Сон Л. А. Свобода в фокусе молодежи // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. -Спецвыпуск № 6. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00674.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 123.1:159.947.23
Сон Людмила
Кандидат философских наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Свобода в фокусе молодёжи
Аннотация. В статье рассматриваются свобода и ответственность как наиболее востребованные феномены в мировидении и миропонимании молодёжи. Для осознания и понимания проблемы соотношения свободы и ответственности показана их сущность и роль в историко-философском развитии общества.
Ключевые слова: молодёжь, личность, общество, свобода, необходимость, ответственность, виды ответственности, выбор.
Актуальность работы определяется необходимостью выявления основных тенденций нравственного совершенствования молодёжи в современных условиях. В ряду основных проблем, решаемых молодым поколением, постановка проблемы свободы и ответственности становится наиболее важной и, потому постоянно попадает в фокус молодёжи.
Цель данной работы - рассмотрение свободы и ответственности, неразрывно связанных в единое целое феноменах в видении молодёжи.
Задачи:
1. Выявить основные смысловые характеристики свободы.
2. Рассмотреть категории свободы и ответственности в разных эпохах.
3. Показать видение молодёжи понятия свобода.
Разные способы жизни предопределяются специфическими принципами бытия человека в мире:
Китайско-конфуцианский мир ставит во главу приспособление человека к миру, к окружающей его природной и социальной среде. Восточная философская традиция так же как и культура основана:
• На господстве веры и послушании
• На коллективном отношении к миру, то есть коллективном способе передачи
ценностей и норм культуры.
Индо-буддистский мир - отстранение, уход человека от мира.
Христианский мир - ориентация на изменение, преобразование человеком мира. Западная культура характеризуется следующими чертами:
• Практическая ориентация
• Рациональность, которая основана на объективном познании мира, на власти права
• Личностный способ передачи ценностей и норм культуры
• Научно-технический прогресс.
Современная молодежь - это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет со своими потребностями, запросами, интересами и целями, которым общество дает возможность самоопределения и саморазвития своей личности, поиска смысла своего существования.
Парадоксально, но каждое поколение молодых полагает себя более развитым, чем предыдущее.
Можно воспроизвести огромный перечень представлений и определений свободы. [1] Обобщенный образ свободы был сформирован Т. Гоббсом, Б. Спинозой и Г. В. Ф. Гегелем в представлении о свободе как познанной необходимости.
В русском языке свободой выступает отсутствие ограничений и возможность поступать, как самому хочется.
Среди произвольных поступков Аристотель выделяет намеренные (преднамеренные), которые совершаются сознательно, по выбору: сознательное действие — не такое, которое совершено только по желанию, т. к. людям свойственно желать и несбыточного. [1]
Гуманизм Возрождения трактовал свободу как возможность беспрепятственного всестороннего развития личности.
Различая негативную и позитивную свободы, Кант именно в позитивной свободе усматривал действительную человечность и ценность. В этическом плане позитивная свобода и предстает как добрая воля, воля, подчиненная нравственному закону. Шеллинг считал, что свобода это способность делать выбор между добром и злом. [1]
В новоевропейской философии понимание свободы, ограничено лишь только представлением о личной независимости и самовольности, которое проявляется в безответственности, равнодушии, эгоизме, которые чреваты анархией и бунтом.
В нравственном смысле свобода представляется как задача личности и выступает в качестве морального закона: путь нравственного совершенствования предполагает, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Свобода - в философском понимании является условием формирования сущности личности человека. Свобода позиционируется как возможность личности действовать согласно собственным намерениям, интересам и желаниям, а не под воздействием извне.
Свобода всегда была в центре внимания молодёжи, особенно в период становления и выбора жизненного пути. [3]
Детство закончилось, а впереди таинственная неизвестность будущего. Что ожидает молодого человека за порогом устоявшейся школьной жизни? Какой будет эта новая жизнь? Как найти свою нишу? Какой путь выбрать.
Каждый человек хочет быть свободным. Но, помимо свободы большое значение имеет ответственность за свои поступки, помыслы и деяния. Безответственное поведение человека логически влечет за собой определенный ряд последствий. Свобода и ответственность являют собой два аспекта взаимоотношений личности и общества.
Виды ответственности: нравственная, историческая, политическая, юридическая, экономическая, персональная (индивидуальная) - 2-х видов, коллективная, групповая.
Можно выделить основополагающие виды нравственной ответственности личности:
• Перед собой
• Перед другой личностью
• Перед обществом
• Общества перед личностью.
Представление личности в восточной культуре наиболее интересно и доступно разработано в конфуцианстве. Оно может представлять первые три вида ответственности.
Благородный мужчина, согласно Конфуцию, должен быть учтивым, милосердным и внушать уважение, а самым основным его качеством должно быть - обладание несокрушимой силой воли и стойкостью духа.
«Благородный муж носит надлежащим образом шапку и платье, его взор полон достоинства, он так внушителен, что люди, глядя на него, испытывают трепет, - он ли не грозен без свирепости?» [2]
Одним из критериев распознавания истинного «благородного мужа» служило этическое понятие «лица». «Лицо», во-первых, может иметь далеко не каждый, т. к. «лицо» -это совокупность претензий человека и груз его социальных и моральных обязательств. «Лицо» можно потерять, если сделаешь нечто дурное.
Ссылки на источники
1. Апресян Р. Г. Свобода./ Р. Г. Апресян. Новая философская энциклопедия. В четырёх томах. Т.3. .М. Мысль. 2010. С. 501-503.
2. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. - М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000. - С. 126.
3. Свобода, её сущность и значение для современного человека / Т. А. Сытенко ; науч. рук. Л. А. Сон // Студенческая наука ОмГАУ - агропромышленному комплексу : материалы третьего университет. конкурса на лучшую науч. работу / Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Ом. гос. аграр. ун-т". - Омск, 2007. - С. 206 -210.
Ludmila Son
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Freedom in the Focus of Youth
Abstract. The article discusses the freedom and responsibility as the most popular phenomena in the worldview and world outlook of the youth. To understand and understand the problem of the relationship between freedom and responsibility, their essence and role in the historical and philosophical development of society is shown.
Keywords: youth, individual, society, freedom, necessity, responsibility, types of responsibility, choice.