Научная статья на тему 'СВЕТОМУЗЫКА В ХОРЕОГРАФИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВА СВЕТА И ДВИЖЕНИЯ'

СВЕТОМУЗЫКА В ХОРЕОГРАФИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВА СВЕТА И ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
светомузыка / хореография / танец / искусство / визуальные образы / эмоции / современные технологии / сценическое искусство / light music / choreography / dance / art / visual images / emotions / modern technologies / stage art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маненкова А. А., Дубских Т. М.

В данной статье рассматривается влияние светомузыки на хореографию как важного элемента современного искусства. Обсуждаются исторические корни концепции светомузыки и ее развитие с течением времени. Подробно описывается, как интеграция света в хореографию может создавать визуальные образы, которые усиливают восприятие как исполнителями, так и зрителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIGHT MUSIC IN CHOREOGRAPHY: INTEGRATING ART OF LIGHTAND MOVEMENT

Article examines the influence of light music on choreography as an important element of modern art. The historical roots of the concept of light music and its development over time are discussed. It describes in detail how the integration of light into choreography can create visual images that enhance the perception of both performers and viewers.

Текст научной работы на тему «СВЕТОМУЗЫКА В ХОРЕОГРАФИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВА СВЕТА И ДВИЖЕНИЯ»

УДК 792.022 Маненкова А.А., Дубских Т.М.

Маненкова А.А.

магистрант направления подготовки «51.04.02 Народная художественная культура» Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)

Научный руководитель: Дубских Т.М.

кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогика хореографии» Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск, Россия)

СВЕТОМУЗЫКА В ХОРЕОГРАФИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВА СВЕТА И ДВИЖЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается влияние светомузыки на хореографию как важного элемента современного искусства. Обсуждаются исторические корни концепции светомузыки и ее развитие с течением времени. Подробно описывается, как интеграция света в хореографию может создавать визуальные образы, которые усиливают восприятие как исполнителями, так и зрителями.

Ключевые слова: светомузыка, хореография, танец, искусство, визуальные образы, эмоции, современные технологии, сценическое искусство.

Световые эффекты, музыка и танец - это искусства, которые существуют вместе уже много веков и помогают лучше воспринимать творчество и создавать яркие впечатления. В последнее время светомузыка стала важным элементом в хореографии, позволяя создать уникальные визуальные образы и усилить воздействие движения.

1542

В XVIII веке возникла идея, что цветовая музыка является важным видом искусства. Французский физик Луи-Бертран Кастель написал работу «Клавесин для глаз», посвящённую синтезу цвета и звука [4].

В XX веке появились первые светомузыкальные композиции, отвечающие эстетическим потребностям времени. Ярким примером является задумка «световой симфонии» в произведении А.Н. Скрябина «Прометей» (1910), где композитор впервые в мировой практике использует специальную строку «Luce» для обозначения света, записанную нотами для инструмента «tastiera per luce» («световой клавир») [1].

С течением времени световые технологии стали развиваться, и на смену простым проекциям пришли сложные системы освещения, которые могут динамично реагировать на музыку. Современные системы освещения обеспечивают высокую степень трансформации пространств. LED-технологии, лазеры и проекционные системы позволяют создавать многослойные световые эффекты, адаптирующиеся к музыке в реальном времени. Доступность программного обеспечения для синхронизации света и звука открыла артистам новые горизонты для экспериментов и самовыражения.

Возрастающее значение светомузыки в хореографии не только расширяет арсенал средств художественного выражения, но и трансформирует сам процесс создания хореографического произведения. Хореографы начинают рассматривать свет не как дополнительный, а как органичный элемент танца, что требует изменений в методах обучения и репетиционных процессах. Артисты, танцовщики, хореографы и режиссеры часто работают на репетициях со световым оборудованием, чтобы синхронизировать световые эффекты с движениями, исследуя, как свет может подчеркивать определенные акценты в исполнении. Ниже приведена таблица, которая представляет краткое и понятное описание различных типов освещения на различных танцевальных площадках.

1543

Таблица 1. Основные типы освещения с их описаниями и функциями.

Тип света Описание Функции

Основное освещение Главный источник света, задающий общую яркость сцены Устанавливает атмосферу и видимость всех объектов на сцене

Контровой свет Свет, направленный на объект со стороны, противоположной зрителю Создает контур и обрисовку персонажей или объектов, делая их более объемными и отделяя от фона

Боковой свет Свет, направленный с боков относительно сцены Подчеркивает текстуры и формы объектов, создавая интересные тени и объем

Верхний свет Источник света, размещенный высоко над сценой и направленный вниз на актеров и объекты Создает тени под объектом, добавляя глубину и объем

Нижний свет Источник света, располагаемый низко на уровне сцены и направленный вверх на актеров и объекты Создает мрачные эффекты, имитирует свет от огня или свечей

Светомузыка открывает возможности для экспериментов и создает «визуальный язык», который дополняет и обогащает восприятие танца. Режиссеры-постановщики продолжают находить новые способы взаимодействия света, музыки и танца, вдохновляя поколения хореографов и зрителей, учитывая скорость технологических изменений.

1544

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина, - М.: Российское музыкальное издательство, 1917, 24 с;

2. Хрущева Т.С. Светомузыка как многофакторное средство воспитания: сущность, история вопроса, пространство применения// Вестник МГУКИ. - 2016.

3. Нейл Фрейзер, Уроки сценического освещения [Электронный ресурс]. URL: https://svetovik.info/t/уроки-сценического-освещения-нейл-фрейзер/8496;

4. Чеников И.В., Хромосемантика музыки [Электронный ресурс]. URL: http s://w.ka2.ru/nauka/cheni kov_3. html

Manenkova A.A., Dubskikh T.M.

Manenkova A.A.

Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)

Scientific advisor: Dubskikh T.M.

Chelyabinsk State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia)

LIGHT MUSIC IN CHOREOGRAPHY: INTEGRATING ART OF LIGHT AND MOVEMENT

Abstract: article examines the influence of light music on choreography as an important element of modern art. The historical roots of the concept of light music and its development over time are discussed. It describes in detail how the integration of light into choreography can create visual images that enhance the perception of both performers and viewers.

Keywords: light music, choreography, dance, art, visual images, emotions, modern technologies, stage art.

1545

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.