Научная статья на тему 'Свод законов Российской империи как акт систематизации законодательства'

Свод законов Российской империи как акт систематизации законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9771
849
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свод законов Российской империи как акт систематизации законодательства»

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

КАК АКТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С.А. Налимов, соискатель кафедры теории и истории государства и

права Уральской академии государственной службы

Процессы развития правовой системы в современной России и совершенствования законодательства Российской Федерации сталкиваются с проблемами, которые являлись актуальными для Российского государства на протяжении нескольких столетий. История развития российского законодательства показывает, что одной из важнейших проблем политико-юридического характера выступали вопросы систематизации законодательства, а наиболее ярким явлением в этой сфере юридической деятельности явилось создание Свода законов Российской Империи, который с середины 1830-х гг. и до 1917 г. являлся официальным носителем информации о действующем в стране общероссийском законодательстве. Необходимо отметить, что проблемы создания свода законов являются актуальными и для современного этапа развития пра-вовойсферысовременнойРоссии.Потребности упорядочения узаконений в современной России, а затем Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. «О подготовке к изданию Свода Законов Российской Федерации»1 вызвали научную дискуссию вокруг необходимости создания этого акта систематизации законодательства2. В связи с проводимой в стране работой по созданию Свода законов Российской Федерации, актуализируются исторические аспекты исследования процесса систематизации законодательства в истории России, ее места в становлении российского законодательства и, особенно, создания обобщающего законодательный массив страны акта - Свода законов Российской империи в контексте концептуальных и практических подходов к созданию этого уникального для своего времени акта систематизации законодательства.

Систематизация законодательства, как известно, занимает одно из основных мест в юридической политике государства как властно-управленческой деятельности, направленной на определение стратегии и тактики развития юридической сферы государственной деятельности, в которой в качестве направления выступает развитие механизмов издания и систематизации узаконений3. А сама систематизация узаконений как вид правой деятельности состоит в проведении работ по

упорядочению действующих нормативных правовых актов и имеет своей целью предание законодательному массиву упорядоченного, четко структурированного характера. Она включает пять форм: учет (простая форма для получения достоверной информации об изданных нормативных правовых актах, состоящая в их регистрации или их группировки в предметные блоки); инкорпорация (упорядочение законодательства с целью упрощения использования нормативно-правовых актов с их расстановкой в определенном порядке без какого-либо изменения содержания); консолидацию (систематизация законодательства для устранения множественности нормативных актов с созданием укрупненного носителя правовой информации без изменения нормативного содержания изданных ранее узаконений); кодификация (форма систематизации законодательства с целью качественной, коренной переработкой нормативного правового материала и созданием в качестве результата нового внутренне согласованного нормативного правового акта кодифицированного характера, который принимается наделенным правотворческой компетенцией государственным органом или негосударственной организацией) и создание сводов законодательства (наиболее сложная форма систематизации законодательства с целью объединения действующих в стране нормативных правовых актов в единый комплексный правовой документ с четко определенной структурой и созданием инструментария оперативного поиска правовой информации)4.

В рамках этих форм выстраивались и подходы к систематизации законодательства в 1820-1830-е гг., были определены в конце первой четверти XIX в. М.М. Сперанским и включали три последовательно связанных и взаимообусловленных этапа систематизации узаконений: (I) хронологическая инкорпорация - Полное собрание законов Российской империи; (II) выделение и систематизация действующего законодательства общеимперского характера - Свод законов российской империи и партикулярных узаконений (своды местного законодательства отдельных национальных регионов Российской империи); (III) отраслевая кодификация законодательства

- Гражданское и Уголовное и др. уложения5. При этом Сперанский подчеркивал: «Свод ((Н§ез1е) есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке»6. На этой базе в 1830-1840-е гг. в России впервые была выстроена и издана система актов систематизации законодательства, не имевшая аналогов в истории правовых систем европейских государств7.

Исходной базой создания Свода законов Российской империи являлась хронологическая инкорпорация — Полное собрание законов Российской империи, которое представляло хронологическую инкорпорацию изданного в России законодательства. В его первое собрание вошли акты за 1649—3 825 гг. - 30 928 узаконений. Второе собрание, издаваемое ежегодно, стало выполнять функцию официальной публикации узаконений и издавалось до 1881 г. - 61 928 законодательных актов. Третье издавалось до 1917 г. и его последний том (т. 33), изданный в 1916 г. включал узаконения за 1913 г. - 40 846 законодательных актов. Всего же три собрания включили 133 102 узаконения. Акты в нем имели номера — официальную регистрацию, а само собрание снабжено соответствующими хронологическим и предметным указателями8.

Свод законов Российской империи установил официальную систему общеимперскогс законодательства и делился на восемь книг (разделов - «главных разрядов законов»), по которым распределялись тома свода: книга первая - Основные государственные законы (ч. 1, т. I); книга вторая - учреждения: центральные (ч. 2 т. 1) и местные (т. И), а также уставы о службе государственной (т. III); книга третья - законы правительственных сил. уставы о повинностях (т. IV), о податях и пошлинах (т. V), устав таможенный (т. VI), уставь,' монетный, горный, о соли (т. VII), уставы лесной, оброчных статей, арендных старостинс-ких имений (т. VIII); книга четвертая - законы о состояниях (т. IX); книга, пятая - законы гражданские и межевые (т. X); книга шестая

- законы государственного благоустройства: уставы кредитный, торговый, промышленности (т. XI), путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи (т. XII); книга седьмая — законы благочиния (полицейские): уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (т. XIII), о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV); книга восьмая

- законы уголовные и уголовно-процессу-

альные (кн. 1-2, т. XV)9. Эта установленная Сводом законов система общеимперского законодательства сохранялась до 1917 г. Свод законов Российской империи в упорядочении узаконений занял место акта систематизации законодательства и выступал в качестве инкорпорационно-консолидиро-ванного источника действующего отраслевого законодательства. Свод законов не являлся предметной инкорпорацией законов, как это нередко представляется в юридических изданиях. Это была сложная форма систематизации законодательства, которая в своем создании прошла ряд этапов:

1) из изданных ранее узаконений извлекались нормативно-правовые акты по отдельным отраслям законодательства;

2) из изданных ранее узаконений извлекались действующие нормативно-правовые акты в рамках отдельных отраслей законодательства;

3) из действующих нормативно-правовые акты извлекались и объединялись в единых тестах действующие нормы права отдельных институтов права в рамках отраслей права в форме отдельны/, структурных элементов свода;

4) восполнялись пробелы в правовом регулировании путем издания новых нормативноправовых актов;

5) текстуально оформленные статьи проверялись на предмет внутренних и внешних (с другими нормами права) противоречий (коллизий) и повторений с использованием различных приемов юридической техники; объединялись путем;

6) консолидированные в рамках отрасли права и ее институтов нормы права текстуально оформлялись на уровне отдельных отраслей законодательства и его внутренних подразделений (институтов):

7) консолидированные узаконения на уровне отдельных отраслей законодательства включались в общую схему Свода законов как общего акта инкорпорации действующего зако нодател ьства

8) устранялись противоречия и повторения межау положениями отдельных отраслей законодательства (разделами свода);

9) включались тесты необходимых документов и форм документов в качестве приложений к структурным элементам Свода законов;

10) готовились указатели к своду в целом и отдельным его частям (хронологические, предметные, общее оглавление).

При составлении Свода законов, таким образом, происходило обобщение, объединение,

укрупнение правовых норм и соответственно текстуального изложения - их консолидация по отраслям права. При этом Свод имел прекрасно отработанные указатели - в общем к своду, отдельным разделам и т.п., которые создавали возможность его интенсивного использования в качестве официального и основного источника правовой информации. После издания Свода законов российской империи в 1832 г. (15 томов, более 42 тыс. статей) было организовано издание Продолжений к Своду законов Российской империи, которое содержало новые редакции изданного Свода с учетом новых изданных узаконений. Первоначально планировалось переиздание Сводов законов по мере накопления законодательного материала раз в десятилетие. Второе издание последовало в 1842 г. (более 59 тыс. статей), третье - в 1857 г. (около 90 тыс. статей). В последующие годы полных переизданий не производилось, и переиздавались лишь отдельные тома свода10.

Свод законов Российской империи с точки зрения его юридической силы укладывался в рамки общей концепции соотношения изданных ранее узаконений, вошедших в Полное собрание законов Российской империи, и общего Свода законов. Свод законов имел статус акта официальной тематической отраслевой инкорпорации действующего законодательства с внутриотраслевой консолидацией узаконений в единый текст без изменения нормативного содержания изданных ранее узаконений. Это означало сохранение нормативной силы за ранее изданными законодательными актами в случае выявления противоречий между предшествующими Своду законами. При возникновении коллизии положений изданных ранее и вошедших Полное собрание законов Российской империи узаконений и нормами, текстуально изложенными в статьях Свода законов Российской империи высшую нормативную силу имели первые, для чего была использована система отсылок по регистрационным номерам и датам издания к актам, вошедшим в Полное собрание законов Российской империи.

При этом особо следует подчеркнуть использование при создании Свода законов в сочетании двух видов систематизации - консолидации и инкорпорации. Консолидация как вид систематизации законодательства была применена с целью устранения множественности узаконений, их унификации и упрощения использования законодательства в определенной сфере правового регулирования. В результате ее применения были созданы укрупненные обновленные (отредактированные)

или новые тексты в которых были изложены старые правовые регуляции (нормы права) и которые образовывали отдельные разделы Свода законов (т.н. «главные разряды»). Они образовывали комплексное консолидированное образование (напр. Законы о состояниях) или в их рамках выделялись соответствующие внутренние подразделения (напр. Уставах благочиния выделялся Уставы о цензуре), которые делились разделы, главы, отделения, статьи, которые текстуально излагали однородные блоки правовых норм. На базе этого консолидированного законодательства проводилась инкорпорация как операция по формированию Свода законов, где было в целом представлено действующее законодательстве.

Важное значение Свод законов Российской империи имел в формировании единого правового пространства империи и в нем законодательно были определены исходные параметры соотношения общегосударственных и местных законов. Он устанавливал два важнейших положения, представляющих принципы территориально-законодательного устройства Российской империи. «Империя Российская управляется на твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих»,

- гласила ст. 47 Основных законов Свода законов Российской империи. Статья 48 определяла: «Законы в империи действуют или единообразно в общей их силе, или с местными в некоторых их частях изменениями. Пространство сих изменений, места, где они допускаются, и связь их с законами общими определяются в особенных законах, уставах и учреждениях»11. Именно поэтому и сам Свод законов Российской империи рассматривался в качестве «общего» - общеимперского, общегосударственного свода, действовавшего в полном объеме в Центральной России

- в так называемых «внутренних губерниях». Позднее с изданием Свода местных узаконений губерний остзейских в 1845 г . для прибалтийских губерний, в нем были детализированы вопросы соотношения уровней законодательства. Свод в 1-й статье воспроизвел положения статей 47-48 общего Свода законов Российской империи, приведенные ранее, но далее, в статье 2, уточнил, что «сии изменения в общих узаконениях именуются узаконениями местными. Заимствуя силу свою так же, как и законы общие, от единой власти самодержавной, сии узаконения простираются на те только губернии и области, коим они особенно предоставлены, и объемлют те только случаи, на кои именно постановлены, как изъятие из общих правил. Во всех других случаях

действие общих законов империи сохраняет и в сих губерниях и областях полную силу»12. Надо сказать, что общее правило действовало и в отношении других территорий Российской империи, где российской верховной властью признавалась юридическая сила местных законов. Это окончательно закрепило уровни законодательства и принципы их соотношения, при которых, определяет Д.И. Мейер, «по пространству действия законы разделяются на общие... и местные... Отношение между ними таково, что местный закон исключает действие общего. Очень естественно, что в таком обширном государстве, как наше Отечество, должны быть законы, относящиеся к отдельным местностям: невозможно, чтобы при разнообразии племен, населяющих Россию, при огромном пространстве ее, не было местных особенностей в юридическом бьггу, а законодательство не может не учитывать действительности.. ,»13.

Свод законов Российской империи выступил комплексным, системообразующим актом, что проявилось в его значении в юридической политике и практике. Это было связано с тем, что:

1) Свод законов Российской империи определил на официальном уровне систему законодательства и выступил в качестве официального классификатора для издаваемого правового материала и последующего его размещения в своде;

2) Свод законов позволил выявить и устранить в период его подготовки пробелы в правовом регулировании посредством внесения изменений в действующие и издания новых узаконений;

3) Свод позволили законов оценить состояние, а также возможности дальнейшего развития законодательства;

4) Свод законов образовал промежуточное звено между текущим законотворчеством и кодификацией через создание сводных актов по основным отраслям законодательства;

5) Свод законов представил государственным служащим и подданным необходимую для использования нормативно-правовую базу, снабженную поисковыми системами (хронологическим и тематически указателем);

6) Свод законов создал базу для развития юридической науки и юридического образования - подготовки юристов на основе действующего законодательства (систематизированного и доступного) для различных сфер юридической деятельности. В данных контекстах можно говорить о проведении реформы в юридической системе российского общества14.

Итак, проведенная в России систематиза-

ция законодательства и издание Свода законов создали условия для дальнейшего совершенствования регулирования отношений в стране, а также возможности для проведения дальнейшего его упорядочивания. Это повысило уровень законности в деятельности государственных учреждений и правоприменительной практике, составило основу изучения российского права в юридических учебных заведениях и оказало значительное влияние на развитие и становление русской юридической науки и образования.

1 пАлготокке. к „изданию-С.кода-законов Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации № 94 от 6 февраля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 7.

2 Поленина С.В., Колдаева Н.П. О своде законов Российской Федерации. М., 1997.

3 См. о понятии и структуре юридической политики: Алексеев С.С. Основы правовой политики России. Екатеринбург. 1995; Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1999; Матузов Н.М. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000; Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики. Саратов, 2003; Кодан С.В. Юридическая политика: исторические и теоретические аспекты. Екатеринбург, 2003.

4 Пиголкин А.С. Понятие и формы систематизации законодательства // Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2003; Кодан С.В. Акты систематизации российского законодательства в системе источников права России XIX-XX вв. (историко-теоретический срез) И Публичное, корпоративное, личное право: проблемы конфликтности и перспективы консен-суальности. СПб, 2005. Ч. 2.

5 Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства. // Советское государство и право. 1989. № 6.

6 Сперанский М.М. Предположения к окончательному составлению законов // РНБ. Ф. 731. Д. 996. Русская старина. СПб., 1876. Т. XV. №. 2. С. 433-434; См.: более подробно: Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России. // Сов. государство и право. 1989. № 6. С. 103-110; Проекты преобразований полити-ко-правовой системы М.М. Сперанского. Екатеринбург, 2003. С. 99-108.

7 Майков П.М. О Своде законов Российской империи. СПб., 1905; Архипов И.В. Систематизация уголовного законодательства России в 30-70-е годы XIX века. Саратов, 1997; Кодан С.В. Систематизация законодательства в юридической политике Российского государства 30-40-х гг. XIX в. // История отечественного государства и права. Методология изучения и методика преподавания. Екатеринбург; 2001; Систематизация законодательства Российской империи во второй четверти XIX века (цели, этапы, подходы, результаты) // Проблемы курса истории государства и права (исследова-

ния и материалы). Екатеринбург, 2004; Андрусенко О.В., Кодан С.В. От Свода законов уголовных к Уложению о наказаниях уголовных и исправительных. Очерки по истории систематизации уголовного законодательства Российской империи первой половины XIX в. Екатеринбург, 2000; Юртаева Е.А. История систематизации законодательства в России // Систематизация законодательства в Российской Федерации. СПб., 2003 и др. Систематизация прибалтийского законодательства в первой половине XIX в. // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 909. Теоретические проблемы юридической практики. БшШа ртсИса. VI. Труды по правоведению. Тарту, 1990; Кодификация законодательства // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., 1996. Т. 2; Полное собрание законов Российской империи (теоретическая концепция и программа создания М.М. Сперанского) // ЮрИс. Юридические исследования. Екатеринбург, 2001. Вып. 2.

8 Шебанов А.Ф. Из опыта создания Полного Собрания законов и Свода законов в дореволюционной России // Правоведение. 1967. № 2; О роли систематических Собраний законодательства (на примере Свода законов 1832 г.) // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1969. Вып.16; Шебанов А.Ф. Полное Собрание законов

Российский Империи (из истории систематизации законодательства в России)// Труды ВЮЗИ. М., 1970. Т. XIV; Кодан С.В. Полное собрание законов Российской империи // Российский юридический журнал. 2006. № 1.

, Клеандрова В.М. Источники права // Развитие русского правав первой половине XIX в. М., 1993. С. 32; Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России. СПб., 2004. С. 142-143.

10 Майков П.М. О Своде законов Российской империи. СПб., 1905; Второе отделение собственной его императорского величества канцелярии. 1826-1882. Исторический очерк. СПб., 1906; Блосфельдт Г.Э. «Законная» сила Свода законов в свете архивных данных. Петроград, 1917; Пахман С.В. История кодификации гражданского права. СПб., 1876. Т.1-2; Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России. Казань, 1898

11 Свод Основных государственных законов // Свод законов Российской Империи. СПб., 1832. Т. 1. Ст. 47-48.

12 Свод местных узаконений губерний остзейских. СПб., 1845. Ч. 1. Введение. Ст. 1-2.

13 Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 1997. С. 52-54.

14 Кодан С.В. Систематизация законодательства. Екатеринбург, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.