Научная статья на тему 'СВОБОДА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

СВОБОДА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / глобализация / философия / экзистенциализм / свобода / выбор / ответственность / information society / globalization / philosophy / existentialism / freedom / choice / responsibility

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурнашев Ринат Фаритович

Статья посвящена исследованию свободы как экзистенциальной проблемы в условиях современного общества. Рассматривается, как классические философские концепции свободы претерпевают изменения под влиянием современных вызовов. Особое внимание уделено анализу влияния цифровых технологий, глобализации и социальных норм на восприятие и реализацию свободы. Делается вывод о трансформации свободы и её новом понимании в условиях быстро меняющейся социокультурной среды, предлагаются перспективы сохранения аутентичности и личной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM AS AN EXISTENTIAL PROBLEM IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY

The article is devoted to the study of freedom as an existential problem in modern society. It examines how classical philosophical concepts of freedom are undergoing changes under the influence of modern challenges. Special attention is paid to the analysis of the impact of digital technologies, globalization and social norms on the perception and realization of freedom. The conclusion is made about the transformation of freedom and its new understanding in a rapidly changing socio-cultural environment, and the prospects for preserving authenticity and personal responsibility are proposed.

Текст научной работы на тему «СВОБОДА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

№ 11 (114)

ноябрь, 2024 г.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

DOI - 10.32743/UniSoc.2024.114.11.18691

СВОБОДА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Бурнашев Ринат Фаритович

доц. кафедры «Гуманитарные науки и информационные технологии», Самаркандский государственный институт иностранных языков,

Республика Узбекистан, г. Самарканд E-mail: burnashev1982@gmail. com

FREEDOM AS AN EXISTENTIAL PROBLEM IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT

OF MODERN SOCIETY

Rinat Burnashev

Associate Professor

of the Department of Humanities and Information Technologies Samarkand State Institute of Foreign Languages Republic of Uzbekistan, Samarkand

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию свободы как экзистенциальной проблемы в условиях современного общества. Рассматривается, как классические философские концепции свободы претерпевают изменения под влиянием современных вызовов. Особое внимание уделено анализу влияния цифровых технологий, глобализации и социальных норм на восприятие и реализацию свободы. Делается вывод о трансформации свободы и её новом понимании в условиях быстро меняющейся социокультурной среды, предлагаются перспективы сохранения аутентичности и личной ответственности.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of freedom as an existential problem in modern society. It examines how classical philosophical concepts of freedom are undergoing changes under the influence of modern challenges. Special attention is paid to the analysis of the impact of digital technologies, globalization and social norms on the perception and realization of freedom. The conclusion is made about the transformation of freedom and its new understanding in a rapidly changing socio-cultural environment, and the prospects for preserving authenticity and personal responsibility are proposed.

Ключевые слова: информационное общество, глобализация, философия, экзистенциализм, свобода, выбор, ответственность.

Keywords: information society, globalization, philosophy, existentialism, freedom, choice, responsibility.

Введение

В философии экзистенциализма понятие свободы играет центральную роль и связано с такими важными категориями, как ответственность, выбор, тревога и индивидуальная аутентичность. Экзистенциалисты рассматривают свободу не как абстрактное или социальное право, а как фундаментальное условие человеческого существования, в котором человек постоянно вынужден делать выбор. В экзистенциалистской философии свобода - это не столько право или привилегия, сколько неотъемлемая и неизбежная характеристика человеческого бытия,

которая приносит как возможность самореализации, так и тяжесть личной ответственности и тревоги. Свобода в современном обществе переживает трансформацию под воздействием технологических и социальных изменений.

Обзор литературы и методы исследования

Исследование понятия свободы требует применения как философских, так и социокультурных подходов. Философия экзистенциализма предлагает глубокий анализ свободы как одного из центральных аспектов человеческого существования.

Библиографическое описание: Бурнашев Р.Ф. СВОБОДА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2024. 11(114). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/18691

Рассмотрим экзистенциальные теории свободы, а также социологические и культурологические методы анализа, позволяющие понять роль свободы в современных условиях.

Для Жан-Поля Сартра человек «осужден быть свободным», что означает неизбежность выбора в каждом моменте жизни. Свобода - это не привилегия, а экзистенциальная данность, от которой невозможно уклониться. Свобода всегда сопряжена с полной ответственностью за свои решения, поскольку внешние обстоятельства или сущностные предопределения не могут служить оправданием поступков. Согласно Сартру, человек создает свою сущность через свои действия и выбор [1]. Осознание своей полной свободы часто приводит к тревоге (ангст), так как человек ощущает бремя ответственности. Сартр также вводит понятие «бегства от свободы», когда люди ищут убежища в авторитете, общественных нормах или религии, чтобы избежать тяжелого груза выбора [2].

Мартин Хайдеггер связывает свободу с понятием подлинного существования (аутентичности). Человек может либо следовать «неподлинной жизни», подчиняясь внешним обстоятельствам и социальным ожиданиям, либо стремиться к подлинности, осознавая свою конечность и возможность выбора [3]. Для Хайдеггера осознание конечности бытия (смерти) является основой для подлинной свободы. Человек, осознающий неизбежность смерти, принимает решения, исходя из своего внутреннего понимания жизни, а не внешних предписаний. Экзистенциальная тревога, возникающая от осознания своей конечности и одиночества, является ключевым моментом, через который человек приходит к осознанию своей свободы и подлинного существования [4].

Альбер Камю утверждал, что жизнь человека абсурдна, поскольку мир не имеет никакого внутреннего смысла. Человек стремится найти смысл, но сталкивается с абсурдом, что порождает чувство бессмысленности. Несмотря на абсурдность существования, Камю считал, что человек может сохранить свою свободу через акт бунта. Бунт против абсурда и принятие этого абсурда ведут к утверждению собственной свободы [5]. В работе «Миф о Сизифе» Камю рассматривает фигуру Сизифа, который, несмотря на бессмысленность своего труда, продолжает его, символизируя человеческую способность утверждать свою свободу в абсурдном мире [6].

Эти экзистенциальные теории свободы подчеркивают важность индивидуального выбора, ответственности и подлинного существования в условиях неопределенности и абсурда.

Свобода в современных обществах не может быть рассмотрена исключительно с философской точки зрения. Необходимы также социологические и культурологические методы, которые помогают понять, как свобода реализуется в условиях глобализации, технологического прогресса и изменения социальных норм.

Согласно марксистскому подходу, свобода определяется не только на индивидуальном уровне, но и через материальные условия существования.

ноябрь, 2024 г.

Экономическое неравенство ограничивает реальную свободу, поскольку большинство людей вынуждено подчиняться трудовым или капиталистическим структурам [7].

Современные социологи изучают свободу через призму повседневных взаимодействий, рассматривая, как люди конструируют свою идентичность и выражают свободу в рамках социальных институтов и норм. Важным аспектом становится анализ взаимодействий в социальных сетях, где свобода выражения сталкивается с нормами и ограничениями алгоритмов [8].

Свобода выбора часто связывается с возможностью социальной мобильности, то есть изменением социального статуса через образование, карьеру или личные усилия. Современные исследования показывают, что экономическое неравенство и социальные барьеры могут ограничивать эту свободу [9].

Культурологический анализ рассматривает, как глобализация влияет на культурную свободу. С одной стороны, глобализация предоставляет больше возможностей для обмена и взаимодействия между культурами. С другой стороны, она может привести к культурной унификации, подавлению локальных традиций и созданию новых форм зависимости [10].

Культурологические исследования подчеркивают, что свобода выражения часто связывается с идентичностью (гендерной, этнической, культурной). В современном мире идентичность становится одной из центральных тем в борьбе за свободу [11].

Развитие медиа и информационных технологий оказывает значительное влияние на восприятие свободы. Цифровые платформы создают пространство для самовыражения, но одновременно влияют на поведение через рекламу, социальные нормы и цифровые тренды.

Современные социологические и культурологические подходы позволяют более полно понять свободу как комплексный феномен, включающий в себя не только философские категории, но и социальные, экономические и культурные аспекты. Для изучения свободы в современном обществе, необходимо комбинировать философский и социокультурный анализ, что позволяет связать абстрактные философские идеи с конкретными социокультурными феноменами. В данном исследовании используется метод качественного анализа философских текстов, а также интерпретация современных явлений через призму экзистенциальной философии.

Исследование философских концепций требует внимательного анализа понятий и терминов, которые использовали авторы, с целью раскрытия глубинного содержания. Важно понять, как свобода трактуется в контексте человеческого существования, выбора, ответственности и тревоги.

Философские тексты, хотя и написаны в прошлом веке, остаются актуальными в современных условиях. Качественный анализ позволяет критически переосмыслить идеи экзистенциалистов и адаптировать их к реалиям XXI века, таким как глобализация, цифровая эпоха и изменяющиеся социальные нормы.

Для анализа свободы в современном обществе необходимо применить экзистенциальные категории к социокультурным феноменам, связанным с глобализацией, технологиями и изменениями в социальных нормах. Этот подход позволяет выявить новые аспекты свободы и её ограничения в современном мире.

Экзистенциальная философия рассматривает свободу как фундаментальное условие существования человека, однако глобализация порождает новые формы несвободы, связанные с экономическим неравенством, унификацией культур и зависимостью от глобальных процессов.

В условиях цифровой эпохи возникает парадокс свободы: технологии дают людям больше возможностей для выражения и самоидентификации, но одновременно ограничивают их свободу через контроль, сбор данных и манипуляцию поведением. Концепции экзистенциализма, такие как «тревога» (Хайдеггер) и «бегство от свободы» (Сартр), позволяют исследовать каким образом современные технологии влияют на восприятие свободы и личной автономии, а также на осознание ответственности за свой цифровой выбор.

Современное общество, характеризующееся политической нестабильностью, экологическими кризисами и изменением социальных институтов, порождает у людей чувство неопределенности и тревоги. Экзистенциальная философия предлагает рассматривать тревогу не как негативное явление, а как важный сигнал к осознанию своей свободы и ответственности за собственный выбор.

Интерпретация современных социокультурных феноменов через призму экзистенциальной философии позволяет глубже понять, как традиционные категории свободы трансформируются в условиях глобальных и технологических изменений, а также как современные вызовы могут обострять вопросы личной и коллективной свободы.

Результаты исследования

Экзистенциальная философия придает свободе фундаментальное значение, рассматривая ее как неотъемлемую характеристику человеческого существования. Рассмотрим ключевые аспекты экзистенциальных представлений о свободе и ее связь с выбором и ответственностью.

В экзистенциальной философии свобода не является просто правом или возможностью выбора, как это принято понимать в правовом или политическом контексте. Свобода рассматривается как основополагающая характеристика человеческого бытия, которая определяет само существование человека.

Жан-Поль Сартр утверждал, что человек по своей природе свободен, так как не существует какой-либо предустановленной «сущности», которая бы определяла его действия и цели. Человек сначала существует, а уже затем создает свою сущность через свои поступки и выбор. Это центральный тезис экзистенциализма.

Человек не может избежать своей свободы: даже если он решает ничего не предпринимать, это уже

ноябрь, 2024 г.

является выбором. Эта свобода абсолютна, но она сопряжена с тяжелым бременем - постоянной необходимостью делать выбор. Свобода у Сартра понимается не только как возможность, но и как неотвратимая данность, порождающая экзистенциальную тревогу. Человек, по Сартру, «осужден быть свободным», что означает, что он вынужден всегда принимать решения в условиях неопределенности и без внешних авторитетов.

Мартин Хайдеггер связывает понятие свободы с идеей аутентичности, или подлинного существования. Для него свобода - это способность человека выбирать свою жизнь, исходя из собственного понимания бытия, а не следовать за внешними нормами и ожиданиями общества. Человек, который осознает свою временность и конечность (через понятие смерти), открывает для себя свободу, так как понимает, что каждый его выбор определяет его сущность. В отличие от неполной жизни в толпе, подлинная жизнь требует осознания этой конечности и принятия ответственности за свою свободу.

Альбер Камю рассматривал человеческое существование как абсурдное: мир не имеет внутреннего смысла, а человек не способен его найти. Однако, осознав абсурдность своего положения, человек может утвердить свою свободу через бунт. Бунт Камю - это не отказ от существования или принятие безысходности, а активное утверждение свободы и человеческого достоинства перед лицом абсурда. Свобода в этом контексте заключается в том, чтобы жить и действовать вопреки бессмысленности жизни, принимая ее такой, какая она есть.

Экзистенциальная философия рассматривает свободу как сущностное условие человеческого существования. Человек свободен не потому, что имеет возможность выбирать, а потому, что его существование всегда предполагает необходимость выбора, что делает свободу и ответственность неотделимыми друг от друга.

Экзистенциальные мыслители уделяют особое внимание не только свободе как таковой, но и ее неразрывной связи с выбором и ответственностью. Свобода человека всегда подразумевает возможность и необходимость выбора, а также принятие на себя ответственности за последствия этого выбора.

Для Сартра каждый выбор является актом созидания собственной сущности. Поскольку нет предопределенной природы или сущности человека, его сущность формируется через конкретные действия и выбор, которые он совершает. Свобода человека заключается в том, что он не может избежать выбора. Даже пассивность и подчинение внешним обстоятельствам есть выбор, и, следовательно, человек всегда несет ответственность за свою жизнь. Ответственность в философии Сартра занимает центральное место. Если человек свободен, то он несет ответственность не только за свои собственные поступки, но и за все человечество, так как через свои действия он задает пример для других. Это делает выбор одновременно актом личной и универсальной значимости.

Хайдеггер подчеркивает, что человек обретает подлинную свободу, когда осознает свою конечность и принимает на себя ответственность за свою жизнь. Выбор в данном случае связан с осознанием своей смертности и решимостью жить подлинно, а не механически следовать за социальными нормами. В отличие от «неподлинного» существования, когда человек растворяется в толпе и следует общественным ожиданиям, подлинный выбор требует осознанного отношения к бытию и признания ответственности за свою свободу. Ответственность в концепции Хайдеггера - это не просто моральное обязательство, а принятие факта, что человек единственный создатель своей судьбы, и его выбор определяет смысл его бытия.

Камю рассматривает свободу как возможность выбора в условиях бессмысленности мира. Несмотря на абсурдность существования, человек всегда стоит перед выбором: признать абсурд и жить, зная об этом, или подчиниться внешним системам и потерять свободу. Камю считал, что наиболее яркое выражение свободы - это бунт против абсурда, через который человек утверждает свою свободу и достоинство. Бунт - это акт осознания и принятия своей свободы, который несет ответственность за борьбу с бессмысленностью, но при этом не пытается навязать ложные смыслы. Ответственность за свои действия и выбор у Камю тесно связана с этикой бунта. Человек не просто выбирает жить, он утверждает свою человеческую свободу через отказ подчиняться абсурдным или репрессивным системам.

В экзистенциальной философии свобода всегда сопровождается выбором и ответственностью. Эта ответственность не ограничивается только индивидуальной судьбой, но также имеет универсальные последствия для всего общества. Экзистенциальный выбор - это не просто акт воли, но и осознание, что каждое действие создает смысл жизни, а свобода требует принятия полной ответственности за себя и мир.

Современное общество сталкивается с множеством вызовов, которые меняют традиционное понимание свободы. Влияние технологий, социальных норм и глобальных процессов требует анализа через призму экзистенциальной философии, чтобы понять, как меняется восприятие свободы и что ограничивает её в современных условиях.

Развитие технологий, особенно интернета и социальных сетей, существенно изменило способы восприятия и реализации свободы. Интернет открыл новые горизонты для свободного доступа к информации и самовыражения. Социальные сети дают возможность каждому человеку делиться своими мыслями и идеями с аудиторией по всему миру, что создает иллюзию беспрецедентной свободы. Однако это также привело к феномену информационного перенасыщения, когда люди сталкиваются с трудностями в различении правды и фейковой информации. Парадоксально, но такая свобода может ограничивать критическое мышление и формировать поведение, подверженное манипуляциям.

ноябрь, 2024 г.

Социальные сети стали пространством, где личная свобода и идентичность сталкиваются с общественным одобрением и ожиданиями. Люди нередко стремятся соответствовать общепринятым стандартам, что может вести к утрате подлинности и подмене свободы конформизмом.

Экзистенциальная философия подчеркивает важность аутентичности (Хайдеггер) и сопротивления массовым тенденциям (Сартр). Технологии, предлагая платформу для самовыражения, одновременно создают новые формы зависимости от "лайков" и общественного признания, что приводит к ограничению личной свободы.

Технологии также вводят новые формы контроля и ограничения свободы. Сбор данных и использование алгоритмов для прогнозирования и влияния на поведение пользователей создают систему, в которой свобода выбора становится иллюзорной. Подсознательные решения всё чаще определяются алгоритмами, основанными на поведенческом анализе.

Свобода в цифровую эпоху требует переосмысления: она уже не является только вопросом политических или социальных условий, но также вопросом защиты личных данных и контроля над своей цифровой идентичностью.

Социальные нормы играют важную роль в поддержании порядка и стабильности, однако они также могут ограничивать свободу индивида. Экзистенциальный подход, подчеркивающий важность подлинного существования, указывает на необходимость осознания этих ограничений и активного выбора в их преодолении. Законы и правовые системы создают условия для существования общества, обеспечивая порядок и защищая права. Свобода в рамках правового поля требует баланса между личной свободой и коллективной безопасностью.

Глобализация приводит к росту взаимозависимости между странами, что может как расширять свободу через культурный обмен, так и создавать новые ограничения. Экономическое неравенство и доступ к ресурсам часто определяют степень свободы, доступной людям. В условиях, когда экономическая нестабильность и глобальные кризисы (такие как климатические изменения и миграционные потоки) ограничивают выбор, человек сталкивается с необходимостью переоценки своей свободы и её значения.

Свобода в современных условиях является не просто философской категорией, но комплексным явлением, которое пересекается с технологическими, социальными и глобальными процессами.

Экзистенциалисты, такие как Сартр, утверждают, что для сохранения подлинной свободы человек должен быть осведомлён о своих правах и активно участвовать в их защите.

В условиях глобальных угроз, таких как терроризм и кибератаки, государства часто усиливают меры безопасности, которые включают в себя мониторинг граждан, сбор данных и ограничение определённых видов деятельности. Этот баланс между обеспечением безопасности и сохранением

свободы является центральным вызовом современного общества.

С философской точки зрения, важен вопрос: как сохранить свободу личности, при этом принимая меры для защиты общества? Экзистенциальная ответственность подразумевает осознание того, что каждый человек должен быть вовлечен в процессы, влияющие на его свободу, и принимать активное участие в обсуждении прав и обязанностей.

Социальные сети представляют собой новый общественный феномен, который одновременно расширяет возможности для самовыражения и создает новые формы контроля и ограничений. Социальные сети предоставляют людям пространство для высказывания своих мыслей, идей и убеждений. Они создают возможности для участия в общественных дискуссиях и культурных инициативах. Это даёт пользователям ощущение свободы и автономии, позволяя делиться своим опытом и привлекать внимание к важным вопросам.

Однако, как отмечали экзистенциальные философы, свобода всегда сопряжена с ответственностью. Возможность выражать свои мысли в интернете требует осознания последствий от своих слов и действий. Несмотря на свободу самовыражения, социальные сети создают новое давление, связанное с ожиданиями аудитории. Люди стремятся к одобрению и поддержке, что может вести к ограничению подлинного самовыражения и к «бегству» от свободы, о котором говорил Сартр.

Алгоритмы социальных сетей способствуют формированию «пузырей фильтров» и усиливают конформизм, показывая пользователям контент, который соответствует их существующим убеждениям. Это ограничивает свободу взгляда и возможность для диалога с противоположными точками зрения. Социальные сети нередко вводят цензуру, оправдывая это необходимостью борьбы с дезинформацией или разжиганием ненависти. Существуют также государственные формы контроля над социальными сетями, когда государства требуют удаления определённого нежелательного контента.

Обсуждение

Анализ экзистенциальных понятий свободы и их взаимодействие с современными условиями позволяет увидеть, как изменяются классические представления о свободе под влиянием социальных, технологических и культурных изменений. Классические представления о свободе, такие как идеи Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера и А. Камю, предполагают, что человек всегда находится перед лицом необходимости выбора и ответственности за свою свободу. В экзистенциализме свобода традиционно рассматривается как фундаментальная и неизбежная характеристика человеческого существования. Современные условия смещают акцент на относительность свободы: люди часто чувствуют себя свободными в рамках цифрового пространства, но их поведение контролируется алгоритмами и социальными структурами. Таким образом, свобода становится не абсолютным, а контекстуально зависимым понятием.

ноябрь, 2024 г.

В мире, где многие решения автоматизированы, а данные собираются и обрабатываются искусственным интеллектом, понятие свободы трансформируется. Технологии создают ситуацию, при которой выбор, ранее делавшийся человеком, становится предопределённым алгоритмами.

Экзистенциальная ответственность также усложняется. Если раньше ответственность за свои поступки лежала исключительно на человеке, то в условиях цифровой среды она размывается между пользователем, технологическими компаниями и разработчиками алгоритмов.

Современные экзистенциальные вызовы касаются не только выбора и ответственности, но и поиска аутентичности. В условиях, когда личность создаёт и курирует свою цифровую идентичность, возникает новый вызов: сохранить подлинность, не поддаваясь давлению общественных ожиданий и алгоритмов, которые формируют цифровую реальность.

В отличие от классического экзистенциализма, который акцентирует внимание на внутренней борьбе с абсурдом и поиске смысла, современный человек сталкивается с внешними вызовами, связанными с контролем и зависимостью от цифрового мира.

Современные социальные и культурные изменения значительно изменяют и трансформируют понимание свободы, делая её более комплексным и многогранным понятием. Информационная эпоха и развитие цифровых технологий изменили не только наше представление о свободе, но и наше понимание ответственности и автономии. Свобода, обогащенная новыми инструментами для самовыражения и выбора, одновременно сталкивается с вызовами, связанными с этими же инструментами.

В цифровую эпоху понятие ответственности расширяется. Пользователи несут ответственность не только за своё поведение в реальной жизни, но и за действия в онлайн-пространстве: публикации, комментарии, репосты и взаимодействие с другими пользователями. Это ведёт к увеличению нагрузки на личность, которая должна осознавать последствия своих цифровых действий.

Однако анонимность и возможность скрытия своей личности в интернете могут привести к снижению ощущения ответственности, что влечет за собой негативные явления, такие как кибербуллинг и распространение фейковых новостей. Это порождает экзистенциальный вопрос о том, как сохранить подлинную ответственность за свои действия в условиях цифровой анонимности.

Современные технологии создают иллюзию автономии, давая пользователю множество инструментов для самовыражения и доступа к информации. Однако реальная автономия ограничивается алгоритмами, которые направляют выбор пользователей и формируют их опыт в интернете. Это приводит к парадоксу, когда свобода внешне увеличивается, но на практике может быть ограничена скрытыми механизмами управления.

Технологии создают зависимость, влияя на поведение и предпочтения людей. Отсутствие осознанного

№ 11 (114)

ноябрь, 2024 г.

подхода к использованию цифровых инструментов может привести к потере автономии и усилению контроля со стороны технологических компаний и государства.

Важным аспектом личной ответственности в информационную эпоху становится этика. Пользователи должны осознавать, как их поведение влияет на других, будь то в контексте личных отношений, рабочих задач или социальной активности. Проблемы с конфиденциальностью данных и сбором информации также требуют переосмысления этических границ использования технологий.

Экзистенциальная философия может служить основой для размышлений о том, как индивидуум может сохранить автономию и личную ответственность в условиях давления технологий.

Развитие технологий привело к тому, что пользователи теперь имеют доступ к большому количеству информации, продуктов и услуг. На первый взгляд, это расширяет свободу выбора, предоставляя каждому возможность найти что-то, соответствующее его предпочтениям и убеждениям. Однако это разнообразие часто приводит к парадоксу выбора - чем больше вариантов, тем сложнее принять решение.

Обилие выбора может вызывать тревогу, сомнения и чувство неудовлетворенности. Люди начинают сомневаться в правильности сделанного выбора, что подрывает уверенность и ощущение свободы. Экзистенциалисты, такие как Сартр, указывали на то, что свобода выбора связана с ответственностью, и увеличение возможностей выбора также увеличивает моральное и эмоциональное бремя.

В условиях цифровой эпохи выбор, хотя и кажется бесконечным, часто определяется алгоритмами. Интернет-платформы и социальные сети показывают пользователям контент на основе их предыдущего поведения, создавая так называемые «пузырьки фильтров». Это ограничивает доступ к разнообразной информации и формирует иллюзию выбора, когда на самом деле человек действует в рамках заранее определенных алгоритмов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это парадоксально влияет на свободу, так как пользователь получает больше возможностей для выбора, но одновременно сталкивается с ограничениями в виде рекомендаций и фильтрации контента. Экзистенциальное осознание этого может помочь развить критическое мышление и стремление к аутентичному существованию, несмотря на навязанные внешние рамки.

Парадокс выбора может отражаться и на социальной жизни, где люди стараются соответствовать всё более разнообразным и изменчивым стандартам. Это приводит к усилению чувства тревожности и социальной неуверенности. Для сохранения чувства свободы в условиях множества возможностей необходимо развивать осознанность и способность различать подлинные желания от навязанных обществом и технологиями.

Таким образом, цифровая эпоха создает уникальные вызовы для понимания свободы и ответственности. Хотя технологии расширяют возможности выбора и самовыражения, они также вводят новые

ограничения, связанные с алгоритмами и социальным давлением. Экзистенциальная философия позволяет глубже понять эти изменения и предлагает инструменты для сохранения аутентичности и ответственности в мире, где свобода всё больше зависит от внешних факторов.

Проблема выбора и его влияние на самоидентичность становится одной из ключевых тем в современном обществе. Свобода, предлагаемая цифровыми технологиями и глобальными изменениями, парадоксально ставит перед личностью новые вызовы. Вопрос самоидентичности усложняется, поскольку человек вынужден интегрировать новые аспекты жизни и учитывать множество внешних влияний при определении самого себя.

Экзистенциальная философия утверждает, что идентичность формируется в процессе выбора, когда человек принимает решения и несет за них ответственность. Сартр подчеркивал, что человек осужден быть свободным, и именно эта свобода требует активного формирования идентичности через осмысленный выбор.

Современные вызовы - такие как глобализация, многокультурность и цифровизация - расширяют рамки, в которых человек формирует свою идентичность. Люди теперь имеют возможность выбирать между различными культурными нормами, ценностями и стилями жизни, что открывает больше возможностей для самореализации.

Сартровское понятие «другой» в условиях цифрового мира приобретает новые формы. Пользователи часто конструируют идентичность, принимая во внимание ожидания аудитории и реакцию на их действия, что делает идентичность более уязвимой к внешнему влиянию и одобрению.

Одним из вызовов современной эпохи становится фрагментация идентичности, когда личность демонстрирует различные стороны себя в разных социальных и цифровых контекстах. Это ведет к созданию множественных «я», каждое из которых соответствует определённой социальной роли или среде, что затрудняет интеграцию этих аспектов в единое целое.

Формирование идентичности через призму свободы подразумевает не только выбор, но и стремление к аутентичности. Это ставит вопрос: как человек может оставаться верным себе, если его идентичность постоянно подвергается внешним воздействиям и ожиданиям?

Глобализация и развитие культурных связей привели к тому, что люди сталкиваются с множеством идеологий и ценностей, влияющих на процесс формирования идентичности. Это может привести к кризису идентичности, когда личность теряется в многообразии выбора и ощущает трудности с определением своих собственных убеждений и ценностей.

Экзистенциализм предполагает, что для формирования идентичности необходимо осознанно подходить к выбору и понимать, как внешние факторы могут влиять на восприятие себя. Сильное влияние технологий, массовой культуры и социальных норм требует от человека способности различать свои собственные желания и навязанные стандарты.

Информационная эпоха привносит фактор неопределенности, где развитие технологий и социальных условий происходит стремительно. Свобода, которая подразумевает выбор и ответственность, становится инструментом, с помощью которого человек может противостоять давлению извне и формировать устойчивую идентичность.

Экзистенциальная философия подчеркивает важность принятия ответственности за свою идентичность и стремления к аутентичному существованию, несмотря на сложные условия и внешние воздействия.

Современные вызовы, включая цифровизацию и многокультурное влияние, значительно усложняют процесс формирования идентичности. Свобода выбора расширяет возможности для самовыражения, но также влечет за собой риски фрагментации и зависимости от внешних факторов.

ноябрь, 2024 г.

Заключение

Исследование свободы в условиях современного мира выявило значительные изменения и трансформации, происходящие под влиянием технологий, глобализации и социальных норм. Современная концепция свободы претерпела значительные изменения по сравнению с классическими экзистенциальными представлениями.

Свобода остается центральной характеристикой человеческого существования, но её восприятие и реализация трансформируются под влиянием внешних факторов. Технологии, социальные сети и глобализация расширяют возможности для выбора и самовыражения, но также накладывают новые ограничения и формируют новые виды зависимости.

Гипотеза о трансформации свободы находит подтверждение в ходе анализа. Современная свобода утратила свой абсолютный характер, став более гибкой и относительной. Свобода в современных условиях становится более комплексным понятием, которое включает взаимодействие между личной автономией и социальными рамками.

Список литературы:

1. Бурханов А.Р. Жан-Поль Сартр об экзистенциалах человеческого бытия //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2011. - №. 14. - С. 42-47.

2. Мануковский В.В. Свобода как этическое основание существования человека в экзистенциализме Ж.-П. Сартра // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №. 1 (13). - С. 39-45.

3. Арутюнян М.П. Понятие целостности экзистенциалов в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2017. - Т. 14. - №. 3. - С. 99-104.

4. Лебедь Е.С. Незащищенность человеческого бытия и темпоральность безопасности в философии Мартина Хайдеггера // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2023. - №. 3. - С. 127-136.

5. Пономарева А.С. Абсурд как непоследовательно проведенная редукция // Философия и культура. - 2023. -№. 8. - С. 67-76.

6. Сухоплюев П.А. Проблема смысла жизни человека в работе Альбера Камю" миф о Сизифе" //Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №. 4-3. - С. 279-290.

7. Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. - 2020. - С. 628-648.

8. Давыдов С.А., Юдина А.А. Социальные сети и сетевой подход к анализу социальной структуры // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2014. - №. 4 (22). - С. 37-41.

9. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Система производственных отношений и социально-экономическое неравенство: диалектика взаимосвязи //Вопросы политической экономии. - 2018. - №. 1. - С. 10-34.

10. Рахинский Д.В. Феномен глобализации в культурном и цивилизационном контексте // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2016. - №. 1 (46). - С. 141 -146.

11. Астафьева О.Н. Коллективная идентичность в условиях глобальных изменений: динамика устойчивого и укоренение становящегося //Вопросы социальной теории. - 2011. - Т. 5. - С. 223-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.