Научная статья на тему 'СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ИНДОНЕЗИИ'

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ИНДОНЕЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

781
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (СЭЗ) / FREE ECONOMIC ZONE (FEZ) / ТЕХНОПАРК / TECHNOPARK / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ТУРИСТИЧЕСКАЯ СЭЗ / TOURIST ZONE / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / FREE TRADE ZONE / СВОБОДНЫЙ ПОРТ / FREE PORT / ИНДОНЕЗИЯ / INDONESIA / ЮЖНАЯ ЗОНА РОСТА / SOUTH GROWTH AREA / СЕВЕРНАЯ ЗОНА РОСТА / NORTH GROWTH AREA / ВОСТОЧНОАСЕАНОВСКАЯ ЗОНА РОСТА / БАТАМ / БИНТАН / BINTAN / КАРИМУН / EAST ASEAN GROWTH AREA / BATAM / KARIMUN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

В статье рассмотрена индонезийская практика зонирования, которая берет начало с 1970-х гг., хотя первый опыт оказался неудачным. Вторым этапом является период с конца 1980-х гг., когда был создан треугольник экономического роста» СИДЖОРИ (Singapore - Johor - Riau, SIJORI), объединивший приграничные регионы Сингапура, Малайзии (штат Джохор) и Индонезии (провинция Риау), позднее преобразованный в Южную зону роста. Страна также участвует еще в двух «треугольниках экономического роста» - Северной зоне роста (Индонезия - Малайзия - Таиланд) и Восточноасеановской зоне роста (Бруней - Индонезия - Малайзия - Филиппины). В Индонезии сейчас действуют разные типы свободных экономических зон (СЭЗ), включая зоны свободной торговли (ЗСТ) и свободные порты (СП), туристические зоны, технопарки, промышленные парки и специальные экономические зоны. В статье дана характеристика законодательного регулирования СЭЗ в Индонезии. Подробно рассмотрены нормы Закона 2009 г., включая понятие СЭЗ, ее критерии, система управления, пакет льгот, гарантируемый резидентным компаниям. Автор рассматривает практику функционирования ЗСТ Батам, Бинтан и Каримун, технопарков и туристических зон, анализирует показатели их деятельности, а также выявляет их проблемы. Успешный опыт функционирования СЭЗ и необходимость стимулирования экономического роста страны поставили задачу образования новых СЭЗ - 11 специальных экономических зон, 100 технопарков и 5 морских технопарков - к 2019 г. Так, намечено образовать не менее одного технопарка в каждой провинции и в каждом городе страны в целях содействия переходу к инновационной экономике. Индонезийский опыт функционирования различных типов СЭЗ оказался достаточно эффективным и позволяет сделать определенные выводы для российской практики зонирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE ECONOMIC ZONES IN INDONESIA

The article is devoted to Indonesia's politics of FEZs, which began in the 1970s. However, the first experience was unsuccessful. The second stage began in the late 1980s when the first economic growth triangle (GT) SIJORI was created by three countries - Indonesia (province Riau), Singapore and Malaysia (province Johor). Later it was transformed into the South Growth Area. Now Indonesia is a participant of two other growth triangles - North GA (Indonesia-Malaysia-Thailand) and BIMP-EAGA (Brunei-Indonesia-Malaysia-Philippines). In Indonesia, there are free trade zones (FTZs), tourist zones, technoparks, industrial parks and special economic zones. The article deals with legal regulation of FEZs in Indonesia. There are details of the Indonesian Law of 2009, including the concept of FEZ, its criteria, management system, and preferences package, guaranteed for resident companies. The author analyzes the functioning of Batam, Bintan and Karimun FTZs, technoparks and tourist FEZs, their economic performance and problems. Effectiveness of the Indonesian FEZs policy and the task to accelerate the national economic growth have initiated the concept to create 11 special economic zones, 100 technoparks and 5 marine technoparks to 2019. There is a plan to develop at least one technopark in each province and each city aimed at transforming the national economy to an innovative one. The Indonesian practice of different kinds of free economic zones is to be effective and gives an opportunity to make some recommendations for Russia.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ИНДОНЕЗИИ»

ЭКОНОМИКА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

THE ECONOMY: EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS

УДК 339.923

Г.М. Костюнина1

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России, г. Москва, Россия

E-mail: [email protected]

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ИНДОНЕЗИИ

Аннотация. В статье рассмотрена индонезийская практика зонирования, которая берет начало с 1970-х гг., хотя первый опыт оказался неудачным. Вторым этапом является период с конца 1980-х гг., когда был создан «треугольник экономического роста» СИДЖОРИ (Singapore - Johor - Riau, SIJORI), объединивший приграничные регионы Сингапура, Малайзии (штат Джохор) и Индонезии (провинция Риау), позднее преобразованный в Южную зону роста. Страна также участвует еще в двух «треугольниках экономического роста» - Северной зоне роста (Индонезия - Малайзия -Таиланд) и Восточноасеановской зоне роста (Бруней - Индонезия - Малайзия - Филиппины).

В Индонезии сейчас действуют разные типы свободных экономических зон (СЭЗ), включая зоны свободной торговли (ЗСТ) и свободные порты (СП), туристические зоны, технопарки, промышленные парки и специальные экономические зоны. В статье дана характеристика законодательного регулирования СЭЗ в Индонезии. Подробно рассмотрены нормы Закона 2009 г., включая понятие СЭЗ, ее критерии, система управления, пакет льгот, гарантируемый резидентным компаниям. Автор рассматривает практику функционирования ЗСТ Батам, Бинтан и Каримун, технопарков и туристических зон, анализирует показатели их деятельности, а также выявляет их пробле-

1 Галина Михайловна Костюнина, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры МЭО и ВЭС МГИМО (Университет) МИД РФ, г. Москва, Россия.

Для цитирования: Костюнина, Г.М. Свободные экономические зоны в Индонезии // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 1-2. С. 23-41.

© Костюнина Г.М., 2016

мы. Успешный опыт функционирования СЭЗ и необходимость стимулирования экономического роста страны поставили задачу образования новых СЭЗ - 11 специальных экономических зон, 100 технопарков и 5 морских технопарков - к 2019 г. Так, намечено образовать не менее одного технопарка в каждой провинции и в каждом городе страны в целях содействия переходу к инновационной экономике. Индонезийский опыт функционирования различных типов СЭЗ оказался достаточно эффективным и позволяет сделать определенные выводы для российской практики зонирования.

Ключевые слова: свободная экономическая зона (СЭЗ), технопарк, специальная экономическая зона, туристическая СЭЗ, зона свободной торговли, свободный порт, Индонезия, Южная зона роста, Северная зона роста, Восточноасеановская зона роста, Батам, Бинтан, Каримун.

Galina M. Kostyunina1

MGIMO (University), Moscow, the Russian Federation

E-mail: [email protected]

FREE ECONOMIC ZONES IN INDONESIA

Abstract. The article is devoted to Indonesia's politics of FEZs, which began in the 1970s. However, the first experience was unsuccessful. The second stage began in the late 1980s when the first economic growth triangle (GT) SIJORI was created by three countries - Indonesia (province Riau), Singapore and Malaysia (province Johor). Later it was transformed into the South Growth Area. Now Indonesia is a participant of two other growth triangles - North GA (Indonesia-Malaysia-Thailand) and BIMP-EAGA (Brunei-Indonesia-Malaysia-Philippines). In Indonesia, there are free trade zones (FTZs), tourist zones, technoparks, industrial parks and special economic zones. The article deals with legal regulation of FEZs in Indonesia. There are details of the Indonesian Law of 2009, including the concept of FEZ, its criteria, management system, and preferences package, guaranteed for resident companies. The author analyzes the functioning of Batam, Bintan and Karimun FTZs, technoparks and tourist FEZs, their economic performance and problems. Effectiveness of the Indonesian FEZs policy and the task to accelerate the national economic growth have initiated the concept to create 11 special economic zones,

1 Galina M. Kostyunina - Doctor of Science (World Economy), professor, Professor of the Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations MGIMO (University), Moscow, the Russian Federation.

For citation: Kostyunina, G.M. Free economic zones in Indonesia // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. № 1-2. P. 23-41.

100 technoparks and 5 marine technoparks to 2019. There is a plan to develop at least one technopark in each province and each city aimed at transforming the national economy to an innovative one. The Indonesian practice of different kinds of free economic zones is to be effective and gives an opportunity to make some recommendations for Russia.

Keywords: free economic zone (FEZ), technopark, special economic zone, tourist zone, free trade zone, free port, Indonesia, South Growth Area, North Growth Area, East ASEAN Growth Area, Batam, Bintan, Karimun.

История развития СЭЗ в Индонезии. Трансграничная зона как первый успешный опыт политики зонирования

Первая СЭЗ была создана в Индонезии в 1973 г. Но практика оказалась неуспешной. Поэтому фактически датой начала формирования индонезийских зон считается 1988 г., когда стал действовать треугольник роста Сингапур - штат Джохор (Малайзия) - провинция Риау (Индонезия), или СИДЖОРИ (Singapore - Johor - Riau, SIJORI).

В 1990 г. было ратифицировано Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве по развитию провинции Риау в целях привлечения и защиты иностранных инвестиций. Оно предусматривало упрощение процедур поставки товаров; совместное развитие туристических зон; сотрудничество в сферах промышленности и технологий в Риау; упрощение налогообложения и процедур въезда/выезда иностранных граждан. В 1994 г. подписан Меморандум о взаимопонимании, который официально закрепил создание «треугольника» СИДЖОРИ.

В 1996 г. было решено расширить территорию СИДЖОРИ за счет включения трех штатов Малайзии и шести провинций Индонезии. С расширением общей территории треугольник был переименован в Южную зону роста, хотя и часто применяется термин «треугольник роста СИДЖОРИ». В итоге совокупная территория Южной зоны роста составила 334 тыс. кв. км и численность населения - 35 млн человек.

Цель Южной зоны роста состоит в расширении и укреплении экономических связей субрегиона, оптимизации взаимозависимости между тремя странами. Она является примером трансграничной СЭЗ как территории, включающей приграничные районы двух и более стран, призванной стимулировать их экономическое развитие на основе преференциальной политики, финансового субсидирования со стороны государства и частнопредпринимательского сектора, предоставления адекватной инфраструктуры для реализации долгосрочных макро- и микроэкономических задач [1, с. 169].

В основу Южной зоны роста положено внутрирегиональное вертикальное разделение труда между Сингапуром, приграничными регионами Малайзии и

Индонезии. Сингапур выступает как центр промышленности и деятельности транснациональных компаний (ТНК), крупный торговый и банковский центр. Для Сингапура требовался перевод трудоемких отраслей в страну с более дешевой рабочей силой, каковой и оказалась Индонезия, экономика которой нуждалась в создании новых рабочих мест. Индонезия также стала важным поставщиком воды, столь необходимой для сингапурской экономики.

Немалую роль в развитии Южной зоны роста сыграла либерализация допуска иностранных инвестиций в Индонезию, в том числе было разрешено создавать предприятия со 100%-й иностранной собственностью. На территории зоны роста были образованы два совместных сингапуро-индонезийских предприятия. Одно - по развитию инфраструктуры Риау, второе - для целей сооружения инфраструктурных объектов на Бинтане.

Сингапур стал одним из ведущих инвесторов в экономику Батама (70% иностранных компаний находятся в собственности сингапурских инвесторов). Основные инвестиционные потоки приходятся на четыре СЭЗ Индонезии, входящие территориально в Южную зону роста - промышленный парк Батаминдо, промышленный парк Бинтан, международный курорт Бинтан, морской и промышленный комплекс Каримун, которые привлекли в общей сумме 4 млрд долл. иностранных инвестиций. Создано 100 тыс. новых рабочих мест, а совокупные экспортные доходы составляют 2,5 млрд долл. в среднем ежегодно.

В рамках Южной зоны роста сформировался промышленный кластер, в котором главную роль играют химическая отрасль (33,9% совокупного объема производства), электроника (27,5%), производство оптических инструментов (11,3%), транспортное машиностроение (10,0%), биомедицинская отрасль (9,8%) и отрасли общего производства, включая пищевую (7,5%). Общая численность занятых в зоне роста равна 417,7 тыс. чел., общий объем промышленного производства - 300,7 млн долл. и добавленной стоимости - 60,2 млн долл. [2, р. 15].

В целом, Южная зона роста является удачным примером трансграничной зоны, призванной повысить конкурентоспособность экономик участвующих регионов на основе использования сравнительных преимуществ за счет географической близости и высокой экономической взаимозависимости. Реальные результаты достигнуты в сферах развития инфраструктуры, привлечения прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) и создания новых рабочих мест. Однако сохраняются и проблемы, связанные с недостаточно благоприятным предпринимательским климатом, сохранением ограничений в отношении трансграничных потоков лиц; нерешенностью миграционных и социальных вопросов. В последнее десятилетие интерес к зоне снизился в связи с правовым статусом свободных портов Батам, Бинтан и Каримун (ББК), но, например, Малайзия призывает партнеров возродить Южную зону роста.

Индонезия также участвует и в двух других зонах экономического роста - в Северной совместно с Малайзией и Таиландом, а также в Восточно-асеановской зоне роста вместе с Брунеем, Малайзией и Филиппинами, созданных в начале 1990-х гг. и функционирующих в настоящее время.

Зона экономического роста Индонезия - Малайзия - Таиланд, или Северная зона роста (Indonesia - Malaysia - Thailand, IMT-GT), была инициирована в 1993 г. Она состоит из 32 регионов, в том числе 14 провинций на юге Таиланда, 8 северных штатов Малайзии и 10 провинций на о-ве Суматра в Индонезии. Совокупная площадь зоны равна 602,3 млн кв. км, а численность населения - 78,2 млн человек.

Основные цели Северной зоны роста включают:

- содействие внутрирегиональной и межрегиональной торговле и инвестициям, повышение темпов роста сельскохозяйственного производства, АПК и туризма;

- укрепление инфраструктуры; развитие человеческих ресурсов;

- активизацию мобильности рабочей силы;

- укрепление защиты окружающей среды и управления природными ресурсами;

- активизацию институциональных соглашений и механизмов сотрудничества, включая государственно-частное партнерство;

- использование преимуществ экономических коридоров.

В зоне роста создано пять экономических коридоров:

1. Коридор Сонгхла - Пинанг - Медан;

2. Коридор Малаккского пролива;

3. Коридор Банда - Ачех - Медан - Пеканбару - Палембанг;

4. Коридор Мелака - Думай;

5. Коридор Ранонг - Пхукет - Ачех.

Первая Дорожная карта развития Северной зоны роста была утверждена в 2007 г. на период 2007-2011 гг. В 2011 г. утверждена вторая Дорожная карта Северной зоны роста и План ее развития на 2012-2016 гг. В рамках зоны реализуются проекты по экономической связности в сферах электроэнергетики, воздушного и морского транспорта. Утверждена инициатива по развитию «зеленых» городов и особой приграничной зоны. Так, например, на территории Индонезии сооружаются такие проекты, как линии электропередач Мелака (Малайзия) - Пеканбару (Индонезия), «зеленый» город в Медане, морской путь Мелака (Малайзия) - Думай (Индонезия), строительство шоссейной дороги Бинжаи - Медан - Тебинг Тингги; строительство аэропорта в Медане; модернизация порта Думай. В целях поощрения туризма устранены или снижены туристические сборы внутри зоны роста, разрешены безвизовые поездки граждан стран-членов, ведется строительство 3-звездочных отелей, развивается медицинский и внутренний туризм.

За 2005-2012 гг. совокупный ВВП Северной зоны вырос с 336 до 523 млрд долл. по паритету покупательной способности (1111С), или в 1,56 раза, а среднедушевой ВВП - с 4875 до 6690 долл., или в 1,37 раза (табл. 1) [3, р. 19, 23].

Таблица 1

Динамика основных экономических показателей деятельности Северной зоны роста в 2005-2012 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

ВВП, млрд долл. 336,1 362,9 388,8 404,6 409,7 452,2 487,5 523,0

Доля Индонезии в ВВП, % 44,7 43,9 44,0 44,2 43,9 43,1 43,7 45,6

Среднедушевой ВВП, долл. 4875 5175 5449 5575 5553 6023 6412 6690

Экспорт, млрд долл. 156,8 180,2 197,1 223,7 178,2 231,8 275,2 267,1

Доля Индонезии, % 15,5 16,3 17,9 20,7 19,5 21,4 24,2 23,2

Импорт, млрд долл. 121,5 137,3 152,7 176,2 138,6 183,4 214,1 223,5

Доля Индонезии, % 6,3 5,3 4,8 11,3 10,7 9,8 10,7 11,6

Источник. Составлено на основе: IMT-GT Statistical Figures and Trends. May 2014. ADB, 2014. 130 р.

Участие в деятельности данной зоны особенно важно для экономики Малайзии (доля национального ВВП в совокупном ВВП зоны равна 45,6%), что касается экономик Индонезии и Таиланда, то доля Северной зоны роста составляет 19,4% и 9,3% соответственно. [3, р. 24].

Уровень безработицы снизился с 8,6% до 4,3% за 2005-2012 гг. Стоимостной объем экспорта увеличился за рассматриваемый период с 156,8 до 267,1 млн долл., или в 1,7 раза, а импорта - с 121,5 до 223,5 млн долл., или в 1,84 раза. На долю Северной зоны роста приходится 41,4% экспорта и 35,1% импорта трех стран [3, р. 33]. Удельный вес Индонезии в совокупном экспорте зоны вырос с 15,5% до 23,3%, а в совокупном импорте - с 6,3% до 11,6% за 2005-2012 гг.

Как можно заметить по приведенным статистическим показателям, Северная зона роста отличается динамикой роста, при этом участие в ее деятельности для индонезийской экономики растет. Ее сравнительные преимущества связаны с экономической взаимодополняемостью, географической близостью и тесными историческими, культурными и языковыми связями между странами-членами.

Законодательное регулирование СЭЗ

В 1996 г. Президентский декрет № 41 определил условия формирования промышленных зон в Индонезии; также в 1996 г. был принят Президентский декрет № 33 о таможенных зонах и таможенных складах; в 2000 г. Декрет № 150 об интегрированных зонах. В 2000 г. подписан Закон № 1 о зонах свободной торговли и свободных портах, в 2007 г. в него внесены изменения.

Технопарки в Индонезии создаются на основе Закона № 18, 2002 г. О Национальной системе исследований, развития и внедрения науки и технологий. Он определяет цели национальной инновационной системы, права администрации регионов в создании научных центров и их инфраструктуры, их функции по разработке пакета льгот и регистрации компаний.

Ныне действующее законодательство - Закон Республики Индонезия № 39, 2009 г. О специальных экономических зонах. Под СЭЗ понимается зона внутри территориальных границ региона, призванная выполнять утвержденные функции, предоставлять объекты инфраструктуры и пакет льгот резидентным компаниям. Цели формирования СЭЗ состоят в получении геоэкономических и геостратегических преимуществ, развитии промышленности, содействии экспорту и создании рабочих мест.

Закон определяет критерии, которым должна удовлетворять зона: (1) соответствовать плану экономического развития региона; (2) иметь поддержку со стороны администрации региона; (3) быть расположенной вблизи морских транспортных путей или обладать запасами природных ресурсов; (4) иметь четкие границы.

Процесс формирования СЭЗ и обустройства инфраструктуры не должен превышать 3 года, хотя возможно продление на 2 года при условии положительной оценки деятельности зоны.

Управление специальной экономической зоной осуществляет Национальный совет и Совет СЭЗ. Национальный совет состоит из министров и глав прочих правительственных структур. Его полномочия включают разработку национального плана развития СЭЗ, общей политики и стратегии направлений деятельности зоны, определение стандартов деятельности и инфраструктуры, проведение обзора направлений функционирования СЭЗ, решение стратегических проблем, проведение мониторинга и оценки эффективности деятельности зоны.

В Совет СЭЗ входят представители федерального правительства и региональной администрации. Он подотчетен Национальному совету и призван реализовывать политику, определяемую Национальным советом, назначает Администратора СЭЗ, ведет контроль, оценку и координацию выполнения Администратором зоны своих обязанностей, готовит отчет о результатах деятельности зоны.

Резидентным компаниям гарантируется пакет льгот. Налоговые льготы включают сниженную ставку налога на прибыль, сниженную ставку налога на собственность, дополнительные налоговые льготы устанавливаются для отдельных СЭЗ региональными властями. Торговые стимулы - освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин и акцизных сборов, а от НДС и налога с продаж освобождаются товары роскоши.

Закон регулирует трудовые вопросы, ответственность за которые несет трехсторонняя специальная комиссия. Вопросы установления минимальной оплаты труда в каждой СЭЗ решает Совет по оплате труда, создаваемый по инициативе губернатора штата, на территории которого действует зона.

Формирование профсоюза относится к компетенции конкретной резидентной компании. В компаниях с действующим профсоюзом подписывается коллективное трудовое соглашение между профсоюзным комитетом и работодателем.

Направления развития индонезийских СЭЗ определены в Мастер-плане ускорения и расширения экономического развития Индонезии до 2025 г., который утвержден Президентским регламентом № 32, 2011 г.

Пакет льгот, указанный в Законе 2009 г., в последующем был дополнен такими стимулами, как: (1) льготы по уплате местных налогов; (2) отсутствие лицензирования предпринимательской деятельности; (3) режим «одного окна», позволяющий сократить издержки и время прохождения соответствующих процедур.

Современный этап развития индонезийских СЭЗ

Цели формирования СЭЗ в Индонезии включают интеграцию экономики страны в мировую экономику; привлечение иностранных инвестиций; превращение Индонезии в региональный центр промышленного производства на основе использования сравнительных преимуществ, таких как дешевая рабочая сила, природные ресурсы, близость к региональным рынкам сбыта.

В индонезийской практике зонирования применяются такие типы СЭЗ, как зоны свободной торговли и свободные порты, промышленные парки, технопарки, туристические зоны, специальные экономические зоны.

В стране функционируют 4 зоны свободной торговли, 8 специальных экономических зон, включая 2 туристических СЭЗ, 79 промышленных парков, 4 технопарка и 1 эколого-промышленный парк (табл. 2).

Отраслевая структура зональной экономики дифференцирована от производства пальмового масла до нефтехимии и туристических услуг.

Наибольшее развитие в практике Индонезии получили зоны свободной торговли как географически ограниченные территории, расположенные вблизи аэропорта, морского или речного порта, на перекрестке основных коммуникационных и транспортных путей, выведенные за пределы национальной таможенной территории для ведения экспортно-импортных опера-

ций, содействия экономическому развитию, в которых предоставляются налоговые и прочие льготы для зарегистрированных компаний [4, с. 229].

Таблица 2

Свободные экономические зоны в Индонезии

Название СЭЗ Отрасли

Специальные экономические зоны - 8

Сени Манги Производство пальмового масла. Переработка натурального каучука. Производство удобрений. Логистика. Туризм.

Танджунго Апи-Апи Переработка натурального каучука. Нефтепереработка. Нефтехимия.

Малая Батута Транс Калимантан Производство пальмового масла. Логистика.

Битунг Рыбопереработка. Фармацевтика. Логистика. Различные отрасли производства.

Палу Промышленность. АПК. Добыча никеля, железной руды и золота. Логистика.

Моротай Туризм. Рыбопереработка. Логистика.

Танджунг Лесунг Туризм.

Мандалика Туризм.

Зоны свободной торговли - 4: Батам, Битунг, Каримун, Сабанг

Промышленные парки - 79

Технопарки - 4: Бандунг, Соло, Сикаран, Пуспиптек

Экопарк Макассар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник. Составлено на основе: [6] и [7].

Зоны свободной торговли в Индонезии

Зоны свободной торговли (ЗСТ) и свободные порты Батам, Бинтан и Каримун (ББК) имеют стратегическое географическое положение на перекрестке международных транспортных путей, вблизи Сингапура, Малайзии, Китая, Индии и Австралии.

Отрасли этих зон тесно взаимосвязаны с сингапурскими отраслями хозяйства. В частности, строительство промышленных парков Батам и Бинтан осуществлено на основе сингапурских инвестиций.

В 2006 г. Индонезия и Сингапур подписали Рамочное соглашение по экономическому сотрудничеству на островах ББК в целях развития одноименных свободных экономических зон. Приоритетными сферами взаимных экономических связей стали инвестиции, налогообложение, финансы, таможенные процедуры, перемещение лиц и развитие инфраструктуры. Оно позволило создать совместную трансграничную зону.

В 2007 г. был опубликован Правительственный регламент № 46 о зонах ББК, на основе которого были образованы три зоны свободной торговли и свободные порты.

Для зарегистрированных компаний утверждены следующие правила. Торговля товарами, ввозимыми на территорию зоны и вывозимыми из нее, ведется только лицензированными компаниями и только товарами, имеющими прямое отношение к производственной деятельности резидентных компаний. Экспортно-импортные операции осуществляются в порту/аэропорту, на территории которых товары не подлежат уплате НДС. Товары также освобождаются от импортных таможенных пошлин и подоходного налога.

Как и любые ЗСТ, рассматриваемые зоны выведены за пределы национальной таможенной территории, т.е. подпадают под принцип экстерриториальности. На практике это означает, что товары не декларируются в качестве импортных, но в случае вывоза на национальную таможенную территорию считаются импортными и подлежат таможенному обложению с импортной стоимости товара.

Инвестору предоставляется возможность приобретения права на землю сроком на 30 лет с возможной двукратной пролонгацией на 10 лет и право аренды земли сроком на 50 лет с двукратной пролонгацией на 15 лет.

Совокупный объем вложенных инвестиций в экономику ББК составил 900,4 млн долл. в 161 инвестиционный проект в 2011 г. (см. табл. 3).

Таблица 3

Инвестиции в экономике зон свободной торговли Индонезии в 2011 г.

Зона Иностранные Кол-во проек- Национальные Кол-во

свободной инвестиции, тов с ино- инвестиции, проектов с

торговли млн долл. странными ин- млн долл. национальными

вестициями, инвестициями,

ед. ед.

Каримун - - 5 1

Бинтан 36 3 8 1

Батам 584,4 88 267 68

Всего 620,4 91 280 70

Источник. Muzlavardi A. Special Economic Zone Policy Through Free Trade Zones: Batam, Bintan and Karimun Case Analysis. P. 8.

Батам стал ЗСТ еще в рамках «треугольника роста» СИДЖОРИ, а в 2007 г. получил юридический статус сроком на 70 лет. Территория зоны составляет 415 кв. км.

Батамская промышленность условно разделена на две сферы: отрасли первого подразделения (судостроение, металлургия) и отрасли второго подразделения (электроника, производство одежды и пластмасс). В ЗСТ сосредоточено производство продукции электроники благодаря сингапурским инвестициям. Зона по праву считается одним из крупнейших в мире центров электроники. Так, например, объем производства электрического оборудования равен 1486,2 млн долл. в 2014 г. [5, р. 15]. Развитие электроники на Батаме стало возможным в результате аутсорсинга данного производства с территории Сингапура по причинам нехватки земли и более дорогой рабочей силы. На территории острова размещено 25 промышленных зон, принадлежащих частному капиталу.

В 2013 г. темп прироста ВВП Батама составил 8,39%, тогда как в стране - 6,3%. Объем налоговых поступлений в бюджет страны - ГОЯ1 1,1 млрд [6].

В 2013 г. в экономику Батама вложено 15,7 млрд долл., в том числе 43,2% иностранные инвестиции (6,8 млрд долл.), 37,1% внутренние инвестиции (5,8 млрд долл.) и 19,7% правительственные капиталовложения (3,1 млрд долл.) [7].

Сингапур является главным инвестором, на долю которого приходится 70% всех иностранных инвестиций и экспортных поставок. На основе сингапурских капиталовложений реализовано более 300 инвестиционных проектов в Риау в период 2006-2013 гг. Численность занятых составляет около 336 тыс. чел, в том числе 330 тыс. местных жителей и 5970 иностранцев в основном из Сингапура и Индии [8].

В 2010 г. была утверждена Дорожная карта развития зоны свободной торговли Батам (схема 1).

Схема 1. Дорожная карта развития ЗСТ Батам

1 ГОЯ - индонезийская рупия.

Современная стратегия развития Батама исходит из концепции формирования экологически чистого, зеленого и комфортного города на основе реализации низкоуглеродных технологий, передачи знаний в рамках образования, подготовки кадров и сооружения инфраструктуры.

Преимущества для резидентных компаний на Батаме: (1) стратегическое положение в Малаккском проливе на пересечении глобальных транспортных маршрутов и вблизи Сингапура; (2) дешевая рабочая сила; (3) более развитая инфраструктура, чем в других регионах страны; (4) программа «одного окна», когда процесс одобрения не превышает 20 рабочих дней; (5) привлекательный регион для развития туризма; (6) центр развития судостроения (более 150 компаний); (7) центр производства электроники. По оценкам, использование преимуществ регистрации и ведения предпринимательской деятельности на Батаме позволяет сократить предпринимательские издержки на 20% [6].

Основные проблемы ЗСТ Батам, как и в целом индонезийских свободных экономических зон, следующие: (1) невысокий уровень развития и нехватка объектов инфраструктуры, в том числе нехватка воды и электроэнергии (при этом инфраструктура на территории СЭЗ более развита, чем в среднем по стране); (2) жесткое регулирование допуска иностранных инвестиций, включая запрет на использование сырья из вторичных материалов; (3) бюрократизация; (4) регулирование трудовых отношений.

Наличие этих проблем негативно сказывается на эффективности деятельности СЭЗ. Так, вследствие споров по трудовым вопросам ряд компаний вывели производство из Индонезии (PT Exas, PT BJ Industries, PT Panasonic Battery Batam, PT Casio Electronics Indonesia). Причинами стали требование занятых о повышении оплаты труда и нарушение компаниями трудового законодательства.

Минимальный уровень оплаты труда в СЭЗ ниже, чем в стране в целом. Такова практика Панамы, Коста-Рики, Пакистана и Индонезии [9, с. 14].

В 2012 г. минимальная заработная плата на Батаме составляла 1402 тыс. IDR (145 долл.), что ниже, чем в других регионах страны. Например, в Джакарте минимальная оплата труда равна 1529,2 тыс. IDR, в восточной Яве - 1402 тыс. IDR [5]. В 2013 г. минимальная заработная плата на Батаме возросла до 2040 тыс. IDR (210 долл.). Рост оплаты труда снижает конкурентные преимущества рассматриваемой зоны свободной торговли, прежде всего, перед соседними странами - Малайзией, Таиландом, Китаем и Вьетнамом.

Что касается нарушения трудового законодательства Индонезии, то на территории СЭЗ не соблюдаются нормы социального страхования, не выполняется требование заключения трудовых контрактов (они применяются только в ряде услуг, но не в производстве). Таким образом, на Батаме не гарантируется защита прав занятых.

Еще одна проблема ЗСТ Батам связана с отсутствием на острове крупного порта, через который осуществлялись бы транспортные перевозки в зарубежные страны, что ведет к необходимости использования посредников, а значит, увеличивает транспортные издержки.

Но в целом зона свободной торговли Батам, как и Бинтан и Каримун, функционирует эффективно благодаря содействию росту занятости, притоку инвестиций, расширению экспорта и экономическому росту региона.

Туристические СЭЗ

В Индонезии действуют 15 туристических зон, которые имеют стратегический характер. Туризм стал приоритетным направлением развития экономики страны с конца 1980-х гг., когда была утверждена национальная программа «Посетите Индонезию в 1990-е гг.». Она ставила цели увеличить количество иностранных туристов до 6,5 млн человек в год, повысить объем доходов от туризма до 9 млрд долл. и увеличить численность занятых в сфере туризма до 90 тыс. человек [4, с. 360]. В официальных документах определены три направления туризма: внутренний, международный и производство туристической продукции. Развиваются разные виды туризма: исторический, культурный, природный, экологический, кулинарный, шоппинг, рекреационный, оздоровительный.

Согласно Всемирному экономическому форуму, Индекс конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма Индонезии равен 3,9, что равнозначно 79 месту из числа 139 стран мира. По ценовой конкурентоспособности страна занимает 4-е место, по культурному наследию - 39-е и по биоразнообразию и природным красотам - 17-е место в мире.

Рост внимания к туристическим СЭЗ связан с ролью туризма в экономике Индонезии. Туризм является 5-й статьей валютных доходов после нефти и газа, пальмового масла, угля, натурального каучука. В 2014 г. суммарное количество иностранных туристов составило 7,6 млн человек, которые принесли валютные доходы в объеме 8,5 млрд долл. [10, р. 3]. Основные туристические потоки идут из Великобритании, Сингапура, Австралии и еще других 16 государств, включая Россию.

Утвержден Мастер-план развития туризма в Индонезии на 20102025 гг., который призван поддержать устойчивое развитие туризма, создать новые рабочие места, сократить уровень бедности, сохранить экологию.

В 2013 г. совокупные инвестиции в сферу туризма равнялись 729 млн долл., что в 3 раза больше показателя 2012 г. Доля этой сферы составляет 4,73% национального производства, 4,06% ВВП, 6,87% занятых и 4,16% налоговых поступлений в бюджет страны [10, р. 5].

Самой популярной индонезийской туристической СЭЗ является зона Бали, на которую приходится до 1/3 всех иностранных туристов, посещающих страну, или в абсолютном выражении 3 млн человек в среднем еже-

годно. Туризм здесь развивается еще с 1926 г., со времен датской оккупации. Средняя продолжительность пребывания туриста - 9 дней, а сумма финансовых ресурсов, которую оставляет каждый турист, в среднем равна 80 долл. Туризм выступает важной отраслью экономики Бали, на его долю приходится 14% национального экспорта, численность занятых равна 3,4 млн человек [4, с. 362].

В 2015 г. правительство Индонезии приняло решение о создании к 2020 г. туристической зоны Танджунг Лесунг на базе известного курорта. Зона расположена на западе Явы на территории в 1,3 тыс. кв. га. Ее развитие позволит создать 200 тыс. новых рабочих мест, в том числе не менее 70% для местных жителей. Хотя зона является действующим курортом, но отличается слабостью инфраструктуры. В 2016 г. запланировано вложить в объекты инфраструктуры трех туристических зон, включая Танджунг Ле-сунг, 20 трлн ГОЯ [10].

Технопарки как приоритетное направление индонезийской политики зонирования

Огромную роль в инновационном развитии любого государства играют технопарки. По определению Международной ассоциации научных парков, под технопарком понимается институциональная структура, управляемая профессионалами, призванными повысить благосостояние нации на основе содействия инновациям и конкурентоспособности, где участвуют бизнес-структуры и институты. Для достижения этих целей парк оказывает содействие и управляет потоками технологий и знаний университетов, исследовательских институтов, фирм; стимулирует создание и деятельность инновационных фирм на основе процессов инкубации и роста; оказывает другие услуги с добавленной стоимостью и предоставлением высококлассных помещений и объектов.

Согласно ВЭФ, Индонезия занимает 34-е место среди 142 государств мира по Индексу глобальной конкурентоспособности в 2014-2015 гг. По инновациям: 22-е место по инновационным мощностям, 41-е место по качеству НИИ, 24-е место по объему расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), 30-е место по уровню взаимосвязей между университетами и промышленностью, 13-е место по численности исследователей и инженеров, 13-е место по госзакупкам в сфере высокотехнологической продукции, 106-е место по количеству патентов в сфере прав интеллектуальной собственности.

Стратегической целью индонезийского руководства в трансформации индонезийской экономики к экономике, основанной на инновациях, является реализация концепции «1-7-4-7 инновационных инициатив». Она предусматривает увеличение расходов на НИОКР до 1% ВВП страны, 7 шагов по повышению эффективности инновационной системы, 4 модели ускорения экономического роста и 7 целей Видения - 2025.

В частности, 7 шагов по повышению эффективности инновационной системы включают: (1) пакет льгот и правила регулирования по поддержке инноваций и использованию национальной продукции; (2) улучшение качества и рост миграции рабочей силы; (3) развитие инновационных центров по поддержке малого и среднего предпринимательства; (4) рост оплаты труда исследователей; (5) повышение уровня развития инфраструктуры; (6) стимулирование системы финансирования НИОКР; (7) создание инновационных кластеров [11, p. 47].

В Индонезии создано 4 технопарка - Бандунг, Соло, Сикаран и Пуспиптек.

Одним из известных технопарков является технопарк Соло, расположенный в провинции Суракарта. Он был создан на основе Декрета 2009 г. № 900. Акционерами парка выступают региональное правительство, исследователи, бизнесмены и финансисты.

В основу его деятельности положена концепция «трехсторонней спирали» (Tripple Helix), разработанная еще в 2000 г. Этсковицем и Лейде-сдорффом. В соответствии с ней технопарк работает на основе трехстороннего сотрудничества: университет, промышленность и правительство провинции.

Технопарк разделен на три зоны. Первая - зона подготовки и инкубации, вторая - зона НИОКР и информационных технологий, третья - зона промышленности и торговли.

Основные направления деятельности Соло - повышение квалификации кадров, включая сферу промышленности и образования, организация производственной практики студентов вузов, бизнес-инкубатор для программ подготовки кадров.

Еще один технопарк - Бандунг имеет иные цели деятельности как посредник между исследователями, бизнесменами, промышленностью, правительством и обществом. Но технопарк не имеет поддержки со стороны региональной администрации, что негативно сказывается на его функционировании. Преимуществом данного технопарка является реализация концепции «четверной спирали», в которой действуют 4 актора. Бандунг призван стимулировать производство инновационной продукции, базирующейся на современных технологиях; формировать старт-апы; проводить коммерциализацию исследований по таким направлениям, как информационно-компьютерные технологии, робототехника, автоматизированные системы, экология и энергетика.

С 1976 г. ведет деятельность старейший технопарк страны - Индонезийский центр по науке и технологиям Пуспиптек, который расположен вблизи центра Джакарты. Направления деятельности - исследования, ремонт и тестирование оборудования, подготовка кадров в сферах металлургии, физики, химии, приборостроения, качества окружающей среды, ядер-

ной энергетики. По своим функциям Пуспиптек является исследовательским парком, который не связан с промышленностью, компаниями и правительством в целях коммерциализации технологий. В 2015 г. поставлена задача трансформации данного парка в технологический, имеющий тесную взаимосвязь с промышленностью, под названием Индонезийский научный и технологический парк.

Одна из проблем функционирования индонезийских технопарков - сохранение невысокого уровня связей между университетами, НИИ и промышленностью. Так, лишь 12% отраслей промышленности имеют такие связи, а 88% отраслей проводят НИОКР самостоятельно. Другая проблема -низкий объем отчислений из ВВП на НИОКР - 0,09% в 2014 г. [11, р. 8].

Государственная программа развития и сооружения технопарков ставит цель образовать 100 новых технопарков. Модели планируемых технопарков: (1) национальный технопарк как центр развития науки и высоких технологий; (2) национальный парк в каждой провинции как провайдер знаний и новых технологий; (3) технопарк в городе как центр науки и технологий, призванный стимулировать развитие экономики, подготовку кадров и распространять технологии. В основу новых технопарков положена уже упоминавшаяся концепция «тройной спирали».

Также правительство инициировало формирование 5 морских технопарков по повышению эффективности рыбоперерабатывающей промышленности на о. Натуна в Риау, районе Симеилеи в Ачехе, о. Сангихеди в Северном Сулавеси и районах Малуку и Марауке в Папуа. Намечено выделить 17 млрд ГОЯ (1,2 млн долл.) сроком на 5 лет.

Индонезийская практика СЭЗ и выводы для России

Успешность функционирования свободных экономических зон стимулировала принятие в 2011 г. решения о формировании новых СЭЗ в Индонезии и утверждении так называемого Шестого пакета стимулов для резидентных компаний зон. В данный пакет вошли такие расширенные льготы, как (1) снижение ставки налога на доходы до 20-100% сроком на 25 лет; (2) возможность приобретения недвижимости на территории зоны; (3) разрешение импортировать сырье без уплаты НДС; (4) освобождение от НДС товаров, производимых на территории зоны, при условии продажи на внутреннем рынке; вместе с тем, товары подлежат уплате таможенных и акцизных сборов; (5) снижение ставки налога на развлечения на 50% для туристического, ресторанного и развлекательного бизнеса.

Установлены критерии получения льгот в рамках Шестого пакета: минимальный объем инвестиций (1) не менее 500 млрд ГОЯ для получения льгот сроком до 15 лет и (2) не менее 1 трлн ГОЯ для льгот сроком до 25 лет [12].

Правительство запланировало формирование новых 11 специальных зон, 15 промышленных парков и 100 технопарков. В новых СЭЗ акцент будет сде-

лан на развитии отраслей промышленности, включая каучуковое производство, нефтепереработку, производство пальмового масла, фармацевтику, производство рыбопродукции, нефтехимию. Практически во всех специальных зонах будет развита сфера логистики, а в ряде зон - туризм. Индонезийское руководство также намерено к 2019 г. организовать 10 туристических СЭЗ и 7 зон по добыче природных ресурсов и переработке рыбы.

В 2011 г. установлены связи ЗСТ Батам с российской Томской технико-внедренческой особой экономической зоной (ТВЗ) на основе подписанного Меморандума взаимопонимания. Сотрудничество развивается по таким направлениям, как развитие торговли и промышленности, обмен информацией и экспертами, совместная подготовка кадров, проведение исследований и реализация проектов на территории зон, установление контактов между предпринимателями двух стран, содействие регистрации и деятельности компаний на территории ЗСТ Батам и ТВЗ Томск.

Индонезийский успешный опыт политики зонирования позволяет сделать несколько важных выводов для России, где свободные экономические зоны развиваются с начала 1990-х гг. Но первые 15 лет оказались неудачными, новый этап в развитии российских СЭЗ начался с 2005 г., когда был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Созданы различные типы ОЭЗ, в том числе 6 промышленно-производственных, 5 технико-внедренческих, 4 туристско-рекреационных, 3 портовых зоны, а также есть две комплексные СЭЗ в Калининградской и Магаданской областях. В 2014 г. принят Федеральный Закон о развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Пока эффективна только практика промышленно-производственных зон и технико-внедренческих зон. Так, по данным журнала FDI Magazine, в 2012 г. ОЭЗ промышленно-производственного типа Алабуга вошла в список 50 крупнейших СЭЗ мира (40-е место), а по итогам 2014 г. признана самой эффективной зоной стран Центральной и Восточной Европы. Что касается портовых и туристско-рекреационных зон, то их практика неэффективна по различным показателям (количество занятых, объем вложенных инвестиций, объем производства продукции или услуг).

C учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы для России: (1) необходимость более активной поддержки, в том числе финансовой, со стороны государства, включая сооружение инфраструктуры; (2) принятие федерального закона о технопарках, что позволит упорядочить государственные меры регулирования и поддержки технопарков в стране; (3) расширение пакета льгот для технопарков с учетом их роли в инновационном развитии страны; пока технопарки работают на основе региональных и местных стимулов; (4) расширение объема передачи знаний и технологий от научных центров инновационным компаниям; (5) активи-

зация цепочки «технологии - бизнес - финансирование»; (6) создание зон свободной торговли с организацией на их территории экспортно-ориентированного производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костюнина, Г. М. Трансграничные свободные экономические зоны в зарубежных странах (на примере Китая) / Г. М. Костюнина, В. И. Баронов // Вестн. МГИМО - Университета. - 2011. - № 2. - С. 169-178.

2. Tan Yu Hui, R. Singapore's Untapped Hinterlands: Opportunities and Obstacles? Monetary Authority of Singapore / R. Tan Yu Hui. - Putrajaya Singapore, 2013. - 28 p.

3. IMT-GT Statistical Figures and Trends. May 2014. - Putrajaya : ADB, 2014. - 130 р.

4. Баронов, В. И. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской практики) / В. И. Баронов, Г. М. Костюнина. - М. : Магистр, 2013. - 560 с.

5. Hertanti, R. Workong and Living Conditions in Special Economic Zones. A Comparative Study between India and Indonesia / R. Hertanti, L. Ceresna-Chatuevedi. - Deli, November, 2012. - 46 p.

6. Investment Opportunities in the Batam Free Trade Zone of Indonesia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fccsingapore.com/eve nts/ investment-opportunities-batam-free-trade-zone-indonesia.

7. Doing Business in Batam Free Trade Zone [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.indosight.com/blog/doing-business-batam-free-trade-zone/.

8. Костюнина, Г. М. Регулирование трудовых отношений в свободных экономических зонах развивающихся стран // Труд за рубежом. -2009. - № 1. - С. 67-79.

9. Indonesia Focuses On Economic Zone Tourism In TanjungLesung [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.travelandtourworld.com/ news/article/indonesia-focuses-on-economic-zone-tourism-in-tanjung-lesung/.

10. Unleashing Tourism Potential [The Republic of Indonesia] [Электронный ресурс] // First Magazine. - 2012. - P. 52-56. - Режим доступа: file:///C:/Users/polikarpova.tv/Downloads/P52-56%20Minister%20 of%20Tourism%20(3).pdf.

11. Soenarso, W. Development of Science and Technology Parks in Indonesia to Support Innovation-Based Regional Economy: Concept and Early Stage Development / Soenarso W., D. Nugraha, Е. Lystianingrum // World Technopolis Review. - 2013. - Vol. 2, iss. 1. - P. 32-42.

12. Sixth Economic Policy Package of Indonesia Special Economic Zones [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indonesia-invest ments.com/news/todays-headlines/sixth-economic-policy-package-indonesia-special-economic-zones/item6128.

REFERENCES

1. Kostyunina G.M., Baronov V.I. The Cross-Border Free Economic Zones: China;s practice. VestnikMGIMO - Universitet, 2011, no. 1, pp.169-178. (In Russ.).

2. Tan Yu Hui R. Singapore's Untapped Hinterlands: Opportunities and Obstacles? Monetary Authority of Singapore. Singapore, 2013. 28 p.

3. IMT-GT Statistical Figures and Trends. May 2014. Putrajaya: ADB, 2014. 130 p.

4. Baronov V.I., Kostyunina G.M. The Free Economic and Offshore Zones (economic-legal issues offoreign and Russian practice). Moscow: Magistr Publ., 2013. 560 p. (In Russ.).

5. Hertanti R., Ceresna-Chatuevedi L. Workong and Living Conditions in Special Economic Zones. A Comparative Study between India and Indonesia. Deli, November 2012. 46 p.

6. Investment Opportunities in the Batam Free Trade Zone of Indonesia. Available at: http://www.fccsingapore.com/events/ investment-opportunities-batam-free-trade-zone-indonesia (accessed 17 January 2016).

7. Doing Business in Batam Free Trade Zone. Available at: www.indosight.com/blog/doing-business-batam-free-trade-zone/ (accessed 17 January 2016).

8. Kostyunina G.M. The Regulation of Labour Relations in the Free Economic Zones of Developing Countries. Trudza rubejom, 2009, no. 1, pp. 67-89.

9. Indonesia Focuses On Economic Zone Tourism In Tanjung Lesung. Available at: http://www.travelandtourworld.com/ news/article/indonesia-focu ses-on-economic-zone-tourism-in-tanjung-lesung/ (accessed 17 January 2016).

10. Unleashing Tourism Potential. The Republic of Indonesia. First Magazine. 2012. P. 52-56. Available at: file:///C:/Users/polikarpova.tv/Down loads/ P52-56%20Minister%20of%20Tourism%20(3).pdf (accessed 19 January 2016).

11. Soenarso W., Nugraha D., Lystianingrum E. Development of Science and Technology Parks in Indonesia to Support Innovation-Based Regional Economy: Concept and Early Stage Development. World Technopolis Review, 2013, vol. 2, iss., pp. 32-42.

12. Sixth Economic Policy Package of Indonesia Special Economic Zones. Available at: http://www.indonesia-investments.com/ news/todays-headlines/six th-economic-policy-package-indonesia-special-economic-zones/item6128 (accessed 17 January 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.