Научная статья на тему 'Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в россии'

Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в россии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1041
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / АДВОКАТЫ / ПРИНЦИПЫ АДВОКАТУРЫ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ADVOCACY / LAWYERS / ADVOCACY PRINCIPLES / INDEPENDENCE / LEGAL ASSISTANCE / JUSTICE / LEGALITY / PROFESSIONALISM / STATE / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лященко Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены принципы действия института адвокатуры, проблемы взаимодействия с правоохранительной системой, независимость адвокатуры и адвокатов, вопросы справедливой состязательности сторон в суде и перспективы по предоставлению бесплатной юридической помощи, в рамках реализации государственной программы « Юстиция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREEDOM AND INDEPENDENCE OF ADVOCACY ACTIVITY AS A CONDITION OF FAIR JUSTICE IN RUSSIA

The article discusses the principles of the advocacy institute’s functioning, the problems of interaction with the law enforcement system, the independence of the advocacy and lawyers, the issues of fair competition between the parties in court and the prospects for providing free legal assistance within the framework of the state program «Justice».

Текст научной работы на тему «Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в россии»

правоохранительные органы

Лященко А. С.

свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в россии

Адвокатура занимает важное место в правоохранительной системе, однако она не является правоохранительным органом. Правовая природа адвокатуры раскрывается через ее особенности. Являясь профессиональным сообществом адвокатов, она, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данная особенность заключается в ее особом статусе как самостоятельного, сформированного элемента правозащитной системы, функционирующей на принципах самоуправляемости, деятельность которой направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, т.е. института, призванного защищать и представлять интересы не только отдельных граждан, но и всего общества в целом. Наличие адвокатуры как независимого, профессионального, саморегулируемого сообщества свидетельствует о развитии гражданского общества. В институте адвокатуры важное место занимают принципы адвокатуры, которые определяются как основные руководящие положения, на которых строятся юридические науки. В Положении 1980 г. принципы деятельности адвокатуры не раскрывались. А в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре основополагающими принципами являются законность, независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов.

Законность - это наиболее универсальный и всеобъемлющий правовой принцип. Адвокат призван защищать подлинные, а не мнимые права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Кроме того, принцип законности предполагает, что адвокат в ходе осуществления своей профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны судов, органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов правоприменительной деятельности. Добивается устранения

допущенных нарушений и восстановления прав и законных интересов своих доверителей. В то же время следование принципу законности не означает, что адвокат должен быть крайне подозрительным к своим доверителям. Законность в деятельности адвоката должна сочетаться с его лояльностью к доверителю, с адвокатской этикой, с опорой на доверителя при ведении дел. Необходимо обеспечить активное участие доверителя в определении проблем, формулировании возможных вариантов и принятии решений. Таким образом, наряду с принципом законности деятельность адвокатуры должна строиться на лояльности к доверителю и адвокатской этике. Эти принципы нашли свое частичное отражение в Законе об адвокатуре.

Наиболее значимый принцип деятельности адвокатуры - это независимость. Независимость адвокатуры складывается из двух элементов: из независимости организаций адвокатуры и адвокатских образований, в рамках которых осуществляется адвокатская деятельность, и из независимости самого адвоката при осуществлении его деятельности. Основные усилия тоталитарного государства в отношении адвокатуры в годы советской власти были направлены на установление полного государственного и партийного контроля над адвокатурой и в конечном итоге, над адвокатами. Попытки сохранить рычаги давления Министерства юстиции РФ на адвокатуру предпринимались и в процессе принятия Закона об адвокатуре. Однако самые спорные положения в Закон не вошли, роль Министерства юстиции рФ и территориальных органов юстиции в Законе об адвокатуре несколько изменилась, а их полномочия, в полном соответствии с демократическими принципами построения государства, провозглашенными Конституцией РФ, уменьшились. Однако следует отметить, что вопрос справедливой состязательности сторон в суде до настоящего времени в полной мере реализовать не удалось. Кроме того, российская система правоохранительных органов обладает большим потенциалом воздействия в суде, причем не только на противную сторону, но и на сам суд. В таких условиях институт адвокатуры нуждается в процессуальных гарантиях своего равноправия на судебном процессе.

Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия вопреки закону каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вмешиваться в деятельность адвокатуры. Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда и др.). Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства. Принцип независимости адвокатуры рассматривается в качестве главнейшей основы организации и деятельности адвокатуры и неразрывно связан с понятием адвокатская тайна, как одним из условий существования адвокатуры.

Все остальные принципы адвокатуры (самоуправляемость, корпоративность, равноправность, профессионализм) обеспечиваются тем, что основы ее построения и функционирования определяются не только законами, но и принятыми

органами управления решениями.

Таким образом, основными принципами адвокатуры являются законность, лояльность к доверителю, соблюдение адвокатской этики, независимость, самоуправляемость, корпоративность, равенство и профессионализм.

Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, формулировать вопросы, использовать различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением (обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения, указывать на наличие других, не исследованных обвинением версий, приводить факты несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение и др.). Однако, защита обвиняемого не может превращаться в защиту преступления, с привлечением незаконных методов защиты.

Если проследить эволюцию законодательства о российской адвокатуре за полтора столетия ее существования, можно отметить ряд крупных достижений. К ним следует отнести расширение уровня независимости адвокатуры от судебной и исполнительной ветвей власти, упрочение правовых гарантий профессиональной деятельности адвокатов, формирование финансовых обязательств государства по отношению к адвокатам. Со стороны государства сохранена определенная степень контроля, которая закреплена в Законе об адвокатуре, однако она существенно минимизирована и в целом соответствует концепции отнесения адвокатуры к институту гражданского общества. Контролирующим органом в данном случае выступает территориальный орган юстиции, который уполномочен на ведение реестра адвокатов субъекта рФ, выдачу удостоверений адвоката, созыв внеочередного собрания (конференции) адвокатов, внесение представления о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности. Такой контроль носит не столько содержательный, сколько формальный характер.

Конституция рФ в ст. 48 гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (а в определенных случаях и бесплатной юридической помощи).

С принятием Закона об адвокатуре ситуация некоторым образом улучшилась, но остались неразрешенными многие вопросы в области оказания гражданам задекларированной в Конституции рФ юридической помощи. Число же лиц, разбирающихся в процедуре получения юридической помощи, а также понимающих, какие они имеют гарантии в получении именно квалифицированной помощи, уменьшается.

Утвержденная постановлением Правительства №312 от 15.04.2014г. государственная программа рФ «Юстиция» по реализации государственной политики в сфере юстиции, определила приоритетные направлениями и цели реформирования. Это - «соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров». Указанные приоритеты совпадают с конечным результатом реализации государственной Про-

граммы, рассчитанной на период до 2020 года. В проекте Концепции, разработанной Министерством Юстиции РФ отмечается, что «основной задачей предстоящей реформы является объединение разрозненной сферы профессиональной юридической помощи в единое профессиональное сообщество, подчиненное общим правовым и этическим правилам....». Таким образом, документально закреплено, что именно адвокатура должна стать площадкой для объединения и, следовательно, должна выйти из сферы предпринимательской деятельности. Общее количество адвокатов к населению страны к 2020г. планируется увеличить с 0,05% до 0,1%. Объединение всех частнопрактикующих юристов на базе адвокатуры должно произойти до конца 2017г. В рамках государственной программы 21.11.2011г. принят также Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ», который предусматривает способы реализации государственной гарантии права гражданина на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и устанавливает организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Работа по данным направлениям ведется с учетом намеченных задач в рамках реализации упомянутого закона, в том числе и по определению показателей соотношения количества адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь и числа граждан, имеющих право на ее получение.

Как видим, на адвокатуре лежит огромная ответственность за грамотное и качественное оказание юридической помощи населению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ., принятая всенародным голосованием 12.12.1993г.

2. ФЗ от 31.05.2002г. №63ФЗ « Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г.№312 « Об утверждении государственной программы РФ « Юстиция»

4. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Монография. М., 2002. С. 39, 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.