Научная статья на тему 'Своеобразие художественного психологизма в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк»'

Своеобразие художественного психологизма в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие художественного психологизма в романе Джейн Остен «Мэнсфилд-парк»»

понимает необходимость и неизбежность смертей, но предлагает «исправить ошибку» выбора, сделанную человеком (повлекшую изгнание из рая): «It’s time for the destruction of the error. // The chairs are being brought in from the garden...» [Auden 1989: 11]. Стулья, которые заносятся в дом из сада -символическое обозначение спокойствия, мира и комфорта, которые достигаются чередой войн и разрушений, это рай, который может быть создан самим человеком на земле.

'Подробнее см.: Hynes S. The Auden Generation. Literature And Politics in England in the 1930s.

Список литературы

Auden W.H. Selected Poems. Selected and edited by Edward Mendelson. NY., 1989.

Hoggart R. Auden: An Introductory Essay. New Haven, 1951.

Д.Романоеа, Б.М.Проскурнин (Пермь)

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПСИХОЛОГИЗМА В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТЕН «МЭНСФИЛД-ПАРК»

Творчество английской писательницы Джейн Остен (Jane Austen; 1775— 1817) относится к переходному времени, когда просветительский рационализм уступает место новым романтическим формам осмысления действительности и одновременно активно продолжают существовать и развиваться реалистические начала изображения действительности (поначалу нравоописательные, а затем социально-бытовые, перерастающие в социально-психологические).

От просветителей в ней осталось убеждение в доброте, честолюбии и справедливости человеческой души, которая не сломается под гнетом соблазнов и пороков благодаря стабильным моральным устоям и способности с достоинством переживать жизненные испытания. Романтизм же заставил её обратить внимание на страсти, чувства, эмоции человека, на столкновение чувства и разума. Остен также обладала чертами писателя, умеющего видеть причинно-следственные связи, в системе которых существуют люди. По мнению Н.П.Михальской, Джейн Остен “находится на стыке просветительской, романтической и реалистической эстетики, является центром пересечения целого ряда литературных течений” [Михальская 1979: 56] «В контексте литературного процесса рубежа XVIII-XIX вв. нравоописательный роман Остен сыграл связующую роль между творчеством романистов эпохи Посвящения и реалистами XIX столетия», -пишет Демурова и Михальская в предисловии к роману [Облонская 2004: 473].

В настоящее время писательница - одна из самых читаемых в мире английских авторов XIX столетия. Творчество Остен является объектом внимательного изучения, однако стоит отметить, что эта тенденция развилась относительно недавно. Любопытна диспропорция между числом трудов

О Д.Романова, Б.М.Проскурнин, 2007

зарубежных и отечественных ученых: в то время как в зарубежном остеноведении насчитывается не одна тысяча исследований, литература о Джейн Остен на русском языке немногочисленна, хотя очевидна необходимость многоаспектного прочтения произведений писательницы и актуальность исследований порубежных явлений, т.е. явлений на «стыке» эпох или художественных систем на примере ее произведений.

Предметом исследования является роман Джейн Остен “Мэнсфилд-парк” {Mansfield Park, 1814). Выбор произведения объясняется тем, что роман был написан в период творческой зрелости Остен (1814-1817) и признается большинством критиков тем образцом, в котором практически в полной мере реализуются основные принципы поэтики писательницы, в том числе и принципы изображения внутреннего мира персонажей.

Л.Я. Гинзбург писала: “Литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредсказуемости поведения героя” [Гинзбург 1979: 115], поэтому изучение данного вопроса неизбежно сливается с анализом особенностей характеров, а также с манерой повествования автора. Писательницу прежде всего интересуют ситуации, когда герои подходят к миру с заранее сложившимся представлениями о нем и не могут правильно оценить истинность своих понятий, черное принимают за белое, видимое за сущее, а потому ошибаются, ложно трактуют многие принципы. Продолжим мысль Л.Я.Гинзбург: “Психологизм питается неожиданным;

художественный психологический анализ разлагает неожиданное, пока не обнаружит в нем закономерное” [там же: 117].

“Мэнсфилд-парк” близок жанру семейной хроники и внешне замыкается рассказом о двух-трех семьях. Изучая мастерски описанные “типы” характеров, яркие образы, создающие картину жизни в произведении: себялюбивая ложная тетушка; бедная родственница; ветреная сестрица; умная, язвительная и расчетливая девушка; ловкий брат; независимый дядюшка и т.д., - мы ощущаем ряды довольно острых, неожиданных ситуаций и череду четко очерченных характеров. Необходимо найти основы этого “закономерного”, проявляющегося через некоторое число неожиданностей: раскрыть конфликт внутреннего и внешнего (с вытекающей отсюда иронией автора), решить противоречия души героя и приблизиться к авторскому пониманию гармонии жизни человека.

Особое внимание следует уделить образу Фани Прайс, с которым автор связывает тему бедности и в то же время духовного богатства человека. Характеристика душевного состояния героини является непременным спутником нового, что случается в романе. С образом главной героини неразрывно связан мотив нравственного прозрения. Темы семьи, брака, классового неравенства, личного достоинства присутствуют на протяжении всего повествования и находятся в неразрывной связи с движением характера Фанни Прайс. Нередко Остен вкладывает в уста главной героини свои взгляды, отстаивая их на протяжении всего романа, как, например, на проблему брака. Е. Гениева пишет: «Выходить замуж без любви

безнравственно - к такому выводу постепенно приходят ее героини, а деньги

никак не могут считаться единственным мерилом счастья» [Гениева 1988: 30]. Остен рисует ситуацию леди Бертрам, которая заплатила за свое благополучие полной потерей интереса к жизни, отчужденностью от мира. Фанни, напротив, несмотря на недовольство сэра Томаса, имела в себе силы, благородство и твердость духа отказать настойчивому, но не любимому Генри Крофорду как возможному жениху. Более того ее присутствие в Мэнсфилд-парке помогают выявить пороки и слабости окружающих: жадность, эгоизм и себялюбие тетушки Норрис, слепость и наивность Эдмунда, хитрость и расчетливость Мэри Крофорд, глупость и неспособность мыслить Рашуота, излишнюю самоуверенность и напористость Генри.

Речь героев индивидуализирована, они говорят так, как говорят, и соответственно читатель постепенно открывает характеры героев через особенности их речи. При этом ирония, возникающая на стыке линий несоответствий пронизывает и речевые характеристики персонажей. Автор играет с репликами людей, обращая речь в диалоги, точно описывающее происходящее и дающие оттенок сказанному. Например, мило сказанная вскользь реплика Мэри Крофорд «Сколько я понимаю, мисс Прайс чаще заслуживает похвалы, чем слышит ее» (с. 113) раскрывает перед читателем картину сложных психологических отношений, а именно проблему классового неравенства и соответственно скромного положения Фанни в доме. Речь Фанни скованна, нерешительна, это обусловливается ее «скромным происхождением». Положение и благополучие Фанни напрямую зависит от «милосердия имущих». Это и отражается в ее поведении, манерах и речи. Главная героиня старается вести себя неприметно. Собираясь в гости и надев новое платье, Фанни спешит заметить: «То новое платье, которое дядюшка был так добр, что подарил мне к свадьбе Марии. Надеюсь, оно не слишком нарядное» (с. 220).

Роман нарративен и этим отличается от ранних произведений, в которых доминирует комедийная стихия. Остен трактует образы некоторых героев не иронически, а сатирически. Именно так автор описывает отношения Рашуота и Марии, сталкивает Эдмунда, влюбленного в Мэри, и Фани, симпатизирующую Эдмунду. При этом Остен не объясняет читателю внутренние переживания обитателей Мэнсфилд-парка, а подает их напрямую, как в драме. Например: «...но вдруг дверь в комнату

распахнулась, на пороге возникла Джулия с побелевшим от страха лицом и воскликнула: Папенька приехал! Он сейчас в прихожей» (с. 173).

В романе мы не найдем глубокого вторжения автора во внутренний мир героя, как у Ш. Бронте в «Джейн Эйр», например; напротив, мы видим описание действия или реакцию героя на сказанное, выраженную либо в защите, либо в готовности к продолжению отношений. Вспомним прогулку мисс Крофорд с братьями Бертрам, Эдмунд, не желающий продолжать разговор о том «выезжает» Фанни или нет, говорит: «Я, кажется,

представляю, что вы имеете в виду... но не берусь ответить на ваш вопрос» [2; 49], закрывая тему беседы. Читатель не столько погружен в душевные

переживания героя, сколько видит внешнее проявление внутренних терзаний. Например: «Понимание, которое увидела Фанни в его взгляде, когда он говорил, и то, которое она ощутила в том, как, смеясь, отвечала ему мисс Крофорд, было горестной питттей для ее наблюдений» (с. 213). Остен не стремится подробно описать переживания, происходящие в душе Фанни, тем не менее читатель проникается сочувствием к главной героине и пониманием всей происходящей ситуации за счет передачи внешнего состояния героини, Коллизия состоит в невозможности Фанни быть рядом с Эдмундом, лучшим другом, советчиком и понимающей душой. Теперь сердце и мысли ее дорогого кузена принадлежат Мэри Крофорд, умелой, ловкой, обаятельной столичной девушке.

Все это вызывает особое настроение у читателя, формирует их личное отношение к героям и их развитию; так осуществляется “контакт” читателя и автора. Внутренние переживания героев проявляются в их речи, а также выражаются в авторских ремарках; и все это отражает реакцию героев на внешний мир, на происходящее, на «раздражители» извне. Например, Фанни, загнанная в угол обстоятельствами, оправдывается перед сэром Томасом за отказ Генри Крофорду: «Своевольная, упрямая, себялюбивая, да еще и неблагодарная. Вот как он о ней думает. Она обманула его ожидания, утратила его хорошее мнение. Что с нею станется? - Мне так жаль, -невнятно, сквозь слезы вымолвила она. - Мне правда очень жаль» (с. 316). За этим искренним незамысловатым признанием скрывается отсутствие какой-либо симпатии к Крофорду и безвольная попытка осознания вины в отказе нелюбимому, но обеспеченному человеку.

Обсуждение работ Джейн Остен начинает разгораться с новой силой и в XXI в. В наши дни существует много точек зрения по поводу творчества писательницы - как положительных, так и отрицательных. Многие исследователи видят в ее произведениях глубину, разнообразие мысли, изысканность и психологизм, но для некоторых это всего лишь типичная сказка а-1а Золушка с хорошим концом и тривиальным содержанием. Роман “Мэнсфилд-парк» ярко демонстрирует своеобразие психологизма автора при помощи развития характеров и их взаимодействия в сюжетном пространстве произведения, воссоздающим целостность социально-нравственной картины времени.

Список литературы

Austen J. Mansfield Park. Oxford: Oxford University Press, 2003.

Остен Дж. Мэнсфилд-Парк / Пер. с англ. Р.Облонской М.: Ермак, 2004 - Ссылки на это издание в тексте статьи даны в круглых скобках.

Бельский А.А. Английский роман 1820-х гг. Пермь, 1975.

Гениева Е. Обаяние простоты. М.: Художественная литература, 1988.

Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Ленинград: Сов. писатель, 1979.

Михальская Н.П. Проблема идеала в романе “Нортенгерское аббатство” и эстетические позиции Джейн Остен // Эстетический идеал и художественный образ. М., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.