УДК 261
Ян Цуйхун,
доктор исторических наук, доцент Цзилиньского
университета (КНР)
СВЕТСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ РУСИ
Православные монастыри в качестве важной организационной формы иночества от момента появления в Древней Руси пережили процесс распространения. Удельные князья являлись основными инвесторами, а монахи в Древней Руси первоначально в основном принадлежали к аристократии. Монастырь был расположен в городе или в соседстве с городом, что не позволяло монастырям обособиться от мирской жизни. Монастыри пытались сыграть свою роль в политической, общественной и культурной жизни, выполнять различные светские функции в служении царям и в заботе о царствовании
Yang Chuy Khun,
PhD in History, Associate Professor, Jilin University (People’s Republic of China) [email protected]
SECULAR DUTIES PERFORMED BY ORTHODOX CHRISTIAN MONASTERIES IN
THE EARLY RUS
Orthodox Christian monasteries being an important institutional form of monasticism, once emerged had experienced the process of expansion at the period of Early Russ. Feudal princes were main investors, and monks originally belonged mostly to aristocracy. A monastery was located either in the city or in the vicinity of the city that made it impossible for monasteries to escape from the secular life. Monasteries tried to take their part in politics and social and cultural life and perform other secular functions, serving for the kingship and sharing concerns for the kingship.
Ключевые слова: Русь, ские функции.
православные монастыри, свет-
Key words: Early Russ, Orthodox Christian monasteries, secular duties.
Исследовательский проект получил финансовую поддержку от Министерства образования КНР—номер проекта 11YJC770076.
Киевская Русь, как только что возникшее государство, сталкивается с трудной задачей: феодальные князья пытаются использовать заимствованную религию как идеологическое оружие для укрепления совей власти.
В 988 г. князь Владимир I принудил византийскую царевну Анну к замужеству в обмен на принятие христианства. Он призвал всех киевлян принять крещение в Днепре. Так киевляне стали верующими христианами. Это событие называют "Крещением Руси". Крещение Руси стало началом христианизации Древней Руси.
Церковная структура состоит из двух частей: храм и монастырь. Монастырь призван быть религиозным центром. В христианстве монахом называют того, кто удалился от земной жизни, предался Богу. Монастырь в христианстве — место для совместного проживания и деятельности монахов, а также проведения религиозной деятельности.
Князь Владимир заботился о религии: он отдавал землю под строительство церкви и средства на постройку монастырей. Монастыри развивались при содействии князя. Великий князь Владимир положил, что церкви передаются судебные пошлины и десятая часть налогов -десятина. Первые соборы были созданы при Владимире. При Ярославе продолжился рост могущества церкви и строительство соборов.
"В год 6545 (1037) заложил Ярослав город великий,.. заложил и церковь святой Софии,... затем монастырь святого Георгия и святой Ирины" [1]. Через почти полвека после Крещения Руси появились первые монастыри. "Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил" [1]. Основание православных монастырей являлось важным достижением обращённой в христианство Руси.
В Х1-Х11 вв. топографически монастыри располагались на важнейших торговых и водных путях Древней Руси, в городах по Днепру, в Киеве и вокруг него, в Новгороде и Смоленске. Так, в Киеве было 15 монастырей, Пскове - 1, Чернигове - 2, Смоленске - 1, Галиче - 1, Владими-ре-Суздальском - 8 [2, с. 51-53]. В этот период монастырь строился в городе и его окрестностях. Причина этого заключалась в том, что князья и бояре видели в монастырях опору в трудное время.
Первоначально монахи были в основном из высших слоёв общества. Епископы избирались обязательно из бояр. В монахи шли также князья и бояре, так как постригавшийся должен был сделать вклад или селами, или деньгами; монахи из купцов и зажиточных крестьян встречались только как исключение [3, с. 58]. Из всего этого следует, что существовала тесная связь
между религиозными и светскими властями. Это также было удобным условием для вмешательства духовенства в политические дела.
В Х1-Х11 вв. возникновение монастырей, расположенных в городе или близко к нему, например в Киеве, Новгороде и других городах, привело к тому, что жизнь в них не была полностью оторвана от мирской жизни. Финансируемый и построенный феодалами монастырь поддерживал тесные связи с дворянством. Роль монастыря в общественной жизни зависела от его привязки к социальному классу, государственной власти и правителям.
Вначале монастыри участвовали в политической деятельности. Иногда выступали как посредники во время феодальных конфликтов. В монастыре встречались и проводили переговоры, потому что широко бытовало мнение, что монастырь - это святое место, перед Богом люди будут говорить правду, следовать обещанию. В 1169 г., после смерти киевского князя Ростислава Мстиславича, за великокняжеский престол началась борьба между родственниками. Она закончилась вокняжением Мстислава Изяславича в Киеве. Но спорные вопросы необходимо было решить. Враждующих князей собрал в Вышгороде князь Давыд Ростиславич, а местом, куда съехались князья, стал Печерский монастырь: “И приеха Мыстислав у Печерськии монастырь, и за ним Володимир приеха и повеле ему съсести в икономли кельи, а сам съседе в игуменьи кельи” [4, с. 532-535]. В 1133 г. игумен Исайя посетил в качестве посла Киев, после чего вернулся в Новгород с митрополитом Михаилом.
Еще одна функция монастыря - быть местом захоронения, заточения. Сложилось воззрение, выработанное в монастырях, что судьба души за гробом зависит не только от дел умершего, но также главным образом и от молитв живых за него. Но при этом монахи подчеркивали, что далеко не все равно, кто и где будет молиться за умерших; молитва «непогребенных мертвецов», то есть монахов, всецело посвятивших себя посту, молитве и другим благочестивым подвигам, скорее будет услышана Богом, чем молитва приходского белого духовенства [3, с. 34].
По свидетельству Киево-Печерского Патерика, Антоний и Феодосий, основатели КиевоПечерской лавры, уверяли, что всякий человек, монах или мирянин, похороненный в монастыре, будет помилован, невзирая на его грехи. А житие Феодосия к этому прибавляет, что Феодосий перед смертью дал братии еще более смелое обещание: «Се елико же вас в монастыри сем умерет, или игуменом где отослан, аще и грехи будет кто сотворил, аз имам перед Богом за то отвещати» [3, с. 34].
Об Ирининском монастыре есть упоминание в Ипатьевской летописи под 1147 г., когда опальный Святослав Ольгович искал спасение в его стенах от восставших киевских горожан [4, с. 327]. Сам Святослав был праправнуком Ингигерды-Ирины и поэтому не случайно искал укрытие в ее монастыре.
В 1147 г. принял мученическую смерть от рук киевлян князь Игорь Ольгович, сын черниговского князя Олега Святославича. Он был арестован и заключен сначала в Киевском Михайловском монастыре, а позже переведен в Переяславль, в стены Иоанновского монастыря [4, с. 164].
Еще следует отметить, что монастырь являлся важным культурным центром. Монастырь обладал для развития культуры мощными экономическими ресурсами: огромными землями, доходами от торговли, ростовщичества и т.д. Жизнь в монастыре позволяла монахам заниматься культурной деятельностью, монастырь учил монахов грамоте.
Монахи занимались переписыванием и собиранием рукописей, руководили школами. Дочь Всеволода Ярославича Янка основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для богатых девушек: «Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, такоже ремеслам, пению и иным полезным знаниям» [5, с. 95]. Хотя до нас дошло мало информации, но можно определить, что этот монастырь предназначался для аристократии.
Наиболее значительной задачей всё-таки было переписывание. В Печерское монастыре был монах Иларион «беяше бо книгам хитр писати, и съи по вся дьни и нощи писаше книгы в кельи блаженнаго отца нашего Феодосия Евфростния нача книги писати своимя рукама, наемъ емлющи, требующим даяше».
Имел свою библиотеку и Юрьев монастырь, однако сведения об этом очень скудны. Кроме того, монастырь занимался также благотворительностью, филантропической деятельностью. Монастырь имел все условия для благотворительности: готовые комнаты для паломников, которые можно было использовать для приема страждущих, просителей убежища. Монастырь имел экономические возможности для помощи беженцам и инвалидам. В Киеве, следуя библейской заповеди «девять частей прибытка возьми себе, а десятую отдай Богу своему» [6],
монахи десятую часть монастырского дохода передавали богадельне, посылая кроме того по субботам печеные хлебы в городские тюрьмы и тем, кто находился в заключении.
Таким образом, светские функции древнерусских монастырей были разнообразны и очень важны как для самих монастырей, так и для всего общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Повесть временных лет. http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt
2. Синицына Н.В. Монашество и монастыри в России (XI - XX века). - М.: Наука, 2002.
3. Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Политиздат, 1983.
4. Полное собрание русских летописей (том 2). - М.: Восточная литература, 1998.
5. В.Н. Татищев История российская (том 2). - М.-Л.: Наука, 1963.
6. Новый Завет библии. Левит; Новый Завет библии. Второзаконие.
REFERENCES
1. Povest' vremennyh let. http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt
2. Sinicyna N.V. Monashestvo i monastyri v Rossii (XI -XXveka.Moskva:Nauka, 2002.
3. Nikol'skij N.M.Istorija russkoj cerkovi. Moskva : Politizdat.1983.
4. Polnoe sobranie russkih letopis' (tom 2) .Moskva: Vostochnye literatury, 1998.
5. V. N. Tatishhev .Istorija rossijskaja(tom 2) .Moskva-Leningrad : Nauka, 1963.
6. Novyj Zavet biblii • Levit ; Novyj Zavet biblii •Vtorozakonie.