'elektronnye izdaniya: opyt i problemy: mat-ly nauch.-prakt. konf. SPb., 2001.
2. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka komp'yuternyh uchebnikov i obuchayuschih sistem. M.: Filin', 2003. 616 s.
3. Dubrova N. eLearning - Obuchenie s pristavkoj «e» // Otkrytye sistemy. 2004. № 11.
4. Bovt I. Obzor sredstv bystroj razrabotki mul'ti-medijnyh kursov ['Elektronnyj resurs] // eLearning World. 2007. № 2-3. URL: http:// www.elw.ru/ magazine/23/
5. Solovov A.V. 'Elektronnoe obuchenie: proble-matika, didaktika, tehnologiya. Samara: Novaya tehnika, 2006. 464 s.
6. Maminov S. Learning Content Development System. URL: http://nixika.ru/learning-content-development-system // Tehnicheskij blog Sergeya Maminova. (Data obrascheniya - 04.05.09).
7. Smirnov D. 'Elektronnoe obuchenie: Reshenie dlya uchebnyh zavedenij. IntroTrans: sajt ['Elek-tronnyj resurs] URL: http://www.introtrans. ru/solutions/solution-for-educational-institutions.
8. Zaripova M.Zh., Tajirov A.H., Mirsaburova U.M. Osobennosti sozdaniya i ispol'zovaniya elekt-ronnyh uchebnyh posobij s pomosch'yu pro-grammy Microsoft Publisher // Aktual'nye prob-lemy informatiki i informacionnyh tehnologij: sb.
mat-lov XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov, 2012. S. 92-95.
9. iSpring Suite. Nabor professional'nyh instrumen-tov dlya bystroj razrabotki elektronnyh kursov ['Elektronnyj resurs] // Sajt kompanii iSpring Suite. URL: http://www.ispring.ru/company/ press-releases/ispring-ispring-suite-6-0.html>.
USING ISPRING SUITE FOR CREATING MULTIMEDIA ELECTRONIC TEXTBOOKS
N.J. Zaripova, M.J. Zaripova
Dzhuminsky Teachers College, Uzbekistan, Samarkand Termez State University, Uzbekistan, Termez e-mail: [email protected], [email protected]
The article describes the features of the software for creating electronic textbooks new generation. Also, the authors emphasize the focus on creating electronic textbooks using systems based on the use of general-purpose tools -with Microsoft Office.
Key words: electronic textbooks (EUP), basic requirements for EUP, hyperlink, Power Point, iSpring Suite.
УДК 004.928;004.055
СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ СКРИНКАСТИНГА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
М.Ю. Сидляр
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
Рассматриваются основные этапы работы программ, предназначенных для скринкастинга (videoscreen capture). В статье приведена сравнительная характеристика свободного программного обеспечения, а также описаны индивидуальные достоинства и недостатки указанных программных продуктов. Подробно показаны возможности редактирования снятого видео в сравниваемых программах. В статье даются общие рекомендации при работе с видеозахватом экрана.
Ключевые слова: скринкастинг, видеофайлы, программное обеспечение.
Кафедра информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина разрабатывает серию электронных учебных пособий, важную частью которых составляют авторские уроки по работе с офисными, гра-
фическими и программными средами. При разработке электронного учебного пособия по среде трехмерного моделирования было решено записать несколько видеофрагментов того, как проводятся построения трехмерных
моделей в реальном времени, делая автоматический перехват экрана.
Процесс создания видеозаписи с экрана монитора называется videoscreen capture или скринкастингом. Вместе с построениями хотелось оставлять пояснения голосом, чтобы создать аудио-визуальный эффект. Итоговое видео должно содержать панель инструментов и рабочее поле программы, показывая его изменения (открывающиеся окна и меню), показывая перемещение указателя мыши и ее щелчки и изменения, происходящие с трехмерными моделями при воздействии на них инструментами.
При создании учебного пособия другие технологии описания действий при изучении интерфейса устарели. Галерея рисунков (ряд последовательных снимков экрана) не совсем правильно и корректно отображает информацию. Галерея рисунков не передает длительность операций, их необходимо сопровождать информационными комментариями. При описании в текстовом формате с использованием сопровождающих рисунков (снимков с экрана) существуют сложности по его проектированию. Каждая новая картинка требует особой обработки: копирования, преобразования, кадрирования, ретуширования не актуальных для данного рисунка элементов. Выбор снимка с экрана необходимо осуществлять так, чтобы с одного взгляда была понятна суть происходящего. Из-за сложности макетирования есть искушение пропустить пару вполне очевидных для разработчика операций, ограничиваясь началом, концом и, возможно, серединой. Печатное издание (книга), основанное на этих же принципах, помимо перечисленных недостатков и сложностей при создании обладает и еще одним минусом: иллюстрации в ней - черно-белые, с отсутствием поиска по слову (кроме как по оглавлению), что может и совсем отпугнуть современного читателя.
Скринкастинг же отображает честное построение модели, показывает технологию графических преобразований и работы в визуальной среде трехмерного редактора: показывает нажатия мышкой на пунктах меню и панелях инструментов, показывает нажатия клавиш клавиатуры, проведения отдельных линий, нажатий на необходимые кнопки панели инструментов, выбор пунктов меню.
Ничего пропускать в построениях не нужно. Надо включить видео на запись и остановить в нужный момент.
Скринкастинг помогает рассмотреть технологию создания трехмерной модели с разных сторон и увеличений. Некоторые действия сначала можно показать очень подробно, потом увеличить скорость повествования, но повторение при этом должно стать визуальным закреплением. Параллельное голосовое сопровождение включает дополнительный канал восприятия информации: вместе со зрительным (видео) идет еще и слуховое (звук) воздействие. Кроме этого важен положительный эффект от возможности создания эффекта пошаговыми действиями в среде разработки. В видеоролике показывается возможность создания объекта (метод «сделай как я»).
Видеоматериалы, так же как и электронный учебник, обладают той замечательной особенностью, что могут быть остановлены, еще раз просмотрены (прочитаны) вне зависимости от преподавателя. А видеоролик замечателен еще и тем, что может быть несколько раз перемотан, а также воспроизведен несколько раз в тех точках, которые вызывают сложности и вопросы. Использование видео параллельно с реальными построениями (в другом окне) улучшает процесс восприятия информации и помогает быстрее понять и сделать лабораторную работу.
Снятые скринкастинги включаются в электронный учебник, сделанный в двух видах: в виде сайта и off-line версии программного продукта. Сайт, размещенный в сети Интернет, получает видеоролики, предварительно помещенные на хостинг медиа-файлов (так называемый подкаст-терми-нал). Развитие технологий Web 2.0 делает разумной размещение видеоматериала на YouTube, ruTube и аналогичных сервисах с последующим включением их в итоговую страницу создаваемого образовательного сайта.
В данной работе мы рассмотрим только свободное программное обеспечение для скринкастинга. Во всех рассмотренных нами продуктах имеются основные функции записи видео, соответствующие этапам его создания.
1. Настройка. Главным в процессе настройки является выбор области экрана, с которой пойдет перехват изображения и частоту
этого перехвата. В этом режиме выбираются параметры: возможность писать звук с микрофона и изображение с видеокамеры.
2. Запись видео. Программа обычно сворачивается в трей (в область экрана, находящуюся рядом с системными часами) и при записи меняет свой вид. Из трея программа управляется через клавиши всплывающего меню. Во всех рассмотренных программах работают клавиши: «Старт», «Пауза», «Стоп». Клавиша «Пауза» позволяет сделать «склеечку» в однообразном процессе, переждать длительную подгрузку данных, укоротить визуализацию процесса конвертирования данных. Предусмотрена работа с помощью горячих клавиш (и их предварительная настройка).
3. Сохранение полученного видео (выбор типа и пути записываемого файла и его качества). Видеопрограммы сохраняют как во внешние форматы записи (AVI, MP4, SWF и др.), так и в экономичные по размеру, не уступающие по качеству внутренние форматы видеозаписи. Эти внутренние форматы позволяют производить редактирование исходного файла.
Рассмотрим особенности программ, предназначенных для скринкастинга [1].
Total screen recorder Gold v 1.5. В начале записи предлагается сразу выделить мышкой границы области (или выделить границы текущего окна), сразу после выделения границы начинают мигать и начинается запись. Есть возможность отсрочить скринкастинг, поставив запись на таймер до определенного времени.
SMRRecorder 1.3.1. Позволяет ограничить продолжительность видеоролика размером файла в мегабайтах или длительностью записи в минутах. Можно настроить запись рабочего стола или получать изображение со встроенной видеокамеры (что-то одно). Сохранение идет в двух форматах Avi и Mp4 одновременно.
Wink 2.0. Программы в режиме записи работает из трея команды - это пункты всплывающего меню. Достоинством Wink является полноценный редактор: видео приходит в редактор в виде слайдов. На временной шкале все слайды (кадры) отображаются друг за другом. Отличие двух соседних кадров минимально. В Wink 2.0 есть функции
работы со слайдами: добавить фон и заголовки на все слайды, удаление конкретного слайда. На любой из кадров можно вставить произвольный текст, поясняющую картинку или фигуру, в том числе клавишу или объект для гиперссылки, с переходом на файл или на другой слайд из данного видеозахвата. Есть опции для указания длительности каждого кадра. Wink 2.0 является удобным средством для автоматического создания серии графических файлов (форматов jpg и bmp) с непрерывного движения по экрану. Сохранение ведется в форматы флэш, exe и pdf (один рисунок - одна страница).
BBFlashBackExpress 3.0.3. Этот бесплатный программный пакет состоит из двух связанных между собой модулей: BBFlashBackExpress Recorder (подготовка к записи) и FlashBackExpress Player (редактирование и экспорт).
В программе BBFlashBackExpress Recorder (рис. 1) устанавливаются: источник звука (микрофон и возможность слышать фоновую музыку), максимальное время (размер файла), есть возможность для скрытия пиктограмм на рабочем столе во время записи и время старта самой записи (таймер). Позволяет настраивать встроенную видеокамеру (с размером) для параллельного просмотра работы человека над программой. Записанный файл сохраняется во внутренний fbr формат.
Рис. 1. BBFlashBack Express Recorder
К неудобствам программы отнесем два. Запись начинается сразу после нажатия на кнопку «Старт» и последующего звукового щелчка. Прямоугольник отображения не отображается на экране в момент записи и занимает верхний левый угол экрана, в котором находятся самые важные элементы меню и инструменты окна.
В BBFlashBackExpress Player доступны функции: навигация по временной шкале, на которой установлены слайды, произведение обрезки графического содержания видеоряда. Настройка вида отображения курсора: размер и цвет окружности вокруг мышки (так называемое «гало») для лучшего привлечения внимания. На итоговом файле и на ленте времени отображается и нажатие клавиш на клавиатуре. При записи можно сохранить не весь клип, выбирая только его середину. Для обрезки видеоклипа указываются номера начального и конечного слайдов.
Screencast-O-Matic. Показывает в режиме настройки рамку экрана, которая не пропадет во время записи. На экране присутствует линейка инструментов в виде графических пиктограмм. При начале записи на экране идет обратный отсчет (от числа 3 до 1), что позволяет настроиться. Программа при приостановке записи позволяет посмотреть фрагмент в режиме воспроизведения, а также начать повторную запись как с конца уже записанного фрагмента, так и с середины записанного файла. Этот процесс напоминает запись на видеомагнитофоне, когда при
Сравнительный анализ
монтаже использовалась перемотка. После окончания съемки есть возможность написания комментариев (они будут выводиться ниже уровня экрана). Для этого необходимо написать текстовый файл со временем начала и конца отображения текстового блока. Можно настроить размер и положение снятого фрагмента с видеокамеры, на котором будет виден в реальном времени автор сюжета. При новом включении - легко удается доработать последнюю рабочую приостановленную запись, что удобно при длительном прерывании работы. Интерфейс программы 8сгеепса81;-о-тайс показан на рисунке 2.
□ □ □
□ sou Hid« Drag and resize this frame to surround recording area. Toggle record/pause with ALT-P □
□ □ □
Рис. 2. Бсгеепса81-о-тайс К минусам бесплатной версии 8сгееп-са81> О-Майс относится ограничение размера видеофайла до 15 минут и надпись «8сгеепса81;-О-Майс.сот» в правом нижнем углу экрана. Отсутствие внутреннего формата не позволяет отредактировать давно записанный файл.
Сравнительный анализ программ видеозахвата экрана представлен в таблице 1.
Таблица 1
»грамм скринкастинга
№ Программа Год Форматы экспорта Русский язык Редактирование Задержка старта Таймер Видеокамера Внутренний формат
1 Total screen recorder Gold v 1.5 2010 AVI, FLV, SWF, WMV - - - + - -
2 SMRRecorder 1.3.1 2011 AVI , MP4 + - - - + -
3 Wink 2.0 2007 EXE, HTML, PDF, SWF + + - - - +
4 BBFlashBackExpress 3.0.3 2010 AVI, SWF + - - + + +
5 Screencast-O-Matic 2014 AVI, FLV, GIF, MP4 - + + - + -
Рассмотрим общие рекомендации при работе с программами скринкастинга. Так как запись ведется одним потоком, то необходимы репетиции. Репетиции ускоряют подачу материала и увеличивают качество зву-
кового терминологического ряда. Необходимо вспомнить те функции системы, о которых будем рассказывать, чтобы не промахнуться в процессе работы. Чтение с листа в процессе видеозаписи вызывает ряд не-
удобств и задержек по ходу работы. Дополнительный графический материал выставляется текстурами на грани дополнительного объекта (так называемый магический куб просмотра). В процессе урока «магический куб» (рис. 3) поворачивается, и построения проводятся так, чтобы показывалась необходимая его грань с рисунком.
Рис. 3. Магический куб
Этот принцип можно использовать и в других графических редакторах, помещая пояснительные картинки урока и задания примера на отдельные слои.
Для того, чтобы обеспечить пояснения по ходу рассказа (краткие текстовые строки)
. / г » I > ^* « а ы » »..-.>«,
были выбраны аннотации в системе Youtube (рис. 4). Аннотации имеют несколько различных видов: «выноска», «примечание», «название», «в центр внимания», ярлык. Эти текстовые примечания (информация на полупрозрачных прямоугольниках разного вида) устанавливаются на линейку времени. В каждый момент времени могут быть открыто несколько аннотаций. При воспроизведении эти текстовые блоки можно закрывать. Для off-line версии электронного пособия AVI файлы проходили подобную обработку: примечаниям устанавливались начало и конец в секундах. При воспроизведении видео управляющий модуль программы сам показывает в нужных точках пояснения, включая и выключая их в нужное время.
Процесс скринкастинга при подготовке электронного учебного пособия включает в себя несколько этапов: репетиции, подготовка иллюстраций, подготовка «магического куба», видеозапись, сохранение записи, установка пояснений. Мастер-класс педагога, приготовленный своими руками, снятый со своего монитора, показывает обучающимся простоту освоения информационной среды и основные приемы работы в ней.
Рис. 4. Аннотации при работе с Youtube
Литература
1. Видеркер М.А., Заживнова О.А., Романов В.В. Применение технологии скринкастинга в разработке электронных учебных пособий // Об-
разовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 1. С. 429-439.
References
1. Viderker M.A., Zazhivnova O.A., Romanov V.V. Primenenie tehnologii skrinkastinga v razrabotke elektronnyh uchebnyh posobiy // Obrazovatel'-nye tehnologii i obschestvo. 2013. T. 16. № 1. S. 429-439.
FREE SOFTWARE FOR SKRINKASTINGA AND ITS USE IN DESIGN ELECTRONIC TEXTBOOKS
M.Yu. Sidlyar
Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: [email protected]
The main stages of the work programs for skrinkastinga (videoscreen capture). The article presents the comparative characteristic of free software, and describes the individual strengths and weaknesses of these software products. Shown in detail editing video shot in a comparable programs. The article provides general guidelines when working with video capture screen.
Key words: skrinkasting, video, software.
УДК 004.7
ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИГ. Гузенко
Липецкий государственный педагогический университет, Россия, г. Липецк. e-mail: [email protected]
В статье анализируются теоретические положения и особенность разработки обучающей компьютерной программы (ОКП) для педагогического образования. Особенность состоит в применении специальной структуры и содержания ОКП, отраженной в «Свидетельстве о гос. рег. программы для ЭВМ №2012614174» и соответствующей запросам подготовки будущего педагога на уровне профессиональной компетенции и компетентности. Результаты исследования ориентированы на интересы педагогического коллектива высшего образования.
Ключевые слова: рефлексивный, интеллектуальный, информационный потенциал, обучающая компьютерная программа, профессиональная деятельность будущего педагога с помощью ОКП.
Разработка компьютерной программы, отвечающей высоким требованиям ФГОС ВПО, - одна из актуальных задач «системного подхода к информатизации и компьютеризации» [1, 2, 3] вузовского обучения. Во всем многообразии дидактических, педагогических, проектировочных концепций вузовского образования наибольший интерес вызывает построение обучающей компьютерной программы, состоящей в реализации особого ресурса, отражающего «совокупность научных положений о проектировании и функционировании» [1], выполняемых на базе «информационно-коммуникативных технологий» [2, 3] со встроенными средствами -компьютерной программой ОКП [4, 5] для системы вузовского образования. Отмечая особенность построения обучающей компьютерной программы, можно подчеркнуть, что в теоретическом и практическом плане активизация процесса обучения на базе представленного комплексного ресурса - это непростая масштабная задача информатизации ВПО в целом [2, 3]. Поэтому необходимо ответить на риторический вопрос: почему и для чего необходимо осуществлять разра-
ботку подобной программы? Отвечая на поставленный вопрос о применении компьютерных программ, следует уделить внимание анализу динамики использования этих программ в учебном процессе вуза. Масштабы компьютеризации обучения в вузе в научной печати комментируются спокойно, сдержанно и даже случается отрицательно. Доходчивых объяснений не мало, из которых можно сделать один из выводов: использование компьютерных программ связано с трудностями, сопряженными с обостряющимся человеческим и технологическим фактором учебной деятельности. В результате не уменьшается число вопросов [2, 4, 6], относящихся к программным «техническим средствам (обучения), которые не раскрывают весь потенциал» научности, наглядности, активизации процесса компьютерного обучения. Существующие программы «не обладают бесспорным качеством» для выполнения учебной деятельности и формирования знаний, умений, мотивации, компетенций будущего педагога. Недостаточно или совсем отсутствуют «педагогические (рекомендации) советы» для развития творческих