а б в

Рис. 3. Саввинский скит: а - фотофиксация объекта; б - КПХ; в - модель взаимодействия

КПХ церкви с ландшафтом

3. Скит Всех Святых (Белый) (рис. 4). Расположен на Скитском острове Валаама (Ладожское озеро), на вершине холма. Тип визуальной пространственной единицы ландшафта - диффузный, образован лесным массивом (условный барьер). Комплекс имеет регулярную центричную композицию. Территория скита делится на такие зоны: входная, храмовая, рекреационная, хозяйственная и жилая. По контуру участка устроена ограда с башнями, совмещенная с келейными и хозкорпусами. За территорией скита расположена часовня.

а б в

Рис. 4. Скит Всех Святых (Белый): а - фотофиксация объекта; б - КПХ; в - модель взаимодействия КПХ церкви с ландшафтом

Выводы. Анализ существующих примеров скитских комплексов дал возможность определить несколько особенностей их композиционно-функционального формирования:

• расположение комплекса на ярко выраженной ландшафтной доминанте с центричной осью композиционно-функциональной структуры;

• расположение комплекса перпендикулярно уклону холма (горы) со смещённой осью композиционно-функциональной структуры;

• расположение комплекса вдоль холма (горы) со смещённой или центричной осью композиционно-функциональной структуры;

• расположение комплекса с незначительным уклоном рельефа, со смещённой осью композиционно-функциональной структуры;

• расположение комплекса с незначительным уклоном рельефа, с центричной осью композиционно-функциональной структуры.

Композиционно-пространственная структура, как правило, «вырастает» из природного ландшафта, дополняет либо подчёркивает его естественные доминантные и акцентные качества.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Практический справочник по православию. - М. : Русское энциклопедическое товарищество; ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2008. - 1024 с.

2. Смолич И. К. Русское монашество. - М. : Церковно-научный Центр Русской Православной церкви «Православная энциклопедия», 1997. - 402 с.

3. Араухо Игнасио Архитектурная композиция / Пер. с исп. М. Г. Бакланов, Антонио Михе. - М. : Высш.школа, 1982. - 208 с.

4. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М. : Стройиздат, 1986. -288 с.

УДК 711.4:574

БИНИШЕЛЛОЗАСТРОЙКА ЭКОСЕЛА

В. В. Воробьев, к. арх., доц., Е. В. Самойленко, студ.

Ключевые слова: бинишеллозастройка, экосело, таксоны, методы бинишеллоархитектуры, внутренняя и внешняя поляризация, градостроительные аспекты бинишеллозастройки

Постановка проблемы. Под давлением экономических и технологических ограничений, прежде всего касающихся методов обработки земли для посадки тех или иных агрокультур, а иногда и в силу консерватизма мышления людей, традиционная застройка сел опирается преимущественно на жестко ортогональную «нарезку» земельных участков и «параллелепипедную» («кристалловидную») архитектуру жилых домов (рис. 1).

1 - к ш и - 1 . 1 ■ ■

1 г ■ ■ 1 - Г 1 1 ™ и

Рис. 1. Традиционная схема разбивки участков села

Отклонения от этой схемы бывают, но в основном они касаются геометрии участков, расположенных на сложных формах рельефа или в местах с мозаичным распределением неблагоприятных физико-географических процессов (подтоплений, оползней, просадочных зон и других). Вместе с тем ортогональная матрица земельных участков не соответстствует природной сетке деления природных ландшафтов на таксоны. Их «пятна» формируются в виде пластичной, с неоднородными по величине ячейками, сетки, внутри которой действуют вложенные друг в друга или параллельные друг другу траектории передачи вещества, энергии и информации (водные, биогенные, эоловые, другие) (рис. 2).

Иногда эти траектории иные, но любая ситуация всегда объяснима с позиции природных процессов. Дома-параллелепипеды (включая комбинаторики «параллелепипедных» объемов, соединенных в более сложную форму), своими нулевыми циклами разрушают все виды таких природных траекторий. Разумеется, термин «параллелепипедная архитектура» несколько условен: в архитектуру домов входят и наклонные поверхности скатов крыш, и другие геометрические формы. Однако собственно жилой объем дома действительно ортогонально-кристаллографический, и он напоминает, чаще всего, параллелепипед. И именно в нем находится большой комплекс несоответствий в вопросах архитектурно-экологической оптимизации как дома, так и застройки села в целом. Генерализованно совокупность таких не соответствий сводится к следующему: все, что идет вразрез с природными процессами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.