Научная статья на тему 'Свод первоочередных мер на Дальнем Востоке'

Свод первоочередных мер на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМУРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КОЛОНИЗАЦИЯ / ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДЕЛО / ПРОМЫСЛЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы —

Освещен перечень мер, который составлен по общему отчету Амурской экспедиции за 1910 г., общие меры, меры сельскохозяйственной колонизации, меры торгово-промышленной колонизации. Приведены составленные специалистами сметы расходов на указанные работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свод первоочередных мер на Дальнем Востоке»

Пространственная Экономика 2010. № 1. С. 107-132

УДК 93(571.6)

СВОД ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ1

Освещен перечень мер, который составлен по общему отчету Амурской экспедиции за 1910 г., — общие меры, меры сельскохозяйственной колонизации, меры торгово-промышленной колонизации. Приведены составленные специалистами сметы расходов на указанные работы.

Амурская экспедиция, Дальний Восток, колонизация, первоочередные меры, правительственная помощь, переселенческое дело, промыслы, промышленность, земледелие.

I. ОБЩИЕ МЕРЫ

А. Изучение края. Для планомерного изучения дальневосточных областей необходимо продолжать обследование края одной организацией, объединенной руководством лица, особо уполномоченного на это Комитетом по заселению Дальнего Востока, по примеру Экспедиции, Высочайше командированной в 1910—1911 гг. врайонАмурскойжелезнойдороги.

Главные основания такой организации следующие (стр. 63—65)2: а) все чины и специальные партии, командируемые как по представлениям Уполномоченного Комитета, так и по инициативе ведомств, на работы по изучению Забайкальской, Амурской, Приморской и Якутской областей, входят в состав Амурской Экспедиции и подчиняются высшему на месте руководству Начальника названной Экспедиции — Уполномоченного Комитета по заселению Дальнего Востока (каковым может быть, напр., Приамурский Генерал-губернатор); б) утверждение и изменение плана означенных в п. а работ, в пределах сметных ассигнований и общих указаний Комитета, а рав-

1 Свод первоочередных мер на Дальнем Востоке. Приложение 1 к Вып. I / Составлен по Общему Отчету Амурской Экспедиции за 1910 г. // Труды командированной по высочайшему повелениюАмурскойЭкспедиции. СПб., 1911. С. 3—24.

2 В скобках помещены ссылки на страницы Общего Отчета, служащего обоснованием проектируемых мер.

но распоряжение кредитами, назначенными на эти работы, принадлежит власти Уполномоченного Комитета; в) отчеты о результатах работ (п. а) поступают непосредственно на усмотрение Уполномоченного Комитета и г) для изучения и разработки отдельных специальных вопросов и предположений Уполномоченным Комитета приглашаются в состав Экспедиции, по мере надобности и в пределах ассигнуемых с этою целью средств, особые сотрудники, — на условиях, устанавливаемых личным соглашением Уполномоченного с приглашаемым лицом, в подлежащих случаях по предварительному соглашению с тем Ведомством, в котором приглашаемое лицо состоит на службе.

На первый план в работах Экспедиции должно быть поставлено: 1) изучение недр (стр. 39—53); 2) естественно-историческое и агрономическое обследование районов сельскохозяйственной колонизации, с обязательным распространением этого обследования на Якутскую область и объединением климатических наблюдений на Дальнем Востоке в ведении отдельной от Иркутской обсерватории (стр. 8 и 13—32); 3) статистико-экономическое обследование крестьянских и казачьих хозяйств, которому, за окончанием сплошного обследования Амурской области и Восточного Забайкалья, надлежит прежде всего подвергнуть терпящих земельную неурядицу Забайкальских казаков (стр. 66 и 89—96); 4) изучение и искусственное разведение: а) рыбы в низовьях Амура и прилегающих к ним морских промысловых районах (стр. 53—59) и б) ценного зверя, прежде всего пушного, в Удском уезде и на островах Охотского моря (стр. 59—62); 5) обследование лесов (стр. 33—39);

6) изучение рек и вообще водных условий края (стр. 135—144 и 274) и 6) картография края (стр. 65).

Составленные специалистами и переданные в подлежащие Ведомства сметы расходов на указанные работы подлежат обсуждению при учете представителей Ведомства и общему, затем, соображению в Комитете по заселению Дальнего Востока.

На 1912 г. с этою целью требуются кредиты, примерно, в таком размере: по Горному Ведомству — 270 ООО р.; по Переселенческому Управлению — 370 600 р. (шесть почвенно-ботанических экспедиций — 150 000 р., опытная агрономия в незаселенных районах — 140 000 р., временное, до утверждения штатов Владивостокской обсерватории, метеорологическое бюро в г. Владивостоке — 27 000 р., статистика — 50 000 р., картография — 3600 р.); по Лесному Департаменту — 240 000 р.; по Департаменту Земледелия — на ихтиологические работы и искусственное рыборазведение — 156 000 р., и, кроме того, некоторые средства — на командировку специалистов по звероводству в Удский уезд Приморской области; по Отделу Земельных Улучшений — 300 000 р. — на гидротехническую организацию (как для производства опы-

тов, так и постановки осушительных работ в Приамурском крае), и по Управлению внутренних водных путей и шоссейных дорог — 136 ООО р.).

Б. Взаимное согласование задач военной обороны и колонизации края (стр. 7—13). С этою целью требуется при участии представителей всех заинтересованных ведомств: а) выяснить с полной определенностью назначение Владивостокского порта и подыскать удобное место для коммерческого, в случае обращения Владивостока в военный порт, и б) установить наименее стеснительные для целей заселения края условия закрытия некоторых районов, по стратегическим основаниям, для переселенцев (устье и лиман Амура и прилегающее морское побережье), а также и воспрещения устройства путей сообщения от морского побережья вглубь страны.

В. Создание прочного политического положения на Дальнем Востоке. Для достижения такого положения необходимо, на основании всех имеющихся данных, выяснить наши задачи в Маньчжурии и Монголии, исходя из того соображения, что упрочение русского влияния в частях их, смежных с нашей границей, представляется непременным условием прочности самого Приамурья; в этом направлении должны быть ясно и определенно разграничены интересы России, Китая и Японии (стр. 12—13).

Г. Объединение и упорядочение управления дальневосточными областями. Поставленная цель достижима только в том случае, если, в развитие начал, положенных в основу организации Амурской Экспедиции, Забайкальская область, в качестве нашей базы на Дальнем Востоке, и смежная с Приамурьем часть Якутской области, как северная его база, будут находиться в непосредственной связи, в отношении управления и колонизационных мероприятий, с Приамурским краем.

Кроме того, при отдаленности Николаевского района Приморской области от центров управления названной области, а также ввиду особой экономической ценности и политического значения этого района, необходимо выделение Удского уезда с тяготеющими к нему местностями речного и морского побережья (включая северную часть Сахалина), в самостоятельную область (стр. 8—9).

Наконец, для единообразия мер правительственной помощи культурно-экономическому преуспеянию сельского населения края и в устранение некоторых неудобств чересполосного управления крестьянскими и войсковыми казачьими районами, необходимо выяснить способы объединения управления этими районами, обсудив, прежде всего, вопрос о передаче гражданского управления казачьим населением Забайкальской, Амурской и Приморской областей в общеадминистративные учреждения края (стр. 86—96).

Все намеченные меры, ввиду особого их значения, должны быть подвер-

гнуты обсуждению и разработке в Ведомствах в первую очередь, отдельно от прочих предположений Экспедиции, касающихся управления краем.

Д. Развитие средств сообщения. В основу плана развития путей сообщения на Дальнем Востоке должны быть положены следующие общие требования (стр. 262—271):

1) Устройство сухопутных сообщений следует вести рука об руку с улучшением водных путей, которые, с одной стороны, своей основной магистралью Шилко-Амурской соединяют весь Приамурский край с Тихим океаном, а с другой стороны — многочисленными ветвями прорезывают край поперечными подъездными к этой магистрали путями сообщения, притом соединяющими с ней наиболее заселяемые земледельческие и горнопромышленные районы.

2) В отношении Шилко-Амурской магистрали прежде всего требуется устранить затруднения для судоходства в лимане р. Амура (малая глубина фарватера и неустройство порта и обстановки), лишающие ее значения действительного транзитного пути, служащего одной из главных питательных артерий Амурской железной дороги; затем, для обеспечения грузообмена между водной и железнодорожной магистралями, необходимо устройство оборудованных пристаней и затонов в местах примыкания или пересечения железной дороги с главнейшими судоходными реками — Амуром, Зеей и Буреей, а также достижение однородности условий плавания (без перегрузки), по крайней мере на всем протяжении между Благовещенском и Хабаровском.

3) В отношении подъездных к магистрали водных путей требуется улучшение на главнейших из них судоходных условий и проложение побережных грунтовых дорог, которые обеспечивали бы возможность нагрузки и разгрузки судов в различных местах реки, а также способствовали бы установлению связи между отдельными водными бассейнами края.

4) В соответствии с приведенными требованиями и согласно данным произведенных Амурской Экспедицией обследований, на первую очередь должна быть поставлена сеть таких грунтовых магистралей: а) на Якутск — по направлениям: первое — от р. Тунгира (правого притока р. Олекмы) по долине реки Олекмы, с выходом у г. Олекминска на Якутско-Иркутский тракт, или на реку Лену, как на водный путь в Якутск; второе — от ст. Рейново (Джа-линда) на Амуре, через Тымптонские прииски с пересечением р. Амги; третье — через район приисков Зейской и Алданской системы (от Потехинского склада по р. Зее) до судоходной части р. Алдана (приблизительно у впадения в нее р. Учура); и четвертое — от верховьев р. Зеи (приблизительно у Бом-накского или Сукджарского склада до устья р. Учура; б) на г. Николаевск — от ст. Суражевка, Амурской железной дороги, через золотопромышленные районы р. Селемджи, Бурей, Нимана и Амгуни с притоками, — с веткою к

Удскому острогу (приблизительно от верховьев рек Селемджи и Бурей); в) на Аян — для соединения Якутска с Охотским морем, по системам рек Мая, Алдан и Лена; г) к приморским гаваням — Императорской или Де-Кастри от Хабаровска, для соединения Амурской железной дороги прямым путем с морем.

5) Главнейшие магистрали необходимо оборудовать телеграфом.

6) Для заведывания изысканиями и постройкой грунтовых дорог должна быть создана в крае с 1912 г. особая постоянная организация, которая могла бы продолжить начатые Дорожным Отрядом Экспедиции работы.

7) План переселенческих дорог и отпускаемые на их постройку средства необходимо согласовать с требованием соединения заселяемых землепашцами местностей с промышленными центрами края в целях их взаимных выгод.

8) Для согласования зацач отдельных ведомств, строящих пути сообщения, и достижения возможно большей планомерности в дорожном строительстве требуется совместное обсуждение на местах представителями этих Ведомств ежегодных их предположений и смет.

Согласно изложенному плану, в первую очередь подлежат осуществлению следующие мероприятия:

1. По устройству водных путей (стр. 271—277):

а) углубление бара р. Амура, для чего требуется приобретение морской землечерпательной машины, которая могла бы после трех лет работы открыть доступ в г. Николаевск океанским судам с осацкой в 24 фута;

б) улучшение обстановочной службы в Амурском лимане, для чего необходимо перенести ее из Владивостока в Николаевск, усилить состав обстановочной прислуги и инвентаря приобретением паровых или моторных катеров, устройством, кроме плавучих, постоянных знаков и ночного их освещения, улучшением на казенные средства лоцманской части;

в) разрешение морским судам, впредь до устройства удобной гавани у Николаевска, подниматься вверх по Амуру от Николаевска до устья Паль-винской протоки близ с. Maro, с производством там таможенного досмотра судов;

г) сосредоточение всех мероприятий и служб по надзору за судоходством и улучшению судоходных условий в устье Амура и в Николаевском порте в Ведомстве Путей Сообщения, с учреждением особого портового управления по развитию грузооборота г. Николаевска;

д) подчинение нацзору и обслуживанию Управления водных путей Амурского бассейна всех рек края, на которых имеется пароходство, с сосредоточением в этом Управлении заведывания путями не только названного бассейна, но и Ленского — в части его, тяготеющей к Приамурью (бассейны рек Олекмы и Алдана);

е) устройство пристаней и затонов: на Амуре — в Сретенске, Благовещен-

ске, Хабаровске и в станицах Джалинде (Рейново) и Черняевой, на Зее — в дер. Суражевке, на Бурее — в дер. Малиновке;

ж) приобретение с указанною целью и для достижения однообразной глубины на основных водных магистралях 5 землечерпательных машин;

з) осуществление выработанного в Управлении водных путей, на основании произведенных обследований, проекта улучшения судоходных условий р. Зеи, путем выправления и закрепления в подлежащих частях ее русла;

и) производство взрывных работ на Союзовском и Екатерино-Николь-ском перекатах (в среднем течении Амура), почти единственно затрудняющих судоходство на всем протяжении Амура (930 верст) между Благовещенском и Хабаровском;

к) снабжение технических участков Амурского бассейна камнеподъем-ницами и карчеподъемницами;

л) устройство дневной и ночной обстановки на реках с развитым пароходством;

м) установление бюджета расходов на все перечисленные мероприятия, равно как и указанное выше изучение водных путей, по 1915 г. включительно, согласно прилагаемым предположениям Дорожного Отряда Амурской Экспедиции и Управления водных путей Амурского бассейна.

2. По устройству грунтовых путей (стр. 277—282):

а) учреждение с 1912 г. Дорожного Отдела в составе Управления водных путей Амурского бассейна, с переименованием этого Управления в Управление путей сообщения, для заведывания всеми крупными грунтовыми дорогами в крае (стратегическими, торгово-промышленными, почтовыми и подъездными к железнодорожной линии), за исключением лишь имеющих чисто местное значение;

б) скорейшее осуществление выработанного в Министерстве Путей Сообщения проекта учреждения Дорожного Совещания при Приамурском Генерал-губернаторе, с нижеследующими лишь частичными исправлениями и дополнениями этого проекта:

1) Дорожному Совещанию, по практическим основаниям, не следует присваивать значения постоянно действующего при Приамурском Генерал-губернаторе учреждения; оно должно собираться лишь периодически, не более одного раза в год; время деятельности этого Совещания необходимо приурочивать к навигации, когда все участники Совещания могут собраться, не затрудняясь способами передвижения;

2) Дорожное Совещание должно рассматривать строительные предположения не только со стороны финансовой, экономической и общих технических условий, но и со стороны самих способов постройки дорог и ис-

числения их сметной стоимости; кроме того, как указано выше, в ведении Управления водных путей Амурского бассейна надлежит сосредоточить только те дороги, которые имеют значение, как пути стратегические, торгово-промышленные, почтовые и подъездные к линии Амурской железной дороги; дороги же местного значения, как, например, устраиваемые переселенческим ведомством, следует оставить в ведении соответствующих организаций, хотя бы эти дороги сооружались не только на местные земские средства, но и за счет Государственного Казначейства;

3) в соответствии с требованием, чтобы Дорожное Совещание собиралось не более одного раза в год, необходимо установить, что ко времени созыва Совещания подлежащие ведомства изготовляют не одни общие предположения о дорожных работах, но и подробные проекты и сметы, причем Совещание, составив план работ на будущий год, незамедлительно вносит его в Комитет по заселению Дальнего Востока вместе со всеми приложениями на предмет ассигнования необходимых средств;

в) ассигнование средств на содержание названного выше Дорожного Отдела по нижеследующему, выработанному Дорожным Отрядом Экспедиций, расчету:

№ Наименование расходов Число Содержание в год

лиц одному всем

1 Управляющий отделом 1 4500 4500

2 Делопроизводители 2 — 4125

3 Инженеры для технических занятий 3 — 6750

4 Техники и кондукторы 7 — 7950

5 Инспекторы работ 2 5000 10 000

6 Журналист 1 1200 1200

7 Бухгалтер 1 1800 1800

8 Содержание нештатных служащих — — 12 000

9 Наем курьеров и сторожей — — 1800

10 Канцелярские, мелкие хозяйственные и разные расходы — 6000

11 Разъездные деньги — — 6000

Итого — — 62 125 р.

г) установление бюджета расходов на дорожные работы по 1913 г. включительно, согласно приведенному выше плану их, по нижеследующему расчету, выработанному в Дорожном Отряде Экспедиции:

8. Заказ 146

113

1) На производство изысканий:

№ Направление изысканий Число верст 1911 1912 1913 Всего

1 Николаевский тракт (от Норского склада на р. Селемдже до Кербинского на р. Амгуни) 600 40 000 — — 40 000

2 Якутские тракты (Якутск — Лебединый прииск на р. Тымптон, Бомнакский склад на р. Зее — устье р. Учура, Тун-гир — Тымптон, Якутск — устье Учура, устье Учура — с. Нелькан, р. Тунгир, Олекма, Алдан, Учур) 5000 36 000 58 000 — 94 000

3 Якутско-Аянские тракты 1500 — 18 000 40 000 58 000

4 Ветви Николаевского тракта (к Узкому острогу, к Зее-Пристани, к Де-Кастри) и пути в Императорскую гавань 2500 — — 46 000 46 000

5 Проезд служащих из Петербурга и общие расходы по содержанию Дорожного Отряда — 28 258 20 000 20 000 68 2581

Итого — 104 258 96 000 106 000 306 258 р.

2) На постройку дорог:

№ Наименование дорог Число верст Размер всего кредита 1911 1912 1913

1 Тунгирская дорога (ст. Могочи Амурской ж. д. — р. Тунгир) 110 330 000 135 000 195 000 —

2 Николаевский тракт (Норский склад на р. Селемдже — Кер-бинский склад на р. Амгуни) 600 1 800 000 — 180 000 375 000

Итого 710 2 130 000 135 000 375 000 375 000 р.

д) ассигнование кредита на нижеследующие первоочередные телеграфные сообщения в крае, согласно сметной справке Дорожного Отряда Амурской Экспедиции:

1. Линия от Николаевскадо о. Лангр, протяжением около 90 верст 2 18 000 р.

2. Линия — д. Путятина (на левом берегу р. Селемджи) — город Зея-При-стань — вдоль левого берега р. Зеи,протяжением до 335 верст 145 000

3. Линия — д. Путятина (по р. Селемдже) — пр. Екимчан (по р. Селемдже) — прииск Софийский (нар. Нимане, притокр. Бурей), протяжением до586 верст 217 000

Итого 380 000 р.

1 По учреждении Дорожного Отдела при Управлении водных путей Амурского бассейна надобности в общих расходах по Отряду не будет.

2 Стоимость постройки линии включена в приведенные в приложении исчисления расходов на мероприятия в Амурском лимане.

свод первоочередных мер на дальнем востоке ц^

№ 1 2010

II. МЕРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

А. Общий план земледельческой колонизации. Земледелие на Дальнем Востоке может и должно служить исключительно целям возможно большего уплотнения здесь населения, поэтому: а) земли, пригодные для зерновой культуры, необходимо отводить только под обработку личным трудом засельщиков; б) бороться с зависимостью края от маньчжурского хлеба следует не путем создания на месте крупных капиталистических земледельческих хозяйств, но посредством облегчения условий доставки сюда сибирского хлеба; при этом разрешение вопроса об обложении пошлиной маньчжурского зерна, ввиду большой спорности этого вопроса, должно быть отложено до дополнительного его изучения в Амурской Экспедиции, и в) наряду с заселением землепашцами пригодных для этого земель, требуется ускорить использование и таких земельных пространств, эксплуатация которых возможна только при больших знаниях и средствах, чем располагают обычные крестьянские хозяйства (стр. 65—80 и вып. И—УТрудов Экспедиции).

Б. Меры в отношении надельных земель. Сообразно приведенным общим требованиям (стр. 80—96):

а) необходимо такое обложение надельной земли, не эксплуатируемой личным трудом, которое делало бы невыгодным пользование ею при посредстве аренды или наемного труда; это требование следует иметь в виду при предстоящей выработке законопроекта о введении в Приамурье земельной оброчной подати или поземельного налога (стр. 80—83);

б) отвод казенных земель населению должен производиться по нормам, согласованным с требованием ведения трудового хозяйства, и притом на праве собственности; этой цели отвечает правительственный законопроект о поземельном устройстве сибирских крестьян; он нуждается в частной, но существенной для успеха дела, поправке: устанавливаемое проектом воспрещение изменять при окончательном землеустройстве границы наделов старожилого населения, как совершенно необоснованное и идущее вразрез с интересами населения и действительными землеустроительными задачами, подлежит исключению из проекта (стр. 83—86)1;

в) с тою же целью требуется скорейшее землеустройство Забайкальских, Амурских и Уссурийских казаков, причем землеустройство Забайкальского войска, применительно к предположениям, выработанным в отношении Приамурских казаков, надлежит возложить на общие землеустроительные органы Ведомства Землеустройства и Земледелия, дополнив их штатом, обеспечивающим срочное выполнение работ. Нормы земельного обеспече-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Кроме того, желательны некоторые изменения проекта, в части его, касающейся внут-ринадельного размежевания (см. Приложение к вып. УТрудов Экспедиции).

8*

115

ния казаков должны быть согласованы в пределах, допускаемых действующим законом о землеустройстве (ст. 706—727, т. II, ч. II, учр. гражд. упр. в казачьих войсках), с требованием наибольшего уплотнения населения; поэтому необходимо изменить выработанный уже в особом совещании проект правил землеустройства казаков Амурского и Уссурийского войска, установив 1) предельную норму земельного надела в 30 дес., в том числе земли, годной для распашки, не свыше 15 дес. на душу м. п., с предоставлением землеустроителям права понижать указанную норму в зависимости от местных условий, применительно к основаниям крестьянского землеустройства в Сибири, и 2) замену войскового земельного запаса денежным пособием войску (стр. 86—96);

г) для наиболее культурного и хозяйственного использования казачьим населением надельных земель требуется обсудить условия распространения на эти земли общих основных начал крестьянского землеустройства, обеспечивающих отдельным домохозяевам возможность освобождения от общинной зависимости и отчуждения надела лицам своего сословия (стр. 86—96);

д) в целях содействия правильной и облегченной мобилизации земель в крае, в связи с предоставлением сельскому населению Сибири прав собственности на землю, необходимо приступить к выработке проекта учреждения в Сибири правительственного земельного банка, в частности обсудить проект учреждения земельного банка, вновь выработанный Хабаровским городским управлением (стр. 86);

е) для упорядочения интендантских закупок хлеба у сельского населения Приамурья следует обсудить при участии представителей всех заинтересованных ведомств собранные по этому предмету чинами Экспедиции и Сенаторской ревизией материалы и проектировать на основании их меры упорядочения подобных закупок, в целях действительного содействия ими развитию земледелия в районах края, лишенных выгодных и близких рынков сбыта хлебных продуктов (стр. 96—97 и вып. УТрудов Экспедиции);

ж) наряду с такими общими мерами по направленно земледельческой политики Правительства, необходимо скорейшее осуществление предположений Ведомства Землеустройства и Земледелия о расширении агрономической помощи населению и о содействии внутринадельному размежеванию земель сельских обществ.

В. Организация переселенческого дела (стр. 99—165). Для ускорения хода заселения землепашцами дальневосточных областей и прочного устройства здесь новоселов требуется:

1) разрешить в Приамурском крае отвод земель корейцам, на одинаковых основаниях с русскими переселенцами, а в отношении условий принятия в русское подданство — с зарубежными старообрядцами, с нижеследующими

лишь изменениями: а) норма земельного обеспечения — должна быть для корейских переселенцев установлена в размере 5 дес. на душу м. п. и не свыше — 30 дес. на семью и б) из района корейского заселения должны быть исключены — железнодорожная полоса от Амура и на 50—75, примерно, верст севернее магистрали, а также пространства, прилегающие к Уссурийской железной дороге, и Посьетский участок (стр. 117—119);

2) принять меры к широкому ознакомлению русского крестьянства с Забайкальской областью, путем распространения справочных книжек и карт области и т. п., а также установить в ней вполне определенные точные основания передачи под крестьянское переселение пустующих земель ведомства Кабинета Его Величества (стр. 160—163);

3) поощрять выселение в дальневосточные области (льготным тарифом) только в случае предварительного осмотра и зачисления земли за переселяющимися через особо уполномоченного ими на это ходока (не повторяя опытов заблаговременного распределения земельного фонда между районами выхода переселенцев, с организацией группового ходачества — стр. 119—122 и 163-164);

4) упорядочить (наряду с всемерным развитием в крае учреждений мелкого кредита — вып. IX Трудов Экспедиции) дело ссудной помощи домо-обзаводству переселенцев (стр. 123—126), а именно: а) установить нормальный размер ссуды от 300 до 500 р. на семью, выдавая половину ее при самом водворении (по возможности единовременно и не более как в два приема) и остальную часть по мере развития хозяйства новосела (например, по мере разработки участка — за каждую разработанную под посев десятину: из-под редколесья — 50 р., из-под сплошного леса — 100 р.), б) предоставить местным переселенческим организациям определять, в указанных пределах, норму ссудной помощи различно для различных районов края, в зависимости от трудности ведения в них хозяйства и сообразуясь с числом рабочих рук в семье (т. к. — чем сильнее по рабочему составу семья, тем более можно рассчитывать на полезное применение ею полученной ссуды), в) для запасных нижних чинов местных войск, которые остаются в крае для водворения на переселенческих участках, установить выдачу ссуд только после устройства ими оседлости на участке, г) усиленные ссуды по разным несчастным случаям, с установлением повышенных норм, отменить и в будущем строго держаться лишь установленных норм, д) отменить также участие в ссудном деле уездных съездов и областных по крестьянским делам присутствий, сосредоточив его исключительно в руках чинов, непосредственно ведающих переселением;

5) широко организовать в крае операции переселенческих складов и лавок, которые могли бы продавать новоселу в счет ссуды до устройства его

на новом месте, а затем в кредит, все нужное ему в хозяйстве имущество; особенно — развить казенную продажу рогатого скота, лошадей, хорошего посевного материала, а в промысловых районах — и орудий промысла; ввиду недостаточности средств, назначенных теперь на складочное и лавочное дело в дальневосточных областях, для развития его до тех пределов, при которых оно может получить не только узкокоммерческое, но и культурное значение в крае, выработать в скорейшем времени соответственную смету для ассигнования специального кредита на нужды Забайкальской, Амурской и Приморской областей, применительно к общим основаниям, указанным в Отчете Экспедиции (стр. 126—134);

6) установить производство средствами правительственной организации работ по расчистке и раскорчевке трудных для разработки земель в переселенческих участках, производя, при намеченном повышении размера денежных ссуд переселенцам, расход на такую подготовку участка в виде безвозвратного пособия новосельческой семье, с соответственным уменьшением причитающейся ей ссуды, и привлекая в некоторых районах к работам по расчистке и раскорчевке переселенческих земель русскоподданных корейцев, опытных в подобного рода работе, с вознаграждением их отводом земли в заготовленном участке в постоянное или временное пользование (стр. 134-135);

7) широко поставить в крае гидротехнические работы, — прежде всего на отведенных уже переселенческих участках, где имеется значительный процент заболоченной площади, и обязательно производить средствами правительственной организации, с зачетом в ссуду водворяемых на таких участках переселенцев, осушение усадебных мест и части полевых угодий, хотя бы по расчету одной десятины на душевую долю; при этом, ввиду недостаточности и слабой в техническом отношении постановки в Приамурском крае гидротехнических работ, — выработать, на основании собранных гидротехнической партией Амурской Экспедиции данных, план гидротехнического изучения края, подлежащий осуществлению совместно с почвенными и агрономическими его обследованиями, и сосредоточить высшее техническое заведывание гидротехникой в крае в специальном учреждении — Отделе земельных улучшений, а на месте создать самостоятельную гидротехническую организацию1 (стр. 135—144 и вып. VI Трудов Экспедиции);

8) вести землеотводные работы Переселенческого Управления в полном соответствии их дорожному строительству этого ведомства; за переселенческими дорогами признать общее культурно-экономическое значение для

1 Проект сметы на последнюю, выработанный в Экспедиции и переданный в Отдел земельных улучшений, должен быть принят во внимание при составлении сметных предположений Ведомства Землеустройства и Земледелия на 1912 г.

края, и потому ассигнования на них испрашивать не по количеству душевых долей, отводимых в данное время в данной местности, а сообразно общему значению проектируемой дорожной сети для будущих интересов окраин; в частности, не позже 1912 г., испросить средства на приобретение казенных пароходов для обслуживания приречных поселков Амурской области и побережья Татарского пролива в Приморской области (стр. 144—149);

9) ввести в действие в Приамурском генерал-губернаторстве и в Баргу-зинском районе Забайкальской области проект правил вольного заселения, выработанный Уполномоченным Главного Управления Землеустройства и Земледелия, на общих основаниях, указанных в Отчете Экспедиции (стр. 149—155 и 164—165);

10) ассигновать с 1912 г., согласно сметам местных переселенческих организаций, средства на ветеринарную помощь в переселенческих районах (стр. 155-157);

11) ассигновать средства на устройство церкви и врачебно-фельдшерско-го пункта в с. Рыбном на северном Сахалине иве. Рождественском в устье Амура, а также на устройство пароходных сообщений между рыболовными поселками этого района (стр. 157и вып. X Трудов Экспедиции).

Г. Продажа и сдача в аренду земель под частновладельческие хозяйства (стр. 172-181).

1) В целях наилучшего использования земель под культурные хозяйства, а также в интересах торгово-промышленного класса, нуждающегося в недвижимости, необходимо по возможности облегчить условия продажи и аренды казенных земель и вместе с тем установить такой порядок заведывания и распоряжения казенно-оброчным земельным фондом, при котором казенному управлению принадлежало бы действительное колонизационное направление земельной политики в крае; поставленная цель достижима только при условии отмены действующего требования закона относительно торгов, как обязательного условия продажи и аренды казенной земли, лишающего возможности правительственную организацию сделать выбор между лицами, домогающимися земли, сообразно наибольшей их полезности для края; кроме того, правила отвода казенных земель под частновладельческие хозяйства должны быть свободны от всяких излишних, замедляющих разрешение дел, формальностей, каковы, например, предусматриваемые законом предварительные сношения казенных управлений с губернаторами, казенными и контрольными палатами и т.п.; правильнее всего предоставить рассмотрение и разрешение ходатайств частных лиц об отводе казенных земель междуведомственным комиссиям из подлежащих местных чинов (или областным по крестьянским делам присутствиям), с утверждением их постановлений в особо важных случаях властью Генерал-губернатора; выработка законопро-

екта на указанных главных основаниях должна составить неотложную задачу Ведомства Землеустройства и Земледелия.

2) Проектированные в названном Ведомстве для Приамурья Правила образования и сдачи в аренду, а равно и продажи земельных участков, предназначаемых под частновладельческие хозяйства, хотя и сохраняют в силе отмеченные выше недостатки современной постановки казенно-оброчнаго дела, однако, по сравнению с установившейся на Дальнем Востоке практикой, являются заметным шагом вперед, а потому желательно скорейшее введение их в действие на этой окраине и распространение на Забайкальскую область, впредь до законодательного их дополнения и изменения; под продажу частным лицам в этой области на первое время должна быть назначена, в порядке закона 8 июня 1901 г., площадь в 29 ООО дес., расположенная в районе землеотводных работ местной переселенческой организации — на казенных и Кабинетских землях; о таком назначении указанной площади, равно как и о продаже, согласно постановлению Комитета по заселению Дальнего Востока от 9 апреля 1910 г., за № 10, ста тысяч десятин в Приамурском Генерал-губернаторстве, Ведомству Землеустройства и Земледелия, по соглашению в отношении Кабинетских земель с Министерством Императорского Двора, следует в ближайшем времени войти с соответственным законодательным представлением.

3) Ввиду открытого в последние годы богатого земельно-оброчнаго фонда в пограничном Посьетском районе, Ведомству Землеустройства и Земледелия следует обратить особое внимание на скорейшее правильное использование этого фонда и заведывание им; при безусловной недопустимости без серьезного ущерба делу оставлять его в ведении одного лесничего, необходимо теперь же откомандировать туда с этой целью специальных агентов Ведомства, приступив, вместе с тем, к выработке законопроекта об учреждении здесь и вообще в крае должностей особых смотрителей за оброчными статьями.

Д. Меры развития и улучшения животноводства в Приамурском крае (стр. 201-216).

1. За развитием в Приамурье животноводства должно быть признано первостепенное колонизационное значение, как в целях эксплуатации пустующих земельных пространств в значительной части их годных исключительно для лугового хозяйства, так и в видах освобождения края от иностранного рынка.

2. Собранные Экспедицией материалы по животноводству (вып. VII Трудов Экспедиции) следует подробно обсудить в Ведомстве Землеустройства и Земледелия и выработать на основании их план исчерпывающих мероприятий в данной области.

3. Правительственное содействие животноводству должно быть начато с

улучшения существующих уже в крае хозяйств, путем подбора на месте или доставки со стороны подходящих пород и надлежащего инструктирования населения; в основу предстоящей разработки общего плана мер следует положить такие предварительные данные Экспедиции для Амурской области:

1) в отношении подбора рогатого скота имеющиеся материалы и наблюдения говорят в пользу молочного, а не чисто мясного или мясо-рабочего скота; на это указывают высокие удои «российских коров», а также и повсеместное желание крестьян — иметь молочный скот; но, при этом, нельзя забывать о нужде края в мясе; поэтому скот должен быть молочный, но крупный; при полной убыточности нагула, эта задача разрешается откормом скота: такие концентрированные корма, как отруби и бобовые жмыхи, могут с успехом пойти на нужды Амурского скотоводства;

2) надо изыскать наименее сложный и доступный в финансовом отношении способ распространения в крае указанных пород; целесообразнее всего остановиться на метизации туземного скота — влитии в него новых кровей; метизация с иностранными породами уже сейчас имеет место в крае, и хотя она ведется в высшей степени беспорядочно и при помощи материала сомнительной племенной ценности, однако, по собранным сведениям, дает пока сравнительно хорошие результаты; в отношении пород следует, по-видимому, соблюсти такие условия, чтобы давалось материала больше, чтобы материал был насколько возможно однообразнее и чистокровнее, чтобы он был не особенно крупен, но и не мелок, чтобы был достаточно молочный и с жирным молоком (не голландцы и их производные) и чтобы он был выращен в условиях русского хозяйства средней руки по обстановке; для снабжения области таким улучшенным племенным материалом наиболее правильно было бы принять на счет казны стоимость тарифа из Сибири и Европейской России в Приамурье; при льготном тарифе, с различного рода накладными расходами казны, расход ее на голову достигнет приблизительно 50 р.; давая области ежегодно примерно до 300 голов, необходимо иметь кредит в 15 000 рублей; дело должно быть стройно организовано, при участии казенных сельскохозяйственных складов и специалистов-животноводов; в основу организации желательно положить такие условия: а) осведомленность населения; б) посылка уполномоченных от крестьянских обществ для участия в осмотре и закупке скота (проезд туда и обратно должен быть или бесплатный, или по переселенческому тарифу); в) покупка на местах при помощи специалистов; г) рассрочка половины покупной стоимости на два года под приговор общества или соответственное обязательство для отдельных хозяев; д) организация сборных пунктов; е) возможно ускоренная доставка (с товаро-пассажирскими поездами); ж) организация пунктов для отдыха скота в дороге; з) обеспечение дешевым кормом в дороге; меры по снабжению края

племенным скотом, прежде всего, должны быть направлены на старожилые местности, которые затем и явятся поставщиками хорошего скота новоселам; последние, пока их хозяйства не станут на ноги, нуждаются только в облегчении им первоначального обзаведения живым инвентарем, думать же о каком-либо улучшении и развитии среди них скотоводства в то время, как им предстоит посвятить ряд лет приведению в культурное состояние надельной земли для распашки ее, не приходится;

3) наряду со снабжением края племенным скотом необходимы меры для массового улучшения скота путем устройства под руководством специалистов рассадников племенного скота из крестьянских стад (по типу Домшинс-ких рассадников) и снабжения отобранных стад коров производителями заранее намеченного типа и в числе, вполне удовлетворяющем потребностям данного стада; выдача премии за лучшее содержание приплода и устройство скотных дворов должна быть проведена при этом в самых широких размерах; такие рассадники следует устроить не менее чем в пяти пунктах области, как среди крестьянского, так и казачьего населения, с предоставлением фиксации мест рассадников местной агрономической организации;

4) для распространения среди населения здравых понятий о ведении скота и извлечении из него наибольшей хозяйственной выгоды требуется постоянная на месте агрономическая организация, со включением в ее состав специалиста по животноводству; в задачу такой организации должно быть поставлено производство опытов по кормлению скота, устройству зимних помещений для него и т.п.; эти опыты могут вестись при небольшом пособии со стороны казны, если привлечь к ним самих крестьян, из среды которых желающие всегда найдутся; настоятельно необходимы также меры по введению травосеяния; в этом отношении надо различать: а) культуру таких растений, которые уже дают хорошие результаты (как, например, соя и тимофеевка), и б) опыты над растениями, значение которых мало выяснено или совсем неизвестно (люцерна, клевер ит.п., атакже — дикая флора); первого рода меры сводятся к обеспечению крестьянам возможности получать семена; это — дело казенных складов; они должны отпускать посевной материал в кредит или даже даром, с обязательством вернуть его после урожая; желательно, конечно, руководство пробными посевами со стороны агрономической организации; что касается опытов над неизвестными и слабо пока идущими в крае растениями, то здесь требуется хорошо оборудованное опытное поле, для всестороннего испытания всех растений травяного клина и сбора семян дикой флоры от тех растений, которые можно считать достойными внимания; наряду с казенным полем, как только культура известных растений станет на прочную ногу, возникнет, конечно, необходимость закладки опытных участков (у крестьян) с правильным плодосменным севооборотом,

например, таким: а) соя, б) пшеница, в) свекла, турнепс, г) овес; введение более сложных севооборотов с многолетними травами пока представляется едва ли возможными, хотя этот вопрос должен настойчиво разрабатываться, так как выгоны требуют серьезного улучшения, однако сейчас трудно еще сказать, на каком растении остановиться: до чрезвычайности разнообразен характер землепользования в различных деревнях, вытекающий из всей совокупности условий хозяйничанья; в каждой отдельной деревне его придется решать различно; весьма важно, наконец, показать населению способы приготовления масла;

5) в отношении коневодства, ввиду наличности в Амурской области удачного по качеству материала, ближайшей задачей является фиксация существующего типа местной лошади, путем поощрения его разведения и закрепления; наиболее целесообразным при таких условиях, представляется: а) размещение значительного количества крупных производителей в сельских обществах, что может быть сделано даже без расходов со стороны казны на содержание лошадей, и б) всестороннее выяснение работоспособности местной лошади, сообразно главнейшим требованиям, предъявляемым к ней условиями здешнего хозяйства; с этою целью требуется устройство выставок для испытания лошадей и фиксации типов, наиболее отвечающих этим условиям, с выдачей владельцам соответственных наград и денежных премий как за выставленные экземпляры, так равно и за последующий приплод от получивших награду производителей; что же касается количественного недостатка лошадей в новосельческих районах, то помощь в этом отношении населению должна составить ближайшую задачу казенных складов, при содействии лишь агрономического персонала наиболее удачному подбору пород;

6) овцеводство, по естественно-историческим условиям области, должно быть ограничено разведением здесь грубошерстной крестьянской овцы, идущей на мясо и овчину; необходимые меры содействия населению в этом направлении сводятся к следующему: а) надо помочь крестьянскому населению обзавестись овцами: во многих селениях чинам Экспедиции заявлялось о желании вести овец, но, за отсутствием средств, выражалось желание получить их в кредит; это, следовательно, тоже задача казенных складов, которые могли бы организовать продажу, либо в рассрочку, либо на условии возврата из приплода соответственного количества; б) для улучшения, в смысле большей пригодности, пород необходимо пустить в местные стада баранов бессарабской породы — чушки; агрономическая организация должна взять на себя рекомендации и посредничество в приобретении населением таких производителей; кроме того, безусловно целесообразно произвести здесь испытания пород, взятых из сырых местностей; указанной цели наиболее отвечали бы некоторые породы (кентская или ромнеймаршская и роском-

монская), разводимые иа низких сырых пастбищах Англии и Ирландии; выписав на казенный счет для пробы несколько экземпляров, можно было бы их разместить, на условиях возврата части приплода, в нескольких наиболее надежных хозяйствах, где обеспечивались бы теплое помещение, надлежащий уход и корм; в) в отношении улучшения кормовых условий и выгонов необходимы меры, однородные с намеченными для скотоводства;

7) свиноводство, при наличности в Амурской области вполне благоприятных естественных и экономических условий для его развития, заслуживает особого внимания и поддержки со стороны правительственной агрономической организации; здесь требуется устройство рассадников культурных свиней йоркширов и некоторое инструктирование населения по их содержанию (главным образом по устройству теплых помещений);

8) Наконец, ввиду высокой доходности торговли пантами (рога благородного оленя, идущие на лекарство в Китай), а также в целях создания в Амурской области нового источника мясных продуктов, следует поощрить разведение здесь оленей (по примеру Уссурийского края), путем предоставления соответственных земельных участков частным предпринимателям либо бесплатно, либо на особо льготных условиях, с обязательством завести тот или другой вид оленей, а также путем выдачи премий за обзаведение оленями существующих хозяйств и предоставления им кредита на такое обзаведение.

Е. Устройство рыбопромысловых поселков и развитие в крае промыслов (стр. 217—227 и вып. X Трудов Экспедиции).

1) В целях наилучшего использования рыбных богатств края для уплотнения в нем населения и создания промысловых поселков переселенцам должны быть открыты все рыбопромысловые районы, за исключением местностей, имеющих определенное государственное или общественное назначение (казенные лесные дачи, земельные и морские рыболовные оброчные статьи и т.п.); воспрещение подобного водворения следует ограничить случаями безусловно доказанного, а не предположительного только, вреда рыбным богатствам края или иным каким-либо государственным интересам (напр., военной обороне края); с этой точки зрения побережье устья и лимана Амура, как представляющее благоприятные условия для возникновения морского и ловецкого населения, не должно быть закрыто для переселенцев; постепенно, без ущерба существующей здесь крупной промышленности, надо стремиться к тому, чтобы лов рыбы сосредоточился в руках сельского населения, а капиталисты были бы заняты обработкой и продажей рыбных продуктов.

2) Для облегчения новоселам указанного района условий сообщения и развития сельского каботажа требуется широко поставить дело выдачи ссуд на судостроительство из кредита Переселенческого Управления, назначаемого на общеполезные нужды переселенцев.

3) Ввиду того, что рыбный промысел для засельщиков речного и морского побережья является теперь главным источником не только продовольствия, но и прочного вообще домообзаводства, необходимо отменить действующее здесь распоряжение главной местной администрации, ограничивающее право крестьянского населения пользоваться для лова рыбы наемными рабочими; в водах, в которых это ограничение обусловлено заключенной с Японией конвенцией и представляется целесообразным во избежание эксплуатации крестьян японцами, желательно установить лишь более снисходительное отношение к лицам, виновным в нарушении воспрещения нанимать рабочих, на те случаи, когда промысловому надзору заведомо известно, что нарушители занимаются промыслом не под фирмой японских предпринимателей, а для собственного потребления или обработки и легальной продажи; с этой целью надо предоставить надзору полномочия понижать штрафы по усмотрению.

С указанною же целью и для освобождения сельского населения от монопольной зависимости от скупщиков рыбы желательно предоставить крестьянам право иметь общественные засольни и ввести льготную сдачу им в аренду мелких рыболовных статей, в частности — упразднить или, по крайней мере, перенести японские засольни, смежные с крестьянскими поселками. Кроме того, в интересах крестьян, заведующий переселением должен принимать участие при распределении и сдаче с торгов рыболовных участков.

4) При наличности в низовьях Амура чисто промысловых поселков, а также ввиду слабого вообще развития кустарных промыслов среди сельского населения края, необходимо широко содействовать распространению здесь этих промыслов и специальных знаний; необходимо командировать сюда инструкторов и образовать под председательством Генерал-губернатора комитет по кустарным делам; в программы школ промысловых районов надо ввести преподавание начальной ихтиологии и ремесла — бондарного, токарного, по изготовлению снастей, сетей и т.п.; надо, наконец, открыть в крае образцовые, показательные по этим ремеслам мастерские.

5) Для развития в крае пчеловодства прежде всего требуется установить покровительственный железнодорожный тариф на экспорт уссурийского меда и облегчить таможенные формальности по удостоверению русского происхождения экспортируемого из Приморской области меда.

6) В интересах охотничьего промысла прежде всего необходимо принять меры к охране пушного зверя и оленя от истребления установлением заповедных мест, а в отношении пушного зверя и путем периодического воспрещения охоты на него, и изыскать способы борьбы с китайскими скупщиками пушнины в тайге.

III. МЕРЫ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

А. Устройство железнодорожных и других городского типа поселков

(стр. 181-198).

1) Для развития и упрочения возникающих в полосе Амурской железной дороги и имеющих первостепенное значение в деле ее заселения придорожных поселков необходимо: а) по возможности упростить и облегчить условия отвода земель жителям этих поселков и ввести в них отвечающее их хозяйственному укладу общественное управление и б) удовлетворить религиозно-просветительные и врачебно-санитарные их нужды.

Для достижения этих целей требуется:

а) издать правила аренды и продажи усадебной земли в поселках без торгов и по возможно более льготной оценке, с сохранением полевых земель, смежных с селитебной площадью поселков, в распоряжении казны, для возможности отвода усадеб новым засельщикам и уплотнения поселкового населения, и командировать для заведывания земельным делом по линии Амурской железной дороги специальных агентов Ведомства Землеустройства и Земледелия;

б) ввести в поселках общественное управление на началах проекта общего закона о поселковом управлении, изменив его в отношении приамурских поселков исключением имущественного ценза и требования трехлетнего проживания в поселке, как обязательных, по проекту, условий для участия в общественном управлении, подлежащих замене, применительно к положению и правам местных жителей, требованием только прочного домообзаводства в поселке; до утверждения же названного законопроекта ввести здесь временно, в порядке Верховного управления, сельское общественное управление;

в) привлечь управление по постройке железной дороги и правительственных гидротехников к водоснабжению поселков и осушению в них заболоченных усадебных участков;

г) ассигновать в распоряжение западного железнодорожного управления исчисленные им средства на церковно-школьное строительство в полосе железной дороги и поручить этому управлению выработать смету расходов на распространение его врачебной организации за пределы полосы отчуждения, для обслуживания поселкового населения;

д) обсудить в Комитете материалы Экспедиции относительно поселков, возникающих на Кабинетских землях, и установить условия прочного их земельного устройства.

2) Ввиду совершенной неустроенности в земельном отношении, а частью и в отношении общественного управления, целого ряда крупных населенных пунктов, возникших как на казенных, так и войсковых казачьих землях по

линии Забайкальской и Уссурийской железной дороги, а так же и в других местностях края, неотложно изыскать меры, обеспечивающие правильное развитие подобных важных в колонизационном отношении поселков и проектировать, на основании всех собранных о них Экспедицией статистических и иных материалов, точные правила отвода этим поселкам земли, с принудительным ее отчуждением, в случае надобности, и скорейшего введения в них городского или поселкового управления.

Б. Мерыразвития горнопромышленности (стр. 228—247).

1) Ввиду преобладающих в золотопромышленности края хищнических приемов добычи золота, главным образом, при помощи китайского труда, необходимо:

а) воспретить работы китайцев и вообще мелких рядчиков за золотнич-ную плату в пользу владельцев приисков во всех новых, неработавшихся еще, приисках и допускать подобные работы, с разрешения горного надзора, лишь в отношении таких местностей, которые уже испорчены китайским трудом и не могут быть разрабатываемы правильно;

б) легализировать мелких русских хищников предоставлением им небольших отводов без формальностей и на льготных условиях;

в) предоставить окружным инженерам личным распоряжением закрывать работы приисков по нарушению установленных для них правил;

г) принять меры к поощрению хозяйственных работ, для которых только и пригоден русский рабочий, а именно — облегчить условия выписки рабочих из Европейской России и Сибири (льготный железнодорожный тариф и ускоренная перевозка в рабочих поездах), противопоставлять китайскому труду корейских рабочих, широко разрешая наем их на приисковые работы, облегчить обложение легальной золотопромышленности, уменьшив подесятинную плату до 50 к. и установив промысловый налог — основной в 50 к. с десятины, а дополнительный — в размере от 1 до 3% с валового дохода, с исключением из последнего платы за аренду приисков и всякого рода по-пудных;

д) всемерно поощрять культурные приемы добычи золота — дражный и гидравлический: облегчить частным предпринимателям приобретение и доставку драг (кредит в Государственном Банке под драги всякого происхождения, не исключая иностранных; постройка на казенные средства приисковых дорог); вменить горному надзору в особую обязанность следить за опытами гидравлических работ на приисках Верхне-Амурской компании в случае успеха этого дела, поставить прииски, работающие гидравликой, в привилегированное положение, в отношении обложения, по сравнению с работающими ручным трудом, особенно — китайским, и широко открыть государственный кредит под гидравлические сооружения.

2) По недостатку в крае частных капиталов и ввиду слабого, по сравнению с естественными запасами края, развития здесь горного дела, необходимо принять меры к широкому привлечению сюда хотя бы иностранных капиталистов и устранить существующие затруднения и формальности для частной предприимчивости при обращении ее к горной промышленности, а именно:

а) упростить порядок учреждения в крае иностранных предприятий и со-организации акционерных обществ, предоставив разрешение этих дел власти высшей местной администрации;

б) отменить требование особого, в каждом отдельном случае, разрешения со стороны Генерал-губернатора на производство работ в 100-верстной приморской полосе Приморской области и Сахалина и открыть эти районы для горнопромышленности на общих основаниях;

в) произвести на казенные средства разведки угля в районах Амурской области, закрытых для частной промышленности распоряжением от 3 октября 1908 г., и сдать их с торгов, а там, где не предполагается разведок в ближайшем будущем, открыть местности для частной промышленности;

г) установить право заявителя на добычу по одной заявке не только указанного в ней ископаемого, но всех ископаемых, обнаруживаемых им на отведенной площади;

д) во избежание спекуляции многочисленными теперь заявками, закрывающими многие местности для крупной и солидной предприимчивости, установить требование внесения заявителем хотя бы половины платы за отвод (100 р. за прииск и 50 р. за рудник) в 2-3-х месячный срок после подачи заявки в канцелярии окружного инженера, с тем, чтобы эта уплата, в случае принятия отвода, зачислялась в счет причитающейся отводчику, а в случае непринятия в установленный срок — в средства казны, и чтобы при невзносе своевременно задатка заявляемая площадь признавалась свободной.

3) Для упорядочения правительственного горного надзора и действительного содействия с его стороны промышленности края необходимо: а) выделить Приамурье (по отдаленности его от Иркутска) в самостоятельное горное управление; б) освободить окружных инженеров от обширной канцелярской работы, усилив личный состав и средства их канцелярии, и в) дать им достаточные средства для разъездов по округу и на составление карт приисковых районов.

4) Ввиду необходимости всемерного развития золотопромышленности в Восточном Забайкалье для успешной колонизации этого района Амурской железной дороги требуется:

а) установить свободу обращения золота в Забайкальской области, на одинаковых основаниях с прочими местностями Сибири;

свод первоочередных мер на дальнем востоке ц^

№ 1 2010

б) отменить взимание 5%-й подати в пользу Кабинета за добытое в этой области золото;

в) открыть в Чите казенную золотосплавочную лабораторию и ввести в операции местного отделения Государственного Банка золотопромышленный кредит;

г) воспретить распространение работ китайских рядчиков в приисковых районах Кабинета на вновь открываемые россыпи, разрешая вообще допуск китайцев на горные работы в пределах Кабинетских владений в каждом отдельном случае властью Совета Министров, применительно к закону 21 июня 1910г. относительно иностранного труда на казенных работах в Приамурском крае.

5) Для развития зарождающейся уже эксплуатации ценных недр (нефти и каменного угля) Сахалина обсудить вопрос об устройстве здесь удобной гавани.

В. Мерыразвития лесопромышленности (стр. 247—251).

1. За ничтожностью местного рынка, все меры содействия лесопромышленности Приамурского края должны быть направлены к завоеванию для нее заграничных рынков и, следовательно, к привлечению в лесное дело крупных капиталов.

2. С указанною целью прежде всего необходимо устранить существующие неблагоприятные для крупной промышленности усилия отпуска и эксплуатации казенного леса, а именно:

а) увеличить нормальные сроки лесных концессий до12 лет;

6) заменить выборочную продажу леса отводом промышленникам определенных площадей, с применением более тщательной таксировки леса,

и в) разрешить лесным предприятиям, по недостатку в крае рабочих, пользоваться трудом корейцев, применительно к порядку, одобренному Комитетом по заселению Дальнего Востока в отношении работ на приисках (журнал от 4 февраля 1911г.,№ 20).

Г. Меры в отношении рыбопромышленности (стр. 251—262 и вып. X Трудов Экспедиции).

1. Правительственная политика в отношении рыбных промыслов должна иметь в основе своей два главнейших положения: 1) будущее принадлежит не речным, а морским промыслам и 2) русской промышленности надо помочь освободиться от монопольной зависимости от японского рынка, не теряя его, а, наоборот, укрепляясь на нем.

Руководствуясь этими положениями, следует: а) не ограничивать искусственно, в интересах поддержки речных промыслов, промышленность, возникшую в устье и лимане Амура и в морском районе, и предоставлять речной лов преимущественно сельскому населению, а не капиталистам и

9. Заказ 146

129

б) бороться с японским рынком не путем стеснительных мер в отношении скупки русской рыбы японцами, особенно вредно отзывающихся на положении русской промышленности в Камчатском районе, но посредством облегчения русским промышленникам экспорта рыбных продуктов на другие, кроме японского, рынки.

С объясненными целями требуется:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) не воспрещать таких орудий лова (японские заездки), воспрещение которых может тяжело отозваться на интересах промышленников устья и лимана Амура;

б) бороться с истощением рыбных запасов введением, если возможно, попудного сбора, а главное, как указано выше, путем искусственного рыборазведения и широкой постановки изучения этих запасов;

в) наряду с понижением железнодорожного тарифа на перевозку дальневосточных рыбных грузов по направлению от Хабаровска до 1/100, в крайнем случае, согласно решению последнего Тарифного Съезда, до 1/65 коп. с пудо-версты, ускорить перевозку этих грузов и оборудовать субсидируемые морские и речные пароходные предприятия, а также станции отправления и назначения (в первую очередь Николаевск и Хабаровск) рефрижераторами; понизить тарифы и усилить перевозочные средства Амурского Общества пароходства и торговли и Добровольного Флота; ввести в постоянное расписание пароходных рейсов названного Общества рейс от Николаевска до Харбина по Амуру — Сунгари, распространив на это направление все общие льготы, применяемые в сообщениях на Хабаровск и Сретенск; установить прием грузов для прямой речной и железнодорожной перевозки на всех прочих пароходных предприятиях; улучшить сообщение с Камчатским районом, участив и удешевив существующие пароходные рейсы субсидируемого предприятия, в предупреждении полного захвата Камчатских промыслов японцами; образовать на Дальнем Востоке порайонный комитет для распределения перевозок рыбы между пароходами и железными дорогами;

г) обеспечить дальневосточную окраину русской солью, путем такого понижения в первую очередь железнодорожного тарифа на перевозку соли, вырабатываемой Иркутским солеваренным заводом, чтобы на месте продажи цена ее была уравнена со стоимостью здесь заграничной соли; одновременно расширить операции названного завода, сохранив его в казенном заведывании; ввести перевозку крымской соли на судах Добровольного Флота, установив прием ее непосредственно на Крымском побережье и понизив тариф, или разрешить доставку ее на Дальний Восток на иностранных судах;

д) принять меры к освобождению русских промышленников от японского кредита, а именно: субсидировать казенными средствами местное Общество

взаимного кредита и открыть в Николаевске Отделение Государственного Банка (постоянное или временное, на полгода), не считаясь с современными оборотами Николаевского района, а исходя из необходимости, по государственным соображениям, всемерного содействия его экономическому развитию;

е) открыть правительственные агентуры в Японии для содействия распространению там рыбных продуктов русского производства и сокращения таким образом деятельности японских скупщиков рыбы на русских ловлях, а также установить правильные рейсы между Николаевском и Хакодате;

ж) обратить внимание наших коммерческих агентов за границей на ознакомление заграничных рынков с нашей рыбой;

з) изменить заграничные пошлины на кетовую икру, приравненную таможенным договором с Германией к осетровой икре;

и) ограничить и нормировать число рабочих на промыслах, ввиду громадного увеличения его на японских рыбалках, в результате чего сильно увеличивается их добычливость без всякой пользы государству и в ущерб русским промышленникам;

й) организовать съезды и постоянный совет русских рыбопромышленников, в противовес объединенной деятельности японских промышленников, и для обсуждения и осуществления общих мер, касающихся лова, обработки и экспорта рыбы;

к) поощрять другие, кроме кетового, рыбные промыслы населения, не затрудняя их, как это иногда делается теперь, формальными требованиями;

л) обсудить, с участием представителей Военного Ведомства, меры к широкому распространению дальневосточной рыбы в войсках;

м) при пересмотре Рыболовной Конвенции обложить пошлиной заготовленные японцами в наших водах рыбные продукты, при ввозе их на русские рынки.

2. В интересах как промышленников, так и рабочих необходимо упорядочить условия найма и содержания рабочих на промыслах, а именно: а) ввести пониженный тариф на перевозку рабочих, нанимаемых на промыслы в Сибири и Европейской России, по железным дорогам и на судах, субсидируемых Правительством пароходных предприятий, установив выдачу тарифных свидетельств на местах найма, в порядке, действующем в отношении переселенцев, но на основании предъявления, взамен удостоверения о зачислении земли, свидетельства о найме на работы; б) выработать нормальную расчетную книжку, в которой должны включаться договорные условия и в частности должно быть определено нормальное за данную плату число часов работы, с указанием дополнительного вознаграждения за обязательную для рабочего во время хода рыбы сверхурочную работу; в) воспретить расплату

9*

131

с рабочими взамен денег предметами продовольствия и другими товарами промышленника, установив таксу на продаваемое в промысловых лавках и строго наблюдая за ее выполнением; г) ввести санитарные правила производства промысла и содержания на нем рабочих, обязав промышленников иметь врачебный или фельдшерский персонал на промысле, в зависимости от численного состава рабочих.

3. За недостаточностью существующего промыслового надзора, требуется усилить его и улучшить материальное положение низшего персонала; необходимо предоставить Николаевскому смотрителю надежные средства сообщения с морским побережьем (паровое судно), остающемся теперь почти без всякого надзора, а стражникам дать казенные помещения и лодки.

Организовать субсидируемые Правительством пароходные рейсы между прибрежными селениями и рыбалками низовьев, устья и лимана Амура, соединить эти селения и рыбалки телеграфом или телефоном с Николаевском и предоставить частным лицам пользоваться радиотелеграфом Военного Ведомства для сообщения Николаевска с Хабаровском во время порчи правительственного телеграфа.

Управляющий делами Экспедиции В. Романов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.