Научная статья на тему 'Светлой памяти учителя профессора томина Валентина Тимофеевича'

Светлой памяти учителя профессора томина Валентина Тимофеевича Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Светлой памяти учителя профессора томина Валентина Тимофеевича»

Светлой памяти Учителя профессора Томина Валентина Тимофеевича

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит -И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

А.С. Пушкин

4 января 2019 года от нас ушел профессор Валентин Тимофеевич Томин. Ушел на юбилейном 85-м году. Ушел красиво и мужественно, тихо заснув и неслышно притворив дверь в этот мир. Ушел, не позволив тяжелой смертельной болезни поколебать присущее ему достоинство великого человека. Ушел, чтобы остаться... Остаться невидимым наставником, незримым вдохновителем Большого дела, питающего учеников и соратников.

И вот сейчас Учитель смотрит на меня со своей любимой фотографии, наполненной символами его особой милицейской философии; смотрит живым, теплым, проникновенным взглядом, в котором читается не то вопрос, не то пожелание: «Ну что, Михаил Петрович, сможешь ли умилить наставника капелькой подаренного тебе мастерства, искоркой томинского стиля мышления, позволяющего вскрывать прелюбопытную сущность в вещах, для всех привычных и скучных? Сможешь ли ты, ученик мой, написать. оптимистический некролог?».

И глядя в глаза учителю, я понимаю, что статья, посвященная его светлой памяти, действительно должна быть не некрологом-эпилогом, а некрологом-прологом, оптимистическим прогнозом развития томинской научной школы, школы жизнелюбия.

Есть известное латинское изречение: Non sholae, sed vitae discimus - учимся не для школы, а для жизни. Именно этому принципу всегда следовал Валентин Тимофеевич, пытаясь привить

ученикам полезные жизненные навыки, пригодные не только для научного, но и для повседневного использования. Не все эти навыки приживались сразу, не все они сразу и осознавались. Так, только сейчас я начинаю отчетливо понимать, что одним из важнейших свойств человеческой натуры и характера ученого он считал - жизненный оптимизм.

И это понимание дает мне осознание того, что совсем не случайно в свои последние годы Учитель не раз обращался ко мне со словами: «Скажи что-нибудь хорошее». Бывало, услышав этот призыв, я терялся; случалось, наскоро отделывался дежурными словами о любви к науке и школе. Но всякий раз меня преследовало чувство, что вопрос этот заставал врасплох и уж точно не был самым простым. И только теперь до меня начинает доходить, что это был потаенный учительский тест на оптимизм, замаскированное пожелание ученику всегда держать ощущение благости жизни на верхних полках души.

«Скажи что-нибудь хорошее» - это призыв не забывать об оптимизме как важнейшей жизненной задаче. И памятный плакат в его старом рабочем кабинете, категорически призывающий - «Не бурчать!», - это тоже своеобразная настройка на волну оптимизма.

Сам Валентин Тимофеевич Томин был удивительным оптимистом. Оптимистом деятельным, созидательным. Его оптимизм был не только даром небес и свойством характера. Это был оптимизм рукотворный и мыслетворный; оптимизм как награда за невероятное трудолюбие и сложнейший узор прожитых лет.

Всматриваясь в эпизоды биографии учителя, я понимаю, что оптимизм вообще есть феномен парадоксальный. Как ни крути, а оптимисты - это выпускники трудной жизни; трудной на старте, сложной на переломных этапах; жизни, не устающей бросать вызовы до самого последнего дня.

Судьба В.Т. Томина сложилась очень непросто. Он родился 2 июня 1934 года в г. Мариуполь Донецкой области (Украинская СССР). Рано остался без отца. Тимофей Михайлович Томин - старший политрук пал смертью храбрых в августе 1941 года, защищая, как всегда подчеркивал его сын, советский город Киев. Главным воспоминанием об отце (его портрет всегда висел в домашнем кабинете В.Т. Томина) осталась фраза, которую он выкрикнул из вагона эшелона, устремляющегося на передовую: «Сын! Обязательно вырасти хорошим человеком!».

Со всей остротой Валя Томин испытал на себе тяготы войны и эвакуации. Широка была география его школьных лет. В первый класс пошел в деревне Свищевка Пензенской области, потом были Мариуполь, Ленинград, Коканд. Среднюю школу окончил в Перми в 1952 году с золотой медалью. Эта медаль и привела его на юридический факультет Ленинградского государственного университета, который он закончил в 1957 году и тоже с отличием.

Место работы - милицию и Сахалин - он выбрал сам. Получил в 1957 году звание старшины милиции и должность следователя следственного отдела. Так началась долгая - длиной в сорок лет - служба В.Т. Томина в милиции. И это было действительно служение, гордое и самоотверженное. Милиция и В.Т. Томин гармонично дополняли друг друга. И выше всякого звания он ценил емкое и ответственное звание милиционера.

Выйдя в 1995 году в отставку в звании полковника милиции, он активно продолжил научную, преподавательскую и просветительскую деятельность в академии и других вузах города. Им гордится Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, полагая, что именно там он обрел вдохновение на многие научные свершения. Но сам Учитель всегда подчеркивал, что местом его основной работы неизменно была Горьковская высшая школа МВД СССР, впоследствии Нижегородская академия МВД России.

Правда, справедливости ради следует отметить, что город Горький (Нижний Новгород) помнит по большей части искры уже зрелого томинского оптимизма. Юношеский же задор, букет фантастических жизнеутверждающих планов и проектов достались сибирскому городу Омску. В.Т. Томин сыграл огромную роль в становлении Омской высшей школы МВД СССР. С 1965 года он возглавлял там кафедру уголовного процесса, а затем несколько лет был заместителем начальника школы по учебной и научной работе. Омская научная школа уголовного процесса по праву считает его своим основателем, равно как и вся Омская академия МВД России не забывает, что он стоял у истоков ее самых почитаемых традиций.

С 1974 года В.Т. Томин навсегда связал жизнь с нашим вузом. Именно он является создателем кафедры уголовного процесса. Двадцать лет он бессменно руководил этой кафедрой, впоследствии получившей его имя. За два десятилетия были сформированы научные и педагогические традиции, заложена особая культура общения с обучаемыми, особые принципы вузовской комму-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2019, № 1 (45)

303

никации. Даже отойдя от активной преподавательской деятельности, В.Т. Томин осуществлял широкую консультационную работу, координировал многие научные проекты, вдохновлял и ободрял молодых и зрелых исследователей. Его квартира на улице Горького фактически стала филиалом кафедры, своеобразным клубом пламенных процессуалистов, в котором он был общепризнанным председателем.

Именно там, в поднебесье девятого этажа пришло понимание того, что мы - его ученики и единомышленники - уже не просто кафедра, не просто клуб, а настоящая школа «живого уголовного процесса». Мы уже и не помним кому и когда пришла мысль называть нижегородскую школу процессуалистов именно этим именем. Но учитель посчитал, что авторство должно принадлежать мне. В дарственном пожелании к Курсу проблемных лекций, он написал: «М.П.! Эту книгу, одним из незаменимых соавторов которой ты являешься, я счел необходимым подписать, чтобы застолбить за тобой право на отличный афоризм «живой уголовный процесс». Твой стареющий В.Т., декабрь 2012».

В этом памятном автографе в очередной раз нашла отражение учительская щедрость профессора В.Т. Томина. Он всегда искренне радовался находкам учеников и в то же время следил, чтобы они по неосторожности не присвоили себе «соседские» мысли. Никогда не навязывал он свое соавторство чужим идеям и текстам. Напротив, брал учеников в соавторы больших проектов, чтобы мы могли пробиться к собственной силе, обрести преемственность в известности. Свидетельством тому является многолетнее и многотомное совместное научное редактирование комментариев к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам России, в свое время предложенное мне и В.В. Сверчкову. Учителю не нужно было чужого, у него всегда в избытке было своего. И он с радостью делился с нами своим оптимизмом, своим научным задором. Делился идеями, опережающими свое время. И мы впитывали в себя этот томинский дух, дух созидания. Дух, ставящий научный «путь корреспондентов» выше «пути рецензентов».

Без всякого преувеличения можно сказать, что нижегородские процессуалисты всех поколений носят в себе частичку бескрайней томинской души. Передача опыта и знаний всегда происходила в рамках живого общения, без чинов и регалий. Мы всегда были соратники и коллеги. Мне же посчастливилось стать учеником профессора В.Т. Томина в самых сокровенных значениях этого слова, воспринять не только букву, но и тончайшую ауру его учения, понять и почувствовать перспективы концепций, осознать высокие задачи научной школы. Труды учителя все еще ждут особого прочтения, особой интерпретации; они до времени хранят немало не проросших концептов.

Всю свою жизнь профессор В.Т. Томин посвятил бескорыстному служению юридической науке и практическом уголовному судопроизводству. Его научный и творческий путь был живым воплощением диалектики, тонким искусством укрощения и примирения самых непримиримых эмпирических и теоретических противоречий. Он всегда был искренним новатором и в то же время убежденным советским ретроградом, бесстрашным проводником новых созидательных концепций и ярым защитником священных традиций уголовного судопроизводства, его истинной квинтэссенции.

Валентин Тимофеевич оставил потомкам десятки монографий и сотни научных статей. Его имя навечно запомнят многочисленные комментарии к Уголовному и Уголовно-процессуальным кодексам Российской Федерации. Он был настоящим энциклопедистом в области уголовного судопроизводства. Не было уголовно-процессуальных сфер, которые бы он обошел своим вниманием. Но его сердце, его главная научная страсть были отданы двум основным темам - целеполаганию и принципам отечественного уголовного процесса. Без всякого преувеличения можно сказать, что профессором В.Т. Томиным и его учениками было создано учение о принципах уголовного судопроизводства и серьезная методологическая концепция целеполагания.

Это учение было положено в теоретико-идеологическую основу созданной им научной школы - Нижегородской школы процессуалистов. Но, став основой, учение не превратилось в догму. Профессор В.Т. Томин никогда не делал заявлений, что его представления об уголовном процессе являются единственно верными. Научное наследие Учителя - это больше, чем просто суммарный текст: это схема, контуры пути, руководство к действию. Его работы имеют большое методологическое значение и являются примером осмысленного применения диалектического метода познания.

Благодаря этому, развитие методологии школы не останавливается. Учение В.Т. Томина, созданные им традиции обеспечили для томинской школы долгое будущее. Это будущее гаран-

тировано тем, что на кафедре уголовного процесса работает томинская гвардия. Это источник энергии развития школы, позволяющий ей жить и быть воистину томинской школой живого уголовного процесса.

Но не только наукой питался жизненный оптимизм Валентина Тимофеевича. Он всегда был человеком многогранным и многим запомнился как яркий публицист и писатель. Много работ посвящено популяризации и пропаганде уголовно-процессуальной науки и милицейской деятельности. Следы этой миссии навсегда увековечены в книгах «Быть гражданином», «Рядом с тобой». Он известен как автор детективов «Убить президента» и «Искусство иметь врагов». Это не просто развлекательный жанр, это жанр научно-художественный и отчасти философский.

Валентин Тимофеевич обладал незаурядным творческим магнетизмом. Рядом с ним всегда оказывались надежные соратники и последователи. Группы превращались в кружки, кружки перерастали в школы. И даже после своего ухода он не перестал объединять людей. 6 февраля 2019 года при активной поддержке руководства академии был организован научный круглый стол, посвященный его памяти. Это мероприятие собрало много народа. Яркие выступления учеников и соратников, трогательные воспоминания вдовы О.Н. Томиной, масштабные планы по увековечиванию памяти профессора В.Т. Томина, озвученные первым заместителем начальника академии по учебной работе Р.В. Павленковым и заместителем начальника академии по научной работе Е.Е. Черных - все это скорее создавало образ собрания, на котором обсуждались не прошлые достижения Учителя, а верстались проекты, в которых будет жить его имя, его дух, его неиссякаемый жизненный оптимизм.

Учитель! Вы с честью выполнили наказ отца - Вы выросли хорошим человеком! Вы вырастили много хороших людей, которые еще скажут немало хороших слов и сделают много хороших дел! Вы с нами навсегда!

Поляков Михаил Петрович, доктор юридических наук, профессор

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2019, № 1 (45)

30 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.