СВИНЦОВАЯ ДРОБЬ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А.А.Сергеев, В.А.Тетера
ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова РАСХН, г. Киров, e-mail: [email protected]
5
s-я <и а.
-8л
к
Si
Одним из основных загрязнителей, оказывающих негативное влияние на орнитофауну, является свинец. Известно, что подавляющее большинство случаев свинцового отравления птиц связано с заглатыванием свинцовой дроби и рыболовных грузил. Особенно большое количество свинца может скапливаться в водоемах густонаселенных территорий, где угодья используются наиболее интенсивно. Именно поэтому от плюмбизма страдают в первую очередь водоплавающие птицы.
Водоплавающие птицы заглатывают дробь в качестве гастролитов или принимая её за кормовые объекты. Иногда, особенно если птица заглотила одновременно больше 10 дробин, происходит острое отравление, и птица погибает в течение нескольких часов или дней без значительной потери веса и других ярко выраженных симптомов. В случае, когда в желудок птицы попало немного дроби, наблюдается характерная картина хронического свинцового токсикоза. Часть дробин, попавших в желудочно-кишечный тракт, очень быстро выводится из организма естественным образом, а другая может задерживаться там длительное время. Распространенное мнение о том, что дробины, попав в воду, быстро покрываются слоем окислов и поэтому не вредят птицам, является ошибочным. Механическое воздействие гастролитов,которые буквально перетирают дробь, в присутствии желудочного сока приводят к полному растворению дробин. Токсичные соли свинца попадают в кровяное русло, постепенно вызывая отравление. Количество дробин,необходимое для развития заболевания и гибели, варьирует от размера, вида, пола, возраста птиц и состава их кормов. Показано, что 1-2 дробин № 6 достаточно для того, чтобы вызвать свинцовое отравление более чем у половины крякв, кормившихся зерном. Если корм состоит из мягких растений, то необходимо уже 5-6 дробин (Bellrose, 1959). При хроническом отравлении гибель птиц обычно наступает через 2-3 недели.
Отравленные свинцом птицы своим поведением напоминают подранков: они держатся отдельно от других птиц, неохотно взлетают, их полёт непродолжителен и неустойчив. У некоторых гусей может изменяться тон крика, шея во время полёта иногда принимает нехарактерное изогнутое положение. По мере того, как болезнь прогрессирует, птицы лишаются способности летать, их крылья принимают характерную позу «домиком», а затем постепенно обвисают, могут проявляться отёки в области головы и шеи. Из клюва птиц может сочиться жидкость, и они даже не пытаются убежать от человека. Помёт отравившихся свинцом гусей и уток обычно водянистый и имеет своеобразный ярко-зелёный цвет. Многие особи на поздних стадиях токсикоза выглядят умирающими от голода.При вскрытии поражённых плюмбизмом птиц обнаруживают следующие симптомы:
1. Атрофия грудной мускулатуры.
2. Отсутствие внутреннего и подкожного жира.
3. Непроходимость кишечного тракта.
4. Увеличенный желчный пузырь.
5. Ярко-зеленая выстилка желудка.
6. Металлический свинец в содержимом желудка.
Свинцовому отравлению подвержены все основные виды водоплавающих птиц. Межвидовые различия могут быть очень большими и довольно устойчивыми. Одним из наиболее существенных факторов является способ кормодобывания. Частота заболевания снижается по мере увеличения содержания рыбы в питании птиц. Вот почему гоголь и крупные крохали поражаются редко. Нырковые и речные утки, лебеди и гуси чаще других водоплавающих и околоводных птиц страдают от плюмбизма. Частота обнаружения дроби в желудках речных уток колебалась в разных странах Европы от 1,2 до 25,5%, у нырковых уток - от 3,5 до 50% (Pain, 1992). Случаи плюмбизма зафиксированы также у гагар, куликов, пеликанов, бакланов, цапель, журавлей, чаек, ибисов и фламинго.
Среди наземных птиц больше других подвержены свинцовому отравлению орланы, поскольку значительную долю их рациона составляют водоплавающие и околоводные птицы. Отравление происходит при поедании таких птиц, погибших от плюмбизма или просто содержащих в своём теле дробины (подранки и убитые). Документально подтверждены случаи отравления свинцом наземных охотничьих птиц: тетеревов, перепелов, куропаток, индеек и голубей. Свинцовое отравление у фазанов в Англии отмечалось ещё в 1875 году. Осенью 2002 года мы обнаружили свинцовую дробь в желудке глухаря. Однако, в целом процент заглатывания свинцовой дроби боровой и полевой дичью гораздо ниже, чем у водоплавающих птиц.
Случаи гибели диких водоплавающих птиц вследствие отравления свинцом неоднократно отмечались более чем в 20 странах Европы, Азии, Америки и Австралии. На североамериканском континенте смертность водоплавающих от плюмбизма оценивается в 1,5-4% общего поголовья, составляя 1,5-4,2 миллиона особей в год (Scheuhammer & Norris, 1995; 1996). Кроме того, считается, что до 20% птиц в популяциях получает несмертельное свинцовое отравление, вследствие чего у них ухудшаются репродуктивные показатели, снижается способность сопротивляться неблагоприятным воздействиям среды, нередко сокращается продолжительность жизни, возникают нарушение функций центральной нервной системы, а следовательно, и поведения, ведущие к гибели от хищников и других причин. Ещё в 1959 г. в США был проведен эксперимент на кряквах, по результатам которого установлено, что птицы, заглотившие свинцовую дробь, в 1,65 раза чаще становятся жертвами охотников по сравнению с кряквами, которым дробь не «скармливали». Причём вероятность отстрела возрастала с увеличением количества проглоченных дробин (Bellrose, 1959).
Случаи гибели большого количества водоплавающих птиц, иногда достигавшей нескольких тысяч особей в одном месте, фиксировалась в США с начала прошлого века. Еще в 40 гг. прошлого века плюмбизм был назван третьим по значимости фактором смертности водоплавающих птиц. Регулярные исследования показали, что с 1950-х по 1990 г. частота встречаемости птиц с дробью в желудках из года в год увеличивалась, варьируя от 0,1 до 24,1% у разных видов.
Среднестатистический европейский охотник расходует около 0,5 кг дроби в год, охотясь на водоплавающих птиц. В результате в охотугодья Старого Света ежегодно попадает свыше 4300 тонн дроби. В Европе массовую гибель водоплавающих отмечали в Нидерландах, Дании, Ирландии и Великобритании, однако частота таких случаев меньше, чем в Северной Америке. Гибель крякв в Великобритании от плюмбизма составляет, по разным оценкам, от 4 до 70%. Во Франции в 1992-1994 г. исследователи обнаружили дробь в 6,7% желудков уток из более 5700 проанализированных. В Венгрии этот показатель был значительно выше и достигал 71,4%, составляя в среднем 43,7%. (Кузнецов, 1998). В Испании желудки 20-35% крякв содержали свинцовую дробь, а у шилохвости этот показатель достигал 82,4% (Martinez-Haro et al., 2005).
Около 10% зимующих в Японии лебедей, гусей и уток гибнет от свинцового отравления. Примерно также оценивается величина «свинцовой» смертности водоплавающих в Австралии и Новой Зеландии, причём в густонаселённых районах Зелёного Континента этот показатель был особенно высоким. В России масштабных исследований феномена плюмбизма водоплавающих птиц не проводилось. Имеются данные только по Якутии (Дегтярёв,1996), Кировской области (Сергеев, 2003) и Московской области (см. работу Е.К. Еськова и В.М. Кирьякулова в настоящем сборнике).
Среди большого количества токсических веществ, загрязняющих окружающую среду, тяжёлые металлы считаются особенно опасными. Определение фоновых концентраций этих металлов в тканях охотничьих животных - важная токсикологическая проблема, связанная с вопросами безопасности потребления мяса диких млекопитающих и птиц. Токсиканты накапливаются в организме животных, поступая с кормом, водой и воздухом. Помимо этого существует вероятность вторичного загрязнения мясной продукции тяжёлыми металлами в процессе добывания и хранения дичи. По сей день в России охотники повсеместно используют дробь, изготавливаемую из свинца. Хоро-
«
а о,
1
о
к £
к
к
О
к £
У
Si
а
s
J
Is «
с
S §
I
с
S §
s <8
Si
t S?
Л
«g Si
S?
Sä
Л ï
8
a,
£
шо известно, что этот металл чрезвычайно ядовит. По литературным данным, свинцовое загрязнение мяса может быть очень серьезным: в Польше у оленей и кабанов, отстрелянных свинцовыми пулями из нарезного оружия, концентрация свинца в тканях раневого канала достигала величины, превышающей ПДК для пищевых продуктов более чем в 1000 раз (Dobrovolska, Me-losik, 2003). О негативном влиянии свинцовой дроби на качество дичной продукции сообщалось и ранее. Так, канадскими исследователями установлено, что в мясе водоплавающих птиц концентрация свинца значимо повышалась, если при отстреле использовалась свинцовая дробь (Scheuhammer et al., 1998), и что повышенный уровень свинца в крови детей на берегах Гудзонова залива вызван употреблением ими в пищу мяса птиц, отстрелянных свинцовой дробью (Smith, Rea, 1995). Работавшие в Гренландии П.Йо-хансон с соавторами (Johansen et al., 2001) подсчитали, что, съев мясо одной отстрелянной свинцовой дробью кайры, охотник получает около 50 мгсвинца, т.е. четверть максимально переносимой человеком суточной дозы данного токсиканта. Неоднократно сообщалось, что застрявшие в мясе дробины также представляют токсическую опасность и, попав в организм человека, могут вызвать острое или хроническое отравление (Hillman, 1967; Madsen et al., 1988; Gustavsson, Gerhardsson, 2005).
Для предотвращения гибели птиц от свинцового отравления применяются разнообразные мероприятия, в частности, недопущение использования птицами проблемных территорий, тщательный контроль сбора и утилизации погибших птиц. Для снижения потерь птиц в результате плюмбизма применяют распашку загрязнённых территорий, выращивают в местах скопления водоплавающих птиц культуры, не усугубляющие действие свинца, и подсыпают здесь гравий, чтобы птицы могли восполнять запас гастролитов. В Канаде созданы специальные малотоннажные суда, предназначенные для очистки водоёмов от накопившихся на дне свинцовых дробин и рыболовных грузил. Однако эффект всех этих мероприятий ограничен и зачастую носит временный характер.
Единственным решением, рассчитанным на длительный отрезок времени и способным значительно снизить потери перелётных птиц от плюмбиз-ма, мы считаем переход на использование нетоксичной дроби при охоте в водно-болотных угодьях.
В результате введённого в США и Канаде запрета на использование токсичной дроби на водоплавающих, уже через 6-8 лет смертность уток и загрязненность их мяса свинцом существенно сократились (Stevenson et al., 2005). Сегодня ограничения на использование свинцовой дроби при охоте на водоплавающих и околоводных птиц действуют примерно в 20 странах мира. Полностью запрещено применение свинцовой дроби при охоте в водно-болотных угодьях Канады, Германии, Норвегии, Дании, Финляндии, Нидерландов, Швейцарии, а также в некоторых регионах Бельгии, Швеции, Великобритании, Испании, Австралии и других стран. В России до сих пор существование проблемы не признаётся не только чиновниками, но и некоторыми орнитологами. С повсеместным использованием свинцовой дроби связан и отказ от ратификации Россией ряда
международных конвенций, соглашений по охране мигрирующих птиц. Не вызывает сомнений, что сегодня назрела необходимость развернуть широкие исследования заболевания и на основании их результатов рассматривать вопрос о необходимости перехода на нетоксичную дробь в масштабах страны или отдельных регионов.
Проблема необходимости перехода на нетоксичную дробь регулярно обсуждается на страницах российской охотничьей прессы. В России несколько предприятий выпускают наиболее распространенный и дешевый заменитель свинцовой дроби - стальную дробь. Наши охотники пока недоверчиво относятся к таким новинкам. Как правило, они считают, что стальная дробь может повредить канал ствола и к тому же обладает меньшей убойностью. В охотничьей прессе и Интернете можно найти и максималистские утверждения о том, что стальная дробь вообще не пригодна для охоты. Правда, чаще всего авторы подобных утверждений знакомы с этими боеприпасами только понаслышке.
Впервые у нас в стране проблема замены свинцовой дроби возникла еще в 1930-е годы. Связано это было не с плюмбизмом водоплавающих, а с нехваткой свинца, который всегда был стратегическим сырьем. Традиционную свинцовую дробь пытались заменить чугунной. Эксперимент не удался, так как чугунные шарики повреждали канал ствола. Надежных и доступных дробовых контейнеров в то время не было. Стальная дробь получила признание за рубежом только в 1960-е годы, когда для производства охотничьих боеприпасов стали широко применяться пластмассы. Разработка и широкое внедрение полиэтиленовых контейнеров для дроби позволили решить старую проблему повреждений стволов охотничьих ружей. Но охотники не спешили применять стальную дробь, так как остались серьезные сомнения в ее убойности. В 1973 году фирма Winchester-Western (США) провела исследования по сравнительной эффективности свинцовой и стальной дроби при охоте на уток. Отстрел велся на дистанциях от 27 до 73 метров. Испытания показали, что на дальности до 27 метров оба вида дроби были равноценны, но на дальностях 35, 45, 55 метров стальная дробь давала большее количество подранков (Челнокова, Шейнин, 1991). Таким образом, стальная дробь вполне приемлема для охоты на ближних и средних дистанциях. В пользу стальной дроби говорит еще и тот факт, что она дает более равномерную осыпь, так как не сминается в стволе. Кроме того, противники стальной дроби забывают одну вещь: никто не настаивает на том, чтобы охотники применяли ее для добычи тетерева, глухаря, зайца, лисицы и т. д. Речь идет только об охоте на водоплавающих и околоводных птиц. Охотники США, где повсеместно запрещено применять свинцовую дробь для охоты на гусей и уток, продолжают ее использовать для добычи индеек, куропаток, фазанов и т. д.
Кроме стальной, за рубежом известны и другие виды нетоксичной дроби, изготавливаемой из сплавов олова, цинка, висмута, молибдена, вольфрама и даже из обедненного урана. Большинство из этих видов дроби позволяет делать выстрелы на дальние дистанции. На разумных дистанциях стрельбы нетоксичная дробь вполне может заменить свинцовую. Особенно эффективна стальная дробь будет для августовских охот на утиные выводки. Применение нетоксичной дроби в наиболее посещаемых угодьях поможет сохранить тысячи птиц и будет способствовать созданию благоприятного образа современного охотника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дегтярев А.П 1996. Свинцовая дробь в желудках водно-болотных птиц Якутии. // Казарка // 2: 25-27.
Кузнецов Е.А. 1998. Свинцовое отравление водоплавающих птиц: обзор// Казарка. № 4. С.18-38.
Сергеев А.А. 2003. Тяжёлые металлы в охотничьих птицах Кировской области (биологические, индикационные и санитарно-гигиенические аспекты). Диссертация ... канд. биол. наук. - Киров: ВНИИОЗ РАСХН. 183 с.
Челнокова Л.В., Шейнин С.М. 1991. Стальная дробь для охотничьих патронов. НТЦ «Информтехника» Москва. 79 с.
Bellrose F.C. 1959. Lead poisoning as a mortality factor in waterfowl populations/ / Illinois Natural History Survey Bulletin Vol. 27, № 3, P. 235-288.
Dobrovolska A., Melosik M. 2003. Shot-derived lead contamination in wild boar and red deer tissues // Integrating Wildlife with People. Abstr. XXVIth International Union of Game Biologists Congress, Braga, Portugal. n.p.
Gustavsson P., Gerhardsson L. (2005). Intoxication from an Accidentally Ingested Lead Shot Retained in the Gastrointestinal Tract. Environmental Health Perspectives 113:491-493.
Hillman F.E., 1967. A rare case of chronic lead poisoning: poly-neuropathy traced to lead shot in the appendix // Ind. Med. Surg. Vol.36, №7. Р. 488-492.
Johansen P., Asmund G., Riget F. 2001. Lead contamination of seabirds harvested with lead shot - implications to human diet in Greenland // Environmental Pollution. Vol. 112. P.501-504.
Madsen, H.H.T., Skjodt, Т., Jorgensen, P.J., Grandjean, P. 1988. Blood lead levels in patients with lead shot retained in the appendix// Acta Radiol. Vol.29. Р. 745-746.
Martinez-Haro M., Guitart R., Llorentr G., Mateo R. 2005. Seasonal and annual fluctuations of lead poisoning in waterfowl in the Ebro delta, Spain// // Proceedings of XXVIIth Congress of the International Union of Game Biologists, Hannover, Germany 28 August to 3 September 2005, DSV_Verlag Hamburg. P.146-147.
Pain D.J. 1992. Lead poisoning in waterfowl: a review //Lead poisoning in waterfowl. IWRB Special Publication. 16. P.7-13.
Scheuhammer A. M., Norris S. L. 1995. A Review of the Environmental Impacts of Lead Shotshell Ammunition and Lead Fishing Weights in Canada. Canadian Wildlife Service, Ottawa, ON. 56 P.
Scheuhammer A. M., Norris S. L.1996. The ecotoxicology of lead shot and lead fishing weights //Ecotoxicology Vol.5. P.279-295.
Scheuhammer, A.M., Perrault, J.A., Routhier, E., Braune, B.M., Campell, G.D. 1998. Elevated lead concentrations in edible portions of game birds harvested with lead shot// Environmental Pollution. Vol.102. Р. 251-257
Smith LF, Rea E.1995. Low blood levels in northern Ontario - what now? Can J Publ Health 86:373-376.
Smith, L.F., Rea, E. 1995. Low blood levels in northern Ontario - what now?// Can. J. Publ. Health. Vol.86, №6. Р. 373-376.
Stevenson A.L., Scheuhammer A.M., Chan H.M. 2005. Effects of Nontoxic Shot Regulations on Lead Accumulation in Ducks and American Woodcock in Canada //Archives of Environmental Contamination and Toxicology. Vol. 48, № 3. P. 405 - 413.