Шэй
ФИЛОЛОГИЯ
Е.Ф. ДУДИНА
кандидат филологических наук, руководитель научного отдела Орловского государственного университета
E-mail: [email protected] Тел. 8(4862) 33 08 97
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА Б.К. ЗАЙЦЕВА 1900-1921 ГОДОВ
В статье представлены основные предпосылки, повлиявшие на становление художественного метода Б.К. Зайцева. Обозначены тенденции реализма и модернизма, проявившиеся в творчестве писателя 1900-1921 гг.
Ключевые слова: художественный метод, символизм, реализм, мистическое ощущение, двоемирие, интуитивный, «положительное всеединство», мотивика, пантеизм, историзм, психологизм.
В начале ХХ века одной из универсальных тенденций, проявившихся на различных уровнях искусства, становится синтез, который дал о себе знать и на уровне переплетения различных направлений, течений, методов. Особенностью функционирования метода в данный исторический период становится как самостоятельное существование различных художественных методов: романтизма, символизма, реализма, неореализма, так и их взаимопроникновение, взаимообогащение. Не избежал подобного брожения и творческий метод Б.К. Зайцева.
Споры о своеобразии художественного метода писателя берут свое начало уже на рубеже XIX -ХХ вв. Неоднозначная оценка его метода дается и современными исследователями. Художественный метод писателя определяется как романтический (К. Мочульский, П. Грибановский), символический (А. Топорков, А. Горнфельд, Эллис, Л. Гуревич, Н. Коробка, Б. Михайловский, М. Миронова,
О. Калениченко, Г Воробьева), реалистический (О. Михайлов, Т. Прокопов). Б. К. Зайцева называют мистическим реалистом (П. Коган), импрессионистическим реалистом (В. Конорева, Л. Смирнова), духовным реалистом (А. Любомудров, М. Ветрова), неореалистом (А. Блок, Ю. Айхенвальд, Е. Колто -новская, Е. Воропаева, Е. Тюхова, А. Соколов, В. Захарова, А. Черников, М. Михайлова, И. Гращенкова, Ю. Драгунова, Ю. Камильянова, И. Полуэктова, У Абишева, А. Ванюков, Л. Бараева, А. Яркова, Л. Аринина). Отдельные исследователи определяют метод писателя как реалистический, обогащенный романтическими тенденциями (И. Костылева,
Н. Куделько).
Подобное расхождение критиков и ученых во взглядах подтверждает факт синтеза реализма и модернизма в художественном методе Б.К. Зайцева. Творчество настоящего художника всегда находится в процессе развития, поэтому факт эволюции творческого метода Б.К. Зайцева начала XX века
неоспорим. В 1900-е годы преобладают модернистские тенденции, в 1910-е - реалистические, меняется степень соотношения модернистского и реалистического начал, которые не исчезают, а присутствуют в творчестве писателя в большей или меньшей степени.
Художественный метод Б.К. Зайцева определяется органическим соединением реального и ирреального, земного и небесного, приземленного, бытового и возвышенного, что становится возможным благодаря синтезу модернистских и реалистических тенденций.
С целью осмысления специфики индивидуального творческого метода писателя выявлены особенности символистской и реалистической эстетики в творчестве Б.К. Зайцева.
Первоначально на литературную деятельность писателя большое влияние оказали как отношения Б.К. Зайцева с представителями символистского течения, так и работа в издательствах модернистского направления.
Основным фактором, проявившимся во влиянии символизма на творчество Б.К. Зайцева, становится мистицизм. Мистическое мировидение писателя берет свои основы из литературной традиции, ему способствует пантеистическое мироощущение, увлечение философией А. Шопенгауэра, а позднее Вл. Соловьева, и как итог - тяготение к христианству.
По словам А.М. Любомудрова, «Зайцев - поэт Серебряного века, воспитанный философией и эстетикой Соловьева, тем не менее остался чужд религиозно-мистическим основам русского символизма» [13: 50]. Действительно, даже в начале века Б.К. Зайцев далек от символистского демонизма, однако мистическое ощущение бытия становится одной из составляющих мировосприятия писателя.
Формирование Б.К. Зайцева как прозаика происходило во многом под влиянием идей и произведений писателей, обратившихся к новым формам
© Е.Ф. Дудина
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
воплощения окружающей действительности: символическим, импрессионистическим, мифологическим, зачастую служащим для передачи мистического восприятия жизни.
Ведущее значение приобрела дружба с Л.Н. Андреевым, который повел начинающего писателя по литературному пути. В произведениях раннего Зайцева прослеживаются андреевские проблемы: зависимость человека от космических сил; трагическое одиночество человека среди людей; жизнь и смерть как формы существования космоса; господство Мировой Ночи, Рока, Судьбы и др.
Шопенгауэровско-Андреевское противопоставление Добра и Зла, выведенное на космический уровень, конфликт как проявление воли, борьба за существование, - все это присутствует у раннего Зайцева («В дороге» (1901), «Волки» (1902), «Мгла»
(1904)). Жизнь воспринимается как трагедия и страдание, единственной реальностью является Смерть. Ведущая роль в жизни героев принадлежит безжалостному Року, Судьбе. Первые рассказы пронизаны страхом перед смертью, перед неизвестностью. Страх выступает основной настроенностью человеческого бытия.
Мистической сущностью у писателя обладает и природа, которая эквивалентна мирозданию. Природные стихии в рассказах Б.К. Зайцева не равнодушны, они отражают настроение героев, бунтуют против неустроенности мира. Пантеизм Б.К. Зайцева - это одно из ключевых звеньев в раскрытии проблемы бытия.
Мрачные философско-религиозные идеи А. Шопенгауэра в творчестве Б.К. Зайцева постепенно модифицируют под воздействием философии Вл. Соловьева.
Вл. Соловьев - создатель первой цельной мистико-символической системы, выдвинувший теорию «положительного всеединства», становится проводником Б.К. Зайцева к новой системе тем и образов. Следует указать на наличие у Б.К. Зайцева соловьевского двоемирия, преобладания интуитивного начала над рациональным, концепции «положительного всеединства», послужившей толчком к появлению трансформированных тем (например, тема любви) и образов (Света, Зари, Звезд, Неба и т.д.). Мрачный пантеизм начала 1900-х годов меняется на светлый пантеизм Вл. Соловьева.
Ощущение тайны, рациональной непостижимости бытия, свойственное периоду начала ХХ века и сближающее произведения Б. К. Зайцева с философией Вл. Соловьева и символизмом, оказало решающее воздействие на формирование художественного образа в его произведениях. В творчестве писателя 1900-х годов достаточно четко прослежи-
вается деление мира на материальный и трансцендентный («Соседи» (1903), «Тихие зори» (1904), «Сон» (1904), «Океан» (1905), «Миф» (1906), «Черные ветры» (1906), «Гость» (1908), «Сны»
(1909) и др.). Это проявляется на уровне образов, художественной формы, особенностях символики. Так, символами присутствия потустороннего мира здесь, на земле, становятся Церковь, лампада («Тихие зори» (1904)), балкон (некое подобие возвышения, отдаленности от земли); образы пустыни и ночи (как проводники в потусторонний мир) и др.
Неоднократно автор в рассказах «прочерчивает» своеобразную вертикаль между небом и землей, светом и тьмой, ночью и днем, водой и сушей. Расширение временных и вертикальных границ становится одним из приемов обозначения двойственности мира (так в рассказе «Черные ветры»
(1906) события, происходящие в начале ХХ века, имеют временную соотнесенность со временем существования язычества и одновременно со временем существования христианства, образ Девы Марии расширяет пространственные границы до космических масштабов).
В ранних произведениях Б.К. Зайцева интуитивное познание зачастую превалирует над разумом. Писателю важно попытаться передать предчувствие героями некоего мистического пророчества, прозрения.
Часто персонажи зайцевских произведений предчувствуют свою гибель или гибель близких («Дальний край» (1912), «Голубая звезда» (1918)) или ждут чего-то неизвестного («Соседи» (1903), «Спокойствие» (1909), «Жемчуг» (1910)). Неожиданное ощущение тоски зачастую становится предвестником смерти. Предощущения усиливаются и на лексико-метафорическом уровне. Так, например, доктор Яшин из «Спокойствия» ощущает «черный, мертвенный сентябрь» [3:
156]. Предчувствие приходит к героям в виде снов («Голубая звезда» (1918)) или галлюцинаций («Спокойствие» (1909)). Катализатором предчувствия могут быть воспоминания или некий предмет («Жемчуг» (1910)).
Метафизический характер предчувствий помогает автору перенести вполне реалистический сюжет или бытовой предмет в чисто духовную плоскость. Интуитивное познание в произведениях Б. К. Зайцева помогает прийти к пониманию закономерностей жизни, обратиться к мистическому, культивируемому символизмом, становится основополагающим в постижении бытия.
Со второй половины 1900-х годов в произведениях писателя ярко прослеживается тяга к «положительному всеединству», проповедуемо-
ФИЛОЛОГИЯ
му Вл. Соловьевым. У Б.К. Зайцева господствует именно соловьевская трактовка идей Красоты, Истины, Добра, образов Солнца, Неба, Луны, звезд и др. Природа гармонически вливается в человеческую жизнь, становясь проводником Божественной благодати и гармонии.
Солнце как отражение Красоты, символ счастья, источник жизни, материального земного начала присутствует в рассказах «Миф» (1906), «Молодые» (1906), «Полковник Розов» (1907) и др.
Наедине с лунным и звездным светом герои произведений Б.К. Зайцева чувствуют и постигают истину («Май» (1907), «Гость» (1908), «Жемчуг»
(1910), «Мать и Катя» (1915), «Голубая звезда» (1918) и др.). Звезда выступает символом вселенской любви и красоты.
Человек в произведениях писателя, как и в философской трактовке Вл. Соловьева, является естественным посредником между Богом и материальным бытием, ему дано видеть красоту, воспринимать ее как великое благо и счастье, быть способным напитаться божественной благодатью.
Для Б.К. Зайцева, как и для Вл. Соловьева, смыслом и целью жизни является любовь. В творчестве Б.К. Зайцева тема любви в той или иной форме проходит практически через все его произведения: любовь счастливая как послание высших сил («Миф»
(1906), «Молодые» (1906), «Мой вечер» (1909)); любовь греховная, в которой превалирует физическое влечение («Аграфена» (1908), «Лина» (1910)); любовь, сочетающая в себе земное и греховное («Актриса» (1911), «Сны» (1909), «Спокойствие» (1909), «Богиня» (1916)); любовь-жертва («Голубая звезда» (1918)); духовная любовь ко всему человечеству («Ласка» (1906), «Полковник Розов» (1907)); любовь детей к родителям («Полковник Розов»
(1907)) и др.
Часто индивидуальная, земная любовь с ее пороками и страстями в произведениях писателя в конечном итоге становится частью великой космической любви, благословенной божественной благодатью. Стремясь соединить в женщине земное и небесное начала, Б.К. Зайцев пытается воплотить в своем творчестве идеи Вл. Соловьева и всепоглощающей любви и Вечной Женственности (Софии), разлитой во вселенной.
Символистское ощущение бытия в ранних произведениях Б.К. Зайцева проявляется в своеобразии мотивики и символической образности. Одно из центральных мест в творчестве писателя занимают мотивы одиночества и сна.
Герои его произведений очень часто не поняты социумом, не похожи на окружающих, реальный мир для них чужд («Соседи» (1903),
«Тихие зори» (1904), «Океан» (1905), «Сны» (1909), «Спокойствие» (1909), «Мой вечер» (1909), «Смерть» (1910), «Земная печаль» (1915), «Голубая звезда» (1918) и др.). Герои зайцевских произведений замыкаются в своем внутреннем мире или находятся в некотором ограниченном пространстве, физически отделены от внешнего мира, уходят от него в мир грез, оказываются в разлуке с любимыми.
Одиночество в произведениях писателя становится важнейшим фактором познания, является проявлением в человеке начал Вечности, помогает освободиться от оков реального мира, вырваться за границы земного времени. Оно теснейшим образом связано с мотивами смерти и сна, также служащими способами избавления от земного бремени, но помогающими осознать законы Абсолюта.
Благодаря введению мотива сна писатель дает возможность героям своих произведений прикоснуться к потустороннему, трансцендентному, обретается возможность «реализации» мечты.
Соприкосновению с ирреальным способствуют вещие сны («Океан» (1905), «Аграфена (1908), «Смерть» (1910), «Голубая звезда» (1918) и др.). Сны позволяют уйти в мир грез, мечты, прикоснуться к идеальному («Сон» (1904), «Миф» (1906), «Май» (1907), «Сны» (1909), «Мой вечер» (1909), «Жемчуг» (1910) и др.).
Мотив сна у Б.К. Зайцева становится тем углубляющим смысл произведений символом, который если и не назван в тексте, но фиксируется в сознании читателя благодаря развитию действия, элементам поэтики. Сближая художественный метод писателя с символизмом, он помогает реализовать символистскую концепцию взаимодействия человека и Вечности, реального мира и потустороннего бытия, является отражением загадочного, сверхъестественного в жизни человека.
Одним из факторов типологического сближения произведений Б.К. Зайцева с творчеством символистов является интерес к обобщенно-символическим формам отражения действительности, сплетение пантеистической и христианской символики, зачастую служащие для усиления передачи мистического ощущения жизни.
На начальном этапе творчества у писателя превалирует пантеистическая символика, несущая отрицательно-медитативную нагрузку, отражающая страх перед неизвестностью, отчаяние, беззащитность и одиночество (ночь, тьма, пустыня, холод, снег, ветер, луна, звезды и др.). Постепенно данные образы становятся символами таинственного прозрения, то есть являются отражением потустороннего мира, но уже на трансцендентном уровне. Затем на первое место выходит «светлая»
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
пантеистическая символика (влияние Соловьева). сочетающаяся уже с предметными символами Церкви.
В 1910-е годы у писателя более ясно начинают проявляться христианские мотивы и элементы христианской символики (Храм, Церковь, Собор как дом Бога на земле, колокольный звон и т.д.).
Интерес к мистическому не мог не оказать свое воздействие на зайцевскую концепцию личности (связанные с ней проблемы героя, характера). В начале века произведения Б.К. Зайцева отличает отсутствие в них характера как такового. В 1910-е годы появляется персонаж, в котором при отсутствии ярко выраженной социальности присутствует глубокая индивидуальность, непохожесть на окружающих. Это проявляется в способности зайцев-ских героев к созерцательности, они воспринимают бытие на уровне интуиции. Сюжет произведения зачастую подается именно через ощущения персонажей («Завтра!» (1906), «Тихие зори» (1904), «Миф» (1906), «Сны» (1909) и др.).
Парадокс заключается в том, что при отсутствии ярко выраженной социальной принадлежности герои произведений писателя начала века несут в себе четко обозначенную авторскую идею. У них максимально развито чувство интуиции, они сверхчувственны к окружающему миру: людям, природе. Именно поэтически настроенная личность становится проводником божественного откровения. Наиболее ярко подобный образ предстает в лице Алексея Петровича Христофорова («Голубая звезда» (1918)).
Символистская условность, ярко выраженная преимущественно в произведениях Б.К. Зайцева 1900-х годов, к 1910-м годам становится «скрытой», оказывается на втором плане. Между тем внимание к конкретике, к закономерному и типичному заметно в творчестве писателя уже в 1900-е годы.
Несмотря на увлечение «новым» искусством, Б.К. Зайцев во многом является традиционалистом. В его произведениях прослеживаются пушкинские мотивы (например, пристрастие к эпиграфам), гоголевские (юмористическое начало), тургеневские (тяга к «земному», любовные мотивы) и др.
Тяготение к реализму проявляется не только во влиянии классической литературы, но и во взаимоотношениях с писателями-реалистами и в сотрудничестве с журналами реалистического направления.
Изображение усадебной жизни в творчестве Б.К. Зайцева становится продолжением усадебного мира, описанного в произведениях писателей-реалистов, творивших во второй половине Х1Х века.
Б.К. Зайцева интересует не только эстетическая сторона деревенского быта - поля, луга, красоты природы. Он обращается к будничной жизни кре-
стьян. В рассказах «Деревня» (1904), «Священник Кронид» (1905), «Ласка» (1906), «Молодые» (1906), «Полковник Розов» (1907) и др. Б.К. Зайцев выступает бытописателем. Появляется попытка воссоздания интерьера деревенского дома, его интересуют детали, запахи, звуки, передающие сельскую жизнь. На страницах зайцевских произведений мы находим описание религиозных и языческих обрядов. Писатель вводит в повествование этнографические детали и обычаи, обращает внимание на рацион питания крестьян. Неоднократно наблюдается введение ярмарочного действа. Однако подобные детали не существуют у Б.К. Зайцева «в чистом виде», они служат попыткой обобщения, происходит переплетение символизма и реализма (например, обобщенно-символическое описание рождения молодого поколения в «деревне» (1904)).
Реалистическому восприятию жизни у Б.К. Зайцева соответствуют принципы изображения автором действительности. Писателю не чуждо внимание к историзму.
Ключевые изменения в восприятии действительности связаны с социально-политическими изменениями и катаклизмами порубежной России. Автор говорит о народных волнениях («Хлеб, люди и земля» (1905)), революционных событиях 1905 -1907 гг. («Черные ветры» (1906), «Завтра!» (1906)), русско-японской войне («Хлеб, люди и земля»
(1905)). Он описывает последствия первой мировой войны («Жизнь и смерть» (1915)) и революционных событий 1917 года («Улица святого Николая» (1921), «Уединение» (1921), «Белый свет» (1921)).
Историческое видение автора обнажается на разных уровнях художественной структуры. Персонажи (солдаты, крестьяне, голодающие интеллигенты, студенчество, нищие, умирающие дети и др.) становятся ключевыми при изображении исторического хода событий. Произведения Б.К. Зайцева часто несут автобиографический характер. Фрагментарность описания событий, напоминающая документалистику, помогает автору наиболее реалистично передать происходившие события. Введение религиозных мотивов (молитва, описание Храма, неоднократное упоминание Христа) способствует обнажению морально-нравственных устоев писателя. Соединение религии и исторически конкретных фактов является скрытым проявлением авторского отношения к происходящему.
Поскольку главным предметом литературы является человек и все, связанное с ним, постольку в центре внимания писателей оказываются характеры людей.
Благодаря вниманию к быту, детали, портретному описанию, использованию речевой харак-
ФИЛОЛОГИЯ
теристики героев, пред нами вполне реальные «жизненные» персонажи, в некоторых случаях даже типы героев, характерные для русской действительности начала ХХ века. В период 1910-х годов Б.К. Зайцев еще не полностью, но все же приближается к созданию типичного героя. Перед нами «лишний человек» в рассказе «Бездомный» (1915), студенчество «Дальний край» (1912), актеры («Актриса» (1911), «Актерское счастье» (1913), «Вечерний час» (1913), «Дальний край» (1912). Появляется у Б.К. Зайцева тип «мещанина по духу» в рассказах «Мать и Катя» (1915), «Кассандра» (1915). Типы революционера (Степан) и интеллигента (Петя) из романа «Дальний край» (1912) и т. д.
Разумеется, подобные типы поставляла сама русская действительность, писатель изобразил героя своего времени, человека, рожденного в эпоху социально-экономических перемен и революционного движения в России. Типичный конфликт личности и общества перерастает в произведениях Б.К. Зайцева во внутренний конфликт человека, появляются зачатки психологизма.
Период 1910-х годов в творчестве писателя отмечен глубоким интересом к внутреннему миру человека. Герои его произведений поставлены в сложную психологическую ситуацию, находятся в борьбе между желанием обладания чем-либо и невозможностью осуществления своих целей («Актриса»(1911)). Они находятся в состоянии противоборства между греховностью своих поступков и четким осознанием безнравственности совершаемого («Грех» (1913)). Автор ведет своих героев по пути грехопадения, через мучительное раскаяние к осознанию великого Божественного блага («Дальний край» (1912), «Грех» (1913)) и т.д. Именно через преодоление внутреннего кризиса его герои приходят к вере.
Часто сама обстановка, окружение героев выступает сложным психологическим фоном, они оказывают непосредственное воздействие на внутренний мир человека. Важным эмоциональным потенциалом в плане психологического эффекта в произведениях писателя становится искусство (театр, музыка), способное вызвать душевные переживания, оно служит переоценке ценностей, меняет духовный мир человека. Очень важную роль в формировании характера и психологии в за-йцевских произведениях отведено социуму. Зайцев
прибегает к прямому (воспоминания, самоанализ, самохарактеристика, внутренние монологи и др.) и косвенному (портрет, пейзаж, цвет, деталь и др.) психологизму.
Сложное переплетение символистских и реалистических тенденций в творчестве писателя подтверждает факт индивидуальности его творческого метода. Произведения Б.К. Зайцева отражают суть нового, возникшего в начале ХХ века метода, - неореализма. Реалистические в сюжетном плане произведения осложняются символистскими деталями, образами. Обращаясь к внутреннему миру человека, к его психологии, автор доходит до мистических прозрений и интуитивных предсказаний.
В описании деталей полностью преобладает реалистический подход, при воссоздании художественного времени - модернистский, характеризующийся разорванностью мироощущения и спонтанностью мировосприятия.
Тяга к социальной проблематике сочетается у него с интересом к свободной творческой личности, наделенной способностью к чувственноэмоциональным переживаниям. Бытовизм, подробности повседневного существования переходят в философию. За внешней реалистичностью и социологизацией скрываются глубокие философские проблемы: смысла жизни и смерти, назначение Добра, Красоты, суть Истины, взаимосвязь Космического и Божественного начала, значение веры в жизни человека.
Первоначальная тяга к одиночеству, безысходности, беспомощности перед Вечностью (символистские тенденции) сменяется верой в человечество, в Божественное начало в личности.
При преобладании на определенном этапе творчества той или иной тенденции, в нем сохраняются и гармонически взаимодействуют друг с другом тенденции совершенно противоположного направления. Как неореалист, Б.К. Зайцев, не отрекаясь от действительности, приводит читателя к обобщающим выводам и философским заключениям.
Хочется отметить, что изучение художественного метода Б.К. Зайцева 1900 - 1921 года является одним из этапов исследования не только эволюции творческого метода писателя, но и эволюции его творчества вообще, охватившего собой более полувека.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Библиографический список
1. Зайцев Б.К. Священник Кронид. Голубая звезда. Рассказы. Роман. Повесть. Главы из книги «Москва». Тула, 1989. С. 22 - 30.
2. Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т.; Сост. и подгот. текста Е. Воропаевой и А. Тархова; коммент. Е. Воропаевой. М.: Худож. лит.; ТЕРРА, 1993. Т. 2. 588 с.
3. Зайцев Б.К. Собр. соч.: В 5 т. Тихие зори: Рассказы. Повести. Роман. М.: Русская книга, 1999. Т. 1. 608 с.
4. ЗайцевБ.К. Собр. соч.: В 5 т. Улица святого Николая: Повести. Рассказы. М.: Русская книга, 1999. Т. 2. 544 с.
5. Зайцев Б.К. Собр. соч.: В 5 т. Звезда над Булонью: Романы. Повести. Рассказы. Книга странствия. М.: Русская книга, 1999. Т. 3. 576 с.
6. Зайцев Б.К. Собр. соч.: В 5 т. Путешествие Глеба: Автобиографическая тетралогия. М.: Русская книга, 1999. Т.4. 624 с.
7. Зайцев Б.К. Собр. соч.: В 5 т. Жизнь Тургенева: Романы-биографии. Литературные очерки. М.: Русская книга, 1999. Т. 5. 544 с.
8. Зайцев Б.К. Собр. соч.: В 5 т. Мои современники: Воспоминания. Портреты. Мемуарные повести. М.: Русская книга, 1999. Т. 6 (доп.). 555 с.
9. Зайцев Б.К. Собр. соч.: Усадьба Ланиных: Рассказы. Пьесы. Переводы. М: Русская книга, 2000. Т. 8 (доп.). 512 с.
10. Зайцев Б.К. Собр. соч.: Дни. Мемуарные очерки. Статьи. Заметки. Рецензии. М.: Русская книга, 2000. Т. 9 (доп.). 560 с.
11. Зайцев Б.К. Собр. соч.: Письма 1901 - 1922 гг. Статьи. Рецензии. Сост. Е.К. Дейч и Т.Ф. Прокопов. М.: Русская книга, 2001. Т. 10 (доп.). 384 с.
12. Зайцев Б.К. Собр. соч.: Письма 1923 - 1971 гг. Статьи. Воспоминания современников. Сост. Е.К. Дейч и Т.Ф. Прокопов. М.: Русская книга, 2001. Т. 11 (доп.). 512 с.
13. ЛюбомудровА.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. Б.К. Зайцев. И.С. Шмелев. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. 272 с.
E.F. DUDINA THE SPECIFIC FEATURE OF THE METHOD BK ZAITSEV 1900 - 1921 YEARS
The paper presents the main assumptions affecting the formation of artistic method BK Zaitsev. A tendency of realism and modernism, which appeared in the writer 1900-1921 years.
Key words: art technique, symbolism, realism, mystical feeling, dvoemirie, intuitive, “positive unity” motivika, pantheism, historicism, psychology.