«СВОБОДА» КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ТРАГЕДИИ ГРИСА ПЛИЕВА «ЧЕРМЕН»
Работа представлена отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева
ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.
Научный руководитель - доктор филологических наук, ведущий сотрудник института Р. Я. Фидарова
В статье исследуется художественно-эстетическое выражение концепта «свобода» в трагедии Г. Плиева «Чермен».
The article views the artistic and aesthetic expression of the concept «freedom» in the tragedy «Chermen» by G. Pliev.
Аксиология как философское направление обладает огромной значимостью в художественно-творческом процессе с точки зрения ценностного бытия человека и ценностного осмысления реального мира. Ценностные представления выполняют огромную роль в ориентации человека в ок-
ружающей его действительности, определенным образом направляют и координируют его деятельность. Таким образом, аксиология воплощает потенциальные возможности человека как деятельного индивида. «Ведь именно ценностные ориентации определяют деятельность человека в любой
момент его жизни. Каждый человек в каждый момент своей жизни решает, что и как ему делать. Это решение вытекает из системы ценностей, которую он к этому моменту сформулировал, и из самоидентифика-1
ции человека» .
В трагедии Г. Плиева «Чермен» на первый план выдвигается понятие «свобода» как аксиологическая проблема, связанная с образом народного героя Чермена Тула-това и составляющая главный сюжетообразующий стержень произведения.
Концепт «свобода» в зависимости от его содержания интерпретируется по-разному. В философской науке выделяются следующие компоненты свободы: свобода воли и выбора, свобода слова и творчества, экономическая и политическая свобода. Литературная же интерпретация данного понятия связана со свободой творчества и проявляется в возможности писателя свободно выражать свои мысли и чувства в соответствии с его мировоззрением и мироощущением, художественно их оформляя, а также в способности заставить своего героя поступать так, как ему кажется правильным и целесообразным.
Существуют разные научные определения понятия «свобода». Согласно мнению Т. С. Гуревича, свобода представляет собой
«возможность поступать так, как хочется.
2
Свобода - это прежде всего свобода воли» .
Автор книги «Грани свободы» В. Е. Давидович так определяет «свободу»: «Само понятие о свободе, цель освобождения,идеал свободы возникал лишь там и тогда, где человек сталкивался с несвободой, угнетением, социальным порабощением. В условиях первобытно-общинного строя проблема личной свободы не возникала, в частности и потому, что люди ощущали свою несвободу лишь в отношении к силам природы, а в кругу своих соплеменников все были одинаково равны и одинаково свободны. Лишь с возникновением реального порабощения одних людей другими у тех, кто порабощен, и обнаруживается сознание сво-
ей несвободы, а, следовательно, и стремление к освобождению» .
Из приведенных определений суть проблемы, излагаемой в данной статье, шире отражает высказывание В. Е. Давидовича, поскольку в трагедии «Чермен» Г. Дз. Плиева свобода рассматривается через призму отношений между отдельной личностью (Черменом) и феодальным обществом.
В феодальном обществе свобода людей из низших социальных слоев подавлялась ведущими представителями этого общества. Однако внутри феодального общества существовали отдельные индивиды, борющиеся с социальной несправедливостью. Одной из таких исторических личностей являлся осетинский национальный герой Чермен Тулатов, основной выразитель личной свободы в окружающем его социуме. Чермен пытался преобразить окружающую его среду в соответствии со своими устремлениями и целями, обусловленными стремлением к личной свободе.
Чермен - герой, борющийся против социального зла и подавления личной свободы. Источником зла в трагедии являются феодалы. В их представлении люди с низким социальным статусом, не являлись личностями. В трагедии Г. Плиева «Чермен» это особенно наглядно выражено в словах старшины Тулатовского рода Дакко, адресованных Чермену:
Ты хочешь знать, что нужно
Нам от тебя?Покорности! Ты должен
Запомнить крепко - ты холоп, тыраб,
4
Ты не достоин званья человека .
Однако Чермен не собирается мириться с таким званием «нечеловека». И здесь таится основной источник конфликта. Феодалы же заинтересованы в закреплении своего господства и стараются всеми силами удержать народные массы в рабстве и безропотном повиновении. В феодальном обществе личная, экономическая и общественная жизнь регламентировались правилами, диктовавшимися господствующим классом. Низы смирялись со своим поло-
жением, ибо народное сознание все еще сохраняло убеждение в том, что они должны подчиняться феодалам. Не готов смиряться с этим лишь Чермен, и этим знаменателен его образ. Герой живет в тесном мирке, где не находит определенного места, и он задается вопросом о смысле своего существования: кто он, что он, зачем живет в мире, где царит такая несправедливость? Он не находит ответов на свои вопросы. Чермен убежден лишь в одном - источником всех бед народных являются феодалы, яростные душители свободы.
Для обретения личной свободы Чермен требует всего лишь:
Кпочокземли, - ничтожнейший клочок, -
На день посева и на день уборки...
Участок для покоса, двух волов,
Котел, топор и крепкую веревку -
И это все!..
Чермен требует земли, зная, что без нее нет счастья и свободы. Но как правильно замечает Ш. Джикаев, он преследует «гораздо более высокие цели - он ищет «место человека на земле», и борьба его более содержательна, поскольку содержит в себе
6
социально-этическую идею» .
Мир, полный зла и ненависти, не удовлетворяет Чермена, и он готов изменить его. Однако герой еще не пришел к осознанию того, какими способами можно это сделать, что сближает его с «лишними людьми» русской классической мысли XIX в. Ш. Джикаев правильно определяет характер борьбы Чермена: «Борьба Чермена не есть революционная борьба, это примитивная форма социальной борьбы» .
В борьбе за свободу внимание Чермена не могло быть сконцентрировано на ликвидации старых форм власти и принуждения. Он еще не дорос до этого. Герой выделяется из общей массы лишь тем, что к нему первому в его окружении приходит осознание личной свободы. Опережая свое время, он пытается преобразить окружающий его мир, тот окружающий социум, частью ко-
торого он является. Это и есть один из аспектов проявления человеческой свободы.
Свободой для Чермена является свобода жить, т. е. устранение всего, что мешает созданию условий для удовлетворения его жизненных потребностей. Препятствием же на пути к этому являлось социальное неравенство, ибо социальное равноправие - это та основа, на которой может вырасти личная свобода. Вне равенства о свободе говорить нечего. «В определенных условиях, когда на свободу человека посягают враждебные ему силы, свобода выступает как ценность абсолютная, более значимая, чем сама жизнь. А точнее, тождественная жизни, ибо существование в условиях лишения свободы, угнетения, порабощения, не заслуживает названия достойной жизни» . Внутренний протест Чермена против этой недостойной жизни настолько возрос, что он не мог ее не выразить. Он пытается бороться против несвободы, пошлости и лицемерия современного ему общества, но попытка эта оказывается не вполне удачной, так как герой еще не подготовлен к свершению социального переворота. Однако в условиях феодального уклада деятельность Чермена - большой прогресс в развитии человеческой свободы. В его образе прослеживается гуманистическая функция, проявляющаяся в стремлении к свободе личности.
Чермен - это личность, нравственный идеал которого совпадает с идеалом общественным. Он - борец за общечеловеческие права, его личные интересы не подрывают общественные. Герой осознает, что человек предназначен прежде всего для жизни в обществе. «Кроме природы и личного, - писал В. Г. Белинский. - у человека есть еще общество и человечество. Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она вовне и какими бы волнами ни лилась через край, - она неполна, если в ее содержание не вошли интересы внешнего для нее мира, общества и человечества» . Герой
Гриса Плиева в полной мере осознает свою ответственность за судьбу народа и делает все, что в его силах для обретения им счастья и свободы.
Таким образом, созданный Г. Плиевым образ, является художественно-эстетическим выражением его концепции о свободе, равенстве и справедливости.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ценностный мир XXI века: история, герменевтика, феноменология. Изд. Саратовского университета, 2004. С. 14.
Гуревич Т. С. Философия: Учебник для психологов. Москва-Воронеж, 2004. С. 464.
3Давидович В. Е. Грани свободы. М., 1969. С. 26-27.
4
Плиев Г. Дз. Чермен / Перевод с осет. Я. Апушкиной. Орджоникидзе, 1957. С. 51-52.
5 Там же. С. 33.
Джикаев Ш. Ф. Место человека на земле // Благодать слова. Владикавказ, 1996. С. 232.
7 Там же. С. 233. '
8
Давидович В. Е. Указ. соч. С. 41.
9Белинский В. Г Сочинения. М., 1948. Т. I. С. 639.