Научная статья на тему '«Свобода» как аксиологическая проблема в трагедии Гриса Плиева «Чермен»'

«Свобода» как аксиологическая проблема в трагедии Гриса Плиева «Чермен» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
299
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плиев г.дз. / "чермен" / концепт "свобода"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бязрова А. Р.

В статье исследуется художественно-эстетическое выражение концепта «свобода» в трагедии Г. Плиева «Чермен».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views the artistic and aesthetic expression of the concept «freedom» in the tragedy «Chermen» by G. Pliev.

Текст научной работы на тему ««Свобода» как аксиологическая проблема в трагедии Гриса Плиева «Чермен»»

«СВОБОДА» КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ТРАГЕДИИ ГРИСА ПЛИЕВА «ЧЕРМЕН»

Работа представлена отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева

ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.

Научный руководитель - доктор филологических наук, ведущий сотрудник института Р. Я. Фидарова

В статье исследуется художественно-эстетическое выражение концепта «свобода» в трагедии Г. Плиева «Чермен».

The article views the artistic and aesthetic expression of the concept «freedom» in the tragedy «Chermen» by G. Pliev.

Аксиология как философское направление обладает огромной значимостью в художественно-творческом процессе с точки зрения ценностного бытия человека и ценностного осмысления реального мира. Ценностные представления выполняют огромную роль в ориентации человека в ок-

ружающей его действительности, определенным образом направляют и координируют его деятельность. Таким образом, аксиология воплощает потенциальные возможности человека как деятельного индивида. «Ведь именно ценностные ориентации определяют деятельность человека в любой

момент его жизни. Каждый человек в каждый момент своей жизни решает, что и как ему делать. Это решение вытекает из системы ценностей, которую он к этому моменту сформулировал, и из самоидентифика-1

ции человека» .

В трагедии Г. Плиева «Чермен» на первый план выдвигается понятие «свобода» как аксиологическая проблема, связанная с образом народного героя Чермена Тула-това и составляющая главный сюжетообразующий стержень произведения.

Концепт «свобода» в зависимости от его содержания интерпретируется по-разному. В философской науке выделяются следующие компоненты свободы: свобода воли и выбора, свобода слова и творчества, экономическая и политическая свобода. Литературная же интерпретация данного понятия связана со свободой творчества и проявляется в возможности писателя свободно выражать свои мысли и чувства в соответствии с его мировоззрением и мироощущением, художественно их оформляя, а также в способности заставить своего героя поступать так, как ему кажется правильным и целесообразным.

Существуют разные научные определения понятия «свобода». Согласно мнению Т. С. Гуревича, свобода представляет собой

«возможность поступать так, как хочется.

2

Свобода - это прежде всего свобода воли» .

Автор книги «Грани свободы» В. Е. Давидович так определяет «свободу»: «Само понятие о свободе, цель освобождения,идеал свободы возникал лишь там и тогда, где человек сталкивался с несвободой, угнетением, социальным порабощением. В условиях первобытно-общинного строя проблема личной свободы не возникала, в частности и потому, что люди ощущали свою несвободу лишь в отношении к силам природы, а в кругу своих соплеменников все были одинаково равны и одинаково свободны. Лишь с возникновением реального порабощения одних людей другими у тех, кто порабощен, и обнаруживается сознание сво-

ей несвободы, а, следовательно, и стремление к освобождению» .

Из приведенных определений суть проблемы, излагаемой в данной статье, шире отражает высказывание В. Е. Давидовича, поскольку в трагедии «Чермен» Г. Дз. Плиева свобода рассматривается через призму отношений между отдельной личностью (Черменом) и феодальным обществом.

В феодальном обществе свобода людей из низших социальных слоев подавлялась ведущими представителями этого общества. Однако внутри феодального общества существовали отдельные индивиды, борющиеся с социальной несправедливостью. Одной из таких исторических личностей являлся осетинский национальный герой Чермен Тулатов, основной выразитель личной свободы в окружающем его социуме. Чермен пытался преобразить окружающую его среду в соответствии со своими устремлениями и целями, обусловленными стремлением к личной свободе.

Чермен - герой, борющийся против социального зла и подавления личной свободы. Источником зла в трагедии являются феодалы. В их представлении люди с низким социальным статусом, не являлись личностями. В трагедии Г. Плиева «Чермен» это особенно наглядно выражено в словах старшины Тулатовского рода Дакко, адресованных Чермену:

Ты хочешь знать, что нужно

Нам от тебя?Покорности! Ты должен

Запомнить крепко - ты холоп, тыраб,

4

Ты не достоин званья человека .

Однако Чермен не собирается мириться с таким званием «нечеловека». И здесь таится основной источник конфликта. Феодалы же заинтересованы в закреплении своего господства и стараются всеми силами удержать народные массы в рабстве и безропотном повиновении. В феодальном обществе личная, экономическая и общественная жизнь регламентировались правилами, диктовавшимися господствующим классом. Низы смирялись со своим поло-

жением, ибо народное сознание все еще сохраняло убеждение в том, что они должны подчиняться феодалам. Не готов смиряться с этим лишь Чермен, и этим знаменателен его образ. Герой живет в тесном мирке, где не находит определенного места, и он задается вопросом о смысле своего существования: кто он, что он, зачем живет в мире, где царит такая несправедливость? Он не находит ответов на свои вопросы. Чермен убежден лишь в одном - источником всех бед народных являются феодалы, яростные душители свободы.

Для обретения личной свободы Чермен требует всего лишь:

Кпочокземли, - ничтожнейший клочок, -

На день посева и на день уборки...

Участок для покоса, двух волов,

Котел, топор и крепкую веревку -

И это все!..

Чермен требует земли, зная, что без нее нет счастья и свободы. Но как правильно замечает Ш. Джикаев, он преследует «гораздо более высокие цели - он ищет «место человека на земле», и борьба его более содержательна, поскольку содержит в себе

6

социально-этическую идею» .

Мир, полный зла и ненависти, не удовлетворяет Чермена, и он готов изменить его. Однако герой еще не пришел к осознанию того, какими способами можно это сделать, что сближает его с «лишними людьми» русской классической мысли XIX в. Ш. Джикаев правильно определяет характер борьбы Чермена: «Борьба Чермена не есть революционная борьба, это примитивная форма социальной борьбы» .

В борьбе за свободу внимание Чермена не могло быть сконцентрировано на ликвидации старых форм власти и принуждения. Он еще не дорос до этого. Герой выделяется из общей массы лишь тем, что к нему первому в его окружении приходит осознание личной свободы. Опережая свое время, он пытается преобразить окружающий его мир, тот окружающий социум, частью ко-

торого он является. Это и есть один из аспектов проявления человеческой свободы.

Свободой для Чермена является свобода жить, т. е. устранение всего, что мешает созданию условий для удовлетворения его жизненных потребностей. Препятствием же на пути к этому являлось социальное неравенство, ибо социальное равноправие - это та основа, на которой может вырасти личная свобода. Вне равенства о свободе говорить нечего. «В определенных условиях, когда на свободу человека посягают враждебные ему силы, свобода выступает как ценность абсолютная, более значимая, чем сама жизнь. А точнее, тождественная жизни, ибо существование в условиях лишения свободы, угнетения, порабощения, не заслуживает названия достойной жизни» . Внутренний протест Чермена против этой недостойной жизни настолько возрос, что он не мог ее не выразить. Он пытается бороться против несвободы, пошлости и лицемерия современного ему общества, но попытка эта оказывается не вполне удачной, так как герой еще не подготовлен к свершению социального переворота. Однако в условиях феодального уклада деятельность Чермена - большой прогресс в развитии человеческой свободы. В его образе прослеживается гуманистическая функция, проявляющаяся в стремлении к свободе личности.

Чермен - это личность, нравственный идеал которого совпадает с идеалом общественным. Он - борец за общечеловеческие права, его личные интересы не подрывают общественные. Герой осознает, что человек предназначен прежде всего для жизни в обществе. «Кроме природы и личного, - писал В. Г. Белинский. - у человека есть еще общество и человечество. Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне и какими бы волнами ни лилась через край, - она неполна, если в ее содержание не вошли интересы внешнего для нее мира, общества и человечества» . Герой

Гриса Плиева в полной мере осознает свою ответственность за судьбу народа и делает все, что в его силах для обретения им счастья и свободы.

Таким образом, созданный Г. Плиевым образ, является художественно-эстетическим выражением его концепции о свободе, равенстве и справедливости.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феноменология. Изд. Саратовского университета, 2004. С. 14.

Гуревич Т. С. Философия: Учебник для психологов. Москва-Воронеж, 2004. С. 464.

3Давидович В. Е. Грани свободы. М., 1969. С. 26-27.

4

Плиев Г. Дз. Чермен / Перевод с осет. Я. Апушкиной. Орджоникидзе, 1957. С. 51-52.

5 Там же. С. 33.

Джикаев Ш. Ф. Место человека на земле // Благодать слова. Владикавказ, 1996. С. 232.

7 Там же. С. 233. '

8

Давидович В. Е. Указ. соч. С. 41.

9Белинский В. Г Сочинения. М., 1948. Т. I. С. 639.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.