Научная статья на тему 'Своеобразие автобиографического элемента в новеллистике Томаса Макгуэйна (на материале рассказов из сборника "ярмарка Кроу")'

Своеобразие автобиографического элемента в новеллистике Томаса Макгуэйна (на материале рассказов из сборника "ярмарка Кроу") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / CONTEMPORARY AMERICAN LITERATURE / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА / AUTOBIOGRAPHICAL PROSE / ЖАНР АВТОБИОГРАФИИ / АВТОБИОГРАФИЯ / AUTOBIOGRAPHY / МЕМУАРЫ / СУБЪЕКТНОСТЬ ТЕКСТА / SUBJECTNESS OF THE TEXT / ТОМАС МАКГУЭЙН / THOMAS MCGUANE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зубцова Ю.О., Переяшкин В.В.

Целью данной статьи является выявление основных традиций современной американской прозы, выявление ключевых фигур американистики, определение основных черт, характерных для современной американской автобиографической прозы. Для достижения целей, поставленных в статье, были использованы следующие методы теоретического исследования: анализ, сравнение и синтез. В результате проведенной исследовательской работы автор статьи пришел к выводу: автобиографические произведения США рассматриваются читателем как самостоятельные произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие автобиографического элемента в новеллистике Томаса Макгуэйна (на материале рассказов из сборника "ярмарка Кроу")»

УДК 82.09(73)

СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА В НОВЕЛЛИСТИКЕ ТОМАСА МАКГУЭЙНА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ ИЗ СБОРНИКА «ЯРМАРКА КРОУ»)

Ю.О. ЗУБЦОВА,

студентка 5 курса отделения литературного творчества ФГБОУ ВО

«Пятигорский государственный университет», Пятигорск, проспект Калинина,9, тел. 8 (928) 315-34-98, e-mail: [ulia.zubtzova@yandex.ru.

В.В. ПЕРЕЯШКИН,

доктор филологических наук, профессор кафедры языкознания, русской

филологии, литературного и журналистского мастерства ФГБОУ ВО

«Пятигорский государственный университет», Пятигорск, проспект Калинина,9, e-mail: severn03@mail.ru.

Аннотация

Зубцова Ю.О., Переяшкин В.В. Своеобразие автобиографического элемента в новеллистике Томаса Макгуэйна (на материале рассказов из сборника «Ярмарка Кроу»).

Целью данной статьи является выявление основных традиций современной американской прозы, выявление ключевых фигур американистики, определение основных черт, характерных для современной американской автобиографической прозы. Для достижения целей, поставленных в статье, были использованы следующие методы теоретического исследования: анализ, сравнение и синтез. В результате проведенной исследовательской работы автор статьи пришел к выводу: автобиографические произведения США рассматриваются читателем как самостоятельные произведения.

Ключевые слова: современная американская литература, автобиографическая проза, автобиография, мемуары, жанр автобиографии, субъектность текста, Томас Макгуэйн.

Summary

Zubtsova Yu.O, V.V. Pereyashkin The Originality of the Autobiographical Element in the Short story by Thomas McGuane (Based on the Stories of the «Crow Fair» Collection).

© Ю. О. Зубцова, В. В. Переяшин, 2016

The main purpose of that paper is to identify the most significant traditions of contemporary American prose, to list the key figures of American studies as well as to explore the main characteristics of today's autobiographical prose. To reach the purpose mentioned the following methods of theoretical study were used: analysis, comparison, synthesis. As a result of this research the author gets to a conclusion that autobiographical prose is perceived in the USA as an independent genre.

Keywords: contemporary American literature, autobiographical prose, autobiography, subjectness of the text, Thomas McGuane.

Определение роли и характера «субъектности» художественного текста представляет собой довольно сложную литературоведческую задачу, связанную, прежде всего, с такими теоретическими понятиями, как «авторское я», «лирическая дистанция», «alter ego писателя», «автобиографический элемент» и т.д. Известно, что любое, даже самое сказочно-фантастическое произведение, наподобие свифтовского «Гулливера», всегда, в той или иной степени, имеет свой «реальный план» и отражает духовный или житейский опыт своего творца. Он же в свою очередь обуславливает и специфику художественного мира произведения. В абсолютизированном варианте этот принцип реализовался в биографическом методе Ш.-О. Сент-Бёва, который, злоупотребляя «психологическим редукционизмом», рассматривает любое литературное творение как объективированное инобытие авторского «я» или «заговорившую личность» [3]. Сформулированный во Франции в Х1Х веке этот метод, безусловно, был связан с просветительским учением о неизменной «человеческой природе». В этом смысле, на наш взгляд, довольно интересным и перспективным может быть исследование современной американской литературы в контексте взаимодействия автобиографического элемента с объективной культурно-исторической традицией. Связь этих явлений в литературе США очевидна с момента её генезиса в далёкий колониальный период. Практически все произведения первых летописцев Нового Света (Смит, Бредфорд, Бирд, Беверли), а затем «отцов-основателей» американской государственности (Джефферсон, Франклин, Пейн) имеют ярко выраженный автобиографический подтекст. Это объясняется тем, что во второй половине ХVШ века специфика литературного процесса страны определялась стремлением к национальной идентификации с опорой на философию Просвещения. Поэтому вполне естественно молодая американс-

кая литература носила не развлекательный, а морально-дидактический характер. В её основе лежали принципы практической добродетели, патриотизма, семейного счастья и, особенно, позитивного личного примера [2, с. 4-5]. Традиция сочетания объективного историзма с субъективным (авторским) началом сохранилась и в литературе последующих периодов. Мощный автобиографический фактор во многих своих ипостасях доминирует в романтическом творчестве Г. Мелвилла и Н. Готорна, сатире М. Твена и О. Генри. События собственной жизни прекрасно воспроизводят в своих романах Т. Вулф и Э. Хемингуэй. Блестяще, как неотъемлемую часть личностного «я», воссоздаёт атмосферу американского Юга У. Фолкнер. Среди современных американских писателей, на наш взгляд, в этом плане представляет интерес творчество Томаса Макгуэйна - автора десятка романов, среди которых небезызвестные «Панама», «Рояль в кустах», «Ничего, кроме неба», «Девяносто два в тени» и нескольких сборников новелл, среди которых особо выделяется «Ярмарка Кроу» (2015).

Творчество современного американского писателя и сценариста Томаса Макгуэйна, выбранное нами для анализа, по мнению многих литературоведов, исследующих его творчество, в некоторой степени отвечает требованиям жанра автобиографии. Основной чертой, характерной для большинства его произведений, является честность и критичность современного американского общества, двигающегося, как считает Макгуэйн, к упадку.

Мы выбрали рассказы «Бабушка и я» («Grandmother and me») и «Следящие за весом» («Weight watchers») из сборника «Ярмарка Кроу» («Crow Fair», 2015), которые, на наш взгляд, (и по мнению самого автора), можно отнести к автобиографическим. Согласно классификации исследовательницы Н. Николиной данные рассказы относятся к авторской описательно-аналитической прозе, которые освещают один или несколько наиболее значимых, по мнению писателя, эпизодов и дают их субъективный анализ. В этом случае полностью выполняется главная задача автора автобиографии: поведать о существенных событиях своей жизни и оценить произошедшее. Здесь пишущий является и объектом, и субъектом повествования: на долю автора выпадает роль судьи собственных деяний. Только в случае триединства «я»: автора,

повествователя и главного героя можно избежать эгоцентризма [3, с. 11-23].

Однако даже исповедальную автобиографию трудно назвать точной, т.к. многие детали, диалоги со временем забываются. В этом случае на помощь писателю приходит фантазия, и данное художественное произведение не может претендовать на звание автобиографии. В рассказе Томаса Макгуэйна «Следящие за весом» мало диалогов, и большинство из них не несут особой смысловой нагрузки, представляя собой бытовое общение отца и сына, не привязанное к конкретной ситуации:

-Спокойной ночи, папа.

-Спокойной ночи, сын. Я люблю тебя.

-И я тебя люблю.

Заглавие выполняет важнейшую жанрообразующую функцию. Об этом говорит и известная исследовательница русской автобиографической литературы Н. А. Николина: «Заглавие каждого текста выделяет его смысловую доминанту. В то же время оно всегда и жанрово ориентировано» [1]. Она выделяет варианты заглавий автобиографических произведений, основываясь на их основной компонент: время, пространство, жизнь-книга, память, фрагментарность. Заголовки рассказов сборника «Воронья ярмарка» не выделяют вышеупомянутую смысловую доминанту автобиографической прозы: «Следящие за весом», «Бабушка и я», «Звезды» скорее говорят читателю о том, что речь пойдет об определенном эпизоде из жизни рассказчика. О том, что эти рассказы имеют нотку автобиографичности можно догадаться, лишь ознакомившись с биографией автора.

В плане содержания американская автобиография четко следует структурно-содержательному канону и включает в себя основные компоненты классической автобиографии (рассказ о детстве, юности; анализ собственных профессиональных достижений; признание исключительной роли семьи и ближайшего окружения в процессе формирования личности рассказчика) [2]. Этот канон строго соблюдается Макгуэйном. В рассказе «Следящие за весом» рассказчик то и дело прибегает к отступлениям к собственному детству, при этом не давая комментариев к ситуации, а просто наблюдая за собой с позиции взрослого. В произведении «Ба-

бушка и я» герой тепло отзывается о семье, вспоминая роль бабушки в судьбе каждого ее члена. Для рассказчика она - связующее звено между прошлым и настоящим. Он не анализирует ее поступки, не говорит, в чем был не прав в той или иной ситуации, когда бабуля приходила на помощь - для Макгуэйна важна память в художественном обрамлении, с чем он успешно справляется в своих рассказах. В «Следящих за весом» Макгуэйн вспоминает ссоры родителей, которые длятся с его рождения. В какой-то степени благодаря им он вырос бесчувственным, игнорирующим проблемы других людей. Кроме того, в обоих рассказах присутствует анализ профессиональных достижений: в «Следящих за весом» герой руководит строительной бригадой, присутствуя на каждом заказе, помогая работникам. Не трудно догадаться, что лексика героя полна профессионализмов. В рассказе же «Бабушка и я» рассказчик занимает более скромную должность помощника воспитателя детского сада, но с упоением рассказывает о каждом детском утреннике, который он провел. Все эти факты связаны с биографией Макгуэйна: прежде чем стать писателем он принимался за любую, даже самую грязную работу, пытаясь прокормиться. Теперь Макгуэйн не понаслышке знает о многих профессиях, которыми он успел овладеть в юности, и может без труда описывать их в своих рассказах.

В результате долгой литературной традиции формирования автобиографии как жанра в США, американские автобиографические тексты не только подчиняются законам автобиографического жанра, но также воспринимаются читателем как принадлежащие особому жанру самостоятельные произведения.

Список использованных источников

1. Николина Н. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.

2.Переяшкин В.В. Творчество американских писателей второй половины ХХ века в контексте южной литературной традиции (на материале произведений К. Маккаллерс, У. Стайрона, К. Маккар-ти, Л. Смит) // диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Московский государственный областной университет. - Москва, 2010.

3. Переяшкин В.В. Переяшкина Л.Н. Проблема генезиса национальной литературной традиции в американской публицистике XIX века// Университетские чтения. - 2015 // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ, 2015. - С. 217-223.

4. Шульженко В.И. Русская литература как феномен межкультурной коммуникации//Университетские чтения. - 2015 // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ, 2015. - С. 51-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.