Научная статья на тему 'СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Н.Г.

Свободное время подростка может выступать фактором социального воспитания и духовного развития его личности лишь при условии сознательного и целеустремленного использования этого времени самой личностью. Многообразные виды деятельности школьников в рамках свободного времени (отдых, самообразование, творчество и т.д.) способствуют освоению социального опыта и выработке у подрастающего поколения собственных ценностных ориентаций. Особенно актуальным сейчас становится анализ свободного времени подростков. Прежде всего, это связано с тем, что ценностные ориентации являются важным элементом структуры личности, определяя ее социальную и нравственную значимость для развития общества. Важно изучить условия, способствующие развитию личности в свободное время, и определить наиболее эффективные способы организации досуговой деятельности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL BASIS OF THE STUDY OF FREE TIME OF YOUNGER ADOLESCENTS

Free time of a teenager can be a factor of social education and spiritual development of his personality only if conscious and purposeful use of this time to the personality. Independent its use in adolescents or enriched for sequential cooperation with adults, or remain natural and will not lead to the creative development of the personality itself. The various types of school activity in the framework of free time (leisure, self-education, creativity, etc.) contribute to the development of social experience and the development of the younger generation of their own value orientations. Particularly relevant is now becoming the study of free time of teenagers. First of all, due to the fact that value orientations are an important element of personality structure, defining its social and moral importance for the development of society. It is important to examine the factors contributing to the development of the individual in free time and to determine the most effective ways of the organization of leisure activities of adolescents.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.02:379.81-053.6

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Г. ЩЕРБИНА

(Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Свободное время подростка может выступать фактором социального воспитания и духовного развития его личности лишь при условии сознательного и целеустремленного использования этого времени самой личностью. Многообразные виды деятельности школьников в рамках свободного времени (отдых, самообразование, творчество и т.д.) способствуют освоению социального опыта и выработке у подрастающего поколения собственных ценностных ориентаций. Особенно актуальным сейчас становится анализ свободного времени подростков. Прежде всего, это связано с тем, что ценностные ориентации являются важным элементом структуры личности, определяя ее социальную и нравственную значимость для развития общества. Важно изучить условия, способствующие развитию личности в свободное время, и определить наиболее эффективные способы организации досуговой деятельности подростков.

Ключевые слова: свободное время, младшие подростки, досуговая деятельность, культура свободного времени.

Введение. Осмысление сущности свободного времени, его значимости как фактора социального формирования личности обусловливает необходимость уяснения социально-философской сущности категорий «время» и «свободное время» во всем многообразии аспектов их проявления, а также исследования имеющихся концепций свободного времени, поскольку на разных этапах развития и функционирования общества представления о времени претерпевали различную интерпретацию.

Исторически проблема свободного времени всегда интересовала общество и науку.

Основная часть. Научная разработанность проблемы потенциала свободного времени личности нашла свое отражение в трудах таких мыслителей прошлого, как Аристотель, Сократ, Платон, Гельвеций, Жан-Жак Руссо, Р. Оуэн, Платон, Сен-Симон, Декарт, Шопенгауэр. Свободное время и досуг рассматривались ими в связи со свободой, социальным положением, саморазвитием. Они первыми поставили досуг в зависимость от его отношения к деятельности, государственному устройству, свободе и педагогике, но в то же время, надо отметить, что эти формы рассматривались ими изолированно друг от друга, без анализа всей системы, ее целей и внутренней логики.

В XIX в. К.Маркс выдвинул и обосновал тезис, почему свободное время считается как досугом, так и временем для более возвышенной деятельности. Марксистская концепция свободного времени представляется концепцией труда и отдыха в развитии сущности сил человека. Именно в марксизме впервые в истории общественной мысли не только обосновывается тесная взаимосвязь категорий «время», «свободное время», «социальное время», но и раскрывается его суть.

В ХХ в. первые исследования свободного времени были проведены в 20-е годы, когда менялась экономическая парадигма развития общества, усиливалось внимание к свободному времени как общественной ценности, влияющей на формирование и развитие личности, ее ценностные ориентации (А.М. Гельмонт, К.А. Пажитков, С.Г. Струмилин, М.А. Финк). У истоков изучения сущности свободного времени в СССР стоял теоретик-экономист, академик С.Г. Струмилин. Его подход основывался на понимании тенденций и перспектив развития нового общества и нового человека. Взгляды и концепции С.Г. Струмилина легли в основу исследования общих бюджетов времени трудящихся. В эти годы проведены и первые исследования свободного времени подростков, организуемые на базе внешкольных учреждений (С.Т. Шацкий). Анализируя работы этого периода, следует отметить, что в них имеются различные толкования свободного времени, рассматривается соотношение и взаимосвязь рабочего и свободного времени, однако, не выработано единого мнения о его содержании, структуре, границах.

Второй этап исследования свободного времени началсяся в послевоенный период и связан с необходимостью восстановления народного хозяйства и формировании новых ценностно-трудовых ори-ентаций и качеств социально-активной личности. В таких условиях соотношение свободного и рабочего времени потребовало новых воспитательных и социокультурных ориентаций (Г.А. Пруденский, В.Д. Патрушев, Е.Я. Емельянов). Г.А. Пруденским была предложена структура фонда времени, введено понятие внерабочего времени, в состав которого входит и свободное время. Основные положения, сформированные С.Г. Струмилиным и Г.А. Пруденским, развил В.Д. Патрушев. Ученым была разработана и опубликована методика изучения бюджета времени трудящихся [1].

Третий этап относится к периоду 60-80 годов, когда усилилось внимание к общественно полезному труду, к реализации возможности личности для решения производственных задач и развития трудовой активности. Идейная основа научного исследования свободного времени составляла концепция коммунистического воспитания (Б.А. Грушин, Г.П. Орлов, А.В. Неценко, В.Н. Пименова,). Б.А. Грушин в своих работах дает определение свободного времени как «части внерабочего времени, свободного от исполнения разного рода непреложных обязанностей». Решение проблемы гармоничного развития личности в рамках свободного времени автор рассматривал через сочетание осуществляемых ею творческих видов деятельности [2]. Комплексный анализ проблем свободного времени предпринял А.В. Неценко. Им были выделены следующие функции свободного времени: экономическая, социальная и культурно-воспитательная [3]. Проблеме соотношения свободного времени общества и личности посвящены работы В.Н. Пименовой [4]. Автором дан всесторонний анализ факторов, определяющих использование свободного времени, и предложены его структуры: реакционная, рационально-потребительская, деятельная. Г.П. Орлов формулировал понятие свободного времени как «части социального времени, высвобожденной трудом от непреложных дел и являющейся сферой свободной деятельности и развития людей».

Четвертый этап относится к 90-м годам и связан со сменой общественно-экономической парадигмы развития общества и переходом его к рыночной экономике. Он отмечается изменением духовных и идейных ориентаций личности и общества, что обусловило смену функций свободного времени и сферы его соподчинения стратегическим задачам развития трудовой активности.

Свободное время как предмет теоретического и эмпирического изучения лежит в нескольких областях знаний: экономике, философии, социологии, педагогике, психологии, культурологии. В изучении проблемы свободного времени сложились определенные традиции, школы, направления, выработались концепции и взгляды, раскрывающие экономические, социально-философские, психологические, педагогические, социологические концепции досуга. В этих работах дается теоретическое обоснование свободного времени как социальной категории, как условия продуктивного развития человека, раскрывается диалектическая связь рабочего и нерабочего времени, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Как экономическую категорию свободное время рассматривают В.А. Елизарьев, В.Г. Кряжев, Н.И. Листвин, В.М. Межуев, А.В. Неценко, Г.С. Петросян, А.И. Шмаров, в трудах которых обосновывается возможность увеличения во внерабочем времени количества свободного времени, осуществляется количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуются характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиология досуга.

С социально-философской точки зрения методология познания свободного времени обосновывается через анализ структуры социальной деятельности в работах В.И. Болгова, Э.В. Елизарьева, Н.И. Листвиной, В.М. Межуева, Г.П. Орлова, Г.А. Пруденского, Т.Н. Погрешаевой, Н.А. Селянина, А.И. Шмарова.

В психологии свободное время как процесс, предполагающий самообучение и самовоспитание, представлено в трудах Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, В.Б. Бондаревского, И.В. Дубровина, М.Л. Князева, А.В. Мудрика, Ю.М.Орлова, В.В. Столина.

В педагогике свободное время рассматривают Б.Б. Батуева, И.В. Журлова, В.Х. Лукманова, Г.П. Орлов, З.Ш. Саитгалиева, О.В. Тихомирова, А.Б. Фомина, И.Н. Чередниченко. Педагогические исследования направлены на изучение процессов обучения и воспитания человека в свободное время, а также на определение форм, методов и средств воздействия на личность. Свободное время как предмет исследования в педагогике - это деятельность, которая направлена на обеспечение отдыха, совмещенного гармонично с всесторонним физическим и духовным развитием личности учащихся [5]. Особое место в изучении свободного времени принадлежит белорусским ученым: Н.И. Аксютик, В.И. Белов, С. А. Валаканович, Г.В. Высоцкий, Я.Д. Григорович, Л.И. Козловская, А.А. Корбут.

Социологи, осмысливая проблемы рационального использования свободного времени, взаимосвязи личного и общественного, ввели термин «культура свободного времени» и тем самым точно подчеркнули уровень его освоения и перспективы развития. Культура свободного времени - рациональное использование свободного времени, взаимосвязь личного и общественного [6]. Критерием рациональности считается соответствие свободного времени всестороннему и гармоническому развитию личности.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что вопросам организации свободного времени отводится главенствующее место в процессе формирования и всестороннего развития личности в исследованиях социологического и педагогического плана.

Особенно актуальным сейчас становится изучение свободного времени подростков. Прежде всего, это связано с тем, что ценностные ориентации являются важным элементом структуры личности, определяя ее социальную и нравственную значимость для развития общества. Важно изучить факторы, способствующие развитию личности в свободное время, и определить наиболее эффективные способы организации досуговой деятельности подростков.

Возникновение устойчивой психологической зависимости подрастающего поколения от компьютера, негативное влияние на детскую психику жестокости на телеэкранах и многое другое в современной жизни способствуют появлению деструктивных и дестабилизирующих элементов в детском сознании.

Жизнь подрастающего поколения в современных условиях предельно насыщена, напряжена и требует с его стороны больших физических, психических и эмоциональных затрат. Значительные объемы информации, стрессы приводят к тому, что у детей и подростков возникает острая необходимость в отдыхе и релаксации. Большинство детей и подростков ведут малоподвижный образ жизни, живое непосредственное общение в детской и подростковой среде все чаще заменяется разговорами по мобильному телефону и общению в социальных сетях.

Все это диктует необходимость пристального внимания к проблеме формирования нравственно-духовных ценностных ориентаций и эстетических потребностей личности подростка, поскольку становление и развитие значимых психических новообразований данного возраста (чувства значимости, взрослости, социальной активности и усвоении норм, ценностей, способов поведения, переориентация на ценности взрослых, потребности в признании окружающих, в самоутверждении) в решающей мере определяют пути дальнейшего развития личности.

Свободное время подростка может выступать фактором социального воспитания и духовного развития его личности лишь при условии сознательного и целеустремленного использования этого времени самой личностью.

Важнейший фактор развития личности подростка - его большая социальная активность, направленная на усвоение удовлетворяющих отношений со взрослыми и друзьями и на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели и задачи). Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок.

Анализ научных источников позволил определить, что время учащихся состоит из трех составляющих: учебное (школьные уроки, выполнение домашних заданий), внеучебное (общественная работа, дежурства, участие в массовых мероприятиях) и свободное (досуг, активный и пассивный отдых). Учебное время регламентируется режимом работы школы, соответствует требованиям общества, соответствует нормативным документам. Внеучебное - направлено на восстановление работоспособности учащихся, отдых от физической, умственной, эмоциональной нагрузки, перенесенной в учебное время, а также выполнение семейных, трудовых и иных обязанностей, удовлетворение санитарно-гигиенических и физиологических потребностей. Поэтому к организации досуга, подбору занятий нужно относиться ответственно, чтобы свободное время не обернулось пустым времяпровождением. Поведение человека в свободное время обусловлено уровнем развития его физических и духовных потребностей, умением рационально организовать, правильно спланировать свой день, распределив время для труда и отдыха, его интересами, способностями и возможностями [7].

Свободное время младших подростков, согласно данным проведенного анкетирования, составляет 4-5 часов в день. В процессе исследовательской работы было выявлены и проанализированы разнообразные формы проведения свободного времени младших подростков:

- активный отдых (отдых на природе, туризм, прогулки, непрофессиональный спорт, различные подвижные и интеллектуальные игры и т.д.);

- общение с друзьями, посещение праздников и развлечений, участие в деятельности клубов по интересам и кружков;

- потребление культурных ценностей (чтение книг, прослушивание музыкальных произведений, аудиокниг, посещение цирка, театра, выставок и других публично-зрелищных мероприятий; просмотр телевизионных программ и информации культурного содержания в Интернете и т.д.);

- любительское творчество (игра на музыкальных инструментах, пение, танцы, театральная и изобразительная деятельность, декоративно-прикладное искусство и техническое творчество и т.д.).

Итак, свободное время младших подростков может состоять из разнообразных занятий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, но основное его отличие, обусловленное возрастом, в том, что оно должно организовываться взрослыми, чтобы быть содержательным и разноплановым.

Многообразные виды деятельности школьников в рамках свободного времени (отдых, самообразование, творчество и т.д.) способствуют освоению социального опыта и выработке у подрастающего поколения собственных ценностных ориентаций. Пятидневная учебная неделя, а также определение шестого дня как времени для внеклассной учебной работы и занятий по интересам учащихся ориентируют педагогов на организацию различных видов деятельности школьников, удовлетворение и обогащение запросов учащихся в желаемом общении, творческом самовыражении, переживании успеха, развитии их потребностей и задатков.

Педагогические условия организации свободного времени как фактора личностного развития подростков целесообразны и эффективны, если они представляют собой систему, которая включает разнообразную познавательную и практическую деятельность, отвечающую возрастным особенностям, интересам

и запросам учащихся; содержит элементы общественно полезного труда, отдыха и развлечений; воспитывает интерес к различным видам труда, профессиям; стимулирует пробу сил в избранной сфере деятельности; гармонически сочетает индивидуальную и коллективную деятельность, развивает самостоятельность, обеспечивает самоутверждение, самореализацию подростков и способствует их формированию как личности; строится на основе добровольности в выборе уровней проведения, предоставляют возможности перемены вида деятельности, кружка, объединения и т.п.

В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации свободного времени детей. Они отличаются следующими признаками:

- по времени проведения:

• кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

• продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

• традиционные (регулярно повторяющиеся);

- по количеству участников:

• индивидуальные (учитель - ученик);

• групповые (учитель - группа детей)

• массовые (учитель - несколько групп, классов;

• по видам деятельности:

• формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности;

- по способу влияния педагога:

• непосредственные и опосредованные;

- по субъекту организации:

• организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

• деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;

• инициатива и ее реализация принадлежит детям;

- по результату:

• результатом является информационный обмен;

• результатом является выработка общего решения (мнения);

• результатом является общественно значимый продукт.

В содержательном наполнении свободного времени подростков усиливается роль исследовательской деятельности. Она осуществляется на предметном материале различных природных комплексов, а также элементах традиционной культуры. Учебно-исследовательская деятельность подростков в свободное время способствует развитию интеллектуального уровня, формированию нравственных качеств личности, позволяет осуществить развитие и самообразование. Исследовательская деятельность - важный содержательный вид наполнения свободного времени детей, эмоционально яркая и содержательная сторона их жизни, способствующая становлению гражданственности, укреплению здоровья и творческому развитию.

Особое место в организации свободного времени детей занимают игры. Игра выступает как средство развития личности ребенка, развлечения, отдыха, общения. Посредством игры закладываются основы мировоззренческой системы ребенка. Целесообразно выделить основные виды игр, применяемых в практике:

- спортивно-оздоровительные;

- «военизированные» (военно-патриотические);

- рекреационно-развлекательные;

- экологические;

- интеллектуально-познавательные;

- сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные;

- арт-терапевтические, а также техническое, изобретательское игровое творчество.

Игровая деятельность в содержательном плане рассматривается в части эмоционально-нравственной выраженности отношения личности к происходящим событиям, в т.ч. и к самим себе. Она предполагает овладение опытом поведения социально активной личности. У некоторых подростков игровая деятельность выражена достаточно ярко и зачастую занимает в структуре свободного времени значительное место. Занятия игровой деятельностью и ее продолжительность носят положительный характер, если временные рамки занятия игрой в свободное время и восстановление эмоционально-нравственного равновесия совпадают. При этом игровая деятельность позволяет обеспечивать воспроизводство реальности через игровые модели ситуаций, развивает фантазию, интеллект, способность к обучению. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается другими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра взаимопроникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени.

Не менее важным видом деятельности подростков в сфере свободного времени становится трудовая деятельность, составными элементами которой являются социально значимая бесплатная деятельность и оплачиваемая трудовая деятельность.

Творчество - деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства, а также в сфере производства и организации. В творческом процессе созидание нового активного участвуют физические и духовные силы человека, прежде всего такие, как профессиональное мастерство и мысленное воображение.

Задачи творчества:

- обогащать чувства опыта и эмоциональную сферу личности;

- влиять на познание нравственных сторон действительности;

- повышать познавательную активность;

- влиять на физическое развитие детей;

- развивать умение видеть красоту, понимать прекрасное, воспринимать художественно-вкусовые потребности в познании прекрасного;

- развивать у детей умение реализовать свои возможности в творческих продуктах;

- формировать художественные умения в области искусства: обучение детей рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию.

- развивать словесное творчество;

- развивать музыкальные способности [8].

Художественное творчество - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения.

Занятия художественным творчеством способствует возвышенности чувств, стремлению к прекрасному, помогают глубже осознать свои мысли и чувства, яснее и глубже понять мир. Поэтому участие в художественной самодеятельности следует рассматривать не только как средство эстетического наслаждения, но и как средство общения, сближения с людьми. К видам художественного творчества можно отнести фольклор, танец, музыку, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Следующей формой деятельности детей в свободное время является праздник. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Проявление всех форм и видов культуры идет через праздник.

Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение определенных знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения.

По мнению многих исследователей формирование рационального стиля использования свободного времени заключается в переходе от пассивно-репродуктивной деятельности к активному творчеству, социально значимой деятельности, которая способствует духовному развитию личности (И. А. Колесникова, М.И. Рожков, М.И. Шилова).

Существует ряд принципов деятельности в организации свободного времени детей:

- принцип всеобщности и доступности - т.е. возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей в сферу деятельности учреждений дополнительного образования, внешкольной и внеклассной работы с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их запросов и интересов;

- принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность как сущностное свойство личности обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности позиционируется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей;

- принцип индивидуального подхода - т. е. учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга;

- принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Важно направлять детей, подростков и юношество на общественно значимые дела, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества;

- принцип преемственности - в первую очередь это культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое;

- принцип занимательности - заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. сухость, блеклость,

отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы [9].

Педагогически организованная деятельность по формированию культуры свободного времени подростков осуществляется в определенном социокультурном пространстве. Она вариативна в своем содержательном и организационном наполнении. Показателями индивидуальной культуры использования свободного времени у подростка являются:

- осознанный выбор досуговых, преимущественно творческих, занятий;

- умение подростка самостоятельно планировать и гибко оперировать границами времени;

- самоанализ результатов деятельности и приемы самопознания своих склонностей и интересов;

- эмоционально-нравственная удовлетворенность личности социально ценным и индивидуально значимым использованием свободного времени.

Заключение. Итак, педагогически организованная деятельность младших подростков в свободное время имеет компенсационный характер, которая заменяет однообразный труд или учебу. В процессе до-суговой деятельности обогащается эмоционально-образная сфера подростка, формируется опыт эмоционально-ценностных отношений, воспитывается коммуникативная культура, происходит профессиональное определение подростка.

Таким образом, отметив формы организации педагогического процесса, содержательное наполнение свободного времени подростков, принципы деятельности в организации свободного времени детей, культуру свободного времени подростков будем рассматривать как соответствие свободного времени всестороннему и личностному развитию. Культура свободного времени - организация и проведение продуктивного досуга, направленного на удовлетворение интересов и потребностей школьников, а также формирование творческого потенциала личности в социально приемлемых видах деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Патрушев, В.Д. Удовлетворенность свободным временем как социальный показатель / В.Д. Патрушев // Социол. исследования. - 1980. - № 1. - С. 129-140.

2. Грушин, А.Б. Свободное время. Актуальные проблемы / А.Б. Грушин. - М. : Мысль, 1967. - 175 с.

3. Неценко, А.В. Свободное время и его использование / А.В. Неценко ; о-во «Знание» РСФСР, Ленингр. отд-ние. -Л., 1964. - 56 с.

4. Пименова, В.Н. Соотношение свободного времени общества и личности в период перехода к коммунизму / А.Н. Пименова ; Ин-т философии. - М., 1965. - 20 с.

5. Гарипов, Л.Ф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-formirovanie-kultury-dosuga-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-kompyuternyh-igr. - Дата доступа: 01.09.2017.

6. Социология свободного времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1134174.html. - Дата доступа: 01.09.2017.

7. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. - Минск : Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 327 с.

8. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга : учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М. : Флинта ; Моск. психол.-социал. ин-т, 1998. - 240 с.

9. Киселева, Г.Г. Основы социально-культурной деятельности / Г.Г. Киселева. - М., 1995. - 302 с.

Поступила 18.10.2017

THE THEORETICAL BASIS OF THE STUDY OF FREE TIME OF YOUNGER ADOLESCENTS

N. SHCHERBINA

Free time of a teenager can be a factor of social education and spiritual development of his personality only if conscious and purposeful use of this time to the personality. Independent its use in adolescents or enriched for sequential cooperation with adults, or remain natural and will not lead to the creative development of the personality itself. The various types of school activity in the framework of free time (leisure, self-education, creativity, etc.) contribute to the development of social experience and the development of the younger generation of their own value orientations. Particularly relevant is now becoming the study of free time of teenagers. First of all, due to the fact that value orientations are an important element of personality structure, defining its social and moral importance for the development of society. It is important to examine the factors contributing to the development of the individual in free time and to determine the most effective ways of the organization of leisure activities of adolescents.

Keywords: leisure time, younger Teens, leisure activities, culture, free time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.