Научная статья на тему 'Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. - начало развития отечественного конституционализма'

Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. - начало развития отечественного конституционализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2835
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОД ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ ОТ 23 АПРЕЛЯ 1906 Г / ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛО ПУТИ / ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / CODE OF MAIN STATE LAWSON APRIL 23 / 1906 / LIMITED MONARCHY / CONSTITUTIONAL REFORMS / THE BEGINNING OF THE WAY / FIRST CONSTITUTION OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смыкалин Александр Сергеевич

В статье освещаются первые шаги по пути превращения монархического государственного правления в конституционное, разработка первой Российской Конституции после провозглашения России республикой 1 сентября 1917 г. Дается политическая оценка различных общественных движений и политических партий в начале ХХ в. по проблеме становления конституционной монархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CODE OF MAINSTATE LAWSON APRIL 23, 1906 - THE BEGINNING OFTHE DEVELOPMENT OF DOMESTICCONSTITUTIONALISM

The article is devoted tothe first stepsin the transformationof governmentin themonarchicconstitutional. It is notedthat the difficultsocio-economic and political situation inRussiawasreflectedin the change ofpolitical system. The paper deals withthe politicalassessment of the varioussocial movementsand political partiesin the early twentiethcentury, the problem ofthe formation ofa constitutional monarchy. It tells about developmentof the First Russian Constitution,after the proclamation of the republic in Russia September 1, 1917.

Текст научной работы на тему «Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. - начало развития отечественного конституционализма»

А.С. Смыкалин

СВОД ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ ОТ 23 АПРЕЛЯ 1906 Г. — НАЧАЛО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

В статье освещаются первые шаги по пути превращения монархического государственного правления в конституционное, разработка первой Российской Конституции после провозглашения России республикой 1 сентября 1917 г. Дается политическая оценка различных общественных движений и политических партий в начале ХХ в. по проблеме становления конституционной монархии.

Ключевые слова: Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 г., ограниченная монархия, конституционные преобразования, начало пути, Первая Конституция России.

A.S. Smykalin

CODE OF MAINSTATE LAWSON APRIL

23, 1906 — THE BEGINNING OFTHE DEVELOPMENT

OF DOMESTICCONSTITUTIONALISM

The article is devoted tothe first stepsin the transformationof governmentin themonar-chicconstitutional. It is notedthat the difficultsocio-economic and political situation inRus-siawasreflectedin the change ofpolitical system. The paper deals withthe politicalassessment of the varioussocial movementsand political partiesin the early twentiethcentury, the problem ofthe formation ofa constitutional monarchy. It tells about developmentof the First Russian Constitution,after the proclamation of the republic in Russia September 1, 1917.

Keywords: Code of main state lawson April 23, 1906, limited monarchy, constitutional reforms, the beginning of the way, First Constitution of Russia.

Свод Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. не был результатом теоретических раздумий юристов и государственных деятелей. Его разработке и принятию предшествовали объективные политические события в жизни общества и государства.

Революция 1905 г. способствовала превращению неограниченного самодержавия в конституционную монархию. Важно отметить, что при обсуждении (в апреле 1906 г.) проекта основных государственных законов Российской империи, в которых был определён правовой статус государя, Николай II неохотно согласился на исключение термина «неограниченная монархия».

Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, необходимо проанализировать политическую обстановку в России в начале XX в. Начиная с 1896 г., в стране резко возросло число забастовок на фабриках и заводах. Если в 1901 г. их состоялось 120, то в 1903 г. была проведена всеобщая забастовка, парализовавшая многие отрасли промышленного производства. Весной 1902 г. участились и крестьянские бунты. В связи с этим правительство создало Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое поставило перед собой следующие задачи: обеспечение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, считать подворные землевладения личной собственностью1.

© Смыкалин Александр Сергеевич, 2016

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой истории государства и права (Уральский государственный юридический университет (г. Екатеринбург)); smykalin@mail.ru

В связи с этим представляет интерес мнение и самой царствующей семьи Романовых по поводу их личных земель. Особенно Марию Федоровну (вдовствующую императрицу, мать Николая II) волновал вопрос о кабинетных и удельных землях. «...Нужно, чтобы все знали, — замечала она, — уже теперь, что до этого никто не смеет даже думать коснуться, так как это личные и частные права Императора и его семьи. Было бы величайшей и непоправимой исторической ошибкой уступить здесь хоть одну копейку, это вопрос принципа, все будущее от этого зависит»2. Эта цитата из переписки Николая II со своей матерью показывает отношение к частной собственности членов императорской фамилии.

Обстановка в стране оставалась тяжелой. На смену бунтам и восстаниям пришел террор революционеров. В январе 1906 г. ими было совершено 80 убийств, в феврале — 64, в марте — 50, в апреле — 56, в мае — 122, в июне — 1263.

Таким образом, выборы в Государственную Думу проходили в трудной обстановке.

Выход из сложной социально-экономической и политической обстановки был один — изменение формы правления. На пути конституционного строительства в России важнейшую роль сыграл Манифест от 17 октября 1905 г., который впервые провозгласил гражданские свободы и предоставил выборы пока еще в законосовещательную Государственную Думу. Вторым шагом, ограничивающим монархическую власть, было создание законодательной Государственной Думы и принятие Свода основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. — прообраза будущей Конституции России. Этот новый юридический документ определил двухпарламентскую систему власти, но сохранил широкие полномочия императорской власти.

В частности, в основных законах отмечалось, что «император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой» (ст. 7). Исходя из анализа этой статьи, в России изменился государственный строй. Теперь правильней было бы говорить о «конституционной монархии», но в ст. 9 отмечалось, что «Государь Император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения», что свидетельствует о том, что мы ведем речь уже не просто о конституционной монархии, а об «ограниченной конституционной монархии».

При более глубоком анализе этого основополагающего документа можно обнаружить и другие противоречия (например, положения ст. 4 и 7).

В ст. 4 четко и недвусмысленно говорится, что «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает», а в ст. 7 говорится, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

Думается, что суть подобных противоречий не в слабой юридической технике, тем более, что готовили этот документ выдающиеся юристы того времени, а в отражении политической борьбы.

Наступил своего рода баланс сил, когда представители монархизма в России столкнулись с широким политическим движением за конституционные преобразования и Свод основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. как раз и сформировался на основе этих сил, т.е. он явился продуктом сложной политической борьбы в российском обществе, что в итоге положило начало отечественного конституционализма.

Несколько слов хотелось бы сказать и о второй палате российского парламента — Государственном Совете, поскольку точка зрения, выдвинутая коммунистической печатью о том, что это орган, защищающий монархию — «учреждение абсолютистской монархии», в настоящее время подвергается сомнению4.

Социально-экономическое развитие размывало основы абсолютизма. Между тем Государственный Совет с течением времени обнаруживал не признаки увядания (о которых говорится во всех учебниках истории), а наоборот, способность легко и быстро простым включением в свой состав выборных от населения превратиться в представительный орган. Более того, в исторической и историко-правовой литературе высказывается мнение, что Государственный Совет в какой-то мере был предтечей Государственной Думы, тем более, что и хронологически он возник раньше — 20 февраля 1906 г.

Однако, возвращаясь к Своду основных государственных законов от 23 апреля 1906 г., необходимо отметить некоторые юридические признаки будущей Конституции. Во-первых, они закрепляли государственное устройство Российской империи (ст. 1, 2); государственный язык (ст. 3); существо верховной власти (ст. 4-25); порядок законодательства (ст. 84-97); принципы организации и деятельности Государственного Совета и Думы (ст. 98-119); Совета министров (ст. 120); правомочия Председателя совета министров и министров (ст. 121-124); права и обязанности российских подданных (ст. 69-83); государственный герб (ст. 61) и т.п. Во-вторых, они отличались от всех остальных законов империи своей юридической силой; могли пересматриваться исключительно по почину царя (ст. 8), который не мог, однако, издавать чрезвычайные постановления с з временной силой закона, вносящие изменения в Основные законы (ст. 87). Такие ? гарантии неизменности Основных законов, известные конституциям европей-

сл

3 ских государств, отсутствовали в Основных государственных законах России5.

§| Необходимо отметить, что Основные государственные законы по-разному

I оценивались современниками и авторами, изучавшими этот вопрос. Кадеты,

1 избранные в 1-ю Государственную Думу и считавшие, что произошло установ-| ление конституционной монархии, стали именовать Государственную Думу § парламентом. Догматический анализ довольно расплывчато сформулированных | норм новой редакции Основных государственных законов, по мнению отдельных

2 авторов, дает повод говорить лишь о некотором ограничении законодательных ° полномочий монарха. Однако ни сам Николай II, ни его окружение так не считали « и, мало того, поступали в соответствии со своим мнением. Из этого можно за-| ключить, что реального ограничения абсолютной власти монарха не произошло6.

0 В науке имеются и противоположные точки зрения по поводу Основных за-

1 конов от 23 апреля 1906 г. Необходимо напомнить, что Основные законы были

0

° впервые изданы в России еще в 1832 г. Они провозглашали права и гражданские

го

3 свободы. Российским подданным гарантировались неприкосновенность лично-

1 сти и законность юридического преследования (ст. 30-32), неприкосновенность | жилища (ст. 33), свобода выездов за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36-39)7.

Последнее время в отечественной историко-правовой литературе все больше укрепляется мнение о том, что Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. внесли существенное изменение в государственное право России и способствовали развитию отечественного конституционализма, проявившегося в

24

ограничении власти монарха подданными. Император, согласно Основным законам

от 23 апреля 1906 г. отказался от двух важнейших своих прерогатив — неограниченного права на издание законов и автономного распоряжения государственным бюджетом8.

Таким образом, в процессе конституционного строительства в России наиболее важными документами были: Манифест от 17 октября, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной Думы), ограничивающий монархическую власть, и Свод Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г., легитимно подтвердивших изменение в российском обществе.

Говоря об истории конституционного развития, нередко забывают, что оно не закончилось в начале XX в. только изданием Основных законов. Большевистская пропаганда предпочитала не говорить о других проектах российской Конституции, поскольку создателями их были идеологические противники, а именно представители партии кадетов.

Естественно, что во времена коммунистического режима в СССР об этих проектах ничего не говорилось.

Чтобы быть объективным, обратимся к истории. С 8 марта 1917 г. при Временном правительстве стало функционировать Юридическое совещание, а в октябре этого же года была учреждена Особая комиссия Юридического совещания, целью которой была разработка Конституции Российской демократической республики, в состав которой вошли видные ученые-юристы. С 11 по 24 октября 1917 г. разрабатывался проект нового государственного устройства России, по которому она становилась президентской республикой с двухпалатным парламентом.

го

Вместе с тем в учебниках истории государства и права России студентам со- т

н

общается, что «окончательный текст так и не был составлен...»9. Фактически С все было по-иному. |

Политические изменения, произошедшие в государственном строе России при к Временном правительстве, должны были быть закреплены юридически. Как уже г

о

отмечалось, разработкой будущей Конституции России занималась специальная д

а

конституционная комиссия, официальное название которой — «Особая комис- т

в

сия» юридического совещания под председательством профессора государствен- нн ного права Н.И. Лазаревского (затем известного историка В.М. Гессена). Преобладали в ней кадетские правоведы (А.А. Боголепов, М.М. Винавер, В.М. Гессен, и В.Ф. Дерюжинский, С.А. Котяровский, В.Д. Набоков, Б.Э. Нольде и др.). к

Октябрьский государственный переворот, совершенный большевиками а

25 октября 1917 г., прервал работу конституционной комиссии. Позднее она |

дорабатывалась уже в Париже. Этот период ее деятельности практически не и

изучен. Попытка автора настоящей статьи в январе 2013 г. ознакомиться с ар- №

хивом кадетской партии в Париже оказалась неудачной, поскольку материалы (1

о

фонда, находящиеся в настоящее время в Славянском институте (в Париже), ~

о

до сих пор не катологизированы и доступа к ним у исследователей нет. Однако 16 это совершенно не значит, что такого проекта не было. Для тех, кто хотел бы познакомиться с ним в деталях, можно отослать к научной публикации в журнале «Государство и право» (№ 1 за 2014 г.)10.

В заключение хотелось бы отметить, что опыт конституционного строительства не закончился изданием Свода основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. Видные юристы и политические деятели хорошо понимали, 25

что все случившиеся социально-экономические и политические изменения в России, в начале XX в., должны были найти свое отражение в Конституции.

1 См.: Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие. М., 2002. С. 172.

2 См.: Кудрина Ю. Императрица Мария Федоровна Романова (1847-1928 гг.). М., 2000. С. 119.

3 См.: Там же. С. 120.

4 См.: Бородин А.П. Государственный Совет России (1906-1917). Киров, 1999. С. 4.

5 См.: Шатковская Т.В. История отечественного государства и права: учебник. М., 2008. С. 170-171.

6 См.: История отечественного государства и права: в 2 ч. / под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1. М., 2010. С. 408.

7 См.: Вологдин А.А. История отечественного государства и права. 2-е изд. М., 2015. С. 415.

8 См.: История государства и права России: учебник для бакалавров вузов по юридическим направлениям и специальностям / под общ. ред. В.Е. Рубаника. М., 2012. С. 530.

9 Там же. С. 563.

10 См.: Смыкалин А.С. Историко-сравнительный анализ проекта Конституции Российской демократической федеративной республики 1917 г. и ныне действующей Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2014. № 1. С. 100-114.

С.В. Ворошилова

РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ИДЕИ РАВЕНСТВА ПОЛОВ В РОССИИ XX ВЕКА

В статье рассматривается закрепление принципа равноправия мужчин и женщин в проекте закона «О равноправии женщин» 1906 г. и советских конституциях. Анализируется законодательство, призванное обеспечить женщинам равные с мужчинами права в государственной, общественной, хозяйственной и культурной жизни.

Ключевые слова: женщины, Конституция, равноправие, материнство, социальная справедливость.

S.V. Voroshilova

THE DEVELOPMENT OF THE CONSTITUTIONAL IDEA OF GENDER EQUALITY IN RUSSIA XX CENTURY

In article fixing of a principle of equality of men and women in the draft law «On gender equality» 1906 and Soviet Constitutions is considering. The legislation, which providing to women the equal rights with men in the state, public, economic and cultural life is characterized. Keywords: women, Constitution, equality, motherhood, social justice.

Вопросы социальной справедливости, социального равенства, равноправия мужчин и женщин являются значимыми для юридической науки, а степень их решения отражает уровень развития демократии в обществе. Вместе с тем общественное и правовое неравенство полов имеет многовековую историю, что создает определенные трудности его преодоления. В современной России равенство прав и свобод независимо от пола закрепляется Конституцией РФ 1993 г. (ч. 2 и 3 ст. 19), федеральным законодательством, а также нормами международного права. Совершенно очевидно, что идея равноправия полов не стала реальностью. До сих пор не принят федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации», проект которого был одобрен Государственной Думой в первом чтении в 2003 г.

© Ворошилова Светлана Вячеславовна, 2016

Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: voroshilova-s-v@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.