Научная статья на тему 'Свлияние физических упражнений на содержание интерлейкина-8 в слюне у детей'

Свлияние физических упражнений на содержание интерлейкина-8 в слюне у детей Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Швыдченко И.Н., Сергеев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свлияние физических упражнений на содержание интерлейкина-8 в слюне у детей»

2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue

Экология, стресс и иммунитет Ecology, stress and immunity

могут привести к повышенному риску возникновения респираторных инфекций (Pedersen, and Bruunsgaard, 1995); с другой стороны, многочисленные данные приводят к появлению новых интересных теорий, связанных с противовоспалительными эффектами регулярных, умеренных физических нагрузок (Petersen, and Pedersen, 2005; Vieira et al., 2011). Психологическая и двигательная индивидуальность человека во многом определяется функциональной асимметрией мозга (ФАМ) (Corballis, 2014). Профиль ФАМ тесно связан с успешностью в отдельных видах спорта и может значительно изменяться под воздействием регулярных физических нагрузок (Бер-дичевская и др., 2009). Структурная и функциональная асимметрия мозга формирует и регулирует индивидуальную иммунологическую реактивность на стрессорные стимулы (Stoyanov et al., 2012). Экспериментально показано, что эффекты, оказываемые различными полушариями мозга на иммунную систему, являются результатом асимметричного контроля мозга симпатической нервной системы (Neveu, 2008). Некоторые данные подтверждают, что гипоталамо-гипофизарно-адреналовая ось, автономная нервная система и цитокины могут быть вовлечены в это взаимодействие (Kenney and Ganta, 2014).

Цель. Определить влияние функциональной асимметрии мозга (ФАМ) на содержание интерлейкина (IL) 4 и интерферона-у (IFNy) в плазме крови спортсменов разного пола и тренированности с учетом их гормонального статуса. В исследовании приняли участие 44 спортсмена обоего пола (14 девушек и 30 юношей) различной спортивной специализации и квалификации (возраст от 18 до 21 года). Все участники были полностью информированы о целях исследования и подписали добровольное информированное согласие на участие в нем. При формировании групп все спортсмены в зависимости от индивидуального профиля асимметрии (ИПА) были разделены на четыре группы: I — юноши «правши», n = 14; II — юноши «левши», n = 16; III — девушки «правши», n = 8; IV — девушки «левши», n = 6. Группы I и II были разделены на 2 подгруппы с учетом квалификации юношей-спортсменов: Ia, IIa — высококвалифицированные спортсмены и Ib, IIb — спортсмены низкой квалификации. Концентрацию цитокинов и гормонов (адреналина, норадреналина, кортизола) в плазме крови определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа с использованием коммерческих тест-систем, согласно инструкции к тест-наборам. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 7 (StatSoftInc., США). Наблюдаемые различия считались не случайными при P < 0,05. В результате исследования не было выявлено статистически значимых гендерных различий между группами «правшей» и «левшей». Уровень IL-4 в плазме крови незначительно превышал порог чувствительности метода и не зависел ни от ФАМ, ни от тренированности спортсменов. В то же время содержание IFNy у юношей с разным профилем ФАМ зависело от их тренированности: высококвалифицированные юноши как «правши», так и «левши» имели повышенное содержание IFNy по сравнению со спортсменами низкой квалификации: 81,45 (74,50-89,30) и 90,60 (72,50-189,00) пг/мл против 63,20 (61,65-72,35) и 65,50 (57,40-66,70) пг/мл соответственно (P < 0,05). Содержание IFNy положительно коррелировало с концентрацией кортизола у высококвалифицированных юношей «левшей» (r = 0,63), однако у «правшей» такая взаимосвязь отсутствовала. «Левши» имели также

сниженный, по сравнению с правшами, уровень адреналина в плазме крови, но это не было связано с их тренированностью. Таким образом, содержание IFNy у юношей спортсменов не обусловлено различиями в профиле ФАМ, а зависит от их тренированности. Повышенные уровни IFNy в плазме крови высокотренированных спортсменов определяются, вероятно, факторами, отличными от гормонов стресса.

Работа выполнена при поддержке РФФИ и Администрации Краснодарского края, проект № 13-04-96560р_ юг_а.

СВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЛЕЙКИНА-8 В СЛЮНЕ У ДЕТЕЙ

Швыдченко И.Н., Сергеев С.В.

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия

В течение последних лет достигнуты значительные успехи в изучении влияния физических нагрузок на функционирование иммунной системы. В то же время, количество работ, посвященных детям, по-прежнему, небольшое, в связи с чем, наше понимание взаимодействий между физической нагрузкой и иммунной системой в детском и подростковом возрасте остается недостаточным. Физическая активность играет важную роль в тканевом анаболизме, росте и развитии организма. Уникальной особенностью физических упражнений является то, что они приводят к одновременному повышению антагонистических медиаторов: анаболических гормонов (гормона роста, инсулино-подобного ростового фактора 1) и катаболических провоспалительных цитокинов, таких как, интерлейкин (IL) 1р, IL-6, фактор некроза опухоли (TNF) a (Nemet, Eliakim, 2010). Это подчеркивает важность адаптации к физическим упражнениям детей и подростков. Оптимальный баланс между анаболическими и воспалительными/катаболическими ответами на нагрузку определяет эффективность занятий и положительное воздействие физических упражнений на здоровье детей и подростков.

Целью настоящей работы явилось исследование влияния однократной физической нагрузки на содержание IL-8 в слюне у детей, посещающих секцию борьбы дзюдо.

В исследовании приняли участие 19 мальчиков: 9 детей в возрасте от 5 до 7 лет (1-е детство) и 10 детей в возрасте от 8 до 12 лет (2-е детство). Родители всех участников были полностью информированы о целях исследования и подписали добровольное информированное согласие на участие в нем ребенка. Критериями включения в исследование также служили: отсутствие острых воспалительных заболеваний и обострений хронических заболеваний, отсутствие иммунопатологии и заболеваний полости рта. Тренировочное занятие проводилось в течение 90 мин и включало в себя оздоровительные физические упражнения, направленные на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, элементарные технико-тактические приемы. Образцы слюны (1-2 мл), полученные до и после тренировки, центрифугировали, отбирали супернатант и хранили его при -20 °С до проведения исследования. Концентрацию IL-8 в слюнной жидкости определяли с помощью твердофазного имму-ноферментного анализа в соответствии с инструкцией

Медицинская Иммунология Medical Immunology (Russia)/Meditsinskaya Immunologiya

«Дни иммунологии в СПб 2017» Immunology Days in St. Petersburg 2017

к тест-набору (ООО «Цитокин», Россия). Чувствительность метода составляла 20 пг/мл. Обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 7 (StatSoftlnc., США). Центральные тенденции и дисперсии количественных признаков описывали медианой и интерквартильным размахом (Qj-Q3). Сравнение групп по количественным признакам проводили с использование непараметрических критериев Манна—Уитни — для сравнения двух независимых групп и критерия Вилкоксона для парного сравнения двух зависимых групп. Наблюдаемые различия считались не случайными при P < 0,05. В результате проведенного исследования нами не было выявлено статистически значимых различий в содержании IL-8 в слюне до тренировки между группами детей 1-го и 2-го детства: у детей в возрасте от 5 до 7 лет концентрация IL-8 в слюне составила 229,1 (130,7-505,0) пг/мл, у детей от 8 до 12 лет — 267,0 (72,6-536,0) пг/мл. После однократного тренировочного занятия саливарный уровень IL-8 у детей обеих возрастных групп повысился, при этом у детей 2-го детства наблюдались тенденции к более высокому приросту IL-8 по сравнению с детьми младшего возраста: 500,0 (246,0-1190,0) пг/мл (P < 0,01) и 390,0 (222,0-494,0) пг/мл (P < 0,05), соответственно. Таким образом, однократная физическая нагрузка приводит к повышению провоспа-лительного статуса детей, вероятно, за счет усиления активности симпатической нервной системы.

Работа поддержана РФФИ и Министерством образования и науки Краснодарского края, проект № 16-44-230391р_а.

ЭКСПРЕССИЯ АКТИВАЦИОННЫХ МАРКЕРОВ ЛИМФОЦИТОВ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОЙ НЕЙРОМЫШЕЧНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Широлапов И.В., Пятин В.Ф., Жестков А.В., Никитин О.Л., Баишева Г.М., Веретельник Е.Н.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Самара, Россия

Одним из перспективных направлений иммунологических исследований является анализ активационного профиля лимфоцитов, поскольку качество и характер иммунного ответа взаимосвязаны с активностью различных субпопуляций иммунокомпетентных клеток. Так, повышение уровня экспрессии поверхностных актива-ционных антигенов лимфоцитов может совпадать с обострением патологического процесса, коррелирует с усилением активности иммунной системы или выражает ее способность и «готовность» отвечать на воздействие факторов окружающей среды, включая различные патогены и стрессоры. Немедикаментозная реабилитация в условиях длительной нейромышечной стимуляции находит в последние годы всё более широкое применение не только в физиологии движений и профессиональном спорте, а также в практике восстановительной медицины, однако

влияние такого воздействия на систему иммунного реагирования остается мало изученным.

Исследование динамики экспрессии ранних и поздних активационных маркеров лимфоцитов при длительной нейромышечной стимуляции составило цель нашей работы.

Материалы и методы. Иммунологическое исследование выполнено у 39 женщин (группа нейромышечной стимуляции — 20 человек, возраст 65±4 года; группа контроля — 19 женщин, 67±4 года). Для нейромышечной стимуляции использовали аппарат для медицинской реабилитации Power Plate (Голландия), продолжительность тренинга — 24 недели. Реабилитационный режим: нагрузка по принципу прогрессии 3 раза/нед по 30 мин, частота работы платформы 30-40 Гц, амплитуда смещения — 2 мм. Методом проточной цитометрии исследовано количество клеток, экспрессирующих CD25+ и HLA-DR+.

Результаты. Исследование активационных процессов в иммунной системе женщин выявило, что уровень экспрессии на лимфоцитах маркера ранней стадии активации (CD25+ — а-цепь рецепторного комплекса интерлейкина-2) практически не изменялся в течение всей программы исследования у испытуемых из обеих групп. Так, в группе контроля этот показатель находился на уровне 16±3 кл/мл. В группе нейромышечной стимуляции абсолютное количество лимфоцитов, экспрессирующих CD25+, незначительно снизилось к 24-й неделе тренинга (15±1 кл/мл, р > 0,05). Различия в показателе экспрессии CD25+ между обеими группами не были достоверными. Абсолютное количество Т-лимфоцитов, экспрессирующих маркер поздней активации (HLA-DR+), в группе нейромышечной стимуляции было наиболее низким через 12 недель исследования (92±15 кл/мл), что соответствовало снижению на 39,87% (р < 0,05). Однако к концу 24 нед этот показатель в испытуемой группе несколько увеличился до значений, близких к таковым перед стартом программы (136±16 кл/мл, р < 0,05). В группе контроля наблюдалось постепенное снижение абсолютного количества CD3+DR+ лимфоцитов: 174±23, 150±24, 144±21 кл/мл в начале исследования, в середине и в конце соответственно. Различие по абсолютному количеству CD3+DR+ лимфоцитов между группами было достоверным через 12 недель исследования.

Заключение. Обострение ряда заболеваний, в частности атопических, сопряжено с интенсивными активаци-онными процессами в иммунной системе, что сопровождается выраженным увеличением экспрессии ранних активационных антигенов, одновременно усиленная экспрессия поздних маркеров коррелирует с тяжестью заболевания. В нашем исследовании показано, что длительная нейромышечная стимуляция не вызывает усиления активационного профиля лимфоцитов, а также каких-либо патологических сдвигов в основных показателях иммунной системы человека, поэтому является объективно-безопасным типом спортивной и медицинской реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.