Научная статья на тему 'Свидетельство очевидца об экономическом потенциале острова Сахалин'

Свидетельство очевидца об экономическом потенциале острова Сахалин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР / МУССОННЫЙ КЛИМАТ / КАСАТКА / ОСТРОВ / MINERAL RESOURCES / ADMINISTRATIVE CENTER / MONSOON CLIMATE / KILLER WHALE / ISLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковальчук Валентина Михайловна

Статья автора, прожившего на Сахалине более пяти лет и воочию убедившегося в огромном потенциале этой территории: природных ископаемых, морепродуктах, чудесных образованных людях. Все это позволяет о. Сахалин быть одним из экономически развитых регионов России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eyewitness accounts of the Sakhalin Island’s economic potential

The article of the author, who has lived on Sakhalin for more than five years and having satisfied himself personally in the huge potential of this territory: minerals, seafood, wonderful educated people. These all features allows Sakhalin island be the one of the economically developed regions of Russia

Текст научной работы на тему «Свидетельство очевидца об экономическом потенциале острова Сахалин»

3. Костина Л.Г. Информация как фактор инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Костина Людмила Геннадьевна. Киров: 2002.

4. Кузнецова А.И. Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством города // Транспортное дело России. 2014. № 2. С. 76-77.

5. Лущик И.В. Роль конкуренции в развитии потребностей в рыночной экономике: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Лущик Ирина Викторовна. М., 2003.

6. Погонев С.В., Шендо М.В. Формирование и реализация механизма управления конкурентоспособностью предприятия // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. № 2.

7. Пономарева А. Слоган в системе маркетинговых коммуникаций: словарь, исследования, технологии. М.: Мини-Тайп, 2006.

8. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учеб. для бакалавров / Л.Г. Руденко. М.: Дашков и К°, 2015.

9. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2007.

Organizational and functional model of competitiveness management enterprises of housing and communal services

Lyudmila Genad'evna Rudenko, Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Economics of municipal services and service, Witte Moscow University

The article deals with the content of the management mechanism of competitiveness are the distinctive characteristics of competitiveness management of commercial and non-commercial enterprises, are organizational and functional model of management mechanism of the competitiveness of the enterprises of housing and communal services.

Key words: competitiveness, competitiveness, management of organizational and functional model, housing and communal services.

УДК 550.1

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ОСТРОВА САХАЛИН

Валентина Михайловна Ковальчук, доц. кафедры финансов и кредита,

Email: vkovalchuk@muiv.ru, Московский университет им. С. Ю. Витте, http://www.muiv.ru

Статья автора, прожившего на Сахалине более пяти лет и воочию убедившегося в огромном потенциале этой территории: природных ископаемых, морепродуктах, чудесных образованных людях. Все это позволяет о. Сахалин быть одним из экономически развитых регионов России.

Ключевые слова: минерально-сырьевая база, административный центр, муссонный климат, касатка, остров.

Мы приехали во Владивосток (1970 г.), крупнейший центр Дальневосточного Федерального округа России, прибрежная часть. В целом Дальний Восток - один из самых больших регионов нашей Родины, он протянулся с севера на юг на 6115,9 км , или занимает 36,4 % территории России, омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов. В состав Дальневосточного округа входят: Магаданская, Сахалинская, Камчатская, Амурская области, Республика Саха (Якутия), Корякский и Чукотский автономные округа, Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область.

Центр федерального округа - г. Хабаровск.

И так, мы во Владивостоке, в районе «Второй Речки». Город стоит на сопках, и дома в основном малоэтажные. Магазины завалены рыбой, запомнилась мне особенно рыба Верхогляд. Сегодня о такой забыли. Верхогляд - рыба крупная (примерно около 10 кг) и поэтому при продаже ее пилят. Она жарится в собственном жире, которого настолько много, что его приходится сливать в отдельную посуду.

В гавани Владивостока стоят огромные многопалубные суда. Вообще этот край славится внешними экономическими В. М. Новальчук связями со многими странами мира, особенно со странами Тихоокеанского региона, экспортируя лес и продукты его переработки.

В целом Дальний Восток располагает богатой и разнообразной минерально-сырьевой базой. Есть месторождения алмазов, олова, ртути, вольфрама. Ведущее место занимает Приморский край, где сосредоточены его наиболее крупные промышленные разработки. Особенно стоит отметить Амурскую область и Хабаровский край с большими месторождениями железных руд для черной металлургии.

Нельзя упустить нефть и газ, большие перспективы разработки которых находятся в Республике Саха и на острове Сахалин.

Такие богатства связаны с особыми природными условиями Дальнего Востока, территория которого занята горами, нагорьями. Высота гор в среднем 1000-1500 м; есть и многолетняя мерзлота, и действующие вулканы (более 20), много гейзеров (на Камчатке).

Все это посмотреть - большое счастье в жизни. И мне удалось это увидеть.

Прежде чем коснуться Сахалина, попрощаемся с Хабаровском - красивейшим городом. Он мне напомнил г. Киев, который многие европейцы относят к наиболее красивым городам Центральной Европы. Я упоминаю этот город, потому что в нём родилась.

Во Владивостоке нас посадили на громадный паром, и мы поплыли в Японское море, далее в Татарский пролив и в порт Корсаков на острове Сахалин. Мы забрались на самую верхнюю палубу парома, чтобы было видно морскую гладь. Климат Дальнего Востока отличается резкой контрастностью и, невзирая на летний месяц август, на море было холодно и дул сильный ветер. Мы укрылись военными шинелями (ехали служить и охранять морские рубежи Родины), но ветер пронизывал до костей.

Море было настолько красивое и одновременно страшное, что уснуть ночью было невозможно. Оно просто бескрайнее и казалось, что земли не будет. Море волновалось. И в этой глади за нами ныряли и высовывали из воды свои огромные головы касатки. Казалось, они вот-вот прыгнут на палубу. Поэтому мы не спускались ниже и оставались на самом верху, а ветер пытался сдуть нас.

Казалось, что мы понравились касаткам, и они весь путь нас сопровождали, «охраняли», радовали. Такое зрелище осталось в памяти навсегда.

И вот, наконец, мы достигли острова Сахалин. Паром причаливает к порту Корсаков. Это административный центр Корсаковского городского округа Сахалинской области. В 2014 году его население составляло 32860 человек.

Корсаков является первым и самым старым из русских населенных пунктов Сахалина. Изначально на его месте находилось айнское поселение Тамари-Анива, основанное в 1679 году. Но есть и другое мнение - город основан кланом «мацумаэ», правившим в то время на Хоккайдо.

22 сентября (4 октября по новому стилю) 1853 года российский мореплаватель Г.И. Невельской учредил военный сторожевой пост «Муравьёвский», названный в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева. Начальником был назначен майор Н.В. Буссе. Однако уже 30 мая 1854 года пост был эвакуирован в связи с началом Крымской войны. 31 июля 1869 года пост был воссоздан под названием «Корсаковский» (в честь другого восточносибирского генерал-губернатора - М.С. Корсакова), а с учреждением на острове каторги он становится центром Корсаковского округа. 12 сентября 1890 года сюда прибыл Антон Павлович Чехов и прожил здесь месяц, о чём писал в своей книге «Остров Сахалин».

В 1905 году территория Южного Сахалина отошла к Японии, и пост был переименован в Отомари. До октября 1908 года здесь находился административный центр губернаторства Карафуто (затем перенесен в Тоёхару). 16 августа 1945 года в Отомари высадился десант советской морской пехоты, и к вечеру гарнизон капитулировал (в плен сдалось более 1200 японцев). 5 июня 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Отомари переименован в Корсаков, в честь Михаила Семеновича Корсакова, и получил статус города.

Промышленность города Корсаков, как и в целом Дальний Восток, занимается рыбодобычей, переработкой рыбы и морепродуктов, для чего имеет рыбодобывающие предприятия и заводы по переработке рыбы. В 2009 году запущен крупный завод по сжижению природного газа с причальным комплексом по энергетическому проекту «Сахалин-2» - первый подобный завод в России.

Через город Корсаков проходит Дальневосточная железная дорога. По своим техническим параметрам она уступает железной дороге «большой земли», вагоны так же отличаются размерами.

Город Корсаков приравнен к районам Крайнего Севера.

Корсаков находится в зоне муссонного климата. Лето, как правило, дождливое, а зимы холодные и ясные. Самый тёплый месяц - август, со средней температурой +20,5оС. Самый холодный месяц - январь, со средней ночной температурой -11,9оС. Годовое количество осадков составляет 700-800 мм. Больше всего осадков выпадает с июля по октябрь.

Но, следует отметить резкое различие в климатических условиях в разных районах острова Сахалин. К примеру, в Южно-Сахалинске средняя температура зимой -14оС, в Торонайске доходит до -30оС, а в Охе -40оС и выше.

Административным центром Сахалинской области является город Южно-Сахалинск, образующий муниципальное образование, шестой по величине город на Дальнем Востоке с населением, по данным 2014 года, 192734 человек. Расстояние до Москвы составляет 9400 км и 6700 км самолётом. Традиционный путь следования к Москве - самолётом от Южно-Сахалинска до Хабаровска, от Хабаровска можно пересесть на железную дорогу до Москвы. Стоит отметить непростой авиаперелёт над Сахалином. Ввиду большого количества сопок на острове самолёт часто имеет тенденцию к попаданию в «воздушные ямы». Это вызывает у некоторой части пассажиров самолёта проблемы со здоровьем.

Южно-Сахалинск основан русскими в 1882 году как посёлок каторжан Владими-ровка. В 1885 году во Владимировке проживало 57 человек. А через десять лет число жителей возросло до 130 человек. Среди них было два ссыльнокаторжных, 43 ссыльнопоселенца, 38 крестьян из ссыльных и при них 47 детей.

Начало отправки ссыльных было положено ещё в 1858 году, а через 11 лет Сахалин был официально объявлен местом ссылки и каторги. Согласно распоряжению во-

енного губернатора Приморской области, заведующим ссыльногокаторжными на Южном Сахалине и одновременно начальником Корсаковского округа в мае 1881 года был назначен майор В.Н. Янцевич.

В период с 1905-1945 годов поселение находилось в составе Японии - город Тоё-хара. В 1946 году этот город переименован в Южно-Сахалинск по решению Президиума Верховного Совета СССР и стал центром Сахалинской области (в конце войны был занят советскими войсками).

Город находится в удалении от морского побережья, примерно на 50 км от западного побережья, 25 км от восточного побережья и Охотского моря и 20 км от Анивско-го залива, омывающего остров с юга. С восточной стороны Южно-Сахалинск защищён горным массивом. По отношению к окружающей территории город находится на равнине в окружении сопок, благодаря этому имеет своеобразный климат, не свойственный прибрежным городам острова. Летом в Южно-Сахалинске может быть очень жарко, а зимой, из-за отсутствия ветра, сильный мороз.

Мы жили в середине острова, в районе Поронайска, а конкретно - в военном городе в Зональном, это севернее Южно-Сахалинска. Лето там длится практически 1 месяц (август), а в мае ещё много снега. Зимой морозы достигали -40оС и более, но воспринимаются они нормально, особенно при ярком солнце.

Помню, утром проснулись, а выйти из дома невозможно - снег до крыши. Солдаты отгребли снег и высвободили нас из снежного плена.

А ещё запомнилось как в мае человек провалился в снег и карабкался наверх. Смешно! Везде непроходимая тайга, она очень красивая, но заблудиться в ней очень легко.

Город Южно-Сахалинск расположен в сейсмоопасном районе. Достаточно высока вероятность сильных землетрясений. В настоящее время строительство зданий осуществляется с применением специальных технологий, позволяющих сооружениям выдерживать землетрясения до 8 баллов по шкале МБК-64.

Учитывая историю образования острова, сложилось его специфическое население. Ранее население города в основном состояло из ссыльных на каторгу после войны 1945 года корейцев, затем в 50-е годы 20 века началось заселение города русскими, украинцами, белорусами. В основном ехали сюда из Московской, Орловской, Рязанской, Владимирской, Костромской, Киевской, Харьковской областей, а также из Хабаровского и Приморского краев. Сейчас город по численности населения занимает шестое место на Дальнем Востоке после Владивостока (603244 человека), Хабаровска (601043 человека), Якутска (294138 человек), Комсомольска-на-Амуре (254934 человека) и Благовещенска (220077 человек) - гораздо более старых городов Дальнего Востока.

Освоение Сахалина, национальная и социальная политика государства, создание благоприятных условий для нормальной жизни населения позволили трудящимся создать экономику острова со специализированными отраслями [3].

В Южно-Сахалинске находится штаб-квартира ОАО «Сахалинэнерго» - крупнейшей энергокомпании на востоке России, также в городе расположены офисы компаний «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи», «Газпром», «Роснефть», (ООО «РН-Сахалинморнефтегаз») - операторов и подрядчиков крупнейших нефтегазовых проектов Дальнего Востока РФ «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Среди промышленных предприятий города - цементный завод, открытый в 2011 году, заводы строительных материалов, «Стройдеталь», тепловозо-вагоноремонтный, мебельная фабрика и др. Электричество генерируется на крупнейшей на Сахалине Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 [4].

Отраслями специализации Сахалинской области являются рыбная, мясная, целлюлозно-бумажная, топливная - добыча нефти и угля. Сельское хозяйство специализируется на выращивании овощей, картофеля, животноводстве и носит очаговый, пригородный характер. В Южно-Сахалинске имеются предприятия по ремонту оборудования, строительных материалов, предприятия легкой и пищевой промышленности. К ве-

дущим отраслям рыночной экономики относятся рыбная, мясная и деревообрабатывающая промышленности.

В перспективе развития Сахалина должна быть закончена реконструкция порта Корсаков, и введена паромная переправа через Татарский пролив Ванино-Холмск, увеличены иностранные инвестиции Китая, Южной Кореи, Японии в освоении нефтяных ресурсов Сахалинского шельфа, рост добычи нефти и газа. Приоритетной задачей стало развитие малого бизнеса [5].

По состоянию на 2014 год Сахалинская область насыщена различными банками с широким спектром кредитно-финансовых услуг, расчетных операций. Среди них: «Сбербанк», «Сетелем Банк», «Банк ВТБ», «ВТБ24», «Россельхозбанк», «Альфа-Банк», «Росбанк», «Хоум кредит энд финанс банк», «Азиато-тихоокеанский банк», «Газпромбанк», «Росгорстрах Банк», «Совкомбанк», «Дальневосточный банк», «МТС Банк», «Королевский банк Шотландии», «Банк Холмск», «КБ Долинск», «Банк Уссури», «Банк Итуруп», «Банк УралСиб», «Райффайзенбанк», «Русфинанс Банк», а также главное управление ЦБ РФ по Сахалинской области.

На острове развивается высшее профессиональное образование. Функционируют крупнейшие учебные заведения региона:

Сахалинский государственный университет;

Южно-Сахалинский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;

Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики.

И филиалы:

Дальневосточного государственного университета путей сообщения;

Современной Гуманитарной Академии;

Хабаровской государственной академии экономики и права;

Тихоокеанского государственного университета [6].

Исходя из увиденного, осознанного и пережитого, делаю заключение об огромном экономическом потенциале Сахалинской области как части Дальнего Востока и его недоиспользовании для народного хозяйства. Считаю, что этому региону нужна управленческая помощь и особое внимание для реализации федеральных целевых программ по развитию Дальнего Востока [1] и Сахалинской области [2].

Литература

1. ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 № 480, в новой редакции от 06.12.2013 № 1128

2. ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2006 № 478, в новой редакции от 26.12.2014 № 1556

3. Кузнецова А.И., Колотовкина И.Ю. Обоснование перспективных направлений инновационного развития инфраструктуры Сахалинской области // Транспортное дело России. 2011. № 6 (91).

4. Колотовкина И.Ю. Инфраструктурные факторы инновационного преобразования региональных экономических систем. Теоретический аспект // Транспортное дело России. 2012. № 5.

5. Кузнецова А.И., Колотовкина И.Ю. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики региона // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2012. № 3(8).

6. Колотовкина И.Ю. Особенности развития инновационной экономики в Сахалинской области // Материалы X международной научно-практической конференции студентов и аспирантов Московского университета им. С.Ю. Витте. 20 апреля 2012 г.

Eyewitness accounts of the Sakhalin Island's economic potential

Valentina Mihaylovna Kovalchuk, Associate Professor of Department Finance and credit, Witte Moscow University

The article of the author, who has lived on Sakhalin for more than five years and having satisfied himself personally in the huge potential of this territory: minerals, seafood, wonderful educated people. These all features allows Sakhalin island be the one of the economically developed regions of Russia.

Key words: Mineral resources, administrative center, monsoon climate, killer whale, island

УДК 330.1.330. 101. 330.101.5. 330.101.54.330.101.541

ТИПОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

Константин Львович Цветков, канд. экон. наук, доц. кафедры бухгалтерского учета и аудита, E-mail: k. tsvetkov@mail. ru, Московский государственный индустриальный университет,

http://www.msiu.ru

В статье рассмотрены методологические проблемы и историческая закономерность: формирования, развития и разрешения экономических кризисов; выделена иерархическая со-подчиненность кризисов различных уровней; особое внимание обращено на кризис производственных отношений.

Ключевые слова: экономический кризис, иерархия экономических кризисов, кризис перепроизводства, кризис производительных сил, кризис производственных отношений.

Экономические кризисы. Теоретические вопросы

В отличие от явления экономического развития явление экономического кризиса исследовалось значительно меньше. Больше внимания стали уделять данному экономическому явлению в ХХ в. Экономисты различных государств мира исследовали кризис 1929-1933 гг. и его последствия. В 50-е и 60-е гг. во многих государствах мира началась разработка комплексных макроэкономических антикризисных программ. В последующие десятилетия ученые создавали модели «бескризисного развития экономики», однако мировой кризис 1974-1975 гг. перечеркнул (точнее показал ошибочность) этих моделей.

Развитие производительных сил и изменение характера кризисов

В границах различных производственных отношений развиваются экономические кризисы, которые принимают различные формы, включают в себя различные существенные элементы. Постепенно кризисы перепроизводства становятся регулярными, приобретают, так сказать, «классический» характер и, соответственно, внимание экономистов концентрируется на исследовании кризисов перепроизводства. Исследование других видов экономических кризисов отходит в тень. И только в 20-е гг. советский экономит Н.Д. Кондратьев, начинает исследовать большие циклы конъюнктуры, которые в качестве составляющих элементов включают и экономические кризисы. Однако, после Второй мировой войны, кризисы перепроизводства стали приобретать атипичный характер - глубина их значительно снизилась, и они перестали носить всеобщий характер. «Классический»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.