Научная статья на тему 'СВОБОДА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ И МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СВОБОДА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ И МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
научное творчества / право на науку / научный прогресс / технологический суверенитет / малые технологические компании / Freedom of scientific research / the right to science / scientific progress / technological sovereignty / small technology companies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Флитер Яна Сергеевна

В статье анализируется состояние российского законодательства о науке и его роль в развитии российских наукоемких отраслей экономики и формировании технологического суверенитета страны. В качестве одного из направлений государственной научно-технической политики автором исследуется механизм предоставления государственной поддержки компаниям, чья деятельность основана на разработке и применении инноваций и проведении научных исследований. Рассмотрены правовые основания выделения категории малых технологических компаний. Показано, что в настоящее время в России заложены лишь основные принципы государственной научно-технической политики. При этом не закреплены ее конкретные механизмы и процедуры, а также не обеспечена конкретизация конституционных норм в отношении права на свободу научного творчества. В итоге, частные меры государственной поддержки осуществляются посредством введения новых категорий, к которым относятся в том числе малые технологические компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FREEDOM OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE CONTEXT OF LEGISLATION ON SCIENCE AND SMALL TECHNOLOGY COMPANIES: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article analyzes the state of Russian legislation on science and its role in the development of Russian knowledge-intensive sectors of the economy and the formation of the country's technological sovereignty. As one of the directions of state scientific and technical policy, the author examines the mechanism for providing state support to companies whose activities are based on the development and application of innovations and scientific research. The legal grounds for identifying the category of small technology companies are considered. It is shown that at present in Russia only the basic principles of state scientific and technological policy are laid down. At the same time, its specific mechanisms and procedures are not fixed, and the specification of constitutional norms regarding the right to freedom of scientific creativity is not ensured. As a result, private government support measures are carried out through the introduction of new categories, which include small technology companies.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ И МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Литература и источники

1. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376 с.

2. Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву // Закон. 2017. № 5. С. 94-117.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/

References and Sources

1. Legal regulation of economic relations in modern conditions of development of the digital economy: monograph / A.V. Belitskaya, V.S. Belykh, O.A. Belyaeva and others; resp. ed. V.A. Vaypan, M.A. Egorova. M.: Justitsinform, 2019. 376 p.

2. Savelyev A.I. Some legal aspects of the use of smart contracts and blockchain technologies under Russian law // Law. 2017. N 5. P. 94-117.

3. Federal Law of July 27, 2006 N 149-FZ (as amended on December 12, 2023) "On information, information technologies and information protection" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/

ВАСИЛЬЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - студентка юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (tanavasileva685@gmail.com).

КУДРЯВЦЕВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра международного частного и предпринимательского права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (larisa-k75@mail.ru). VASILYEVA, TATYANA V. - student of the Faculty of Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina. KUDRYAVTSEVA, LARISA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of International Private and Business Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina (larisa-k75@mail.ru).

УДК 342.72 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-83-89

ФЛИТЕР Я.С.

СВОБОДА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАУКЕ И МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: научное творчества, право на науку, научный прогресс, технологический суверенитет, малые технологические компании.

В статье анализируется состояние российского законодательства о науке и его роль в развитии российских наукоемких отраслей экономики и формировании технологического суверенитета страны. В качестве одного из направлений государственной научно-технической политики автором исследуется механизм предоставления государственной поддержки компаниям, чья деятельность основана на разработке и применении инноваций и проведении научных исследований. Рассмотрены правовые основания выделения категории малых технологических компаний. Показано, что в настоящее время в России заложены лишь основные принципы государственной научно-технической политики. При этом не закреплены ее конкретные механизмы и процедуры, а также не обеспечена конкретизация конституционных норм в отношении права на свободу научного творчества. В итоге, частные меры государственной поддержки осуществляются посредством введения новых категорий, к которым относятся в том числе малые технологические компании.

FLITER, YA.S.

THE FREEDOM OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE CONTEXT OF LEGISLATION ON SCIENCE AND SMALL TECHNOLOGY COMPANIES: CHALLENGES AND PROSPECTS

Key words: Freedom of scientific research, the right to science, scientific progress, technological sovereignty, small technology companies.

The article analyzes the state of Russian legislation on science and its role in the development of Russian knowledge-intensive sectors of the economy and the formation of the country's technological sovereignty. As one of the directions of state scientific and technical policy, the author examines the mechanism for providing state support to companies whose activities are based on the development and application of innovations and scientific research. The legal grounds for identifying the category of small technology companies are considered. It is shown that at present in Russia only the basic principles of state scientific and technological policy are laid down. At the same time, its specific mechanisms and procedures are not fixed, and the specification of constitutional norms regarding the right to freedom of scientific creativity is not ensured. As a result, private government support measures are carried out through the introduction of new categories, which include small technology companies.

Несмотря на длительный путь развития моделей участия государства в экономических отношениях, современные исследования опыта зарубежных стран и анализ норм международного права подтверждают, что государство как в прошлом [1, р. 299, 301-384], так и в эпоху постиндустриального информационного общества продолжает играть роль не только ключевого регулятора общественных отношений, но и активного участника рынка товаров и услуг [2]. Соответственно, правительствами разрабатывается и реализуется политика, направленная на обеспечение стабильного развития экономики, а также на поддержку отдельных секторов или предприятий в случае необходимости.

Поддержание темпов развития отраслей экономики требует проведения колоссального количества фундаментальных и прикладных научных исследований, а также внедрения

полученных разработок в производство, без чего выход государства на передовые места в общемировой экономике становится невозможным. В современном мире конкурентоспособность государств на глобальном рынке товаров всё сильнее зависит от инновационных продуктов, являющихся объектами интеллектуальной собственности, а также от успешности их коммерциализации [3]. Следовательно, с развитием общества и по мере становления науки главным двигателем прогресса государство становится заинтересованным в проведении научных изысканий по определенным направлениям. В этой связи большое внимание уделяется прогнозированию и планированию научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В условиях современных вызовов и актуальных потребностей социальной практики, связанных с необходимостью ускоренного и целенаправленного развития научно-технической сферы, а также учитывая интенсивную работу научного сообщества в области научно-технического сопровождения в сжатые сроки процесса реструктуризации экономики и её перехода на инновационную модель развития, особую значимость приобретает задача формирования единой, взаимосвязанной и внутренне непротиворечивой системы законодательства о науке. В основе формирования указанной отрасли законодательства лежит закрепление свободы научного творчества и ее правовых гарантий, являющейся необходимым условием достижения технологического суверенитета страны и совершения научно-технического прогресса.

Конституция РФ в статье 44 закрепила свободу научного и иных видов творчества в ряду основных прав и свобод человека и гражданина. Закрепление свободы творчества в конституции подразумевает обеспечение реальных возможностей для её реализации, в первую очередь, через конституционное гарантирование правовой защиты интеллектуальной собственности [4].

Юридическая наука включает в свободу научного творчества такие аспекты как отсутствие барьеров в поиске научных знаний и содействие данному поиску со стороны публичных институтов [5, с. 6]. Свобода научного творчества предполагает наличие у ученых, исследователей и изобретателей возможности свободного выражения своих идей, разработки и проверки гипотез без государственного вмешательства или ограничения со стороны третьих лиц. Это является основополагающим фактором для стимулирования научной деятельности и инновационных процессов, поскольку способствует развитию творческого потенциала и обеспечивает условия для проведения исследований и экспериментов.

Кроме того, Конституцией РФ определены основные субъекты формирования государственной научно-технической политики в Российской Федерации, которыми являются Президент РФ, определяющий основные направления внутренней политики государства, и Федеральное Собрание Российской Федерации, принимающее законы, регламентирующие отношения в научно-технической сфере.

Именно Президент РФ утверждает основные концептуально-программные документы по вопросам научно-технического развития. Так, указами Президента РФ утверждены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, перечень критических технологий Российской Федерации [6], а также Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [7].

Поправки к Конституции РФ 2020 года также наделили Правительство РФ полномочием по обеспечению государственной поддержки научно-технологического развития России, сохранению и развитию её научного потенциала. В 2023 году Правительством РФ был утвержден перечень проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации [8]. В отношении указанных проектов предусматриваются стимулирующие меры для финансирования со стороны кредитных организаций, получающих право снизить нагрузку на капитал по выдаваемым целевым кредитам [9].

Ключевым законодательным актом, регулирующим отечественную сферу научной деятельности, является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон «О науке») [10].

Правовое регулирование науки в этом законе основывается на понятии научной (или научно-исследовательской) деятельности, частным случаем которой является научно-техническая деятельность.

Кроме того, в 2011 году Закон «О науке» был дополнен категориями «инновации» и «инновационная деятельность». Вместе с тем, подход, при котором инновационная деятельность определяется через направленность на реализацию инновационных проектов, основанных в свою очередь на экономической контексте, в юридической литературе отмечается как неоднозначный. Вместо этого предлагается рассматривать инновационную деятельность как вид научной деятельности. Полученный результат при этом имеет принципиально новый характер или значительно изменяет существующий продукт, а при разработке присутствует высокая степень риска. Такой подход учитывает, что результаты научных исследований могут не иметь выраженного экономического эффекта либо не иметь никакого (например, в медицине) [11].

Значимая часть Закона «О науке» посвящена вопросам государственной научно-технической политики, под которой понимается составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

В статье 11 Закона «О науке» определяются основные цели и принципы государственной научно-технической политики, анализ которых позволяет выделить два ее основных направления. Так, с одной стороны, вектор указанной государственной политики направлен на развитие и эффективное использование научно-технического потенциала. Одновременно с этим реализация гражданами свободы научного творчества должна приводить к увеличению вклада науки и техники в развитие экономики государства, что в свою очередь будет способствовать обеспечению прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышению его эффективности и конкурентоспособности продукции, и, в конечном итоге, укреплению обороноспособности государства, реализации важнейших социальных задач и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В отношении влияния Закона «О науке» на состояние научной сферы в юридической литературе отмечается, что, хотя его принятие имело в целом позитивное значение, изначально низкий регулятивный потенциал с прошествием времени только уменьшился [12]. Среди минусов также выделяют отсутствие общей цели при создании этого законодательного свода [13], нерегулярность его обновления, доминирование положений отраслевого законодательства над нормами законодательства о науке при явной нехватке последних, декларативность нормативных положений, хаотичность и отсутствие структурированной системы связей с нормативными документами основных областей российского права, особенно тех, что касаются бюджетных, налоговых и гражданских отношений [14].

Учитывая целый ряд несовершенств указанного закона, а также неудавшиеся попытки по реформированию данной сферы [15], федеральное законодательство стало развиваться по пути разработки отдельных нормативных правовых актов, регулирующих те или иные аспекты, необходимые для формирования технологического суверенитета на основе научного потенциала страны.

В качестве одного из таких нормативных правовых актов предлагается рассмотреть Федеральный закон от 04.08.2023 №2 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации» (далее - Закон «О технологических компаниях») [16]. Целью принятия указанного акта являлось установление правовых основ деятельности технологических компаний для формирования единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности малых технологических компаний как одного из их сегментов, выделяемого, в частности, по размеру прибыли и виду осуществляемой деятельности.

Разработка законопроекта была начата во исполнение поручения Президента РФ об определении понятия «технологическая компания», установлении особенностей и условий их деятельности в целях обеспечения адресного характера мер государственной поддержки в области технологического развития [16].

Ключевой идеей Закона «О технологических компаниях» является выделение категории малых технологических компаний. Подтверждением наделения компании статусом малой технологической компании является включение в реестр малых технологических компаний.

Включение в указанный реестр возможно при соблюдении условий об объеме выручки за предшествующий календарный год и основном виде экономической деятельности. Конкретные показатели объема выручки и виды экономической деятельности определяются на уровне нормативного акта Правительства РФ. Указанный подход характеризуется гибкостью и возможностью изменения соответствующих параметров в упрощенном порядке в случае необходимости. Так, в настоящее время объем выручки малых технологических компаний не может превышать 4 млрд. рублей, а перечень видов деятельности охватывает 60 кодов ОКВЭД [17].

Включение в реестр малых технологических компаний осуществляется одним из двух способов:

1) автоматически, т.е. без подачи технологической компанией заявления, в случае если ею за предыдущие три года были получены государственные меры поддержки инновационной деятельности финансового характера. В настоящем случае предполагается, что технологическая составляющая деятельности компании ранее уже была апробирована соответствующими органами (организациями), действующими в качестве операторов соответствующих мер поддержки, в связи с чем необходимость проведения дополнительных экспертиз отсутствует;

2) по заявлению об отнесении к малым технологическим компаниям, в случае если инновационный характер деятельности в течение трех предшествующих лет не был подтвержден в ходе получения государственных мер поддержки инновационной деятельности финансового характера. В указанном случае технологическая составляющая деятельности компании подтверждается в ходе проведения специальной экспертизы, в рамках которой выявляется соответствие уровня научно-технического потенциала и возможностей для создания и (или) применения (внедрения) инновационных технологий при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ) соответственно уровням, определенным в ранее указанном нормативном акте Правительства РФ.

Включение технологической компании в реестр малых технологических компаний своим предназначением имеет предоставление адресной государственной поддержки. Формы государственной поддержки технологических компаний определены в части 2 статьи 4 Закона «О технологических компаниях».

Анализ указанных положений позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, приведенные меры поддержки имеют своим адресатом все технологические компании, не ограничиваясь теми, которые включены в реестр малых технологических компаний. Во-вторых, используемый Законом «О технологических компаниях» механизм регулирования предполагает определение в принципе возможных мер поддержки без установления порядка их применения. Соответственно, указанные в законе меры поддержки являются лишь ориентиром для проведения государственной политики, но фактически соответствующие нормы не имеют прямой силы, в связи с чем предполагается принятие дополнительных нормативных правовых актов для внедрения в отношении технологических компаний тех или иных мер поддержки.

Так, на малые технологические компании была распространена [18] программа по льготному кредитованию высокотехнологичных, инновационных субъектов экономики по ставке 3 % годовых с одновременным увеличением для данной категории заемщиков максимальной суммы заемных средств до 1 млрд. рублей [19]. Соответствующие изменения, разработанные по поручению первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, стали первой внедренной мерой финансовой поддержки для категории малых технологических компаний.

Представляется, что формирование комплекса мер государственной поддержки малых технологических компаний будет продолжено. В качестве приоритетных направлений для их формирования предлагается распространение на малые технологические компании налоговых льгот, установленных налоговым законодательством в отношении российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и предусматривающих применение налоговой ставки 0 % по налогу на прибыль, а также пониженные тарифы по страховым взносам.

Кроме того, необходимо отметить, что в последнее время значимым источником финансирования для компаний становится публичное размещение ценных бумаг. Значимой мерой поддержки публичных размещений субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -субъекты МСП), состоявшихся в 2019-2023 годах, являлась программа компенсации затрат, связанных с выходом на биржу, а также выплата процентного (купонного) дохода по ценным бумагам [20]. При этом необходимо отметить, что инструменты биржевого финансирования особенно востребованы в сегменте МСП+, среди компаний, проходящих промежуточный этап трансформации из субъектов МСП в крупный бизнес и сочетающих устойчивый рост бизнеса с его опережающими темпами. В случае продления указанной программы поддержки на последующие периоды представляется целесообразным ее распространение на сегмент малых технологических компаний, повышенный объем выручки которых (в сравнении с сегментом МСП), а также осуществление деятельности в технологических отраслях обуславливает проявление должного интереса к инструментам фондового рынка и спрос со стороны инвесторов, что, в частности, показывает практика целого ряда успешных IPO технологических компаний, проведенных за последние 2 года (ГК «Астра», ПАО "ЦГРМ "ГЕНЕТИКО», ПАО «ИВА» и др.).

В заключение представляется целесообразным отметить, что законодательство о науке должно предлагать эффективные правовые инструменты, которые позволяли бы свободно реализовывать свободу научного творчества и использовать результаты научных исследований в целях трансформации российской экономики. Вместе с тем, действующее регулирование, принятое на раннем этапе становления современного российского государства, заложило лишь основные принципы осуществления государственной научно-технической политики, не закрепив при этом их конкретные механизмы и процедуры, а также не осуществив конкретизацию конституционных норм в части реализации права на свободу научного творчества. В этой связи отдельные меры государственной поддержки технологического развития осуществляются посредством введения новых категорий, к которым относятся в том числе малые технологические компании, через поддержку которых планируется стимулировать использование и производство инноваций и прорывных технологий. Вместе с тем, принятый законодательный акт воспроизводит уже существующий метод правового регулирования, предполагающий внедрение конкретных правовых мер на уровне отдельных правовых актов. Так или иначе, само внедрение категории малых технологических компаний рассматривается исключительно с позитивной стороны и, как представляется, может лечь в основу для проведения государственной политики, ориентированной на поддержку частной технологической инициативы, построенной в свою очередь на реализации свободы научного творчества.

Литература и источники

1. Dula A. M., Breger M. J., Boruch R. F., Sutton E., Walters L., Ahrens G. A. Government Regulation of Scientific Research // Jurimetrics. 1979. Vol. 19. № 4.

2. Epstein R. A. Can Technological Innovation Survive Government Regulation? // Harvard Journal of Law & Public Policy. 2013. URL: http://chicagounbound.uchicago.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4977&context=journal_articles (дата обращения: 07.04.2024).

3. Черникова А.А., Кожитов Л.В., Косушкин В.Г., Сонькин В.С., Шерейкин М.Л., Лиев Р.А. Роль малых и средних высокотехнологичных компаний в экономике России // Инновации. 2017. № 9. С. 22-27.

4. Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. 2009. №

5. С. 52-59.

5. Романовская О.В. Конституционное право на свободу научного творчества: содержание, ограничения, проблемы регулирования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 3. С. 5-17.

6. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 4168.

7. Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2024. № 10. Ст. 1373.

8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 17. Ст. 3141.

9. Указание Банка России от 06.06.2023 № 6436-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 29 ноября 2019 года № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной

лицензией»; Указание Банка России от 07.06.2023 N° 6443-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 6 августа 2015 года M 483-П» // Вестник Банка России. 2023. 21 июня. №45.

10. Федеральный закон от 23.08.1996 M 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. M 35. Ст. 4137.

11. Свистунов A.A. Инновационная деятельность и научно-технический прогресс: взаимоотношение категорий // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. M 3 (152). С. 44-48.

12. Ланаева В.В. Законодательное регулирование в сфере науки // Социальное законодательство: науч.-нракт. пособие / отв. ред. ЮА. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: Норма, 2005. С. 188-189.

13. Хабриева Т.Я. Правовое измерение научного прогресса // Журнал российского нрава. 2009. M 8. С. 14-24.

14. Габов AB., Путило Н.В., Гутников О.В. Проект федерального закона о науке - новый формат правового регулирования научной и инновационной деятельности // Вестник Пермского университета Юридические науки. 2017. Вын. 38. C. 385-399.

15. Концепция проекта Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс] [Режим доступа]: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefmdmkaj/https://kbsu.ru/wp-content/uploads/2016/11/10-KONTSEPTSIYA-proekta-federalnogo-zakona-o-nauchnoj-nauchno-tehnicheskoj-i-innovatsionnoj-deyatelnosti-v-RF.pdf (дата обращения: 20.05.2024).

16. Aбзац 6 пункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. M Пр-1553 но итогам заседания Совета нри Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля 2022 г. // СПС «КонсультантПлюс»

17. Федеральный закон от 04.08.2023 M 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 32 (Часть 1). Ст. 6210.

18. Постановление Правительства РФ от 02.11.2023 M 1847 «Об отнесении технологических компаний к малым технологическим компаниям и о прекращении статуса малых технологических компаний, формировании и ведении реестра малых технологических компаний и об информационном взаимодействии» // СЗ РФ. 2023. M 46. Ст. 8248.

19. Решение о порядке предоставления субсидии №22-62194-00645-Р от 23.01.2024 г. // [Электронный ресурс] [Режим доступа]: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefmdmkaj/https://www.economy.gov.ru/material/file/20c1449bb0877eb9c919bc736cb3aa69/22-62194-00645-P.pdf (Дата обращения: 27.05.2024).

20. Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 M 469 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» на возмещение недополученных им доходов по кредитам, предоставленным в 2022 - 2024 годах высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке» // СЗ РФ. 2022. M 14. Ст. 2255.

21. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 M 532 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже» // СЗ РФ. 2019. № 19. Ст. 2289.

References and Sources

1. Dula A. M., Breger M. J., Boruch R. F., Sutton E., Walters L., Ahrens G. A. Government Regulation of Scientific Research II Jurimetrics. 1979. Vol. 19. M 4.

2. Epstein R. A. Can Technological Innovation Survive Government Regulation? II Harvard Journal of Law & Public Policy. 2013. URL: http:IIchicagounbound.uchicago.eduIcgiIviewcontent.cgi?article=4977&context=journal_articles (data obrashcheniya: 07.04.2024).

3. Chernikova A.A., Kozhitov L.V., Kosushkin V.G., Son'kin V.S., Sherejkin M.L., Liev R.A. Rol' malyh i srednih vysokotekhnologichnyh kompanij v ekonomike Rossii II Innovacii. 2017. M 9. S. 22-27.

4. Sazonnikova E.V. Soderzhanie svobody tvorchestva v konstitucionnom prave Rossii II Zhurnal rossijskogo prava. 2009. M 5. S. 52-59.

5. Romanovskaya O.V. Konstitucionnoe pravo na svobodu nauchnogo tvorchestva: soderzhanie, ogranicheniya, problemy regulirovaniya II Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2021. M 3. S. 5-17.

6. Ukaz Prezidenta RF ot 07.07.2011 M 899 «Ob utverzhdenii prioritetnyh napravlenij razvitiya nauki, tekhnologij i tekhniki v Rossijskoj Federacii i perechnya kriticheskih tekhnologij Rossijskoj Federacii» II SZ RF. 2011. M 28. St. 4168.

7. Ukaz Prezidenta RF ot 28.02.2024 M 145 «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» II SZ RF. 2024. M 10. St. 1373.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2023 M 603 «Ob utverzhdenii prioritetnyh napravlenij proektov tekhnologicheskogo suvereniteta i proektov strukturnoj adaptacii ekonomiki Rossij skoj Federacii i Polozheniya ob usloviyah otneseniya proektov k proektam tekhnologicheskogo suvereniteta i proektam strukturnoj adaptacii ekonomiki Rossijskoj Federacii, o predstavlenii svedenij o proektah tekhnologicheskogo suvereniteta i proektah strukturnoj adaptacii ekonomiki Rossijskoj Federacii i vedenii reestra ukazannyh proektov, a takzhe o trebovaniyah k organizaciyam, upolnomochennym predstavlyat' zaklyucheniya o sootvetstvii proektov trebovaniyam k proektam tekhnologicheskogo suvereniteta i proektam strukturnoj adaptacii ekonomiki Rossijskoj Federacii» II SZ RF. 2023. M 17. St. 3141.

9. Ukazanie Banka Rossii ot 06.06.2023 M 6436-U «O vnesenii izmenenij v Instrukciyu Banka Rossii ot 29 noyabrya 2019 goda M 199-I «Ob obyazatel'nyh normativah i nadbavkah k normativam dostatochnosti kapitala bankov s universal'noj licenziej»; Ukazanie Banka Rossii ot 07.06.2023 M 6443-U «O vnesenii izmenenij v Polozhenie Banka Rossii ot 6 avgusta 2015 goda M 483-P» II Vestnik Banka Rossii. 2023. 21 iyunya. №45.

10. Federal'nyj zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike» II SZ RF. 1996. № 35. St. 4137.

11. Svistunov A.A. Innovacionnaya deyatel'nost' i nauchno-tekhnicheskij progress: vzaimootnoshenie kategorij II Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2023. № 3 (152). S. 44-48.

12. Lapaeva V.V. Zakonodatel'noe regulirovanie v sfere nauki II Social'noe zakonodatel'stvo: nauch.-prakt. posobie I otv. red. Yu.A. Tihomirov, V.N. Zenkov. M.: Norma, 2005. S. 188-189.

13. Habrieva T.Ya. Pravovoe izmerenie nauchnogo progressa II Zhurnal rossijskogo prava. 2009. № 8. S. 14-24.

14. Gabov A.V., Putilo N.V., Gutnikov O.V. Proekt federal'nogo zakona o nauke - novyj format pravovogo regulirovaniya nauchnoj i innovacionnoj deyatel'nosti II Vestnik Permskogo universiteta Yuridicheskie nauki. 2017. Vyp. 38. C. 385-399.

15. Koncepciya proekta Federal'nogo zakona «O nauchnoj, nauchno-tekhnicheskoj i innovacionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii». [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa] : chrome-extension:IIefaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkajIhttps:IIkbsu.ruIwp-contentIuploadsI2016I11I10-KONTSEPTSIYA-proekta-federalnogo-zakona-o-nauchnoj-nauchno-tehnicheskoj-i-innovatsionnoj-deyatelnosti-v-RF.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2024).

16. Abzac 6 punkta \"b\" punkta 1 perechnya poruchenij Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 sentyabrya 2022 g. № Pr-1553 po itogam zasedaniya Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, sostoyavshegosya 18 iyulya 2022 g. II SPS «Konsul'tantPlyus»

17. Federal'nyj zakon ot 04.08.2023 № 478-FZ «O razvitii tekhnologicheskih kompanij v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2023. № 32 (Chast' 1). St. 6210.

18. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.11.2023 № 1847 «Ob otnesenii tekhnologicheskih kompanij k malym tekhnologicheskim kompaniyam i o prekrashchenii statusa malyh tekhnologicheskih kompanij, formirovanii i vedenii reestra malyh tekhnologicheskih kompanij i ob informacionnom vzaimodejstvii» // SZ RF. 2023. № 46. St. 8248.

19. Reshenie o poryadke predostavleniya subsidii №22-62194-00645-R ot 23.01.2024 g. // [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa]: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.economy.gov.ru/material/file/20c1449bb0877eb9c919bc736cb3aa69/22-62194-00645-P.pdf (Data obrashcheniya: 27.05.2024).

20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.03.2022 № 469 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidii iz federal'nogo byudzheta akcionernomu obshchestvu «Rossijskij Bank podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva» na vozmeshchenie nedopoluchennyh im dohodov po kreditam, predostavlennym v 2022 - 2024 godah vysokotekhnologichnym, innovacionnym sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva po l'gotnoj stavke» // SZ RF. 2022. № 14. St. 2255.

21. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2019 № 532 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim organizaciyam - sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva v celyah kompensacii chasti zatrat po vypusku akcij i obligacij i vyplate kuponnogo dohoda po obligaciyam, razmeshchennym na fondovoj birzhe» // SZ RF. 2019. № 19. St. 2289.

ФЛИТЕР ЯНА СЕРГЕЕВНА - аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Fliter.yana@yandex.ru).

FLITER, YANA S. - Ph.D. student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (Fliter.yana@yandex.ru).

УДК 346.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-89-94

МОТУРЕНКО С.М., БАТТАХОВ П.П. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ

АРКТИКИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: предпринимательское право, социальный бизнес, Северный морской путь, регион, Арктика, стратегия, предпринимательство.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования социального предпринимательства. Авторы исследуют основные функции социального предпринимательства в России. Проанализирована действующая нормативная база, которая регулирует предпринимательскую деятельность на территории России. Выделена особая роль развития социального бизнеса на территории Арктики. Выявлены важные проблемы социального предпринимательства в Арктике. Определены основные задачи социального предпринимательства: во-первых, состоящие в решении общественных проблем, во-вторых, как и в любой предпринимательской деятельности, - получение прибыли. Изучены основные виды малого бизнеса на территории Арктики, отмечены особенные виды социального бизнеса, связанные традиционной хозяйственной деятельностью народов Севера. Сделан вывод о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие социальный бизнес, необходимо активнее принимать на местах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MOTURENKO, S.M., BATTAKHOV, P.P.

THE ROLE OF SOCIAL BUSINESS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC ECONOMY: LEGAL ASPECTS

Key words: business law, social business, Northern Sea Route, region, Arctic, strategy, entrepreneurship.

The article discusses issues of legal regulation of social entrepreneurship. The authors explore the main functions of social entrepreneurship in Russia. The current regulatory framework that regulates business activities in Russia is analyzed. The special role of the development of social business in the Arctic is highlighted. Important problems of social entrepreneurship in the Arctic have been identified. The main tasks of social entrepreneurship are identified: firstly, they consist in solving public problems, and secondly, as in any business activity, making a profit. The main types of small business in the Arctic are studied, special types of social business associated with the traditional economic activities of the peoples of the North are noted. It is concluded that regulations governing social business need to be more actively adopted locally.

В условиях увеличивающегося спроса на полезные ископаемые и биоресурсы северных морей Арктика приобретает для человечества все большее значение. Наряду с этим особый интерес, как перспективный транспортный коридор для транзита грузов между Азией и Европой, приобретает Северный морской путь. Экономическое развитие этого региона возможно только при наличии полноценной стратегии, принятой на государственном уровне и предусматривающей тесное взаимодействие с представителями бизнеса. В первую очередь, для этого необходим современный флот, способный работать в арктических широтах, а также оборудованные морские порты. Наличие транспортной инфраструктуры и логистики является фундаментом для всех дальнейших направлений деятельности в удаленном регионе.

В настоящее время, с точки зрения промышленного развития, Арктика выступает наиболее перспективным регионом не только для восстанавливающей свою экономику России, но и для мира в целом. На фоне стремительного развития новых технологий и появления новых видов хозяйственной деятельности появляются стимулы и возможности для активизации освоения Арктической зоны. С учетом официально объявленного на правительственном уровне приоритета задач освоения Арктики, все большую актуальность приобретают вопросы формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.