Научная статья на тему 'Свободные связанные колебания галопирования и подергивания в однородном поезде с учетом сопротивления'

Свободные связанные колебания галопирования и подергивания в однородном поезде с учетом сопротивления Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
222
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАНИЯ / ОДНОРОДНЫЙ ПОЕЗД / ВЯЗКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / СОБСТВЕННЫЕ ЧАСТОТЫ / СОБСТВЕННЫЕ ФОРМЫ КОЛЕБАНИЙ / ПРОДОЛЬНЫЕ УСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Доронин Ф. А.

Рассматриваются свободные связанные колебания галопирования и подергивания экипажей однородного поезда с учётом вязкого сопротивления их относительному перемещению. Приведена система уравнений в частных производных, описывающих движение исследуемой континуальной системы, определены собственные частоты и формы колебаний. Построены хронограммы перемещений и продольных сил в заданных сечениях поезда, представлены распределения перемещений по длине поезда в фиксированныймомент времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Free connected pitching and twitching oscillations in the homogeneous train factoring in viscous resistance

This article deals with free connected pitching and twitching oscillations of crews of a homogeneous train taking into account viscous resistance to their relative movement. It also presents partial differential equation system, describing the movement of the studied continual system, as well as defines eigenfrequency and eigenvectors of oscillations. Chronograms of movements and longitudinal forces in the rear set sections of a train, and distributions of movements along train length at any one time are presented.

Текст научной работы на тему «Свободные связанные колебания галопирования и подергивания в однородном поезде с учетом сопротивления»

УДК 625.282.01 1.1(088.8)

Ф. А. Доронин

Петербургский государственный университет путей сообщения

СВОБОДНЫЕ СВЯЗАННЫЕ КОЛЕБАНИЯ ГАЛОПИРОВАНИЯ И ПОДЕРГИВАНИЯ В ОДНОРОДНОМ ПОЕЗДЕ С УЧЕТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Рассматриваются свободные связанные колебания галопирования и подергивания экипажей однородного поезда с учётом вязкого сопротивления их относительному перемещению. Приведена система уравнений в частных производных, описывающих движение исследуемой континуальной системы, определены собственные частоты и формы колебаний. Построены хронограммы перемещений и продольных сил в заданных сечениях поезда, представлены распределения перемещений по длине поезда в фиксированный момент времени.

связанные колебания, однородный поезд, вязкое сопротивление, собственные частоты, собственные формы колебаний, продольные усилия.

Введение

В работе приведены исследования в линейной постановке малых свободных связанных колебаний галопирования и подёргивания вагонов в однородном поезде с учетом сопротивления движению (рис. 1).

Рис. 1

Все вагоны в поезде считаются симметричными, одинаковыми по массе и одинаково загруженными, масса локомотива предполагается равной массе вагона. Продольная податливость хребтовой балки вагона не учитывается, а упругие элементы автосцепок считаются подчиняющимися закону Гука. При этом учитывается вязкое сопротивление движению вагонов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.

4

1 Дифференциальные уравнения движения одиночного вагона

Составим дифференциальные уравнения движения одиночного вагона в вертикальной плоскости (рис. 2). За обобщённые координаты системы примем горизонтальное смещение хт. тележки и угол поворота фк. кузова i-го вагона (для симметричного вагона колебания подпрыгивания отделяются от других видов колебаний).

Примем следующие обозначения: тк =

= 77 500 кг,/ = 1,25106 кгм2 - масса и момент

’к ’

и инерции кузова i-го вагона относительно центральной оси, перпендикулярной плоскости чертежа; тт = 4150 кг - масса тележки i-го вагона, с учетом масс двух колёсных пар; =

= 36,82 кгм2, R = 0,475 м - момент инерции и радиус круга катания колесной пары i-го вагона; с = 8 106 Н/м - суммарный коэффициент жёсткости рессорного комплекта тележки i-го вагона; Ьв = 3 105 Н с - суммарный коэффициент вязкого сопротивления демпферов тележки i-го вагона; точка С - центр тяжести кузова вагона. Остальные обозначения приведены на рис. 1 и 2.

Запишем уравнения Лагранжа II рода для рассматриваемой системы:

d f дТ 2 дТ дП, . d f дТ ^

— + 1- = 0; —

dt [я* У дхт- дхт, dt 1д(Р- у

дТ, дФ, дП, дф, дер, дф,

(1)

где T, П. и Ф. - кинетическая и потенциальная энергии, а также диссипа-

тивная функция Рэлея i-го вагона соответственно.

Кинетическая и потенциальная энергии i-го вагона записываются следующим образом [1]:

Т =

mKi + 2

m„

J 3

+ 2-^П-R2 у

x 2

^ +( J к- + mKih 2 )^фГ + mK-hxT ф i;

П. = 2 cl

2 ф

2 - mKigh y = (2clK2 - mK-gh)

Pi

2

(2)

(3)

Функция Рэлея имеет вид:

Ф- = 2 Vk-

2 ф-

(4)

5

Подставляя выражения (2), (3) и (4) в уравнения (1), приходим к дифференциальным уравнениям движения одиночного вагона:

+ 2

( J л

mTi + 2^Kf v R2 у

хт/ + mMi =0;

(5)

mKihXTi + (JKi + mKih2 )ф,‘ + 2bA<Vi + (2clli - mKigh)ф,‘ = 0

2 Дифференциальные уравнения движения однородного поезда с учетом вязкого сопротивления

Используя уравнения (5), перейдём к континуальной модели поезда (к системе с бесконечным числом степеней свободы, в которой все инерционные, жесткостные и диссипативные параметры равномерно распределены по длине поезда [2]).

Будем считать, что поезд представляет собой однородный, не совершенно упругий стержень 1, имеющий продольную жёсткость са и распределённую массу цт. Силы внутреннего трения в стержне считаем пропорциональными первой степени скорости деформации волокон стержня.

Этот стержень с помощью кинематических преобразователей связан с распределённой массой цк и распределённым моментом инерции цф кузовов экипажей, входящих в поезд (рис. 3).

Рис. 3

Обобщённые координаты хт = f(x,t) и ф = f2(x,t) являются функциями двух переменных - координаты х, характеризующей положение поперечного сечения поезда вдоль его длины, и времени t. 6

6

Дифференциальные уравнения свободных связанных колебаний галопирования и подёргивания однородного поезда с учетом вязкого сопротивления как континуальной системы имеют вид:

I ч д хт , д ф

(Цк + Цт Ht2L +

dt dt

д3 xT д 2 хт

г---V-Са----2 = 0

дtдx 2 дх 2

, д2 хт / ,2\ д 2ф дф

h^K~~2~ + (Цф+Цкh )'д^Г + Рв д' + Соснф = 0

(6)

где

Ц т =

2п

L

mT + 2 jKn

T R2

2п

п

n = 50 - число вагонов в поезде; c

; L = n ■ 1в - длина поезда; Цк = ~^тк; цф = LJк; TL

2 хТ

■; Т = 2 106 Н - усилие, необходимое

для полного сжатия поглощающего аппарата автосцепки; /в = 14,73 м - длина /-го вагона; хп = 0,12 м - длина хода поглощающего аппарата автосцепки;

сосн =—( с1к - ткёи); Рв = п 2ЬЛ; Ь = 0,4у[Ст~ [3]; вг = 2106 Нс/м - ко-

эффициент, характеризующий внутреннее трение в стержне.

Решать систему (6) дифференциальных уравнений в частных производных будем методом Фурье (методом разделения переменных) в виде:

Хт = X(х) •Tx(t); ф = X(х) -Тф (t), (7)

где X (х) - некоторая функция координаты х, характеризующая форму колебаний и удовлетворяющая граничным условиям; Тх (t) и Тф (t) - функции времени.

Подставляя выражения (7) в уравнения (6), получаем:

(Цк + Цт ) • X(х) • -Тх + h • Цк • X(х) • Тф - са • X• (х) • Тх - вг • X• (х) - Тх, = 0; (8)

h-Цк • X(х) • Тх + (Цф + Цкh2)• X(х) • Тф+Рн • X(х) • Тф+ сосн •X(х) • Тф= 0 (9)

В этих уравнениях штрихами обозначены производные по пространственной координате х, а точками - по времени t.

Функцию X (х) представим в виде суммы:

X (х) = A sin(Xx) + B cos(Xx),

где А, В и X - некоторые постоянные.

Поскольку принята расчетная схема поезда в виде стержня со свободными концами (продольная сила на этих концах должна быть равна нулю), граничные условия задачи имеют вид: 7

7

X'(0) = 0; X'(L) = 0.

Учитывая первое условие, получаем:

A = 0 и X(х) = Bcos(Ax). (10)

Применение второго граничного условия приводит к уравнению погонных частот

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

BX sin(XL) = 0. Уравнение (11) имеет очевидные корни:

Xj = j, J = 0, 1, 2,

L

поэтому функция X (х) принимает вид:

(11)

(12)

X J (х) = B cos

f j п ^ —х

V L J

Подставляя выражение (10) в уравнения (8) и (9), находим:

cos(Xjx) [(цк + цт) ■ тх + h^K ■ ТФ + саХ2 • Тх + ргX2 ■ Тх ] = 0

cos(Xjx) [h^K ■ fx + (цф + Цкh2 ) ■ + Рв ■ Тф + Сосн ■ ТФ ] = 0

В результате получаем систему обыкновенных однородных дифференциальных уравнений второго порядка:

(цк + Цт ) ■ Тх + h^K ■ Тф + caX2 ■ Тх + РгX]■ ■ Тх = 0

h^K ■ Тх + (цф + Цкh2 ) ■ Тф + Рв ■ Тф + Сосн ■ Тф = 0

(13)

Уравнения (13) перепишем в виде:

а11 ■ Тх + а12 ■ Тф + b11( J) ■ Тх + C11( J) ■ Тх = 0

а21 ■ Тх + а22 ■ Тф + b22 ■ Тф + C22 ■ Тф = 0

(14)

где ап = ^^ a12=a21=^; а22=+М2; КШ = РЛ2; bn = Рв; си() = са^2;

С22 Сосн'

8

В матричной форме:

A-T + B( j) • T + C( j) • T = 0,

где

A =

a

ii

a

i2

V a21

a

- матрица инерции; B( j) =

22 J

фициентов диссипации; C( J) =

cii( J) 0

r bii( J) 0

0

0

J22

- матрица коэф-

- матрица жесткости; T =

"22 J

f T Л

1 x

T V Ф J

вектор-столбец неизвестных функций времени.

Систему (14) дифференциальных уравнений второго порядка запишем в нормальной форме (как систему дифференциальных уравнений первого порядка):

q = G (J) • q, (15)

где G (J)

ности 4x4); O

O

A-i • C(j)

E

-A-i • B(j)

- блочная матрица перехода (размер-

Г 0 0 ^ 0 0

E

i 0^ V0 i j

T 1 x

T

; q=

V V

- вектор-столбец фазовых ко-

ординат.

Перейдем к главным нормальным координатам системы. Для этого необходимо построить преобразующую матрицу R (j), приводящую матрицу G (j) системы (15) к некоторой подобной ей матрице P (j), имеющей блочнодиагональный вид:

P(j) = R(j)~х • G(j) • R(j).

На главной диагонали этой матрицы в общем случае расположены блоки размерностью 2x2, элементами которых являются действительные и мнимые части собственных чисел матрицы G (j).

Таким образом, структура матрицы P (j) зависит от собственных значений ю (j) матрицы G (j), которые в среде MathCAD определяются при помощи стандартной процедуры:

ш (j) = eigenvals [G (j)].

В рассматриваемом случае вектор-столбец собственных чисел имеет следующий вид (собственные значения системы представляют собой пары различных комплексно-сопряженных чисел):

9

W (Л

5

' n( j )x + к (j X i'

n(j)i - к( j)ii n( j )2 + к (j )2 i vn( j)2 - к(j)2 iу

здесь w(j)p «(j)2 - коэффициенты затухания; k(j)p k(J)2 - собственные временные частоты колебаний.

Из значений ю (j) посредством использования небольших программ можно выделить вектор-столбцы коэффициентов затухания n (j) и собственных частот k (j):

n( J)

fori e 1...2

П ^ Rе[ю(j)*,2i-i]; k(j) n

fori e 1..2

*i ^ 1ш[ю(j)k,2i_i].

к

На рис. 4 представлены графики зависимостей коэффициентов затухания и(Д а на рис. 5 - частот k(j) от номера j формы колебаний.

Расчеты показывают, что в случае, если вг = 0, графики зависимостей коэффициентов затухания от номера формы колебаний принимают вид, представленный на рис. 6.

10 -50

nn (j)1 -110

™ (j)2 -170

-230 -290

0 40 80 120 160 200 240 280 320 360 400

kk 01 kk ©2

j

j

Рис. 4

Рис. 5

0 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80

j

Рис. 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

Преобразующая матрица R(j) формируется из элементов матрицы M(j собственных векторов исходной матрицы G(j).

Определяем матрицу M(j):

M (j) = eigenvecs [G (j)],

элементы которой в общем случае являются комплексными числами.

Столбцы преобразующей матрицы R(j) составляем из вещественных и мнимых частей собственных векторов матрицы G(j) при помощи программы:

R( j)

fori е 1...2 fork е 1...4

Rk,2i-1 ^ Re[M( j)k,2i-1 ]. Rk,2i ^ Im[M(j)k,2i-i]

R

Теперь система дифференциальных уравнений (15) может быть записана в главных координатах

п 0, j) = R (j)-1 • q(t, j) (16)

в следующем виде:

л 0, y) = RCO • n 0, y)- (17)

Решение системы уравнений (17) при принятых допущениях записывается следующим образом:

П(t,j) =

^i(t, j) N

n 1(t , j)

n2(t»j )

Oi 2(t»j), V

е” [ci( j )cos (( (j\t) + C2( j )sin (( (j\t)]

enn [-Ci(j)sin(((j)it) + C2(j)cos(((j)it)]

e” [сз( j)cos((( j)2t) + C4( j)sin ((( j)2t)]

e”2t [-C3(j)sin(((j)2t) + C4(j)c0s(((j)2t)]

(18)

где C1 j), C2 (j), C3 (j) и С4 (j) - постоянные интегрирования, определяемые

из начальных условий.

Подставляя в равенства (18) время t = 0, находим

П(0, j)

^Л1(0, j) N Г Q( j) ^

“Л i(0, j) Q( j )

П2(0, j ) Q( j)

v1! 2(0, j ), V q( j) J

(19)

11

Из соотношения (16) получаем:

fTx (t, j )Л

q(t, j) =

= R (j) • n(t, j) =

R( j )■

тф (t, j)

(t > j ) v ^Ф (t ’ j).

r en(j)1 2[q(j)cos(k(j)11) + c2(j)sin(k(j\t)] en (J )l 2 [-ci(j) sin (k (j )it) + C2(j) cos (k (j )it)]

e”(J)22 ^ ( j) cos (k( j)21) + c4 ( j) sin (к( j)22)] en(J)22 ^_c3( j)sin(k( j)22) + c4( j)cos(k( j)22)]

С учетом этого результата выражения для фазовых координат исходной системы записываются в виде:

xT = Y cos

j=1

ф = Y cos

j=1

n

хт = Y cos

J=1

n

ф = Y cos

J=1

f jn ^ —x

V L J

f jn ^ —x L

Tx (t>j) = Y cos

J=1

тф (t,j) = Ycos

f jn ^ —x

V L J

f jn ^ —x L

V ^ J J=1 V ^ J

f i^rr \ n f jn Л

Jn —x

L j

Tx(t> j ) = Ycos

J=1 V

L

x

J

J Л

x

L

J

Tp(t>j) = Ycos

j=1 V

J Л

x

L

q1(t,j); q2(t>j); ъ(2 >j);

q4(t>j)-

J

(20)

(21)

(22)

(23)

Предположим, что в начальный момент времени t = 0 известны распределения вдоль стержня перемещений хт, углов поворота ф сечений поезда, их линейных xT и угловых скоростей ю. Пусть эти распределения заданы уравнениями

x

лi2=o = fx(x); ф|2=0 = /ф(x); xT|2=о = fv(x); ф12=0 = /«,(x)-

Подставляя в выражения (20) - (23) время t = 0, с учетом (19) получаем:

fx(x) = Ycos

j=1

^ jn ^ x

L

J

Y R1,m ( J)nm (0, J)

m=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ycos i-x |[Ru(J)c1(J) + Rw(j)c2(J) + Rw(j)c,(J) + Ды(J)c4(J)

J=1 VL J

12

/(x) = Z C0s

—x L

j=1 V ^ J _m=1

Z R2,m (j)Пт (0, j)

Z C0S X II R2,1(j )C1( j) + R2,2(j )C2( j) + R2,3 (j )C3( j) + R2,4 (j )C4(j )

j=1 V

L

f(x) = Z C0S

J=1

J л

— X

V L J

Z R2m (J)Пт (0, J)

m=1

Z C0S x || R3,1(J)C1(J) + R3,2 (J)C2 (J) + R3,3 (J)C3 (J) + R3,4 (J)C4 (J)

j=1 V

L

Л (X) = Z C0S

J=1

---X

V L J

Z R4,m (J)Пт (0, J)

m=1

= ZC0S ^X ||R4,1(J)C|(J) + R4,2(J)C2(J) + R4,3(J)C3(J) + R4,4(J)C,(J)

j=1 V L J

Используя свойство ортогональности собственных функций (10), приходим к системе алгебраических уравнений:

Ux ( j ) = R1,1( j )C1( j ) + R1,2( j )C2( j ) + R1,3( j )C3( j ) + R1,4( j )C4( j );

Up ( j ) = R2,1( j )C1( j ) + R2,2( j )C2( j ) + R2,3( j )C3( j ) + R2,4( j )C4( j X U z ( j ) = R3,1( j )C1( j ) + R3,2( j )C2(j ) + R3,3( j )C3( j ) + R3,4( j )C4( j X u (j) = R4,1(j)C1(j) + R4,2 (j)C2 (j) + R4,3 (j)C3 (j) + R4,4 (j)C4 (jX

2

L

где ux (j) = yj fX(X)C0S

( j ) = L j f ( X)C0S

On ^

— X V L J

On ^

— X V L J

2

L

dx; Up(j) = - j /(x)C0S L

X

2

dx; (j) = ^ j У»(x)C0S

V L

0 v ^ ^ 0

Эту систему запишем в матричной форме:

jn --X

L j

dx:

dx.

u( j) = R (j) ■ Const(j),

(24)

13

где u(j) =

грирования.

' Ux ( j ) " Г Q( J) ^

um ( j ) C2( j )

; Const ( j ) =

Uv ( j ) C3( J )

l(J)X l C4(J)J

- вектор-столбец постоянных инте-

Из уравнения (24) определяем искомые постоянные интегрирования:

Const( j) = R (j)-1 ■u( j).

После определения постоянных интегрирования появляется возможность построить графики изменения главных фазовых координат в зависимости от времени.

На рис. 7-9 представлены хронограммы первой главной координаты n(t, j)1 (на рис. 7 - для j = 2; на рис. 8 - для j = 10; на рис. 9 - для j = 15), а на рис. 10-12 - хронограммы координаты Tx = q (t, j)1 (на рис. 10 - для j = 2; на рис. 11 - для j = 10; на рис. 12 - для j = 15) для различных форм колебаний.

На рис. 13-15 показаны хронограммы обобщенной координаты хт в фиксированных сечениях поезда (на рис. 13 - в сечении x = 0,1L, на рис. 14 -в сечении x = 0,5L, на рис. 15 - в сечении x = 0,9L).

t

Рис. 7

Рис. 10

oft 10),

2.5

7.5

10

Рис. 8

0

Рис. 11

oft 15)1

2.5

7.5

10

Рис. 9

0

qft 15)i

1х10-3

5Х10-4

0

-5Х10-4

-1х10-3

(/hr

p ДЛ/

0 2.5 5 7.5 10

t

Рис. 12

14

t

Рис. 13 Рис. 14

0.03

0.02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.01

xt (0.9-L,t) 0

-0.01 -0.02 -0.03

0 20 40 60 80 100

t

Рис. 15

На рис. 16 изображено распределение продольных перемещений сечений поезда вдоль его длины в фиксированные моменты времени (т2 = 0,53 с, т3 = 0,707 с).

xt(x,i2)

xt(x,i3)

0 100 200 300 400 500 600 700

x

Рис. 16

Продольные усилия N(x, t) в сечениях поезда можно определить по формуле:

N (х, t) = с

С Р

а =—- пУ j sin

дх L j=1

j Л

—x

V L J

q(t,j )i5

где p - количество членов ряда.

На рис. 17-19 представлены хронограммы продольных сил N(x, t) в фиксированных сечениях поезда (на рис. 17 - в сечении x = 0,1L, на рис. 18 -в сечении x = 0,5L, на рис. 19 - в сечении x = 0,9L).

15

5х104

3х104

2.5х104

N (0.1-L,t) 0

-2.5х104

-5х104

0 25 50 75 100

t

Рис. 17

1.5 х 104 N (0.5-L,t) 0

—1.5 х 104

-3х104 1-------^^^-----------------------1

0 25 50 75 100

t

Рис. 18

Рис. 19

Выводы

1. Движения поперечных сечений однородного поезда при принятых значениях параметров представляют собой затухающие колебания.

2. Спектр частот содержит два множества собственных частот свободных колебаний поезда и два множества коэффициентов затухания. В области парциальной частоты свободных колебаний галопирования вагона наблюдается сгущение спектра частот колебаний поезда.

3. Критическое значения коэффициента вг, характеризующего внутреннее трение в стержне (для принятых значений параметров), составляет вгкр = 11106 Нс/м (для колебаний галопирования - ввкр = 1,9 106 Нс).

Библиографический список

1. Исследование связанных свободных колебаний галопирования и подергивания в однородном поезде / Ф. А. Доронин // Бюллетень результатов научных исследований. -2012. - № 4 (3). - С. 120-130.

2. Теория колебаний в транспортной механике : учеб. пособие / В. С. Доев, Ф. А. Доронин, А. В. Индейкин. - М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012. - 352 с.

3. Динамика вагона / С. В. Вершинский, В. Н. Данилов, И. И. Челноков. - М. : Транспорт, 1972. - 304 с.

© Доронин Ф. А., 2013

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.