Научная статья на тему 'Светский аспект понятия "духовность"'

Светский аспект понятия "духовность" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
736
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА / РЕЛИГИОЗНАЯ ДУХОВНОСТЬ / СВЕТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ / SECULAR / ДУХОВНЫЙ МИР / INNER WORLD / ECCLESIASTICAL / CONSIGNS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерина Елена Борисовна

Статья посвящена анализу существенных аспектов понятия духовности в отечественной литературе. Рассмотрены различные концепции духовности, на основе которых сделан вывод о принципиально безрелигиозной ее природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secular Point of Spirituality

Essential aspects of spirituality's term in Russians philosophy's literature are analysed.

Текст научной работы на тему «Светский аспект понятия "духовность"»

на конференции вопрос касался полномочий премьер-министра Украины подписывать определенные документы с точки зрения правовых норм. Иными словами, к данному высказыванию помимо прочих коммуникативных требований предъявлялось требование юридически правильной трактовки. Выражение ех оЛрыо является формулой Римского права, сохранившейся в юридической практике и по сей день, а потому придает всему высказыванию дополнительный смысл, который может быть выражен так: "в силу своего служебного положения и по закону (без злоупотребления служебным положением)". Именно к такому выводу должен прийти адресат, проанализировав причину употребления реноминатива наряду с общепринятым выражением.

Итак, выявление алгоритма построения / распознавания реноминативной единицы наглядно показывает равную степень значимости адресанта и адресата с точки зрения успешной реализации коммуникативного акта. При этом не следует закреплять функцию конструирования реноминатива исключительно за адресантом, а функцию распознавания ставить в исключительную зависимость от адресата. На каждом обозначенном нами этапе фигуры адресанта и адресата находятся в постоянном взаимодействии. Так, фигура адресата незримо участвует при построении реноминатива, поскольку адресант обращается к реноминации, полагая, что именно эта тактика наилучшим способом передаст необходимый смысл адресату. С другой стороны, адресат не сможет интерпретировать сообщение должным образом, если адресант не заложит в своем сообщении ключи к пониманию реноминатива.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990, 685 с.; Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожина. М.: Флинта, 2006. 696 с.

2. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 940 с.

3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. М.: АСТ, 2000. 1562 с. С. 1209.

4. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: АРГО, 1996. 193 с. С. 21-48; Рытникова Я.Т. Гармония и дисгармония в открытой семейной беседе // Там же. С. 94-115; Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвостранове-дения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 1999. 84 с.

5. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. Вып. 16. С. 217-237.

6. Борисова Е.Г. О способах извлечения имплицитной информации // Скрытые смыслы в языке и коммуникации: Сб. науч. ст. М.: РГГУ, 2007. С. 113-122.

7. Что пьем? // Эксперт. 2005. Вып. 25 (1 июля-8 июля). С. 7.

8. Реунова О.И. Эллипсис как лингвистическое явление. Пятигорск: Пятигор. гос. лингв. ун-т, 2000. 229 с.

9. Пресс-конференция по итогам Международной конференции по вопросу обеспечения доставки российского газа потребителям в Европе 17 января 2009 г., Москва, Кремль [Электронный ресурс] Режим доступа: www.kremlin.ru., свободный. Загл. с экрана.

21 июля 2009 г.

ББК S7.21

СВЕТСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ "ДУХОВНОСТЬ"

Е.Б.

Понятие "духовность" является одним из самых загадочных и притягательных в философской литературе. Мы можем найти немало его определений, однако все они выглядят недостаточно точными. Многие исследователи считают, что это понятие принципиально

Ерина Елена Борисовна - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353918, г. Новороссийск, ул. Ленина, 93, e-mail: 27erina17@rambler.ru, т.: 8(861)7680181.

неопределимо с точки зрения рациональности. Духовный опыт является субъективным и индивидуальным, а индивидуальность можно описать, но не определить.

Долгое время понятие "духовность" использовалось только в религии для характеристики психологического состояния верующего

Erina Elena - Ph.D. of histoty, associate professor of the History and Philosophy Department in the Sea Academy by Admiral F. Ushakov, 93 Lenina Street, Novorossiisk, 35391S, e-mail: 27erina17@rambler.ru, ph. +7(S61)76S01S1.

человека, его устремленности к Богу. В светском мировоззрении употреблялись понятия "идеология", "политическое сознание", "идеальность", "рациональности" и др. В ХХ в. ситуация изменилась. С одной стороны, многие идеологии показали свою несостоятельность, а рациональность оказалась противоречивой, граничащей с иррациональностью. С другой стороны, изменилось положение религии. В результате возникла потребность найти более существенное основание духовной жизни общества. В связи с этим понятие "духовность" начинает все больше использоваться за пределами религиозного сознания - как характеристика человека в целом. Однако традиция такого употребления еще не устоялась, поэтому возникает ряд трудностей и противоречий в светском понимании духовности. Это отмечают многие авторы.

Так, например, С.Б. Токарева анализирует различные методологические подходы к пониманию духовности: натуралистический, метафизический, социально-философский и религиозно-мистический и приходит к выводу, что ближе всего к пониманию сущности духовности, находится религиозно-мистическая ее трактовка. Для натуралистического понимания духовности свойственно рассмотрение ее как продолжение и развитие душевных качеств, укорененных в человеческом естестве. Такое понимание характерно было для эпикурейцев и стоиков в античной философии, для философов эпохи Возрождения, для современных отечественных философов. Для натурализма проблема духовности является псевдопроблемой, так как сама духовность сводится либо к природному, либо к индивидуально-психологическому уровню и решается уже на этом уровне.

Метафизическое понимание духовности предполагает ориентацию человека на некоторый универсальный смысл бытия. Духовный поиск проявляется в стремлении к совершенству, в движении к абсолютным, трансцендентальным ценностям, не связанным напрямую с предметно-преобразовательной деятельностью человека.

Наиболее адекватно, по мнению С.Б. Токаревой, духовно-мистическая трактовка понятия "духовность". Духовность может быть полноценной, если она понимается как духовный опыт богопознания, в качестве ориентиров полагается на духовный опыт людей, достигших высшей святости, состояния, в котором

внутренний духовный человек полностью подчинил себе внешнего социального, земного человека [1]. Чтобы учение о духе стало плодоносным, оно должно доходить до признания религиозного сознания в качестве источника и опоры духовности. Деградация религиозности приведет к тому, что бездуховность может приобрести необратимый характер, считает С.Б. Токарева. По мнению автора, духовность фиксирует некоторую меру и размерность человеческого существования. В рамках взаимодействия души и духа возникает напряженность, которая задает "поле духовности", где и происходит формирование ценностей.

Высоко оценивая значение проведенной автором работы по выявлению различных подходов к определению духовности, все же попытаемся сделать акцент на светской трактовке этого понятия, так как именно с этой стороны духовность определяется недостаточно четко. Для этого необходимо установить, какие же моменты феномена духовности, отмечаются как основополагающие разными исследователями.

Прежде всего, возникает вопрос о субъекте духовности: присуща ли духовность отдельному индивиду, или она является интегрированным состоянием общества в целом. В частности, в русской философии духовность связывалась с особым - соборным типом коллективизма, не противостоящего личностному началу, а выступающему как неразложимое первичное единство людей, из которого вырастает личность, стремящаяся найти смысл жизни, путь к общему спасению.

Однако гораздо чаще духовность рассматривают как свойство отдельного человека, как одну из важнейших характеристик его психической деятельности. Эта точка зрения выражена в работах М.С. Кагана [2], Г.Э. Бурбулиса, В.Е. Кемерова [3] и др. Как исключительно личностное качество духовность рассматривает Р.Л. Лившиц. Согласно его точке зрения, духовность - это такая жизненная позиция личности в мире, которая реализует ее внутреннюю свободу и творческое начало. Атрибутивной характеристикой духовности он считает открытость личности миру. Р.Л. Лившиц, утверждая, что духовность свойственна только личности, рассматривает ее как определенный тип мироотно-шения. По его мнению, духовность имеет опору во внешнем мире, но целиком детерминирована миром внутренним [4, с. 29].

Большинство философов рассматривает духовность как качественную характеристику

сознания и продукт деятельности человека в обществе, при этом духовность трактуется как ценностное содержание субъекта. Л.П. Буева предлагает употреблять понятие "духовность" для характеристики внутреннего мира человека. Главными здесь являются не утилитарно-прагматические ценности, мотивирующие поведение человека и его внутреннюю жизнь, а те, с помощью которых решаются проблемы смысла жизни [5].

Духовность как состояние расширения сознания определяет М.К. Мамардашвили [6]. Г.С. Батищев, анализируя идеи Рубинштейна, высказывает мысль о том, что духовность -такое состояние, которое опережает возможности самоидентификации субъекта, тем самым обеспечивая становление субъективного бытия. Духовность - это деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность; это самосознание, скорость погружения которого в тело сознания опережает прирожденное сознанию стремление к самозамыканию [7].

По мнению В.Н. Шердакова, духовность - это качество, которым обладает человек, имеющий разум и волю, именно оно отличает человека от животных. Разум, в отличие от интеллекта есть способность человека мыслить логически и творчески, постигать значение, смысл чего-либо. Разум помогает постичь свой смысл, а воля -преодолеть животное начало. Способность подавить животное начало без ущерба для нормальной здоровой жизни говорит о подлинной духовной свободе. Духовность есть постоянная работа над собой во всех сферах жизнедеятельности [8].

Существует тенденция отождествления духовности и сознания. Так, например, В.С. Барулин считает духовность основополагающим качеством человека, в котором сочетаются его всеобщие и неповторимые индивидуальные черты; духовность вбирает в себя все грани жизни человека, что практически отождествляет ее с сознанием. В.С. Барулин утверждает, что характеристики духовности присущи каждому человеку. Однако специфику духовности, ее роль в сознании выявить на основе такого подхода не удается [9].

Таким образом, если понимать духовность как качество, присущее отдельной личности, то можно дать следующее определение: духовность - это такое отношение личности к миру, в котором проявляется

ее открытость универсуму. В духовности реализуются внутренняя свобода личности и ее творческое начало, благодаря которым личность выходит за пределы не только своего собственного миропонимания, но и за пределы того, что уже создано человечеством. Основными ценностями такого отношения являются те, с помощью которых решаются проблемы смысла жизни. Это отношение возможно только при условии способности личности подавить животное начало без ущерба для нормальной здоровой жизни. Духовность есть постоянная работа над собой во всех сферах жизнедеятельности.

Принятие данной установки в качестве исходной приводит к необходимости ответить на вопрос: что представляет собой универсум, с которым соотносится личность на основе духовности? М.К. Мамардашвили говорит о "большем сознании", "пустых формах" [7, с. 93], Г.С. Батищев - о таком потенциальном бытии (бытии сознания), которое на данной стадии восхождения человечества исторически недоступно актуализации. Предполагается, что универсум открыт на разных своих уровнях субъекту в соответствии с открытостью субъекта навстречу ему [6, с. 30].

При таком понимании духовность выступает как актуализация большего сознания в его соотнесенности с сознанием наличным. Потенциально большее сознание всегда присутствует в сознании реальном, в сознании меньшем. Это запороговые содержания, запредельные для любой деятельности, происходящей на исторически определенной ступени. Личность соединена с сознанием как с целостностью, движется внутри него, воссоздает его для самосознания. Часто содержание этого целостного сознания оказывается неподвластным адекватному вербальному выражению. Оно выражается на языке чувств. Например, чувство восторга перед бытием, воспоминания, ощущение зыбкости внешнего мира, вдохновение и т.п. являются зеркалами тех уровней сознания, которые находятся за пределами актуального распредмечивания.

Духовность при таком понимании является свидетельством существования виртуальных состояний сознания, которые можно изучать только вхождением в соответствующие состояния изнутри, только слия-нияем с объектом на основе личного опыта. Глубинное подобие возникает как процесс и результат духовного роста человека и

переживается им как сущностное единство его и универсума.

Духовность сознания можно представить в виде своего рода абсолютной точки отсчета субъекта в виде бодрствования целого в сознании. Духовность - взгляд (с точки зрения вечности) на любое конкретное образование сознания, любую мысль. Духовность есть напоминание сознанию о том, что оно есть иное по отношению к любым своим продуктам и уровням. Сознание в этом случае воспринимает себя как инаковость целого по отношению к части. Духовность осуществляется как снятие неравенства сознания самому себе в становящейся целостности бесконечного субъективного бытия.

Духовность как некую надындивидуальную сферу, в которой пребывает каждый христианин, трактует С.Л. Франк. Он убежден, что религия и духовность нерасторжимы [10]. Однако объективно концепция Франка допускает возможность внеконфессиональной светской интерпретации.

С.Б. Токарева считает, что духовность в самом общем виде представляет собой сопряженность души с духом, под которым понимается идеальность как таковая. Духовность есть возникающая в результате обращенности к духовной реальности соразмерность человека с духом как надындивидуальной идеальной сущностью, которая и задает меру человеческого в человеке [1, с. 98].

Таким образом, ряд авторов считает, что духовность обусловлена связью с универсумом. Однако природа самого универсума трактуется по-разному: как большее сознание, как запороговые содержания сознания, как дух или просто некая надындивидуальная сфера. Очевидно, связь эта обеспечивается с помощью трансцендирования.

Более определенной представляется точка зрения, выражающаяся в том, что фактором, обусловливающим духовность, является культура. Духовность понимается как восхождение личности, как обретение культуры, и решается каждым человеком каждый раз заново и только для себя в каждом историческом времени.

Главным в этом процессе является не приобретение знаний, а понимание их смысла и цели, считает Л.П. Буева [5, с. 8]. Духовность есть проблема обретения смысла, показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов. Духовное

пространство - это вертикаль, включающая возвышенное и низменное, добро и зло. Духовное развитие есть процесс постепенного восхождения и постижения высших ценностей, процесс соотнесения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, осмысления и переживания своего бытия и взаимоотношений с миром людей и вещей. Духовность - это интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющее содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде. Сфера духовной жизни включает в себя так же усвоение элементов культуры и нравственных ценностей, и осмысление, и переживание личного жизненного опыта.

Понять духовность вне культуры нельзя, как считает В.Н. Зинченко, поскольку это среда, растящая и питающая личность [11]. А.В. Лекторский понимает духовность как процесс созидания культуры, трансформации субъективного в объективное. Он считает, что духовность - это состояние активности, характеризующее деятельность по опредмечиванию идей и распредмечиванию ее результатов и определяющее семантическое поле культуры. Он отмечает также, что духовность может быть религиозной и светской. Общим моментом религиозной и светской духовности является то, что духовность всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, предполагает, что цели и смысло-жизненные ориентиры человека укоренены в системе надындивидуальных ценностей [12].

Культура, как условие духовности, конечно, необходима, однако духовность - это выход за пределы всего, что сделано, в том числе и за пределы культуры. Кроме того, культура не является тем основанием, которое автоматически обеспечивает человеку духовность. Необходимы значительные усилия самого человека для обретения духовности. Даже живя в определенной культуре, человек может находиться вне ее. Как справедливо отмечает В.Н. Зинченко: «Он может быть пустым местом для культуры и культура может быть чужой для него, он может смотреть на культуру ненавидящими глазами, проходить сквозь нее как через пустоту, не "запачкавшись" и, в лучшем случае, не оставив на ней своих следов» [11].

Некоторые авторы считают, что понятие "духовность" относится, прежде всего, к сфере межличностных отношений. С.С. Аверинцев,

например, указывает, что оно характеризует глубину и содержательность межличностного общения. Если другая личность раскрывается передо мной именно в качестве личности, как другое "Я", если между ними возникает некое поле взаимопонимания и взаимопереживания, когда условности становятся ненужными, тогда имеет место феномен духовности. Глубина и содержательность межличностного общения возможны только тогда, когда человек преодолел в себе духовную лень, безразличие, проникся сознанием важности и ценности другой личности [13].

Система человеческих взаимоотношений предполагает наличие нравственного аспекта. Некоторые авторы данный пункт выделяют в качестве системообразующего элемента, как например, Г.Э. Бурбулис и В.Е. Кемеров [3]. Духовность и рациональность они рассматривают как некоторую альтернативность ориентиров человеческой деятельности, как умышленный расчет и нравственное беспокойство. Нравственное беспокойство обусловлено способностью человека рассматривать себя сквозь призму различных предметных человеческих связей, соотносить свою позицию с другими. Духовность трактуется как качество личности, которое может быть реализовано только в плане отношения личности к другим людям. Она связана с ценностями альтруизма, бескорыстия, самоотречения. Но эти качества не даны человеку изначально, они формируются в индивидуальном развитии личности, а это требует преодоления примитивного эгоизма и инструментального отношения к другим людям. Здесь выражается необходимость пути по вертикали от простых и неразвитых эмоций к сложному и дифференцированному внутреннему миру. Значимость нравственного начала для духовности подчеркивали и многие другие философы.

Большой интерес представляет точка зрения, согласно которой духовность - это понятие сущностно сопряженное с творчеством. Например, И.Н. Экономцев считает, что истинное творчество имеет божественное происхождение, в отличие от квазитворчества. Для того чтобы творить, необходимо "очистить свою душу от гордыни, злых помыслов, грехов" [14], а поскольку это нелегкий труд, возникает соблазн, не делая никаких усилий, имитировать творчество, создавать подделки, заниматься квазитворчеством. Творчество, утверждает И.Н. Экономцев, является

результатом "синергии с Всевышним Творцом". Истинное творение всегда от Бога, даже если сам автор не осознает этого. Духовность и творчество дополняют друг друга, образуя интимную сферу работы человеческого духа. Духовность есть трансцендирование за пределы наличного сознания, в результате которого возникают глубинные условия действительно творческого процесса, основанные на вхождении личности в состояние вдохновения.

Итак, мы выяснили, что духовность понимается преимущественно как качество, присущее отдельной личности, и ее можно охарактеризовать как отношение личности к миру, в котором проявляется ее открытость универсуму. В духовности реализуется внутренняя свобода личности и ее творческое начало, благодаря которым личность выходит за пределы не только своего собственного миропонимания, но и того, что уже создано человечеством. Духовность не мыслится вне связи с универсумом. Одно из важнейших и необходимых, но недостаточных условий обретения духовности - освоение культуры, а центральное место для обретения духовности занимает нравственность. Мы проанализировали множество характеристик духовности, и все же осталось убеждение, что духовность - это одно из самых неуловимых понятий. Любая попытка его определения оставляет ощущение незавершенности. Духовность ассоциируется, прежде всего, с религией. Попытки дать определение независимо от религии приводят к противоречиям. Вместе с тем эти трудности могут оказаться надуманными.

Европейская цивилизация начинается с признания Единого начала как основы мира, что предопределило понимание объективности существующего, его единообразия, наличия закономерностей, т.е. определило основы бытия человека в мире. Античность в лице Платона создала учение об идеях как воплощении совершенства. Однако подкрепленное только доводами разума, это учение было неустойчивым, что показала уже критика Аристотеля.

Идеи Платона, возможно, остались бы только философским размышлением, если бы не востребованность их зарождающимся христианством. Держащееся только на чисто интеллектуальной интуиции, учение Платона получает эмоциональную поддержку. Христианство же получает рациональное (насколько это возможно) обоснование в философии Платона. В результате возникает парадигма

европейской цивилизации, которая существует до настоящего времени, хотя уже и изрядно потрепанная. Не смог избежать следования данной парадигме и марксизм, который наиболее радикально отрицает религию.

Решение проблемы духовности, которая стала актуальна в последнее время в рамках религии безупречно. Духовность - это восхождение человека к Богу. В рамках светской трактовки постоянно возникают проблемы, связанные с неоднозначным пониманием сущности духовности. Большинство исследователей согласны с тем, что духовность предполагает признание вертикали ценностей, восхождение человека по этой вертикали. Однако возникает вопрос, а что считать верхом, если мы отрицаем Бога?

Духовность - это стремление к высшим ценностям, предполагающее напряженную веру в них. Чисто рациональным путем высшие ценности дедуцировать невозможно. Здесь на каждое "да" найдется десяток "нет". Значит, постижение их происходит нерациональным путем. Однако Платон выводил свои Идеи, не обращаясь к Богу, как к высшему существу.

В самой основе мира лежит способность к самоорганизации, совершенствованию. Об этой способности говорил К.Г. Юнг, который считал, что стремление к совершенствованию лежит в самом истоке жизни и присуще всему живому. У человека оно проявляется в духовности, которая свойственна, по мнению Юнга, самой человеческой плазме. Наиболее явно это стремление проявляется в моменты наивысших страданий (в случае Платона - это гибель Сократа), разлада с внешним миром, внутренним ощущением хаоса. Когда страдание достигает высшей точки, становится возможным как падение духа, так и его необыкновенный взлет. У Платона эта ситуация вылилась в его гениальное прозрение о существовании идеальных, или, как бы мы их сейчас назвали, абсолютных ценностей. Факт их существования неочевиден в обычных условиях нашей жизни, до его осознания мы можем дотянуться только в периоды взлета нашего духа, в остальное время нам остается вера в то, что абсолютные ценности незыблемы; как бы не изменялась наша жизнь, они являются основой и гарантом этой жизни. Необходимо отметить, что прозрение Платона - это не единственный случай такого духовного взлета. Достаточно вспомнить

нравственные заповеди, упоминающиеся почти во всех религиях мира. Вера в высшие ценности стала основой культуры, несмотря на то, что случаи воплощения их в действительности катастрофически редки.

Духовность, таким образом, является основой религии, но не только. Как стремление к совершенствованию, она лежит в основе любого творческого акта и по сути безрелигиозна. На протяжении всего существования цивилизации религия была самой прочной основой духовности во всем многообразии ее проявлений. Религия была скрепой духовности, однако человечество повзрослело и отрицает всякие скрепы. Возможно, мы сейчас стоим на пороге создания новой парадигмы, но так ли это, покажет время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Токарева С.Б. Методологические основания понятия духовности // Философия и общество. 2005. № 2. С. 98-99.

2. Каган М.С. О духовном (опыт категориально -го анализа) // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 91-102.

3. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986. 61 с.

4. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. 152 с.

5. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-9.

6. Батищев Г.С. Философско-психологические идеи в концепции человека С.Н. Рубинштейна // Философские науки. 1989. № 7. С. 26-36.

7. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. тексты и беседы. М., Логос, 2004. 271 с. С. 87-103.

8. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 27-31.

9. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.: Академический проект. 2007. 494 с.

10. Франк С.Л. Духовные основы общества // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 510 с. С. 13-146.

11. Зинченко В.Н. Культура и духовность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 9-10.

12. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 31-35.

13. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 9. С. 227-239.

14. Экономцев И.Н. Духовность и творчество // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 24-26.

1 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.